МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ ФИРМЫ ПОСРЕДНИКА НА РЫНКЕ
ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
Ю.П. Ехлаков,
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации обработки информации, проректор по информатизации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники», e-mail: [email protected].
А.А. Ефимов,
старший преподавательТомского государственного университета систем управления и радиоэлектроники», e-mail: [email protected].
Адрес: 634050, г.Томск, пр. Ленина, 40.
f х
Рассмотрены проблемы организации деятельности фирмы посредника по продвижению прикладного программного обеспечения на рынке корпоративных продаж.
Определен набор услуг и описаны основные процессы деятельности фирмы посредника. Наиболее подробно рассмотрен процесс позиционирования программных продуктов на рынке.
Выделены группы пользователей, формирующих целевую аудиторию. Определены возможные типы покупательского поведения и потребительские предпочтения выделенных групп. Предложен подход к выбору стратегии позиционирования в зависимости от характеристик целевой аудитории.
V J
Ключевые слова: посредническая фирма, рынок программного обеспечения, продвижение программных продуктов, целевая аудитория, потребительские предпочтения, позиционирование
Специфика малого бизнеса на рынке прикладных программных продуктов (ПП) состоит в том, что ПП как интеллектуальный конечный продукт создается небольшими коллективами разработчиков. При этом каждая фирма стремится продвинуть на рынок и продать свой продукт нескольким потребилелям, надеясь на его долговременное сопровождение.
Вопросам продвижения на рынок ПП продукции и услуг малых ИТ-предприятий уделяется недостаточно внимания. В преобладающей степени рассматриваются вопросы совершенствования процесса продвижения продукции крупных компа-
ний с развитой филиальной сетью и раскрученными «брэндами». Присутствующие на рынке фирмы (Компания «С-Плюс», Компания «Аксофт», Компания Steepler Graphics Center, Компания «Лого-ника», ООО «Афлекс софтвер» ) ориентированы на оказание услуг по прдвижению также только крупным разработчикам, а с организациями малого бизнеса эти компании практически не взаимодействуют.
Большинство же фирм малого бизнеса пытаются самостоятельно изучать рынок, разрабатывать идеи, просчитывать риски, создавать и продвигать на рынок собственные программные продукты.
22
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
При этом объемы, функциональность, стоимость их разработок ПП зачастую имеют достаточно высокий конкурентный уровень.
Сложность (проблемность) самостоятельной реализации функций по продвижению собственных ПП заключается в отсутствии необходимых материальных средств для их реализации, низкая компетентность специалистов в вопросах продвижения и сопровождения процессов продаж, высокие риски «неудач».
Производить качественные и эффективные рекламные материалы с привлечением профессиональных рекламных компаний могут позволить себе только крупные фирмы, продукция которых и так известна на рынке программных средств. «Самодельная реклама», как правило, описывает функциональные возможности ПП, излагается на «языке» разработчика и мало ориентирована на потребителя. Отсутствие требуемых финансовых средств на проведение рекламной кампании либо их экономия пагубно влияют на продвижение ПП. Аналогичная ситуация складывается и при участии мелких производителей в выставочно-ярмарочной деятельности. С одной стороны, выставки посещают преимущественно разработчики ПП, а с другой — цены на участие в таких мероприятиях часто бывают неприемлемыми для мелких и средних компаний [1].
В связи с этим очевидно что функции маркетинга и распространения ПП предприятиям малого бизнеса целесообразно передавать на аутсорсинг фирмам-посредниками, роль которых заключается в принятии ПП от разработчика, анализе готовности продукта к выводу на рынок, реализация мероприятий по его продвижению и доставке потребителям.
Такое разделение деятельности между разработчиками и посредником является наиболее эффективным и дешевым средством быстрого получения пользователем необходимого продукта, поскольку исследование рынка, а также доставка, реклама и другие вспомогательные действия ложатся на плечи посредника. Как отмечается в [2] положительными моментами такого разделения труда являются:
♦ возможность избавить компанию-право-обладателя от расходов на содержание не специфических специалистов по продвижению, позволяя высвободить ресурсы для решения профильных для компании задач.
♦ вывод функций по продвижению и продажам позволяет восстановить принцип единоначалия по
направлениям «разработка, поддержка» и «продвижение, продажа», решается задача ответственности, заинтересованности в результатах, актуализированного и адекватного принятия решений.
♦ передача функций по продвижению и продажам на аутсорсинг избавляет компанию от необходимости расчета затрат на правовое и экономическое сопровождение реализации нематериальных активов (учет программных средств, приобретаемых компаниями, исчисление соответствующих налоговых сумм, амортизационных отчислений и т.п. является нетривиальной задачей, так как современное российское законодательство достаточно слабо охватывает объекты интеллектуальной собственности).
♦ уровень компетентности посредника полно -стью зависит от него самого, у заказчика услуг нет необходимости постоянно повышать уровень знаний исполнителя в области маркетинга.
♦ риски достижения результатов продвижения перераспределяются между участниками в соответствии с достигнутыми договоренностями.
♦ повышаются вероятность увеличения объемов продаж, прибыли, узнаваемости и развития функциональности ПП.
Возможные организационные формы организации фирмы посредника и их роли на промышленном рынке программных пародуктов изложены авторами в [3].
В настоящей статье предложен комплекс функциональных моделей и алгоритмов по продвижению ПП фирмой-посредником, оказывающей комплекс услуг на рынке ПП, В основу построения моделей положен процессный подход, основная идея которого заключается в выделении и структурировании множества бизнес-процессов организации, ориентированных на получение какого-либо конечного результата (конечного продукта либо услуги), удовлетворяющего определенной потребности клиентов.
В качестве конечных результатов деятельности фирмы-посредника выделены следующие виды услуг:
1) услуги, предоставляемые разработчику (поставщику):
ф- исследование конкурентоспособности ПП;
■ф исследование рынка ПП;
Ф’ поиск потенциальных пользователей (потребителей) ПП;
Ф’ разработка технических предложений по созданию нового ПП;
Ф’ разработка программы продвижения ПП.
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г
23
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Перечень услуг и последовательность процессов
Таблица 1.
Процесс Услуга Оформление заказа на услугу Оценка конкуренто- способности ПП Органи- зация поставки услуги Сегментация рынка пользователей Позиционирование ПП Анализ рыночной ситуации Форми- рование стратегии продвиже- ния Продвижение ПП
Исследование конкурентоспособности ПП + + +
Исследование рынка ПП + + + +
Поиск потенциальных пользователей (потребителей) ПП + + + +
Разработка технических предложений по созданию нового ПП + + + +
Разработка программы продвижения ПП + + + + + + + +
Разработка нового ПП + + +
Модификация ПП + + + + +
Поиск готового ПП и его адаптация + + + +
2) услуги, предоставляемые пользователю (потребителю):
Ф разработка нового ПП;
Ф модификация имеющегося ПП;
Ф поиск готового ПП и его адаптация.
Каждая из услуг описывается в виде набора процессов, которые состоят из множества работ (функций). Перечень услуг и последовательность процессов, описывающих каждую из них, представлен в таблице 1.
Детализация любого процесса на более мелкие функции (подпроцессы) производится с помощью формальных моделей декомпозиции: «модели жизненного цикла», «модели состава». Декомпозиция производится до некоторой элементарной работы (функции), для формального представления которой используется методология структурного анализа и моделирования
Далее опишем назначение каждого из выделенных процессов.
Процесс «Оформление заказа на услугу» предназначен для уточнения требований и оформления взаимоотношений между заказчиком и посредником по оказанию услуги. Процесс начинается с приема за-
24-------------------------------------------
явки от Заказчика, определения его потребностей в программном продукте или услуге с дальнейшей конкретизацией направлений деятельности. Затем следует оценка своих возможностей, подготовка к заключению договора с уточнением условий и содержания работ, заключение договора и регистрация информации о Заказчике и услуги в системе.
В качестве входных данных в зависимости от заявляемой услуги используются заполненные соответствующие формы.
Выходными документами процесса являются подписанный сторонами договор на оказание услуги либо акт об отказе исполнения услуги.
Данный процесс состоит из следующих работ:
♦ оформление заказа;
♦ анализ потребностей;
♦ проведение оценки бюджета и составление календарного плана работ;
♦ согласование бюджета и календарного плана исполнения работ;
•♦•подготовка и заключение договора.
Процесс «Оценка конкурентоспособности ПП» предназначен для удовлетворения следующих потребностей:
-БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
1) потребностей Заказчика (Разработчика), имеющих собственный ПП и желающих продвинуть его на рынок;
2) потребности Заказчика (пользователя) в приобретении готового ПП, максимально удовлетворяющего его требованиям.
В условиях множественности программных продуктов-конкурентов и разнонаправленности влияния отдельных факторов на качество ПП оценка конкурентоспособности исследуемого продукта может производиться как по групповым, так и по обобщенным показателям.
В качестве входных данных используется информация с предыдцщего этапа, а также отчет о сегментировании.
Выходным документом процесса является отчет о конкурентоспособности.
Данный процесс состоит из следующих работ:
♦ определение готовности ПП к коммерциализации;
♦ определение и формирование показателей оценки;
♦ поиск и анализ ПП -аналогов;
♦ оценка конкурентоспособности ПП;
♦ анализ конкурентоспособности ПП;
♦ подготовка отчета.
Процесс «Сегментация рынка пользователей» предназначен для формирования целевых рынков потенциальных потребителей и определения их рыночных параметров. Процесс сегментации рынка пользователей состоит из работ, направленных на изучение целевой аудитории (потенциальных/ реальных потребителей) по определенному программному продукту. В качестве исходной информации используется заявка разработчика, содержащая следующие сведения:
♦ пожелания и приоритеты правообладателей по составу и значениям переменных сегментирования и приоритетам их использования;
♦ ограничения на условия применения ПП, связанные с допустимыми размерами баз данных и особенностями используемых программно-аппаратных средств;
♦ возможности компании-разработчика по количеству объектов внедрения и дальнейшего сопровождения ПП в определенный период времени;
♦ наличие существующих аналогов, предполагаемый интервал цен, состав и условия предоставления услуг по поддержке программного продукта (продажа, обучение, внедрение, сопровождение, модернизация).
В качестве входных данных используется инфор-
мация с предыдущих процессов, в т.ч. отчет о конкурентоспособности.
Выходными данными процесса является отчет о сегментировании.
Данный процесс состоит из следующих работ:
♦ согласование переменных сегментирования;
♦ сегментирование рынка пользователей;
♦ формирование целевой аудитории;
♦ согласование целевой аудитории.
Процесс «Анализ рыночной ситуации» предназначен для проведения комплексной оценки ПП, включающей анализ сильных и слабых сторон ПП, а также возможностей и угроз для развития. В основе данного процесса положены процедуры SWOT анализа.
В качестве входных данных используются отчеты о конкурентоспособности и сегментировании.
Выходными документами процесса является отчет об анализе рыночной ситуации.
Данный процесс состоит из следующих работ:
♦ определение сильных и слабых сторон программного продукта;
♦ определение и анализ возможностей;
♦ определение и анализ угроз;
♦ комплексная оценка.
Процесс «Позиционирование ПП» предназначен для определения места программного продукта в рыночном сегменте среди аналогичных продуктов. Процесс позиционирования продукта на рынке состоит из работ, направленных на поиск такой рыночной позиции для программного продукта, которая будет выгодно отличать его от положения конкурентов, позволит построить схему позиционирования товаров конкурентов и схему потребительских предпочтений исследуемого ПП.
В качестве входных данных используется отчеты об анализе рыночной ситуации, о конкурентоспособности и сегментировании.
Выходными данными процесса является стратегия позиционирования.
Настоящий процесс состоит из следующих работ:
♦ выделение потенциальных потребителей в целевом сегменте рынка;
♦ определение круга специалистов, принимающих решение о приобретении ПП;
♦ формирование перечня потребительских предпочтений для каждой категории лиц, принимающих решения;
♦ определение типа покупательского поведения;
♦ ранжирование потребительских предпочтений для каждого круга лиц в зависимости от типа;
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г
25
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
♦ формирование характеристик позиционирования (потребительских предпочтений) ПП конкурентов в сегменте;
♦ формирование стратегии позиционирования в целевом сегменте рынка.
Процесс «Формирование стратегии продвижения» предназначен для построения стратегии продвижения программного продукта и информации о нем на рынок корпоративных продаж на основании данных об исследовании рынка: информации о целевой аудитории, информации о ПП и рыночной среде.
В качестве входных данных используется отчет об анализе рыночной ситуации и отчет о конкурентоспособности.
Выходными данными процесса является стратегия продвижения.
Настоящий процесс состоит из следующих работ:
♦ установление цены;
♦ формирование стратегии продвижения;
♦ анализ рисков.
Процесс «Продвижение ПП» предназначен для реализация мероприятий по распространению программного продукта и информации о нем на ИТ-рынке в соответствии с разработанной стратегией.
В качестве входных данных используется стратегия продвижения.
Выходными данными процесса являются акты выполненных работ, отчет о выполненной работе,
а также требования на обновление исследований рынка.
Настоящий процесс состоит из следующих работ:
♦ планирование;
♦ выполнение;
♦ мониторинг.
Процесс «Организация поставки услуги» предназначен для описания взаимоотношения Заказчика и Посредника по приемке-сдаче услуги в соответствии с ранее заключенным договором.
В качестве входной информации процесса используются:
♦ отчет о выполненной работе;
♦ акты выполненных работ.
Выходными документами процесса являются:
♦ протокол разногласий;
♦ финансовый акт.
Настоящий процесс состоит из следующих работ:
♦ анализ основных результатов работы на соответствие требованиям договора на оказание услуги;
♦ подписание актов приема-передачи;
♦ закрытие договора.
В качестве примера детального описания процесса рассмотрим процесс «Позиционирование ПП».
Функциональная модель процесса представлена на рисунке 1. В качестве входных данных используется отчеты об анализе рыночной ситуации, о конкурентоспособности и сегментировании. Выходными данными процесса является стратегия позиционирования.
отчет об анализе
внутренний регламент
Рис. 1. Позиционирование ПП
26
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Процесс сотоит из следующих работ:
Ф’ выделение потенциальных потребителей в целевом сегменте рынка;
■ф формирование потребительских предпочтений для каждой категории лиц, принимающих решения;
Ф- определение типа покупательского поведения;
ф- ранжирование потребительских предпочтений;
Ф’ формирование характеристик позиционирования (потребительских предпочтений) ПП конкурентов в сегменте;
Ф формирование стратегии позиционирования в целевом сегменте рынка.
Рассмотрим состав каждой работы в отдельности.
Выделение потенциальных потребителей в целевом сегменте рынка.
Определяется группа потенциальных потребителей (целевая аудитория) и их характеристики (размер компании, предполагаемые объемы продаж, предполагаемые затраты по поставке ПП, наличие конкурентов и доля на рынке каждого из них, оценка возможных рисков). Информация поступает из процесса сегментирования.
На этом же этапе определяется круг специалистов, принимающих решение о приобретении ПП. Применительно к рынку информационных технологий решение о приобретении ПП на рынке корпоративных продаж принимают следующие специалисты организации-заказчика:
• непосредственные пользователи программного продукта;
• специалисты IT-служб, отвечающие за установку, адаптацию и техническую поддержку программного продукта;
• первые руководители компании.
Формирование перечня потребительских предпочтений для каждой категории лиц, принимающих решения
Непосредственных пользователей интересует прежде всего полнота функциональности предлагаемого ПП, возможности ее расширения, соответствие алгоритма обработки требуемым стандартам, положениям, регламентам существующих бизнес -процессов; надежность программного обеспечения, способность к восстановлению в приемлемое время; понятность интерфейса, качество документирования, скорость работы ПП.
Специалисты IT-службы рассматривают программный продукт с точки зрения трудоемкости
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г.~
внедрения и дальнейшего сопровождения ПП. Данную группу специалистов должны интересовать следующие вопросы: оперативность внедрения, быстрота реакция на просьбы пользователя.
Руководители компании, исходя из экономических соображений, интересуются, прежде всего, размером долевого вклада приобретаемого ПП в повышение эффективности функционирования компании, а также экономическими показателями, связанными с внедрением (использованием) ПП. Подробный перечень потребительских предпочтений для каждой категории лиц, принимающих решения, описан в [4].
Определение типа покупательского поведения.
Покупательское поведение (принятие решения о покупке) формируют руководители организаций. В зависимости от типа руководителя принятие им решений производится на основе индивидуального решения либо с учетом мнения ИТ-специалистов и непосредственных пользователей. Можно выделить следующие типы покупательского поведения лиц, принимающих решение о приобретении ПП: новаторы; конформисты; консерваторы; прагма-тики; престижные.
Каждая группа лиц, принимающая решения, характеризуется специфическим типом покупательского поведения, который должен лежать в основе позиционирования продукта, а также дальнейшего формирования стратегии (табл. 2).
Таблица 2.
Типы покупательского поведения
Тип Жизненная позиция Покупательское поведение
Новатор Пробовать всё новое, пусть и не эффективное в настоящий момент. Рискованные Приобрету любое инновационное решение для повышения конкурентоспособности и перспективы
Конфомист Прислушивается к мнению сотрудников и партнеров по бизнесу Приобрету ПО, если его кто-то уже покупал и не пожалел об этом. Все покупают - и я куплю
о. о со о. CD О о Пользуется тем, что уже есть. Принимает решение самостоятельно Приобрету ПО только в случае крайней необходимости: обязательное требование законодательства, невозможность ведения бизнеса и др.
Прагматик Улучшать - если это принесет ощутимые результаты. Принимает решение с учетом мнения окружающих Приобрету ПО только в случае, если будет полезный эффект от внедрения
Престижные Желание быть причастным к группе «Элиты бизнеса». Принимает решение самостоятельно Приобретаются дорогие решения с раскрученными брендами. Цена не важна
27
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Ранжирование потребительских предпочтений для каждой группы пользователей.
В зависимости от типа потребителя выстраивается шкала наличия и значимости потребительских предпочтений по каждой группе пользователей (табл. 3). Шкала значимости задана в пределах от 0,1 до 1.
Таблица 3
Потребительские предпочтения по группам пользователей
Типы предпочтения Новатор Конформист Консерватор Прагматик Престижный
руководитель
Затраты на внедрение и обучение + (0,25)
Затраты на приобретение + (0,25)
Стратегия развития ПП + (0,1) + (0,1) + (0,05)
Эффект от внедрения + (0,2) + (0,1) + (0,1)
История успеха продукта + (0,3) +(0,05) + (0,05) + (0,2)
Правовая защищенность + (0,05) +(0,05) + (0,2)
Имидж, бренд продавца + (0,1) + (0,1) +(0,05) + (0,3)
ит-специалисты
Совместимость + (0,1) + (0,05)
Качество — сертификаты + (0,1) + (0,05) + (0,1)
Сервис + (0,05) + (0,2) + (0,1) + (0,1)
Техническая защита данных + (0,1) + (0,1) + (0,1)
пользователи
Простота и удобство Использования + (0,2) + (0,2)
Полнота функций + (0,2) +(0,05) + (0,2) + (0,1)
Дизайн, восприятие, GUI + (0,1) + (0,2)
Формирование характеристик позиционирования (потребительских предпочтений) ПП-конкурентов в сегменте
Определяются характеристики позиционирования ПП-конкурентов:
• на какую группу пользователей (её характеристики) ориентируются ПП;
• какая стратегия позиционирования выбрана конкурентами;
• особенности, отличающие присутствие ПП в сегменте.
Информация поступает с процесса исследования конкурентов.
Формирование стратегии позиционирования в целевом сегменте.
Специфическая позиция (ниша) по продукту определяется сопоставлением проранжированных потребительских предпочтений по своему продукту и по продуктам, имеющимся на рынке ПП-конкурентов.
Задача состоит в том, чтобы с учетом характеристик позиционирования ПП-конку-рентов, а также потребительских предпочтений целевой аудитории определить набор уникальных характеристик своего ПП при выводе его на рынок и распространении.
С учетом специфики ПП как товара либо услуги целесообразно использовать следующие стратегии позиционирования:
• позиционирование по рациональным характеристикам, где на первый план выходят такие характеристики как качество, безопасность, функционал, эффект внедрения;
• позиционирование по эмоциональным характеристикам, где на первое место выходят престиж, известность, дизайн и т. п.;
• позиционирование по цене — позиционирование в определенных ценовых рамках;
• интегрированная стратегия — позиционирование, включающее в себя ключевые элементы нескольких видов стратегий позиционирования.
В зависимости от полученной информации о потребительских предпочтениях клиентов можно определить наиболее значимые аспекты при позиционировании (по рациональным характеристикам, эмоциональным характеристикам либо ценовым параметрам), формируя акценты на них в определенных пропорциях. Подобный выбор можно реализовать с помощью математического аппарата таблицы решений.
Наиболее часто в литературе [5] таблица решений представляются в виде модели, состоящей из четырех квадрантов, содержащих соответственно условие задачи, правило выбора решений, перечень решений (действий), результаты решения (последовательность действий)
Множество условий задаются набором качественных, описываемых бинарными отношениями «да», «нет», и количественных, описываемых отношениями « = », « < », « > » признаков.
28'
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Множество действий, описываются на содержательном уровне в виде предписаний. Предписания могут иметь смысл окончательного или промежуточного решения. Окончательное решение может определяться одним единственным действием, либо содержать оптимальную последовательность действий. В случае если таблица решений имеет вложенную иерархическую структуру, промежуточное решение содержит только ссылку на следующую таблицу решений.
Множество решающих правил, определяет отношение между множеством действий и множеством условий, т.е. определяет, какое действие выполняется при определенных значениях параметров из множества условий.
Задача принятия решения по выбору стратегии позиционирования с использованием формализованных таблиц решений состоит в сопоставлении реальных значений условий, описывающих проблемную ситуацию, с множеством нормативных данных, определении на этой основе решающего правила и выборе рационального (с точки зрения решающего правила) варианта действий по ликвидации проблемы (табл. 5).
Таблица 5.
Выбор стратегии позиционирования
Условия Правила выбора
Rj r2 R3 r4
1. Качество +
2. Безопасность + +
3. Функционал +
4. Эффект внедрения +
5. Престиж +
6. Известность + +
7. Дизайн +
8. Цена и затраты + +
Действия Последовательность действий
1. Позиционирование по рациональным характеристикам +
2. Позиционирование по эмоциональным характеристикам +
3. Позиционирование по цене +
4.Интегрированное позиционирование, в комбинации разнородных характеристик +
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №1(11)-2010 г.
Правилом выбора стратегии позиционирования будет выполнение условий:
Rj — если выполняются полностью либо частично только условия 1,2, 3 и 4, тогда необходимо применять действие 1;
R2 — если выполняются полностью либо частично только условия 5, 6 и 7, тогда необходимо применять действие 2;
R3 — если выполняется только условие 8, тогда необходимо применять действие 3;
R4 — если выполняются условия в различном сочетании, тогда необходимо применять действие 4.
Главной проблемой российских компаний при выходе на рынки ПП является недостаток опыта маркетинга и продаж, в силу чего роль и значение посредников возрастает.
Полученные в настоящей статье результаты:
1) развивают основные теоретические положения маркетинга в части рынка прикладного программного обеспечения;
2) определяют перечень услуг и процессов фирмы-посредника на промышленном рынке программных продуктов;
3) закладывают основу для разработки информационной площадки (Интернет-сайта) по продвижению программных продуктов и среде Интернет. ■
Литература
1. Ю.П. Ехлаков, А.А. Ефимов. Анализ участников процесса продвижения прикладного программного обеспечения на рынок информационных технологий / Доклады Томского государственного ун-та систем управления и радиоэлектроники // Периодический научный журнал. — 2007. — 2(16). С. 18-24
2. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ламбен Ж.Ж. . — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
3. Ю.П. Ехлаков, А.А. Ефимов. Роль и место посредника на рынке прикладного программного обеспечения// Сибирская финансовая школа -Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2009. — №2/73. — С. 73-77.
4. Ю.П. Ехлаков. Вывод прикладного программного обеспечения на рынок корпоративных продаж: взгляд разработчика // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — № 4 (72). — С. 45—50;
5. Ю.П. Ехлаков. Информационные технологии в управлении и принятии решений / Ю.П. Ехлаков, В.В. Герасименко, О.И. Жуковский и [др.].
— Томск : Изд-во ТГУ, 1997. — 238 с.
----------------------------------------- 29