Научная статья на тему 'Функциональный анализ феномена династийности социального института здравоохранения в условиях модернизации'

Функциональный анализ феномена династийности социального института здравоохранения в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ДИНАСТИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОЙ СОПРЯЖЕННОСТИ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ФУНКЦИИ ФЕНОМЕНА ДИНАСТИЙНОСТИ / MEDICAL DYNASTIES / SOCIAL HEALTHCARE INSTITUTE / MUTUAL CORRELATION COEFFICIENT / STATISTICAL DEPENDENCE / FUNCTIONS OF DYNASTY PHENOMENON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Ксения Александровна

Проведен социологический анализ роли медицинских династий в функционировании института здравоохранения. Выявлены взаимосвязи феномена династийности с другими признаками системы здравоохранения. Сформулированы закономерности и статистические тенденции, связанные с влиянием феномена династийности на профессиональную подготовку студентов медицинского вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL ANALYSIS OF DYNASTY PHENOMENON IN SOCIAL HEALTHCARE INSTITUTE UNDER MODERNIZATION CONDITIONS

The sociological analysis of the role of medical dynasties in healthcare institute functioning is carried out. Interrelations of the dynasty phenomenon with other healthcare system features are revealed. Laws and statistical tendencies connected with the influence of the dynasty phenomenon on vocational training of medical high school students are formulated

Текст научной работы на тему «Функциональный анализ феномена династийности социального института здравоохранения в условиях модернизации»

© Калашникова К.А., 2011

УДК 316:61 ББК 60.561.6

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДИНАСТИЙНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

К.А. Калашникова

Проведен социологический анализ роли медицинских династий в функционировании института здравоохранения. Выявлены взаимосвязи феномена династийности с другими признаками системы здравоохранения. Сформулированы закономерности и статистические тенденции, связанные с влиянием феномена династийности на профессиональную подготовку студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: медицинские династии, социальный институт здравоохранения, коэффициент взаимной сопряженности, статистическая зависимость, функции феномена династийности.

Династии как социальный феномен современной медицины берут свое начало еще в племенных обществах. Клановость и замкнутый характер лечебного дела по своему генезису предвосхитили образование здравоохранения как специфического социального института. «Быть врачом, значит обладать огромной над людьми властью, поэтому пользоваться ею надо мудро, ответственно и человечно», говорит О.С. Борцов [1, с. 4]. С образованием четкой и структурированной системы здравоохранения профессиональная преемственность приобрела родственный характер. Династии Виноградовых, Бехтеревых, Та-реевых, Вишневских, Насоновых, Мяснико-вых, Петровских, Покровских являются гордостью отечественной медицины.

Согласно структурно-функциональному подходу, использованному в качестве методологической основы исследования, медицинские династии можно рассматривать как паттерн, влияющий на деятельность института здравоохранения и выполняющий специфическую роль в данной социальной системе. Интерпретация династий в медицинской отрас-

ли в качестве устойчивого образца предполагает поиск функционального объяснения факта его существования, определения его влияния на деятельность системы здравоохранения. Поставленная цель ориентирует эвристический поиск на изучение структуры взаимосвязи феномена династийности с другими признаками института здравоохранения.

В условиях реформирования системы здравоохранения, в период критической нехватки медицинских кадров (их дефицит в региональных лечебно-профилактических учреждениях составляет от 23 до 42 % [2]) проведение социологического анализа роли медицинских династий, под которыми понимается совокупность индивидов, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью и объединенных родственными отношениями, представляется актуальным. В данной статье проанализированы результаты анкетного опроса студентов V курса Волгоградского государственного медицинского университета, проведенного осенью 2010 - зимой 2011 года.

В анкетировании участвовали (сплошная выборка) студенты медицинского университета: 71,8 % представительниц женского пола,

28,2 % - мужского. Из них 57,4 % и 53,6 % (соответственно) указали на генетическую или родственную связь с медицинскими работниками. Выявленная структурная диффе-

ренциация представляется специфичной и позволяет утверждать, что медицинские династии, составляя более половины общего числа студентов ВолГМУ, играют важную роль в функционировании системы оказания медицинской помощи населению.

Для анализа взаимосвязей феномена ди-настийности (Д) с другими признаками института здравоохранения использовалась логическая схема, согласно которой указанная переменная рассматривалась в качестве главного, целевого признака. Помимо выявления его парных связей с остальными переменными, одновременно вычислялась мера связи между всеми парами признаков, среди которых нами были выделены: удовлетворенность обучением (Уд), успеваемость (У), осознанность выбора (О) и приверженность к выбранной профессии (П). Парная взаимосвязь каждого индикатора с признаком династийности осуществлялась с помощью вычисления коэффициента взаимной сопряженности Пирсона.

Для выявления непосредственных связей между признаками при вычислении коэффициента взаимной сопряженности вводилась контрольная переменная, служащая индикатором истинности полученного значения. Если ее введение уменьшало связь между исходными переменными, но устанавливалась корреляция между нею и каждым из первоначальных признаков по отдельности, то связь между исходными переменными признавалась ложной, а контрольная переменная трактовалась как интерпретирующая или объясняющая. Особенностью связи признака династий-ности с остальными компонентами является ее однонаправленность, обозначающая невозможность воздействия любого другого компонента на обладание анкетируемым качеством династийности.

Выявленная структура взаимосвязей совокупности признаков представлена в таблице.

Матрица интеркорреляций пяти признаков

Д У О Уд П

Д 1 0,47 0,74 0,3 0,04

У 0,47 1 0,66 0,9 0,9

О 0,74 0,66 1 0,7 0,6

Уд 0,3 0,9 0,7 1 0,9

П 0,04 0,9 0,6 0,9 1

Согласно полученным данным, между феноменом династийности и тремя признаками установлена статистическая зависимость, что свидетельствует о его влиянии на большинство анализируемых компонентов. Однако если связь с признаком осознанности выбора очевидна (С = 0,74), то его воздействие на приверженность к выбранной профессии (профессиональные планы) можно считать незначительным (0,04).

Связь между династийностью и осознанностью выбора профессии, которая трактуется в данном исследовании как самостоятельность принятия решения о поступлении в медицинский вуз, является самой сильной (С = 0,74). Выявленная эмпирическая тенденция свидетельствует о том, что вопреки ожиданиям студенты из медицинских семей в выборе образования намного чаще, нежели остальные сокурсники, руководствуются своим собственным желанием (80,9 % против 60 % соответственно), а не советом родителей (16,6 % против 29,3 % соответственно). О другой альтернативе самостоятельности в выборе образования - благоприятной возможности для поступления в медицинский вуз - упомянули только студенты-медики в первом поколении (10,7 %). Однако 2,4 % респондентов из медицинских династий вообще воздержались от ответа на данный вопрос. Выявленная тенденция объясняется интери-оризацией у студентов из медицинских династий ценностей представителей своей семьи, правил и норм их профессионального поведения. Они с детства воспринимают медицинскую профессию как неотъемлемую часть истории своей семьи и готовят себя к продолжению фамильного дела. Самостоятельности принятия решения способствует и четкое представление об особенностях и сложностях медицинской профессии, что помогает студентам более корректно соразмерить свои желания с возможностями. Выбор своей семьи они осознанно делают собственным. Достаточно высокий процент нединас-тийных студентов, ориентирующихся в выборе образования на факторы извне (по совокупности их доля составляет 40 %), может быть связан с их нечеткими представлениями о своей профессиональной карьере. В паре «династийность - осознанность выбора об-

разования» факт принадлежности к медицинской семье является главным, целевым, а второй параметр - зависимым, подверженным влиянию первого. Связь между ними трактуется как однонаправленная и непосредственная.

Установленная корреляция признака ди-настийности и успеваемости, трактуемого нами как результативность процесса обучения и определяемого через выявление среднего балла в зачетной книжке, является менее очевидной. Успеваемость незначительно зависит от принадлежности к медицинской династии. Так, «пятерку» как свой средний балл успеваемости указали только 35,7 % студентов, продолжающих дело своих родных, и 48,5 % студентов-медиков в первом поколении. Зато хорошистов значительно больше в первой группе - 60,1 % против 42,3 %. Это практически уравновешивает процентное соотношение студентов, обучающихся на «пять» и «четыре». Троечники распределены следующим образом: 4,1 % относятся к потомственным медикам и 9,2 % - к медикам в первом поколении. Таким образом, большинство династийных студентов обучаются на «четверки», среди них практически нет троечников, но и несколько меньше отличников. Иное распределение оценок у студентов-ме-диков в первом поколении. У них каждый второй - отличник, однако и больше тех, кто едва справляется с требованиями образовательной программы. Высокая оценка знаний для ди-настийных студентов не является самоцелью, для студентов из немедицинских семей это критерий для их включения в систему, способ повысить самооценку. Введенный в качестве контрольной переменной, признак осознанности выбора усилил зависимость между феноменом династийности и успеваемостью, что свидетельствует о том, что первоначальные переменные связаны между собой непосредственной явной связью. Однако для студентов, выбравших свое образование самостоятельно, связь династийности и получаемых оценок менее очевидна, нежели для тех, кто учится по совету своих родных. Полученные результаты подтверждают, что успешность учебной деятельности предопределяется осознанностью выбора респондентом своего образования. Однако наличие родствен-

ных связей при условии несамостоятельности выбора профессии в большей степени благоприятствует отличной или хорошей успеваемости. Среди факторов, способствующих этому, можно выделить: наличие специальной литературы, использование опыта и знаний профессионалов, систему наставничества и т. д. И наоборот: студенты из немедицинских семей, поступившие в профильный вуз не по своему желанию, сталкиваются с трудностями в учебной деятельности (отсутствие четко выраженной мотивации при отсутствии помощи извне).

Удовлетворенность обучением и любовь к будущей профессии определялись нами косвенно - как стремление респондентов передать профессию своим детям, которым каждый желает лучшего. Согласно анкетному опросу, всего 19,6 % династийных и

19,2 % нединастийных студентов желали бы, чтобы их дети стали медиками. Предсказуемо высоким оказался процент сомневающихся (61,3 % студентов из медицинских семей против 50 % студентов-медиков в первом поколении), который значительно варьирует за счет доли тех, кто уже сейчас не хочет передавать профессию будущим поколениям. Если у студентов из медицинских династий об этом заявили только 19 %, то среди нединастийных студентов - 30,7 %, что отчасти свидетельствует о невысокой степени удовлетворенности этой группы респондентов своей будущей профессией. Однако в целом, за счет большого процента сомневающихся в обеих группах опрошенных, коэффициент сопряженности феномена династий-ности и признака удовлетворенности равен

0,3. Введение признака осознанности выбора в качестве контрольной переменной усилило связь между первоначальными переменными до 0,8, что интерпретируется как взаимное влияние всех трех компонентов друг на друга: если удовлетворенность обучением зависит от осознанности выбора образования, то последний компонент, в свою очередь, предопределяется фактом принадлежности к медицинской династии.

Влияния феномена династийности на профессиональные планы, обозначаемые нами как признак приверженности к выбранной профессии и определяемые как стремление работать

по образованию, практически не обнаружено. Большинство опрошенных (73,8 %), вне зависимости от факта принадлежности к династии, не сомневаются в том, что будут работать в медицинских организациях и учреждениях. Удовлетворенность обучением и осознанность выбора профессии являются модальными признаками, предопределяющими представления студентов-медиков о своем профессиональном будущем.

Структуру взаимосвязи изучаемых признаков можно представить в виде графа связи со значением порога, равного коэффициенту 0,5 (см. рисунок). Основным узлом связи является признак осознанности выбора медицинского образования. По отношению к удовлетворенности обучением, к успеваемости и приверженности к выбранной профессии данный признак можно считать причинным, так как он предшествует данным параметрам и предопределяет их.

Граф связи признаков, влияющих на профессиональную подготовку студентов медицинского вуза

Однако данная связь является сложной и не ограничивается действием лишь одного признака. Удовлетворенность, успеваемость и профессиональные планы в равной степени влияют друг на друга, что обозначено на корреляционном графе в виде равностороннего треугольника. Успеваемость естественным образом отражается на том, какие профессиональные планы строит студент, равно как и то, чего он хочет добиться в будущем, влияет на оценки его учебной деятельности. В зависимости от того, удовлетворен ли студент своим обучением, он решает вопрос о рациональности работы по профессии. Неразрывно связаны и успеваемость с удовлетво-

ренностью. Успешно обучающийся студент доволен своим образовательным процессом, равно как и то, что нравится (процесс обучения), легче воспринимается (материал обучения). Связи между вершинами равностороннего треугольника являются более тесными, однако признак осознанности сохраняет свое значение как причинный фактор, влияя на каждый из этих компонентов по отдельности. В свою очередь, он зависит от феномена династийности. Таким образом, О является промежуточным признаком между Д - с одной стороны, и У, Уд и П - с другой. Непосредственные связи феномена ди-настийности с признаками удовлетворенности, успеваемости и профессиональными планами сохраняются, однако в корреляционном графе они не нашли отражения, так как оказались меньше заданного порога. Следовательно, связь фактора династийности с указанными признаками можно рассматривать не как непосредственное влияние, а как опосредованное осознанностью выбора.

Анализируя статистическую зависимость между феноменом династийности и осознанностью выбора студентами-медика-ми своей профессии, можно выявить следующую закономерность: студенты из медицинских династий при поступлении в профильный вуз чаще, нежели их сокурсники из немедицинских семей, ориентировались на свое личное желание, следовательно они более осознанно сделали выбор в пользу профессии врача. Для студентов-медиков в первом поколении определяющими являлись внешние факторы - совет родителей или наличие благоприятной возможности для поступления в конкретный вуз. Влияние остальных парных факторов также можно выразить в виде статистических тенденций:

1. Студенты, поступившие в медицинский вуз по собственному желанию, с большей (нежели их сокурсники, сделавшие свой выбор несамостоятельно) долей вероятности будут учиться на «пять» и «четыре».

2. Наличие родственных связей, даже при условии несамостоятельности выбора профессии, благоприятствует отличной или хорошей профессиональной подготовке; и наоборот: студенты из немедицинских семей, поступившие в профильный вуз не по своему

желанию, столкнутся с трудностями при овладении профессией.

Введение феномена династийности в качестве контрольной переменной выявило, что влияние признака осознанности на получаемые оценки для студентов из медицинских династий меньше, чем для их сокурсников, не имеющих медиков среди своих родственников. На успеваемость первой группы респондентов влияет как фактор осознанности выбора, так и сам факт принадлежности к профессиональной династии, желание соответствовать уровню своих родных и страх их подвести. Корреляция успеваемости и династийности может быть интерпретирована как своеобразное «вмешательство» представителей старших поколений в образовательный процесс младших (вне зависимости от их личного желания). Они могут объяснить сложный материал и проконтролировать его усвоение, помочь достать редкую литературу, задействовать другие ресурсы (профессиональные связи с преподавательским составом и т. д.) для усвоения материала и успешной подготовки к овладению будущей профессией. По причине отсутствия подобных возможностей связь между осознанностью выбора и средним баллом в зачетной книжке нединастийных студентов намного сильнее. Их успеваемость зависит только от личного стремления, так как в процессе обучения им приходится опираться только на себя.

3. У династийных студентов на удовлетворенность обучением влияет не только успеваемость, но и сам факт принадлежности к медицинской семье.

Введение феномена династийности в качестве контрольной переменной для анализа связи между успеваемостью и удовлетворенность выявило, что у студентов-медиков, продолжающих фамильное дело, влияние среднего балла в зачетной книжке на удовлетворенность обучением слабее, чем у их сокурсников. Они гордятся принадлежностью к медицинской династии, что естественным образом отражается на общем уровне их удовлетворенности.

Выявленные закономерности свидетельствуют о влиянии феномена династийности на овладение студентами медицинского вуза профессиональными навыками, что отражается на функционировании социальной системы здравоохранения в целом. На образовательном этапе его функциональность связана с латентным отбором абитуриентов, выбравших медицинскую профессию по зову сердца, с учетом тех возможностей и проблем, которые на сегодняшний момент существуют в отрасли. Студенты из медицинских семей приходят в профессию с мировоззрением, учитывающим традиции, нормы и ценности профессионального поведения. Кроме того, влияние фактора династийности связано с адаптирующей функцией, так как этот признак помогает нивелировать факторы, отрицательно действующие на процесс овладения профессией. Не менее значимой является и транслирующая функция, реализуемая посредством феномена династийности как передача из поколения в поколение накопленного опыта. Указанные функции определяют важность феномена династийности для института здравоохранения и способствуют закреплению данного паттерна в качестве устойчивого элемента системы. Однако идеализировать роль феномена также не следует. Его связь с успеваемостью, удовлетворенностью и профессиональными планами не является модальной, а наличие родственных отношений с представителями медицинской профессии вовсе не гарантирует достижения успехов на профессиональном поприще, хотя и способствует этому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борцов, О. С. Medicus: трудовые династии / О. С. Борцов. - Красный Сулин : ЗАО «Сулинпо-лиграфсервис», 2008. - 304 с.

2. Модернизация современного здравоохранения: намерения и угрозы : доклад оргкомитета // VII (XXII) Всерос. Пироговский съезд врачей (Москва, 26-27 нояб. 2010 г.). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://sharkov.viperson.ru/wind.php?ID =632201&soch=1 (дата обращения: 26.01.2011). - Загл. с экрана.

THE FUNCTIONAL ANALYSIS OF DYNASTY PHENOMENON IN SOCIAL HEALTHCARE INSTITUTE UNDER MODERNIZATION CONDITIONS

K.A. Kalashnikova

The sociological analysis of the role of medical dynasties in healthcare institute functioning is carried out. Interrelations of the dynasty phenomenon with other healthcare system features are revealed. Laws and statistical tendencies connected with the influence of the dynasty phenomenon on vocational training of medical high school students are formulated.

Key words: medical dynasties, social healthcare institute, mutual correlation coefficient, statistical dependence, functions of dynasty phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.