Общая педагогика, история педагогики и образования
DOI: 10.31862/2500-297X^021-2-9-21 Е.А. Бушинская
Уральский государственный педагогический университет, 620017 г. Екатеринбург, Российская Федерация
Функциональные аспекты реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации
Расширение нормативно-правового поля Российской Федерации в области образования существенно изменило деятельность учреждений дополнительного образования детей. Несмотря на все преобразования, произошедшие в последние десятилетия в сфере дополнительного образования детей, данная образовательная подсистема системы образования России оказалась отчужденной от государства, социальных институтов, общества, культуры, педагогов дополнительного образования, семьи и даже ребенка. Такая отчужденность отмечается на уровне разработки дополнительной общеразвивающей образовательной программы (ДООП) в связи с непониманием педагогов дополнительного образования, методистов и руководителей образовательных организаций дополнительного и общего образования функциональных аспектов реализации дополнительного образования детей. Поэтому целью данного научного исследования является их выделение, определение с точки зрения дифференциальных характеристик и обоснование взаимосвязи между выделенными функциональными аспектами системы дополнительного образования, а также частично с системой общего образования при разработке ДООП. В процессе исследования были использованы методы анализа научной литературы по проблеме исследования, систематизация и классификация данных, обобщение и синтез результатов научного исследования. Выделенные в ходе исследования
© Бушинская Е.А., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
функциональные аспекты реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации подтверждают наличие взаимосвязи между социальной средой, дополнительным и общим образованием при разработке ДООП, благодаря чему определяется траектория программы развития учреждений дополнительного образования и его основные приоритеты на современном этапе функционирования.
Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая образовательная программа, дополнительное образование, образование, общее образование, система образования
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Бушинская Е.А. Функциональные аспекты реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 9-21. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-9-21
DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-9-21
E.A. Bushinskaya
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, 620017, Russian Federation
Functional aspects of implementing supplementary education for children in the Russian Federation
The expansion of the regulatory and legal field of the Russian Federation in the field of education has significantly changed the activities of institutions of supplementary education for children. Despite all the changes and 2 S transformations that have occurred in the last decades in the field
X
¡5 P 5 of supplementary education for children, this educational subsystem
1_ CD ^
S- S S of the Russian education system has turned out to be alienated from the state,
<D c m
i= o; ° social institutions, society, culture, teachers of supplementary education, family
H ¡US. and even a child. Such alienation is noted at the level of the development
g 6 ° of a supplementary general developmental educational program (further SGEP)
N due to the lack of understanding by teachers of supplementary education,
methodologists and heads of educational organizations of supplementary and general education of the functional aspects of the implementation of supplementary education for children in the Russian Federation. Therefore, the purpose of this research is to identify them, define them in terms of differential characteristics and substantiate the interconnection between the identified functional aspects of the supplementary education system, as well as partially with the general education system in the process of developing SGEP. In the course of the research, methods of analysis of scientific literature on the problem of research, systematization and classification of data, generalization and synthesis of the results of scientific research were used. The functional aspects of the implementation of supplementary education for children in the Russian Federation highlighted in the course of the study confirm the existence of an interconnection between the social environment, supplementary and general education in the development of SGEP, which determines the trajectory of the program for the development of supplementary education institutions and its main priorities at the current stage of functioning.
Key words: supplementary general developmental education program, supplementary education, education, general education, education system
CITATION: Bushinskaya Е.А. Functional aspects of implementing supplementary education for children in the Russian Federation. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 9-21. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-9-21
В последние десятилетия система образования в Российской Федерации претерпевает существенные изменения. Расширяются ее нормативно-правовые основы, определяются стратегические цели и задачи, обозначаются приоритетные направления развития образовательной системы страны, создаются условия для удовлетворения образовательных потребностей каждого члена общества, а также формируются предпосылки для вхождения Российской Федерации в глобальное образовательное пространство. В настоящее время описанные изменения отмечаются на каждом уровне системы образования и распространяются на все виды образования, отмеченные в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (https://duma.consultantm/documents/1646176?items=
° к
° ™ X |_ ГО ^
го ^ 1 с! ф го
ш с т
1&page=1). Среди таких видов образования особый интерес для изучения 1= к °
СК X си го о. о. Зою
этапе развития образовательной системы России представляет дополни- Ь °
и исследования в связи с происходящими изменениями на современном этапе развития образовательной системы России представляет дополнительное образование, которое официально получило свое закрепление
в нормативно-правовом поле Российской Федерации в 1992 г., войдя полноценно с этого момента в систему образования страны.
Как часть образовательной системы Российской Федерации, дополнительное образование направлено наравне с общим образованием на реализацию идеологии непрерывного образования, которая получила свое отражение во многих законодательных документах различного уровня. Ее основные положения отмечены в Международной стандартной классификации образования 2011 г. [12], Национальном проекте «Образование» (http://government.ru/info/35566/), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. (https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html), распоряжении «О концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года» (http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf) и Конституции Российской Федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/). С точки зрения указанных нормативно-правовых документов, непрерывное образование в рамках деятельности дополнительного образования создает условия для организации мотивирующего пространства, способствующего раскрытию потенциальных познавательных и творческих возможностей каждого члена общества в течение всей его жизни. Такой подход к пониманию деятельности учреждений дополнительного образования с позиции идеологии непрерывного образования согласуется с основными положениями распоряжения «О концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года». В соответствии с данным законодательным документом дополнительное образование выступает в качестве уникального социокультурного пространства, реализующегося в форме открытого вариативного образования, которое функционирует как самостоятельная система наряду с системой общего образования.
Несмотря на свою самостоятельность, дополнительное образование находится в постоянном взаимодействии с общей образовательной системой посредством интеграционных процессов, обеспечивающих, по мнению А.Г. Асмолова [1] и В.А. Золоторёвой [7], персонификацию образования. Такое интегративное взаимодействие двух образовательных подсистем в системе образования Российской Федерации возможно только в том случае, когда имеется четкая дифференциация 2 I функциональных аспектов деятельности дополнительного образования ¡5 iE g в структуре образовательной системы страны. Основным критерием для К- § S оценки их понимания выступает разработанная образовательной орга-
Ф [Z ^ г»
i= о; ° низацией ДООП. К ее структуре и нормативно-правовому обеспечению,
CK X го ГО Q. О. JI3 1D
Ь ° ской Федерации, обращались в своих исследованиях Л.Н. Буйлова [3]
способствующему реализации в образовательном пространстве Российской Федерации, обращались в своих исследованиях Л.Н. Буйлова [3] и Б.В. Куприянов [10; 11]. Л.В. Байбородова [2], И.Н. Вохмякова [4],
В.П. Голованов [5], В.А. Горский [6] основное внимание уделяли содержанию ДООП и технологии ее осуществления. Выявленная фрагментарность ДООП c учетом представленных исследований и их несогласованность между собой не дают возможность увидеть целостную картину реализации дополнительного образования в Российской Федерации, что, в свою очередь, порождает непонимание педагогами его специфики в практической действительности при разработке ДООП. В связи с этим становится актуальным и своевременным обозначение функциональных аспектов реализации дополнительного образования, т.к. данная тема недостаточно представлена в педагогической науке и практике.
Часто участники образовательных отношений системы дополнительного и общего образования испытывают существенные трудности в определении функциональных аспектов реализации дополнительного образования и их отличительных признаков. Недопонимание таких признаков со стороны участников образовательных отношений оказывает отрицательное влияние на составление и разработку ДООП. В связи с этим сегодня крайне редко можно встретить качественно разработанную ДООП, учитывающую все функциональные аспекты деятельности дополнительного образования в структуре образовательной системы Российской Федерации. Кроме того, как показал анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы, большинство ДООП, имеющихся на сегодняшний день в области дополнительного образования, созданы по шаблону или образцу без явного осознания участниками образовательных отношений:
- нормативно-правового поля регулирования дополнительного и общего образования в Российской Федерации;
- социального заказа со стороны отдельной личности, семьи, общества, социальных институтов, государства и культуры;
- собственных потенциальных возможностей и устремлений педагога дополнительного образования;
- деятельности учреждения дополнительного образования, предоставляющего государственные или частные образовательные услуги населению, с позиции уровня квалификации работающих там сотрудников;
- компетенций семьи и ее воспитательных возможностей в поддержании и развитии своего ребенка; 2 I
- образовательных потребностей каждого члена общества, в том числе о ° § и ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей
шей
и познания окружающего мира; ско
- социокультурных особенностей, лежащих в основе определения веду-
СК X го го о. о. Зою
щих направлений в формировании национальной системы воспитания Ь °
России.
Таким образом, становится очевидным, что сфера дополнительного образования детей в Российской Федерации на уровне разрабатываемых ДООП занимает позицию отчужденности по отношению к формализованным элементам социума, на что ссылался в своих работах еще Б.В. Куприянов [10; 11]. Как это было бы ни странно осознавать, но область дополнительного образования в настоящее время, по данным проведенного нами анализа и социально-педагогическим исследованиям Л.Н. Буйловой [3], В.П. Голованова [5], Б.В. Куприянова [9-11], отчуждена от государства, общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, учреждений культуры, педагога дополнительного образования, семьи и, что самое удивительное, от самого ребенка.
Сложившаяся ситуация в сфере дополнительного образования детей подчеркивает важность рассматриваемого вопроса для организации образовательной среды и образовательного процесса в условиях дополнительного образования, которые ориентированы, в первую очередь, на функциональную предрасположенность ДООП. Исходя из этого, проблема исследования будет звучать следующим образом: зачем необходимо знать видовую дифференциацию функциональных аспектов реализации дополнительного образования в Российской Федерации, и какую взаимосвязь она имеет с системой общего образования при составлении ДООП. Осознание актуальности и проблемы исследования дает возможность сформулировать цель данной научной работы: выделить функциональные аспекты реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации, определить их дифференциальные характеристики и обосновать наличие их взаимосвязи между собой и частично с системой общего образования в процессе разработки ДООП. Указанная цель непосредственно связана с объектом и предметом исследования. В соответствии с ней объектом исследования будут являться функциональные аспекты образовательной системы России, а предметом - изучение функциональных аспектов реализации дополнительного образования в Российской Федерации. На основании выделенной проблемы и цели научного исследования, его объекта и предмета были определены следующие задачи: проанализировать нор-2 I мативно-правовые документы в области дополнительного образования, ¡5 ° § научно-педагогическую и учебно-методическую литературу по пробле-§ S ме исследования; выделить функциональные аспекты системы дополни-i= ^ ° тельного образования детей, определить их дифференциальные характе-
СК X си ГО Q.C1
Зою
ю Ь ° детей с системой общего образования на уровне дошкольного и началь-
ристики; показать взаимосвязь системы дополнительного образования детей с системой общего образования на уровне дошкольного и начального общего образования при разработке ДООП; обобщить полученные
результаты научного исследования и сделать выводы в соответствии с полученными данными.
В процессе проведения научного исследования были использованы теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, а также анализ периодических изданий, связанных с поставленными целями и задачами научного исследования; систематизация полученных данных и их классификация; обобщение и синтез результатов научного исследования.
Чтобы качественно сформировать представление о функциональных аспектах образовательной системы, в частности системы дополнительного образования, в сознании участников образовательных отношений и членов педагогического сообщества, необходимо четко сформулировать определение понятия «функциональный аспект». Согласно словообразовательному анализу русского языка, слово «функциональный» образовано от слова «функция», которое, по данным С.А. Кравченко [8], обозначает деятельность, направленную на поддержание элементов социальной структуры посредством установления баланса между социумом и средой. В связи с этим слово «функциональный» приобретает соответствующее значение. Оно тесно связано с выполнением какой-либо деятельности, которая имеет конкретную функцию и зависит от изменяющихся условий окружающей среды. Принимая во внимание такое толкование слова «функциональный», в данной научной статье мы будем рассматривать его с практико-ориентированной позиции, образующей каркас теоретических положений функционализма, который представляет собой одно из направлений в социологии.
С точки зрения В.К. Мокшина [13], функционализм базируется на постоянно протекающем взаимодействии между обществом, его отдельными частями и средой. Они в социально-педагогических и социологических исследованиях объясняются через выполняемые ими функции и регулируются конкретными правилами и нормами, принятыми в обществе. В процессе их регуляции в рамках ограниченной регламентации возникают различные аспекты конкретизации деятельно- 2 I сти внутри функционирования определенного социального института ¡5 Р ^ и выполняемого им, как отмечали Н.М. Сирота и С.А. Сидоров [14], го
стандартизированного социального действия. Таким образом, представ- с ^ °
~ , с* х си
ленный подход к терминологическому обоснованию понятия «функ- ^ ¡ро. циональный аспект» дает нам возможность сформулировать его опреде- ^^ ° ление. Итак, функциональный аспект - это практико-ориентированный
взгляд на проблему с различных точек зрения, регламентированный деятельностью определенного социального института и его нормативно-правовой сферой регулирования, закрепленной в законодательстве страны.
Опираясь на указанное терминологическое понятие «функционального аспекта», учреждение дополнительного образования в представленной научной работе мы будем рассматривать как отдельный социальный институт, деятельность которого определяется не только действующими законодательными документами в системе образования Российской Федерации, но и научно-методологическими основами, участвующими в практико-теоретическом обосновании разрабатываемых ДООП. Благодаря их соединению каждая организация дополнительного образования в образовательной системе России имеет возможность актуализировать программу развития своего образовательного учреждения, учитывающую как социально-культурные, социально-экономические, так и социально-педагогические условия, которые выступают фоном для протекающих в современном обществе процессов. Их взаимообусловленность друг с другом послужила основой для выделения следующих функциональных аспектов реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации, которые полноценно обеспечивают взаимосвязь не только с системой общего образования, нормативно-правовой сферой регулирования в области общего и дополнительного образования, но и с окружающей социальной средой.
Среди таких аспектов наиболее важным является нормативно-правовой функциональный аспект. Его роль заключается в осознании педагогом дополнительного и общего образования, специалистом воспитательной работы, методистом и руководителем образовательной организации стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования на современном этапе ее развития и функционирования в образовательном пространстве страны. Знание основных законодательных документов в области образования РФ, программ развития системы образования на соответствующий период, ведущих стратегий и концепций образовательной системы России, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует адекватному выбо-2 I ру направления ДООП. Ее разработка в соответствии с положениями ¡5 iE g нормативно-правовой сферы регулирования области образования Рос-g го сийской Федерации и внедрение в практико-ориентированную педаго-i= ^ ° гическую действительность становится актуальной и востребованной
CK X го
ГО Q. О.
Зою
jo Ь ° Вторым по своей значимости для разработки и создания ДООП
в образовательном пространстве нашей страны.
Вторым по своей значимости для разработ выступает научно-методологический функциональный аспект. Именно
он позволяет определить теоретические основы разрабатываемой ДООП и ее научно-методологические подходы, которые необходимы для осознания структурных компонентов программы и их функций с позиции научного анализа. Выделение научно-методологических подходов в ДООП способствует созданию взаимосвязи с системой общего образования через вариативную практико-ориентированную часть основной образовательной программы, осуществляющей реализацию федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с конкретным уровнем образования.
Третий функциональный аспект - социально-педагогический. Он тесно связан с системой социального заказа, идущего со стороны государства, культуры, общества, социальных институтов, семьи и каждой отдельной личности (взрослый или ребенок). При этом любой социальный заказ от той или иной стороны в соответствии с данным функциональным аспектом должен иметь четкую регламентацию посредством нормативно-правового регулирования образовательной системы страны и, кроме того, сопровождаться научно-обоснованными педагогическими подходами, направленными на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого участника образовательных отношений. Только благодаря функционированию социально-педагогического аспекта реализации дополнительного образования формируется связь между нормативно-правовой областью регулирования образовательной системы РФ, научно-методологической парадигмой дополнительного образования и социальной средой, прежде всего, с учреждениями культуры, общеобразовательными учреждениями, организациями дошкольного образования и институтом семьи. Отмеченная взаимосвязь позволяет выстроить траекторию сетевого взаимодействия и социального партнерства с другими участниками образовательных отношений в процессе осуществления ДООП и отразить ее основные элементы непосредственно в содержании самой программы в рамках продуктивного социально-педагогического взаимодействия.
Наравне с социально-педагогическим функциональным аспектом реализации дополнительного образования в России действуют еще два функциональных аспекта: социально-экономический и социально-культурный. Социально-экономический функциональный аспект 2 I обеспечивает материальную и финансовую основу осуществления ¡5 Р ^ ДООП. Кроме того, данный аспект конкретизирует финансово риальные затраты с учетом сертификатов персонифицированного обра- с ^ °
-о: х си
зования и без них, а также определяет уровень материального благопо- ^ ¡ро. лучия населения, что способствует обоснованию стоимости предостав- ^^ ° ляемой образовательной услуги, получаемой в условиях организаций
дополнительного образования. Также социально-экономический аспект, опираясь на данные статистики мониторинга экономики образования, выполненной под руководством Б.В. Куприянова и С.Г. Косарецкого [15], дает возможность всем участникам образовательных отношений создать концептуальное поле предполагаемых и приоритетных направлений деятельности организаций дополнительного образования с учетом функциональной направленности ДООП.
Как правило, создание подобного поля обусловлено действием социально-культурного функционального аспекта реализации дополнительного образования в Российской Федерации. Указанный аспект выполняет роль интегратора всех вышеперечисленных четырех функциональных аспектов деятельности организаций дополнительного образования, создавая глубинную взаимосвязь с учреждениями культуры, общеобразовательными учреждениями, организациями дошкольного образования и социальной средой. Его функционирование обеспечивает действующая национальная система воспитания России, которая строится на культурных ценностях и традициях русского народа, сохраняя культурное наследие и язык, а также создает предпосылки для вхождения Российской Федерации в межкультурное многонациональное пространство.
В связи с этим содержание любой ДООП должно включать в себя положения, направленные на развитие всесторонней культурнообразо-ванной и духовно-нравственной личности, относящейся с уважением к родному языку и национальной русской культуре. Рассматриваемый функциональный аспект представляет собой перемычку двух образовательных подсистем, обеспечивая их взаимосвязь через вариативную или формируемую часть участниками образовательных отношений федерального государственного образовательного стандарта на уровне дошкольного и начального общего образования.
Как показало проведенное нами исследование, определение функциональных аспектов реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации и выделение их дифференциальных характеристик является существенным для формирования траектории развития организации дополнительного образования в образовательном ' I пространстве страны посредством действующих на ее основе ДООП. Их осуществление основывается на интегративном взаимодействии всех функциональных аспектов реализации дополнительного образо-
° к
° ™ X |_ ГО ^
го ^ 1 с! ф го
ф с ш
1= к ° вания детей в Российской Федерации, аспектов, которые в совокупен X ста ГО О. О.
Зою
Ь ° системой России, но и с каждой сферой общественной жизни. В связи
ности устанавливают не только взаимосвязь с общеобразовательной системой России, но и с каждой сферой общественной жизни. В связи с этим ни один функциональный аспект реализации дополнительного
образования детей в Российской Федерации не существует самостоятельно, несмотря на его дифференциальную характеристику: во-первых, его деятельность детерминирована социальной средой, а во-вторых, она обусловлена действием других функциональных аспектов. В этом и заключается их особая значимость для функционирования дополнительного образования детей, которое в РФ обладает потенциальными возможностями для развития каждого члена общества с учетом его индивидуальных и образовательных потребностей.
Таким образом, каждый выделенный нами функциональный аспект реализации дополнительного образования детей в ходе анализа нормативно-правовых документов, сопровождающих систему дополнительного образования Российской Федерации, и анализа научно-педагогической, учебно-методической и периодической литературы имеет не только определенную дифференциальную характеристику, но и входит в состав целой системы, являясь ее частью. Благодаря осознанию этой системы посредством понимания дифференциальных характеристик функциональных аспектов реализации дополнительного образования детей в РФ можно обнаружить существование различных взаимосвязей между системой дополнительного, общего образования и социальной средой, которые наиболее ярко представлены в ДООП. Умение ими воспользоваться в практической педагогической действительности позволит многим участникам образовательных отношений взглянуть на деятельность учреждений дополнительного образования с качественно другой стороны, а самое главное, изменить свои представления о системе функционирования дополнительного образования детей в России.
Библиографический список / References
1. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2-6. [Asmolov A.G. Supplementary personal education in an area of change: Cooperation, co-creation, self-creation. Educational Policy. 2014. No. 2. Pp. 2-6. (In Russ.)]
2. Байбородова Л.В. Интеграция как средство обеспечения доступности , х дополнительного образования сельских школьников // Ярославский педа- 2 х гогический вестник. 2018. № 4. С. 36-46. DOI: 10.24411/1813-145X-2018- | ° к
° Й х
10102 [Bajborodova L.V. Integration as a means to ensure availability of rural <5 ct ^
school students' additional education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. ш i= g
No. 4. Pp. 36-46. (In Russ.). DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10102] ^ § £
3. Буйлова Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном образо- 3 о ю вании детей // Информационно-методический журнал ПРО-ДОД. 2019. № 1. С. 20-34. [Bujlova L.N. New order: What will change in the additional
ю Ь ° О x x
education of children. Informacionno-metodicheskij zhurnal PRO-DOD. 2019. No. 1. Pp. 20-34. (In Russ.)]
4. Вохмякова И.Н. Развитие ребенка дошкольного возраста в системе дополнительного образования // Филологическое образование в период детства: Ежегодник. Екатетинбург, 2018. С. 194-201. [Vohmyakova I.N. Development of a preschooled child in the system of additional education. Filologicheskoe obrazovanie v period detstva: Ezhegodnik. Ekaterinburg, 2018. Pp. 194-201. (In Russ.)]
5. Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 160-165. [Golovanov V.P. Modern additional education of children as personal educational space of childhood. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017. No. 5. Pp. 160-165. (In Russ.)]
6. Горский В.А. Преемственность общего и дополнительного образования как педагогический феномен // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 24. С. 48-51. [Gorskij V.A. Continuity of the general and additional education as pedagogical phenomenon. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovykh. Seriya: Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. 2016. No. 24. Pp. 48-51. (In Russ.)]
7. Золоторёва В.А. Управление процессом интеграции общего и дополнительного образования // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 16-21. [Zolotoryova V.A. Management by the process of integration of general and supplementary education. Integration of Education. 2007. No. 3/4. Pp. 16-21. (In Russ.)]
8. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М., 2004. [Kravchenko S.A. Sociologicheskij enciklopedicheskij russko-anglijskij slovar [Sociological encyclopedic russian-english dictionary]. Moscow. 2004. (In Russ.)]
9. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59-62. [Kupriyanov B.V. Supplementary education and extracurricular activities: Two big differences. Narodnoe obrazovanie. 2012. No. 5. Pp. 59-62. (In Russ.)].
10. Куприянов Б.В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования // Образование личности. 2014. № 3. С. 27-34. [Kupriyanov B.V. Regulatory framework of educational programs in organizations of supplementary education. Obrazovanie lichnosti. 2014. No. 3. Pp. 27-34. (In Russ.)] , x 11. Куприянов Б.В. Программы в учреждении дополнительного образова-
g х ния детей: Учебно-методическое пособие. М., 2010. [Kupriyanov B.V.
¡5 ° g Programmy v uchrezhdenii dopolnitelnogo obrazovaniya detej [Programs
го ч U in an institution of additional education for children]. Educational and
d ш ro J
ш i= g methodological manual. Moscow, 2010. (In Russ.)]
к x to 12. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011. 3 о ю' Канада, 2013. [Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikaciya obrazovaniya.
§ У I MSKO 2011 [International standard classification of education. MSKO 2011].
Canada, 2013.]
13. Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии. Архангельск, 2000. [Mokshin V.K. Slovar-spravochnik po sociologii [Sociology Dictionary]. Archangelsk, 2000.]
14. Сирота Н.М., Сидоров С.А. Социология. М., 2019. [Sirota N.M., Sidorov S.A. Sociologiya [Sociology]. Moscow, 2019.]
15. Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики мониторинга экономики образования) / Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г., Семёнова Т.В., Мерцалова Т.А. // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232. [Kupriyanov B.V., Kosareckij S.G., Semyonova T.V., Mercalova T.A. Institutions of supplementary education for children (data from the statistics of monitoring the education economy). Education Studies Moscow. 2013. No. 2. Pp. 209-232. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 26.10.2020, принята к публикации 26.03.2021 The article was received on 26.10.2020, accepted for publication 26.03.2021
Сведения об авторе / About the author
Бушинская Елена Александровна - аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Elena A. Bushinskaya - postgraduate student at the Department of Russian Language and Methods of Teaching in Primary School of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg
E-mail: bushinskaya.elena@mail.ru
° к
° ^ x
l_ ГО ^
ro ^ i
d Ф ro
a i= Й
i- о
к m
CK
го
го о. а. Зою
ю ь °
О х х