СЕТЕВОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС: СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА, СТРУКТУРА
К.В. Ахнина, В.Б. Куриленко
Кафедра русского языка Медицинский институт Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье предложен новый объект лингвистического анализа — сетевой медицинский дискурс. Рассматриваются основные признаки дискурса данной разновидности, анализируется его структура, выявляются жанры, типичные для каждого типа сетевого медицинского дискурса. Дается также краткая характеристика одного из наиболее интересных его типов — образовательного сетевого медицинского дискурса. Обосновывается значимость исследований сетевого медицинского пространства для лингвистики и лингводидактики.
Ключевые слова: сетевой профессионально ориентированный дискурс, медицинский дискурс, сетевой жанр.
Сетевой мир открывает перед современными специалистами-медиками широчайшие возможности профессионального становления и личностного развития, оказывает эффективную поддержку в корпоративном взаимодействии во всех актуальных сферах и ситуациях. Даже поверхностный хедлайн-анализ позволяет выявить богатство и разнообразие сетевых ресурсов, реализующих различные направления медицинской деятельности: официальные сайты лечебных и фармацевтических учреждений, медицинских вузов и факультетов, медицинские онлайн-консультации, онлайн-аптеки, серверы медицинских услуг и оборудования, медицинские доски объявлений (BBS — Bulletin Board System) — частные и корпоративные, форумы, медицинские интернет-магазины и многие другие.
Профессионально ориентированный сетевой дискурс сравнительно недавно стал объектом лингвистических исследований: в научной литературе есть лишь единичные исследования его отдельных разновидностей — сетевого инженерного дискурса [3], бизнес-дискурса [2]. Необходимо также отметить ряд работ, посвященных изучению «близких» типов виртуального дискурсивного взаимодействия: научного [1; 4], конфессионального [5]. Работ, посвященных языковым и коммуникативно-речевым характеристикам сетевого медицинского дискурса, в настоящее время практически нет. Вместе с тем изучение дискурса сетевого медицинского пространства представляется нам важным как с лингвистической, так и с лингводидактической точек зрения: инновационная форма воплощения профессионально ориентированного дискурса порождает новые языковые и коммуникативно-речевые явления, а без знания этих явлений, без овладения умениями профессионального интернет-общения невозможно становление конкурентоспособного врача.
Под сетевым медицинским дискурсом (СМД) мы в самом общем виде понимаем общение на медицинские темы, протекающее в интернет-среде и рассмот-
ренное в единстве языковых, коммуникативно-прагматических, когнитивных, со-цио- и этнокультурных, коммуникативно-технологических характеристик. Взятый как целостный объект, сетевой медицинский дискурс обладает, помимо отмеченных в рабочем определении, следующими свойствами.
1. Общая лингвотерапевтическая направленность', все сегменты СМД прямо или опосредованно нацелены на помощь больному человеку, на предупреждение или коррекцию патологического состояния. Интересным коммуникативно-речевым проявлением данного свойства являются девизы медицинских сайтов: «Москвичам — здоровое долголетие!» (официальный сайт Городской поликлиники № 220 [http://www.gp220.ru/]); «Когда здоровье — высшая ценность!» (сайт Многопрофильного медицинского центра «Гута клиник» [http://www.gutaclinic.ru/ тёех^р]); «Забота о вашем здоровье — наша задача!» (сайт клиники «Московский доктор» [http://xnctbhofdbekubgb2addy.xn--p1ai/]) и др.
2. Гетерогенность субъектной сферы и адресная открытость: субъекты СМД могут обладать разным уровнем образования, различной национальной / этнической принадлежностью; кроме того, как известно, в их число входят не только люди, но и программные (электронные) агенты, которые отправляют стандартные сообщения в отсутствие пользователя, взаимодействуют с другими программными агентами и т.д.; субъектом сетевого медицинского дискурса может стать любой человек, даже тот, кто случайно «зашел» на тот или иной сайт, форум, блог. Как нам представляется, к сетевому медицинскому пространству можно отнести все сетевые ресурсы, в которых как минимум один из субъектов (автор, адресант) является специалистом-медиком.
3. Интерактивность. СМД в высшей степени интерактивен: любой медицинский информационный, консультационный, рекламный, образовательный сетевой ресурс создается для конкретного адресата — группы пользователей Интернета — как специалистов, обладающих медицинскими знаниями, так и потребителей медицинских услуг — «обычных» людей. Характеристики потенциального адресата учитываются при разработке сетевого ресурса: определении его контента, структуры, выборе дизайна; в то же время свойства автора (адресанта) тоже не могут не проявляться в указанных составляющих. В СМД широкое распространение получили апеллятивные, аргументативные, апеллятивно-аргументативные, волюн-тивные и т.п. дискурсивные стратегии, имеющие целью прямое или косвенное воздействие на адресата, что также служит подтверждением интерактивности дискурса анализируемой нами разновидности. Разделы многих медицинских сайтов оформляются как приглашение к общению: «К врачу без очереди — запишитесь сейчас!» (официальный сайт Департамента здравоохранения г. Москвы [http://www.mosgorzdrav.ru/dgp105]); «Задать вопросы главному врачу» (официальный сайт Городской поликлиники № 220 [http://www.gp220.ru/]); «Прием обращений» (официальный сайт Стоматологической поликлиники № 8 г. Москвы [http://www.sp8-msk.ru/]); «Перезвоните мне, пожалуйста!» (сайт Детской городской клинической больницы № 13 г. Москвы [http://www.polyclinika.ru/clinics/]). Главные страницы подавляющего большинства официальных сайтов лечебных
учреждений, образовательных организаций оформляются как обращение-приветствие, например:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Детская поликлиника № 105 Департамента здравоохранения г. Москвы
Добро пожаловать на официальный сайт Детской поликлиники № 105!
Мы рады приветствовать Вас и надеемся, что данный ресурс окажется полезным родителям наших юных пациентов.
Здесь представлена справочная информация о поликлинике, подробные сведения о входящих в ее состав филиалах, режим работы поликлиники и ее филиалов.
Также на нашем сайте в разделе Прием обращений можно ставить отзыв о работе поликлиники, который обязательно будет рассмотрен администрацией.
(Официальный сайт Детской поликлиники № 105 г. Москвы, [http://www.pol105.ru])
Для того, чтобы виртуальное общение стало «живым», на многих сайтах образовательных и лечебных организаций в разделе «Контакты» размещены сведения о сотрудниках и их фотографии (см., например, официальный сайт Юсуповской больницы [http://yusupovs.com/]). Наконец, целый ряд жанров СМД (сетевые конференции, вебинары на медицинские темы, виртуальные консультационные центры, онлайн-консультации, форумы, чаты и др.) непосредственно реализуется в диалоговом/полилоговом режиме.
4. Градуально-институциональный характер (по В.И. Карасику): субъектами СМД являются как статусно неравные участники (врач — больной; руководство медицинского учреждения — его сотрудники; фирма — производитель лекарственных препаратов — «широкая публика»), так и коммуниканты с одинаковым социальным положением (например, форум). В этой связи институциональность СМД можно представить в виде шкалы, на которой располагаются сегменты, в которых данное свойство проявляется в полной мере (например, официальные сайты медицинских научных и образовательных организаций); присутствуют определенные проявления институциональности (серверы медицинских услуг и оборудования, доски объявлений и др.); проявление свойства незначительно или отсутствует (например, медицинские интернет-газеты, научно-популярные журналы, чаты).
5. Поликодовость: в СМД вполне «мирно сосуществуют» самые разные коды коммуникации — иконический, символический и вербальный; латиница и кириллица; русские лексемы и транслитерации английских; буквы и цифры в графическом изображении слов: медицинский форум «MedSovet», LJ «Культура ре4и вра4а», Медицинская база данных «Медлайн».
6. Жанровая диффузность: между жанрами СМД нет четких границ — жанры, типичные для коммерческого или рекламного сетевого медицинского дискурса, на правах разделов включаются в официальные сайты медицинских вузов, которые реализуют образовательный тип СМД. Общенаучные и узкоспециальные медицинские термины и терминосочетания используются в таких «разговорных»
сетевых жанрах, как онлайн-консультация (примеры мы взяли на сайте консультаций [https ://health.mail.ru/consultation /list/rubric/ allergology]):
Анонимно (Мужчина, 27лет), 4 февраля:
Добрый день! Заболела левая нога в области колена. Такое было, возможно ударился об мебель. Ушел на работу а после возвращения домой, сделали йодовую сетку. Утром наложили крем — фастум-гель и...
Анонимно (Женщина, 27лет), 4 февраля:
Здравствуйте, мне нужна помощь. Моей дочке 12 лет, в 9 лет ей поставили диагноз астма, в основном аллергия на березу, ольху, травы и кошку. Каждый год мы сдаем алергопробы кожные...
Анонимно (Мужчина, 47лет), 2 февраля:
Уважаемые доктора, доброго Вам времени суток... Сам я врач-хирург, но к сожалению со своей бедой справиться не могу... Страдаю аллергией с детства... Но постепенно спектр аллергенов расширяется... Если раньше только на мучную пыль и...
Анонимно (Женщина, 26 лет), 30 января:
Здравствуйте, скажите можно ли с большой вероятностью диагностировать астму с помощью пикфлоуметра у ребенка 6 лет? Кашель уже 2-й год, кожные пробы отриц, ige 36,2, эозинофилов не обнаружено, кашель утренний (откашливается)...
Фиксируются и «обратные проникновения»: языковые явления, характерные для диалогического сетевого общения, встречаются на официальных сайтах и порталах:
Бригада неотложной помощи оказывает плановую, а не экстренную медицинскую помощь. Так, «неотложку» следует вызывать при обострении хронических заболеваний... [http://gp3.dzm.ru]
Обследоваться и лечиться на платной основе у нас может любой человек, записавшийся на прием. Цены очень даже демократичные, в несколько раз дешевле, чем в коммерческих медицинских центрах. Уважаемые пациенты, обращаем ваше внимание, что в условиях непростой экономической ситуации мы заморозили цены на наши услуги. В 2015 году мы работаем по ценам 2014 года! [http://www.medmcx.ru].
Следует также отметить, что жанры СМД можно подразделить на универсальные (фиксируются в нескольких типах сетевого медицинского дискурса) и специализированные (характерные только для одного определенного типа СМД). К универсальным можно, например, отнести сайты и порталы. В сетевом пространстве нами зафиксированы как сайты учебных заведений — медицинских вузов, реализующие образовательный СМД (в официальном «Списке сайтов медвузов» [http://krasgmu.net/publ/medicinskie_vuzy_rossii_spisok_sajtov_medicinskikh_ vuzov_rf/2-1-0-158] приводится список из 48 таких ресурсов), так и неформальные сайты медицинских работников, которые можно отнести к межличностному профессионально ориентированному сетевому общению. В качестве примера можно привести «Неформальный сайт скорой помощи» (http://feldsher.ru), включающий такие структурные компоненты — разделы: «Диспетчерская» (подразделы: «Адреса лечебных учреждений», «Сайты 03», «История 03», «Архив опросов»), «Де-фектар» (подразделы: «Лекарства», «Инструкции», «Тест-драйв»), «Курилка»
(подразделы: «Байки скорой помощи», «Видео», «Песни», «Стихи», «Тексты песен», «Фото», «Цитатник», «Блоги»), «Сарший врач» (подразделы: «Справочники», «Статьи», «Курсы обучения», «Тесты», «Журнал тестов»), «Профсоюз» (подразделы: «Вступить в профсоюз», «Письмо председателю», «Блог председателя»), «Заведующий» (подразделы: «Контакты», «Вопрос — ответ», «Список сотрудников», «Правила сайта», «Идеи и предложения»). В то же время специализированный сетевой жанр «фармацевтический интернет-магазин», фиксируется только в коммерческом СМД.
7. Тематическая гибкость: тематические зоны сетевого медицинского общения чрезвычайно разнообразны — организация работы лечебного учреждения, описание и характеристика качества медицинских услуг, эффективность лекарственного средства, характеристика заболевания и методики его лечения и т.д. Кроме того, в некоторых жанрах СМД любой желающий может задать новую тему общения, развить определенный аспект прежней темы, прекратить общение на какую-либо тему.
8. Пространственная дистантность при возможности выбора между коммуникативной синхронией/диахронией (онлайн-общение, офлайн-общение): участники медицинского сетевого общения находятся в самых разных точках земного шара, но они могут выбрать синхронное общение в режиме конференции или общаться с помощью электронной почты, интернет-журналов, к которым читатель обращается через определенное время после размещения информации автором.
9. Множественность модусов реализации и возможность их наложения: письменный (медицинский интернет-журнал, официальный сайт медицинского учреждения, чат, блог и др.), устный (медицинская видеоконференция), устно-письменный (вебинар по медицинской проблематике, который протекает в устной форме с возможной письменной обратной связью).
10. Гипертекстуальность: и технологически, и тематически, и содержательно СМД представляет собой единый гипертекст, в котором существует система отсылок от одного сетевого медицинского ресурса к другому.
11. Процессуальность: сетевой дискурс можно признать «самой процессуальной» разновидностью дискурса — его содержание находится в непрерывном развитии; обновляются структурные составляющие порталов, в медицинских интернет-магазинах появляются новые лекарственные препараты и медицинская техника, тематические и содержательные изменения таких жанров, как онлайн-консультация, форум, чат трудно предугадать, так как каждый пользователь Интернета может предложить собственную тему или проблему для обсуждения.
Как мы видим, свойства сетевого медицинского дискурса разнообразны и раз-ноплановы. С нашей точки зрения, медицинское интернет-пространство интегрируют в единое целое категории темы, сферы деятельности, лингвотерапевтической направленности, дифференцирующей же категорией, позволяющей выделить в СМД типы и жанры, можно признать категорию функции.
Структура сетевого медицинского дискурса характеризуется сложностью, взаимопроникновением и взаимовлиянием составляющих. В ней можно выделить несколько типов, каждый из которых представлен в интернет-пространстве определенными жанрами. В целом, СМД можно признать системным объектом: в нем
есть структура, компоненты имеют иерархические позиции, между ними существуют содержательные, тематические, функциональные, технологические связи. По ведущей функции СМД можно подразделить на такие типы:
— образовательный сетевой медицинский дискурс. К ведущим жанрам этого типа СМД относятся образовательные порталы / сайты медицинских учебных учреждений, сетевые медицинские библиотеки, информационно-справочные медицинские порталы/сайты, интернет-каталоги медицинских вузов, рейтинговые сайты и др.;
— профессионально-деловой СМД: регламентирующий (информационно-правовые сайты / порталы); документный (представленный такими жанрами, как электронная медицинская карта, электронная запись и др.); организационно-корпоративный (сайты/порталы департаментов здравоохранения, лечебных учреждений); профессионально-практический (к его жанрам можно отнести виртуальный консультационный центр, онлайн-консультации, интернет-каталоги медицинских учреждений и др.);
— сетевой медицинский медиадискурс, типичными жанрами которого являются медицинские интернет-газеты (например, интернет-газеты «Медицина Петербурга», «Медицина@Здоровье», «Домашний доктор», «Medicus amicus» и др.), научно-популярные журналы («Мир Медицины»), медицинские разделы в сетевых медиа-изданиях (примером могут послужить соответствующие разделы в «Газе-те.ги», интернет-газете «Слово»);
— коммерческий СМД, который реализуется посредством таких жанров, как интернет-магазин, сетевая аптека (или интернет-аптека, например, www.e-lekar.ru, www.pharm.market и др.), электронные службы доставки, сайты продажи лекарств и медицинской техники, «сайты о покупках» (www.aral.ru, www.blizko.ru и др.), сайты обмена и продажи лекарств (http://vk.com/aptechka_klad), сетевые книги жалоб и предложений (www.rateshop.ru) и др.;
— рекламный сетевой медицинский дискурс, к которому можно отнести такие жанры, как рекламный сайт, рекламное сообщение, статья, рекламный интернет-баннер (который порой «размещают на всю ширину экрана и только на главной странице» сайта или конференции и который может иметь разновидности pop-under, rich-media, topline [6]), медицинская рекламная рассылка и др. При этом необходимо отметить, что рекламные материалы могут быть представлены в вербальной, иконической, смешанной форме;
— межличностный СМД, который реализуется в таких жанрах и жанровых разновидностях, как форумы, блоги, в том числе в LJ, блог-ленты социальных сетей и др. Жанры этой разновидности СМД достаточно детально дифференцированы: так, нами зафиксированы форумы врачей скоро помощи, паразитологов, терапевтов, врачей УЗИ, гинекологов, неврологов, педиатров, гастроэнтерологов, инфекционистов и многие другие.
Кратко охарактеризуем один из наиболее интересных типов СМД — образовательный сетевой медицинский дискурс. К его функциям можно отнести информативную (функцию накопления и трансляции профессиональных знаний и профессионального опыта), функции формирования профессиональной культуры специалиста-медика, его ценностной ориентации, формирования толерантной профес-
сионально-коммуникативной личности будущего врача. Субъекты ОСМД — это, как правило, корпоративный автор, адресант (разработчик образовательного ресурса) и потенциальный адресат — человек, овладевающий основами медицинской профессии, повышающий профессиональную квалификацию, развивающий и совершенствующий профессиональную компетентность. Возрастные и социальные характеристики, уровень медицинского образования строго не фиксированы, этот тип СМД предоставляет пользователям помощь не только в профессиональном становлении, но и в непрерывном образовании в течение всей жизни. ОСМД институционален, автор и адресат занимают социально и образовательно неравноценные позиции. Как мы отмечали, к основным жанрам образовательного сетевого медицинского дискурса можно отнести:
— образовательные порталы/ сайты медицинских учебных учреждений;
— сетевые медицинские библиотеки, в которых представлены описания и ссылки на электронные книги, практические руководства, стандарты терапии, медицинские рекомендации, руководства по диагностике и терапии, учебные материалы по медицине, стоматологии, химии, биологии, можно скачать или заказать все библиотеку или отдельные издания на компакт-дисках, возможен обмен медицинской литературой в цифровом варианте. Например: «Электронная медицинская библиотека» (http://medliter.ru), «Европейская медицинская библиотека» (http://krasniykrest.com), «Сетевая медицинская библиотека» (http://medobook.com), электронная библиотека «Вся медицина в книгах и журналах» (http://mednik.com) и др.;
— информационно-справочные медицинские сайты и порталы, на которых представлены учебные медицинские фильмы, медицинские книги, истории болезни, например: http://doctorspb.ru, http://medinfo.ru, http://infodoctor.ru и т.д.;
— интернет-каталоги медицинских вузов, к примеру: «Каталог медицинских вузов России» [http://www.spruce.ru/attestation/demands/education/institutes.html], «Каталог медицинских вузов Москвы» [http://uchistut.ru/podbor/meditsinskie-vuzy/] и др.;
— рейтинговые сайты медицинских вузов: http://korochka.ru/universities/ rating/1051/; http://medicalstudents.at.ua/index/rejting_medicinskikh_vuzov_rossii/0-5;
— кабинеты и сайты преподавателей медицинских вузов и факультетов;
— сайты студентов-медиков: http://medicalstudents;
— медицинские студенческие форумы и блоги.
Наиболее интересный в исследовательском отношении языковой материал, безусловно, дают студенческие форумы. Приведем выдержку из [http://rsmu.org/ forum/index.php?forums/universitetskaja-zhizn.14/], авторские орфография и пунктуация сохранены:
Wintertale, 5 авг.: Давайте поможем первокурсникам и восстановим список того, что надо купить к 1 сентября. Из того, что я помню: халат с длинным рукавом, удобнее всего на кнопках 2 шт., шапочка однотонная, перчатки резиновые, лучше покупайте сразу упаковку своего размера, анатомический пинцет, вязальная спица, тетради 96 листов — 8 шт., тетради формата A4 — 2 шт. ... Дополняйте, кто что помнит)
Wintertale, 8 авг.:?
Mikazuki, 8 авг.: Могу лишь сказать, что в перспективе понадобятся еще сменка и бахилы ... много бахил.
Skyuser, 8 авг.: Мне вот за столько лет бахилы не особо пригодились. Всегда обходился сменкой)
Prostolet, 8 авг.: Даже сменкой еще ни разу не пользовалась. Она только в больнице нужна.
MinervaQuinquatris, 8 авг.: Хм... сменка понадобится только на клинике уже. Хотя на уход тоже нужна. Не помню на каком он курсе... на 1 или 2. И да... Иногда обходились бахилами. Например в КВД. Но заранее ими не нужно запасаться, это точно!!! ... А лекции удобно писать в блоке. Потому что мало кто все лекции пишет сразу!))) ЕЩЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ПРУСПЕЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, а надо много рисовать, к примеру, на гистологии, патане, на биологии помнится не хилый альбом был, советую приобрести КОПИРОВАЛЬНУЮ БУМАГУ.
SPG, 8 авг.: А пинцет-то какой? И что за вязальная спица?
Wintertale, 8 авг.: Насколько помню анатомический. Обычная вязальная спица. Это чтоб на черепе все показывать ибо рукой ни-ни.
Mikazuki, 8 авг.: Да-а... спицей все и показывали....
Анастасия01, 8 авг.: Скажите, а очень нужно что-то из электроники? ...
Skyuser, 8 авг.: На первых курсах телефона с хорошей камерой и возможностью открывать увесистый файлы... дожно хватить... На старших курсах планшетник с залитыми книгами облегчит вашу сумку и упростит вашу жизнь в огромные разы...
Redfox, 8 авг.: А преподы не ругаются? Что вместо учебников планшеты?
Vetta1435, 8 авг.: На нас не ругались. И если какая-то проверочная работа, то они следят за тем, чтобы планшеты были закрыты...
Лексический фонд этого жанра ОСМД разнороден: как мы видим, помимо нейтральной лексики, фиксируются медицинские термины (череп, гистология, биология), компьютерные жаргонные слова (планшетник, залить книгу), академические жаргонизмы (препод, сменка, блок), медицинские жаргонизмы (на клинике, на уходе), названия предметов медицинского обихода (халат с длинным рукавом, перчатки резиновые, анатомический пинцет, бахилы), сленговые слова (не хилый альбом), аббревиатуры (КВД) и др. Графика также достаточно разнообразна: используются заглавные буквы (ЕЩЕ ДЛЯ ТЕХ,, КТО НЕ ПРУСПЕЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, а надо много рисовать), выделение шрифтом (Да-а... спицей все и показывали....), дублирование знаков препинания (Но заранее ими не нужно запасаться, это точно!!!), букв (Да-а...) для выражения экспрессивности и привлечения внимания адресата, эмограммы в фатической функции — для выражения симпатии к коммуникативному партнеру и готовности продолжать общение (Дополняйте, кто что помнит)... Потому что мало кто все лекции пишет сразу!))) Всегда обходился сменкой)...). В сфере синтаксиса можно отметить наличие эллиптических конструкций (Насколько помню анатомический), вводных слов и выражений (насколько помню, скажите, к примеру), инверсию (Спицей все и показывали), парцелляцию (А преподы не ругаются? Что вместо учебников планшеты?).
В заключение хотим отметить, что дальнейшее изучение типов и жанров сетевого медицинского дискурса, его языковых, коммуникативно-речевых, коммуникативно-прагматических, лингвокультурных, этнокультурных характеристик представляет большой исследовательский интерес. Сетевая форма воплощения — это современная жизнь профессионально ориентированного дискурса, дающая новый языковой и коммуникативно-речевой материал, изучение и описание которого является актуальной задачей современной лингвистики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грушевская Т.М., Овчарова К.В., Таранец Н.А., Тхорик Е.Б. Признаки научного сетевого дискурса. — URL: http://REFdb.ru (дата обращения 8.02.2015).
[2] Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса: Ав-тореф. дисс. ... докт. фил. наук. — М., 2011.
[3] Иванова Л.И. Электронный сетевой иноязычный инженерный дискурс и его лингводидак-тические возможности // Известия Южного федерального университета. Серия: Технические науки. — 2010. — № 10. — Т. 111. — С. 72—75.
[4] Моргун Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Автореф. дисс. ... канд. фил. наук. — Тюмень, 2002.
[5] Темботова Е.С. Конфессиональный интернет-дискурс: речевой жанр «Вопросы священнослужителю»: Автореф. дисс. ... канд. фил. наук. — Нальчик, 2012.
[6] Сайт медицинской интернет-конференции для врачей-специалистов. — URL: http://Medscape.ru (дата обращения 5.02.2015).
LITERATURA
[1] Grushevskaya T.M., Ovcharova K.V., Taranec N.A., ThorikE.B. Priznaki nauchnogo setevogo diskursa. — URL: http://REFdb.ru (data obrashcheniya 8.02.2015).
[2] Danyushina YU. V. Mnogourovnevyj analiz angloyazychnogo setevogo biznes-diskursa: Avtoref. diss. ... dokt. fil. nauk. — M., 2011.
[3] Ivanova L.I. EHlektronnyj setevoj inoyazychnyj inzhenernyj diskurs i ego lingvodidakticheskie vozmozhnosti // Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Seriya: Tekhnicheskie nauki. — 2010. — № 10. — T. 111. — S. 72—75.
[4] Morgun N.L. Nauchnyj setevoj diskurs kak tip teksta: Avtoref. diss. ... kand. fil. nauk. — Tyumen', 2002.
[ 5] Tembotova E.S. Konfessional'nyj internet-diskurs: rechevoj zhanr «Voprosy svyashchenno-sluzhitelyu»: Avtoref. diss. ... kand. fil. nauk. — Nal'chik, 2012.
[6] Sajt medicinskoj internet-konferencii dlya vrachej-specialistov. — URL: http://Medscape.ru (data obrashcheniya 5.02.2015).
MEDICAL NET-DISCOURSE: ESSENCE, QUALITIES, STRUCTURE
K.V. Akhnina, V.B. Kurilenko
Russian Language Department Medical Institute Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya, str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the article a new object of linguistic research — medical net-discourse — is presented. Its main qualities, structure, genres, typical for each type of medical net-discoure, are under analysis. Main characteristic of the most interesting type — academic medical net-discourse is also presented. Significance of linguistic and linguodidactic research of net-discourse of this type is proved.
Key words: professional net-discourse, medical net-discourse, Internet genre.