Градостроительные инструменты обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации
С.Д.Митягин
Градостроительный кодекс Российской Федерации требует достижения условий, но не определяет механизмов проектного обеспечения устойчивого социально-экономического и градостроительного развития урбанизированных территорий. Вместе с тем возможность использования нормативного соотношения функциональных и территориальных зон в градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве проектного инструмента создания планировочных условий устойчивого развития страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и их частей. При этом, если функциональное зонирование может быть использовано при обосновании планировочных решений на всех уровнях подготовки документов территориального планирования, то инструмент градостроительного территориального зонирования может обеспечить условия устойчивого развития при разработке документации по планировке и межеванию территорий.
Ключевые слова: устойчивое развитие, градостроительное зонирование, функциональные зоны, территориальные зоны.
Urban Planning Instruments to Ensure the Conditions for
Sustainable Socio-Economic Development of the Russian
Federation. By S.D.Mityagin
The Town-planning codex of the Russian Federation requires the achievement of conditions of sustainable urban development. But this code does not define mechanisms for the project assurance of sustainable socio-economic and urban development of urban territories. However, the use of normative ratio of functional and territorial zones in the urban activities can be regarded as project-planning tools to create the conditions for sustainable development of the country, subjects of the Russian Federation, municipalities and their parts. At the same time, if zoning can be used in the justification of planning decisions at all levels of preparation of documents of territorial planning, the urban planning tool of zoning may provide a sustainable development environment in the documentation for planning and surveying of territories.
Keywords: sustainable development, urban planning zoning, functional areas, territorial zones.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, имея стратегической целью градостроительной деятельности устойчивое развитие страны и составляющих администра-
тивно-территориальных единиц, прямо не формулирует в документах территориального планирования и планировки территорий механизмы достижения этой цели. Вместе с тем незначительное развитие введённого в градостроительную деятельность инструмента градостроительного зонирования позволяет выработать такие механизмы, базируясь на оптимизации видов использования и параметров территорий, их размещения и формирования основных фондов в допустимых по градостроительным условиям объёмах. При этом федеральный закон предусматривает два вида зонирования: функциональное и территориальное.
Функциональное зонирование входит в состав документов генеральных планов поселений, городских округов и их частей, которые в свою очередь относятся к категории документов территориального планирования [1, ст. 23, ч. 3, 4].
Территориальное зонирование является составной частью правил землепользования и застройки территорий, разрабатываемых для муниципальных образований уровня поселений и городских округов, а также городов федерального значения [1, ст. 30, ч. 4].
Таким образом, в практике разработки градостроительной документации для поселений и городских округов, в том числе городов федерального значения, сталкиваются два вида зонирования, отличия между которыми Градостроительным кодексом РФ не установлены.
Тем не менее, эти виды зонирования территорий, согласно законодательным нормам, необходимому и возможному развитию методической базы проектной градостроительной деятельности, могут рассматриваться как инструменты обеспечения социальных, экономических и экологических условий устойчивого функционирования любых административно-территориальных единиц независимо от их физических параметров.
Если допустить применение нормативного соотношения экономически и экологически обоснованной комбинации функциональных зон для всей линейки документов территориального планирования страны, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральных планов городов федерального значения, городских округов, городских и сельских поселений, то это в общем виде может обеспечить эффективную оптимизацию пространственной организации элементов национального хозяйственного комплекса и создать таким образом в документах территориального планирования условия для сбалансированного социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований разного таксономического уровня.
В свою очередь, территориальные зоны, устанавливаемые в границах поселений городских округов, в отличие от функциональных зон состоят из одного или, в исключительных случаях, нескольких земельных участков, имеющих общие градостроительные регламенты и виды разрешённого, вспомогательного, а также условно разрешённого использования. Следовательно, физические размеры территориальных зон значительно меньше, чем площади функциональных зон. Территориальные зоны практически формируются внутри функциональных зон, в том числе и при подготовке документации по планировке и межеванию территории. Нормируемая комбинация территориальных зон разного назначения может обеспечить необходимые условия социальной и экономической устойчивости как внутри соответствующих функциональных зон, так и гарантировать в целом достижение таких условий последовательно по мере градостроительных преобразований на территориях городских и сельских поселений, городских округов и городов федерального значения. В границах функциональной зоны территориальные зоны разного вида могут иметь как основное, так и дополнительное назначение и в совокупности обеспечивать требуемые условия градостроительной устойчивости.
Объективные характеристики территориальных зон, устанавливаемых в правилах землепользования и застройки муниципальных образований, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ не позволяют использовать их на межселенных территориях муниципальных районов и вне территорий поселений, городских округов, городов федерального значения, то есть вне урбанизированных территорий
населённых пунктов. Поэтому целесообразно рассматривать инструмент территориального зонирования исключительно в качестве механизма обеспечения условий сбалансированного и устойчивого функционирования для урбанизированных (застроенных) или подлежащих застройке территорий.
Необходимые поправки отдельных норм законодательства РФ могут обеспечить градостроительную деятельность внятной двухэтапной методологией создания условий устойчивого развития страны, регионов и муниципальных образований районного и поселенческого (городского) уровней.
В Градостроительном кодексе РФ следует прямо указать, что градостроительное зонирование является механизмом достижения условий сбалансированного и устойчивого развития административно-территориальных образований на разных таксономических уровнях организации, в том числе в составе стратегических документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, городов федерального значения, городских и сельских поселений в виде функционального зонирования.
В составе документации по планировке территории функциональных зон (частей) городских и сельских поселений, городских округов, а также городов федерального значения градостроительное зонирование выступает в качестве правил землепользования и застройки в виде территориального зонирования, устанавливающего градостроительные регламенты для застройки и хозяйственного использования земельных участков, входящих в состав данных территориальных зон.
При этом предполагается, что вся территория страны, в том числе и земли водного фонда, предназначенные для хозяй-
Предложение по организации градостроительной деятельности Российской Федерации
3 2016 97
ственного использования, включая резервные территории и акватории, должны состоять из земельных (водных, лесных) участков различного назначения, которые образуют имущественные комплексы федерального и регионального уровней, муниципальных образований и других хозяйствующих субъектов - физических и юридических лиц. Такая конструкция базы ведения градостроительной и землеустроительной деятельности может создать условия для оптимизации налоговой и бюджетной сфер, их совершенствования в целях эффективного целенаправленного и сбалансированного социально-экономического развития страны.
Для реализации данного предложения следует:
1) включить инструмент функционального зонирования в состав градостроительного зонирования и распространить его использование в обосновывающих и утверждаемых материалах документов территориального планирования;
2) в распределении функций уполномоченных федеральных органов государственной исполнительной власти отнести вопросы функционального зонирования и регулирования землеустройства территорий административно-территориальных образований к ведению Министерства экономического развития РФ, а вопросы регулирования нормативной методической базы, подготовки и контроля реализации правил землепользования и застройки урбанизированных территорий населённых пунктов1 к ведению Министерства строительства РФ.
Правовое закрепление данных полномочий позволит устранить методическую нечёткость подготовки градостроительной и землеустроительной документации для всех таксономических уровней административно-территориальной организации РФ. Кроме того, появится возможность совершенствования сферы имущественных отношений через налоговые и бюджетные механизмы, основанные на оптимизации состава, объёмов и содержания хозяйственных комплексов производственного, энергетического, социального и инженерно-транспортного инфраструктурного назначения.
Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №190 от 29 декабря 2004 года в действующей редакции.
2. Указ Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года №612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации».
Literatura
1. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon №190 ot 29 dekabrya 2004 goda v dejstvuyushchej redakcii.
2. Ukaz Рrezidenta Rossijskoj Federacii ot 8 sentyabrya 2014 goda №612 «Ob uprazdnenii Ministerstva regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii».
1 Включая выдачу градостроительных планов земельных участков на основе утверждённой документации по планировке, межеванию и застройке территорий.