Активность бутнрилхолинэстеразы в крови белых мышей после внутрибрюшинного введения хлорофоса (М ± т)
Время определения, мин
Доза хлорофоса, Число 5 10 20
иг/кг мышей
ДрН % АЕ/мл ДрН % ДрН %
30 10 0,172+0,02 73,8 46 0,353+0,09 73,2 0,706+0,09 69,7
Р <0,05 <0,02 <0,01
100 10 0,109+0,02 46,8 30 0,208+0,03 43,2 0,456+0,05 45,0
Р <0,001 <0,001 <0,001
300 10 0,078+0,01 33,5 22 0,149+0,02 30,9 0,305+0,04 30,1
р <0,001 <0,001 <0,001
50 10 0,045+0,01 19,3 13 0,078+0,01 16,2 0,151+0,02 14,9
Я <0,001 <0,001 <0,001
Контроль 50 0,233±0,02 100 62 0,482+0,02 100 1,013±0,03 100
торая составила 36 АЕ/мл (ЛрН=0,13±0,005). может быть рекомендован для применения в экспе-■Таким образом, рН-метрический экспресс-метод рименте и клинике.
ЛИТЕРАТУРА
Асатиани В. С. Ферментные методы анализа. М., 1969. ред. А. А. Покровского. М., 1969. Биохимические методы исследования в клинике. Под Поступила 28/III 1979 г
УДК 614.72-07:616.1-099-053.6-07
Э. Э. Саркисянц
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Сердечно-сосудистая система в подростковом возрасте претерпевает значительные изменения. В морфологическом отношении этот период характеризуется усиленными процессами роста всех элементов гистологической структуры сердца, окончанием дифференциации волокон проводящей системы сердца, увеличением поперечника мышечных волокон и размеров мышечных ядер при общем уменьшении их числа. Отмечается некоторое несоответствие между развитием нервной и мышечной ткани сердца. Эти особенности в сочетании с неуравновешенностью в деятельности нейроэндо-кринной системы могут способствовать возникновению физиологических дисфункций, проявляющихся в лабильности кровяного давления и ритма сердечных сокращений.
На основании динамических наблюдений за состоянием сердечно-сосудистой системы у рабочих (в том числе и молодых), имевших контакт с углеводородами (бензол и его гомологи), выявлены артериальная гипотония, снижение пульсовой амплитуды, брадикардия.
Нарушения со стороны гемодинамики в виде гипотонии у школьников, проживающих в районе
размещения современных нефтехимических комплексов, наблюдали многие авторы.
Известно, что возрастная структура сердечнососудистых заболеваний в последние годы изменилась, так как имеет место «омоложение» данной патологии. В связи с этим важное значение приобретает изучение состояния сердечно-сосудистой системы широких слоев населения.
При проведении комплексного изучения состояния здоровья детей и подростков в городах Тульской области мы уделяли^ особое внимание оценке функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в возрастно-половом аспекте. На основании предварительных социологических исследований были отобраны контингента детей, проживающих в городах с разной степенью загрязнения атмосферы химическими веществами и имеющих примерно одинаковые материально-бытовые условия жизни.
Под наблюдением находилось 1186 детей в возрасте 3—7 лет (546 девочек и 640 мальчиков), из которых 302 составили контрольную группу, и 1446 подростков (878 девушек и 568 юношей), из которых контрольную группу составили 363 человека.
Контрольная группа детей и подростков проживала в населенном пункте, где нет химических предприятий.
Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали путем определения показателей частоты пульса и уровня артериального давления общепринятыми методами, которые затем анализировали с учетом пола и возраста. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводили пробу с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний в течение 30 с) с подсчетом частоты пульса и измерением артериального давления до нагрузки и каждую минуту в течение 3 мнн после нее.
Систолический объем находили до и после нагрузки по формуле Старра:
СО=90,97+0,54ПД —0,61 В, где СО — систолический объем (в мл), ПД — пульсовое давление (в мм рт. ст.), ДД — диастоличе-ское давление (в мм рт. ст.), В — возраст (в годах).
Минутный объем (МО) в тех же условиях определяли по формуле:
МО=СОхЧСС,
где ЧСС — частота сердечных сокращений.
Наблюдения проводили в динамике на протяжении 3 лет.
При первом обследовании частота пульса у наблюдаемых основной и контрольной групп находилась в пределах физиологической нормы. В последующем от первого к третьему обследованию у мальчиков и девочек основной группы частота пульса достоверно снижалась как по сравнению с контрольной группой, так и с исходными данными. Это дает основание для объяснения выявленной бра-дикардии специфическим действием комплекса углеводородов, содержащихся в атмосферном воздухе.
Исследование частоты пульса у подростков показало, что у девушек основной группы имеет место достоверное учащение пульса по сравнению с контролем и физиологической нормой. У юношей эти различия не всегда достоверны. Сравнивая частоту пульса в динамике, следует отметить, что у подростков к последнему обследованию наблюдалась тенденция к снижению частоты пульса.
Таким образом, у детей и подростков выявлены однонаправленные изменения со стороны пульса. Однако у детей раньше проявляются сдвиги, характерные для воздействия углеводородов (бра-дикардия). У подростков эта тенденция выражена в меньшей степени. По-видимому, это связано с лабильностью вегетативной нервной системы и преобладанием симпатической реакции, развивающихся вследствие перестройки нейроэндокринной регуляции при повышении активности ряда желез внутренней секреции и большей интенсивности обмен-но-пластических процессов у лиц подросткового возраста.
Средние показатели артериального давления у детей обеих групп колебались в пределах физио-
логической нормы. У большей части подростков уровень артериального давления был также в пределах возрастных физиологических норм. Поскольку наблюдения проводились в динамике, мы сочли целесообразным проследить направленность изменений гемодинамики у подростков с нормальным артериальным давлением. Анализ показал, что при первом и втором обследовании у юношей и девушек основной группы имело место снижение си» столического и диастолического давления по срав-^ нению с контролем. В последующем уровень систолического давления повысился.
Обычно для оценки результатов функциональных проб учитывают характер изменения пульса и артериального давления, а также время их восстановления до исходного уровня. В результате проведенного исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков, подвергавшихся воздействию комплекса углеводородов, установлено, что среди последних было достоверно большим число лиц с неблагоприятной реакцией пульса и артериального давления, а восстановление частоты пульса и уровня артериального давления до исходного носило затяжной характер по сравнению с контролем.
Как известно, интегральным параметром кровообращения является минутный объем, а основным механизмом адаптации к физическим нагрузкам — его увеличение. Увеличение минутного объема происходит при физических нагрузках одновременно за счет увеличения систолического объема, частоты сердечных сокращений и включения ряда пе-"^ риферических механизмов. Однако оптимальным считается случай, когда минутный объем в ответ на нагрузку увеличивается в большей степени за счет возрастания систолического объема, нежели за счет учащения сердечных сокращений.
При рассмотрении результатов функциональных проб у обследованных групп выявлены следующие особенности. В ответ на одинаковую нагрузку частота пульса в контрольных группах минимально увеличивалась у девушек в возрасте 15 лет (на 13,2 %), максимально — у юношей того же возраста (на 27 %). В остальных возрастных группах контроля у юношей и девушек учащение пульса в ответ на нагрузку было примерно одинаковым (17—22 % к исходному). Имеются также различия в зависимости от пола и возраста в контрольных группах в изменении систолического и минутного объемов на 1-й минуте после физической нагрузки. Так, минимальное увеличение систолического объема в ответ на нагрузку наблюдалось у 15-летних девушек (15 % к исходному) и 17-летних юношей (14,9 % к исходному). В остальных контрольных группах увеличение систолического объема на 1-й минуте после нагрузки было одинаковым и составляло 22,1—23,6 %. Увеличение минутного объема у юношей с возрастом умень-Я шалось с 48 % в 15 лет до 26 % в 17 лет. У девушек в 15- и 17-летнем возрасте эти величины были примерно одинаковыми (34,1 и 36,5 % соответст-
венно) и несколько повышались в возрасте 16 лет (44,5 %). Выявленные различия в зависимости от пола и возраста, очевидно, объясняются тем, что у юношей и девушек этих возрастов функциональное развитие и становление сердечно-сосудистой системы происходит неодинаково.
В результатах основных групп отмечалась общая закономерность. У юношей всех возрастов минутный объем при первом и втором обследованиях после нагрузки увеличивался на близкую для всех групп величину, превышающую таковую в контрольной группе. Степень же увеличения систолического объема в ответ на нагрузку не отличалась от этого показателя в контрольных группах. Увеличение частоты пульса после нагрузки во всех основных группах превышало показатели в контрольных группах. При третьем обследовании все параметры в основных группах приближались к таковым контрольных групп. Однако степень восстановления пульса к концу 3-й минуты при всех исследованиях была одинаковой с показателями контроля.
Таким образом, в основных группах у юношей всех возрастов при первом и втором обследваниях в период значительного загрязнения атмосферного воздуха наблюдалось снижение «экономичности»
работы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке по сравнению с показателями контрольных групп. При третьем обследовании, совпавшем с уменьшением загрязнения атмосферного воздуха, отмечалась большая оптимизация работы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке по сравнению с вышеприведенными данными. Хотя в большей части случаев увеличение минутного объема происходит за счет учащения пульса и повышения систолического объема, однако сравнение этих показателей, выраженное в процентах, показывает, что интенсивность изменения пульса при первом и втором обследованиях в основной группе превышает в 1 */2—2 раза интенсивность изменения систолического объема, чего не выявлено в контрольной группе. Это указывает на снижение «экономичности» работы сердечнососудистой системы у лиц основной группы по сравнению с контрольной. Таким образом, изучение частоты пульса, артериального давления и времени их восстановления в ответ на дозированную нагрузку, а также систолического и минутного объемов по расчетным формулам в динамике позволяет судить о состоянии сердечно-сосудистой системы у детей и подростков, проживающих в зоне загрязнения атмосферного воздуха.
Поступила 20/Ш 1979 г.
Обзоры
УДК в 14.777 — 614.311-074:547.413.133.2
В. О. Шефтель
ОБ ОПАСНОСТИ МИГРАЦИИ ВИНИЛХЛОРИДА В ВОДУ И ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Одним из наиболее распространенных полимерных материалов является поливинилхлорид (ПВХ), производство которого в настоящее время достигает почти 20 % всего выпуска пластмасс. Значительная часть ПВХ используется в качестве посуды, тары или упаковки в пищевой промышленности, трубы, шланги и пленки применяются в хозяйственно-питьевом водоснабжении.
Постоянно возрастает производство и применение ПВХ. Суммарная потребность только в жесткой ПВХ-пленке с 1976 по 1980 г. увеличится в ^раз (В. Е. Гуль и соавт.).
В литературе имеются разноречивые данные о характере действия ПВХ на организм (А. В. Бы-ховский и Э. Н. Дюбанкова; В. О. Шефтель, и др.).
Приступая к анализу экспериментальных данных по изучению биологического действия собственно винилхлорида на организм теплокровных животных при пероральном поступлении, необходимо отметить, что ранее (МаИоги) удалось наблюдать развитие опухолей у крыс при длительном алиментарном поступлении мономера в организм в дозах 16 и 50 мг/кг. К сожалению, опыты Маль-тони весьма скудно освещены в доступной нам литературе.
В то же время сравнительно большие дозы мономера, использованные автором в опытах, в реальной практике, по-видимому, нельзя применить. Мальтони указывает также, что вредное действие на организм оказывает не винилхлорид, а его метаболиты. На это же обращают внимание Wata-