Научная статья на тему 'Функциональные и адаптивные резервы школьников Республики Тыва'

Функциональные и адаптивные резервы школьников Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АДАПТАЦИЯ / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СИБИРИ / SCHOOLCHILDREN / ADAPTATION / NATIVE SCHOOLCHILDREN OF TYVA REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицинская Вера Людвиговна, Санчат Наталья Ойдуповна, Ермошкина Анна Юрьевна

С целью оценки функционального состояния организма и степени адаптации к факторам внешней и внутришкольной среды обследованы 716 младших и 1099 старших школьников коренного населения Республики Тыва. Проведено определение частоты сердечных сокращений, артериального давления, подсчет индексов Кердо и Руфье. У 311 школьников проведена оценка реакции организма на физическую нагрузку с помощью компьютерной программы «ORTO-Valeo». Выявлена зависимость состояния сердечно-сосудистой системы от возраста и половой принадлежности. Отмечается умеренное преобладание влияния симпато-адреналовой системы у младших школьников, что предопределяет напряжение механизмов адаптации и снижение функциональных резервов. Увеличение влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы отмечается с возрастом и создает более благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицинская Вера Людвиговна, Санчат Наталья Ойдуповна, Ермошкина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND ADAPTATIONAL RESERVES IN SCHOOLCHILDREN IN TYVA REPUBLIC

Aimed at evaluating functional state of an organism and stage of adaptation to environment and school setting, we had examined 716 junior and 1099 senior native schoolchildren of Tyva Republic. We determined the frequency of heartbeats, arterial hypertension, hand dynamometry, Kerdo and Rufier indices. Additionally we evaluated the response of an organism to physical examination by software «ORTO-Valeo» in 311 out of these schoolchildren. We revealed how the state of cardio-vascular system depends on gender and age. We revealed moderate prevalence of the influence of sympathicoadrenal system in junior schoolchildren, which causes the tension of adaptation mechanisms and the lowering of functional reserves. The growth of the influence of parasympathetic sector of vegetative nerve system was marked with the ageing. This condition favors the functioning of cardio-vascular system.

Текст научной работы на тему «Функциональные и адаптивные резервы школьников Республики Тыва»

■ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ ИММУНОСУПРЕССОРНЫХ ЦИТОКИНОВ ПРИ НАРУЖНОМ ГЕНИТАЛЬНОМ ЭНДОМЕТРИОЗЕ________

Грицинская В.Л., Санчат Н.О., Ермошкина А.Ю.

ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН,

г. Красноярск

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И АДАПТИВНЫЕ РЕЗЕРВЫ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

С целью оценки функционального состояния организма и степени адаптации к факторам внешней и внутришкольной среды обследованы 716 младших и 1099 старших школьников коренного населения Республики Тыва. Проведено определение частоты сердечных сокращений, артериального давления, подсчет индексов Кердо и Руфье. У 311 школьников проведена оценка реакции организма на физическую нагрузку с помощью компьютерной программы «ORTO-Valeo».

Выявлена зависимость состояния сердечно-сосудистой системы от возраста и половой принадлежности. Отмечается умеренное преобладание влияния симпато-адреналовой системы у младших школьников, что предопределяет напряжение механизмов адаптации и снижение функциональных резервов. Увеличение влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы отмечается с возрастом и создает более благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьники; адаптация; коренное население Сибири.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

Gritzinskaya V.L., Sanchat N.O., Ermoshkina A.Y.

Medical Scientific Research Institute for Northern Problems SD RAMS, Krasnoyarsk

FUNCTIONAL AND ADAPTATIONAL RESERVES IN SCHOOLCHILDREN IN TYVA REPUBLIC

Aimed at evaluating functional state of an organism and stage of adaptation to environment and school setting, we had examined 716 junior and 1099 senior native schoolchildren of Tyva Republic. We determined the frequency of heartbeats, arterial hypertension, hand dynamometry, Kerdo and Rufier indices. Additionally we evaluated the response of an organism to physical examination by software «ORTO-Valeo» in 311 out of these schoolchildren.

We revealed how the state of cardio-vascular system depends on gender and age. We revealed moderate prevalence of the influence of sympathicoadrenal system in junior schoolchildren, which causes the tension of adaptation mechanisms and the lowering of functional reserves. The growth of the influence of parasympathetic sector of vegetative nerve system was marked with the ageing. This condition favors the functioning of cardio-vascular system.

KEY WORDS: schoolchildren; adaptation; native schoolchildren of Tyva Republic.

В современных социально-экономических условиях сохранение здоровья школьников является одной из наиболее острых медико-социальных проблем. На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, социально-гигиенических, экологических факторов [1, 2]. Особую значимость приобретает проблема сохранения здоровья детей коренных народностей, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях Севера и Сибири, к которым относится Республика Тыва. Территория Тывы отличается суровым климатом со значительными перепадами температур, наличием геомагнитных, гравитационных и радиационных аномалий. Действие неблагоприятных социальных условий, информационных перегрузок, вызывающих дополнительную психическую усталость и эмоциональные стрессы, усугубляют негативные эффекты природных влияний, противодействие которым требует дополнительных затрат энергии и, следовательно, усиливает выраженность состояния хронического стресса [3].

Комплексная оценка уровня здоровья детей предполагает использование физиологических тестов, позволяющих выявить функциональные резервы и уровни адаптации организма. Вегетативный тонус, отражающий интегральное состояние соматических функций, выступает одним из основных признаков успешной адаптации ребенка. Нарушение вегетативной регуляции — это фактор, предопределяющий как возможность возникновения, так и тяжесть течения соматических заболеваний. Адаптацию на вегетативном уровне, как правило, оценивают по системе кровообращения, поскольку она одной из первых включается в процесс приспособления к меняющимся условиям среды, тесно связана с другими системами и позволяет выявить резервы организма [4-8].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методом случайной выборки в осенне-зимний период (ноябрь-декабрь) обследованы 1815 школьни-

Корреспонденцию адресовать:

Грицинская Вера Людвиговна,

660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, 3г, ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН.

Тел.: 8 (3912) 28-06-83.

E-mail: impn@impn.ru

ков-тувинцев, обучающихся в общеобразовательных школах г. Кызыла. Обследование детей проводилось после подписания родителями информированного согласия. В соответствии с возрастной периодизацией сформированы следующие группы: младшие школьники в возрасте от 7 до 11 лет (354 мальчика и 362 девочки); старшие школьники в возрасте от 12 до 18 лет (482 мальчика и 617 девочек).

Измерение систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) проводилось в состоянии покоя, 2-х кратно, на правой руке, по методу Короткова с использованием возрастных манжеток и автоматического тонометра согласно рекомендациям ВОЗ (1984). Число сердечных сокращений (ЧСС) регистрировалось в покое по шкале автоматического тонометра. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проведена по индексу Руфье (ИР), определяемому по формуле: (ЧСС х САД)/1000.

Индивидуальные значения ИР определялись по качественным градациям: 80 и менее — высокие резервы функционального состояния ССС; от 80 до 90 — средние резервы функционального состояния ССС; 91 и выше — низкие резервы функционального состояния ССС.

Вегетативный индекс Кердо (ВИК) определялся по формуле: (1 - ДАД / ЧСС) х 100. Положительное значение ВИК свидетельствует о преобладании симпатических влияний (симпатикотония), отрицательное значение ВИК — о преобладании парасимпатических влияний (ваготония); при равновесии состояния вегетативной нервной системы ВИК = 0 (эйтония). За норму принимали значения в пределах от «-»10 до «+»10 %.

У 97 младших (46 мальчиков и 51 девочка) и 214 старших (90 мальчиков и 124 девочки) школьников проведено определение состояния вегетативной нервной системы и реакции организма на физическую нагрузку с помощью компьютерной программы «ORTO-Valeo». Основной метод диагностики — кар-диоритмография; в качестве нагрузки использовали ортостатическую пробу. Были определены исходный вегетативный тонус (ИВТ), реакция сердечно-сосудистой системы на ортостатическую пробу, вегетативное обеспечение деятельности (ВОД) и функциональное состояние организма школьников.

Статистическая обработка выполнена с помощью прикладных программ «БТАТКТГСА V. 7.0» с ис-

■ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И АДАПТИВНЫЕ РЕЗЕРВЫ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА_________________________________________________________________________

кционального состояния организма и характеристики сдвигов под влиянием той или иной нагрузки, и является результатом взаимодействия симпатического и парасимпатического отдела автономной нервной системы [5]. ЧСС имеет тенденцию к уменьшению с возрастом; у мальчиков практически во всех возрастных группах ЧСС ниже, чем у девочек, причем в возрасте 12-14 лет разница показателей статистически значима.

Оценка вегетативного тонуса школьников проведена по индексу Кердо (табл. 2). У большинства детей выявлена симпатикотония, причем у младших школьников чаще, чем у старшеклассников; разница показателей статистически достоверна. Увеличение влияния симпато-адреналовой системы может свидетельствовать о напряжении механизмов адаптации.

Уровень функциональных резервов ССС определяли по индексу Руфье (табл. 2). Высокие резервы функционального состояния ССС чаще регистрировались в младшей возрастной группе. Соответственно, у старшеклассников чаще выявлялись низкие функциональные резервы ССС, чем у младших школьников, причем разница показателей подтверждена статистически.

Дозированная физическая нагрузка является эталоном, измеряющим энергетический резерв основных систем организма, и, прежде всего, системы кровообращения. Проведение кардиоинтервалографии в клиноорстатической пробе позволяет судить не только об исходном вегетативном тонусе, но и вегетативном обеспечении деятельности. Исходный вегетативный тонус характеризует фоновую активность структур,

Таблица 1

Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы обследованных школьников

Лет САД (mmHg) ДАД (mmHg) ЧСС (уд/мин)

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки Примечание

1 2 3 4 5 6

M 95%ДИ M 95%ДИ M 95%ДИ M 95%ДИ M 95%ДИ M 95%ДИ

7 101 99-104 97 94-100 63 62-66 60 58-62 92 90-95 93 91-96 Р1-2< 0,01; Р3-4< 0,05

8 92 90-94 91 89-94 57 55-58 57 55-59 91 88-95 90 87-93

9 96 93-98 95 92-97 61 59-63 60 58-62 89 86-91 90 88-94

10 97 95-99 95 93-97 62 60-63 61 59-62 88 85-91 90 88-93

11 100 97-102 100 98-102 64 63-66 64 62-66 87 84-89 88 85-90

12 107 104-110 106 104-108 67 65-69 68 66-69 83 81-86 89 87-91 Р5-6 < 0,001

13 109 107-112 110 108-113 67 65-69 71 69-73 80 77-83 89 86-93 Р3-4< 0,01; Р5-6< 0,001

14 113 110-116 112 110-114 70 68-72 72 70-73 79 76-81 83 81-86 Р5-6< 0,01

15 119 116-123 113 111-115 71 68-74 72 70-74 78 76-83 81 78-83 Р1-2 < 0,01

16 119 116-122 113 110-114 72 70-74 73 72-75 77 74-80 79 76-82 Р1-2 < 0,001

17 124 121-127 115 112-118 73 71-76 73 72-76 79 76-82 80 77-83 Р1-2 < 0,001

18 125 122-128 117 114-119 74 71-76 74 72-76 79 76-82 82 79-86 Р1-2 < 0,001

Сведения об авторах:

ГРИЦИНСКАЯ Вера Людвиговна, доктор мед. наук, руководитель лаборатории комплексных проблем здоровья населения Республики Тыва, ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН, г. Красноярск, Россия. E-mail: impn@impn.ru

САНЧАТ Наталья Ойдуповна, канд. биол. наук, ст. науч. сотрудник, лаборатория комплексных проблем здоровья населения Республики Тыва, ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН, г. Красноярск, Россия. E-mail: impn@impn.ru

ЕРМОШКИНА Анна Юрьевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник, лаборатория этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии, ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН, г. Красноярск, Россия. E-mail: ermik-st@rambler.ru

пользованием критерия х2 в модификации Пирсона. Результаты считали статистически значимыми при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В оценке функционального состояния организма, в определении его резервов, степени адаптации к различным факторам наибольшее внимание привлекает сердечно-сосудистая система (ССС), которая настолько тесно связана с другими системами организма, что может рассматриваться в качестве универсального индикатора различных нарушений. Показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений у обследованных школьников представлены в таблице 1.

Отмечается рост показателей систолического артериального давления с возрастом, начиная с 8 лет до 18 лет. Относительно высокие показатели САД у первоклассников, очевидно, связаны с напряженной адаптацией к школьному обучению. У мальчиков САД выше, чем у сверстниц-девочек, причем разница показателей статистически достоверна в возрасте 7 и 15-18 лет. ДАД также имеет тенденцию к увеличению с возрастом. Показателем напряжения адаптационных резервов у первоклассников являются высокие показатели ДАД. Показатели ДАД у мальчиков выше в младшем школьном возрасте, у девочек — в старшем школьном возрасте, хотя статистически значимая разница показателей отмечается только в возрасте 7 и 13 лет. Частота сердечных сокращений используется в качестве объективного показателя фун-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

Таблица 2

Распределение школьников по показателям индексов Кердо и Руфье (%)

Возраст Пол Вегетативный тонус Резервы функционального состояния ССС

Ваготония Эйтония Симпатикотония Высокие Средние Низкие

7-11 лет 1. м 354 1,79 ± 0,71 4,21 ± 1,12 94,00 ± 1,31 34,00 ± 2,51 27,46 ± 2,29 38,54 ± 2,61

2. д 362 0,81 ± 0,49 4,40 ± 1,10 94,79 ± 1,14 31,41 ± 2,42 29,69 ± 2,40 38,90 ± 2,52

12-18 лет 3. м 482 8,50 ± 1,30 32,64 ± 2,11 58,86 ± 2,25 24,18 ± 2,12 25,12 ± 2,11 50,70 ± 2,42

4. д 617 6,20 ± 1,05 31,61 ± 1,91 62,19 ± 2,19 22,29 ± 1,79 25,71 ± 1,91 52,00 ± 2,19

Примечание Р1-3; 2-4 < 0,001 Р1-3; 2-4 < 0,001 Р1-3; 2-4 < 0,01 Р1-3; 2-4 < 0,001

осуществляющих регуляцию функций организма в ходе приспособительной деятельности, и может рассматриваться в качестве одной из характеристик, формирующих тип реагирования организма на воздействие внешних факторов. Во всех обследованных группах школьников распределение ИВТ было неравномерным, со значительным преобладанием доли сим-патикотонии (табл. 3). Вегетативное обеспечение деятельности отражает возможность поддержания оптимального уровня функционирования вегетативной нервной системы при различных ситуациях нагрузочного характера. Достаточное ВОД чаще встречается у младших школьников, чем у старшеклассников, данная тенденция в большей степени характерна для девочек (р < 0,05). Избыточное ВОД чаще встречается у старших школьников (34,1 ± 3,2), чем у учеников начальной школы (21,6 ± 4,2; р < 0,05). Варианты сниженного ВОД встречаются чаще других вариантов; зависимости от возраста и половой принадлежности нами не выявлено.

Оценка переходного процесса заключается в определении объема работы, выполняемой ССС в процессе ортостатической нагрузки с определением функциональных резервов ССС. У большинства школьников реакция ССС на ортопробу была адекватная. У младших школьников сниженная реакция регистрировалась чаще, чем увеличенная, однако различие показателей статистически не достоверно. У старшеклассников увеличенная и сниженная реакции на физическую нагрузку встречались одинаково часто (табл. 4).

При оценке функционального состояния организма у большинства школьников выявлено напряжение механизмов адаптации, реже отмечалось удовлетворительное функциональное состояние организма. Неудовлетворительное функциональное состояние организма регистрируется довольно часто, у девочек чаще, чем у мальчиков, причем у старшеклассников разница показателей статистически достоверна.

Таблица 3

Характеристика ИВТ и варианты ВОД у школьников (%)

Возраст Пол Исходный вегетативный тонус Варианты вегетативного обеспечения деятельности

Ваготония Эйтония Симпатикотония Достаточное Избыточное Сниженное Пародоксальное

7-11 лет 1. м 46 13,0 ± 4,9 32,6 ± 6,9 54,4 ± 7,4 26,1 ± 6,5 26,1 ± 6,5 45,6 ± 7,3 2,2 ± 2,1

2. д 51 15,7 ± 5,1 21,5 ± 5,8 62,8 ± 6,8 39,3 ± 6,8 17,6 ± 5,4 33,3 ± 6,5 9,8 ± 4,1

12-18 лет 3. м 90 24,4 ± 4,5 25,5 ± 4,6 50,1 ± 5,2 22,2 ± 4,4 40,0 ± 5,2 37,8 ± 5,1

4. д 124 13,7 ± 3,1 26,6 ± 4,0 59,7 ± 4,4 21,0 ± 3,6 29,8 ± 4,1 47,6 ± 4,5 1,6 ± 1,1

Таблица 4

Оценка реакции организма школьников на нагрузку (%)

Возраст Пол n Реакция ССС на ортопробу Функциональное состояние организма

Адекватная Увеличенная Сниженная Удовлетворительное Напряжение Неудовлетворительное

7-11 лет 1. м 46 56,5 ± 7,3 15,3 ± 5,3 28,2 ± 6,6 39,1 ± 7,1 43,5 ± 7,3 17,4 ± 5,5

2. д 51 51,0 ± 7,0 17,7 ± 5,3 31,3 ± 6,5 27,4 ± 6,2 41,2 ± 6,8 31,4 ± 6,5

12-18 лет 3. м 90 49,0 ± 5,3 25,5 ± 4,6 25,5 ± 4,6 44,4 ± 5,1 44,4 ± 5,2 11,2 ± 3,3

4. д 124 50,8 ± 4,5 25,8 ± 3,9 23,4 ± 3,8 31,4 ± 4,1 46,8 ± 4,5 21,8 ± 3,7

Примечание Рз-4 < 0,05

Information about authors:

GRITZINSKAYA Vera Ludvigovna, doctor of medical sciences, head of laboratory of complex problems of health of the population of the Republic of Tyva, Medical Scientific Research Institute for Northern Problems SD RAMS, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: impn@impn.ru

SANCHAT Natalya Oidupovna, candidate of biological sciences, the leading research assistant, laboratory of complex problems of health of the population of the Republic of Tyva, Medical Scientific Research Institute for Northern Problems SD RAMS, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: impn@impn.ru ERMOSHKINA Anna Yurievna, candidate of medical sciences, the leading research assistant, laboratory of ethnogenetic and metabolic problems of norm and pathology, Medical Scientific Research Institute for Northern Problems SD RAMS, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: ermik-st@rambler.ru

■ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И АДАПТИВНЫЕ РЕЗЕРВЫ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА__________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Текущая активность симпатического и парасимпатического отделов является результатом реакции многоконтурной и многоуровневой системы регуляции кровообращения, изменяющей во времени свои парамеиры для достижения оптимального приспособительного ответа, который отражает адаптивную реакцию целостного организма. Вегетативный тонус, отражающий интегральное состояние соматических функций и выступающий как один из основных признаков успешной адаптации ребенка. Выявлены зна-

чительные изменения функционирования вегетативной нервной системы у коренных жителей Республики Тыва, зависящие от возраста и половой принадлежности.

Отмечается значительное преобладание влияния симпато-адреналовой системы, что предопределяет напряжение механизмов адаптации и снижение функциональных резервов у школьников. Увеличение влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы отмечается с возрастом и создает более благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой системы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Поляшова, Н.В. Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья /Н.В. Поляшова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова //Вопр. соврем. педиатрии. - 2008. - Т. 7, № 6. - С. 24-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гуров, В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников /В.А. Гуров. - Красноярск, 2008. - 258 с.

3. Хаснулин, В.И. Экологически обусловленный стресс в дискомфортных климато-экологических условиях Тывы /В.И. Хаснулин, Л.К. Бу-дук-оол, В.А. Красильникова //Проблемы адаптации и сохранения здоровья населения в условиях Сибири: Матер. конф. - Кызыл, 2008. - С. 182-187.

4. Псеунок, А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста /А.А. Псеунок //Успехи соврем. естествознания. - 2007. - № 8. - С. 14-16.

5. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине /Р.М. Баевский //Физиология человека. - 2002. -Т. 28, № 2. - С. 70-82.

6. Соколов, А.Я. Функционирование сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в зависимости от соматотипа /А.Я. Соколов, Л.И. Гречкина //Рос. пед. журнал. - 2006. - № 5. - С. 34-36.

7. Порецкова, Г.Ю. Оценка функциональных изменений физиологических систем первоклассников в период адаптации к обучению /Г.Ю. По-рецкова, А.А. Емелина, Д.В. Печкуров //Актуальные проблемы педиатрии: Сб. матер. XVI Конгр. педиатров России с междунар. участ. -М., 2012. - С. 607.

8. Ноздрачев, А.Д. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы /А.Д. Ноздрачев, Ю.В. Щербатых //Физиология человека. - 2001. - № 6. - С. 135-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.