Научная статья на тему 'Функциональное состояние мальчиков 13-14 лет при информационной нагрузке в зависимости от стадий полового созревания'

Функциональное состояние мальчиков 13-14 лет при информационной нагрузке в зависимости от стадий полового созревания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
496
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
подростки / стадии полового созревания / функциональное состояние / напряженная информационная нагрузка / физиологическая цена / adolescents / puberty stages / a functional state / intense information loading / the physiological price

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова М. Б., Криволапчук И. А.

Изучение функционального состояния подростков 13-14 лет показало, что информационные нагрузки вызывают у них выраженное повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем. Показано, что переход от работы с комфортной скоростью к нагрузке в максимальном темпе сопровождается нарастанием активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) и увеличением физиологических «затрат» на переработку значимой информации. Установлено, что в обследуемой выборке мальчиков 13-14 лет были представлены все стадии полового созревания (СПС): I СПС 2,47%; II 38,89 %; III 35,19 %; IV 21,60 %; V 1,85 %. Сопоставление данных, полученных в группах школьников со II-IV СПС, позволило установить, что в начале пубертатного периода отмечаются более выраженные изменения функционального состояния по сравнению с его завершающими этапами. Это отражает высокую физиологическую цену адаптации и низкие функциональные возможности организма мальчиков 13-14 лет, находящихся на II и III СПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова М. Б., Криволапчук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional state in 13-to 14-year-old boys at information loading depending on the puberty stages. Research of a functional state of teenagers of 13-14 years has shown, that information loadings cause in them the expressed increase of level of nonspecific activation central nervous system (CNS) and voltage increase regulating systems. It is shown, that transition from work with comfortable speed to loading in the maximum rate is accompanied by increase of activity of sympathetic department autonomic nervous system (ANS) and increase in physiological "expenses" at processing of the significant information. It is established, that in surveyed sample of boys of 13-14 years all stages of puberty (SP) have been presented: I SP 2,47 %; II 38,89 %; III 35,19 %; IV 21,60 %; V 1,85 %. Comparison of the data received in groups of schoolboys with II-IV Union of Right Forces, has allowed to establish, that at initial stages of puberty more expressed changes of a functional state in comparison with its closing stages are marked. It reflects the high physiological price of adaptation and low functionality of an organism of boys of 13-14 years which are on II and III Union of Right Forces.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние мальчиков 13-14 лет при информационной нагрузке в зависимости от стадий полового созревания»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ 13-14 ЛЕТ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИЙ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

М.Б. Чернова, И.А. Криволапчук1 Учреждение РАО Институт возрастной физиологии, Москва

Изучение функционального состояния подростков 13-14 лет показало, что информационные нагрузки вызывают у них выраженное повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем. Показано, что переход от работы с комфортной скоростью к нагрузке в максимальном темпе сопровождается нарастанием активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) и увеличением физиологических «затрат» на переработку значимой информации. Установлено, что в обследуемой выборке мальчиков 13-14 лет были представлены все стадии полового созревания (СПС): I СПС - 2,47%; II - 38,89 %; III - 35,19 %; IV- 21,60 %; V - 1,85 %. Сопоставление данных, полученных в группах школьников со II-IV СПС, позволило установить, что в начале пубертатного периода отмечаются более выраженные изменения функционального состояния по сравнению с его завершающими этапами. Это отражает высокую физиологическую цену адаптации и низкие функциональные возможности организма мальчиков 13-14 лет, находящихся на II и III СПС.

Ключевые слова: подростки, стадии полового созревания, функциональное состояние, напряженная информационная нагрузка, физиологическая цена

Functional state of 13-14-year-old boys under information load depending on the puberty stage. The study of functional state of 13-14-year-old teenagers has shown that information load causes distinct increase of the level of nonspecific activation of central nervous system (CNS) and voltage increase in regulating systems. It is shown that transition from work with comfortable speed to work at the maximum speed is accompanied by the growth of activity in sympathetic division of autonomic nervous system (ANS) and increase in physiological "expenses" when processing the significant information. It is established that in surveyed sample of boys of 13-14 years old all stages of puberty (SP) have been presented: I SP - 2,47 %; II - 38,89 %; III -35,19 %; IV - 21,60 %; V - 1,85 %>. The comparison of the data received in groups of schoolboys at the II-IV stages makes it possible to suppose that at the initial stages of puberty changes of the functional state are more expressed in comparison with its latest stages. It reflects high physiological "price ” of adaptation and low functional abilities of the organism of 13-14-year-old boys at the II and III stages.

Keywords: adolescents, puberty stages, functional state, intense information loading, the physiological price.

Проблема изучения функционального состояния (ФС) школьников при напряженной информационной нагрузке особое значение приобретает в критические периоды адаптации детей к образовательной среде. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Анализ параметров функционирования физиоло-

Контакты:1 И.А Криволапчук - E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru

гических систем подростков, свидетельствует о том, что наиболее существенные изменения ФС организма, обусловленные эндокринными сдвигами, приходятся на начальные стадии полового созревания (СПС) [17, 43, 32, 26]. На этом этапе развития реакции физиологических систем на адекватные нагрузки нередко выходят за оптимальные границы. При использовании же неадекватных нагрузок, на фоне нерациональной организации учебного процесса и недостаточной двигательной активности, формируется состояние стресса, которое может привести к снижению резервов организма и работоспособности, развитию скрытой, а затем и явной патологии [25, 37].

Известно, что особенности функционирования организма подростков в большей степени определяются биологическим, чем паспортным возрастом [27, 4, 18, 10]. Это обусловливает особую значимость дифференцированного подхода к ним на данном этапе онтогенеза. Вместе с тем, проблема выявления специфики психофизиологических изменений ФС при реализации информационной нагрузки у подростков одного паспортного возраста, имеющих различные стадии полового созревания (СПС) изучена недостаточно.

Целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических особенностей ФС подростков 13-14 лет в условиях напряженной информационной нагрузки в зависимости от СПС.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие мальчики 13-14 лет (п= 162), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Психофизиологические изменения ФС изучали в покое и при реализации информационной нагрузки. В качестве модели информационной нагрузки использовали работу с буквенными корректурными таблицами В.Я.Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) «автотемп»; 2) «максимальный темп» при наличии угрозы наказания. По результатам выполнения корректурной пробы рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности ^) [13].

Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью.

Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [1]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. При этом определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность Я-Я интервала (М), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), вариационный размах (АХ), среднеквадратическое отклонение Я-Я интервала (аЯЯ), индекс напряжения (ИН). Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали с помощью аускультативного метода Н.С.Короткова. Рассчитывали также среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), показатель эффективности кровообращения (СД/ЧСС), вегетативный индекс Кердо (ИК), индекс Мызникова (ИМ) [14]. Перед выполнением каждого задания у испытуемых с помощью варианта 8-цветового теста Люшера оценивали уровень ситуативной тревожности (СТ) [19]. Пять стадий полового созревания (СПС) определяли по мето-

дике, предложенной J.M. Tanner, в модификации Д.В. Колесова, Сельверовой [9]. Исследование проводилось в соответствии с принципами биомедицинской этики.

Статистическую обработку полученных данных проводили общепринятыми методами вариационной статистики с применением пакета программ STATISTICA.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В обследуемой выборке мальчиков 13-14 лет были представлены все стадии полового созревания. Подростки распределись следующим образом: I СПС -2,47%; II - 38,89 %; III - 35,19 %; IV - 21,60 %; V - 1,85 %. В ходе дальнейшей работы данные обследования детей с I и V СПС не анализировались из-за малого числа наблюдений.

Величины изучаемых показателей, зарегистрированные у мальчиков 13-14 лет в покое перед выполнением задания (табл. 1), свидетельствуют о том, что между подростками со II-IV СПС имеются существенные различия в уровне неспецифической активации в состоянии покоя. По мере полового созревания уровень фоновой активированности существенно уменьшается. Математический анализ сердечного ритма показал, что дети, имеющие IV СПС, характеризовались более низкими значениями ЧСС, ИН (р<0,05-0,001) по сравнению со сверстниками со II СПС и превосходили их по величине М, Мо, о (p<0,05-0,001). Аналогичная специфика выявлена при сравнении групп подростков с III и IV СПС: статистически достоверно различались среднегрупповые значения ЧСС, М, Мо, о (p<0,05-0,01). Между подростками со II и III СПС различия практически отсутствовали.

Полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся 13-14 лет с IV СПС, отличаются от подростков со II-III СПС, смещением вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела ВНС в состоянии покоя, обеспечивающим становление оптимальных взаимоотношений систем регуляции на фоне снижения централизации управления и более низкого уровня функционирования синусового узла. В то же время относительно высокая активность симпатического отдела ВНС у подростков со II и III СПС в покое указывает на повышенную напряженность систем регуляции сердечного ритма, что при определенных условиях может увеличить риск развития перенапряжения и срыва процессов адаптации. Эти результаты совпадают с данными других авторов, выявивших сопряженность между нарастанием парасимпатических влияний и степенью биологического развития подростков одного возраста [5, 4, 11]. Оценка динамики параметров системного давления показала, что подростки с IV СПС в состоянии покоя отличались от мальчиков со II СПС более высокими значениями СД, ДД, САД (р<0,05-0,001). В то время как группы обследуемых со II и III СПС не имели статистически значимых различий.

Таблица 1

Изменения ФС подростков 13-14 лет при информационной нагрузке в зависимости от стадий полового созревания (СПС)

Показатель Фон Автотемп Максимальный темп

II III IV II III IV II III IV

М±т М±т М±т ё±т % ё±т % ё±т % ё±т % ё±т % ё±т %

ЧСС, уд/мин 80,04 ±1,40 81,77 ±1,73х 77,40 ±1,30 9,08 ±1,47 11,34Д 10,18 ±1,61 12,45Д 9,60 ±1,63 12,40Д 15,36 ±1,63* 19,19Д 16,71 ±1,55х 20,43Д 9,80 ±2,08 12,66Д

АДс, мм. рт. ст. 111,70 ±1,17* 112,00 ±1,48 116,00 ±1,70 0,66 ±0,63 0,59 1,18 ±0,76 0,84 2,00 ±1,00 1,72 6,42 ±0,95 5,74Д 7,35 ±1,68 6,36Д 8,50 ±0,92 7,33Д

АДд, мм. рт. ст. 65,75 ±1,08* 67,57 ±1,22х 73,00 ±1,50 0,47 ±0,62 0,72 1,76 ±1,05 2,61 0,00 ±1,49 0,00 11,23 1,14* 17,07Д 9,41 ±1,62 13,93Д 8,00 ±1,10 10,96Д

АДср, мм. рт. ст. 81,07 ±0,90* 82,38 ±0,95х 87,33 ±1,49 0,53 ±0,43 0,66 1,57 ±0,79 1,90 0,67 ±1,16 0,76 9,62 ±0,72 11,87Д 8,73 ±1,05 10,59Д 8,17 ±1,01 9,35Д

М, с 0,71 ±0,01 0,70 ±0,01 0,71 ±0,02 -0,03 ±0,01 -4,18Д -0,04 ±0,01 -5,09Д -0,01 ±0,01 -0,65 -0,08 ±0,01* 10,65Д -0,08 ±0,01х -11,69Д -0,003 ±0,02 -0,48

Мо, с 0,73 ±0,01 0,71 ±0,01 0,73 ±0,02 -0,04 ±0,01 -5,12Д -0,04 ±0,01 -5,28Д -0,02 ±0,01 -3,22 -0,08 ±0,01* 10,70Д -0,08 0,01х -11,15Д -0,02 ±0,02 -3,22

с к < 0,23 ±0,01 0,24 ±0,01 0,23 ±0,01 -0,05 ±0,01 23,72Д -0,07 ±0,01 -28,31Д -0,07 ±0,01 -28,21Д -0,06 ±0,01 27,33Д -0,09 ±0,01 -37,75Д -0,07 ±0,01 29,06Д

АМо, % 31,93 ±1,26 30,51 ±1,55 34,21 ±1,47 9,20 ±1,64* 28,81Д 9,34 ±1,72х 30,62Д 2,71 ±1,44 7,91 8,19 ±1,62* 25,65Д 9,83 ±2,07х 32,22Д 4,55 ±0,95 13,29Д

ИН, у.е. 142,24 ±14,26 118,08 ±14,99 116,44 ±9,84 119,54 ±23,85* 84,04Д 122,2 ±25,0х 103,55Д 54,48 ±13,96 46,79Д 135,77 ±21,37* 95,45Д 179,15 ±34,00х 151,72Д 78,62 ±12,23 67,52Д

сЕИ, мс. 0,06 ±0,003 0,06 ±0,003 0,07 ±0,003 -0,01 ±0,003* 19,16Д -0,01 ±0,005х -21,08Д 0,003 ±0,003 5,05 -0,01 ±0,003* -23,66Д -0,02 ±0,002х -31,00Д -0,001 ±0,003 20,04

ДП, у.е. 89,56 ±1,94 91,99 ±2,90 90,24 ±2,51 11,43 ±1,92 12,77Д 12,78 ±2,05 13,89Д 14,72 ±2,26 16,31Д 24,38 ±2,20 27,22Д 25,61 ±2,74 27,85Д 23,57 ±2,93 26,12Д

ИМ, у.е. 136,96 ±2,85* 138,09 ±5,50х 123,20 ±1,64 16,37 ±3,25 11,95Д 13,74 ±3,46 9,95Д 19,76 ±4,66 16,04Д 10,59 ±3,53 7,73Д 16,41 ±6,25 11,88Д 12,05 ±3,98 9,78Д

ИК, у.е. 0,17 ±0,01* 0,16 ±0,02х 0,06 ±0,01 0,08 ±0,02 46,74Д 0,08 ±0,02 50,72Д 0,10 ±0,03 175,99Д 0,02 ±0,02 13,22 0,05 ±0,02 33,28Д 0,03 ±0,03 55,99

АДс/ЧСС, у.е. 1,41 ±0,03* 1,38 ±0,03х 1,51 ±0,02 -0,14 ±0,02 -9,65Д -0,14 ±0,02 -10,29Д -0,13 ±0,03 -8,71Д -0,16 ±0,03* 11,39Д -0,16 ±0,03х -11,67Д -0,06 ±0,04 -3,93Д

Примечание: ё - среднее арифметическое сдвига показателя по сравнению с фоном, А - достоверность сдвига, *, +, х - достоверность различий между II и IV, II и III, III и IV СПС соответственно.

Полученные результаты согласуются с представлением о том, что степень полового созревания является одним из важнейших факторов, определяющих уровень артериального давления у подростков одного возраста [8, 4]. Другой важной детерминантой уровня АД у подростков является физическое развитие. При одном и том же паспортном возрасте АД у индивидуумов с большей длиной и массой тела выше [8]. Выявлена достоверная положительная взаимосвязь между величиной АД и ростом детей, причем степень корреляции данных переменных более сильна, чем связь возраста и давления крови [30]. Последнее дает основание предполагать, что у подростков 13-14 лет со II и III СПС более низкие в состоянии покоя показатели системного давления, отражают не уровень активации, а различия, обусловленные относительно небольшими ростом и массой тела. Это подтверждается данными о величинах показателя эффективности кровообращения, индексов Кердо и Мызникова, свидетельствующих о высоком тонусе симпатического отдела ВНС у мальчиков со II и III СПС. Показатель эффективности кровообращения (СД/ЧСС) в состоянии покоя был больше у мальчиков с IV СПС по сравнению с подростками со II и III СПС ф<0,05-0,01). Индексы ИК и ИМ, напротив, постепенно снижались по мере перехода от II к IV СПС ф<0,05-0,01), подтверждая, сделанное ранее заключение о нарастании парасимпатической активности на завершающих стадиях полового созревания и повышении приспособительных возможностей организма. В литературе имеются данные о том, что повышенный тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы оказывает сильное отрицательное влияние на обучение и индивидуальную устойчивость к эмоциональному стрессу [29, 41, 3, 35], в то время как умеренное преобладание парасимпатических влияний рассматривается в качестве одного из факторов индивидуальной устойчивости здорового организма к возникновению поражений сердечно-сосудистой системы в условиях выраженного эмоционального напряжения [22, 42].

Анализ результатов исследования также показал, что у школьников 13-14 лет со П-Ш СПС, изучаемые параметры в целом близки к установленным для этого возраста нормам [4, 6, 16]. Сопоставление с возрастными нормами величин аналогичных показателей, полученных в группе подростков с IV СПС, позволило констатировать, что по своему физическому состоянию они приближаются к среднему уровню учащихся 15-16 лет.

В ходе дальнейшей работы изучалась динамика психофизиологических показателей ФС в условиях информационной нагрузки различной степени сложности. Реализация информационной нагрузки в режиме автотемпа сопровождалось существенными изменениями изучаемых показателей во всех группах подростков (см. табл. 1). При этом по сравнению с фоном изменения большинства параметров носили значимый характер, свидетельствуя о выраженном повышении уровня неспецифической активации, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС, усилении центральных регуляторных влияний на сердечный ритм и стимуляции системной гемодинамики. Так, в этот период наблюдалось увеличение ЧСС, АМо, ИН, СД, ДД, САД, ДП, ИК, ИМ (р<0,01-0,001) и уменьшение М, Мо, АХ, стЯЯ (р<0,05-0,001). Такие сдвиги вегетативных показателей рассматриваются как проявление функционального напряжения, направленного на мобилизацию энергетических и пластических ресурсов организма с целью обеспечения адекватной степени результативности деятельно-

сти. Подобные изменения уровня неспецифической активации определяются, по-видимому, особенностями взаимодействия ретикулярных и лимбических отделов модулирующей системы мозга [3, 23, 28, 36, 43].

Изучение особенностей вегетативного обеспечения умственной работы, выполняемой в комфортном режиме, в зависимости от СПС, показало наличие значимых различий (р<0,05-0,001) в отношении абсолютных значений целого ряда регистрируемых показателей (рис. 1). По мере перехода от II к IV СПС отмечалось постепенное снижение абсолютных величин ИН, ИК, ИМ и повышение абсолютных значений СД, ДД, САД, СД/ЧСС, Мо, сЯЯ. Вместе с тем сдвиги большинства исследуемых показателей не имели существенных различий (см. табл. 1). Это, по-видимому, связано с проявлением «эффекта пола», характеризующегося тем, что в комфортных условиях работы индивидуальные особенности психофизиологической реактивности нивелируется вследствие относительно низкого уровня неспецифической активации [41, 40]. Вместе с тем, у подростков с IV СПС по сравнению с испытуемыми со II и III стадиями выявлены меньшие сдвиги АМо и ст (р<0,05-0,001).

Информационная нагрузка, реализуемая с максимальной скоростью в условиях дефицита времени и угрозы «наказания», вызывала наиболее значительные (р<0,01-0,001) изменения используемых показателей неспецифической активации (см. табл. 1, см. рис. 1). Сопоставление параметров умственной работоспособности, полученных при разных режимах деятельности, показало, что количество просмотренных знаков (А) за время работы в максимальном темпе увеличивается, а коэффициент продуктивности ^) - уменьшается. При этом переход от первого режима работы ко второму сопровождается нарастанием физиологических «затрат» на переработку значимой информации.

Психическая напряженность проявилась не только в виде объективных изменений ФС, но и в виде субъективных переживаний тревоги. По мере перехода от состояния покоя к работе в максимальном темпе, выявлена тенденция увеличения уровня ситуативной тревожности, определяемой с помощью теста Люшера (р<0,05). Резко возросло число школьников с высоким уровнем ситуативной тревожности.

Следует отметить, что сдвиги рассматриваемых вегетативных переменных, зарегистрированные в режиме максимального темпа работы, сопоставимы с изменениями ФС, выявленными другими авторами у подростков в условиях острого информационного и психоэмоционального стресса [34, 44, 38, 31, 39, 33, 37, 43].

При реализации умственной нагрузки в режиме максимального темпа работы, выявлена общая тенденция изменений исследуемых переменных по мере перехода от II к IV СПС. Мальчики с IV СПС существенно превосходили (р<0,05-0,001) школьников со II и III СПС по средним величинам М, Мо, СД, ДД, САД, стЯЯ и уступали (р<0,05-0,001) им в отношении таких показателей как ИН, ИК, ИМ и ЧСС (см. рис. 1). В этих условиях отмечены разнонаправленные изменения критерия эффективности кровообращения: у подростков со II и III СПС отношение СД/ЧСС при переходе ко второму режиму работы уменьшалось, а у мальчиков с IV СПС, наоборот, увеличивалось.

Максимальный темп

125 -115 -105 95

%

* *

. х

х |—

111111||.II

АДс АДд, АДср ЧСС ДП ИМ АДс/ЧСС М Мо АХ АМо ИН окк А О

III □ IV

х

х

85

75

65

□ II

Рис. 1. Функциональное состояние мальчиков 13-14 лет в зависимости от стадий полового созревания Примечание: *, х - достоверность различий между II и IV, III и IV СПС соответственно. Абсолютные значения показателей ФСу подростков со II СПС приняты за 100%

Анализ психофизиологических изменений ФС при умственной нагрузке, реализуемой в режиме максимального темпа, выявил также межгрупповые различия по сдвигам ряда показателей. Эти различия обнаружены между школьниками с IV СПС, с одной стороны, и подростками со II и III СПС, с другой: мальчики с IV СПС характеризовались менее выраженными изменениями (р<0,05-0,001) ЧСС, ДД, СД/ЧСС, М, Мо, АМо, ИН, стЯЯ (см. табл. 1).

Полученные данные подтверждают представление о том, что особенности психофизиологической реактивности связаны с уровнем активации в состоянии спокойного бодрствования. При этом, чем выше фоновые показатели, тем выше реактивность при выполнении тестирующих нагрузок. На первый взгляд эти результаты расходятся с хорошо известным в физиологии «законом» исходного состояния, согласно которому повышение фонового значения сопровождается снижением реактивности. Однако этот закон, как правило, достаточно четко проявляется только в тех случаях, когда изучается зависимость реакций на нагрузку от исходных значений показателя у одного и того же испытуемого. В тех же случаях, когда изучаются особенности реагирования ЦНС у группы испытуемых, находящихся в сходных условиях наблюдения, то, как фоновые значения показателя, так и величина сдвига на нагрузку, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями реактивности нервной системы [21, 20, 15, 7, 12, 36]. Известно, что величина предельной активированности у лиц с низким уровнем активации в состоянии покоя больше, и этот предел достигается при более высокой интенсивности воздействия, а реактивность, наоборот, ниже. Поэтому «среднее», непредельное по своей величине внешнее воздействие вызывает у более активированных подростков 13-14 лет со П-Ш СПС больший физиологический эффект, чем та же по интенсивности стимуляция у менее активированных мальчиков с IV СПС.

Сопоставление параметров умственной работоспособности, полученных при разных режимах деятельности показало отсутствие статистически значимых различий между подростками, находящимися на разных СПС. Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что реализация напряженной информационной нагрузки на начальных этапах полового созревания достигается большей физиологической ценой.

Ярко выраженные изменения изучаемых показателей под влиянием напряженной информационной нагрузки у детей со П-Ш СПС являются, по видимому, отражением, характерных для начала полового созревания «регрессивных» отклонений в функциональной организации мозга, проявляющихся в ухудшении ФС коры и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры [17]. Подобная динамика функциональной организации мозга в этот период обусловлена резким повышением активности гипоталамо-гипофизарного комплекса [26]. Наряду с этим, у подростков, находящихся на начальных СПС, увеличивается степень напряжения в функционировании висцеральных систем, что связывается как с изменениями их метаболизма, обусловленными гормональными сдвигами, так и с особенностями регулирования их активности со стороны ЦНС [25]. В свою очередь снижение эффективности систем саморегуляции существенно увеличивает подверженность подростков отрицательному влиянию психосоциального стресса [24, 2, 43, 32].

С другой стороны, более совершенное функционирование механизмов саморегуляции у подростков с IV СПС, скомпенсированность у них изменений сердечной деятельности и тонуса сосудов обеспечивают уменьшение вегетативных сдвигов в условиях психосоциального стресса [2]. В значительной степени это связано с тем, что на завершающих этапах полового созревания снижается активность гипоталамуса, а в корково-подкорковых взаимодействиях начинает доминировать кора больших полушарий, что, в частности, приводит к улучшению функциональной организации различных видов деятельности и возрастанию эффективности произвольной регуляции [17].

Вышеизложенное позволяет считать, что обнаруженные различия, проявляющиеся у мальчиков 13-14 лет со II-III СПС в высокой физиологической цене деятельности, меньшей работоспособности, избыточном вегетативном обеспечении напряженной информационной нагрузки, выраженном преобладании тонуса симпатического отдела ВНС, свидетельствуют о неадекватном вовлечении в ситуацию структур лимбического комплекса, происходящем на фоне характерной для начальных стадий полового созревания разбалансировки отдельных звеньев модулирующей системы мозга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение ФС мальчиков 13-14 лет при осуществлении умственной деятельности в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что информационные нагрузки вызывают у них повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем. Установлено, что переход от первого режима работы ко второму сопровождается повышением активности симпатического отдела ВНС и возрастанием вегетативных «затрат» на переработку значимой информации. Последнее указывает на то, что физиологическая цена работы в комфортном режиме ниже, чем при нагрузке в максимальном темпе. Падение эффективности работы в ходе реализации второго задания, по-видимому, обусловлено более выраженным повышением активности модулирующей системы мозга за счёт нарастания вклада подсистемы эмоциональной активации, связанной с оборонительным поведением, по сравнению с активностью подсистемы неэмоциональной активации, обеспечивающей энергетическую составляющую деятельности.

Показано, что на начальных СПС у подростков 13-14 лет отмечаются наиболее выраженные изменения ФС в условиях напряженной информационной нагрузки. Это отражает высокую физиологическую цену адаптации и низкие функциональные возможности организма мальчиков, находящихся на II и III СПС. Избыточное вегетативное обеспечение напряженной умственной работы и высокая физиологическая цена деятельности могут привести к снижению работоспособности, ухудшению эффективности обучения, неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья, что необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию ФС школьников в период полового созревания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984.

2. Григорьев А.И., Федоров Б.М. Актуальные проблемы космической медицины и физиологии (к 95-летию со дня рождения В.В. Парина) // Физиология человека. - 1998. Т.24. - № 6. - С. 80-83.

3. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 324-356.

4. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева.-М.: Медицина, 1991. - 560 с.

5. Душанин С.А., Шигалевский В.В. Функция сердца у юных спортсменов. -К.: Здоров’я, 1988. - 168 с.

6. Захарченко М.П., Маймунов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. - СПб.: МФИН, 1997. - 516 с.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. -461 с.

8. Калюжная Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.

9. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М: Педагогика, 1978. - 224 с.

10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

11. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности у мальчиков 13-14 лет в зависимости от темпов полового созревания // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, № 1. - С. 85-96.

12. Криволапчук И.А. Кондиционные двигательные способности и неспецифическая реактивность детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Новые исследования. - 2008. - №4. - С. 38-50.

13. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки учащихся / Под ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. - М.: АПН СССР, 1984. - 67 с.

14. Мызников И. Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодина-мическим параметрам //Гигиена и санитария. - 1993. - №1. - С. 62-63.

15. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 408 с.

16. Подростковая медицина / под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

17. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2009. - 432 с.

18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с

19. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.

20. Солонин Ю.Г. Роль исходного состояния физиологических функций в реакциях на физическую нагрузку // Физиология человека. - 1987. - Т. 13, № 1. -С. 96-102.

21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. - 231 с.

22. Ульянинский Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-33.

23. Фарбер Д. А., Дубровинская Н.В. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе // Механизмы деятельности мозга человека. Ч. I. Нейрофизиология человека / Под ред. Н.П. Бехтеревой. - Л., 1988. - С. 677-801.

24. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. - М.: Медицина, 1990. -с. 320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. -208 с.

26. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии // Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2010. - 768 с.

27. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. Биология человека. - М.: Мир, 1979. - 611 с.

28. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

29. Эверли Д.С., Розенфельд Р. Стресс - природа и лечение: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1985. - 223 с.

30. Bourquia A., Refass A., Tahiri S. et al. Arterial blood pressure in Moroccan children and adolescents // Ann Pediatr (Paris). - 1991. -Vol. 38(8). - P. 576-83.

31. Chen E., Matthews K.A., Salomon K., Ewart C.K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children's personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. - 2002. - Vol. 21(1). - P. 16-24.

32. Dahl R.E., Gunnar M.R. Heightened stress responsiveness and emotional reactivity during pubertal maturation: implications for psychopathology// Dev Psychopathol.

- 2009. - Vol. 21, №1. - P. 1-6.

33. de Visser D.C., van Hooft I.M., van Doornen L.J. et al. Cardiovascular response to mental stress in offspring of hypertensive parents: the Dutch Hypertension and Offspring Study. // J Hypertens. - 1995. - Vol. 13(8). - P. 901-908.

34. Falkner B. Реактивность сердечно-сосудистой системы у лиц молодого возраста // Кардиология. - 1986. - Т. 16. - №1. - С. 39-43.

35. Grews D., Landers D. A meta-analytic review of aerobic fitness and re-activity to psychosocial stressors // Med. Sci. Sports Exerc. - 1987. - Vol. 19, №5. - P. 114120.

36. Hare T.A., Tottenham N., Galvan A. et al. Biological substrates of emotional reactivity and regulation in adolescence during an emotional go-nogo task // Biol Psychiatry. - 2008. - Vol. 63, №10. - P. 927-934.

37. Low C.A., Salomon K., Matthews K.A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents // Psychosom Med. 2009. - Vol. 71, №9. - P. 927-931.

38. Musante L., Raunikar R.A., Treiber F. et al. Consistency of children's hemodynamic responses to laboratory stressors // Int J Psychophysiol. - 1994. - Vol. 17(1). - P. 65-71.

39. Popma A., Jansen L.M., Vermeiren R. et al. Hypothalamus pituitary adrenal axis and autonomic activity during stress in delinquent male adolescents and controls // Psychoneuroendocrinology. - 2006. - Vol. 31, №8. - P. 948-957.

40. Roth D., Holmes D. Influence of Aerobic Exercise Traning and Relaxation Tranind on Physical and Psychologic Health Following Stressful Life Evens // Psychosomatic Medicine. - 1987. -Vol. 49. - P. 355-365.

41. Shulhan D., Scher H., Furedy J. Phasic Reactivity to Psycholocigical Stress as a Function of Aerobic Fitnes Level // Psychophysiology. - 1986. - Vol. 23, №5. - P. 562-566.

42. Spalding T.W., Jeffers L.S., Poges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Exerc.

- 2000 - Vol. 32, № 3. - P. 581-591.

43. Spear L.P. Heightened stress responsivity and emotional reactivity during pubertal maturation: Implications for psychopathology // Dev Psychopathol. - 2009. -Vol.

21, №1. - P. 87-97.

44. Verhaaren H.A., Schieken R.M., Schwartz P. et al. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children // J. Appl. Physiol. - 1994. - Vol 76(1). - P. 146-150.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 10-06-00053а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.