УДК 378.17
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ДИНАМИКА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В.Ф. КОСТЮЧЕНКО1, Е.В. РАДОВИЦКАЯ2
'Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 2Петербургский государственный университет путей сообщения, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Актуальность. В настоящее время особое значение и актуальность приобрела проблема создания и восполнения квалифицированного и трудоспособного потенциала общества в рамках системы профессионального образования. Новейшие информационные технологии, предложенные научно-техническим прогрессом обществу, по существу исключили физические нагрузки и двигательную активность населения [6], тогда как научно-технический прогресс постоянно повышает требования к высококвалифицированным работникам. Труд специалиста становится всё более ответственным, напряженным и сложным по своему содержанию. Как составная часть человеческого капитала здоровье населения в масштабах страны становится стратегическим ресурсом и национальным богатством [3].
В экономике труда существует такой постулат: специалист может иметь хорошую профессиональную подготовку, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам [5].
Здоровье будущего специалиста в значительной степени определяет его КПД, является лимитирующим фактором в способности реализовать творческий и производственный потенциал. Уровень здоровья будущего специалиста столь же важен, как и его специальная подготовка, и профессиональные качества.
В настоящее время в нашей стране, к сожалению, наблюдается дефицит физически здоровых и профессионально подготовленных специалистов. Уровень смертности в Российской Федерации в последние годы был наивысшим в Европе и начиная с 2000 года он превысил уровень рождаемости населения в 1,7 раза [3]. Особое беспокойство вызывает увеличение смертности от сердечнососудистых заболеваний среди молодёжи: в частности, смертность среди лиц до 25 лет за последние 5 лет повысилась на 82%, среди лиц от 25 до 30 лет - на 70%.
Угроза здоровью в первую очередь исходит от снижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4].
Согласно материалам ВОЗ по изучению привычной физической активности человека, высокий уровень функциональных возможностей является положительным критерием здоровья, низкий -фактором риска.
Период обучения в вузе считается важным этапом формирования общего потенциала здоровья будущего специалиста. Главная роль в решении этой задачи отводится дисциплине «Физическая культура». Здоровье студентов необходимо рассматривать как существенное объективное педагогическое условие эффективности образовательного процесса в вузе, во многом обуславливающее его качество. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как, в соответствии с Законом Российской Федерации, он должен не только давать знания, но и формировать здоровье молодежи. Учебная деятельность студентов характеризуется ростом объёма научной информации и ростом интеллектуальной нагрузки. Студенты загружены умственной работой по 10- 12 часов в день, а в период сессии 14- 16 часов. У большинства студентов в течение 80 % времени учебного года отмечается дефицит движения.
Общий уровень здоровья студенческой молодежи ухудшается, максимальные аэробные возможности у молодежи за последние десятилетия снизились на 30% и в среднем выходят за пределы безопасной зоны соматического здоровья [1].
Одной из важных причин такого положения является недостаточная двигательная активность студентов. Оптимальная двигательная активность человека - необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы, поэтому ее можно рассматривать как естественно-биологическую потребность живого организма на всех этапах развития.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование функционального состояния и двигательных тестов у студентов Петербургского университета путей сообщения, проходившее в течение трех лет (с 2004 по 2007 год), позволило установить отрицательную динамику роста физической подготовленности и снижения функционального состояния за время обучения в вузе, несмотря на регулярные занятия по физическому воспитанию в рамках существующей учебной программы [7].
В исследовании приняли участие 134 студента (68 юношей и 66 девушек). В течение трех лет, в конце каждого семестра (с I по III курс) у студентов снимались данные функционального состояния организма и проходило тестирование физической подготовленности (табл.).
Таблица - Функциональное состояние и физическая подготовленность студентов Петербургского государственного университета путей сообщения
Исследуемые показатели (Х± т) I курс (дев.) (Х±т) II курс (дев.) (Х±т) Шкурс (дев.) (Х±т) I курс (юн.) (Х±т) Икурс (юн.) (Х±т) Шкурс (юн.) (Х±т)
ЧСС (уд/мин.) 75,05 ±1,70 78,38 ± 2,19 80,58 ± 2,27 76,71+ 2,17 78,98± 1,97 81,84+ 2,08
АДС (Систолическое давле-ние)мм.рт. ст. 118,00+ 4,91 123,55± 5,87 126,64± 2,49 121,36± 3,76 124,67± 2,79 127,28± 4,63
Ортостатическая проба (уд/мин.) 22,75+ 2,62 28,04+ 3,86 29,60± 3,35 21,45+ 4,42 26,42± 4,72 29,51± 3,39
Проба Генча(сек.) 32,40± 8,03 24,15± 6,60 22,57± 7,17 32,25± 5,56 27,65± 4,78 25,21± 6,07
Проба Штанге (сек.) 53,23+ 7,08 44,60+ 5,42 42,60± 5,76 55,75± 3,92 50,90± 5,91 47,55± 4,84
Степ- тест (баллы) 81,77+ 6,96 77,79+ 6,53 74,19+ 3,74 83,42± 2,29 80,33± 4,77 78,99± 4,07
Челночный бег 10X10 м (сек) 30,08± 1,83 30,29± 1,94 30,56± 1,86 26,29± 0,98 26,07± 1,06 26,93± 1,66
20 приседаний (сек) 20,98+ 1,60 20,78+ 1,80 21,19+ 1,91 20,80+ 1,45 20,84± 1,48 21,14+ 1,79
Удержание ног под прям.углом в висе на гимн. ст. (сек) 14,35± 3,23 11,55± 4,76 11,60± 3,62 20,75± 2,29 17,7^± 3,11 17,15± 3,26
Наклон вперед (см) 12,95+ 3,44 12,75+ 3,42 12,3^± 3,83 10,2^+ 2,17 10,10+ 3,70 9,80± 2,82
Прыжок в длину с места (см) 174,70+ 8,91 173,65+ 6,30 166,45± 9,04 230,35± 10,18 222,95± 11,32 217,15+ 9,97
Бег на 2км- дев. 3км- юн. (сек.) 595,80± 23,72 616,3^± 23,58 640,46± 27,73 697,75± 28,87 719,2± 29,54 729,25± 31,58
Сравнивая показатели функционального состояния студентов с 1 по 3 курс, следует отметить, что показатели, отражающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем имеют тенденцию к снижению от курса к курсу. В показателях физической подготовленности наблюдается схожая картина изменений показателей к третьему курсу. Причем наиболее очевидно ухудшение показателей бега на 2 км у девушек и 3 км у юношей, характеризующих качество общей выносливости, которое во многом определяет уровень работоспособности, который в свою очередь влияет на успешность обучения в вузе.
Низкий объем суммарной двигательной активности в течение дня, характерный для студентов вузов, приводит к выводу, что физическое воспитание в высшей школе - практически единственная компенсаторная форма физических нагрузок, доступная студентам.
Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является высокая двигательная активность, можно с уверенностью говорить о том, что в профессиональной подготовке будущих специалистов значительную роль играет физическая культура как комплексное средство физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития [2]. С этой точки зрения вполне закономерен поиск путей совершенствования процесса физического воспитания студентов, только правильно организованный учебно-тренировочный процесс обеспечит расширение физиологических резервов организма и сделает его более устойчивым и выносливым, как к эмоционально-информационным перегрузкам, так и к внешним неблагоприятным условиям среды. Малый удельный вес аэробных упражнений в физической подготовке студентов не позволяет должным образом развивать у них основные физиологические и энергетические системы, влиять на адаптацию организма к усложняющимся условиям образовательного процесса.
К настоящему времени, несмотря на достаточное количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты повышения функциональных возможностей организма студентов, в том числе и на занятиях по физическому воспитанию, рассматриваемая проблема всё еще далека от своего разрешения.
В отечественной и зарубежной литературе имеются сведения о возможности целенаправленного влияния упражнений аэробной направленности на повышение функциональных возможностей, но авторы не дают конкретных методических рекомендаций к использованию нагрузок аэробной направленности как средства профилактики ухудшения функциональных возможностей студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Анализ публикаций и выполненных исследований, направленных на изучение средств и методов повышения функциональных возможностей студентов вузов показал, что, упражнения аэробной направленности, с одной стороны, давно используются как эффективное средство общефизической подготовки, а с другой - нами не было обнаружено достаточного количества исследований, направленных на разработку конкретных педагогических технологий и методик использования упражнений аэробной направленности, учитывающих специфику проведения занятий по физическому воспитанию в вузе. При этом не в полной мере учтены и современные реалии организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах.
Все вышесказанное послужило основанием для разработки на базе Петербургского государственного университета путей сообщения оздоровительных программ, повышающих функциональные возможности организма студентов, основу которых составляют циклические упражнения аэробной направленности.
Занятия физическими упражнениями - единственный способ сгладить последствия малоподвижного образа жизни студента, которые негативно сказываются не только на функциональных возможностях организма и состоянии здоровья, но и на умственной работоспособности, а, следовательно, на успешности обучения в вузе. Ухудшение кровотока в артериях и сосудах немедленно ведёт к недостаточности мозгового кровообращения и снижению работоспособности.
Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега при выполнении движений ритмично, с умеренной интенсивностью. Мускулатура помогает нервной системе справиться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность таких показателей умственной деятельности, как память, внимание, восприятие, скорость передачи информации и др., прямо пропорциональны уровню физической подготовленности человека. Различные психические функции заметно зависят от определенных физических свойств и качеств, таких как выносливость, сила, быстрота, и их постоянно нужно тренировать. Оптимально дозированные упражнения аэробной направленности повышают общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. Наибольший сдвиг показателей умственной работоспособности наблюдается после нагрузок среднего уровня.
Одним из основных средств повышения функциональных возможностей организма, общего уровня здоровья и успеваемости студентов является тренировка выносливости. Главное направление для развития общей выносливости - это постепенное увеличение длительности выполнения аэробных упражнений умеренной мощности. Основной метод развития общей выносливости -
равномерный, который предусматривает постепенную адаптацию организма к работе и позволяет эффективно повышать функциональные возможности кардио-респираторной системы.
Специальный эффект оздоровительного занятия связан с повышением функциональных возможностей ССС. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышенных резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Одним из основных эффектов тренировки с применением аэробных упражнений является урежение ЧСС в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности организма в кислороде. Увеличение продолжительности фазы систолы обеспечивает большой кровоток и лучшее снабжение сердечной мышце кислородом.
Выводы. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность организма в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при выполнении работы, что свидетельствует об эконо-мизации сердечной деятельности. В данной тренировке важен и профилактический эффект, связанный с посредственным влиянием на факторы риска ССС, артериальное давление и массу тела. Это именно те эффекты, которые необходимы для повышения работоспособности студентов и будущих специалистов.
Следовательно, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Комплексная оздоровительная тренировка с применением упражнений аэробной направленности приводит к оптимизации функциональных возможностей и психического состояния организма студентов, повышает уровень их физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Специальный эффект оздоровительного занятия связан с повышением функциональных возможностей ССС. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышенных резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Одним из основных эффектов тренировки, которую мы применяли, является урежение ЧСС в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности организма в кислороде
В данной тренировке важен и профилактический эффект, связанный с непосредственным влиянием на факторы риска ССС, артериальное давление и массу тела. Это именно те эффекты, которые необходимы для повышения функциональных возможностей организма, и как следствие этого повышение работоспособности студентов и будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 243 с.
2. Горелов, А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах её повышения / А.А. Горелов [и др.]// Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - №1 (47). - СПб., 2009. - С. 28 - 33.
3. Григорьев, В.И. Социальная роль физической культуры в развитии человеческого потенциала России / В.И. Григорьев // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы международной научно-практической конференции/Т. 1.- СПбНИИ физической культуры. - СПб., 2008. - С. 167 - 169.
4. Костюченко, В.Ф. Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений: Теория и методика здорового образа жизни: учеб.пособие /В.Ф. Костюченко. - Алмааты, 2004 - С. 101 - 128.
5. Кудашова, Л.Т. Использование средств современных видов гимнастики в профессионально -прикладной физической подготовке студентов: учебно-методическое пособие /Л.Т. Кудашова, Г.Р. Айзятуллова. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 45 с.
6. Мавротис, Е.Д. Применение бадминтона в оздоровительной физической культуре людей среднего возраста: автореф. ... канд. пед. наук /Е.Д. Мавротис; ВИФК. - СПб., 2004. - 16с.
7. Радовицкая, Е.В. Роль аэробных нагрузок в совершенствовании выносливости будущего специалиста/ Е.В. Радовицкая // Всероссийский научно- методический симпозиум «Совершенствование учебно- воспитательной, научно- методической и спортивной работы кафедр физического воспитания в условиях рыночной экономики», 20 -22 июня 2007 года, Москва: Материалы всероссийского симпозиума. Часть I, под общей редакцией В.Д. Миронова, А.А. Белкина. М.: Изд- воМИИТ, 2007. -С. 47 - 49.
FEATURES OF STUDENTS AND THEIR DYNAMICS DURING TRAINING IN HIGH SCHOOL
V.F.KOSTYUCHENKO, E. V.RADOVITSKAYA
Summary
The estimation of the functional state and motor tests of the students at St. Petersburg University of Railway Transport. A negative growth rates of physical training and reduction of functional status during training at the university, despite the regular physical education classes in the existing curriculum.
© Костюченко В.Ф., Радовицкая Е.В.
Поступила в редакцию 26 апреля 2011 г.