ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 306 Январь 2008
ФИЛОЛОГИЯ
УДК 811.161.125
Е.А. Костяшина
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНОГО, МЕДИЦИНСКОГО И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ДИСКУРСОВ В ТЕКСТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО МЕДИЦИНСКОГО ЖУРНАЛА
Данное исследование посвящено проблеме функционального взаимодействия различных дискурсов в текстах научнопопулярных медицинских журналов «Здоровье» и «Женское здоровье». В рамках определения дискурсивного статуса журнала описываются научный, медицинский и научно-популярный дискурсы, пересечение которых формирует коммуникативное пространство журналов.
Процесс познавательного освоения мира отражен в языке как сложное и многомерное явление. Утвердившаяся в современной лингвистике антропоцентрическая парадигма открывает новые методологические возможности для целостного анализа речемыслительной деятельности человека и поиска новых концепций описания различных видов коммуникации. Отправной точкой современных лингвистических исследований является понимание того, что значение языкового знака находится в неразрывной связи с внеязыковой действительностью и человеком, интерпретирующим эту действительность. Антропоцентрический переворот в языкознании привел к переосмыслению таких понятий, как «язык», «текст», «дискурс».
Актуальность данного исследования связана с тем, что в сферу языковедческого описания вовлекается такое сложное коммуникативное явление, как пересечение дискурсов. Дискурсивный анализ направлен на выявление и описание речевых квантов, имеющих коммуникативную самостоятельность и в то же время являющихся частью единого дискурсивного пространства. В качестве таких квантов рассматриваются отдельные институциональные типы дискурсов, формирующие коммуникативное пространство научнопопулярного медицинского журнала.
В настоящее время термин «дискурс» является многозначным термином ряда гуманитарных наук (лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии, антропологии), предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка.
Часто дискурс отождествляется с текстом и понимается как актуально произнесенный текст [1. С. 467]. В современных исследованиях определение дискурса выходит за пределы текста и включает в себя перечисление условий, в которых этот текст актуализируется [2-4 и др.]. Такое понимание дискурса связано с представлением о процессе использования языка, т.е. речи во всех ее разновидностях. В данном случае под дискурсом понимается и сам процесс употребления языка, и текст как результат этого процесса.
Таким образом, под дискурсом следует понимать текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом: в совокупности с социальными, культурно-историческими, политическими, психологическими, экономическими и другими факторами, с системой когнитив-
ных и коммуникативно-прагматических целей автора, взаимодействующего с адресатом, обусловливающими особое своеобразие языковых единиц разного уровня при воплощении в тексте.
Многомерность, сложность понятия дискурса обусловливает возможность множественных оснований его типологизации. Неизменными параметрами, определяющими специфику каждого типа дискурса, являются цель и участники общения. Исходя из различия целей, выделяются следующие типы дискурсов: рекламный, цель которого привлечь потребителя к объекту рекламы [2, 5, 6]; медицинский, реализующий цель, направленную на оказание квалифицированной медицинской помощи [2, 7], образовательный, направленный на воспитание самостоятельно думающего, развитого, интеллектуального человека [2, 8 и др.]. Обращаясь к характеристикам участников общения, В.И. Карасик противопоставляет два основных типа дискурса: персональный (личностноориентированный), в котором говорящий выступает как личность, и институциональный, в котором участники коммуникации являются представителями определенных социальных институтов. При этом предполагается, что способ говорения определяется предметной сферой дискурса, а также соответствующих ей социальных институтов. Участники институционального дискурса подразделяются на агентов (представителей института) и клиентов (людей, обращающихся к ним). К первым относятся те, кто играет активную роль в институциональном общении, ко вторым - те, кто вынужден обращаться к агентам и выступает в качестве представителей общества в целом по отношению к представителям института [9. С. 16].
Данное исследования проведено на материале текстов научно-популярных медицинских журналов «Здоровье», «Женское здоровье» за период с июля 2005 г. по апрель 2007 г. Объем проанализированного материала составляет 3 500 страниц. Научно-популярный медицинский журнал представляет собой комплекс текстов, коммуникативной задачей которых является популяризация научного медицинского знания, обусловленная профессиональной и коммуникативной компетенцией субъектов дискурса. Тексты научно -популярной медицинской тематики, представляющие собой журнал, репрезентированы в форме постоянных рубрик, объединяющих разнообразные речевые жанры, характеризующие данный тип коммуникации (тема
номера, колонка редактора, презентация, совет эксперта, рецепт эксперта и т.д.). Журналы «Здоровье» и «Женское здоровье» являются периодическими печатными изданиями, выходящими 1 раз в месяц.
Предметом исследования является дискурсивная природа научно-популярных медицинских журналов.
Обращаясь к текстам научно-популярного медицинского журнала, можно говорить о пересечении дискурсов, которое приводит к наложению всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий, характеризующих одновременно многие дискурсы (научный, медицинский, научно-популярный, публицистический, рекламный и т.д.), представляющие собой общественные институты.
Опираясь на схему анализа институционального дискурса, предложенную В.И. Карасиком [3. С. 251], в данном исследовании мы рассматриваем следующие компоненты институционального дискурса: 1) цели; 2) участники; 3) ценности; 4) стратегии; 5) материал (тематика); 6) жанры; 7) функционально-стилевое воплощение.
Всякий научно-популярный медицинский журнал является своеобразной моделью мира, обладающей своими ценностями и установками. Ценностями, репрезентированными в современном научно-популярном медицинском журнале, являются здоровье, красота, дети, здоровый образ жизни, молодость, семья, индивидуальность. Например, в 2006 г. темами ежемесячного номера журнала «Здоровье» неоднократно становились проблемы детства и материнства, формировалось положительное отношение как к позднему, так и к раннему материнству, многодетным семьям, родам и т.д., что соответствует запросам общества и государства (национальные проекты, связанные с поддержкой семьи, детства, находят отражение и в научно -популярных изданиях). Также положительно оцениваются красота, здоровье, здоровый, активный образ жизни, правильное питание, индивидуальность, молодость, что отражается в заголовках статей: «Здоровые зубы - показатель качества жизни, залог физического благополучия», «Морщины - причины неудач». «Доми-никана - фитнесс для тех, кто хочет улучшить отношения в семье» и т.д.
Выделение собственно научного дискурса в структуре научно-популярного медицинского журнала обусловлено спецификой информации, т.е. темой дискурса. Данный тип дискурса обслуживает научную сферу человеческой деятельности.
Целью научного дискурса является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Участниками научного дискурса являются ученые, представляющие различные научные институты (например, исторический, географический, лингвистический и т. д.).
Выделение научных институтов осуществляется, в том числе, и при учете материала (тематики), изучением которого занимаются участники дискурса (исторический институт - история, лингвистический институт - язык, медицинский институт - медицина).
Стратегии научного дискурса определяются его целями. При этом под стратегией понимается совокуп-
ность запланированных заранее и реализуемых в ходе коммуникативной ситуации практических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели [10. С. 121]. «Базовой» стратегией является выработка знаний о действительности. Так, географический дискурс занимается выработкой знаний об окружающей природной действительности, исторический - об исторической действительности, медицинский - выработкой знаний о здоровье и болезнях человека.
Характерными чертами текстов научного дискурса являются отвлеченность, строгая логичность изложения, значительное число специальных терминов и терминологических сочетаний, преобладание сложных предложений с разветвленными синтаксическими конструкциями.
В научном дискурсе выделяются такие РЖ, как обзор, монография, диссертация, статья, рецезия, аннотация, научный комментарий, доклад, лекция. Особо выделяются жанры учебного (учебник, пособие, методическая рекомендация) и научно-популярного характера, для которых свойственно сближение с некоторыми жанрами публицистического стиля (научно-популярная статья).
Применительно к анализируемому материалу целесообразно говорить о базовом типе дискурса, вокруг которого формируются основные темы, цели, стратегии, тактики научно-популярного медицинского журнала. В данном случае таким базовым дискурсом выступает медицинский дискурс, который является разновидностью научного, с одной стороны, и институциональным дискурсом - с другой.
В медицинском научном дискурсе в качестве агентов выступают ученые, исследующие здоровье человека, в качестве клиентов института следует назвать ученых, которые используют научную информацию, практикующих врачей.
В научно-популярном медицинском журнале консультантами часто выступают доктора и кандидаты медицинских наук, профессора, заведующие научными лабораториями, институтами («комментирует кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог Научного центра гинекологии и перинатологии в г. Москве»).
В собственно медицинском дискурсе представителями института являются врачи (т.е. клиенты научного медицинского дискурса), которые играют активную роль в институциональном общении, а клиентами -пациенты, обращающиеся к агентам и выступающие в качестве представителей общества в целом по отношению к представителям института.
В научно-популярном медицинском журнале также в качестве консультантов, экспертов и авторитетных специалистов выступают врачи. Например, «...о плюсах и минусах поздних родов рассуждает частнопрактикующий семейный психолог из Москвы, автор и ведущий программы “Взрослым о взрослых” на радио «Эхо Москвы».
Исходя из особенностей функционального взаимодействия научного медицинского и медицинского дискурсов в пределах журнала, необходимо выделять частные цели этих дискурсов. Так, целью научного медицинского дискурса является выработка и систематизация знаний о здоровье человека. Целью медицинского дискурса является оказание профессиональной меди-
цинской помощи пациенту, осуществляемой с учетом знаний, полученных представителями научного медицинского дискурса.
Цель научного медицинского дискурса в тексах научно-популярных медицинских журналов реализуется посредством знакомства широкого круга читателей с медицинской информацией. Чаще всего подобная информация носит научный характер. Цель медицинского дискурса реализуется через советы и рекомендации, которые дают врачи-консультанты научно -популярного медицинского журнала читателям.
Стратегии медицинского дискурса определяются его целью - оказать квалифицированную помощь пациенту, обращающемуся к представителю данного института. Стратегии научного медицинского дискурса связаны с целями научного дискурса и в меньшей степени ориентированы на сотрудничество с пациентом.
Жанрами научного медицинского дискурса являются монография, научная статья, обзор, учебник и т.д. (совпадают с основными жанрами научного дискурса). Жанры собственно медицинского дискурса обусловлены характером коммуникации между представителем института -врачом и клиентом института - пациентом; в научно -популярном медицинском журнале чаще всего встречаются такие жанры медицинского дискурса, как жалоба, диагностирующая беседа, рецепт, рекомендация.
При этом для научного медицинского дискурса свойствен научный стиль речи, а по отношению к медицинскому дискурсу можно говорить о наложении научного, официально-делового стилей и разговорной речи. Использование научного стиля обусловлено тематикой общения, осуществляемого внутри института - здоровье и болезни, что соответствует тематике научного медицинского дискурса. Черты официальноделового стиля проявляются в использовании профессиональных клише (пройти комиссию, пройти врача, выписать процедуры, выписать рецепт, назначить лечение и т.д.). Использование элементов разговорной речи связано с положением участников дискурса, один из которых владеет информацией в большей степени, чем другой, и пытается адаптировать ее средствами разговорной речи. Также использование элементов разговорной речи связано с частными целями представителя института (напугать, заставить, убедить и т.д.). Коммуникация внутри медицинского дискурса с использованием элементов разговорной речи может быть отнесена к такому функциональному подтипу, как наивный медицинский дискурс. Как правило, участниками данного дискурса являются неспециалисты, люди, не обладающими научными медицинскими знаниями -общение на медицинские темы происходит между клиентами института медицины. К особенностям текстов наивного медицинского дискурса можно отнести неправильное использование терминов, разъясняющих использование просторечных конструкций (глотаю таблетки, откройте рот пошире, покажите свое горло), «народных» наименований (например, ухогорлонос - лор, трясучка - озноб, лихоманить - лихорадить, жар - температура и т. д.).
К особенностям текстов научного медицинского дискурса можно отнести использование терминов, профессиональных клише, автологическое употребле-
ние слов, описание как доминирующий функционально-смысловой тип речи, резюмирование.
При анализе медицинского дискурса как части непосредственной составляющей научно-популярного медицинского журнала целесообразным представляется также выделение медико-публицистического (статьи в научно-популярных журналах, научно'-популярные справочники, статьи в газетах), рекламно-медицинского (аннотации к лекарственным препаратам, рекламные плакаты, рекламные буклеты и т.д.) подтипов.
В соответствии с таким делением разграничиваются жанры, характеризующие медико-публицистический (научно-популярная статья, интервью) и рекламномедицинский (аннотация, плакат, рекламная статья) дискурсы.
Научно-популярный дискурс является вторичным типом дискурса по отношению к медицинскому дискурсу в текстовом пространстве научно-популярных медицинских журналов. При этом процесс дискурсивного взаимодействия сопровождается интеграцией концептов, результатом которой является образование когнитивной структуры, отличающейся от исходных дискурсов, но включающей в себя их элементы. Так, в структуру журнала входят элементы педагогического (рекомендательный характер изложения, инструкция и т.д.) и наивного (обращение клиента-неспециалиста в институт) дискурсов.
Дискурсивная природа научно-популярного медицинского журнала не может быть представлена вне научно-популярного дискурса, который является разновидностью научного дискурса.
Необходимость популяризации медицинских знаний обусловлена сменой базовой концепции медицины и, соответственно, изменением модели взаимодействия врача и пациента. Популяризация медицинских знаний становится одной из базовых стратегий медицинского дискурса. Можно говорить о пациентоцентрической концепции современной медицины. Исходя из этого, актуальной становится тенденция, направленная на поиск путей повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества врача и пациента, что отражается в текстах медицинских журналов.
Научно-популярный дискурс обслуживает научный институт, с одной стороны, и институт СМИ - с другой.
Целью научно-популярного дискурса является популяризация научного знания для более оптимального сотрудничества представителя института (врача) и клиента института (пациента).
Дискурс зависит от сферы общения (экстралингвис-тический фактор), а сферой общения в данном случае является общение между врачом и пациентом, ограниченное рамками научного института медицины. Исходя из этого, нельзя исследовать научно-популярный медицинский дискурс, не учитывая особенности научного медицинского дискурса, представителями которого являются врачи, и наивного медицинского дискурса, представителями которого являются пациенты - клиенты института. В данном случае речь не идет о межинститу-циональном общении, т.к. базовой целью данного общения является оказание квалифицированной медицинской помощи, что позволяет говорить о медицинском дискурсе как о базовом институциональном дискурсе.
Участниками научно-популярного дискурса являются адресанты (врачи, редакторы, рекламисты и т.д.) и клиенты - пациенты, клиенты, возможные потребители рекламируемых товаров и услуг.
Основной жанр научно-популярного медицинского дискурса - научно-популярная статья, текст которой является сложным с точки зрения коммуникативной и языковой организации жанровым образованием, в котором взаимодействуют характеристики различных типов дискурса.
Стратегии научно-популярного дискурса определены его частными целями. Можно говорить о стратегиях, которые обусловливают процесс популяризации научной информации и, следовательно, способствуют формированию производного, вторичного по отношению к научному типу дискурса знания, усложняя систему внутренней организации дискурса. Тексты научно-популярного дискурса служат инструментом, оптимизирующим процесс популяризации научного знания.
Научно-популярный текст в силу своей основной цели, как правило, раскрывает темы, интересные для широкого круга читателей - целевой аудитории научно-популярных медицинских журналах. Исходя из интересов аудитории, тексты научно-популярных медицинских статей более просты, лаконичны, насыщены примерами, сравнениями, в меньшей степени терминами, медицинскими оборотами, клише, содержат непосредственное обращение к читателю. Например: «Почки очищают организм от ненужных продуктов обмена веществ, воды, солей. Удивитесь вместе с нами, как
работают эти труженики... Этот небольшой орган чрезвычайно важен для нашего организма. Посмотрим на его работу изнутри...».
Отличительной особенностью научно-популярного медицинского дискурса является оптимизация восприятия сложной научной информации, которая достигается посредством наличия прецедентных текстов, актуализирующих единицы «культурного архива» адресата. Например: «Холодная гладь зеркала снова не радует? К сожалению, та, что смотрит на вас из его глубины, далеко не “румяней и белее", и тем более не всех стройней. Куда подевалась точеная фигурка, которой вы так гордились несколько лет назад?».
Тексты научно-популярных медицинских журналов представляют собой культурный и социальный феномен. Данный тип коммуникации - это отражение социальных, политических, культурных, экономических отношений в обществе. Темы журналов служат индикаторами читательского интереса, социальных и медицинских потребностей общества. Одной из дискурсивных особенностей научно-популярных медицинских журналов является его включенность в сферу социальных отношений в обществе.
Подводя итог, следует отметить, что взаимодействие дискурсов внутри научно-популярного медицинского журнала сопровождается образованием нового дискурса более высокого порядка, включающего в себя исходные. При пересечении дискурсов происходит наложение всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий и характеристик одновременно многих дискурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. VIII.
2. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
3. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
4. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и порт. М.: Прогресс, 1999.
С.14-53.
5. Кочетова Л.А. Лингвокультурные характеристики английского рекламного дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: Вол-
гогр. гос. ун-т, 1999. 19 с.
6. Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских
и русских каталогов моды): Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004. 231 с.
7. Бейлинсон Л.С. Характеристики медико-педагогического дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 18 с.
8. Коротеева О.В. Социально-коммуникативные характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: Вербальное поведение: Сб.
науч. тр. Волгоград: РИО, 1999. С. 117-134.
9. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
10. ШейгалЕ.И. Семиотика политического дискурса. Москва; Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 15 декабря 2007 г.