Научная статья на тему 'Методические подходы к гигиенической оценке общего искусственного освещения учебных помещений с различными источниками света на основании ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников'

Методические подходы к гигиенической оценке общего искусственного освещения учебных помещений с различными источниками света на основании ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
286
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЛЮМИНЕСЦЕНТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / СВЕТОДИОДНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРА-ФИЯ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / FLUORESCENT LIGHTING / LED LIGHTING / ADAPTATION / CARDIOINTERVALOGRAPHY / HEART RATE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Текшева Любовь Михайловна, Звездина И. В.

При гигиенической оценке инновационного оборудования в образовательных учреждениях требуются адекватные методы, позволяющие установить значимые критерии эффективности применения новых технологий. При изучении ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников при использовании разных источников света установлены повышение адаптационных возможностей и улучшение функционального состояния организма при светодиодном освещении в сравнении с таковыми при люминесцентном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Текшева Любовь Михайловна, Звездина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the hygienic evaluation of total artificial lighting of classrooms with different light sources on the basis of the response of the cardiovascular system of schoolchildren

Hygienic evaluation of innovative equipment in educational institutions requires the use of appropriate methods permitting to establish valuable criterias for the effectiveness of the application of new technologies. The study of the response of the cardiovascular system of schoolchildren under using different light sources allowed to establish the increase in adaptive capacities and the improvement of the functional state of the organism in LED in comparison with fluorescent lighting.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к гигиенической оценке общего искусственного освещения учебных помещений с различными источниками света на основании ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников»

[гиена и санитария 1/2014

О Л.М. ТЕКШЕВА, И.В. ЗВЕЗДИНА, 2014 УДК 613.5:644.36]-07

Л.М. Текшева, И.В. Звездина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ОБЩЕГО

искусственного освещения учебных помещений с различными источниками света на основании ответной реакции сердечнососудистой системы школьников

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей и подростков РАМН, 119991, Москва

При гигиенической оценке инновационного оборудования в образовательных учреждениях требуются адекватные методы, позволяющие установить значимые критерии эффективности применения новых технологий. При изучении ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников при использовании разных источников света установлены повышение адаптационных возможностей и улучшение функционального состояния организма при светодиодном освещении в сравнении с таковыми при люминесцентном.

Ключевые слова: люминесцентное освещение; светодиодное освещение; адаптация; кардиоинтервалогра-фия; вариабельность сердечного ритма.

L.M. Teksheva, IV Zvezdina - METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE HYGIENIC EVALUATION OF TOTAL ARTIFICIAL LIGHTING OF CLASSROOMS WITH DIFFERENT LIGHT SOURCES ON THE BASIS OF THE RESPONSE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF SCHOOLCHILDREN

Research Institute of Hygiene and Health care of Children and Adolescents of the Scientific Centre of Child Healthcare, Moscow, Russian Federation, 119991

Hygienic evaluation of innovative equipment in educational institutions requires the use of appropriate methods permitting to establish valuable criterias for the effectiveness of the application of new technologies. The study of the response of the cardiovascular system of schoolchildren under using different light sources allowed to establish the increase in adaptive capacities and the improvement of the functional state of the organism in LED in comparison with fluorescent lighting.

Key words: fluorescent lighting, LED lighting, adaptation, cardiointervalography, heart rate variability.

Функциональное состояние организма является интегральным показателем его адаптационно-приспособительной деятельности. Воздействие неблагоприятных факторов среды сопровождается значительным напряжением регуляторных систем организма, что ведет к снижению функциональных возможностей организма, возникновению явлений дезадаптации. У детей и подростков это проявляется в виде различных нарушений в регуляции вегетативной нервной системы (ВНС) и сосудистого тонуса [1-3, 5].

Принимая во внимание основную роль сердечнососудистой системы (ССС) и ВНС в адаптационноприспособительной деятельности организма, при оценке влияния различных источников света на школьников использовали методы исследования состояния кардиоваскулярной системы, вегетативного гомеостаза, что позволяет установить степень воздействия изучаемых факторов на функциональное состояние организма школьников в условиях естественного эксперимента [4-6, 9].

Основные показатели ССС во время проведения эксперимента изучали с использованием метода суточного мониторирования артериального давления (СМАД) [7, 10, 11, 13, 14] прибором российского производства BPLab, прошедшего тестирование по международному протоколу ESH-2001 и разрешенного для клинического применения [12].

В соответствии с задачами исследования автоматические измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводили у школьников 5-7-х и 8-10-х классов до начала эксперимента, каждые 15 мин во время эксперимента (45-минутного урока) и

Для корреспеонденции: Текшева Любовь Михайловна, [email protected].

после его завершения при различных вариантах освещения.

По данным мониторирования анализировали показатели, перечисленные ниже.

1. Средние значения АД (систолического - САД, диастолического - ДАД, пульсового, среднегемодинамического).

2. Нагрузку давлением оценивали по индексу времени (ИВ). ИВ определяет процент времени, в течение которого значения АД превышают критический (безопасный) уровень.

ИВ = (Т/Т) • 100%,

где ТГ - суммарная длительность эпизодов гипертензии; Т — общая длительность анализируемого периода.

В данном исследовании учитывали возрастно-половые особенности гемодинамики детей, находящихся на различных этапах онтогенеза [6]. В качестве критических значений принимали величины АД, равные или превышающие дневные значения 95-го процентиля САД и/или ДАД, для соответствующего возраста, пола и роста ребенка, которые рекомендуют Комитет экспертов Всероссийского научного общества кардиологов, Ассоциация детских кардиологов России и Российское медицинское общество по артериальной гипертонии при проведении СМАД у детей [2].

3. Вариабельность АД, оценивали как среднеквадратическое отклонение отдельных значений АД от среднего значения во время проведения эксперимента. В норме у подростков вариабельность САД в дневное время составляет 15 мм рт. ст., ДАД — 14 мм рт. ст.

4. Резервные возможности ССС (по индексу «двойное произведение» - ИДП) и величину адаптационного потенциала.

Метод определения вегетативной реактивности (ВР) позволяет оценить изменение параметров ВНС в ответ на влияние изучаемых факторов. Для оценки адекват-

98

Таблица

Показатели ВСР у учащихся 4-го класса до и после нагрузки в условиях Ло и Со

Показатели ВСР ЛО СО

АМо 32,1±2,9 32,4±0,36 32,2±2,9 32,2±2,81

АХ 0,11±0,08 0,11±0,05 0,11±0,09 0,14±0,07

ИВР 356,7±102,26 368,7±112,76 357±94,26 332,5±97,24*

ВПР 0,47±0,21 0,45±0,48 0,50±0,26 0,44±0,37

ПАПР 155,0±12,38 156,0±14,62 155,0±12,42 155,1±13,82

ИН 848,0±255,7 882,4±290,16 847,0±221,5 858,9±189,12

ИН2/ИН1 1,4 1,01

ности процессов регуляции получали параметры вариабельности сердечного ритма (ВСР). В частности, нейрогуморальную регуляцию сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС.

Для определения ВР использовали метод кардио-интервалографии (КИГ) — метод регистрации синусового сердечного ритма с последующим статистическим анализом его структуры, отражающей состояние адаптационно-компенсаторных механизмов целостного организма. Аппаратное обеспечение методики представлено компьютерным кардиоанализатором «Телекард». Для анализа ВСР проводили запись не менее 150 кардиоциклов (интервал R—R) длительностью 2 мин с соблюдением стандартных условий съема до начала каждого эксперимента и после его проведения.

При анализе КИГ вычисляли следующие параметры: моду (Мо), амплитуду моды (АМо), вариационный размах (АХ), индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекс напряжения (ИН = АМо / (2Мо • АХ)) - интегральный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма, уровень централизации управления кровообращением.

Оценку ВР проводили по отношению ИН после эксперимента (ИН2) к ИН в начале эксперимента (ИН1)

1 - ИН2/ИН1; по результатам исследования опре-

деляли варианты ВР: нормальный (симпатико-тонический), гиперсимпатикотонический, асим-патикотонический.

Уровень адаптации изучали с помощью метода, предложенного Р.М. Баевским, А.П. Берсеневой (1987), в модификации для детского возраста (Ананьева Н.Н., Ямпольская Ю.А., 1993, 2004). Этот метод обеспечивает количественную характеристику адаптационного потенциала (АП) в условных баллах. Расчет проводят по формуле: АП (в баллах) = - 0,273 + 0,011 • (ЧСС в 1 мин) + 0,014 • (САД, мм рт. ст.) + 0,008 • (ДАД, мм рт. ст.) + 0,014 • (возраст, годы) + 0,009 • (масса тела, кг) - 0,009 • (длина тела, см) + 0,004 • (пол, усл. ед.).

По данным АП у школьников определяли уровень адаптации: удовлетворительную адаптацию, напряжение адаптационных механизмов, неудовлетворительную адаптацию, срыв адаптации.

Для оценки функциональных резервов ССС использовали ИДП. ИДП как один из основных показателей комплексной оценки физического (соматического) здоровья рекомендуется в качестве критерия функционального состояния при проведении профилактических медицинских осмотров школьников [8]. ИДП рассчитывается по следующей формуле:

ИДП в покое = (ЧСС • САД) / 100, где ЧСС - ЧСС за 1 мин, САД — среднее значение САД при 3-кратном измерении.

Чем ниже ИДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья. ИДП определяли в начале и в конце каждого эксперимента. Провели также анализ ИДП в динамике по данным монитори-рования АД и ЧСС, что позволило оценить функциональные резервы ССС во время проведения эксперимента.

Всего обследовали 20 учащихся 4-го класса, 63 учащихся 5-7-х классов, 57 учащихся 8-10-х классов на базе ГОУ Центр образования № 1666 Москвы. У каждого школьника результаты оценивали индивидуально с учетом возраста, пола, роста.

Сравнительную оценку функционального состояния организма учащихся 4-х классов в различных условиях

Таблица 2

Средние значения (M±a) основных показателей ССС у учащихся 5-7-х классов до и после нагрузки ЛО и СО

ЛО СО

Показатель до нагрузки после нагрузки до нагрузки после нагрузки

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

САД, мм рт. ст. 113,5 ± 9,20 112,6 ± 9,20

ДАД, мм рт.ст. 62,1 ± 9,63 66,0 ± 10,69

Пульсовое АД 51,4 ± 10,7 46,6 ± 11,78

ЧСС, в 1 мин 76,6 ± 11,28 75,4 ± 9,07

Среднее АД 87,8 ± 7,55 87,6 ± 10,69

ИДП, усл. ед. 86,9 ± 15,28 84,9 ± 12,38

Примечание.* -

116,2 ± 11,62 120,6 ± 12,21* 112,1 ± 8,14

65,9 ± 10,39 71,4± 14,22 63,2 ± 8,23

50,3 ± 13,89 49,2 ± 12,94 48,9 ± 11,5

69,3 ± 8,72 67,6 ± 9,62 75,5 ± 10,14

91,1 ± 10,56 90,0 ± 9,31 87,7 ± 6,54

80,5 ± 13,70 81,5 ± 13,39 84,6 ± 14,34

113,1±9,20 113,2 ± 12,21 115,4 ± 13,72

65,1 ± 10,58 64,8 ± 9,42 68,2 ± 10,54

47,9 ± 11,54 48,4 ± 12,67 47,2 ± 13,04

76,2 ± 9,78 70,2±9,01 65,2 ± 9,58

89,2 ± 10,34 89,0 ± 11,52 91,8 ± 9,78

86,2 ± 11,28 79,5 ± 12,45 75,2 ± 12,24*

99

[гиена и санитария 1/2014

Таблица 3

Средние значения (M±u) основных показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся 8-10-х классов до и после нагрузки в условиях люминесцентного и светодиодного освещения

ЛО СО

Показатель до нагрузки после нагрузки до нагрузки после нагрузки

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

САД, мм рт. ст. 118,9 ± 8,20 114,6±8,76 126,2±12,10* 116,6±11,98 117,9 ± 7,32 116,2±7,98 116,1±13,24 114,2±12,94

ДАД, мм рт. ст. 64,1 ± 9,47 63,2 ±9,98 68,9± 9,49 68,4± 13,08 63,2 ± 9,88 64,1 ±9,45 65,8± 9,12 65,2± 12,56

Пульсовое АД 54,8± 10,4 50,8±10,64 51,2±12,80 46,6±12,42 54,7± 9,21 52,1±10,12 50,3±12,42 49,0±12,23

ЧСС в 1 мин 72,6±11,03 75,4±8,96 69,3±7,62 73,2±9,82 73,2±11,46 76,1±8,21 68,2±7,89 72,1±9,78

Среднее АД 91,5±7,52 88,6±11,45 97,6±11,65 92,5±9,54 90,6±7,78 90,2±10,12 90,1±12,86 89,7±9,78

ИДП, усл. ед. 86,32±14,18 86,4±11,97 87,5±13,87 85,4±12,78 86,30±13,24 88,4±11,12 79,2±12,68* 82,3±12,64

освещения проводили по данным исследования ВСР. Согласно полученным данным в начале эксперимента (до нагрузки) значения основных показателей статистически равны (табл. 1). После нагрузки у детей в условиях светодиодного освещения (СО) отметили увеличение степени вариативности значений кардиоинтервалов (ЛХ), которое в среднем составило 0,04 с, что свидетельствует об увеличении активности парасимпатического отдела ВНС при СО.

У школьников в условиях люминесцентного освещения (ЛО) после функциональной нагрузки зафиксировали увеличение ИВР (на 12 усл. ед.), тогда как при СО наблюдали его снижение (на 24 усл. ед.). Такие результаты могут свидетельствовать о возрастании парасимпатических влияний к концу нагрузки у школьников при СО.

После проведения нагрузки ИН у всех школьников возрастает. В то же время вегетативная реактивность на нагрузку у школьников при ЛО составила 1,4 усл. ед., значения ИН2/ИН1 оценивали как гиперсимпатикотони-ческую реактивность ВНС. В то же время ВР у школьников при СД в среднем составила 1,01 усл. ед., что соответствует нормальной ВР (норма 0,7—1,5 усл.ед.).

Таким образом, у школьников 4-го класса в условиях СО в отличие от ЛО отметили снижение симпатических влияний при выполнении умственной нагрузки, что может свидетельствовать о более экономичном механизме регуляции ВСР.

Сравнительную оценку функционального состояния организма учащихся 5-7-х и 8-10-х классов в различных условиях освещения проводили по данным мониториро-вания основных показателей ССС во время проведения нагрузки, исследования ВСР, оценки адаптационного потенциала учащихся до и после нагрузки.

Средние значения САД, ДАД, пульсового АД, ЧСС, ИДП в группах ЛО и СО во время проведения нагрузки оказались равны.

Провели сравнительный анализ основных показателей ССС у мальчиков и девочек, учащихся 5-7-х и 8-10-х классов, в начале и в конце нагрузки (табл. 2, 3).

При ЛО у школьников в конце нагрузки зарегистрировали повышение САД и ДАД, которое среди учащихся 5-7-х классов было более выраженным у девочек (со 112,6 до 120,6 мм рт. ст.), тогда как в 8-10-х классах - у мальчиков (со 118,9 до 126,2 мм рт. ст.), что может сви-

детельствовать об усилении симпатических влияний к окончанию эксперимента. При СО в конце нагрузки значения САД и ДАД у мальчиков и девочек, учащихся 5-7-х и 8-10-х классов, остались практически на том же уровне.

К окончанию нагрузки у учащихся 5-7-х классов и при ЛО, и при СО снизился ИДП. Наиболее выраженное снижение отметили у девочек при СО - на 11 усл. ед. (с 86,2 до 75,2 усл. ед.; р < 0,05). Среди учащихся 8-10-х

Таблица 4

ИВ отклонений АД у школьников 5-7-х классов при проведении нагрузки в условиях ЛО и СО

ЛО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

ИВ, %

АД

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Эпизоды САД 8,2

артериальной ДАД 7,4

гипертензии

Эпизоды САД 6,2

пограничной ДАД 2,5

артериальной гипертензии Эпизоды

САД 2,1

артериальной гипотензии ДАД 1,8

14,8 7,4 9,2

4,2 6,2 4,6

11,8 7,8 8,2

4,2 4,5 4,3

16,2 1,9 14,8

4,3 1,2 4,5

Т аблица 5

ИВ отклонений АД у школьников 8-10-х классов при проведении нагрузки в условиях ЛО и СО

ЛО

СО

ИВ, %

АД

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Эпизоды САД 16,4

артериальной ДАД 8,5

гипертензии

Эпизоды САД 8,4

пограничной ДАД 6,5

артериальной гипертензии Эпизоды

САД 1,8

артериальной гипотензии ДАД 0,9

10,6 11,7 00 оо"

3,2 7,9 3,5

4,2 7,2 4,2

3,7 4,5 3,7

14,6 2,0 15,1

5,4 1,1 5,8

100

ii Срыв адаптации О Неудовлетворительная адаптация 0 Напряжение адаптации ^ Удовлетворительная адаптация

Распределение адаптационного потенциала у школьников 5-10-х классов до и после нагрузки в условиях лО и СО.

1 - до нагрузки, 2 - после нагрузки.

классов снижение этого показателя после нагрузки наблюдали только в условиях СО. У мальчиков ИДП снизился на 7,1 усл. ед., у девочек - на 6,1 усл. ед. Снижение ИДП рассматривают как улучшение аэробных возможностей организма.

Провели сравнительный анализ ИВ, с помощью которого определяли долю повышенного и пониженного АД у школьников за время нагрузки при различных условиях освещения.

Во всех группах отметили различия распространенности эпизодов артериальной гипертензии и гипотензии у мальчиков и девочек, что обусловлено особенностями формирования ССС у детей, находящихся на различных этапах онтогенетического развития. Частота встречаемости отклонений АД при проведении нагрузки в условиях ЛО и СО находилась в пределах нормы (табл. 4, 5).

В то же время обращают внимание более частые эпизоды артериальной гипертензии в условиях ЛО у девочек 5-7-х классов (14,8%) и мальчиков 8-10-х классов (16,4%), чем у этих детей в условиях СО (9,2 и 10,6% соответственно).

Провели сравнительный анализ основных показателей ВСР у школьников 5-7-х и 8-10-х классов в различных условиях освещения. При СО в отличие от ЛО отметили снижение АМо в % у мальчиков 5-7-х классов, а также у мальчиков и девочек 8-10-х классов, что отражает снижение активности симпатического отдела ВНС при СО. Наблюдали также увеличение значений АХ у школьников, которое в большей степени было характерно для мальчиков 5-7-х классов и мальчиков и девочек 8-10-х классов, что может свидетельствовать об увеличении активности парасимпатического отдела ВНС.

Провели сравнительную оценку адаптационного потенциала у школьников 5-10-х классов до и после нагрузки в условиях ЛО и СО (см. рисунок).

После проведения нагрузки у школьников при ЛО отметили снижение удовлетворительного уровня адаптации, особенно у мальчиков - на 15,2%, возрастает частота встречаемости напряжения адаптации (до 20,3%) и неудовлетворительной адаптации (с 3,4 до 8,5%); появляются единичные срывы адаптации.

При СО после нагрузки также наблюдали снижение адаптационного потенциала, но менее выраженное. Реже

отметили различные нарушения адаптации после нагрузки, нет срывов адаптации, как при ЛО. Данные показали, что в условиях СО при выполнении умственной нагрузки нарушения адаптации у мальчиков встречаются на 10%, а у девочек на 8,6% реже, чем в условиях ЛО.

Результаты данных научных исследований показали, что умственная нагрузка сопровождается преобладанием симпатотонуса и напряжением вегетативного баланса, что указывает на усиление централизации управления сердечным ритмом и относится к ранним объективным признакам дезадаптации. При сравнительном анализе установили, что интенсивная умственная нагрузка ведет к снижению адаптационного потенциала у школьников, однако в условиях СО в сравнении с ЛО реже отмечаются нарушения адаптации.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

1. У школьников 4-го класса в условиях СО, в отличие от ЛО при выполнении умственной нагрузки отмечается снижение симпатических влияний, что может свидетельствовать о более экономичном механизме регуляции ВСР.

2. Мониторирование основных показателей ССС системы у школьников 5-7-х и 8-10-х классов во время проведения нагрузки позволило установить, что средние значения САД, ДАД, пульсового АД, ЧСС, вариабельность САД и ДАД в условиях ЛО и СО статистически равны.

3. Частота встречаемости отклонений АД при проведении нагрузки в условиях ЛО и СО находится в пределах нормы (ИВ<15%). Статистических различий ИВ в зависимости от условий освещения не выявили. В то же время отметили более редкие эпизоды артериальной гипертензии в условиях СО у девочек 5-7-х классов (9,2%) и мальчиков 8-10-х классов (10,6%), чем у этих детей в условиях ЛО (14,8 и 16,4% соответственно).

4. Учебная нагрузка у школьников ведет к повышению уровня АД (САД и ДАД), возрастает степень напряжения регуляторных механизмов организма во всех половозрастных группах, что свидетельствует об усилении симпатических влияний, которое наиболее выражено у девочек 5-7-х классов и мальчиков 8-10-х классов. При СО в отличие от ЛО к окончанию нагрузки наблюдали снижение ЧСС, пульсового АД, ИДП при адекватности процессов регуляции (ПАПР), что характеризует высокие резервные возможности организма в данных условиях.

5. Установили, что интенсивная умственная нагрузка ведет к снижению адаптационного потенциала у школьников, однако в условиях СО реже, чем при ЛО, отмечаются нарушения адаптации (22,5% у мальчиков и 20% у девочек при СО против 35,5 и 28% при ЛО).

6. При статистическом анализе показателей сердечного ритма у учащихся 5-7-х и 8-10-х классов при СО к концу нагрузки выявили снижение АМо, более низкий индекс напряжения (ИН), увеличение АХ при сохранении вегетативного баланса (ВПР). Данные сдвиги показателей свидетельствуют о преобладании парасимпатического отдела ВНС, что характеризует повышение адаптационных возможностей и улучшение функционального состояния организма при СО в сравнении с ЛО.

Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию в учебных помещениях светодиодных источников света, а также применять показатели функционального состояния ССС в качестве маркеров при гигиенической оценке инновационных как средовых, так и образовательных технологий.

101

[гиена и санитария 1/2014

Литер атур а

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина; 1997. 236 с.

2. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков: российские рекомендации (второй пересмотр). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2009. 4 (Прил. 1). 32 с.

3. Коркушко О.В., Шатило В.Б., Шатило Т.В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека. Физиология человека. 1991; 17(2): 31-9.

4. Кудряшов Е.А., Лавров Л.М. Применение вариабельности сердечного ритма для оценки организма и прогноза заболеваний. Нижегородский медицинский журнал. 2008; 5: 52-60.

5. Мамий В.И. Оценка функционального состояния. Вариабельность ритма сердца и вегетативный баланс. СПб; 2003. 40 с.

6. Назаренко С.Ю. Возрастные особенности волновой структуры сердечного ритма у детей 13-16 лет. В кн.: Материалы V Российского конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». М.; 2006: 177.

7. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации. Приказ МЗ РФ № 4 от 24 января 2003 г.

8. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Приказ Минздрава России № 186/272 от 30 июня 1992 г.

9. РевинаН.Е. Вариабельность сердечного ритма как вегетативный показатель конфликт-индуцированного поведения человека при эмоциональных нагрузках . Физиология человека. 2006; 32(2): 67-71.

10. РогозаА.Н., АгальцовМ.В., СергееваМ.В. Суточное мониториро-вание артериального давления: варианты врачебных заключений и комментарии. Н.Новгород: ДЕКОМ; 2005. 64 с.

11. Арабидзе Г.Г., Атьков О.Ю., ред. Суточное мониторирование артериального давления. Методические вопросы. М.; 1997. 52 с.

12. O’Brien E., Waeber B., Parati G., Staessen J., Myers M.G. Blood pressure measuring devices: recommendations of the European Society of Hypertension. Br. Med. J. 2001; 322 (7285): 531-6.

13. O’Brien E., Asmar R., Beilin L., Imai Y., Mallion J.M., Mancia G. et al.; European Society of Hypertension Working Group on Blood

Pressure Monitoring. European Society of Hypertension recommendations for conventional, ambulatory and home blood pressure measurement. J. Hypertens. 2003; 21(5): 821-48.

14. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Circulation. 1996. 93(5): 1043-65.

Reference s

1. Baevskiy R.M., Berseneva A.P. Evaluation of adaptive capacity of the

organism and the risk of disease. Мoscow: Meditsina; 1997. 236 p.

2. Diagnosis, treatment and prevention of hypertension in children and

adolescents: Russian recommendations (second revision). Kardio-vaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2009. 4(Suppl. 1). 32 p.

3. Korkushko O.V., Shatilo V.B., Shatilo T.V Analysis of vegetative

regulation of cardiac rhythm at various stages of individual human development. Fiziologiya cheloveka. 1991; 17(2): 31-9.

4. Kudryashov E.A., Lavrov L.M. Application of heart rate variability to

assess the organism and disease forecast . Nizhegorodskiy meditsin-skiy zhurnal. 2008; 5: 52-60.

5. Mamiy V.I. Evaluation of functional state. Heart rate variability and

autonomic balance. St. Petersburg; 2003. 40 p.

6. Nazarenko S.Yu. Age features of the wave structure of the cardiac

rhythm in children 13-16 years old. In: Proceedings of the V Russian Congress "Modern Technologies in Pediatrics and Pediatric Surgery". Мoscow; 2006: 177 p.

7. About measures on improve the organization of medical care for pa-

tients with hypertension in the Russian Federation. Order MoH RF number 4 of 24 January 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Improvement of medical care for children in educational institutions.

Order MoH RF number 186/272 of 30 June 1992.

9. Revina N.E. Heart rate variability as an indicator of autonomic con-

flict-induced behavior of the person with emotional stress. Fiziologiya cheloveka. 2006; 32(2): 67-71.

10. Rogoza A.N., Agal'tsov M.V., Sergeeva M.V. Ambulatory blood pressure monitoring: options for medical opinions and comments. N.Novgorod: DEKOM; 2005. 64 p.

11. Arabidze G.G., At'kov O.Yu., ред. Ambulatory blood pressure monitoring. Methodological issues. Мoscow; 1997. 52 p.

Поступила 20.02.13

© А.А. БАРКАР, Л.Д. МАРКИНА, 2014 УДК 612.014.49:612.821

А.А. Баркар1, Л.Д. Маркина2

СВЯЗЬ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ

с функциональной активностью головного мозга

1 Медицинский центр «НЕВРОН», Владивосток; 2 ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет, 690002, Владивосток

В статье рассматривается связь между адаптационным состоянием организма и особенностями биоэлектрической активности мозга у правшей и левшей. Обследованы практически здоровые лица обоего пола и имеющие хроническое стрессовое расстройство в возрасте 23-45 лет. Адаптационный статус оценивали по компьютерной программе Антистресс, особенности биоэлектрической активности мозга выявляли с помощью спектрального и когерентного анализа ЭЭГ, также определяли характер моторных и сенсорных асимметрий. Полученные данные показали, что ответная реакция организма на раздражители разной силы является системной, проявляющейся на разных уровнях; адаптационный статус и биоэлектрическая активность у правшей и левшей имеют особенности.

Ключевые слова: адаптация; функциональная асимметрия.

A.A. Barkar1, L.D. Markina2- FEATURES OF ADAPTIVE RESPONSES IN RIGHT-HANDERS AND LEFTHANDERS, AND THEIR RELATIONSHIP TO THE FUNCTIONAL ACTIVITY OF THE BRAIN

1The medical center "Nevron", Vladivostok, Russian Federation, 690078; 2Pacific State Medical University, Vladivostok, Russian Federation, 690002

для корреспонденции: Баркар Алина Аркадьевна, [email protected].

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.