С целью выявления адаптационного потенциала младших школьников и его взаимосвязи с параметрами физического развития в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса обследованы 104 учащихся 1-4 классов. Установлено, что адаптационный потенциал у всех обследованных ухудшается к концу учебного года, что связано с утомлением и снижением адаптационных способностей; наиболее выраженные отрицательные изменения наблюдаются в 4 классе.
У младших школьников адаптационный потенциал имеет тесную взаимосвязь с антропометрическими показателями соматического развития и параметрами сердечно-сосудистой системы.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный потенциал, физическое развитие, младшие школьники.
УДК [612.017.2:616-071.3] - 0 5 3.5
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПАРАМЕТРАМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2008 г. *Н. В. Поляшова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова
*Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условиями их проведения предъявляет к учащимся большие психофизиологические и физиологические требования, которые, как правило, превышают возрастные ментальные и физические возможности ученика. Такое несоответствие приводит уже в младшем школьном возрасте к снижению функциональных резервов организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей, нарушает своевременность созревания основных систем [1, 7].
Понятие эффективности любой деятельности включает характеристику как определенного уровня продуктивности (результативности) деятельности, так и средства ее достижения исполнителем, то есть характеристику «цены» деятельности. Смена привычного поведенческого стереотипа, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки определяют повышение «цены» за адаптацию к обучению, которая остается значительной у младших школьников довольно продолжительное время [5]. Цена адаптации — это обратная величина адаптационного потенциала (АП) человека. Адаптационный потенциал — это количественная характеристика разнообразных факторов, к которым человек может приспособиться [3]. Данный показатель отражает возможности организма к адаптации. Если в результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможности, то адаптационный механизм нарушается и появляются устойчивые патологические изменения [3].
Здоровье ребенка — это достижение оптимального уровня физического, нервно-психического и интеллектуального развития; достаточная функциональная и социальная адаптация; высокая степень сопротивляемости [9].
Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить для закрепления того уровня здоровья, который необходимо обеспечить каждому ребенку, поскольку уровень здоровья формируется и окончательно складывается именно в школьные годы [11].
Здоровьесберегающие технологии, вошедшие в практику общего образования, модернизация структуры и содержания образования предполагают обработку широкого спектра педагогических и организационных задач, формы и способы решения которых неминуемо отразятся на условиях обучения и состоянии здоровья школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование
различных педагогических инноваций, хронический стресс, ухудшение качества питания предъявляют повышенные требования к состоянию организма учащихся и обусловливают высокую физическую стоимость адаптации к образовательной среде. Особенно актуален вопрос научного обоснования применяемых в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий, отбор которых должен учитывать как методологические критерии теорий здоровьесбережения, так и индвидуально-типологические особенности детей [10]. В связи с этим можно констатировать наличие в современной образованной системе обучения ряда противоречий между необходимостью обеспечения здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения и недостаточной разработкой способов ее оценки.
Цель нашего исследования — выявление адаптационного потенциала младших школьников и его взаимосвязи с параметрами физического развития в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
На базе МОУ «Начальная школа — детский сад № 77» г. Архангельска проведено комплексное исследование особенностей развития уровня адаптации 104 учащихся 1—4 классов: 29 человек — 1 класса, 24 — 2 класса, 26 — 3 класса, 25 — 4 класса; из них 45 (47 %) девочек и 59 (53 %) мальчиков.
Для оценки физиологического аспекта были использованы следующие параметры анализа:
• адаптационные показатели: АП, длительность индивидуальной минуты (определялась методом Халберга) [2];
• набор антропометрических показателей соматического развития: рост стоя, масса тела, рассчетный индекс массы тела (ИМТ), показатель гармоничности развития — массоростовой индекс Кетле [6];
• показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС): частота сердечных сокращений в спокойном состоянии (ЧСС), ортостатическая проба
— изменение показателя ЧСС из положения лежа в положение стоя, систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), пульсовое давление (ПД), среднее артериальное давление (СрАД), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК), вегетативный индекс Кердо (ИК), коэффициент выносливости (КВ) [4];
• показатели функциональных способностей дыхательной системы: проба Штанге — максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха, проба Генчи — задержка дыхания после выдоха [4].
Статистическая обработка полученных данных проведена на 1ВМ с использованием программы Statistica 6.0. Применялись дискриптивный и корреляционный анализы.
Результаты и их обсуждение
Динамический мониторинг параметров физического развития младших школьников в течение учебного
года представлен в табл. 1, а результаты функциональных проб — в табл. 2.
Сопоставление средних групповых оценок и характеристик изменчивости физиологических показателей с основными морфофункциональными константами здорового ребенка [8] дает основание для вывода об их соответствии. Основная часть младших школьников характеризовалась нормальным уровнем физического развития. Сравнение данные табл. 1 с нормативными показало, что рост стоя учеников с 1 по 4 класс относился к категории «средний уровень», а масса тела учащихся 2 и 4 классов — к категории «выше среднего». Индекс массы тела и индекс Кетле имели положительную динамику как от начала учебного года к концу его, так и от 1 класса к 4.
частота сердечных сокращений приближалась к норме к концу года у учащихся всех классов, но при этом наблюдалось увеличение данного параметра у первоклассников. Средние показатели САД и ДАД варьировали в пределах нормы; при этом имела место тенденция увеличения значений параметров от 1 к 4 классу. Наблюдалось увеличение показателей ПД от начала года к концу, но при этом можно выделить две группы по схожести динамики изменений: с одной стороны, 1 и 4 классы, с другой — 2 и 3 классы; также при этом отмечено уменьшение среднего разброса величин ПД. Артериальное давление увеличивалось от 1 к
4 классу, но динамика увеличения нестабильна, как в течение года, так и от класса к классу, что подтверждается большим разбросом средних отклонений. Параметры СОК и МОК стабильно улучшались к концу года и к 4 классу со стабилизацией средних отклонений.
Индекс Кердо у 11,5 % младших школьников был в норме, отражая равновесие вегетативной нервной системы; у 83,7 % преобладал симпатический тонус; у 4,8 % отмечено усиленное функционирование парасимпатической нервной системы. К концу года показатель изменялся в сторону преобладания симпатического тонуса вегетативной нервной системы (96,2 %) и уменьшения равновесия (1,9 %). Коэффициент выносливости улучшался в каждом классе от начала года к концу, наиболее яркую положительную динамику он имел у учащихся 1 и 4 классов. Отметим, что по данному параметру к концу года уменьшался разброс индивидуальных данных, что свидетельствует
о приближении к норме большинства детей.
Изменение АП в 1 классе характеризовалось улучшением показателя от начала учебного года к концу, но ухудшением по сравнению с серединой года, что свидетельствовало о положительной адаптации первоклассников к концу первого полугодия и о дальнейшем утомлении и снижении адаптационных способностей к концу второго полугодия. Во 2, 3 и 4 классах происходило ухудшение АП к концу учебного года, при этом наиболее выраженное отрицательное изменение наблюдалось в 4 классе, что, вероятно, объясняется наличием тревожных ожиданий у школьников в связи с переходом на новую ступень обучения.
Таблица 1
Динамика адаптационного потенциала и параметров физического развития учащихся начальной школы в течение учебного года
Показа- тель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
6,5-8 лет 7,5-9 лет 8,5-10 лет 9,5-11 лет
Начало года Серед. года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
АП 1,93±0,04 1,81±0,06 1,87±0,09 1,88±0,11 1,94±0,06 1,84±0,04 а* 1,92±0,05 1,71± 0,06х*** а*** 2,0± 0,06
Рост, см 120,52± 1,02х*** у** 124,93± 1,03 126,83± 1,04 132,81± 1,08 а*** 134,63± 1,04 а*** 138,04± 1,06 а*** б* * * 139,42± 1,15а*** б* * * 143,68± 1,39а*** б*** в*** 145,18± 1,39а*** б*** в***
Масса тела, кг 22,63± 0,56х** у*** 25,34± 0,64 26,97± 0,70 30,85± 1,36а*** 32,27± 1,36а*** 31,75± 1,03 а*** 33,19± 1,04а*** 38,18± 1,76а** б*** в*** 39,52± 1 79а* * * б*** в***
ИМТ 15,63± 0,26х*** 16,17± 0,25 16,71± 0,27 17,37± 0,54а** 17,70± 0,54 16,62± 0,46 17,08± 0,49 18,31± 0,65а*** в* 18,62± 0,63а** в*
Индекс Кетле 187,20± 3,44х*** у** 200,19± 4,85 211,97± 4,25у* 231,30± 8,53а*** 238,74± 8,52а** 229,52± 6,71а*** 237,80± 6,94а*** 264,45± 10,65 а***б** в** 270,81± 10,58 а***б* в**
ЧСС, уд./мин 101,14± 2,27х*** у*** 84,41± 1,54 90,76± 1,77 у** 82,50± 2,09х* а*** 86,83± 2,09 80,77± 2,11х* а*** 85,27± 2,12 78,84± 1,96х*** а*** 89,48± 2,04
САД, мм рт. ст. 99,03± 2,20 100,52± 1,92 103,72± 1,96 107,42± 2,49а** 108,5± 2,53 107,35± 1,78 а** 109,23± 2,04 101,96± 2,25 111,0± 2,01а***
Др ^ 1 £ 61,55± 1,85 64,90± 1,74 60,76± 1,52 68,75± 2,22 а* 67,29± 2,19 68,35± 1,32 а** 67,85± 1,99 а** 64,76± 1,34в* 67,52± 1 79а* * *
ПД 37,48± 1,61х** 35,62± 1,49 43,28± 1,53у*** 38,67± 2,28 41,21± 1,98 39,0±1,81 41,38± 1,43 37,20± 2,19х* 43,48± 1,61
СрАД, мм рт. ст. 80,29± 1,86 82,71± 1,68 82,24± 1,60 88,08± 2,06 а** 87,90± 2,15 а* 87,85± 1,28 а*** 88,54± 1,89 а* 83,36± 1,64в* 88,66± 1,94а*
СОК, мм рт. ст. 46,97± 1,93 х* 43,30± 1,79 52,83± 1,77у*** 44,32± 2,66 47,16± 2,02 а* 44,42± 1,99 47,12± 1,67 а* 44,33± 2,28 50,23± 2,33
МОК 4746,0± 208,46 у*** 3656,9± 156,01 4785,5± 180,96 у*** 3599,3± 184,32 х*а** * 4110,4± 207,44 а* 3555,6± 154,43 х* а* * * 4050,3± 184,75 а** 3477,2± 190,48 х*** а*** 4404,0± 190,43
ИК 37,0± 3,09у*** 22,86± 2,25у*** 32,76± 1,67 14,79± 2,82а*** 22,75± 2,96а*** 14,38± 2,16а*** 18,19± 3,15а*** 18,04± 1 74а* * * 24,0± 2,13а**
КВ 28,51± 1,51х*** 25,40± 1,54 21,85± 0,91 24,40± 2,69 22,49± 1,18 22,0± 1,26а** 21,06± 0,73 24,10± 2,45 21,23± 0,90
Примечание. Различия достоверны при * - р < 0,05, ** — р < б — во 2, в — в 3; х — с показателем на конец учебного года, у —
Таким образом, стабильное улучшение наблюдалось по таким параметрам, как рост, масса тела, ИМТ, индекс Кетле, САД, ДАД, СрАД, СОК, МОК и КВ; ухудшение — по параметрам АП и ИК; нестабильная динамика отмечена по ЧСС и ПД, что свидетельствует
об улучшении в целом показателей гемодинамики и ухудшении АП к концу учебного года.
В табл. 2 представлены средние показатели функциональных проб: данные ортостатической
0,01, *** — р < 0,001: в сравнении с показателем а — в 1 классе, с показателем в середине учебного года.
пробы указывали на удовлетворительные адаптационные возможности системы кровообращения и ее регуляторных механизмов во 2, 3 и 4 классах и хорошие — в 1 классе. Значения проб Штанге и Генчи увеличивались, отражая способности организма противостоять недостатку кислорода. Показатели индивидуальной минуты характеризовались как средние способности к адаптации, которые улучшались от
1 класса к 4.
В ходе корреляционного анализа в начале учебного года у младших школьников наблюдалась положительная взаимосвязь АП с такими параметрами физического развития, как масса тела, ЧСС, САД, ДАД, СрАД, МОК, и отрицательная — с пробой Штанге (табл. 3).
Таблица 2
Показатели функциональных проб учащихся начальной школы
Пока- затель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
6,5-8 лет 7,5-9 лет 8,5-10 лет 9,5-11 лет
Ортоста- тическая проба 10,45± 1,52 11,25± 0,95 13,50± 1,37 11,84± 1,43
Проба Штанге 27,24± 1,26 34,08± 1,42 а*** 34,0± 0,92 а*** 41,44 ±1,25
Проба Генчи 15,07± 0,48 17,96± 0,52 а*** 18,15± 0,41 а*** 20,88± 0,61
Индиви- дуальная минута 51,3 4± 2,42 52,08± 2,02 54,96± 2,15 55,48±1,84
Примечание. Различия достоверны при * — р < 0,05, ** — р < 0,01, *** — р < 0,001: в сравнении с показателем а — в 1 классе, б — во 2, в — в 3.
Таблица 3
Взаимосвязь адаптационного потенциала с показателями физиологического развития учащихся в начале учебного года
Показа- тель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Общий
Рост - - - 0,32* -
Масса тела - 0,32* - 0,70** 0,28*
ИМТ - 0,41** 0,34* 0,72** -
Индекс Кетле - 0,36* 0,30* 0,72** -
ЧСС 0,31* 0,45** 0 71*** 0,60** 0,51**
САД 0,76*** 0,82*** 0 74*** 0,81*** 0,69***
ДАД 0 72*** 0,80*** 0,66** 0,65** 0,60**
ПД - - - 0,51** -
СрАД 0,81*** 0 93*** 0,86*** 0 87*** 0 74***
СОК - -0,27* - - -
МОК - - 0,42** 0,52** 0,28*
ИК -0,35* -0,48** - - -
КВ - - - - -
Ортоста- тическая проба 0,38* - - - -
Проба Штанге -0,31* - - - -0,31*
Проба Генчи - -0,46** - - -
Индиви- дуальная минута - 0,60** - - -
Примечание. Достоверность взаимосвязи при * — р < 0,05, ** — р < 0,01, *** — р < 0,001.
В конце учебного года АП имел еще большее количество взаимосвязей с параметрами физического развития: массой тела, ИМТ, индексом Кетле, ЧСС, САД, ДАД, ПД и СрАД (табл. 4).
Таким образом, можно сказать, что у младших школьников АП имеет тесную взаимосвязь с антропометрическими показателями соматического развития и параметрами ССС.
Таблица 4
Взаимосвязь адаптационного потенциала с показателями физиологического развития учащихся в конце учебного года
Показатель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Общий
Рост - 0,41** - 0,30* -
Масса тела 0,35* 0,53** 0,55** 0,53** 0,49**
ИМТ 0,39* 0,48** 0,59** 0,50** 0,51**
Индекс Кетле 0,39* 0,52** 0,59** 0,53** 0,51**
ЧСС 0 75*** 0,52** 0,44** 0 72*** 0,58**
САД 0 89*** 0 91*** 0 84*** 0 87*** 0,88***
ДАД 0 74*** 0,69*** 0,65** 0 74*** 0,69***
ПД 0,41** 0,39* 0,29* - 0,34*
СрАД 0 90*** 0 89*** 0 79*** 0 89*** 0,86***
СОК - - - - -
МОК 0,32* - - - -
ИК - -0,34* - - -
КВ - - - - -
Примечание. Достоверность взаимосвязи при * — р < 0,05, ** — р < 0,01, *** — р <0,001.
Адаптационный потенциал у учащихся всех классов начальной школы ухудшается к концу учебного года, что связано с утомлением и снижением адаптационных способностей; наиболее выраженные отрицательные изменения его наблюдаются в 4 классе, что, вероятно, объясняется наличием тревожных ожиданий у школьников в связи с переходом на новую ступень обучения.
У младших школьников адаптационный потенциал имеет тесную взаимосвязь с антропометрическими показателями соматического развития и параметрами сердечно-сосудистой системы.
Список литературы
1. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский,
А. П. Берсенева. — М. : Медицина, 1997. — 265 с.
2. Губарева Л. И. Циркасептальный ритм индивидуальной минуты и ее возрастная динамика / Л. И. Губарева, А. А. Колесникова // Циклы природы и общества. Вып. 3 и 4 : материалы III Междунар. конф. — Ставрополь, 1995. — С. 223.
3. Давиденко Д. Н. Определение адаптационного потенциала // Практикум по психологии здоровья /
Д. Н. Давиденко ; под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2005. — 351 с.
4. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. — М. : Флинта : ЯЕТОЩКА-А, 1999.
— 560 с.
5. Казин Э. М. Анализ факторов, определяющих качество педагогической и психологофизиологической адаптации младших школьников / Э. М. Казин, О. А. Никифорова,
B. И. Гуль // Валеология. — 2003. — № 4. — С. 21—27.
6. Кулешова Л. Н. Практикум по возрастной психологии / Л. Н. Кулешова ; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
— СПб. : Речь, 2006. — 688 с.
7. Кураев Г. А. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья учащихся в динамике обучения / Г. А. Кураев, М. И. Лед-нова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Валеология.
— 2002. — № 3. — С. 60—65.
8. Макарова В. И. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка / В. И. Макарова, В. А. Плак-син. — Архангельск : Изд. центр СГМУ, 2006. — 56 с.
9. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян.
— СПб. : Питер, 2006. — 240 с.
10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М. : АРКТИ, 2006. — 320 с.
11. Чермит К. Д. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизического здоровья учащихся в динамике обучения по инновационным образовательным и физкультурно-оздоровительным программам / К. Д. Чермит, А. В. Шаханова, Н. Н. Хасанова, Т. В. Глазун // Валеология. — 2002. — № 3. —
C. 9—15.
ADAPTATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND ITS INTERACTION WITH PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT
*N. V. Polyashova, А. G. Soloviev, I. А. Novikova
*Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Northern State Medical University, Arkhangelsk
With the goal of detection of adaptative potential of junior schoolchildren and its interaction with parameters of physical development in conditions of a health-preserving educational process, 104 children of 1-4 forms have been examined. It has been detected, that adaptative potential of pupils of all forms of primary school made worse by the end of the school year, what was connected with fatigue and decreased adaptative abilities; the most pronounced negative changes were observed in the 4 form. In junior schoolchildren, adaptative potential has a close interrelation with anthropometric indices of somatic development and parameters of the cardiovascular system.
Key words: adaptative potential, adaptation, physical development, junior schoolchildren.
Контактная информация:
Поляшова Наталья Владимировна — ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 8, ПГУ
Тел. (8182) 27-33-47
Статья поступила 29.10.2007 г.