Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональное зонирование / градостроительство / генеральный план / муниципальное образование / градостроительное планирование / градостроительная документация / территориальное планирование / советская градостроительная школа / functional zoning / urban planning / master plan / municipal formation / urban planning / urban planning documentation / territorial planning / Soviet urban planning school

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — О.Ю. Лептюхова, И.А. Сергеева

В статье рассмотрена проблема недостаточной обеспеченности методическим и нормативным инструментарием для функционального зонирования при подготовке документа территориального планирования (генерального плана). Проанализированы строительные нормы и правила, инструкции, методические рекомендации по функциональному зонированию как советского периода, так и действующие в настоящее время. Выявлены документы, в рамках которых осуществлялось функциональное зонирование при планировании развития территории, основные задачи, решаемые функциональным зонированием, объекты зонирования и номенклатура функциональных зон. Современная нормативная база функционального зонирования сопоставлена с нормативной базой советской градостроительной школы. Проведена оценка возможности заимствования некоторых этапов и методических приемов зонирования. Особо отмечается отсутствие важного этапа разработки перспективной планировочной структуры на разных этапах территориального планирования, что ведет к снижению эффективности территориального планирования и порождает идеи замещения/исключения/доработки законодательства мастер-планами. На этой основе даны рекомендации по направлениям доработки нормативной базы территориального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ZONING: YESTERDAY AND TODAY

The article considers the problem of insufficient provision of methodological and regulatory tools for functional zoning in the preparation of a territorial planning document (master plan). The construction norms and rules, instructions, methodological recommendations on functional zoning of both the Soviet period and those currently in force are analyzed. The documents under which functional zoning was carried out during the planning of territory development, the main tasks solved by functional zoning, zoning objects and the nomenclature of functional zones were identified. The modern regulatory framework of functional zoning is compared with the regulatory framework of the Soviet urban planning school. The assessment of the possibility of borrowing some stages and methodological techniques of zoning has been carried out. It is particularly noted that there is no important stage in the development of a promising planning structure at different stages of territorial planning, which leads to a decrease in the effectiveness of territorial planning and gives rise to ideas of replacing/excluding/finalizing legislation with master plans. On this basis, recommendations are given on the areas of improvement of the regulatory framework for territorial planning.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

m

О

IX

X с

X X

CD С CD U D X

и

УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2024-1-82-92

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

О. Ю. Лептюхова, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Градостроительство» Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, oy-2@mail.ru, г. Москва, Россия,

И. А. Сергеева, студент, кафедра «Градостроительство», Национальный

X исследовательский Московский государственный строительный университет, ^ sergeevainnaalekseevna@gmail.com, г. Москва, Россия

и В статье рассмотрена проблема недостаточной обеспеченности методическим и нормативным

О инструментарием для функционального зонирования при подготовке документа территориаль-

т ного планирования (генерального плана). Проанализированы строительные нормы и правила,

^ инструкции, методические рекомендации по функциональному зонированию как советского пе-

х риода, так и действующие в настоящее время. Выявлены д окументы, в рамках которых осущест-

Ф влялось функциональное зонирование при планировании развития территории, основные задачи, решаемые функциональным зонированием, объекты зонирования и номенклатура функциональных зон. Современная нормативная база функционального зонирования сопоставлена с

О нормативной базой советской градостроительной школы. Проведена оценка возможности заимс-

¡3 твования некоторых этапов и методических приемов зонирования. Особо отмечается отсутствие

¡£ важного этапа разработки перспективной планировочной структуры на разных этапах террито-

® риального планирования, что ведет к снижению эффективности территориального планирова-

^ ния и порождает идеи замещения/исключения/доработки законодательства мастер-планами. На

¡^ этой основе даны рекомендации по направлениям доработки нормативной базы территориаль-

и ного планирования. О а

The article considers the problem of insufficient provision of methodological and regulatory tools for functional zoning in the preparation of a territorial planning document (master plan). The construction norms and rules, instructions, methodological recommendations on functional zoning of both the Soviet period and those currently in force are analyzed. The documents under which functional zoning was carried out during the planning of territory development, the main tasks solved by functional zoning, zoning objects and the nomenclature of functional zones were identified. The modern regulatory framework of functional zoning is compared with the regulatory framework of the Soviet urban planning school. The assessment of the possibility of borrowing some stages and methodological techniques of zoning has been carried out. It is particularly noted that there is no important stage in the development of a promising planning structure at different stages of territorial planning, which leads to a decrease in the effectiveness of territorial planning and gives rise to ideas of replacing/excluding/finalizing legislation with master plans. On this basis, recommendations are given on the areas of improvement of the regulatory framework for territorial planning.

Ключевые слова: функциональное зонирование, градостроительство, генеральный план, муниципальное образование, градостроительное планирование, градостроительная документация, территориальное планирование, советская градостроительная школа.

Keywords: functional zoning, urban planning, master plan, municipal formation, urban planning, urban planning documentation, territorial planning, Soviet urban planning school.

82

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены следующие цели развития: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпри-

нимательство; д) цифровая трансформация [1].

В соответствии этими целями Правительством Российской Федерации разработаны национальные проекты по направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддер-

жка индивидуальном предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. Каждое из перечисленных направлений опирается на материальные объекты в виде зданий, сооружений, территорий, взаимосвязанные в пространстве страны.

Территориальное планирование является межотраслевым видом деятельности: именно в рамках него координируется сопряжение и распределение в пространстве различных отраслей хозяйства на перспективу.

Функциональное зонирование широко применяется как прием упорядочивания жизнедеятельности на территории на объектах различной крупности и типологии — от регионов до земельного участка, от больших предприятий до квартиры.

Терминологический словарь по градостроительству И. М. Смоляр [2] дает следующее определение: «Зонирование — система проектных процедур, нацеленных на организацию городского пространства в виде совокупности разного вида зон, а также на выделение зональных центров».

При подготовке документов территориального планирования низшего иерархического уровня — генеральных планов муниципальных образований Градостроительным кодексом Российской Федерации предписывается выполнение карты функционального зонирования, причем эта карта является одной из трех утверждаемых карт [3].

В Градостроительном кодексе Российской Федерации достаточно четко изложены административные процедуры по подготовке генеральных планов, но весьма размыты представления о требованиях, которым должно отвечать функциональное зонирование (в отличие от градостроительного зонирования). При этом определение функциональной зоны звучит просто: «функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение» (п. 5 ст. 1 [3]). Упомянутый ранее терминологический словарь по градостроительству И. М. Смоляра дает следующее более ясное определение: «Функциональная зона — зона города с ясно выраженной преобладающей функцией ее градостроительного использования».

Выполнение генеральных планов регламентируется также методическими рекомендациями [4], в которых содержится скудная информация о функциональном зонировании, и Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов различного значения, где функциональные зоны отождествляются с территориальными [5].

Результаты категоризации земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации используются при подготовке карт функционального зонирования [6], однако основания самой категоризации не совсем ясны в виду отсутствия предварительной комплексной оценки территории на этапе территориального планирования регионов.

С учетом применяемого градостроительного зонирования (в составе Правил землепользования и застройки) часто применение функционального зонирования выглядит неоднозначным среди профессионалов [7—11], а суды приходят к выводу о равнозначности этих двух видов зонирования [12].

В связи с отсутствием четких основ функционального зонирования утверждаемый результат в виде карты не приносит ожидаемого эффекта [13]. Утверждается возможность исключения излишней дробности функционального зонирования [14]. Все это не добавляет ясности в градостроительную политику и дискредитирует подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки в глазах непрофессионалов — потребителей такой продукции (в первую очередь органов власти), вынужденных пожинать на себе плоды результатов такого территориального планирования и искать пути решения накопленных проблем другими способами: разработкой «единого документа» или «мастер-плана» [15]. Самые заинтересованные хотят заменить генеральный план мастер-планом, менее радикально настроенные — дополнить законодательство таким документом. И все это является результатом непроработанности действующего законодательства.

При этом мы исходим из убеждения, что в связи с тем, что генеральный план и правила землепользования — документы, решающие различные задачи, то и отождествление этих двух видов зонирования не обосновано.

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

83

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

т

О

СР

X

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

СР

I-

и о а о

84

Материалы и методы

Мы предположили, что поскольку в советское время существовала мощная научная школа по градостроительству и весьма эффективная система градостроительного планирования и проектирования, а функциональное зонирование широко применялось, то научная основа советского периода выполнения функционального зонирования может быть в какой-то мере адаптирована к современности.

В настоящей статье отражено исследование нормативных и методических документов по функциональному зонированию на основе анализа, сравнения и сопоставления. В исследовании рассмотрена «линейка» взаимозамененных нормативных документов, включая строительные нормы и инструкции, а также действующие нормативные документы градостроительного и земельного законодательства применительно к теме исследования.

Рассматривались нормативные документы, касающиеся подготовки схем, проектов районной планировки, генеральных планов, а также норм по планировке и застройке городов, начиная с 1958 года по настоящее время [16]—[22].

Результаты исследования

Проведенный обзор нормативных положений, касающихся подготовки документов градостроительного планирования и проектирования и функционального зонирования, в частности, позволил нам обобщить информацию о функциональном зонировании территорий большой площади, которая может быть использована для совершенствования подготовки карты функционального зонирования и, как следствие, генерального плана. Так, характеристику Систематизированные положения приведены в таблице 1.

В советский период в целях планирования развития территории разной величины подготавливались документы в следующей иерархической последовательности: схемы районной планировки, проекты районной планировки и генеральные планы, в рамках которых решались задачи функциональной и планировочной организации территории в направлении от общих к частным. Каждый из документов являлся обязательным звеном в цепочке, т. к. на его основе строились решения пос-

ледующего документа. Необходимо отметить, что функциональное зонирование являлось обязательным этапом при разработке каждого документа.

Планируемая территория расчленялась на функциональные зоны, таким образом, что за каждой выделенной зоной был закреплен на далекую перспективу определенный режим градостроительного освоения и преимущественный вид ее хозяйственного использования.

Функциональное зонирование осуществляет следующие цели:

— наиболее целесообразное взаимное размещение различных видов и отраслей экономики;

— создание планировочных предпосылок для устойчивого экологического равновесия путем сохранения и восстановления ценных природных ресурсов;

— определение и планировочное закрепление границ наиболее ценных и нуждающихся в специальной охране природных и культурных ландшафтов;

— осуществление предварительной функциональной дифференциации территории в качестве одного из необходимых условий для выделения объектов последующих стадий проектирования как в рамках районной планировки (внутриобластных районов, групп административных районов), так и вне их (пригородных зон крупных городов, курортных и рекреационных зон, генеральных планов населенных мест и т. д.);

— формирование взаимоувязанной инженерной инфраструктуры.

Кроме того, наметились и существенные отличия в принципах зонирования. На этапе районной планировки в ходе функционального зонирования использовался меньший диапазон номенклатуры функциональных зон с ярко выраженной межвидовой и экологической направленностью.

Основой для отнесения территории к определенной функциональной зоне являлись схемы комплексной оценки территории и перспективной планировочной структуры объекта районной планировки.

На этапе же подготовки генеральных планов функциональное зонирование выполнялось с большей конкретикой и в более крупном масштабе на основе выполненных схем/проектов районной планировки. Следует отметить, что используемая

Характеристика функционального зонирования

Таблица 1

Документ с учетом места в иерархии Задачи Объект Функциональные зоны

Советский подход

Схема районной планировки

— определение количества и номенклатуры функциональных зон, подлежащих выделению на территории;

— привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и составления схемы ее перспективного функционального зонирования;

— разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий

в пределах функциональных зон разного типа*

Область, край, республика

Для большинства объектов схем районной планировки рекомендовано выделение следующих основных типов функциональных зон:

— интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения и максимально допустимого искусственного преобразования окружающей природной среды;

— экстенсивного градостроительного освоения и относительно незначительного искусственного преобразования окружающей природной среды;

— ограниченного хозяйственного освоения и максимально сохраняемой природной среды. Допускалось также введение ряда подзон. Могли выделяться подзоны, например, подзоны преимущественной урбанизации, преимущественного развития сельского, лесного или рыбного хозяйства, преимущественного развития рекреационной или курортной деятельности, зоны охраняемых природных ландшафтов и др.

Проекты

районной

планировки

Более д етальный учет различий в условиях территориального размещения отдельных видов хозяйственной деятельности в пределах одного объекта, более дифференцированный подход к самим объектам, отличающимся друг от друга природ-но-географическими условиями и народно -хозяйственной специализацией, а также учет при выделении функциональных зон данных, полученных в результате определения демографической емкости района.

Внутриобластной район

Для большинства объектов проектов районной планировки выделяли:

— преимущественного городского строительства и размещения промышленности;

— преимущественного развития сельского и лесного хозяйства (при наличии для этого необходимых природных условий);

— преимущественно рекреационного использования территории;

— охраняемого и восстанавливаемого природного ландшафта.

Могли выделять подзоны, например, внутри зоны преимущественного развития сельского хозяйства:

— подзоны орошаемого земледелия, отгонного животноводства, плодоводства и овощеводства; внутри зоны лесного хозяйства;

— подзоны лесов эксплуатационного фонда и зоны лесовосстановления;

в пределах зоны преимущественного городского строительства и размещения промышленности;

— подзоны гражданского и промышленного строительства; зоны преимущественно рекреационного использования территории;

— подзоны кратковременного и длительного отдыха взрослых, отдыха детей; зоны охраняемого и восстанавливаемого ландшафта;

— подзоны охраны природы и памятников материальной культуры.

85

Продолжение табл. 1

Документ с учетом места в иерархии

Задачи

Объект

Функциональные зоны

Генеральные планы

Формирование на основе установок народнохозяйственных планов, социального и научно-технического прогресса определяются перспектив развития города и комплексного решения всех его функциональных элементов в сетей общественного обслуживания, благоустройства и городского транспорта, обеспечивающих условия для удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей населения, деятельности промышленных, транспортных, энергетических, коммунальных, научных и других предприятий и учреждений, а также экономическую эффективность и высокий технический и архитектурный уровень застройки города.

Населенные пункты с их пригородной и зеленой зоной

а) промышленная (в сельских населенных местах — производственную) — для размещения промышленных, энергетических, сельскохозяйственных производственных предприятий и связанных с ними транспортных и других объектов;

б) селитебная — для размещения жилых районов, микрорайонов, общественных зданий и сооружений;

в) коммунально-складская — для размещения складов, гаражей, трамвайных и автобусных парков, автобаз и т. п., предназначаемых для обслуживания населенных мест;

г) внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений, вокзалов, станций, портов, пристаней и др.;

д) мест отдыха населения, располагаемых в границах населенного места.

Кроме указанных зон, предусматривались участки для размещения санитарно-технических устройств, подсобных хозяйств, питомников, кладбищ и т. п. В населенных местах-курортах, кроме того, выделяется курортная зона, в которой размещают лечебно-курортные учреждения, учреждения отдыха и туризма, детские здравницы и учреждения обслуживания.

Современный подход

Схемы территориального планирования субъектов и РФ

Функциональное зонирование не выполняется

Схемы тер-риториаль-ного планирования муниципальных районов

Не установлены

86

Функциональное зонирование выполняется примени -тельно к межселен-ным территориям, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов)

Не установлены

Окончание табл. 1

Документ с учетом места в иерархии

Задачи

Объект

Функциональные зоны

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03 ^

О

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а>

О-

Г> ^

X н о

Г)

а>

а> т т

у

-I

О оз

Генеральные планы муниципальных образований

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Территория муниципального образования

К функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны**

* Границы функциональных зон на стадии схемы районной планировки устанавливались на основе выделенных в процессе комплексной оценки однородных природных и культурных л андшафтов, а также зон влияния важнейших элементов перспективной планировочной структуры.

** Границы зон различного функционального назначения определялись с учетом границ земельных участков, красных линий, естественных границ природных объектов и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.

при подготовке генерального плана селитебная функциональная зона включала всю территорию, на которой были созданы благоприятные условия для проживания населения, в ее границах располагались жилые, общественно-деловые и рекреационные территории — озелененные территории парков, скверов и т. д. Выделение общественно-деловой функциональной зоны стало практиковаться на более поздних этапах развития планирования территории и было основано на решениях по планировочной организации территории, которые были неотъемлемой частью генерального плана.

Планировочные мероприятия, связанные с размещением предприятий разной крупности, были составной частью схем и проектов районной планировки. Что, кстати, сейчас рассматривается как серьезный пробел, который пытаются восполнить через новый документ — мастер-план.

В настоящее время планирование развития территории основывается на документах: схемах территориального плани-

рования Российской Федерации, субъекта РФ или д вух и более субъектов РФ, муниципального района и генеральных планах поселений и округов.

Современные генеральные планы разрабатываются применительно к муниципальному образованию, могут включать несколько населенных пунктов и прилегающие к ним территории, обеспечивающие их жизнедеятельность.

Функциональное зонирование только используется на этапе подготовки схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана. Планировочная организация территории в полном объеме не выполняется, а только планируется размещение объектов разного уровня значения.

Результаты анализа сведены в таблицу 1.

С учетом предложений по исключению профилизации функциональных зон в отдельных случаях и анализа (гл. 14—18) Земельного кодекса Российской Федерации [23] предлагается следующая номенклатура функциональных зон (см. табл. 2).

87

О

Таблица 2

Номенклатура функциональных зон

№ п/п

Категория земель [23]

Подкатегория [23]

Зоны в соответствии с [5]

Предложения

88

Земли сельскохозяйственного назначения

1) сельскохозяйственные угодья;

2) земли для сельскохозяйственной деятельности

Земли населенных пунктов

1) жилые;

2) общественно-дело -вые;

3) производственные;

4) инженерных и транс -портных инфраструктур;

5) рекреационные;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли

— особо охраняемых природных территорий;

— природоохранного назначения;

— рекреационного назначения;

— историко-культурного назначения;

— особо ценные земли.

Земли л есного фонда

1) лесные земли;

2) нелесные земли

Земли водного фонда

Земли запаса

— зона застройки индивидуальными жилыми домами;

— зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки;

— зона застройки средне-этажными многоквартирными домами;

— зона застройки многоэтажными многоквартирными домами;

— общественно-деловая зона;

— зона делового, общественного и коммерческого назначения;

— зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

— зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

— производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур;

— коммунальная зона;

— производственная зона;

— зоны сельскохозяйственного использования;

— зона сельскохозяйственных угодий;

— зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначен -ная для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения;

— зона рекреационного назначения;

— зона размещения военных объектов;

— зона специального назначения;

— зона особо охраняемых территорий;

— иные зоны, выделяемые с учетом функциональных зон;

— территория, в границах которой предусматриваются требования к архитектурно -градостроительному облику объектов капитального строительства;

— территория комплексно -го развития

Зоны:

— сельскохозяйственных угодий;

— земли для сельскохозяйственной деятельности

— селитебные;

— промышленные;

— коммунально-складские;

— транспортные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рекреационные;

— сельско-хозяйс-твенного использования;

— специального назначения;

— военных объектов;

— комплексного развития

— промышленности;

— энергетики;

— транспорта;

— связи, радиовещания, телевидения, информатики;

— обеспечения космической деятельности;

— обороны и безопасности;

— иного специального назначения

лесные; нелесные

— водного фонда

— запаса

1

2

3

4

5

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее. В целях становления эффективного территориального планирования целесообразно переосмысление опыта советского периода страны.

В отношении одной и той же территории в советский период градостроительная документация разрабатывалась по принципу от общего к частному, на каждом уровне разработки переходя к большей д етализации характеристик освоения, и в обязательном порядке включала этап не только функционального зонирования, но и разработки планировочной структуры территории. Функциональное зонирование являлось важным приемом, позволяющим упорядочить хозяйственную деятельность на территории и обеспечить пространственный порядок.

Функциональное зонирование территории без проработки перспективной планировочной структуры в значительной степени должно опираться на результаты комплексной оценки территории по степени благоприятности для целей того или иного освоения и сформулированные в стратегиях цели развития.

Поскольку в составе функциональной зоны местоположение ее ядра, фактически служившего местом концентрации

общественных функций, определяется на этапе архитектурно-планировочного проектирования, предпочтительно не опережающее общественно-деловое зонирование, а первоначальная планировочная проработка территории. При этом в отношении территории, предназначенной для проживания людей, целесообразно установление единой зоны по аналогии с селитебной, в границах которой размещается жилье и другие объекты с требованиями к благоприятной среде жизнедеятельности. Номенклатура «укрупненных» функциональных зон может быть сформирована на основе установленных Земельным кодексом Российской Федерации наименований подразделений категорий земель.

В современном подходе к разработке всех видов документов территориального планирования пропущен важный этап, дающий понимание о реально материально обеспеченных намерениях по созданию объектов.

Современное законодательство по разработке документов территориального планирования нуждается в серьезной доработке с включением этапа разработки перспективной планировочной структуры территорий хозяйственной активности, которые сейчас именуются мастер-планами.

тз о ш

о

Г) -I

тз

о

-I

Ф

о-

Г> -I 03

о

п

0

1 X

тз

о

03

О

с CD

О-

Г> X

X н

О

Г) CD

CD X X

У

X -I

О

03

Библиографический список

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

2. Терминологический словарь по градостроительству / И. М. Смоляр. — Москва: УРСС, 2004. — 159 с.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/

4. Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244. — URL: https://www.consultant.ru/ document/

5. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 793. Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10 (ред. от 06.10.2023). — URL: https:// www.consultant.ru/document/

6. Мельников Н. Н. Проблемы соотношения и взаимосвязи категоризации земель и зонирования территорий в системе правовых регуляторов земельных отношений // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2015. — № 1. — С. 5—26.

7. Митягин С. Д. Некоторые соображения по теме дискуссии. Формирование территориальных зон на картах градостроительного зонирования // Управление развитием территории. — 2012. — № 2. — С. 68—69.

8. Корякин Ю. М. Правила землепользования и застройки: трансформация смыслов. Традиции и инновации в строительстве и архитектуре / Архитектура и градостроительство: сборник статей 79-й Всероссийской научно-технической конференции, Самара, 18—22 апреля 2022 года. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2022. — С. 549—558.

89

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

О ^

О

ср

X X

о

о

m

I-

U

CD

IX

О

ср

I-

и о а о ср

9. Бражникова О. С. Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений // Хозяйство и право. — 2022. — № 8 (547). — С. 89—97.

10. Лептюхова О. Ю. Правовые основы подготовки и взаимосвязь функционального и градостроительного зонирования // Экология урбанизированных территорий. — 2022. — № 4. — С. 70—77.

11. Алексеева Н. А. Парадигма градостроительного зонирования при планировке территории // Цивилистика: право и процесс. — 2020. — № 3 (11). — С. 197—206.

12. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2016 № 4-АПГ16-33 «Об изменении решения Московского областного суда от 30.06.2016 и признании частично недействующим решения Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 17.12.2014 № 3/4 «Об утверждении новой редакции «Правил землепользования и застройки применительно к ч асти территории городского поселения — г. Мытищи, микрорайоны 18Б, 31, 34». — URL: https:// www.consultant.ru/document/

13. Евплова И. Б. Практические проблемы разработки документов территориального планирования муниципальных образований // Вестник. Зодчий. 21 век. — 2010. — № 1 (34). — С. 16—21.

14. Хмелева Е. В. К вопросу категоричности функционального зонирования в структуре генеральных планов и территориальных схем муниципальных образований // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 11. — С. 433—437.

15. Национальный стандарт мастер-планов. — URL: https://www.consultant.ru/document/https://xn— 90ab5f.xn—p1ai/natsionalnyy-standart-master-planov/

16. ВСН 38-82 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов: утверждена Приказом Госгражданстроя СССР от 29 декабря 1982 г. № 379 // Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Госграж-данстрой). — URL: https://www.consultant.ru/document/

17. МДС 30-1.99 Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов: приняты научно-техническим советом Госстроя России от 10 июня 1999 г. № 01-НС-15/7 — URL: https://www.consultant.ru/document/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. СН 41-58 Правила и нормы планировки и застройки н городов: утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 1 декабря 1958 г. / Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства. — URL: https://www.consultant.ru/ document/

19. Руководство по комплексной оценке и функциональному зонированию территорий в районной планировке. — М.: Стройиздат, 1982. — 104 с.

20. СН 345-66 Инструкция по составлению проектов планировки и застройки городов: утверждена Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 23 марта 1966 г. / Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). — URL: https://www.consultant.ru/document/

21. СНиП II-K.2-62 Планировка и застройка населенных мест нормы проектирования: утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 7 мая 1966 г. // Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). — URL: https://www.consultant.ru/document/

22. СН 446-72 Инструкция по составлению схем и проектов районной планировки: утверждена Государственным комитетом Совета Министров СССР по д елам строительства от 17 июля 1972 г. // Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). — URL: https://www.consultant.ru/document/

23. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). — URL: https://www.consultant.ru/document/

FUNCTIONAL ZONING: YESTERDAY AND TODAY

0. Y. Leptyukhova, Ph. D. (Technical sciences), Assoc. professor, Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, oy-2@mail.ru, Moscow, Russia,

1. A. Sergeeva, student, Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, sergeevainnaalekseevna@gmail.com, Moscow, Russia

References

90

O nacional'ny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. // Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 No. 474 [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. // Decree of the President of the Russian Federation dated 07/21/2020 No. 474.]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 [in Russian]

6.

7.

2. Terminologicheskij slovar' po gradostroitel'stvu [Terminological dictionary of urban planning]. I. M. Smo-lyar. - Moscow: URSS, 2004. P. 159. [in Russian]

3. Gradostroitel'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii [The Urban Planning Code of the Russian Federation]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ [in Russian]

4. Metodicheskie rekomendaciipo razrabotke proektov generalnyxplanovposelenij i gorodskix okrugov. Prikaz Minregiona RF ot 26.05.2011 No. 244 [Methodological recommendations for the development of draft master plans of settlements and urban districts. Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated 05/26/2011 No. 244]. URL: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian]

5. Trebovaniya k opisaniyu i otobrazheniyu v dokumentax territorialnogo planirovaniya ob'ektov federalnogo znacheniya, ob'ektov regionalnogo znacheniya, ob'ektov mestnogo znacheniya i o priznanii utrativshim silu prikaza Minekonomrazvitiya Rossii ot 7 dekabrya 2016 g. No. 793. Prikaz Mine'konomrazvitiya Rossii ot 09.01.2018 No. 10 (red. ot 06.10.2023) [Requirements for the description and display in territorial planning documents of objects of federal significance, objects of regional significance, objects of local significance and on the invalidation of Order No. 793 of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated December 7, 2016. Order No. 10 of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 09.01.2018 (ed. from 06.10.2023)]. URL: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian]

Melnikov N. N. Problemy'sootnosheniya i vzaimosvyazi kategorizacii zemel'i zonirovaniya territorij v sisteme pravovyx regulyatorov zemelnyx otnoshenij [Problems of correlation and interrelation of land categorization and zoning of territories in the system of legal regulators of land relations] // Trudy Instituta gos-udarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2015. No. 1. P. 5—26. [in Russian]

Mityagin S. D. Nekotorye soobrazheniya po teme diskussii: Formirovanie territorialnyx zon na kartax gradostroitel'nogo zonirovaniya [Some considerations on the topic of the discussion: Formation of territorial zones on urban planning zoning maps] // Upravlenie razvitiem territorii. 2012. No. 2. P. 68—69 [in Russian]

8. Koryakin Yu. M. Pravila zemlepol'zovaniya i zastrojki: transformaciya smy'slov. Tradicii i innovacii v stroi-tel'stve i arxitekture [Rules of land use and development: transformation of meanings. Traditions and innovations in construction and architecture]. Arxitektura igradostroitel'stvo: sbornik statej 79-oj vserossijskoj nauchno-texnicheskoj konferencii, Samara, 18—22 aprelya 2022goda — Samara: Samarskijgosudarstvenny'j texnicheskij universitet, 2022. P. 549—558 [in Russian]

9. Brazhnikova O. S. Generalnyjplan ipravila zemlepol'zovaniya i zastrojki: sootnoshenie ipredely' vneseniya izmenenij [The general plan and rules of land use and development: the ratio and limits of changes] // Xozyajstvo i pravo. — 2022. No. 8 (547). P. 89—97 [in Russian]

10. Leptyuxova, O. Yu. Pravovye osnovy'podgotovki i vzaimosvyaz'funkcionalnogo i gradostroitel'nogo zonirovaniya [The legal basis of preparation and the relationship between functional and urban zoning] // Ekologiya urbanizirovannyx territorij. 2022. No. 4. P. 70—77 [in Russian]

11. Alekseeva N. A. Paradigma gradostroitel'nogo zonirovaniya pri planirovke territorii [The paradigm of urban zoning in the planning of the territory] // Civilistika: pravo i process. 2020. No. 3 (11). P. 197—206 [in Russian]

12. Apellyacionnoe opredelenie Sudebnoj kollegii po administrativny'm delam Verxovnogo Suda RF ot 05.12.2016 N 4-APG16-33 "Ob izmenenii resheniya Moskovskogo oblastnogo suda ot 30.06.2016 i priznanii chastichno nedejstvuyushhim resheniya Soveta deputatov gorodskogo poseleniya My'tishhi My'tishhinskogo municipal'no-go rajona Moskovskoj oblasti ot 17.12.2014 No. 3/4 "Ob utverzhdenii novoj redakcii "Pravil zemlepol'zovaniya i zastrojki primenitelno k chasti territorii gorodskogo poseleniya — g. My'tishhi, mikrorajony' 18B, 31, 34" [Appeal ruling of the Judicial Board for Administrative Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated 05.12.2016 No. 4-APG16-33 "On changing the decision of the Moscow Regional Court dated 30.06.2016 and declaring partially Invalid the decision of the Council of Deputies of the Mytishchi urban settlement of the Mytishchi Municipal District of the Moscow Region dated 17.12.2014 No. 3/4 "On approving a new edition of the Rules of Land Use and Development in relation to part of the territory urban settlement — Mytishchi, microdistricts 18B, 31, 34".]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/ [in Russian]

13. Evplova I. B. Prakticheskie problemy' razrabotki dokumentov territorialnogo planirovaniya municipalnyx obrazovanij [Practical problems of developing documents for territorial planning of municipalities] // Vestnik. Zodchij. 21 vek. 2010. No. 1 (34). P. 16—21 [in Russian]

14. Xmeleva E. V. K voprosu kategorichnosti funkcionalnogo zonirovaniya v strukture generalnyx planov i ter-ritorialnyx sxem municipal'ny'x obrazovanij [On the categoricity of functional zoning in the structure of master plans and territorial schemes of municipalities] // Innovacii i investicii. 2023. No. 11. P. 433—437 [in Russian]

15. Nacional'ny'j standart master-planov [The national standard of master plans]. URL: https://www.consult-ant.ru/document/https://xn—90ab5f.xn—p1ai/natsionalnyy-standart-master-planov/ [in Russian]

16. VSN 38-82 Instrukciya o sostave, poryadke razrabotki, soglasovaniya i utverzhdeniya sxem i proektov rajonnoj planirovki, planirovki i zastrojki gorodov, poselkov i sel'skix naselennyxpunktov: utverzhdena Prikazom Gos-grazhdanstroya SSSR ot 29 dekabrya 1982 g. No. 379 // Gosudarstvenny'j komitetpo grazhdanskomu stroi-tel'stvu i arxitekture pri Gosstroe SSSR (Gosgrazhdanstroj) [VSN 38-82 Instruction on the composition, pro-

T3 Q m O n -i T3

o

-I

CD

OD -I 03

o

n

Q X X

T3

O

03

Q

n CD

OD

X

X

H

Q D CD

CD X X

y

X -I

o

03

91

CQ

O

IX

CD U

O

cedure for the development, coordination and approval of schemes and projects of district planning, planning and development of cities, towns and rural settlements: approved by Order of the USSR Gosgrazhdanstroy dated December 29, 1982 No. 379 // The State Committee for Civil Engineering and Architecture under the USSR State Construction Committee (Gosgrazhdanstroy)]. URL: https:// b www.consultant.ru/document/ [in Russian]

X 17. MDS 30-1.99 Metodicheskie rekomendacii po razrabotke sxem zonirovaniya territorii gorodov: prinyaty' x nauchno-texnicheskim sovetom Gosstroya Rossii ot 10 iyunya 1999 g. No. 01-NS-15/7 [MDS 30-1.99 Meth-

0 odological recommendations for the development of urban zoning schemes: adopted by the Scientific and

jg Technical Council of Gosstroy of Russia dated June 10, 1999 No. 01-NS-15/7]. URL: https://www.con-

u sultant.ru/document/ [in Russian]

x 18. SN41-58Pravila i normy'planirovki i zastrojki n gorodov: utverzhdeny' Gosudarstvennym komitetom Soveta X Ministrov SSSR po delam stroitel'stva ot 1 dekabrya 1958 g // Gosudarstvennyj Komitet Soveta Ministrov

^ SSSR po delam stroitel'stva [CH 41-58 Rules and norms of urban planning and development: approved

^ by the State Committee of the Council of Ministers of the USSR for Construction Affairs on December

1, 1958 // State Committee of the Council of Ministers of the USSR for Construction Affairs]. URL: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian] § 19. Rukovodstvo po kompleksnoj ocenke i funkcional'nomu zonirovaniyu territorij v rajonnoj planirovke q [Guidelines for the integrated assessment and functional zoning of territories in district planning]. — M.:

^ Strojizdat, 1982. P. 104 [in Russian]

x 20. SN 345-66 Instrukciya po sostavleniyu proektov planirovki i zastrojki gorodov: utverzhdena Gosudarstvennym komitetom Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel'stva ot 23 marta 1966 g. // Gosudarstvennyj Komitet c Soveta Ministrov SSSRpo delam stroitel'stva (Gosstroj SSSR) [CH 345-66 Instructions for drawing up urban

O^ planning and development projects: approved by the State Committee of the Council of Ministers of the

¡5 USSR for Construction Affairs on March 23, 1966 // State Committee of the Council of Ministers of

% the USSR for Construction (Gosstroy USSR)]. URL: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian]

§ 21. SNiP II-K.2-62 Planirovka i zastrojka naselennyx mest normy'proektirovaniya: utverzhdeny' Gosudarstven-x nym komitetom Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel'stva ot 7 maya 1966 g. // Gosudarstvennyj Komitet

Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel'stva (Gosstroj SSSR) [SNiP II-K.2-62 Planning and construction u of populated areas design standards: approved by the State Committee of the Council of Ministers of the

O USSR for Construction Affairs on May 7, 1966 // State Committee of the Council of Ministers of the

¡3 USSR for Construction (Gosstroy USSR)]. URL: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian]

i ^ 22. SN 446-72 Instrukciya po sostavleniyu sxem i proektov rajonnoj planirovki: utverzhdena Gosudarstven-ny'm komitetom Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel'stva ot 17 iyulya 1972 g. // Gosudarstvennyj Komitet Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel'stva (Gosstroj SSSR) [CH 446-72 Instructions for drawing up schemes and projects of district planning: approved by the State Committee of the Council of Ministers of the USSR for Construction Affairs on July 17, 1972 // State Committee of the Council of Ministers of the USSR for Construction (Gosstroy USSR)]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/ [in Russian]

23. Zemel'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 # 136-FZ (red. ot 14.02.2024) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.04.2024) [The Land Code of the Russian Federation dated 10/25/2001 # 136-FZ (as amended on 02/14/2024) (with amendments and additions, intro. effective from 04/01/2024)]. URL: https:// www.consultant.ru/document/ [in Russian]

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.