16
ЗНиСО январь №1 (250)
Центра здоровья детей Российской медицинской академии наук проведена оценка состояния здоровья учащихся во взаимосвязи с уровнями санитарно -эпидемиологического благополучия образовательных учреждений города Москвы на современном этапе. Обоснованы современные подходы к определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений на основе оценки риска для здоровья учащихся (воспитанников). В процессе обучения учащиеся находятся под воздействием множества факторов, обусловленных образовательным процессом и в той или иной степени влияющих на состояние их здоровья. Отсутствие доказательной базы связи заболеваемости с конкретными условиями обучения не позволяет оценить конечную эффективность профилактических мероприятий, оптимизировать систему работы и сосредоточить ее на приоритетных факторах риска, связанных с нарушениями санитарного состояния учреждения. Разрабатываемая методика может стать инструментом управления
санитарно-эпидемиологическим благополучием образовательных учреждений и обеспечить дифференцированный подход к проведению санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий с учетом реальных показателей и особенностей каждого учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях //Руководство для врачей. М., 2006.
2. Звездина, И.В., Молчанова С.С., Кучма В.Р., Ю.А., Куликова А.В., Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И., Рапопорт И.К. и др. Гигиенические и медико-социальные проблемы профессионального образования подростков на современном этапе //Вестник С.-Петербургской государственной медицинской Академии им. И.И. Мечникова. 2003. № 4. С. 42—45;
Контактная информация:
Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: 8 (495) 616-64-59, e-mail: [email protected] Contact information:
Moldovanov Vladimir, phone: 8 (495) 616-64-59, e-mail: [email protected]
V-
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Р.И. Ефремова
EFFECT OF TRAINING SESSIONS FOR CARDIOVASCULAR SYSTEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPE OF VEGETATIVE REGULATION
P. I. Efremova
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров. Проведен анализ изменений гемодинамических показателей у юных лыжников в подготовительный период тренировок с разными типами вегетативной регуляции. Показано, что спортивные тренировки на развитие выносливости способствуют повышению функциональных резервов организма. Ключевые слова: дети, спортсмены, гемодинамика, тренировочный процесс.
There were analysed the changes of hemodynamic parameters of young skiers in the preparation period of training with different types of autonomic regulation. It is shown that athletic training for endurance contribute to the development of functional reserves. Positive changesin the circulatory system side economization of regulatory processes.
Keywords: children, athletes, hemodynamics, training process.
В процессе роста и развития организма детей происходит неравномерное развитие структур и функций различных его органов и тканей [4, 5]. Спортивная тренировка лыжника является примером развития резервных адаптационных возможностей организма [2]. Деятельность сердечнососудистой системы является важнейшим звеном, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма и может служить индикатором этих изменений [4, 5]. В связи с этим актуальным является получение информации о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) младших школьников, занимающихся лыжными гонками.
Целью исследования являлось определение уровня функционального состояния организма юных лыжников с разными типами вегетативной регуляции в подготовительный период тренировочного цикла.
Методика и организация исследования.
В исследовании принимали участие младшие школьники 10 и 11 лет (n = 32), занимающиеся в группе начальной спортивной подготовки. На начало исследований стаж занятий лыжными гонками составлял 1—2 года. Все исследуемые в начале годичного периода спортивной подготовки были разделены на три группы в зависимости от преобладающего типа вегетативной регуляции по классификации, предложенной Р.М. Баевским [1].
g
S
В данной работе для исследования и оценки функционального состояния ССС юных лыжников был использован метод регистрации вариабельности сердечного ритма (ВСР) в положении «лежа» на аппаратно-программном комплексе «ВНС-Ритм» («НейроСофт»Россия). Кардиоритмограмма регистрировалась по стандартной методике лежа на спине в течение 5 мин [1, 5]. В дальнейшем рассчитывали временные стандартизированные характеристики динамического ряда кардиоинтервалов. Так же при помощи расчетных и инструментальных методов регистрировались: артериальное давление (АД), ударный объем крови (УО), минутный объем крови (МОК), сердечный индекс (СИ), общее и удельное периферическое сопротивление сосудов (ОПСС, УПСС), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), коэффициент выносливости (КВ), двойное произведение (ДП), индекс функционального состояния (ИФС) [1, 5].
Статистическая обработка полученных результатов исследования проведена на персональном компьютере с помощью программного пакета 81аИ811еа 6.0. Достоверность сдвигов оценивали с помощью и-критерия Манна-Уитни (р < 0,05).
Результаты исследования и их обсуждение.
В начале годичного тренировочного цикла (переходный период) в первую группу вегетативной регуляции были отнесены спортсмены
январь №1 (250)
17
^^ (43,8 %) с нормотоническим типом нервной си-^ стемы (ВНС), индекс напряжения регуляторных систем (ИН) у которых находился в пределах 30— ср 90 усл.ед. Вторую группу вегетативной регуляции ^^ (37,5 %) составили спортсмены с ваготоническим ^ типом ВНС, индекс напряжения регуляторных = систем составил (ИН) < 30 усл.ед. В третью группу (18,7 %) вошли спортсмены с высокой активно-'5 стью симпатического отдела вегетативной нерв-^^ ной системы, ИН находился в диапазоне от 90 до
150 и выше единиц. _ В подготовительный период у спортсменов з выявлена следующая тенденция изменений ВСР по сравнению с начальным (переходным) пе-■_ риодом годичного тренировочного цикла спорит тивной подготовки. У спортсменов 1-й группы с исходным нормотоническим типом регуляции сердечного ритма 64,3 % лыжников данный тип регуляции сохранили в подготовительный период. Выявлены определенные сдвиги показателей гемодинамики. Частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличилась на 10,3 % по сравнению с исходным состоянием и составила (80 ± 1,89) уд. мин. Характерно увеличение систолического артериального давления (САД) с (97,77 ± 3,54) до (111,66 ± 5,27) мм. рт. ст (р = 0,050), в то время как диастолическое артериальное давление (ДАД) изменяется мало (/63,3 ± 2,10/ мм рт. ст.). Отмечено повышение МОК с (3 760,2 ± 236,4) до (4 370,85 ± 331,52) л/мин (р = 0,139) за счет увеличения УО на 11,5 % по сравнению с исходным состоянием, величина которого зависит от базаль-ного резервного объема крови [3]. ОПСС не достоверно снизилось до (1 571,017 ± 186,72) дин-с-см-5 (р = 0,481). На изменения состояния центральной гемодинамики указывает увеличение сердечного индекса СИ с (3,27 ± 0,17) до (3,50 ± 0,21) л/мин/ м2 (р = 0,370), снижение КЭК с (2 510,55 ± 210,89) до (3 861,667 ± 382,27) усл.ед, при р = 0,012 и КВ с (24,75 ± 1,24) до (17,44 ± 1,98), при р = 0,005. Отмечено напряжение в регуляции сердечной деятельности, на что указывает рост ДП с (75,97 ± 3,75) до (89,08 ± 3,78) усл.ед (р = 0,036). Отмеченные выше изменения гемодинамики можно рассматривать в качестве одного из механизмов развития выносливости [3, 5].
У 21,4 % спортсменов первой группы выявлен переход от исходного нормотонического на ваготонический тип вегетативной регуляции. При этом систолическое и диастолическое АД практически не изменяются. Не претерпевает изменений УО и МОК. Характерна тенденция к увеличению ОПСС и УПСС, хотя и недостоверна (р > 0,05). Коэффициент выносливости и коэффициент эффективности кровообращения также остаются без существенных изменений (/24,5 ± 2,06/ усл.ед и /2 118,33 ± 240,9/ усл.ед).
Переходят на симпатотонический тип регуляции 14,3 % спортсменов первой группы. Для них характерно увеличение ЧСС до (85,5 ± 11,5) уд./мин на 11 % от исходного состояния в переходный период, наблюдается умеренное увеличение САД (/110 ± 10/ мм рт. ст.) и ДАД (/70,1 ± 2,1/ мм рт. ст.),(р > 0,05). Характерно увеличение МОК до (4 491,1 ± 184,3) л/мин, преимущественно за счет роста ЧСС. На 10,3 % увеличился СИ и составил (3,38 ± 0,03) л/мин/м2, ОПСС в подготовительный период снижается с (1 702,87 ± 182,9) дин-с-см-5 до (1 487,87 ± 120,37) дин-с-см-5, при неизменном удельном перифери-
ческом сопротивлении сосудов. Характерно значительное увеличение КЭК на 13,6 %, при этом КВ остается без изменений. В данном случае у спортсменов наблюдаются умеренное проявление утомления, что скорее всего связано с особенностями плана тренировочных нагрузок [3, 5]. Для данных лыжников необходимо более точно скорректировать режим труда и отдыха.
Во второй группе юных лыжников, у которых в переходный период выявлен вагото-нический тип, 75 % спортсменов данный тип регуляции сохранили и в подготовительный период. Имеет тенденцию к урежению ЧСС с (68,14 ± 3,28) до (64,5 ± 2,46) уд. мин, но изменения не значимы (р = 0,351). Не претерпевают изменений и значения САД и ДАД (/93,3 ± 1,44/ и /64,4 ± 1,54/ мм рт. ст.). Вместе с тем выявлено достоверное увеличение УО с (44,31 ± 2,18) до (50,6 ± 0,88) мл (р = 0,008), но МОК изменяется незначимо (/3 270,84 ± 144,8/ л/мин). Увеличение УО без изменений ЧСС и МОК являются особенностями физиологического спортивного сердца [3]. Также имело тенденцию к снижению ДП с (67,67 ± 5,19) до (60,75 ± 1,53) усл. ед, при р = 0,252. Уменьшение ЧСС снижает потребность миокарда в кислороде вследствие уменьшения его работы, а также увеличивает диастолу [3]. В сравнении с переходным периодом без изменений остается СИ (/2,72 ± 0,16/ л/мин/м2) и ОПСС (/1 850,14 ± 115,69/ дин-с-см-5). Уменьшился КВ с (25,8 ± 2,9) усл. ед в переходном периоде до (22,9 ± 1,95) усл. ед в подготовительном периоде. Данные изменения свидетельствуют об улучшении функционального состояния по сравнению с переходным периодом.
Во второй группе у 25 % спортсменов происходит переход с ваготонического на нормото-нический тип регуляции сердечного ритма, что подтверждается значениями показателей вариабельности сердечного ритма в подготовительный период. ЧСС достоверно увеличивается до (80,5 ± 5,5) уд. мин. (г = 0,024). Но при этом САД, ДАД и СДД остаются без существенных изменений. Ударный объем крови также не изменяется. Общее и удельное периферическое сопротивление сосудов (ОПСС и УПСС) снизились, но незначительно. Другие показатели гемодинамики (КЭК, КВ) также не претерпевают существенных изменений, что свидетельствует о стабильно высоком уровне адаптации ССС к нагрузкам.
В третьей группе лыжников с повышенной активностью симпатотонического типа ВНС в переходный период у 50 % спортсменов сохраняется симпатотонический тип регуляции и в подготовительный период. Имела тенденцию к снижению ЧСС с (86,33 ± 6,23) до (82,33 ± 6,44) уд. мин, но различия незначимы, САД и ДАД также практически остаются на уровне переходного периода (/103,3 ± 6,6/ и /66,6 ± 3,33/мм рт. ст.). Другие показатели центральной гемодинамики также не претерпели значимых изменений. В другой подгруппе спортсменов (50 %) происходит переход на нормо-тонический тип регуляции. Наблюдается заметное снижение ЧСС с (86,33 ± 6,23) до (73,0 ± 5,5) уд./ мин, при р = 0,073. Артериальное давление как систолическое, так и диастолическое мало отличается от показателей в переходный период. Другие показатели (УО, МОК, ОПСС, СИ) также изменяются незначительно, р > 0,05. Несмотря на то что спортсмены третьей группы имеют менее эконо-
18
ЗНиСО январь №1 (250)
мичный тип регуляции, под действием физической нагрузки, развивающей выносливость, происходит медленный рост уровня адаптации функционального состояния организма.
Заключение. Нагрузка на развитие выносливости для большинства лыжников оказывает положительное влияние на систему кровообращения. Происходит повышение экономичности процессов регуляции ССС, уровня адаптационных возможностей школьников.
1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Баевский Р.М., Иванов Г.Г., ЧирейкинЛ.В., Гаврилушкин А.П., До-вгалевский П.Я., Кукушкин Ю.А., Миронова Т.Ф., ПрилуцкийД.А., Семенов Ю.Н., Федоров В.Ф., Флейшман А.Н., Медведев М.М. / Анализ ВСР при использовании различных электрокардиографических систем: Метод. рекомендации //Вестник арит-мологии. 2001. № 24. С. 65—87.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. М.: Владос пресс, 2003. 368 с.
3. ВанюшинЮ.С., СитдиковФ.Г. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы при различных видах мышечной деятельности: Монография. Казань: Изд-во «Та-глимат» Инст-та экономики, управления и права, 2003. 128 с.
4. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы в соревновательной деятельности. М.: Советский спорт, 2006. 184 с.
5. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск, 1991. — 417с.
Контактная информация:
Ефремова Руфина Ильсуровна, тел.: 8 (916) 786-98-54, е-mail: [email protected]
Contact information: Efremova Rufina рИопе: 8 (916) 786-98-54, е-mail: rufina [email protected]
-
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
С.И. Савельев1, Т.Н. Котова2, В.М. Зайцев3 THE PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL INTENSITY AND THE DISEASE SPREADING OF THE STUDENTS OF LIPETSK REGION
S.I. Savelyev, G.N. Kotova, V.M. Zaitsev Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк, 2Санкт-Петербургский акушерский колледж, г. Санкт-Петербург, 3Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург Изучены интенсивность и уровни психосоциальных нагрузок среди учащейся молодежи, проведен анализ состояния здоровья учащихся при различных уровнях психосоциальной напряженности, в том числе при наличии признаков эмоционального выгорания.
Ключевые слова: стресс, интенсивность и уровень психосоциальных нагрузок, заболеваемость, учащаяся молодежь, синдром эмоционального выгорания.
The intensity and the levels of the student's psychological and emotional loads have been studied, the analysis of the student's health during the different levels of psychological and social intensity and during the state of emotional burnout have been made.
Keywords: stress, the intensity and the levels ofpsychological and social loads, illness, disease, student's, the syndrome of emotional burnout.
Особенностями психосоциального стресса являются его хроническое существование и высокая распространенность в молодежной среде, делающие стресс практически непременным атрибутом образа жизни современного молодого человека. Одним из самых существенных последствий чрезмерного уровня стрессовых нагрузок для человека является так называемый синдром эмоционального выгорания. В Международной классификации болезней (МКБ-10) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z 73.0. — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
Цель работы — изучение влияния различных уровней стрессовых нагрузок на распространенность заболеваний учащейся молодежи.
Материал и методы исследования. Медико-социальное исследование проводилось методом анонимного анкетирования среди молодых людей (750 чел.) в возрасте 16—29 лет, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Липецкой области.
Результаты исследования и их обсуждение. Состояние эмоционального выгорания рассматривается специалистами, как одно из негативных последствий «производственных» стрессов. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что отдельные признаки этого состояния получают все большее распространение у современной молодежи и вне «производственной» среды. Оно проявляется нарастающим безразличием молодых людей к происходящему в семье и в учебе, негативизмом по отноше-
g
S
нию окружающим, ощущением собственной несостоятельности, неудовлетворенностью ожидающей их после учебы работой. Как свидетельствуют результаты нашего наблюдения существует вполне определенная, прямая взаимосвязь интенсивности стрессовых нагрузок и частоты проявления признаков ухудшения здоровья молодых людей, в том числе и в виде повышения интенсивности жалоб (субъективных симптомов) со стороны отдельных органов и систем исследуемых лиц (X2 = 67,1 при Р >> 0,001 и Снорм = 0,28).
Для комплексной характеристики взаимосвязи стрессовых нагрузок, частоты проявления признаков эмоционального выгорания и интенсивности жалоб из респондентов были сформированы группы:
— где признаков психосоциальных нагрузок (психосоциальной напряженности) не было;
— с признаками психосоциальных нагрузок, которая, в свою очередь, была разделена на две подгруппы:
• лиц с низким уровнем психосоциальных нагрузок (компенсированным уровнем нагрузок), названная в дальнейшем «Подгруппа в стадии компенсации»;
• с признаками синдрома эмоционального выгорания (далее — «Группа выгорания»).
Эти подгруппы распределились следующим образом: подгруппа с признаками синдрома выгорания составила (8,1 ± 1,1) % от числа обследованных, подгруппа низких психосоциальных