УДК 811.161.125
10.00.00 Филологические науки
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИСКУРСА ЭЛЕКТРОННОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА
Плесканюк Татьяна Николаевна Кандидат филологических наук БРШ-код: 8509-3834
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия
Предметом исследования является дискурсивная природа электронного научно-практического журнала «Филологический аспект» в сетевой среде. В работе используются метод традиционного лингвистического описания, логико-синтаксический метод исследования, метод функционального анализа текста, дискурсивный анализ, который позволяет выявить характеристики участников общения дискурса и их воздействия на него. В статье рассматривается новый тип дискурса, представляющий собой комбинацию научного, сетевого, педагогического, административного, рекламного, массово-информационного типов дискурса, которые отражаются в функционировании электронного научно-практического журнала, и реализуются на современной электронной площадке как средство массовой информации; определяются специфические по сравнению с традиционными типами дискурса характеристики нового типа дискурса. Научная новизна исследования заключается в установлении конститутивных признаков научного, сетевого, педагогического типов дискурса в новом типе дискурса, который присущ электронному научно-практическому журналу, выявлении лексических, грамматических и текстуальных особенностей и характеристике структурно-семантических и прагматических параметров такого типа дискурса. В качестве выводов следует отметить, что взаимодействие разных типов дискурсов внутри электронного научно-практического журнала сопровождается образованием нового типа дискурса более высокой ступени - дискурса электронного научно-практического журнала. Уникальность функционирования научного журнала на базе электронной площадки усиливает данное взаимодействие дискурсов, в котором происходит наложение всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий и характеристик одновременно
Ключевые слова: ДИСКУРС, НАУЧНЫЙ ДИСКУРС, СЕТЕВОЙ ДИСКУРС, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, ЖУРНАЛ,
UDC 811.161.125
Philological sciences
FEATURES OF THE DISCOURSE FUNCTIONING OF AN ELECTRONIC SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL
Pleskanyuk Tatyana Nikolayevna Candidate of philological sciences SPIN-code: 8509-3834
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
The subject of the study is the discursive nature of the electronic scientific journal "Philological aspect" in the network environment. This work uses the method of traditional linguistic description, the logical-syntactic method of studying, the method of functional text analysis, discursive analysis, which allows identifying the characteristics of the participants of the discourse communication and their impacts on them. The article deals with a new type of discourse, which represents a combination of research, networking, teaching, administrative, advertising, mass-media types of discourse that are reflected in the functioning of the electronic scientific and practical journal, and realize on the modern electronic platform as a means of mass information; determines the specific characteristics of a new discourse type compared to the traditional discourse types. Scientific novelty of the research is to establish the constitutive features of a research, networking, academic types of discourse in the new discourse type, which is peculiar to the electronic scientific and practical journal, identifying lexical, grammatical and textual features and characteristics of the structural-semantic and pragmatic parameters of this discourse type. In conclusion, it should be noted that the interaction of different discourse types within the electronic scientific journal is accompanied by formation of the new discourse type of a higher level - the discourse of electronic scientific-practical journal. The uniqueness of the functioning of the scientific journal based on the electronic platform enhances this interaction of the discourses in which the imposition of all language elements, structures, relations, strategies and characteristics happen at the same time
Keywords: DISCOURSE, SCIENTIFIC DISCOURSE, NETWORKING DISCOURSE, PEDAGOGICAL DISCOURSE, JOURNAL,
ИЗДАНИЕ, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, PUBLISHING, PHILOLOGICAL ASPECT,
ЭЛЕКТРОННЫЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ELECTRONIC, ACADEMIC, MEDIA СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Doi: 10.21515/1990-4665-134-112
В статье рассматривается новый тип дискурса, представляющий собой комбинацию научного, сетевого, педагогического, административного, рекламного, массово-информационного типов дискурса, которые отражаются в функционировании электронного научно-практического журнала, и реализующийся на современной электронной площадке как средство массовой информации; определяются специфические по сравнению с традиционными типами дискурса характеристики нового типа дискурса.
Данное исследование проведено на материале электронного научно-практического журнала «Филологический аспект» за период с мая 2015 г. по декабрь 2017 г. Журнал «Филологический аспект» является периодическим электронным изданием, выходящим 1 раз в месяц, и представляет собой электронную платформу для размещения авторских материалов филологической тематики, а также площадку для их рецензирования и обсуждения. Главной коммуникативной задачей журнала является популяризация научного филологического знания, обусловленная профессиональной и коммуникативной компетенцией субъектов дискурса [9].
Со второй половины ХХ века в связи с бурным развитием техники, компьютерной индустрии, улучшением средств коммуникации, поисками искусственного интеллекта круг проблем, поднятых в науке в связи с процессами информатизации, значительно расширился. Электронный научно-практический журнал является сетевым научным изданием как результат научно-технического прогресса, в котором наука не может быть рассмотрена исключительно как сфера производства знания, которая
отделена от социальной системы общества. В условиях информационной глобализации электронный научный журнал рассматривается как высокотехнологичная площадка, производство интеллектуального потенциала и целенаправленной политики по стимулированию научной деятельности и повышает шансы стать равноправным членом глобализированного научного мира [11, с. 6].
Первоочередной задачей журнала является создание доступного и разветвленного информационного пространства с надежными, независимыми коммуникативными сетями, открытой информационной площадки, содействие интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество.
Данная статья посвящена проблеме функционального взаимодействия различных типов дискурса, в частности научного, сетевого, педагогического в материалах электронного научно-практического журнала «Филологический аспект». В рамках определения дискурсивного статуса журнала данные типы дискурса описываются как отдельные институциональные типы дискурса, формирующие коммуникативное пространство научно-практического журнала, имеющие коммуникативную самостоятельность и в то же время являющиеся частью единого дискурсивного пространства, пересечение которых формирует его коммуникативное пространство. Взаимодействие дискурсов на площадке электронного научно-практического журнала является сложным коммуникативным явлением, которое обусловливает актуальность данного исследования.
Вслед за В.И. Карасиком, предложившим схему анализа институционального дискурса, в нашем исследовании мы рассматриваем следующие компоненты дискурса: цели, участники, ценности, стратегии, материал (тематика), жанры, функционально-стилевое воплощение [3, с. 251].
Целью научного дискурса электронного журнала является формирование нового знания об окружающем мире, представленное в вербальной форме и обусловленное коммуникативными канонами научного общения, а также выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [10].
Многомерность, сложность понятия дискурса электронного научно-практического журнала обусловливает возможность множественных оснований его типологизации. Неизменными параметрами, определяющими специфику каждого типа дискурса, являются цель и участники общения. Исходя из различия целей, в нашей статье выделяются следующие типы дискурсов: научный, формирующий новое знание об окружающем мире, представленное в вербальной форме и обусловленное коммуникативными канонами научного общения; педагогический, реализующий цель, направленную на профессиональное педагогическое общение [1, с. 25], сетевой, направленный на коммуникацию участников в процессе виртуального общения, также административный, рекламный, массово-информационный типы дискурса, которые отражаются в функционировании электронного научно-практического журнала, но не анализируются в данной статье (рис.1).
Рис.1 Комбинация типов дискурса электронного научно-практического журнала Коммуникативные стратегии адресанта дискурса электронного научно-практического журнала обусловлены когнитивным аспектом, что
является нацеленным на поиск специальной информации, глубину ее понимания со стороны всех участников коммуникативного процесса. Учитывая особую среду информационной площадки электронного журнала к участникам институционального дискурса относятся агенты (авторы-ученые) и клиенты (читатели), а также связующее лицо -посредник, которым является редактор, обращающийся как к агентам, в данном случае выступающий в качестве представителей научного общества в целом, так и к клиентам, направляющий к ним научное знание. Электронная площадка научного журнала предполагает
многофункциональное участие ученых. Они одновременно идентифицируют себя как исследователи, как педагоги, как популяризаторы и, конечно, как эксперты в обсуждаемом вопросе [5]. Так, в качестве экспертов и авторитетных специалистов в журнале «Филологический аспект» выступают ученые, рецензирующие научные статьи, например, «...по мнению авторитетного специалиста, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии и общего языкознания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, заведующий Лабораторией социопсихолингвистических исследований, член Гильдии лингвистов-экспертов по информационным и документационным спорам признает научную новизну данной статьи».
Обращаясь к материалам и текстам электронного научно-практического журнала «Филологический аспект», можно говорить о пересечении дискурсов, которое приводит к наложению всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий, характеризующих одновременно многие дискурсы. Выделение собственно дискурса в структуре научно-практического журнала обусловлено спецификой информации, т.е. темой дискурса. Данный тип дискурса обслуживает научную сферу человеческой деятельности [6, с.8].
Стратегии дискурса определяются его целями. При этом, по мнению Е.А. Костяшиной «под стратегией понимается совокупность запланированных заранее и реализуемых в ходе коммуникативной ситуации практических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [6, с.8]. Базовой стратегией является выработка знаний о действительности. Так, филологический дискурс занимается выработкой знаний о языке.
Характерными чертами текстов дискурса, представленного в журнале «Филологический аспект» являются отвлеченность, строгая логичность изложения, значительное число специальных терминов и терминологических сочетаний, преобладание сложных предложений с разветвленными синтаксическими конструкциями. Электронный вариант журнала позволяет добавлять большое количество наглядных схем и таблиц, помогающих систематизировать материал и представить его обзорно.
В дискурсе электронного журнала соблюдаются такие жанры, как обзор, монография, диссертация, статья, рецензия, аннотация, доклад, лекция [14]. Научный комментарий в режиме он-лайн позволяет использовать жанры электронной почты, научного чата, скайпа, видеоконференции.
Цель дискурса в материалах научно-практического филологического журнала реализуется посредством знакомства широкого круга читателей с филологической информацией, которая, прежде всего, носит научный характер. Цель реализуется через выводы и заключения, которые открывают ученые-авторы читателям журнала.
При этом данному типу дискурса свойственно наложение научного, официально-делового стилей и разговорной речи. Использование научного стиля обусловлено тематикой общения, осуществляемого внутри открытой площадки журнала. Черты официально-делового стиля
проявляются в использовании профессиональных клише (пройти рецензирование, сделать отзыв, проверить на оригинальность, принять статью и т.д.). Использование элементов разговорной речи связано с положением участников дискурса, один из которых владеет информацией в большей степени, чем другой, и пытается адаптировать ее средствами разговорной речи. Также использование элементов разговорной речи связано с рабочими целями представителя редакции (попросить, убедить, отказать и т.д.).
Коммуникация внутри дискурса с использованием элементов разговорной речи может быть отнесена к такому функциональному подтипу, как наивный дискурс, участниками которого, как правило, являются неспециалисты, люди, не обладающими научными филологическими знаниями, но стремящиеся к ним. К особенностям текстов наивного дискурса можно отнести неправильное использование терминов, разъясняющих использование просторечных конструкций (подредактировать статью, переработать работу, проработать текст, подправьте меня, публиковать тематику), жаргонных наименований (например, ринцевать, дать плагиат).
При анализе дискурса как части непосредственной составляющей журнала целесообразным представляется также выделение филолого-публицистического (статьи в научно-практическом журнале), рекламно-филологического (аннотации, информационные письма, рекламные буклеты и т.д.) подтипов.
В соответствии с таким делением разграничиваются жанры, характеризующие филолого-публицистический (статья, интервью) и рекламно-филологический (аннотация, информационное письмо, рекламная статья-рассылка) дискурсы. Так, в структуру журнала входят элементы педагогического (рекомендательный характер изложения, инструкция и т.д.) и наивного (обращение клиента-неспециалиста в
редакцию) дискурсов.
Дискурсивная природа журнала не может быть представлена вне сетевого дискурса, который является разновидностью научного дискурса электронного научно-практического журнала.
Сетевой дискурс научно-практического журнала реализуется в процессе виртуального общения, т.е. общения, опосредованного особой открытой дискуссионной площадкой в сети интернета. Данная площадка характеризуется опосредованностью общения, пространственной удаленностью коммуникантов, а также возможной асинхронностью. Ей присущи такие способы виртуального общения, как синхронный (чат, скайп, видеоконференция) или асинхронный (электронная почта, списки рассылки, блоги, форумы); письменный (чат, блог, форум, электронная почта) или устный (видеоконференция, скайп); информативный или фатический; частный или официальный; межличностный, публичный, массовый [5].
Данные факторы, характеризующие сетевой дискурс электронного журнала, непосредственным образом отражаются на специфике порождаемых текстов в процессе его функционирования. Поскольку опосредованность коммуникации вызывает необходимость совершать дополнительные операции по набору текстов, это вызывает у коммуникантов стремление экономить свои усилия и время на набор сообщений. Это свойство сетевого дискурса находит отражение в стремлении к краткости изложения, которое выражается в стилистическом усечении текста (отсутствие приветствия, отсутствие обращения), широком использовании особой сетевой орфографии (сокращений, малых букв вместо заглавных, аббревиатур) [8].
Популяризация филологических знаний становится одной из базовых стратегий таких типов дискурса, как научный, педагогический, сетевой и т.д. Необходимость популяризации филологических знаний обусловлена
изменением модели взаимодействия автора и читателя, расширением границы дискурса. Электронный научно-практический журнал направлен на поиск путей повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества автора и читателя и позволяет вырабатывать и систематизировать знания о языке, распространять филологическое знание более быстрыми и доступными путями.
Таким образом, следует отметить, что взаимодействие дискурсов внутри журнала сопровождается образованием нового дискурса более высокого уровня, включающего в себя исходные, - дискурса электронного научно-практического журнала. Уникальность функционирования научного журнала на базе электронной площадки усиливает данное взаимодействие дискурсов, в котором происходит наложение всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий и характеристик одновременно.
Список литературы
1. Белова Е.Е. Языковое образование: достижения и проблемы // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 25.
2. Карасик В.И. Лингвистика текста и анализ дискурса. Архангельск -Волгоград: Перемена, 1994. - 34 с.
3. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
4. Карпова Татьяна Борисовна Сетевые СМИ как тип дискурса современной России // МИРС. 2010. №2. С.34-38
5. Князев А. Дискурс - что это? Типы дискурса. Понятие дискурса // FB.ru: http://fb.ru/article/148423/diskurs—chto-eto-tipyi-diskursa-ponyatie-diskursa
6. Костяшина Е.А. Функциональное взаимодействие научного, медицинского и научно-популярного дискурсов в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №306. С.7-10
7. Кибрик А.А. Моделирование многофакторного процесса: выбор референциального средства в русском дискурсе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, 1997 №4.
8. Моргун Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Автореф. дисс. ... канд. фил. наук. — Тюмень, 2002.
9. Плесканюк Т.Н. Научный дискурс через призму научной коммуникации / Дискурс, текст, слово в свете современных исследований филологических наук: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 мая 2017. г. Екатеринбург. Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 32-35.
10. Плесканюк Т.Н. Понятие научного дискурса и его компоненты // Языковое и методическое пространство: формирование, поддержка, развитие. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-
издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 41-46.
11. Плесканюк Т.Н., Кондрашкина А.А. Философия современного научного дискурса / Философия в современных научных концепциях мироздания: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 27 ноября 2017. Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 5-9
12. Сметанина С.И. Тексты СМИ в системе культуры // Русский язык на рубеже тысячелетий. Т. 2. СПб., 2001. C. 67-72.
13. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет- эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. Дисс. ... докт. филолог. наук. М., 2004. 523 с.
14. Pleskanyuk T.N. Scientific discourse in scientific research articles // Languages in science and education: problems and prospects: Materials of the I European international research and practice conference. October 29, 2017. - Budapest, Hungary: Scientific publishing center "Open knowledge", 2017. - P. 15-21.
References
1. Belova E.E. Jazykovoe obrazovanie: dostizhenija i problemy // Vestnik Mininskogo universiteta. 2013. № 2 (2). S. 25.
2. Karasik V.I. Lingvistika teksta i analiz diskursa. Arhangel'sk -Volgograd: Peremena, 1994. - 34 s.
3. Karasik V.I. Struktura institucional'nogo diskursa // Problemy rechevoj kommunikacii. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2000.
4. Karpova Tat'jana Borisovna Setevye SMI kak tip diskursa sovremennoj Rossii // MIRS. 2010. №2. S.34-38
5. Knjazev A. Diskurs - chto jeto? Tipy diskursa. Ponjatie diskursa // FB.ru: http://fb.ru/article/148423/diskurs—chto-eto-tipyi-diskursa-ponyatie-diskursa
6. Kostjashina E.A. Funkcional'noe vzaimodejstvie nauchnogo, medicinskogo i nauchno-populjarnogo diskursov v tekstovom prostranstve nauchno-populjarnogo medicinskogo zhurnala // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2008. №306. S.7-10
7. Kibrik A.A. Modelirovanie mnogofaktornogo processa: vybor referencial'nogo sredstva v russkom diskurse // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 9, 1997 №4.
8. Morgun N.L. Nauchnyj setevoj diskurs kak tip teksta: Avtoref. diss. ... kand. fil. nauk. — Tjumen', 2002.
9. Pleskanjuk T.N. Nauchnyj diskurs cherez prizmu nauchnoj kommunikacii / Diskurs, tekst, slovo v svete sovremennyh issledovanij filologicheskih nauk: sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 31 maja 2017. g. Ekaterinburg. Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie». 2017. S. 32-35.
10. Pleskanjuk T.N. Ponjatie nauchnogo diskursa i ego komponenty // Jazykovoe i metodicheskoe prostranstvo: formirovanie, podderzhka, razvitie. Sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie». 2017. S. 41-46.
11. Pleskanjuk T.N., Kondrashkina A.A. Filosofija sovremennogo nauchnogo diskursa / Filosofija v sovremennyh nauchnyh koncepcijah mirozdanija: sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 27 nojabrja 2017. Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie». 2017. S. 5-9
12. Smetanina S.I. Teksty SMI v sisteme kul'tury // Russkij jazyk na rubezhe tysjacheletij. T. 2. SPb., 2001. C. 67-72.
13. Trofimova G.N. Jazykovoj vkus Internet- jepohi v Rossii: Funkcionirovanie russkogo jazyka v Internete: konceptual'no-sushhnostnye dominanty. Diss. ... dokt. filolog. nauk. M., 2004. 523 c.
14. Pleskanyuk T.N. Scientific discourse in scientific research articles // Languages in science and education: problems and prospects: Materials of the I European international research and practice conference. October 29, 2017. - Budapest, Hungary: Scientific publishing center "Open knowledge", 2017. - P. 15-21.