Научная статья на тему 'Функциональное взаимодействие научного, медицинского и научно-популярного дискурсов в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала'

Функциональное взаимодействие научного, медицинского и научно-популярного дискурсов в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1193
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костяшина Екатерина Аркадьевна

Данное исследование посвящено проблеме функционального взаимодействия различных дискурсов в текстах научно-популярных медицинских журналов «Здоровье» и «Женское здоровье». В рамках определения дискурсивного статуса журнала описываются научный, медицинский и научно-популярный дискурсы, пересечение которых формирует коммуникативное пространство журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional interaction of the scientific, medical and popular scientific discourses in me text space of health magazines

The article is devoted to the problem of functional interaction of different types of discourse in the texts of such health magazines as «Health» and «Women's health». In order to define the specific character of the magazine discourse, its communicative space, the description of the scientific, medical and popular scientific institutional discourses has been given.

Текст научной работы на тему «Функциональное взаимодействие научного, медицинского и научно-популярного дискурсов в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 306 Январь 2008

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 811.161.125

Е.А. Костяшина

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНОГО, МЕДИЦИНСКОГО И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ДИСКУРСОВ В ТЕКСТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО МЕДИЦИНСКОГО ЖУРНАЛА

Данное исследование посвящено проблеме функционального взаимодействия различных дискурсов в текстах научнопопулярных медицинских журналов «Здоровье» и «Женское здоровье». В рамках определения дискурсивного статуса журнала описываются научный, медицинский и научно-популярный дискурсы, пересечение которых формирует коммуникативное пространство журналов.

Процесс познавательного освоения мира отражен в языке как сложное и многомерное явление. Утвердившаяся в современной лингвистике антропоцентрическая парадигма открывает новые методологические возможности для целостного анализа речемыслительной деятельности человека и поиска новых концепций описания различных видов коммуникации. Отправной точкой современных лингвистических исследований является понимание того, что значение языкового знака находится в неразрывной связи с внеязыковой действительностью и человеком, интерпретирующим эту действительность. Антропоцентрический переворот в языкознании привел к переосмыслению таких понятий, как «язык», «текст», «дискурс».

Актуальность данного исследования связана с тем, что в сферу языковедческого описания вовлекается такое сложное коммуникативное явление, как пересечение дискурсов. Дискурсивный анализ направлен на выявление и описание речевых квантов, имеющих коммуникативную самостоятельность и в то же время являющихся частью единого дискурсивного пространства. В качестве таких квантов рассматриваются отдельные институциональные типы дискурсов, формирующие коммуникативное пространство научнопопулярного медицинского журнала.

В настоящее время термин «дискурс» является многозначным термином ряда гуманитарных наук (лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии, антропологии), предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка.

Часто дискурс отождествляется с текстом и понимается как актуально произнесенный текст [1. С. 467]. В современных исследованиях определение дискурса выходит за пределы текста и включает в себя перечисление условий, в которых этот текст актуализируется [2-4 и др.]. Такое понимание дискурса связано с представлением о процессе использования языка, т.е. речи во всех ее разновидностях. В данном случае под дискурсом понимается и сам процесс употребления языка, и текст как результат этого процесса.

Таким образом, под дискурсом следует понимать текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом: в совокупности с социальными, культурно-историческими, политическими, психологическими, экономическими и другими факторами, с системой когнитив-

ных и коммуникативно-прагматических целей автора, взаимодействующего с адресатом, обусловливающими особое своеобразие языковых единиц разного уровня при воплощении в тексте.

Многомерность, сложность понятия дискурса обусловливает возможность множественных оснований его типологизации. Неизменными параметрами, определяющими специфику каждого типа дискурса, являются цель и участники общения. Исходя из различия целей, выделяются следующие типы дискурсов: рекламный, цель которого привлечь потребителя к объекту рекламы [2, 5, 6]; медицинский, реализующий цель, направленную на оказание квалифицированной медицинской помощи [2, 7], образовательный, направленный на воспитание самостоятельно думающего, развитого, интеллектуального человека [2, 8 и др.]. Обращаясь к характеристикам участников общения, В.И. Карасик противопоставляет два основных типа дискурса: персональный (личностноориентированный), в котором говорящий выступает как личность, и институциональный, в котором участники коммуникации являются представителями определенных социальных институтов. При этом предполагается, что способ говорения определяется предметной сферой дискурса, а также соответствующих ей социальных институтов. Участники институционального дискурса подразделяются на агентов (представителей института) и клиентов (людей, обращающихся к ним). К первым относятся те, кто играет активную роль в институциональном общении, ко вторым - те, кто вынужден обращаться к агентам и выступает в качестве представителей общества в целом по отношению к представителям института [9. С. 16].

Данное исследования проведено на материале текстов научно-популярных медицинских журналов «Здоровье», «Женское здоровье» за период с июля 2005 г. по апрель 2007 г. Объем проанализированного материала составляет 3 500 страниц. Научно-популярный медицинский журнал представляет собой комплекс текстов, коммуникативной задачей которых является популяризация научного медицинского знания, обусловленная профессиональной и коммуникативной компетенцией субъектов дискурса. Тексты научно -популярной медицинской тематики, представляющие собой журнал, репрезентированы в форме постоянных рубрик, объединяющих разнообразные речевые жанры, характеризующие данный тип коммуникации (тема

номера, колонка редактора, презентация, совет эксперта, рецепт эксперта и т.д.). Журналы «Здоровье» и «Женское здоровье» являются периодическими печатными изданиями, выходящими 1 раз в месяц.

Предметом исследования является дискурсивная природа научно-популярных медицинских журналов.

Обращаясь к текстам научно-популярного медицинского журнала, можно говорить о пересечении дискурсов, которое приводит к наложению всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий, характеризующих одновременно многие дискурсы (научный, медицинский, научно-популярный, публицистический, рекламный и т.д.), представляющие собой общественные институты.

Опираясь на схему анализа институционального дискурса, предложенную В.И. Карасиком [3. С. 251], в данном исследовании мы рассматриваем следующие компоненты институционального дискурса: 1) цели; 2) участники; 3) ценности; 4) стратегии; 5) материал (тематика); 6) жанры; 7) функционально-стилевое воплощение.

Всякий научно-популярный медицинский журнал является своеобразной моделью мира, обладающей своими ценностями и установками. Ценностями, репрезентированными в современном научно-популярном медицинском журнале, являются здоровье, красота, дети, здоровый образ жизни, молодость, семья, индивидуальность. Например, в 2006 г. темами ежемесячного номера журнала «Здоровье» неоднократно становились проблемы детства и материнства, формировалось положительное отношение как к позднему, так и к раннему материнству, многодетным семьям, родам и т.д., что соответствует запросам общества и государства (национальные проекты, связанные с поддержкой семьи, детства, находят отражение и в научно -популярных изданиях). Также положительно оцениваются красота, здоровье, здоровый, активный образ жизни, правильное питание, индивидуальность, молодость, что отражается в заголовках статей: «Здоровые зубы - показатель качества жизни, залог физического благополучия», «Морщины - причины неудач». «Доми-никана - фитнесс для тех, кто хочет улучшить отношения в семье» и т.д.

Выделение собственно научного дискурса в структуре научно-популярного медицинского журнала обусловлено спецификой информации, т.е. темой дискурса. Данный тип дискурса обслуживает научную сферу человеческой деятельности.

Целью научного дискурса является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Участниками научного дискурса являются ученые, представляющие различные научные институты (например, исторический, географический, лингвистический и т. д.).

Выделение научных институтов осуществляется, в том числе, и при учете материала (тематики), изучением которого занимаются участники дискурса (исторический институт - история, лингвистический институт - язык, медицинский институт - медицина).

Стратегии научного дискурса определяются его целями. При этом под стратегией понимается совокуп-

ность запланированных заранее и реализуемых в ходе коммуникативной ситуации практических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели [10. С. 121]. «Базовой» стратегией является выработка знаний о действительности. Так, географический дискурс занимается выработкой знаний об окружающей природной действительности, исторический - об исторической действительности, медицинский - выработкой знаний о здоровье и болезнях человека.

Характерными чертами текстов научного дискурса являются отвлеченность, строгая логичность изложения, значительное число специальных терминов и терминологических сочетаний, преобладание сложных предложений с разветвленными синтаксическими конструкциями.

В научном дискурсе выделяются такие РЖ, как обзор, монография, диссертация, статья, рецезия, аннотация, научный комментарий, доклад, лекция. Особо выделяются жанры учебного (учебник, пособие, методическая рекомендация) и научно-популярного характера, для которых свойственно сближение с некоторыми жанрами публицистического стиля (научно-популярная статья).

Применительно к анализируемому материалу целесообразно говорить о базовом типе дискурса, вокруг которого формируются основные темы, цели, стратегии, тактики научно-популярного медицинского журнала. В данном случае таким базовым дискурсом выступает медицинский дискурс, который является разновидностью научного, с одной стороны, и институциональным дискурсом - с другой.

В медицинском научном дискурсе в качестве агентов выступают ученые, исследующие здоровье человека, в качестве клиентов института следует назвать ученых, которые используют научную информацию, практикующих врачей.

В научно-популярном медицинском журнале консультантами часто выступают доктора и кандидаты медицинских наук, профессора, заведующие научными лабораториями, институтами («комментирует кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог Научного центра гинекологии и перинатологии в г. Москве»).

В собственно медицинском дискурсе представителями института являются врачи (т.е. клиенты научного медицинского дискурса), которые играют активную роль в институциональном общении, а клиентами -пациенты, обращающиеся к агентам и выступающие в качестве представителей общества в целом по отношению к представителям института.

В научно-популярном медицинском журнале также в качестве консультантов, экспертов и авторитетных специалистов выступают врачи. Например, «...о плюсах и минусах поздних родов рассуждает частнопрактикующий семейный психолог из Москвы, автор и ведущий программы “Взрослым о взрослых” на радио «Эхо Москвы».

Исходя из особенностей функционального взаимодействия научного медицинского и медицинского дискурсов в пределах журнала, необходимо выделять частные цели этих дискурсов. Так, целью научного медицинского дискурса является выработка и систематизация знаний о здоровье человека. Целью медицинского дискурса является оказание профессиональной меди-

цинской помощи пациенту, осуществляемой с учетом знаний, полученных представителями научного медицинского дискурса.

Цель научного медицинского дискурса в тексах научно-популярных медицинских журналов реализуется посредством знакомства широкого круга читателей с медицинской информацией. Чаще всего подобная информация носит научный характер. Цель медицинского дискурса реализуется через советы и рекомендации, которые дают врачи-консультанты научно -популярного медицинского журнала читателям.

Стратегии медицинского дискурса определяются его целью - оказать квалифицированную помощь пациенту, обращающемуся к представителю данного института. Стратегии научного медицинского дискурса связаны с целями научного дискурса и в меньшей степени ориентированы на сотрудничество с пациентом.

Жанрами научного медицинского дискурса являются монография, научная статья, обзор, учебник и т.д. (совпадают с основными жанрами научного дискурса). Жанры собственно медицинского дискурса обусловлены характером коммуникации между представителем института -врачом и клиентом института - пациентом; в научно -популярном медицинском журнале чаще всего встречаются такие жанры медицинского дискурса, как жалоба, диагностирующая беседа, рецепт, рекомендация.

При этом для научного медицинского дискурса свойствен научный стиль речи, а по отношению к медицинскому дискурсу можно говорить о наложении научного, официально-делового стилей и разговорной речи. Использование научного стиля обусловлено тематикой общения, осуществляемого внутри института - здоровье и болезни, что соответствует тематике научного медицинского дискурса. Черты официальноделового стиля проявляются в использовании профессиональных клише (пройти комиссию, пройти врача, выписать процедуры, выписать рецепт, назначить лечение и т.д.). Использование элементов разговорной речи связано с положением участников дискурса, один из которых владеет информацией в большей степени, чем другой, и пытается адаптировать ее средствами разговорной речи. Также использование элементов разговорной речи связано с частными целями представителя института (напугать, заставить, убедить и т.д.). Коммуникация внутри медицинского дискурса с использованием элементов разговорной речи может быть отнесена к такому функциональному подтипу, как наивный медицинский дискурс. Как правило, участниками данного дискурса являются неспециалисты, люди, не обладающими научными медицинскими знаниями -общение на медицинские темы происходит между клиентами института медицины. К особенностям текстов наивного медицинского дискурса можно отнести неправильное использование терминов, разъясняющих использование просторечных конструкций (глотаю таблетки, откройте рот пошире, покажите свое горло), «народных» наименований (например, ухогорлонос - лор, трясучка - озноб, лихоманить - лихорадить, жар - температура и т. д.).

К особенностям текстов научного медицинского дискурса можно отнести использование терминов, профессиональных клише, автологическое употребле-

ние слов, описание как доминирующий функционально-смысловой тип речи, резюмирование.

При анализе медицинского дискурса как части непосредственной составляющей научно-популярного медицинского журнала целесообразным представляется также выделение медико-публицистического (статьи в научно-популярных журналах, научно'-популярные справочники, статьи в газетах), рекламно-медицинского (аннотации к лекарственным препаратам, рекламные плакаты, рекламные буклеты и т.д.) подтипов.

В соответствии с таким делением разграничиваются жанры, характеризующие медико-публицистический (научно-популярная статья, интервью) и рекламномедицинский (аннотация, плакат, рекламная статья) дискурсы.

Научно-популярный дискурс является вторичным типом дискурса по отношению к медицинскому дискурсу в текстовом пространстве научно-популярных медицинских журналов. При этом процесс дискурсивного взаимодействия сопровождается интеграцией концептов, результатом которой является образование когнитивной структуры, отличающейся от исходных дискурсов, но включающей в себя их элементы. Так, в структуру журнала входят элементы педагогического (рекомендательный характер изложения, инструкция и т.д.) и наивного (обращение клиента-неспециалиста в институт) дискурсов.

Дискурсивная природа научно-популярного медицинского журнала не может быть представлена вне научно-популярного дискурса, который является разновидностью научного дискурса.

Необходимость популяризации медицинских знаний обусловлена сменой базовой концепции медицины и, соответственно, изменением модели взаимодействия врача и пациента. Популяризация медицинских знаний становится одной из базовых стратегий медицинского дискурса. Можно говорить о пациентоцентрической концепции современной медицины. Исходя из этого, актуальной становится тенденция, направленная на поиск путей повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества врача и пациента, что отражается в текстах медицинских журналов.

Научно-популярный дискурс обслуживает научный институт, с одной стороны, и институт СМИ - с другой.

Целью научно-популярного дискурса является популяризация научного знания для более оптимального сотрудничества представителя института (врача) и клиента института (пациента).

Дискурс зависит от сферы общения (экстралингвис-тический фактор), а сферой общения в данном случае является общение между врачом и пациентом, ограниченное рамками научного института медицины. Исходя из этого, нельзя исследовать научно-популярный медицинский дискурс, не учитывая особенности научного медицинского дискурса, представителями которого являются врачи, и наивного медицинского дискурса, представителями которого являются пациенты - клиенты института. В данном случае речь не идет о межинститу-циональном общении, т.к. базовой целью данного общения является оказание квалифицированной медицинской помощи, что позволяет говорить о медицинском дискурсе как о базовом институциональном дискурсе.

Участниками научно-популярного дискурса являются адресанты (врачи, редакторы, рекламисты и т.д.) и клиенты - пациенты, клиенты, возможные потребители рекламируемых товаров и услуг.

Основной жанр научно-популярного медицинского дискурса - научно-популярная статья, текст которой является сложным с точки зрения коммуникативной и языковой организации жанровым образованием, в котором взаимодействуют характеристики различных типов дискурса.

Стратегии научно-популярного дискурса определены его частными целями. Можно говорить о стратегиях, которые обусловливают процесс популяризации научной информации и, следовательно, способствуют формированию производного, вторичного по отношению к научному типу дискурса знания, усложняя систему внутренней организации дискурса. Тексты научно-популярного дискурса служат инструментом, оптимизирующим процесс популяризации научного знания.

Научно-популярный текст в силу своей основной цели, как правило, раскрывает темы, интересные для широкого круга читателей - целевой аудитории научно-популярных медицинских журналах. Исходя из интересов аудитории, тексты научно-популярных медицинских статей более просты, лаконичны, насыщены примерами, сравнениями, в меньшей степени терминами, медицинскими оборотами, клише, содержат непосредственное обращение к читателю. Например: «Почки очищают организм от ненужных продуктов обмена веществ, воды, солей. Удивитесь вместе с нами, как

работают эти труженики... Этот небольшой орган чрезвычайно важен для нашего организма. Посмотрим на его работу изнутри...».

Отличительной особенностью научно-популярного медицинского дискурса является оптимизация восприятия сложной научной информации, которая достигается посредством наличия прецедентных текстов, актуализирующих единицы «культурного архива» адресата. Например: «Холодная гладь зеркала снова не радует? К сожалению, та, что смотрит на вас из его глубины, далеко не “румяней и белее", и тем более не всех стройней. Куда подевалась точеная фигурка, которой вы так гордились несколько лет назад?».

Тексты научно-популярных медицинских журналов представляют собой культурный и социальный феномен. Данный тип коммуникации - это отражение социальных, политических, культурных, экономических отношений в обществе. Темы журналов служат индикаторами читательского интереса, социальных и медицинских потребностей общества. Одной из дискурсивных особенностей научно-популярных медицинских журналов является его включенность в сферу социальных отношений в обществе.

Подводя итог, следует отметить, что взаимодействие дискурсов внутри научно-популярного медицинского журнала сопровождается образованием нового дискурса более высокого порядка, включающего в себя исходные. При пересечении дискурсов происходит наложение всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий и характеристик одновременно многих дискурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. VIII.

2. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

3. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

4. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и порт. М.: Прогресс, 1999.

С.14-53.

5. Кочетова Л.А. Лингвокультурные характеристики английского рекламного дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: Вол-

гогр. гос. ун-т, 1999. 19 с.

6. Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских

и русских каталогов моды): Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004. 231 с.

7. Бейлинсон Л.С. Характеристики медико-педагогического дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 18 с.

8. Коротеева О.В. Социально-коммуникативные характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: Вербальное поведение: Сб.

науч. тр. Волгоград: РИО, 1999. С. 117-134.

9. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

10. ШейгалЕ.И. Семиотика политического дискурса. Москва; Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 15 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.