Научная статья на тему 'Функциональные состояния как показатель эффективности деятельности'

Функциональные состояния как показатель эффективности деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2230
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / МОНОТОНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Корецкая Ирина Александровна, Куприна Ольга Александровна, Манухина Светлана Юрьевна

Статья раскрывает понятие функциональных состояний, определяющих качество определенного вида деятельности; дается определение и классификация по нескольким основаниям; рассматриваются вопросы, связанные с процессами утомления и монотонии, а также с их влиянием на эффективность трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные состояния как показатель эффективности деятельности»

УДК 159.942. 5

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья раскрывает понятие функциональных состояний, определяющих качество определенного вида деятельности; дается определение и классификация по нескольким основаниям; рассматриваются вопросы, связанные с процессами утомления и монотонии, а также с их влиянием на эффективность трудовой деятельности.

Ключевые слова: функциональные состояния, профессиональная надежность, психологическая готовность, утомление, монотония.

FUNCTIONAL STATE AS AN INDICATOR OF EFFICIENCY OF ACTIVITY

Abstract. This article describes the concept of functional states that determine the quality ofcertain activities; definition and Classification on several grounds; consider issues associated with the processes offatigue and monotone, as well as their impact on the effectiveness oflabor activity.

Keywords: functional State, professional reliability, psychological readiness, fatigue, monotony.

Функциональные состояния определяют профессиональную надежность субъекта труда. Функциональной надежностью субъекта труда является свойство функциональных систем человека, обеспечивающее его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени с заданным качеством. Функциональные состояния во многом определяют психологическую готовность субъекта трудовой деятельности. Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [2].

Функциональное состояние - это интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обуславливают выполнение деятельности [5]. Функциональное состояние формируется и изменяется в результате влияния особенностей самого субъекта труда либо от условий выполняемой им деятельности. К таким особенностям можно отнести следующие характеристики:

1) уровень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;

2) уровень подготовленности к выполнению деятельности;

3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности;

4) состояние здоровья;

5) отношение к труду.

На формирование или изменение функциональных состояний большое значение оказывают факторы трудового процесса. К ним могут относиться такие показатели, как степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда; величина и содержание рабочей нагрузки; степень адекватности трудовой задачи; воздействие неблагоприятных факторов рабочей среды; ухудшение пси-

© Корецкая И.А., Куприна O.A., Манухина С.Ю., 2014

И.А. Корецкая O.A. Куприна С.Ю. Манухина

Irina Koretskaya Olga Kuprina Svetlana Manukhina

Раздел VI. Педагогика, психология, социология, философия

хологического климата в рабочей группе, нарушение привычного жизненного уклада, биологических ритмов и стереотипов жизнедеятельности [3].

Исследование функциональных состояний проводится в следующих направлениях.

1. Оценка индивидуальных особенностей личности (физиологических, психологических), например, с целью профотбора, профпригодности, психодиагностики и коррекции.

2. Распознавание устойчивых психофизиологических свойств, необходимых для надежного выполнения деятельности. Установление временных, скоростных, информационных возможностей человека, обусловленных генетически или полученных при обучении (для прогнозирования эффективности деятельности).

3. Определение максимально возможного времени нахождения в измененной среде, которое не вызывает нарушения здоровья человека (экстремальные ситуации) [1].

Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.

Функциональные состояния, определяющие трудовую деятельность, определяются как допустимые и недопустимые. Отнесение функционального состояния к определенному классу необходимо рассматривать в каждом отдельном случае. Это зависит от вида профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к ней. Например, точность операторской работы, где практически не дается право на ошибку, и ее цена может быть очень велика, уже средний уровень утомления может считаться недопустимым. Однако в других случаях утомление может приводить к снижению эффективности деятельности и являться следствием истощения психофизических ресурсов, но не будет считаться недопустимым [4]. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению. Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний.

В зависимости от того, какого вида факторы вызвали утомлении, оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным. По степени распространения - общим и локальным, в зависимости от локализации - мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим). По формам утомление подразделяется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление.

Структура утомления включает в себя три группы показателей:

1) причины возникновения;

2) симптомы проявления;

3) способы и продолжительность восстановления работоспособности [5].

Состояние утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на более экономные, малозатратные способы функционирования систем. По мере роста утомления наблюдаются изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств, увеличение абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Часто при утомлении уменьшается скорость реагирования - увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора.

Однако в ряде случаев может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными признаками утомления являются нарушения внимания - сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, т.е. ухудшается сознатель-

ный контроль за выполнением деятельности. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается снижение кратковременной памяти, происходящее из-за ухудшения удержания информации в системе кратковременного хранения. Снижается эффективность мыслительного процесса, поскольку на первый план выходят стереотипные способы решения задач, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:

1) стадия врабатывания;

2) стадия оптимальной работоспособности;

3) стадия утомления;

4) стадия «конечного порыва».

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление утомления [5].

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения - чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности. Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность».

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т.д.); эмоциональный стресс; чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Л.: ЛГУ, 1969.

2. Корецкая И.А. Гуманитарные аспекты Smart образования // Россия на пути к Smart обществу. - М.: IDO press, 2012.

3. Куприна O.A. Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Предпосылки создания программы профессионального самоопределения для абитуриентов внутри вузовской системы. -М.: Литература, 2012. - С. 176-181.

4. Манухина Н.М., Манухина С.Ю. Анализ современных психологических подходов и технологий работы психолога-консультанта в организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014.-№ 6.

5. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.