Научная статья на тему 'Функциональные показатели зрения слабовидящих детей с применением различных методик релаксации'

Функциональные показатели зрения слабовидящих детей с применением различных методик релаксации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
443
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВЕЩЕННОСТЬ КАБИНЕТОВ / ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ФЛЮОРЕСЦЕНТНАЯ АНГИОГРАФИЯ ГЛАЗНОГО ДНА / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / ILLUMINATION OF CLASSROOMS / INTRAOCULAR PRESSURE / FLUORESCENT ANGIOGRAPHY OF EYE BOTTOM / VISUAL ACUITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Налетова Лариса Александровна

Исследование освещенности кабинетов, исследование внутриглазного давления, флюоресцентная ангиография глазного дна и определение остроты центрального зрения позволяют сказать, что зрение слабовидящих учащихся испытывает достаточно сильную нагрузку в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Налетова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Functional Vision Indicators of Visually Impaired Children while Using Various Techniques of Relaxation

The research in the illumination of classrooms, the research in the intraocular pressure, the fluorescent angiography of eye bottom and the determination of central vision acuity allow to conclude that visually impaired pupils feel rather strong load on vision in the course of training.

Текст научной работы на тему «Функциональные показатели зрения слабовидящих детей с применением различных методик релаксации»

5. ГалимоваС.Ф. Лекарственные поражения печени //Трансплантология. 2011. № 1. Ч. 1. С. 13-22.

6. Голохваст К.С. «Генерики» биологически активных добавок на основе цеолитов // Биомедицина. 2010. Т. 1. № 4.

С. 72-73.

7. Ерпулева Ю.В. Еще раз к вопросу о пробиотиках // Лечащий врач. 2011. № 6. С.70-72.

8. Ефремов А. Фитотерапия гастрита // Новые медицинские технологии. 2009. № 8. С. 18-20.

9. Ивашкин В.Т., Шептулин A.A., Рапопорт С.И. Достижения и перспективы развития клинической гастроэнтерологии // Клиническая медицина. 2010. № 4. С.17-22.

10. Караганова О.В. Средства для лечения и профилактики заболеваний печени // Новая аптека. 2008. № 8. С.26-29.

11. Кузнецов В.К. Статистическая обработка первичной медицинской информации. - М.: Изд-во ВНИИМИ, 1976. 80 с.

12. Методические указания по доклиническому изучению новых препаратов, разрабатываемых из природного сырья / Кукес В.Г. [и др.]// Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ. М., 2000. С.346-348

13. Насыбуллина Н.М. Фитотерапия хронических заболеваний печени // Consilium provisorum. М., 2007. № 5. С.43-44.

14. Парфенов А.И., Усенко Д.В., Прилепская С.И. Использование пробиотического продукта в коррекции умеренных нарушений пищеварения // Фарматека. 2009. № 2. С. 76-79.

15. Перспективы биомедицинского использования природных минералов / Голохваст К.С.[и др.] // Известия Самарского Научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-2. С. 208-211.

16. Стальная И. Д., Гаришвили Т.Г. Метод определения малонового диальдегида с помощью тиобарбитуровой кислоты // Современные методы биохимии / под ред. В.Н. Ореховича. М., 1977. С. 66-68.

Максарова Дарима Дамбаевна, канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел.: 8(3012)210348. E-mail: rima.max@mail.ru.

Тармакова Светлана Степановна, д-р биол. наук, профессор, директор испытательного лабораторного центра Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р.Филиппова. Тел.: (83012)445035. E-mail: tarma@,vandex.ru.

Maksarova Darima Dambaevna, candidate of biological sciences, associate professor, department of zoology and ecology, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a. tel:8 (3012) 210348. E-mail: rima.max @ mail.ru.

Tarmakova Svetlana Stepanovna, doctor of biological sciences, director of experimental laboratory center, V.R.Philippov Buryat State Agricultural Academy, tel.: (83012)445035. E-mail: tarma@yandex.ru.

УДК 612.84

© Л.А. Налетова

Функциональные показатели зрения слабовидящих детей с применением различных методик релаксации

Исследование освещенности кабинетов, исследование внутриглазного давления, флюоресцентная ангиография глазного дна и определение остроты центрального зрения позволяют сказать, что зрение слабовидящих учащихся испытывает достаточно сильную нагрузку в процессе обучения.

Ключевые слова: Освещенность кабинетов, внутриглазное давление, флюоресцентная ангиография глазного дна, острота зрения.

Ь.А. /\aletova

The Functional Vision Indicators of Visually Impaired Children while Using Various Techniques of Relaxation

The research in the illumination of classrooms, the research in the intraocular pressure,the fluorescent angiography of eye bottom and the determination of central vision acuity allow to conclude that visually impaired pupils feel rather strong load on vision in the course of training.

Keywords: illumination of classrooms, intraocular pressure, fluorescent angiography of eye bottom, visual acuity.

Изучение физиологических особенностей зрительной системы слабовидящих детей дает возможность комплексного подхода к процессу обучения учащихся в специализированных образовательных учреждениях. Кроме того, эти результаты исследования являются дополнительными инструментами для учителя в процессе обучения слабовидящих детей, давая возможность более детального подхода к разработке

учебного процесса.

Целью настоящей работы является изучение физиологических особенностей зрительного аппарата детей с ослабленным зрением при различных нагрузках путем применения различных методик и влияния релаксационных упражнений на процесс восстановлении зрительных функций.

Материал и методы исследования. Матери-

ал для исследования был получен на базе Улан-Удэнского интерната для слепых и слабовидящих детей. В исследовании применялись следующие методы: исследование освещенности кабинетов (искусственное, естественное), исследование внутриглазного давления, флюоресцентная ангиография глазного дна, определение остроты зрения.

Исследование искусственного освещения и коэффициентов отражения. На первом этапе проведения экспериментов для изучения физиологических особенностей зрительной системы слабовидящих детей необходимо выяснить уровень искусственного освещения в кабинетах среднеобразовательного учебного заведения для детей-инвалидов по зрению.

Искусственное освещение учебных помещений производится за счет люминесцентных ламп, это более предпочтительно, так как люми-

несцентные лампы испускают более ровный свет и в силу этого утомление глаза наступает медленнее, чем при использовании электрических ламп накаливания, дающих неровный свет.

Минимальные гигиенические нормы, обеспечивающие нормальную зрительную работу в помещении, составляют 50 -100 лк (люкс).

Освещенность определяют люксметром. Для исследования искусственного освещения был использован портативный люксметр «Lightning control» фирмы «Electric company ltd.». Средняя освещенность в классах должна равняться 150-300 лк, с дальнейшим повышением освещенности острота зрения улучшается сравнительно не намного, но значительно снижается утомление глаз. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление и снижается работоспособность (табл. 1).

Таблица 1

Качество освещения кабинетов школы

№ каб. Лк № каб. Лк

11 140 35 170

13 100 36 170

14 170 37 170

21 140 38а 250

22 100 386 250

23 170 39 140

24 170 41 140

25 170 42 100

26 170 43 170

27 250 44 170

28 140 45 170

30 140 46 170

31 100 47а 170

32 170 476 250

33 170 47в 250

34 170 48 140

По результатам исследования, средняя освещенность в классах находится в пределах нормы, более хорошо освещены кабинеты, выходящие на южную сторону, их значение в среднем составило 250 лк, кабинеты, выходящие на восточную сторону имеют показатель в 170 лк, на западную сторону - 140 лк, менее освещены кабинеты, выходящие на северную и северо-

восточную сторону - 100 лк.

Кроме освещения на работоспособность человека влияет цвет. Светлая окраска стен, потолков и полов (в школе дополнительно парты) усиливает освещенность помещений, так как свет, падая на светлую поверхность, многократно отражается (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты отражения в зависимости от цветовой гаммы

Цвет краски Коэффициент отражения Цвет краски Коэффициент отражения

Белая 0,70-0,80 Оранжевая 0,39

Цвета слоновой кости 0,75 Бежевая 0,38

Светло-кремовая 0,70-0,74 Светло-коричневая 0,25

Салатная 0,70 Розовая 0,23

Светло-оранжевая 0,70 Темно-зеленая 0,16

Светло-бежевая 0,62 Цвета морской волны 0,16

Светло-розовая 0,62 Темно-серый 0,15

Светло-желтая 0,55 Коричневый 0,11

Г олубая 0,45 Т емно-красный 0,10

Зеленая 0,42 Красно-коричневый 0,10

Светло-серая 0,40-0,50 Темно-синий 0,10

Светло-зеленая 0,41 Черный 0,04

Желто-зеленая 0,48

Примечание: 0,70-0,60 - 100% отлично, 0,60-0,50 - 85% хорошее, 0,50-0,40 - 65% хорошее / нормальное, 0,40-0,30 - 50% нормальное, 0,30-0,20 - 35%) нормальное / достаточное, 0,20-0,15 -25% достаточное / недостаточное, 0,15-0,11 - 15% недостаточное, от 0,11 и меньше 0%о - недостаточное.

Данные показатели были взяты из ГОСТов, установленных для каждого вида красок.

Таблица 3

Качество освещения кабинетов школы в зависимости от цвета стен, потолков и полов

№ каб. Коэффициент отражения № каб. Коэффициент отражения

% %

11 0,60-0,50 85 35 0,70-0,60 100

13 0,40-0,30 50 36 0,70-0,60 100

14 0,70-0,60 100 37 0,70-0,60 100

21 0,60-0,50 85 38а 0,70-0,60 100

22 0,40-0,30 50 386 0,70-0,60 100

23 0,70-0,60 100 39 0,60-0,50 85

24 0,70-0,60 100 41 0,60-0,50 85

25 0,70-0,60 100 42 0,40-0,30 50

26 0,70-0,60 100 43 0,70-0,60 100

27 0,70-0,60 100 44 0,70-0,60 100

28 0,60-0,50 85 45 0,70-0,60 100

30 0,60-0,50 85 46 0,70-0,60 100

31 0,40-0,30 50 47а 0,70-0,60 100

32 0,70-0,60 100 476 0,70-0,60 100

33 0,70-0,60 100 47в 0,70-0,60 100

34 0,70-0,60 100 48 0,60-0,50 85

По результатам исследований мы видим, что в 65,3% (21 кабинетов) школы цветовая гамма подобрана отлично, в 21,9% (7 кабинетов) хорошо и в 12,8% (4 кабинетов) нормально. Кабинетов с оценкой цветовой гаммы 0,30-0,20 - 35% нормальное/достаточное, 0,20-0,15 - 25% достаточное/недостаточное, 0,15-0,11 - 15% недостаточное, от 0,11 и меньше - 0% недостаточное не зафиксировано (табл. 3).

Исследование естественного освещения. При

исследовании естественного освещения школьных помещений учитывался только период проведения занятий, то есть с8.30до 16.00 ч вечера.

Для исследования естественного уровня освещения были использованы соотношения площади окон к площади пола. Они так же были переведены в проценты и составили для данных соотношений следующие значения:

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень естественного освещения в зависимости от соотношения площади окон к площади пола

Соотношения площади окон к площади пола (м3) Процентное соотношение (%)

0,40 100

0,32 80,0

0,29 72,5

0,27 67,2

0,26 65,0

0,25 62,5

0,24 60,0

0,23 57,2

0,22 55,0

0,09 22,5

Примечание: 77-65% - хорошее освещение, 65-60 - нормальное, 60-35 - достаточное, 35% и менее недостаточное

Для исследования уровня естественного освещения в зависимости от соотношения площади окон к площади пола были использованы обобщающие значения коэффициентов в процентах. Среднее арифметическое значение уровня естественного освещения в зависимости от соотношения площади окон к площади пола составило 65,2%, что является показателем хо-

рошего естественного освещения (табл. 4).

Исследование интенсивности естественного освещения помещений, выходящих окнами на различные стороны света для помещений с окнами, выходящими на: южную сторону, составило - 100%, восточную - 85%, западную -70%, северную - 55%.

Таблица 5

Интенсивность естественного освещения в зависимости от расположения помещений, выходящих на различные стороны света

№ каб. Сторона света % № каб. Сторона света %

11 запад 85 35 восток 85

13 северо-восток 70 36 восток 85

14 восток 85 37 восток 85

21 запад 85 38а юг 100

22 север 55 386 юг 100

23 восток 100 39 запад 85

24 восток 100 41 запад 85

25 восток 100 42 север 55

26 восток 100 43 восток 100

27 юг 100 44 восток 100

28 запад 85 45 восток 100

30 запад 85 46 восток 100

31 север 55 47а восток 100

32 восток 100 476 юг 100

33 восток 100 47в юг 100

34 восток 100 48 запад 85

Примечание: 100%) - хорошее освещение, 85-71%о - нормальное, 70-54 - достаточное, 55-35 - нормальное/достаточное, 34%о и менее - недостаточное.

По результатам исследований мы видим, что в 53,1% (17 кабинетов) школы уровень естественного освещения хороший, в 34,3,9% (11 кабинетов) - нормальный, в 0,3% (1 кабинет) -

достаточное, в 3,2% нормальное/достаточное. Кабинетов с оценкой 34% (недостаточное) и меньше зафиксировано не было (табл. 5).

Исследование утомляемости зрения слабо-

видящих детей. За основные показатели утомляемости зрения было принято считать изменение внутриглазного давления, изменение кровотока в глазных сосудах, состояние мышц и проницаемости сосудов, а также изменение остроты зрения. Исследования проводились до начала и после окончания занятий в двух вариациях (без применения методик релаксации, с применением методик релаксации).

Исследования внутриглазного давления. Офтальмотонус измеряли специальными приспособлениями офтальмотонометрами (импресси-онного типа - построен по принципу импрессии - вдавления роговицы плунжером тонометра). При импрессионном методе на глаз производят давление концом штифта, диаметром около 3 мм, он вдавливает оболочки глаза в виде плоской ямки).

Чем глаз мягче (низкое внутриглазное давление), тем легче он поддается деформации под влиянием одной и той же силы. Деформация может быть различной по форме. Теоретически измерение может проводиться по величине деформации при одинаковой силе давления на глаз, либо по величине давления на глаз при одной и той же деформации.

Испытуемого укладывают на кушетку лицом вверх. После местной анестезии (двукратное закапывание 0,25%-ного раствора дикаина)

предлагают смотреть перед собой, чтобы при опускании груз касался центра роговицы. Перед измерением груз помещают в спирт, затем высушивают ватным тампоном и тонким слоем наносят специальную краску. Одной рукой раздвигают веки испытуемого, другой с помощью поддерживающей ручки опускают груз на глаз. Под воздействием груза роговица уплощается, на месте соприкосновения глаза с площадкой тонометра краска смывается слезой, на площадке тонометра остается лишенный краски кружок. Отпечаток переносят на бумагу, смоченную в спирте. Измеряя диаметр отпечатка с помощью специальной линейки, судят о величине внутриглазного давления.

Нормальная величина офтальмотонуса 17-27 (16-24) мм рт. ст. Офтальмотонус ниже 16-17 мм рт. ст. считается гипотензией, выше 24-27 мм рт. ст. - гипертензией.

Отмечаемые у здоровых людей суточные колебания офтальмотонуса обычно не превышают 3 мм рт. ст. Утром давление выше, чем вечером. Исследователя должна насторожить заметная стойкая асимметрия показателей офтальмотонуса одного и другого глаза (более 3 мм рт. ст.).

Измерение внутриглазного давления проводилось до начала и после проведения занятий без применения методик релаксации (табл. 6).

Таблица 6

Показатели офталъмотонуса до и после начала проведения занятий

Значения офтальмотонуса До начала проведения занятий После проведения занятий

мм ст. ст. % мм ст. ст. %

Хорошее 17-20 59 17-20 5

Нормальное 20-23 26 20-23 60

Умеренное 23-26 12 23-26 28

Повышенное 26-29 3 26-29 7

По результатам исследований в основном преобладают учащиеся с хорошим и нормальным офталъмотонусом - 85% учащихся, у 59 % офтальмотонус составил 17-20 мм рт. ст., у 26% -20-23 мм рт. ст., у 12% - 23-26 мм рт. ст., у 3% учащихся зафиксирована гипертензия.

После занятий было проведено контрольное измерение офтальмотонуса учащихся с целью выявления влияния нагрузки, которое могло бы выражаться в смещении уровня офтальмотонуса в ту или иную сторону по отношению к первоначальным результатам. Мы фиксируем повышение офтальмотонуса: у 5 % офтальмотонус составил 17-20 мм рт. ст. - превышение по срав-

нению с показателями до начала занятий составляет в 11,2 раза, у 60% учащихся он составил 20-23 мм рт. ст. - превышение составляет в 2,4 раза, у 28% офтальмотонус составил 23-26 мм рт. ст. - превышение составляет в 2,3 раза, 7% имеют высокое глазное давление (гипертензия) - превышение составляет в 2,3 раза.

Для снижения офтальмотонуса учащихся применялись методики релаксации (Грегори-Пейджа У.И., (1999), Вейнер A.A., (1994), Кудряшовой Н.И., (1997), Норбекова М.С., (2002), являющиеся весьма эффективными для снижения нагрузки на зрение (табл. 7).

Таблица 7

Показатели офтальмотонуса после проведения занятий с применения методик релаксации

Значения офтальмотонуса После проведения занятий После применения методик релаксации

мм ст. ст. % мм ст. ст. %

Хорошее 17-20 5 17-20 21

Нормальное 20-23 60 20-23 55

Умеренное 23-26 28 23-26 19

Повышенное 26-29 7 26-29 5

После проведения занятий с применением методик релаксации было проведено контрольное измерение офтальмотонуса учащихся: у 21 % офтальмотонус составил 17-20 мм рт. ст. -улучшение по сравнению с показателями до применения методик составляет 4,2 раза, у 55% учащихся он составил 20-23 мм рт. ст. - улучшение составляет в 1,1 раза, у 28% офтальмотонус составил 23-26 мм рт. ст. - улучшение составляет в 1,5 раза, 7% имеют высокое глазное давление - улучшение составляет 1,4 раза.

Отсюда следует, что офтальмотонус в течение проведения занятий способен возрасти в довольно широких пределах, несмотря на то, что занятия в течение учебного дня построены таким образом, что основная нагрузка на зрение дается в утренние часы, а ближе к обеду эта нагрузка постепенно снижается. Однако простого снижения нагрузки недостаточно, так как налицо тот факт, что процентное соотношение учащихся с нормальным офтальмотонусом снижается, а с повышенным офтальмотонусом - возрастает.

Повышение офтальмотонуса у учащихся за период занятий в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей в среднем возрастает на 4-5 мм рт. ст., что в данном случае

является достаточно большим показателем. В норме изменение офтальмотонуса у учащихся за сутки не должно превышать 3 мм рт ст.

На основании полученных данных мы можем заключить, что методики релаксации оказывают эффективное влияние на снижение офтальмотонуса учащихся.

Исследования флюоресцентной ангиографии глазного дна. Флюоресцентная ангиография глазного дна позволяет следить за динамикой глазного дна, отслеживать правильность назначенной терапии и вообще следить за состоянием глазного дна, в частности, за его сосудами. Основным показателем утомляемости служит проницаемость сосудов глазного дна, а также скорость их кровенаполнения.

Снабжение всех отделов глазного яблока зависит от состояния кровеносных сосудов, их проницаемости и зависит от определенного физиологического состояния, основным из которых является кровеносное давление. При повышении давления сосуды сетчатки приобретают «распухший» вид, пониженное давление в заднем отделе глаза показывает, что сосуды находятся в состоянии слабого тонуса. Существует прямая зависимость состояния кровеносных сосудов от степени утомления глаза (табл. 8).

Таблица 8

Скорость кровенаполнения сосудов глазного дна в зависимости от степени утомляемости глаза (до применения комплекса релаксационных упражнений)

Время кровенаполнения (сек.) Скорость кровенаполнения сосудов глазного дна

до начала занятий после окончания занятий

на периферии (%) центральных участков (%) на периферии (%) центральных участков (%)

ОД -2,0 89 100 83 95

2,0-4,0 92-96 100 89-91 97-99

4,0-6,0 98-100 100 97-99 98- 100

Из приведенной таблицы видно, что кровенаполнение сосудов глазного дна меняется в зависимости от утомляемости, причем снижается скорость кровенаполнения как центральных, так и периферических участков глазного дна. Объясняется это тем, что напряжение глазодвигательного аппарата и повышенный метаболизм в клетках сетчатки приводят к сужению сосудов глазного дна, а медленное удаление метаболитов клеток ведет за собой снижение проницаемости

сосудов и их эластичности.

Скорость кровенаполнения различна в разных участках, и она неодинакова до начала занятий и после окончания занятий, что является причиной утомляемости глаза. Мы фиксировали скорость кровенаполнения сосудов глазного дна в зависимости от степени утомляемости глаза до и после применения комплекса релаксационных упражнений (табл. 9).

Таблица 9

Скорость кровенаполнения сосудов глазного дна в зависимости от степени утомляемости глаза (после применения комплекса релаксационных упражнений)

Время крове-наполнения (сек.) Скорость кровенаполнения сосудов глазного дна

до начала занятий после окончания занятий

на периферии (%) центральных участков (%) на периферии (%) центральных участков (%)

ОД -2,0 89 100 87 97

2,0-4,0 92-96 100 90-94 99- 100

4,0-6,0 98-100 100 97-100 100

Данная таблица свидетельствует об эффективности релаксационных упражнений и показывает, что кровенаполнение можно увеличить в среднем на 2-4%, тем самым снижая утомляемость зрения учащихся. Вообще говоря о кровенаполнении как показателе утомляемости зрения, нужно помнить, что смещение равновесия относительно нормы в ту или иную сторону всего на 2% приносит существенное изменение в самочувствие человека. В данном случае релаксация способна увеличить скорость кровенаполнения до 4%, что означает значительное увеличение периода утомления примерно в 2 раза.

Флюоресцентная ангиография - один из самых точных методов определения утомляемости глаза, критерием утомляемости которого служит скорость кровенаполнения периферийных и центральных участков сетчатки. В то же время данный метод исследования органа зрения способен рано диагностировать различные патологии глаза; в зависимости от этого становится возможным подбор методик релаксации и составление личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.

Исследования остроты зрения. При проведении серии опытов были использованы таблицы для определения остроты зрения. Известно, что острота зрения может меняться в зависимости от состояния хрусталика в данный момент, она не одинакова в разные моменты фокусировки зрения на разноудаленные объекты.

Острота зрения зависит от состояния преломляющих сред глаза, состояния мышечного аппарата глаза, внутриглазного давления и в целом общего состояния человека. Но как утомление может сказаться на остроте зрения? Ответ на этот вопрос был получен путем ряда тестов. Поскольку острота зрения во многом зависит от состояния мышечного аппарата глаза, цель экспериментов заключалась в том, чтобы определить способность глаза фокусировать зрение на разных по удаленности объектах после определенной нагрузки.

После серии нагрузок учащемуся должно становиться все труднее фокусировать свое зрение на разных предметах, причиной этому служит утомление всего мышечного аппарата глаза. Основными показателями выступают данные биомикроскопии - диаметр хрусталика и его кривизна, а также скорость фокусировки зрения на разноудаленных предметах. Известно, что человек может достаточно быстро сфокусировать свое зрение на разных объектах, время фокусировки у разных людей может меняться в силу индивидуальных физиологических особенностей, но в среднем оно равно 1,5-2 с.

Краткая схема опыта и методика его выполнения. Перед испытуемым размещали 2 экрана; первый находился на расстоянии 50 см от испытуемого, второй - на расстоянии 15 м. Оба экрана освещались равномерным белым светом (700 лк), с помощью проекторов на экраны одновре-

менно выводилось изображение буквенных знаков разного размера с периодичностью 1 знак в секунду. Испытуемый фокусирует свое зрение на ближнем экране и называет появляющиеся знаки на протяжении 10 с, затем переводит свой взгляд на дальний экран и начинает называть знаки дальнего экрана. Время, которое необходимо испытуемому для того, чтобы он начал различать знаки дальнего экрана отмечается в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблице. После того как испытуемый называет знаки дальнего экрана в течение 10 с, он вновь переводит свое внимание на ближний экран и начинает называть знаки. Время, необходимое на фокусировку зрения, также заносится в таблицу. Эксперимент проводился в течение 2 мин после проведения учебных занятий без применения релаксационных упражнений. Результаты приведены в таблице 10.

Таблица 10

Время фокусировки зрения на разноудаленных объектах в зависимости от утомления (после проведения занятий без применения релаксационных упражнений)

Время фокусировки (измерения от ближнего объекта к дальнему и наоборот, интервал замеров 10 сек.)

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

до начала занятий 1,0 1,2 1,0 1,2 1,0 1,0 1,4 1,0 1,5 1,8 2,0 2,0

после окончания занятий 1,0 1,0 1,5 1,5 1,5 1,8 1,7 1,7 2,0 2,0 2,6 2.8

Как видно из таблицы, скорость фокусировки падает после проведения учебных занятий, и связано это прежде всего с утомляемостью мышечного аппарата глаза. Вместе с тем скорость фокусировки зрения может меняться у каждого отдельно взятого человека с разной скоростью, однако общая картина свидетельствует об утомляемости глаза в период проведения учебных занятий.

Применение комплекса релаксационных уп-

ражнений в период проведения учебных занятий может повлиять на утомляемость глазодвигательного аппарата и снизить общую нагрузку на мышцы глаза. Результаты исследований утомляемости мышечного аппарата после проведения учебных занятий, в течение которых применялись различные релаксационные упражнения, показали их эффективность, что отражено в таблице 11.

Таблица 11

Время фокусировки зрения на разноудаленных объектах в зависимости от утомления (после проведения занятий с применением релаксационных упражнений)

Время фокусировки (измерения от ближнего объекта к дальнему и наоборот, интервал замеров 10 с)

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

до начала занятий 1,0 1,2 1,0 1,2 1,0 1,0 1,4 1,0 1,5 1,8 2,0 2,0

после окончания занятий 1,0 1,0 1,2 1,0 1,2 1,5 1,7 1,7 1,3 1,5 2,1 2,0

Данные результатов исследования свидетельствуют о том, что комплекс релаксационных упражнений способен снизить нагрузку на мышечный аппарат глаза, оказываемую на него в течение учебного дня. Конечно, полностью нагрузка снята быть не может, однако релаксация способна показать довольно высокие результаты и тем самым предохранить мышечный аппарат глаза от чрезмерного переутомления.

Применяемые методы на сегодняшний момент остаются наиболее точными методами определения остроты зрения. Изменив технику определения, можно с помощью данной методики не только определить остроту зрения, но и определить время, необходимое глазу для фокусировки на разных по удаленности объектах. Данная методика позволила выявить наиболее удачные методы релаксации, которые позволя-

ют максимально снизить нагрузку на зрение, в частности, на мышечный аппарат глаза.

Анализ результатов исследований. Проведенные исследования позволяют сделать выводы о состоянии зрения слабовидящих детей в специализированных учебных заведениях. По результатам проведенных исследований (исследование освещенности кабинетов, исследование внутриглазного давления, флюоресцентная ангиография глазного дна и определение остроты центрального зрения), можно сказать, что зрение слабовидящих учащихся испытывает достаточно сильную нагрузку в процессе обучения.

1. По результатам исследования средняя освещенность в классах находится в пределах нормы, лучше освещены кабинеты, выходящие на южную сторону, их значение в среднем составило 250 лк, кабинеты, выходящие на восточную сторону имеют показатель - 170 лк, на западную сторону - 140 лк, менее освещены кабинеты, выходящие на северную и северо-восточную сторону - 100 лк.

2. На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что искусственное освещение, качество освещения кабинетов школы с учетом цветовой гаммы стен, потолков и полов, уровень естественного освещения в зависимости от соотношения площади окон к площади пола, интенсивность естественного освещения в зависимости от расположения помещений, выходящих на различные стороны света, в школе подобран правильно, выдержан в пределах, рекомендованных нормативами ГОСТа.

3. В процессе исследования глазного давления, которое может свидетельствовать об утомляемости зрения, было выявлено его повышение в течение учебного дня. Отмечается, что давление в норме изменяется в течение суток в пределах 3 мм рт. ст. Утром оно выше, чем вечером, однако в результате проведенных исследований давление у учащихся изменялось в течение учебного дня в пределах 4-5 мм рт. ст., а с применением методик релаксации удалось добиться качественных результатов, т.е. максимально снизить нагрузку на зрение. Процент испытуемых с повышенным офтальмотонусом до начала проведения занятий составляет у 21% - 17-20 мм рт. ст. (улучшение по сравнению с показателями до применения методик составляет 4,2 раза), у 55% - 20-23 мм рт. ст. (улучшение составляет 1,1 раза), у 28% - 23-26 мм рт. ст. (улучшение составляет 1,5 раза), 7% имеют высокое глазное давление (улучшение составляет 1,4 раза), что говорит о чрезмерной нагрузке на зрение учащихся во время учебного процесса. Использова-

ние релаксации позволило привести офтальмотонус в норму, тем самым снизить нагрузку.

Конечно, ни одна методика релаксации не способна снизить нагрузку настолько, что глазное давление могло бы оставаться на одном уровне, особенно это касается слабовидящих детей, но незначительное изменение тонуса свидетельствует прежде всего о необходимости введения в учебный процесс релаксации с целью снижения общей нагрузки на зрение учащихся.

4. Применение методик релаксации способна изменить скорость кровенаполнения до 4%, что означает значительное увеличение периода утомления в 2 раза.

Флюоресцентная ангиография глазного дна из всех проведенных методов исследования зрения показывает наиболее точный результат, так как в ней используется высокоточная медицинская аппаратура, позволяющая точно регистрировать время кровенаполнения сосудов сетчатки, а следовательно, это позволяет судить о степени утомляемости зрения. Другими словами, флюоресцентная ангиография позволила выявить одну из причин утомляемости, которая сопряжена с офтальмотонусом и остротой зрения, что доказывает их зависимость друг от друга.

Так как скорость кровенаполнения сосудов глазного дна может меняться в силу определенных причин, следует отметить, что релаксация способна снизить спазм сосудов, повысить кро-венаполняемость и тем самым способствовать снижению утомления зрения. Скорость кровенаполнения сосудов влияет на формирование офтальмотонуса, время фокусировки и является самым ярким показателем утомляемости глаза.

Ангиография - универсальный метод диагностики органа зрения, позволяет отследить зависимость утомления от силы нагрузки. Она дает возможность в совокупности с другими методами диагностики подобрать индивидуальные методы релаксации таким образом, чтобы максимально снизить нагрузку в течение учебного процесса за максимально короткий период времени.

5. Острота зрения - один из важнейших показателей зрения, именно благодаря ему человека характеризуют как трудоспособного. Отсюда становится понятной необходимость тщательного изучения остроты зрения с целью его сохранения. Результаты исследования доказывают высокую эффективность релаксации как профилактики утомления зрения и показывают, что она способна довольно эффективно снижать утомление. Приведенные данные свидетельствуют в пользу релаксационных методик как инструмента профилактики утомляемости. Само

по себе центральное зрение и принцип его утомления несколько отличаются от всех предыдущих, так как тут задействован чисто «механический» фактор. Утомление - это результат частой смены фокусировки зрения и задержки зрения на определенном объекте. Зрение человека подчиняется основным физиологическим принципам сенсорной системы, которые заключаются в том, что любому сенсорному органу требуется постоянное раздражение и только это будет гарантом поступления качественной информации организму от внешней среды. Неправильная осанка, длительная фокусировка зрения на отдельном предмете вызывает утомление мышц глаза, в результате чего человек становится рассеянным и не может концентрировать свое внимание на необходимом предмете. Если же человек прилагает усилия к длительной фокусировке взора на определенном предмете - это может вызвать утомление мышечного аппарата, что может сопровождаться болью. Также и резкая смена фокусировки способна доставить массу неприятных ощущений, не говоря о резкой смене освещенности.

В результате проведенных экспериментов были выявлены основные причины утомляемо-

сти зрения слабовидящих детей и подобраны методики релаксации, отвечающие требованиям учебного процесса и позволяющие за максимально короткий период времени восстановить зрительные функции. Также доказана высокая эффективность методов релаксации и возможность их применения в учебном процессе. Результаты показали, что утомляемость учащихся в процессе учебных занятий высока, однако ее можно снизить, используя комплексный подход к процессу обучения. Именно комплекс релаксационных упражнений Грегори-Пейджа У.И. (1999), Вейнера A.A. (1994), Кудряшовой Н.И. (1997), Норбекова М.С. (2002) способен дать наилучший результат, так как единичные методы релаксации подобного эффекта дать не могут. Утомляемость зрительного аппарата возможно снизить в несколько раз, используя релаксацию, именно благодаря ей личностноориентированный подход к процессу обучения станет возможным, что позволит учителю планировать учебный нагрузку, добиваясь максимального усвоения знаний учащимися, избегая чрезмерной нагрузки на зрение как в обычных школах, так и в специализированных учебных заведениях для слабовидящих детей.

Литература

1. Грэгори-Пейдж У.И. Релаксация и восстановление зрения в процессе обучения / У.И. Грегори-Пейдж. - М.: Дрофа, 1999.- 112 с.

2. Вейнер А.А. Ауторелаксация. - М.: Просвещение, 1994. -210 с.

3. Кудряшова Н.И. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. - М.: Новый центр, 1997. - 93 с.

4. Норбеков М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению. - СПб.: Весть, 2002. - 146 с.

Налетова Лариса Александровна, канд.биол. наук, ст. преп. кафедры зоологии, Бурятский гос. университет. larisa -naletova@rambler.ru 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а.

Naletova Larisa Aleksandrovna, candidate of biological sciences, senior lecturer, department of zoology, Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a, E-mail: larisa -naletova@rambler.ru

УДК 621.396.9:616-073

) A.E. Павлов, B.B. Бороноев, В.Д. Омпоков

Исследование уровня тренированности организма спортсменов на диагностическом комплексе АПДК

Проведено исследование пульсовых сигналов в частотной области с помощью Фурье-преобразования и вейвлет-преобразования. Определены наиболее информативные параметры для оценки уровня тренированности организма человека. Ключевые слова: пульсовой сигнал, спектральный анализ, вейвлет, спортсмены.

A.E. Pavlov, V V. Boronoev, V.D. Ompokov The Research of the Level of Fitness of Sportsman Organism at the Diagnostic Complex APDK

The research of pulse signals in the frequency domain using Fourier transform and wavelet transform have been carried out. The most informative parameters for assessment the level of fitness of the human body have been determined.

Keywords: pulse signal, spectral analysis, wavelet,sportsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.