Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Чарова Татьяна Александровна, Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна

Целью данного исследования является определение особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы у группы студентов, проживающих в сельской местности, и использование полученных данных для совершенствования методики физического воспитания. В исследовании применялись ортостатическая проба, проба Мартине, а также коэффициенты выносливости, экономизации и тест саморегуляции кровообращения. Учитывая, что в предыдущих исследованиях были выявлены особенности общей заболеваемости и морфофункциональных показателей у этой группы студентов, обоснованным является определение функциональных возможностей одной из ведущих систем организма, играющей большую роль в двигательной активности, тем более, что в доступной нам литературе мы не встретили аналогичных данных. Проведенные исследования выявили снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обусловленные нарушением механизмов саморегуляции кровообращения. Результаты исследований позволяют дифференцированно подходить к зачислению первокурсников, имеющих гипотонию и гипертензию, в соответствующую медицинскую группу. В комплексах упражнений для них необходимо исключать упражнения силового характера на начальных этапах обучения и увеличивать объем дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Чарова Татьяна Александровна, Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF STUDENTS LIVING IN THE RURAL AREAS

The purpose of this study is to determine the characteristics of the functioning of the cardiovascular system in the group of the students living in the rural areas, and to use the obtained data to improve the methods of physical education. The study used the orthostatic test, the Martinet test, as well as the coefficients of endurance, economization and the test of self-regulation of blood circulation. Considering that in previous studies, the features of the general morbidity and morphofunctional indicators in this group of students were revealed, it is justified to determine the functional capabilities of one of the leading systems of the body, which plays a large role in motor activity, especially since we did not find similar data in the literature available to us. The studies have revealed decrease in the functional reserves of the cardiovascular system, caused by the violation of the mechanisms of self-regulation of blood circulation. The research results allow the differentiated approach to the enrollment of freshmen with hypotension and hypertension in the appropriate medical group. In the sets of exercises for them, it is necessary to exclude exercises of the strength nature at the initial stages of training and to increase the volume of breathing exercises.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

упражнения на основные мышечные группы, используя статический и динамический режимы выполнения упражнений.

ЛФК и массаж способствуют восстановлению нормальной амплитуды движений в верхних конечностях; массаж способствуют снятию болевых ощущений в напряженных участках.

Массаж в сочетании с ЛФК способствуют формированию правильной осанки, укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета. При правильном применении массажных приемов в сочетании с правильно подобранным комплексом упражнений ЛФК ряд заболеваний опорно-двигательного аппарата имеют положительную динамику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нигамадьянов Н.Р. Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины / Н.Р. Нигамадьянов, М.Б. Цыкунов, Г.Е. Иванова, В.И. Лукьянов // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. - 2019. - № 4. - С. 43-45.

2. Коломийцева Н.С. Применение средств физической культуры с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у современных школьников / Н.С. Коломийцева, Н.Х. Кагазежева, Н.В. Доронина // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2019. - С. 158-162.

3. Медведева Е.А. Лечебно-профилактическая физическая культура и лечебный массаж как средство профилактики нарушений осанки / Е.А. Медведева // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2020. - № 1-2. - С. 209-212.

4. Сетяев, Н.Н Условия формирования правильной осанки школьников на уроках физической культуры / Н.Н. Сетяева, М.Ю. Кириллова, В.А. Гриднева // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : статьи докладов. - Нижневартовск, 2016. - С. 1735-1737.

REFERENCES

1. Kolomiytseva, N.S., Kagazezheva, N.Kh. and Doronina, N.V. (2019), "The use of physical culture means to prevent disorders of the musculoskeletal system in modern schoolchildren", Physical culture and sports, life safety, materials of round tables at the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University, Maykop, pp. 158-162.

2. Medvedeva, E.A. (2020) "Therapeutic and prophylactic physical culture and therapeutic massage as a means of preventing posture disorders", Science of the XXI century: current directions of development, No. 1-2, pp. 209-212.

3. Nigamadyanov, N.R, Tsykunov, M.B., Ivanova, G.E. and Lukyanov, V.I. (2019), "Study of posture in school-age children according to the optical topography of the back", Bulletin of Traumatology and Orthopedics N.N. Priorov, No. 4, pp. 43-45.

4. Setyaeva, N.N., Kirillova, M.Yu. abd Gridneva, V.A. (2016), "Conditions for the formation of the correct posture of schoolchildren at physical culture lessons", The Eighteenth All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University, articles of reports, Nizhnevartovsk, pp.1735-1737.

Контактная информация: k.nuriat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2021

УДК 796.011.3

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Александровна Чарова, доктор медицинских наук, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Цуцаева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

Целью данного исследования является определение особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы у группы студентов, проживающих в сельской местности, и использование полученных данных для совершенствования методики физического воспитания. В исследовании применялись ортостатическая проба, проба Мартине, а также коэффициенты выносливости, экономизации и тест саморегуляции кровообращения. Учитывая, что в предыдущих исследованиях были выявлены особенности общей заболеваемости и морфофункциональных показателей у этой группы студентов, обоснованным является определение функциональных возможностей одной из ведущих систем организма, играющей большую роль в двигательной активности, тем более, что в доступной нам литературе мы не встретили аналогичных данных. Проведенные исследования выявили снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обусловленные нарушением механизмов саморегуляции кровообращения. Результаты исследований позволяют дифференцированно подходить к зачислению первокурсников, имеющих гипотонию и гипертензию, в соответствующую медицинскую группу. В комплексах упражнений для них необходимо исключать упражнения силового характера на начальных этапах обучения и увеличивать объем дыхательных упражнений.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, студенты, сельская местность, нарушения. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p171-177

FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF STUDENTS LIVING IN THE RURAL AREAS

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Ale-ksandrovna Charova, the doctor of medical sciences, Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Tsutsaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University

Abstract

The purpose of this study is to determine the characteristics of the functioning of the cardiovascular system in the group of the students living in the rural areas, and to use the obtained data to improve the methods of physical education. The study used the orthostatic test, the Martinet test, as well as the coefficients of endurance, economization and the test of self-regulation of blood circulation. Considering that in previous studies, the features of the general morbidity and morphofunctional indicators in this group of students were revealed, it is justified to determine the functional capabilities of one of the leading systems of the body, which plays a large role in motor activity, especially since we did not find similar data in the literature available to us. The studies have revealed decrease in the functional reserves of the cardiovascular system, caused by the violation of the mechanisms of self-regulation of blood circulation. The research results allow the differentiated approach to the enrollment of freshmen with hypotension and hypertension in the appropriate medical group. In the sets of exercises for them, it is necessary to exclude exercises of the strength nature at the initial stages of training and to increase the volume of breathing exercises.

Keywords: cardiovascular system, students, rural area, violation.

ВВЕДЕНИЕ

Сердечно-сосудистая система, наряду с органами дыхания, является кислород лимитирующей системой [1]. Ее нормальное функционирование позволяет человеку заниматься физическими упражнениями, спортом, достигать высокого уровня физического развития, физических качеств.

Ранее проведенные нами исследования выявили высокую заболеваемость сердечно-сосудистой системы у студентов, проживающих в сельской местности по сравнению с горожанами, установили особенности ее структуры [2, 3]. Данные исследований позволили разделить мнение ряда авторов о различиях в состоянии здоровья жителей села и города, обусловленных социально-экономическими условиями [6-9] и нездоровым образом жизни [5, 8]. Вместе с тем, нормальная работа сердечно-сосудистой системы зависит не только от характера заболевания, но и ее функциональных возможностей.

Цель исследования: оценить функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у студентов, проживающих в сельской местности. Полученные данные использовать для совершенствования методики физического воспитания.

МЕТОДИКА

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилась по показателям частоты сердечных сокращений, артериального давления, функциональных проб (ортостатическая и проба Мартинье), коэффициентов выносливости (КВ), экономи-зации кровообращения (КЭК) и теста саморегуляции кровообращения (ТСК) [1, 4].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Обследовано 354 студента (39,3% юноши, 60,7% девушки) 1-го курса, занимающихся физической культурой в основном и специальном отделениях кафедры Волгоградского ГАУ Из них 155 человек (43,8%) жители села, 199 (56,2%) - города. Здоровыми признаны 241 студент (68,1%), больными - 112 (31,9%). Среди больных 45 студентов (12,7%) жители села (1 группа обследования), 68 (19,2%) - города (2 группа обследования). Проведенные исследования установили, что средние показатели функциональных проб сердечно-сосудистой системы у обследуемых студентов имеют однонаправленные изменения и отличаются лишь степенью выраженности. Так, показатели пробы Мартинье были выше у юношей 1 группы (44±5)%, чем у юношей 2 группы (19±5)%, что позволило оценить пробу у первых на «хорошо», а у вторых - на «отлично». У девушек 1 и 2 группы показатели пробы оценены на «хорошо». Однако, цифровые данные были выше у студенток 1 группы (таблица 1).

Таблица 1 - Средние показатели функциональных проб у студентов, проживающих в селе и городе (М±т)___

Показатели 1 группа 2 группа

юноши девушки юноши девушки

Проба Мартинье,% 44±5 42±5 19±5 35±6

Ортостатическая проба, уд/мин 12±3 13±2 12±2 13±1

Дифференцированный анализ показал, что проба была положительной у 90% лиц обеих групп. Причем, на «отлично» она регистрировалась реже у юношей (30%) и девушек (33,3%) первой группы, чем у студентов 2 группы (соответственно 60% и 41,1%). Обращает внимание, что неудовлетворительная оценка пробы Мартинье выявлена у 10% юношей обеих групп. У девушек она регистрировалась лишь во второй группе (таблица 2). Прирост пульса при оценке «отлично» и «хорошо» определялся выше (р<0,001) у юношей 1 группы (16±2% и 43±3%), чем у студентов 2 группы (14±2% и 29±3%). У девушек выявлена обратная зависимость. Он был ниже у студенток 1 группы (р<0,001). Прирост пульса при неудовлетворительной оценке определялся выше у юношей 1 группы (110±2%), чем у второй. У девушек лишь во второй группе выставлена оценка «неудовлетворительно». Прирост пульса у них составил 88±2%.

Оценка средних показателей ортостатической пробы выявила однотипные данные у студентов обеих групп. У юношей прирост пульса при переходе из горизонтального в вертикальное положение в среднем составил 12 уд/мин, а у девушек - 13 уд/мин (таблица 1). Индивидуальный анализ данных пробы установил, что положительной она была реже у юношей первой группы (65%), чем у второй (77,7%). У девушек положительная проба регистрировалась одинаково часто (77,2%) в обеих группах. Вместе с тем, прирост пульса при оценке «отлично» у юношей 1 группы был несколько меньше 5±1 уд/мин, чем у студентов 2 группы 6±1 уд/мин. Аналогичная направленность установлена и у девушек. Неудовлетворительная проба чаще наблюдалась у юношей 1 группы (35,5%), чем у 2 группы (22,3%). Прирост пульса у них так же был выше. Проба с оценкой «неудовлетворительно» у девушек наблюдалась одинаково часто в обеих группах (22,8%).

Одинаков был и прирост пульса, составляя в среднем 22,2±2 уд/мин (таблица 2).

Таблица 2 - Дифференцированная оценка функциональных проб сердечно-сосудистой системы у студентов, проживающих в селе и городе (М±т)_

Показатели 1 группа

юноши девушки

% оценки % прироста ЧСС % оценки % прироста ЧСС

Проба Мартинье,% 30 1 16±2,0 33,3 1 14±2,0***

30 2 43±3,0*** 41,7 2 33±3,0***

30 3 50±2,0*** 25,5 3 10±3,0***

10 4 110±2,0*** - 4 -

2 группа

60 1 14±2,0 41,1 1 22±1,0

30 2 29±3,0 41,1 2 42±3,0

- 3 - 5,9 3 57±0

10 4 86±0 11,9 4 88±2,0

Ортостатическая проба, уд/мин 1 группа

юноши девушки

% оценки учащение ЧСС % оценки учащение ЧСС

17,6 1 5±1,0 18,2 1 3±1,0

35,3 2 9±1,0 45,4 2 10±1,0

11,8 3 14±1,0 13,6 3 16±2,0

35,3 4 23±1,0* 22,8 4 22±2,0

2 группа

11,1 1 6±0 18,2 1 5±1,0

33,3 2 9±1,0 31,8 2 9±1,0

33,3 3 14±2,0 27,2 3 13±2,0

22,3 4 18±1,0 22,8 4 22±2,0

Примечания: 1, 2, 3, 4 - показатель пробы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; *, *** - достоверно при р<0,05, <0,001 в сравнении с нормой

Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы использованы коэффициенты, позволяющие судить об активности системы. Выявлены их однонаправленные изменения в сторону повышения. Например, средний показатель коэффициента выносливости был повышен у студентов обеих групп, но несколько менее выражено у лиц 1 группы, равняясь у юношей 1 группы 15,6±0,3 усл. ед., а у лиц 2 группы 17,1±0,4 усл. ед. (р< 0,001) и соответственно у девушек - 19,2±0,2 усл. ед. и 23,2±0.3 усл. ед. (р< 0,001) (таблица 3).

Таблица 3 - Средние показатели коэффициентов, отражающих функциональные свойства сердечно-сосудистой системы у студентов, проживающих в селе и городе_

Показатели 1 группа 2 группа Норма

КВ, усл. ед. юноши 15,6 ±0,3* 17,1±0,4*** 14,01±0,4

девушки 19,2±0,2*** 23,2±0,3*** 15,0± 0,4

КЭК, усл. ед. юноши 3312±50** * 3634±59*** 2600±50

девушки 3080±40*** 2686±44*** 2400±40

ТСК, усл. ед. юноши 105,5±3,3 94,9±3,6 -

девушки 89,6±2,5 98,7±2,4 -

Примечание - *, *** - достоверно при р< 0,05, р< 0,001 в сравнении с нормой.

Индивидуальная оценка результатов исследования установила, что повышение КВ у юношей 1 группы наблюдалось несколько реже (47,9%) и было менее выражено (19,1±0,1 усл. ед.), чем у студентов 2 группы (соответственно 56% и 19,9±0,1 усл. ед.). Обратная зависимость выявлена у девушек (таблица 4). У 27,8% девушек 1 группы он был снижен до 15,4±0,1 усл. ед., а у 28,5% девушек 2 группы - до 18,3±0,3 усл. ед. (р<0,001). Средние показатели коэффициента экономичности кровообращения (КЭК) у студентов обеих групп были повышены достоверно в сравнении с нормой. Однако, они

были ниже у юношей и выше у девушек 1 группы по сравнению с данными 2 группы.

Дифференциальный анализ коэффициента, как и при оценке КВ, выявил неодина-ко вые изменения его у обследованных студентов (таблица4).

Таблица 4 - Дифференцированная оценка коэффициентов, отражающих функциональные свойства сердечно-сосудистой системы, у студентов, проживающих в селе и городе (М±т)_

Коэффициенты 1-я г руппа

юноши % девушки %

КВ, усл. ед. т 19,1±0,1*** 47,9 т 21,7±0,3*** 3,3

4 - - 4 15,4±0,1*** 27,8

КЭК, усл. ед. т 5022±56*** 51,6 т 5016±58*** 43,2

4 2079±25 16,0 4 1950±80*** 32,4

ТСК, усл. ед. т - - т - -

4 92,7±0,1*** 60 4 86,6±0,4*** 42,5

2-я группа

КВ, усл. ед. т 19,9±0,1*** 56 т 26,1±0,2 2,9

4 - - 4 18,3±0,3 28,5

КЭК, усл. ед. т 4300±43 7,7 т 4224±70 52,8

4 2040±20** 84,6 4 1768±90 22,2

ТСК, усл. ед. т 98,8±0,2 38,5 т 100±0,1 83,3

4 82,3±0,2 7,7 4 86,7±0,2 2,5

Примечания: 1. **, *** - достоверно при р< 0,05, < 0.001 в сравнении с данными 2 группы; 2. 4 - выше, ниже средних величин.

Так, у значительной части юношей 1 группы (51,6%) установлено повышение КЭК до 5022±56 усл .ед., а у 7,7% лиц 2 группы лишь до 4300±43 усл. ед. (р<0,001) У девушек установлена обратная зависимость. Повышенный КЭК несколько чаще регистрировался у студенток 2 группы (52,8%), чем в 1 группе (43,2%), составляя соответственно 5016±58 усл. ед. и 4224±70 усл. ед. (р< 0,001). Следует отметить, что, наряду с повышением, выявлено и снижение данных КЭК в сравнении с средними величинами у 16% юношей 1 группы до 2079±25 усл. ед., а у 84,6% 2 группы до 2040±20 усл. ед. (р<0,01). У девушек оно чаще обнаруживалось у лиц 1 группы (32,4%), чем у 2 группы (22,2%), составляя соответственно 1950±80 усл. ед. и 1768±90 усл. ед.

Средние показатели теста саморегуляции кровообращения (ТСК) у юношей и девушек 1 группы колебались в пределах 108,8 ^ 102,2 усл. ед. и 98,1 ^ 87,1 усл. ед., а у лиц 2 группы - 98,5 ^ 91,3 усл. ед. и 101 ^ 96,3 усл. ед. Оценка теста у каждого студента показала, что у 60% юношей 1 группы он был ниже средних величин и равнялся 92,7±0,1 усл. ед., а у 7,7% студентов 2 группы - 82,3±0,2 усл. ед. Наряду с этим, у 38,5% юношей 2 группы он был повышен и составлял 98,8±0,2 усл. ед. У девушек 1 группы также чаще (42,5%) отмечалось снижение ТСК до 86,6±0,4 усл. ед., а у студенток 2 группы (25%) - до 86,7±0,2 усл. ед. Однако у 83,3% он был повышен до 100±0, 1 усл. ед.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные исследования установили, что пробы и коэффициенты, характеризующие функциональные свойства сердечно-сосудистой системы, у обследованных обеих групп студентов имеют однонаправленные изменения и отличаются лишь степенью выраженности. Полученные данные отражают общую тенденцию в состоянии здоровья у студентов в современных условиях жизни. Вместе с тем, дифференцированный анализ показал более выраженный прирост пульса при выполнении ортостатической и пробы Мартинье у студентов, проживающих в сельской местности, особенно заметный у юношей. Кроме того, у них чаще регистрировались пробы, оцененные на «неудовлетворительно». Полученные данные указывают на более выраженное у них снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и

нарушение возможностей симпатических звеньев регуляции.

Средние показатели коэффициента выносливости у всех групп студентов были выше нормы. Однако при индивидуальной оценке они были ниже у студентов, проживающих в сельской местности, в сравнении со студентами, проживающих в городе. Обращает внимание, что у значительной части студентов первой группы был повышен коэффициент экономизации кровообращения, указывая на затруднения в работе системы и на неэкономный расход энергетических средств для ее деятельности. Выявленные нарушения согласуются и со снижением показателей теста саморегуляции кровообращения, который указывает на то, что в качестве компенсаторного механизма нарушенных функциональных резервов сердечно-сосудистой системы организм использует у них менее экономный сердечно-сосудистый тип саморегуляции кровообращения.

Необходимо отметить, что выявленные нарушения функциональной активности сердечно-сосудистой системы у студентов, проживающих в сельской местности, находят объяснение в особенностях общей заболеваемости и структуры патологии этой системы, отмеченные нами в предыдущих публикациях, более частой регистрации у них систоло-диастолической гипертензии и нарушений ритма сердца [2, 3].

Полученные данные исследований позволяют высказать пожелания по дальнейшему совершенствованию методики проведения практических занятий у этой категории студентов. Все студенты 1-го курса с отмеченными нарушениями функциональных резервов сердечно-сосудистой системы должны заниматься в группе ЛФК. В комплексе физических упражнений у них необходимо исключать упражнения силового характера и повышать объем общеразвивающих и дыхательных упражнений. Перевод на второй курс в основную группу проводить после положительного заключения врачебного контроля.

ВЫВОДЫ

1. Проведенные исследования у студентов 1-го курса, проживающих в сельской местности, выявили нарушение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

2. Нарушение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы обусловлено снижением выносливости, повышением экономизации кровообращения и менее экономным механизмом саморегуляции кровообращения.

3. Выявленные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы дают основание к дальнейшему организационно- методическому совершенствованию практических занятий у этой категории студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. - 3-е изд., доп. - Москва : ВЛАДОС, 2005. -528 с.

2. Казантинова Г.М. Общая заболеваемость у студентов, проживающих в сельской местности / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, Е.А. Ряховская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 83-87.

3. Казантинова Г.М. Морфофункциональные показатели студентов, проживающих в сельской местности / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, Т.А. Чарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2020. - № 1 (179). - С. 158-163.

4. Мандриков В.Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном заведении: учебное пособие / В.Б. Мандриков, П.М. Мицулина, Л.В. Салазнико-ва. - Волгоград : ВолгГМУ, 2004. - 178 с.

5. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. - Москва : №ЛЬБХ, 2003. - 136 с.

6. Особенности демографических процессов в Астраханской области / Г.Л. Шендо, И.Г. Жданова, В.Р. Рябикин, А.С. Ярославцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 4. - С. 7-12.

7. Паскаль А.В. Инновационные подходы к проблемам в формировании медико-социальной помощи жителям села / А.В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и судебной медицины. - 2006. - № 5. - С. 38-40.

8. Светличная В. Г. Влияние поведенческих факторов образа жизни сельского населения трудоспособного возраста / Т.Г. Светличная, Е.А. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 9-12.

9. Шепин О.П. Комплексное изучение здоровья Новгородской области / О.П. Шепин, В.А. Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 4. - С. 3-7.

REFERENCES

1. Dubrovsky, V.I. (2005), Sports medicine: studies'. For University students studying in pedagogical specialties, VLADOS, Moscow.

2. Kazantinova, G., Vlasova, T and Ryakhovskaya, E. (2017), "Morbidity rate among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 83-87.

3. Kazantinova, G., Vlasova, T and Charova, T. (2020), "Morphofunctional parameters among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 158-163.

4. Mandrikov, V.B., Mitsulina, P.M. and Salaznikova, L.V. (2004), Organizational and methodological support of the educational process at a specialized institution: textbook, VolSMU, Volgograd.

5. Nemtsov, A.V. (2003), Alcohol damage to Russia, NALEX, Moscow.

6. Shendo, G.L., Zhdanova, I.G., Ryabikin, V.R. and Yaroslavtsev, A.S. (2007), "Features of demographic processes in the Astrakhan Region", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 4, pp. 7-12.

7. Pascal, A.V. (2006), "Innovative approaches to the problems of formation of the system of medical and social assistance to residents of the village", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 5, pp. 38-40.

8. Svetlichnaya, T.G. and Pavlov, E.A. (2005), "Impact behavioral factors lifestyle of the rural population of working age", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 5, pp. 9-12.

9. Schepin, O.P. and Medic, V.A. (2007), "Comprehensive study of public health Novgorod Region", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 4, pp. 3-7.

Контактная информация: tcharova@mail.ru, tatyanavlasova1@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 796.015.11

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Наталья Алесандровна Каравацкая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Игорь Владимирович Пиворович, декан, Артак Артюшаевич Акопджанян, преподаватель, Московский государственный институт культуры

Аннотация

Начальный этап подготовке в пауэрлифтинге является по своей сути ключевым в обучения основам соревновательных упражнений и их технически правильного выполнения, от которых непосредственно зависит результат соревновательной деятельности и здоровье спортсмена. Оптимизация тренировочного процесса обеспечивается за счет учета индивидуального физического развития и подготовки начинающих спортсменов. Проведенный анализ наблюдений позволил определить биомеханические особенности техники выполнения соревновательных упражнений и основные технические ошибки, совершаемые начинающими спортсменами при их выполнении. Разработанные на основе полученных данных специально подводящие упражнения, включение их в тренировочный процесс и его индивидуализация позволило в значительной степени повысить уровень технической подготовленности. Представленные в ходе исследования результаты свидетельствуют о значительном росте как физической подготовленности спортсменов, так и техниче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.