Вопросы практического здравоохранения и случаи из практики
© АРТЮХОВ И.П., ТРОШЕВА Н.Е., СЕНЧЕНКО А.Ю. -УДК 61:362.1
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПЕНСИОНЕРАМ, РАБОТАВШИМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА
И.П. Артюхов, Н.Е. Трошева, А.Ю. Сенченко.
(Красноярская государственная медицинская академия, ректор - акад. АН ВШ В.И. Прохоренков; учебно-научно-лечебный центр, директор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов)
Резюме. В статье представлен опыт по взаимодействию медицинской и социальной служб закрытого административно-территориального образования и Электро-химического завода (ЭХЗ) для обеспечении дополнительных гарантий при оказании медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, работавшим в условиях радиационного производства. Создан регистр лиц пожилого и старческого возраста, в котором отражены медико-социальные особенности указанной категории граждан. Проведена работа по определению потребности в медицинской и социальной помощи пожилыми людьми. Для повышения качества оказания медицинской помощи пожилым людям разработана программа добровольного медицинского страхования за счет отчисления средств от прибыли ЭХЗ.
Закрытые административные территориальные образования (ЗАТО) в составе субъектов Федерации по своему социально-экономическому развитию имеют существенные различия с теми территориями, в состав которых они входят географически. Это касается и вопросов оказания медицинской помощи.
Цель работы: совершенствование медицинской помощи пенсионерам ЗАТО, работавшим в особых условиях радиационного производства электро-химического завода.
Город вплотную подошел к фазе глубокой демографической старости, поскольку 15% его населения находятся в возрасте старше 60 лет. Число пенсионеров, работавших на ЭХЗ составляет 3655 человек.
В ходе исследования, в котором использовались методы медицинской статистики, социологические опросы пенсионеров, метод экспертных оценок и др. была разработана и стала внедряться модель организации лечебно-профилактической помощи пенсионерам, работавшим в особых условиях производства.
Нами установлено, что действующая система обязательного медицинского страхования и Закон РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” не обеспечивают в полной мере необходимый объем медицинской помощи этой группе населения, что выражается в относительно худших показателях здоровья.
Проведенный научный анализ социальногигиенических проблем пенсионеров, работавших в особых условиях производства ЭХЗ (далее пенсионеров), позволил в форме организационно-
функциональных системных связей сформировать концептуальную модель лечебно-профилактичес-кой и медико-социальной помощи этой группе пенсионеров, определить ее возможности и механизмы реализации вытекающих задач в системе бюджетного финансирования, обязательного и добровольного медицинского страхования.
Модель основана на функциональном взаимодействии медицинской и социальной служб города на уровне оказания первичной помощи.
Разработка концептуальной модели новой системы включает:
- формирование новой структуры, набора подсистем, их взаимосвязи, пересмотр функций учреждений здравоохранения, оказывающих лечебно-профилактическую помощь пенсионерам, а также управления социального обеспечения в части охраны здоровья пенсионеров;
- пересмотр информационного обеспечения, входных, выходных переменных параметров состояния системы;
- введение индивидуальной системы учета и динамического наблюдения пенсионеров высокой степени медико-социального риска;
- оценка, анализ и прогнозирование состояния здоровья пенсионеров;
- формирование единой территориальной базы данных пенсионеров по основным показателям, характеризующим здоровье, их социальный статус, внедрение мониторинга здоровья пенсионеров.
В МСЧ создано отделение медико-социальной помощи (МСП). Функция отделения МСП - оказание долговременной медицинской и медико-
Медико-санитарная часть
Регистр лиц пожилого и старческого возраста
Управление социальной защиты населения
______________Медицинский блок_______________
- Заболеваемость по обращаемости;
- Заболеваемость по результатам профосмотра (скрининга);
- Заболеваемость ВУТ;
- Госпитализированная заболеваемость;
- Заболеваемость, изучаемая на основании специальных учетных форм
- Самооценка здоровья;
______________Социальный блок_______________
- Структура пенсионеров по возрасту, полу, образованию;
- Семейное положение;
- Материальное положение;
- Нервно-психическое напряжение;
- Другие социально-гигиенические факторы;
- Курение;
- Алкоголь;
- Питание.
социальной помощи на дому (патронаж) больным старших возрастов и инвалидам. Врач-гериатр МСП оказывает руководство МСП МСЧ и медицинскими сестрами специализированного соци-ально-медицинского отделения (ССМО) управления социального зашиты населения города.
В результате совместной работы были определены группы риска среди пожилых людей, как по медицинским, так и по социальным показателям. Определены контингенты пенсионеров нуждающихся в специализированных видах медицинской помощи, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Таким образом, в городе была сформирована единая медико-социальная база пенсионеров.
База данных формируется на основе ежеквартальных сведений и позволяет медицинским учреждениям, страховым медицинским организациям, управлению социального обеспечения, вносить необходимые изменения в стандарты оказания медицинской помощи пенсионерам в рамках программы гарантированной помощи и программ добровольного медицинского страхования (дост-рахования).
МСЧ и управление социальной защиты населения города создана совместная медико-социаль-ная комиссия состоящая из врача-гериатра (заведующего отделением МСП), заведующего специализированного социального медицинского отделения (или социального работника), медицинских сестер. Комиссия посещает больного на дому, где медперсонал оценивает состояние его здоровья на данный момент, а социальный работник - его способность к самообслуживанию, санитарно-гигиенические и социально-экономические условия жизни. Врач-гериатр определяет назначения больному (медсестре МСО и медсестре СМО ЦСО) для последующего лечения и ухода. По согласованию с заведующим специализированного социального медицинского отделения устанавливает периодичность посещения пенсионера медсестрами на дому.
Для предотвращения дублирования функций медицинских сестер поликлиники МСЧ и СМО управления социального обеспечения были разграничены и определены их полномочия.
Для повышения качества оказания медицинской помощи, расширения объема медицинских услуг пенсионерам, бывшим работникам ЭХЗ, предложено использование добровольного медицинского страхования за счет отчисления средств от прибыли ЭХЗ, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ №552 относятся на себестоимость продукции. На основе имеющихся данных были рассчитаны вероятные риски наступления страхового случая, проведены актуарные расчеты и определены тарифные ставки для медицинского страхования пенсионеров ЭХЗ.
На основании лицензионных Правил коллективного и индивидуального добровольного медицинского страхования страховая организация (далее по тексту Страховщик) заключает коллективные и индивидуальные договоры добровольного медицинского страхования с ЭХЗ, управлением социальной защиты населения и иными организациями независимо от форм собственности, отдельными гражданами (далее по тексту Страхователями) в пользу пенсионеров.
Была разработана дополнительная программа к гарантированному объему медицинской помоши в виде сбалансированных, отвечающих за здоровье пенсионеров: '‘Дополнительная медицинская помощь пенсионерам на всех этапах оказания медицинской помощи (поликлиника, догоспитальный этап, стационарная помощь, реабилитация, диспансеризация)”.
Страховыми событиями являются обращения пенсионера в лечебные учреждения для диагностики, лечения, консультации, профилактических мероприятий при остром заболевании, обострении хронического заболевания.
При наступлении страховых событий Страховщик по договору с медицинскими учреждениями обеспечивает:
ERROR: undefined OFFENDING COMMAND:
q!3A5!!."
STACK: