Научная статья на тему 'Морфофункциональные показатели у студентов, проживающих в сельской местности'

Морфофункциональные показатели у студентов, проживающих в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / HEALTH / MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS / COUNTRYSIDE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Власова Татьяна Николаевна, Чарова Татьяна Александровна

Актуальность работы определяется различиями в состоянии здоровья молодежи из городской и сельской местности. Цель сравнительная оценка морфофункциональных показателей здоровья студентов. Оценка физического здоровья проводилась методами соматометрии, а функционального состояния сердечно-сосудистой системы изучалось по показателям частоты сердечных сокращений и артериального давления. Результаты исследования показали морфофункциональные отличия студентов из сельской местности в отличии от городских, а среди гемодинамических нарушений у сельской молодежи чаще регистрируются нарушения ритма сердца и уровня артериального давления. Выявленные закономерности предполагается учитывать в организационно-методическом обеспечении практических занятий по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Власова Татьяна Николаевна, Чарова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphofunctional parameters among students living in rural areas

The relevance of the work is determined with the differences in the health status of the youth from the urban and rural areas. The goal is comparative assessment of the morphological and functional indicators of the student health. Assessment of physical health was carried out with the somatometric methods, and the functional state of the cardiovascular system was studied by the indicators of heart rate and blood pressure. The results of the study showed the morphological and functional differences between the students from the rural areas as opposed to urban ones, and among hemodynamic disorders in rural youth, heart rhythm disturbances and blood pressure levels are more often recorded. The revealed patterns are supposed to be taken into account in the organizational and methodological support of the practical exercises in physical education.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональные показатели у студентов, проживающих в сельской местности»

sokratitelnoy-funktsii-miokarda-k-fizicheskoy-nagruzke-u-detey-8-let.

4. Komarovskaya, N. V. (2017), "Changes of parameters of a cardiac cycle at wrestlers of high qualification, under the influence of various physical loadings," available at: http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2004N1/p7-17.htm.

5. Lysenko, L.M., Kuznetsova O.A. and Shilina L.V. (2015), "Pathological changes in the cardiovascular system in athletes against the background of physical overstrain syndrome", Breast cancer "Medical Review", No. 4, pp. 239, available at: https://www.rmj.ru/articles/kardiologiya/Patologicheskie_iz-meneniya_serdechno-

sosudistoy_sistemy_u_sportsmenov_na_fone_sindroma_fizi-cheskogo_perenapryagheniya/#ixzz659PX3Ust.

6. Miller, L. (2019), "Sports medicine: a training manual", available at: https://www.litres.ru/lud-mila-miller/sportivnaya-medicina-uchebnoe-posobie/chitat-onlayn/page-5//

7. Electrocardiogram in sports medicine, available at: https://dyn.ru/publications/ECGInSports-Medicine.pdf (accessed 12 November 2019).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.12.2019

УДК 796.011.3

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна

Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна

Чарова, доктор медицинских наук, Волгоградский государственный аграрный

университет

Аннотация

Актуальность работы определяется различиями в состоянии здоровья молодежи из городской и сельской местности. Цель - сравнительная оценка морфофункциональных показателей здоровья студентов. Оценка физического здоровья проводилась методами соматометрии, а функционального состояния сердечно-сосудистой системы изучалось по показателям частоты сердечных сокращений и артериального давления. Результаты исследования показали морфофункциональные отличия студентов из сельской местности в отличии от городских, а среди гемодинамических нарушений у сельской молодежи чаще регистрируются нарушения ритма сердца и уровня артериального давления. Выявленные закономерности предполагается учитывать в организационно-методическом обеспечении практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: здоровье, морфофункциональные показатели, сельская местность, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p158-163

MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS AMONG STUDENTS LIVING IN RURAL

AREAS

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Niko-laevna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksan-drovna Charova, the doctor of medical sciences, Volgograd State Agrarian University

Abstract

The relevance of the work is determined with the differences in the health status of the youth from the urban and rural areas. The goal is comparative assessment of the morphological and functional indicators of the student health. Assessment of physical health was carried out with the somatometric methods, and the functional state of the cardiovascular system was studied by the indicators of heart rate and blood pressure. The results of the study showed the morphological and functional differences between the students from the rural areas as opposed to urban ones, and among hemodynamic disorders in rural youth, heart rhythm

disturbances and blood pressure levels are more often recorded. The revealed patterns are supposed to be taken into account in the organizational and methodological support of the practical exercises in physical education.

Keywords: health, morphofunctional parameters, countryside, students.

ВВЕДЕНИЕ

В материалах научных исследований приводятся данные о наличии различий в состоянии здоровья жителей городской и сельской местности. Исследователи связывают выявленные различия с преобразованиями в социальной и экономической сферах страны, а также с изменением образа жизни [2, 4, 5, 6].

Среди студентов сельскохозяйственных вузов большой процент составляет молодежь из сельской местности. Проведенные ранее нами исследования по оценке их здоровья выявили определенные особенности структуры общей заболеваемости - важного критерия здоровья [3]. Отмечая ценность данного критерия в оценке здоровья, следует указать, что в суждении о физическом здоровье большую роль играет и такой критерий как морфофунк-циональные резервы организма [1].

Цель исследования: провести оценку морфофункциональных показателей здоровья студентов из сельской местности и выявленные закономерности использовать в организационно-методическом обеспечении практических занятий по физической культуре. Оценка физического здоровья проводилась методами соматометрии, динамометрии. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучалось по показателям: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление - систолическое (САД), диастоличе-ское (ДАД), пульсовое (ПАД), средне гемодинамическое (СрАД).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Обследовано 354 студента (39,3% юноши, 60,7% девушки) 1-го курса, занимающихся физической культурой в основном и специальном отделениях кафедры Волгоградского ГАУ. Из них 155 человек (43,8%) жители села, а 199 (56,2%) - города. Здоровыми признаны 241 студент (68,1%), больными - 112 (31,9%). Среди больных 45 студентов (12,7%) жители села (1 группа обследования), 68 (19,2%) - города (2 группа обследования).

В процессе изучения физического здоровья было выявлено, что рост стоя и сидя у юношей и девушек 1 группы в среднем был выше, чем у студентов 2 группы (таблица 1). Индивидуальная оценка данного показателя выявила, что превышение его средних величин наблюдалось одинаково часто у студентов обеих групп. Однако снижение регистрировалось чаще у студентов, проживающих в сельской местности. Так, у 40,6% юношей и 48,7% девушек его средние величины составляли 172±0,9 см и 158±0,4 см (р<0,001). Аналогичное отмечено и при анализе роста сидя (таблица 2).

Таблица 1 - Морфофункциональные показатели у студентов, проживающих в селе и го-

роде, (M±m)

Показатели 1 группа 2 группа

Юноши Девушки Юноши Девушки

Рост стоя, см 178±2,4 164±1,1 175±2,3 165±1,5

Рост сидя, см 120±4,7 110±4,6 104±9,9 105±5,3

Вес, кг 70±3,5 56±2,2 71±4,1 59±3,7

Окружность грудной клетки в паузе, см 93±1,4 87±2,5 93±1,1 86±2,9

Динамометрия правой руки, кг 42±1,7 27±2,3 38±3,9 24±2,0

Динамометрия левой руки, кг 42±1,4 25±2,5 36±3,9 24±2,3

Средний вес у студентов 1 группы был несколько ниже, чем у студентов 2 группы и равнялся у юношей 70±3,5 кг, а у девушек - 56±2,2 кг. Анализ веса у каждого студента показал, что у юношей 1 группы он чаще определялся ниже средних величин, а у девушек - выше, чем у студентов 2 группы, составляя в среднем 55±0,6 кг и 67±0,6 кг (р<0,001).

Размеры окружности грудной клетки у юношей обеих групп в среднем были одинаковы (93 см), а у девушек 1 группы несколько больше, чем у студенток 2 группы (таблица

1). Индивидуальная оценка этого показателя установила, что уменьшение ее размеров по сравнению со средними величинами реже регистрируется у сельских студентов (таблица

2). Наряду с этим, увеличение ее размеров чаще выявляется у девушек 2 группы. Однако, абсолютные данные показателя выше у жительниц сельской местности, составляя в среднем 96±0,5 см (р<0,001).

Таблица 2 - Дифференцированная оценка морфофункциональных показателей у студентов, проживающих в селе и городе_

Показатели Юноши Девушки

М±т | % М±т | %

1 группа

Рост стоя, см 4 172±0,9*** 40,6 158±0,4*** 48,7

Т 182±1,0 50,0 170±0,6 41,1

Рост сидя, см 4 87±0,8*** 43,7 92±0,9 41,0

Т 133±0,5*** 53,0 126±1,0* 28,2

Вес, кг 4 55±0,6*** 37,5 48±0,6* 49,0

Т 78±0,6*** 46,9 67±0,6*** 38,0

Окружность грудной клетки в паузе, см 4 84±0,5*** 32,0 80±0,3*** 34,0

Т 98±0,4** 48,0 96±0,6*** 47,0

Динамометрия правой руки, кг 4 32±0,2*** 15,2 20±0,3*** 50,0

Т 9±0 4*** 69,6 38±0,5*** 28,1

Динамометрия левой руки, кг 4 38±0,5*** 54,5 17±0,5 46,9

Т 49±0 4*** 33,4 37±0,6*** 28,0

2 группа

Рост стоя, см 4 168±0,5 18,7 160±0,4 33,3

Т 182±1,0 50,0 170±0,4 35,9

Рост сидя, см 4 91±0,4 35,9 93±0,9 35,9

Т 135±0,1 64,1 130±0,8 61,1

Вес, кг 4 59±0,4 31,0 50±0,5 55,0

Т 82±0,8 50,0 73±0,8 25,0

Окружность грудной клетки в паузе, см 4 87±0,4 39,0 79±0,4 40,9

Т 102±0,6 48,0 89±0,7 49,0

Динамометрия правой руки, кг 4 26±0,3 28,6 18±0,4 52,9

Т 40±0,1 71,4 30±0,3 41,2

Динамометрия левой руки, кг 4 21±0,3 35,7 18±0,5 61,8

Т 47±0,4 64,3 32±0,2 26,5

Примечания: 1. 4, Т - показатели ниже или выше средних величин. 2. *, *** _ достоверно при р<0,05, <0,001 в сравнении с 2 группой.

Показатели силы обеих рук в среднем соответствовали физиологической норме у студентов обеих групп. Однако абсолютные данные ее были выше у студентов, проживающих в сельской местности (таблица 1). Анализ данного показателя у каждого студента выявил, что снижение силы правой руки реже наблюдалось у юношей и девушек 1 группы (15,2% и 50%), чем у лиц 2 группы (28,6% и 52,9%). Более того, следует отметить, что, несмотря на снижение, абсолютное значение силы правой руки у юношей и девушек 1 группы оставались выше (р<0,001), чем у студентов 2 группы, составляя в среднем 32±0,2 кг и 20±0,3 кг у первых и 26±0,3 кг и 18±0,4 кг у вторых.

Оценка средних величин гемодинамических показателей выявила, что у студентов обеих групп частота сердечных сокращений определялась в пределах физиологической нормы. Ее абсолютные данные были несколько выше у студентов 2 группы (таблица 3).

Анализ данного показателя у каждого студента установил более частое диагностирование брадикардии у студентов, проживающих в сельской местности. ЧСС у юношей и девушек составляла 63±0,3 уд/мин и 65±0,1 уд/мин, что было более значительно (р<0,001, 0,01), чем у студентов 2 группы (таблица 4). Вместе с тем, тахикардия чаще регистрировалась у лиц 2 группы. Однако, ее абсолютные данные были больше у юношей 1 группы,

составляя в среднем 93±0,3 уд/мин (р<0,001).

Таблица 3 - Гемодинамические показатели у студентов, проживающих в селе и городе

Показатели 1 группа 2 группа

Юноши Девушки Юноши Девушки

ЧСС, уд/мин 72±2,8 77±2,5 79±2,7 79±2,0

САД, мм рт.ст. 122±5,2 107±4,3 121±4,0 112±5,9

ДАД, мм рт.ст. 76±3,3 69±2,2 75±2,7 78±4,2

ПАД, мм рт.ст. 46±3,3 40,±3,6 46±3,2 34±3,2

СрАД, мм рт.ст. 99±2,4 90±2,8 104±7,5 99±4,8

Средние показатели САД определялись в пределах физиологической нормы у юношей обеих групп и девушек 2 группы. У девушек 1 группы средний показатель был снижен до 107±4,3 мм рт.ст. Анализ САД у каждого студента выявил как повышение его уровня, так и снижение. Причем, систолическая гипертензия регистрировалась чаще у юношей и девушек 2 группы. Однако, ее уровень у 44% юношей 1 группы был выше, составляя в среднем 140±0,4 мм рт.ст. (р<0,001), а у девушек был практически одинаков - 133±0,3 мм рт.ст. и 134±0,3 мм рт.ст. (таблица 4).

Таблица 4 - Дифференцированная оценка гемодинамических показателей у студентов, проживающих в селе и городе_

Показатели Юноши Девушки

М±т % М±т %

1 группа

ЧСС, уд/мин 4 63±0,3*** 28,1 65±0,1** 8,3

Т 93±0,3*** 18,8 88±0,2 27,8

САД, мм рт.ст. 4 93±0,5*** 12,0 98±0,3 30,3

Т 140±0,4*** 44,0 133±0,3 21,2

ДАД, мм рт.ст. 4 60±0,3*** 28,0 61±0,3* 39,4

Т 84±0,2** 32 88±0,4 9,1

ПАД, мм рт.ст. 4 33±0,3*** 16,1 30±0,3*** 32,4

Т 54±0,5*** 51,6 57±0,5*** 43,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СрАД, мм рт.ст. 4 - - 68±0,4*** 16,2

Т 110±0,5* 51,6 108±0,2** 51,6

2 группа

ЧСС, уд/мин 4 68±0 7,2 68±0 2,9

Т 86±0,2 42,8 88±0,3 28,5

САД, мм рт.ст. 4 99±0 7,7 97±0,4 25,0

Т 132±0,5 61,5 134±0,3 25,0

ДАД, мм рт.ст. 4 56±0 7,7 59±0,3 33,3

Т 85±0,2 38,5 88±0,3 25,0

ПАД, мм рт.ст. 4 30±0 77 26±0,2 22,2

Т 50±0,3 84,6 48±0,5 52,8

СрАД, мм рт.ст. 4 77±0 7,7 76±0,1 13,9

Т 107±0,2 53,8 109±0,2 30,5

Примечания: 1. 4, Т - показатели ниже или выше средних величин.

2. *, *** - достоверно при р<0,05, <0,001 в сравнении с 2 группой.

В отличии от гипертензии, систолическая гипотония чаще наблюдалась у юношей и девушек, проживающих в сельской местности и ее уровень у юношей был ниже, чем у студентов 2 группы (р<0,001).

Средний уровень ДАД у студентов обеих групп определялся в пределах физиологической нормы. Дифференцированный анализ показал, что диастолическая гипертензия реже диагностировалась у юношей и девушек 1 группы и ее средние показатели практически были одинаковы с показателями у студентов 2 группы. Наряду с этим, у них чаще диагностировалась диастолическая гипотония, но была менее выражена, чем у лиц 2 группы, составляя в среднем у юношей и девушек 60±0,3 мм рт.ст. и 61±0,3 мм рт.ст. (р<0,001, 0,05).

Уровень ПАД у юношей обеих групп в среднем был выше физиологической нормы, у девушек 1 группы соответствовал ей, а у девушек 2 группы - снижен до 34±3,6 мм рт.ст.

(таблица 3). Дифференцированный анализ показал, что низкий уровень ПАД чаще наблюдался у студентов 1 группы. Повышение его чаще регистрировалось у студентов 2 группы. Однако, его абсолютные данные были выше у юношей и девушек 1 группы, составляя в среднем 54±0,5 мм рт.ст. и 57±0,5 мм рт.ст.

Материалы таблицы 3 свидетельствуют, что средний уровень СрАД у студентов 1 группы, девушек 2 группы был в пределах физиологической нормы и повышен до 104±7,5 мм рт.ст. у юношей 2 группы. Дифференцированный анализ установил, что его уровень повышался несколько реже у юношей и чаще у девушек 1 группы, достигая 110±0,5 мм рт.ст. и 108±0,2 мм рт.ст. (р<0,05, 0,01). Снижения уровня СрАД у юношей 1 группы не зафиксировано, а у девушек оно наблюдалось часто, снижаясь в среднем до 68±0,4 мм рт.ст. (р<0,001).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что у студентов, проживающих в сельской местности, имеются отклонения в состоянии здоровья. Дифференциальный анализ физического здоровья выявил, что более чем у 40% юношей и девушек рост стоя и сидя ниже средних величин. Уменьшение ростового показателя сочетается со сниженным весом у юношей и повышенным - у девушек. Среди юношей этой группы реже выявляются лица с узкой грудной клеткой, а у девушек - чаще с широкой в сравнении со студентами, проживающими в городе. Результаты кистевой динамометрии показали, что, несмотря на отмеченные отклонения, сила правой и левой руки у студентов из сельской местности выше, чем у студентов, проживающих в городской местности. Более того, в абсолютных цифрах она оставалась у них выше даже с более низкими показателями частоты по сравнению со средними величинами.

Анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы выявил у обследуемых студентов частое нарушение ритма сердца, особенно по типу бради-кардии. Частота сердечных сокращений при тахикардии у них была значительно выше, чем у студентов, проживающих в городской местности. У обследованных юношей чаще диагностировалась систолическая гипертензия с высоким уровнем артериального давления, диастолическая гипотония, высокие абсолютные показатели пульсового артериального давления у юношей и девушек и снижение среднего гемодинамического - у девушек.

Результаты исследований дают основания высказать некоторые соображения по проведению практических занятий по физической культуре с данным контингентом студентов. Лица с нарушениями ритма, особенно с тахикардией, систолической гипертензией, диастолической гипотонией на первом курсе должны заниматься в группе ЛФК. Перевод их в другие медицинские группы следует проводить на втором курсе и только при наличии положительной динамики отмеченных изменений. На первом курсе в комплексе физических упражнений у них целесообразно исключать упражнения силового характера, а упражнения на выносливость выполнять с учетом индивидуальных физиологических возможностей. В комплексе гимнастических упражнений, вероятно, будет оправдано увеличение объема общеобразовательных и дыхательных упражнений.

ВЫВОДЫ

1. Проведенные исследования у студентов 1-го курса, проживающих в сельской местности, выявили ряд морфофункциональных отклонений в оценке их физического развития.

2. Среди гемодинамических нарушений у них чаще, в отличие от студентов, проживающих в городе, регистрируются нарушения ритма сердца и уровня артериального давления.

3. Выявленные отклонения в морфофункциональных показателях физического здоровья дают основание к дальнейшему усовершенствованию организационно-

методического обеспечения практических занятий в специальной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 528 с.

2. Зеленская, Т.М. Социально значимые заболевания и социальная сфера / Т.М. Зеленская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 25-31.

3. Казантинова, Г.М. Общая заболеваемость студентов, проживающих в сельской местности / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, Ряховская Е.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 83-87.

4. Особенности демографических процессов в Астраханской области / Г.Л. Шендо, И.Г., Жданова В.Р. Рябикин, А.С. Ярославцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 4. - С. 7-12.

5. Пискаль, А.В. Инновационные подходы к проблемам формирования системы медико-социальной помощи жителям села / А. В. Пискаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №5. - С. 38-40.

6. Светличная, Т.Г. Влияние поведенческих факторов образа жизни на здоровье сельского населения трудоспособного возраста / Т.Г. Светличная, Е.А. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 5. - С. 9-12.

REFERENCES

1. Dubrovsky, V. (2005), Sports medicine: textbook, VLADOS, Moscow.

2. Zelenskaya, T. (2005), "Socially significant diseases and social sphere", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 25-31.

3. Kazantinova, G., Vlasova, T., and Ryakhovskaya E. (2017), "Morbidity rate among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 83-87.

4. Shendo, G. (2007), "Features of demographic processes in the Astrakhan region", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 4, pp. 7-12.

5. Piscal, A. (2006), "Innovative approaches to the problems of forming a system of medical and social assistance to rural residents", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 38-40.

6. Svetlichnaya, T. and Pavlova, E. (2006), "Influence of behavioral factors of a way of life on health of the rural population of working age", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 9-12.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2020

УДК 796.01

НОВАЯ ПАРАДИГМА В ПОНИМАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ И КАЧЕСТВ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Предлагается новая парадигма в понимании мира, которая в отличии от традиционной по-иному объясняет происходящее на основе рассмотрения иерархической структуры, содержания и взаимодействия друг с другом всех представленных в ней явлений и феноменов. Предлагаемый подход дает новое понимание структуры формирования явлений и открывает для педагогов и психологов новые горизонты осмысления и своеобразно объясняет формирование качеств и развитие личности.

Ключевые слова: новая парадигма, явления, феномены, знания, умения, навыки, чувства, способности, качества, иерархичность и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.