Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЕРЕГОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЕРЕГОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная сфера и функциональность / оберег / украшение / культурная универсалия / этническая культура. / functional sphere and functionality / talisman / jewelry / cultural universality / ethnic culture.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Попова Галина Семеновна, Рожина Евдокия Аркадьевна

Актуальность изучаемой проблемы объясняется популярностью оберегов-украшений в современном социуме и недостаточной степенью изученности их функционального назначения. Предметом исследования выделена функциональная сфера традиционных оберегов в современном бытовании этнических культур. Целью работы определено выявление универсальности функциональной сферы оберегов независимо от их этнокультурной принадлежности. Использованы: при изучении научной литературы по оберегам и их функциям – методы теоретического анализа; собственно, при рассмотрении многообразия оберегов, их функциональной направленности – культурологический подход, а также по итогам исследования сделано сопоставление и обобщение. Результат исследования заключен в достижении поставленной цели, что может считаться его новизной и теоретической ценностью. Прикладная значимость полученных выводов состоит в возможности их использования в культуре повседневности современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONALITY OF AMULETS AS A CULTURAL UNIVERSAL

The relevance of the subject matter is explained by the popularity of talisman jewelry in modern society and the insufficient degree of study of their functional purpose. The subject of the study highlighted on functional sphere of traditional talismans in the modern life of ethnic cultures. The purpose of the work is to identify the universality of the functional sphere regardless of their ethno-cultural affiliation. Used: while studying scientific literature about talismans and their functionality – methods of theoretical analysis when considering the diversity of talismans, their functional direction – cultural approach, also based on the research were made comparison and generalization. The result of the study is concluded in the achievement of the goal, which can be considered as its novelty and theoretical value. The applied significance of the findings consists in the possibility of their use in the culture of everyday life of modern society.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЕРЕГОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ»

https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.73.38.009

УДК 392.9

Попова Галина Семеновна

кандидат педагогических наук, доцент,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

gs. popova@mail .ru

Рожина Евдокия Аркадьевна

магистрант кафедры культурологии,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

5evroar@mail.ru

Galina S. Popova

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov Evdokiya A. Rozhina

Master's student of the Department of Cultural Studies, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЕРЕГОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ

THE FUNCTIONALITY OF AMULETS AS A CULTURAL UNIVERSAL

Аннотация. Актуальность изучаемой проблемы объясняется популярностью оберегов-украшений в современном социуме и недостаточной степенью изученности их функционального назначения. Предметом исследования выделена функциональная сфера традиционных оберегов в современном бытовании этнических культур. Целью работы определено выявление универсальности функциональной сферы оберегов независимо от их этнокультурной принадлежности. Использованы: при изучении научной литературы по оберегам и их функциям - методы теоретического анализа; собственно, при рассмотрении многообразия оберегов, их функциональной направленности - культурологический подход, а также - по итогам исследования сделано сопоставление и обобщение. Результат исследования заключен в достижении поставленной цели, что может считаться его новизной и теоретической ценностью. Прикладная значимость полученных выводов состоит в возможности их использования в культуре повседневности современного социума.

Ключевые слова: функциональная сфера и функциональность; оберег; украшение; культурная универсалия; этническая культура.

Abstract. The relevance of the subject matter is explained by the popularity of talisman jewelry in modern society and the insufficient degree of study of their functional purpose. The subject of the study highlighted on functional sphere of traditional talismans in the modern life of ethnic cultures. The purpose of the work is to identify the universality of the functional sphere regardless of their ethno-cultural affiliation. Used: while studying scientific literature about talismans and their functionality - methods of theoretical analysis when considering the diversity of talismans, their functional direction - cultural approach, also based on the research were made comparison and generalization. The result of the study is concluded in the achievement of the goal, which can be considered as its novelty and theoretical value. The applied significance of the findings consists in the possibility of their use in the culture of everyday life of modern society.

Keywords: functional sphere and functionality; talisman; jewelry; cultural universality; ethnic culture.

Введение. В связи с наступившей волной духовного возрождения этнических сообществ, активизировалось обращение населения к своим культурным истокам, к традиционным ремеслам, к корневому религиозному верованию, что отразилось в творческом воспроизводстве и в культурной практике использования оберегов с выраженным национальным содержанием и колоритом. В данное время на рынке товаров народного потребления торговля оберегами занимает заметное место. Как обоснованно отмечают наши коллеги Е. В. Андреева, М. А. Верховцева, Т. Ю. Петрова, символы остаются универсальным средством сохранения этнокультурной идентичности современной молодежи [1].

Изучая обереги, мы пришли к выводу о том, что их можно классифицировать «по смыслу и функциональному назначению:

1) обереги сакрального смысла, используемые и носимые при себе длительное время - их обычно передают из поколения в поколение;

2) обереги на случай опасного предприятия, к примеру дальней дороги, решающего события в жизни, от которого зависит дальнейшая судьба человека - их используют событийно, ситуативно, по надобности;

3) обереги на память о знаменательном событии - их дарят человеку при особо важных событиях, при бракосочетании, прощании, поступлении на учебу, работу и т. п.»[7].

Каждый из названных классов оберегов имеет этнокультурный канон, гендерное и событийное предназначение, в достаточной мере описанное в этнографической литературе. Также, обереги можно разделять на словесные,

предметные и ритуальные (по Левкиевской Е. Е.), что наблюдается и в якутской культуре.

Предметом исследования выделена функциональная сфера традиционных оберегов в современном бытовании этнических культур.

Целью работы - определение универсальности функциональной сферы оберегов независимо от их этнокультурной принадлежности.

Авторами использован ряд специальных методов исследования:

- при изучении научной литературы по оберегам и их функциям -методы теоретического анализа;

- собственно, при рассмотрении многообразия оберегов, их соответствующей функциональной направленности - культурологический подход, а также по итогам исследования проведено сопоставление и обобщение.

Результат исследования заключен в достижении поставленной цели, что предметно может считаться его новизной и теоретической ценностью: в культурологическом аспекте, рассмотрены функции обрядов в их абстрагировании от этнической принадлежности и получены выводы, подтверждающие универсальность функциональной сферы оберегов. Прикладная значимость полученных выводов состоит в возможности их использования в культуре повседневности современного социума субъектами-пользователями оберегов, мастерами-прикладниками и работниками торговли.

Основная часть. Украшения и обереги имеют культурную значимость, так как помогают сохранять и передавать этническую культуру. Исследования, проведенные И. Н. Сертаковой и Т. В. Мудрецовой, показали, что функции украшений и оберегов выполняются похожим образом в разных культурах, что является культурной целостностью. Оберег - текст-предписание с магическими действиями для изменения жизнедеятельности: создание желаемого, сохранение текущего. Магическое действие - превентивный заговор до нежелательных событий.

К методам реализации функций оберега принято относить следующие, которые имеют место быть и в культуре саха:

1) создание магической преграды (в якутской традиции, кюрёлэнии = ограждение;

2) в благословительных оберегах обращение в форме императива (например «Юрдюк Айыым, кулу = Творец, дай мне») или перформатива («Юрдюк Айыым, кёрдёсёбюн-ааттасабын = Творец, прошу тебя», «Юрдюк Айыым, асын-харысый, быысаа-абыраа = Творец, спаси и сохрани»);

3) закрепление просьбы («Алгысы бигэргэтии: Эппитим экчи буоллун, туппутум толору буоллун, санаабытым саргы буоллун, Дом! = да будет так!» и т. п.).

Таким образом, методически оберег описывает конкретные формы предотвращения нежелательных и опасных событий и трагического стечения обстоятельств.

Обереги во всех традиционных культурах наделены магическими действиями. «По степени приближения к человеку все магические предметы делятся на три круга:

в первый (самый ближний) входят личные украшения - талисманы, амулеты, личные фетиши;

второй круг составляют предметы, которые призваны охранять семью, жилище, род;

третий круг это - предметы, оберегающие всё сообщество, общину, народ» [3].

Исследователь Д. Миллер считает, что «видовую структуру украшений следует формировать согласно их местоположению на теле человека» [3, с. 39].

В этой связи, считается обоснованным классифицировать их как:

1) головные, ушные, височные;

2) височно-нагрудные, нашейные, нагрудные, наплечные;

3) боковые, поясные, украшения для рук;

4) украшения для ног [8].

Известно, что такое разделение также соответствует уровням модели Вселенной, где первая группа украшений ассоциируется с символическим Верхом божеств Айыы, вторая и третья - с Срединным миром людей и природы, а четвертая - с Нижним миром человеконенавистных абаасы. То есть, можно утверждать, что «комплекс традиционных украшений является одной из характеристик традиционного мировоззрения человека, символически-декоративным средством как визуализации представлений о строении мира», так и соотнесения себя с космосом и представления себя в качестве микрокосма. «Амулеты и обереги воспринимались как само собой разумеющееся и в повседневной жизни, и в ключевых ее моментах (рождение, охота, смерть)» [9]. Также, С. В. Никифоровой показано, что украшения якутов визуализируют «представления якутов о трехчастном строении души человека» [5]. Эти части представляют собой не что иное, как субстанциональные сущности духа, души и тела человека, именуемые на языке саха словом «Кут» - этот факт мы постоянно констатируем в своих работах. Якуты подшивали в подкладку спинной части детского пальто или шубы круглый металлический оберег с тремя отверстиями посередине, символизирующими и охраняющими три Кут ребенка.

Обсуждение. Исследователи И. Н. Сертакова, Т. В. Мудрецова приходят к мнению о том, что: «... украшения предпочитали носить на тех частях тела, где по индийским верованиям располагаются чакры - эфирные

центры сознания и силы человека, отвечающие за его духовное и физическое состояние. Удивительно, но считается, что другие народы не имели ни малейшего представления о существовании чакр, однако, носили свои украшения именно в местах их расположения, можно говорить о том, что все общественные функции украшений образуют определенное единство и целостность»[8]. Между тем, известно, что саха издревле знают о существовании чакр, называя их «ойбон» (дословно прорубь) на частях тела/сомы человека. Обереги поэтому прикрепляются к одежде строго по этим ойбон. Также, в религиозной культуре саха известны человеческие органы, служащие дверями = «Айыы аана» для вхождения жизнетворящих сил Творцов Айыы в человека. Если коротко привести эту закономерность, то она следует девяти ярусам религиозной иерархии божеств-творцов Айыы, притом каждому ойбон предназначено по семь благопожеланий «Кэс тыл». «Чакра-ойбон Айыысыт в человеке соответствует органам деторождения, и про них строго запрещено сквернословить. Чакра-ойбон Иэйэхсит находится в области пупка. Чакра-ойбон Дьёсёгёй Айыы находится в области печени. Раньше саха считал печень местом появления силы. Именно здесь возникает у человека желание завести своё хозяйство, заниматься трудом (сYрэхтээх-быардаах киhи - трудолюбивый человек)» [2]. Здесь названы три из девяти ярусов пантеона божеств айыы якутской культуры мира. «Чакра-ойбон Хотой Айыы расположена в области диафрагмы eрehe. Через эту чакру к человеку приходит осознание организованности, ответственности, поэтому называется она чакрой силы воли. Чакра-ойбон Улуу Суорун находится около лёгких.

В старину для раскрытия профессионального дара был особый приём дыхания "бохсуруйуу". Такое дыхание означало вселение в человеке профессии. Каким был человек, дающий дыхание, человек тоже становился таким. Чакра-ойбон Аан Дьаасын находится в области сердца. Через эту чакру устанавливается нормальное состояние психики. Чакры-ойбон Творцов познания = Билии Айыылара расположены в области глаз и ушей: человек получает знания при помощи глаз и ушей. Чакра-ойбон Айыы состояний (Турук Айыыларын ойбоно) соответсвует области лба. Сюда относятся познания о жизни, состоянии, судьбе человека. Человеку предопределено дойти только до этого восьмого яруса неба» [2]. На девятом высшем ярусе неба восседает сам верховный Белый Творец Юрдюк Юрюнг Айыы Тойон, доставляющий свою весть через темя «орой» человека, где также расположена чакра-ойбон.

Итак, вот органы, которые человек саха оберегает специальным образом:

- органы деторождения "тёрююр-уусуур эт" оберегаются звучащими металлическими подвесками "кыабака симэгхэ";

- пупок "киин", печень "быар", диафрагма "ёрёсё" все вместе взятые оберегаются металлической пряжкой и пластинами ремня или пояса;

- лёгкие "тынга", сердце "сюрэх" оберегаются также металлическими орнаментальными знаковыми крестообразными украшениями "биэс-тюёрт харах ойуу" соответственно для мужской и женской плечевой верхней одежды;

- глаза и уши "харах-кулгаах", лоб "сююс" оберегаются металлическим солярным знаком "туосахта" и височными подвесками начельника бастынга;

- темя "орой" человек саха оберегает также солярным знаком "туосахта".

В качестве металлических частей оберегов преимущественно используется серебро и медь "кёмюс-алтан".

Здесь уместно привести заключения семиотиков о том, что интерпретанта знака (в нашем случае - оберега) коренится в навыке, а не в непосредственной физиологической реакции организма.

Ч. Моррис пришел к выводу о том, что «интерпретатор знака -организм; интерпретанта - это навык организма реагировать под влиянием знакового средства, существенные для непосредственной проблемной ситуации, как если бы они были налицо на отсутствующие объекты. ... организм ожидает ситуацию того или иного рода и на основе этого ожидания может подготовить себя заранее к тому, что может произойти» [4, с. 72-73]. Люди же думают, что тот или иной знак, оберег охраняет их от опасностей, благодаря собственным его особенным свойствам. Это заблуждение еще более усиливает действие оберега, потому что вместо научного знания людьми руководит вера, которая на глубоком психологическом уровне воздействует на все органы человека, отзывающиеся на воздействие знаковых средств. К такого рода особенным предметам и вещам, кроме названных выше, относятся конские грива, волос и хвост, береста, пахучие травы, лоскутки шелковой ткани, колокольчики, части тела животных (клыки, когти, новообразования в виде сгустка шерсти, камней) и др. [6].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что функциональная сфера оберегов имеет универсальный характер; это обусловлено теми фактами, что вертикальная ориентация оберегов соответствует общей трехчастной иерархии Вселенной и мира, а главное - расположение чакр "ойбон" на человеческом теле одинаково во всем мире и в целом одинаково отражено в культурах разных народов.

Действие оберега, все его функции имеют психо-физиологическое и духовно-интеллектуальное основание, исходящее от организма и энергетического состояния духа, души и тела человека в триединстве, что называется на языке саха "Юс кут". Последнее также, не в меньшей степени, обусловливает универсальность функциональной сферы оберега.

В реализации функциональной сферы оберегов решающую роль играет субъект культуры в лице исполнителя оберега, нежели оберегаемый объект.

Практическое использование оберегов основано больше на жизненной вере людей и на естественном семиозисе (по А. Залевской), чем на научных, в частности, семиотических знаниях.

Прагматика семиотики объясняет если не все, то многое в мире знаков, в том числе, и оберегов; и наше исследование предполагает дальнейшее углубление в свой предмет.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по их запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература

1. Андреева, Е. В., Верховцева М. А., Петрова Т. Ю. Обереги в символической и повседневной практике народа саха. 2019. № 5. С. 27-33. URL: 10.25136/2409-8744.2019.5.30987 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30987 (дата обращения: 06.05.2022)

2. Афанасьев Л. А. - Тэрис. 63 вйдвбYл. Дьокуускай: 2009, 90 с. URL: // https://pub.e.nlrs.ru/open/47476 (дата обращения: 06.05.2022).

3. Миллер, Д. Ювелирные украшения. М., 2004. 256 с.

4. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков. М.: Академический проект, 2001. С. 45-97.

5. Никифорова, С. В. Символика женских украшений: культурные коды традиционной повседневности саха (якутов). Санкт-Петербург: 2010. 219 с.

6. Пантина, А. Обереги в нашей жизни. 2019. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/04/14/issledovatelskaya-rabota-oberegi-v-nashey-zhizni (дата обращения: 12.01.2022).

7. Попова, Г.С., Рожина, Е.А. Оберег в культуре современной этнической личности // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2021.№5(56).С. 374-378.Издательский центр «Quantum ».URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46370518; https://alley science.ru/domains_data/files/1May202 1/OBEREG%20V%20KULTURE%20SOVREMENNOY%20ETNIChESKOY%20LIChNOSTI.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

8. Сертакова И.Н., Мудрецова Т.В. Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре. 2013. №23.

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-i-kulturno-istoricheskoe-znachenie-ukrasheniy-v-traditsionnoy-kulture (дата обращения: 04.05.2021).

9. Сурков Д. А. Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенных народов Западной Сибири. 2012. № 362. URL:

blips: cyberleninka.ru article n amulety-i-oberegi-v-kontekste-magicheskih-predstavleniv-

aborigennyh-narodov-zapadnoy-sibiri (дата обращения: 28.04.2022).

References

1. Andreeva, E. V., Verkhovtseva, M. A., Petrova, T. Yu. Oberegi v simvolicheskoj i povsednevnoj praktike naroda saxa // Chelovek i kuFtura.[Amulets in symbolic and everyday practice of the Sakha people // Journal of Man and Culture]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30987 (accessed: 06.05.2022).

2. Afanas'ev-Teris, L. A.. 63 eydebyl [Sixty-three values]. D'okuuskay: 2009, 90p. URL: https://pub.e.nlrs.ru/open/47476 (accessed: 06.05.2022).

3. Miller, D. Yuvelirnye ukrasheniya [Jewelry]. Moscow, 2004. 256p.

4. Morris, Ch. U. Osnovaniya teorii znakov [Foundations of the theory of signs]. Moscow: Akademicheskiy proekt, 2001. Pp. 45-97.

5. Nikiforova, S. V. Simvolika zhenskikh ukrasheniy: kul'turnye kody traditsionnoy povsednevnosti sakha (yakutov) [Symbolism of women's jewelry: cultural codes of traditional everyday life of Sakha (Yakuts)]. St-Peterburg: 2010. 219 p.

6. Pantina, A. Oberegi v nashey zhizni [Amulets in our life]. 2019. URL: https://nsportal. ru/ap/library/drugoe/2019/04/14/issledovatelskaya-rabota-oberegi-v-nashey-zhizni (accessed: 12.01.2022).

7. Popova, G. S., Rozhina, E. A. Obereg v kuVture sovremennoj e^tnicheskoj lichnosti // Nauchno-prakticheskij e lektronnyj' zhurnal «Alleya nauki» [Amulet in the culture of a modern ethnic personality // Scientific and practical electronic Journal "Alley of Science"]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46370518; https: //alley science.ru/domains_data/files/1May2021/OBEREG%20V%20KULTURE%2 0SOVREMENNOY%20ETNIChESKOY%20LIChNOSTI.pdf (accessed: 12.01.2022).

8. Sertakova, I.N., Mudretsova, T.V. Simvolika i kul'turno-istoricheskoe znachenie ukrasheniy v traditsionnoy kul'ture [Symbolism and cultural and historical significance of jewelry in traditional culture]. 2013. No 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-i-kulturno-istoricheskoe-znachenie-ukrasheniy-v-traditsionnoy-kulture (accessed: 04.05.2021).

9. Surkov, D. A. Amulety i oberegi v kontekste magicheskikh predstavleniy aborigennykh narodov Zapadnoy Sibiri [Amulets and amulets in the context of magical representations of the aboriginal peoples of Western Siberia]. 2012. No 362. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/amulety-i-oberegi-v-kontekste-

magicheskih-predstavleniy-aborigennyh-narodov-zapadnoy-sibiri (accessed: 28.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.