Научная статья на тему 'Возрастные особенности функционального состояния подростков при напряженной интеллектуальной деятельности'

Возрастные особенности функционального состояния подростков при напряженной интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
622
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНОСТЬ / ЦЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTIVITY / OPERATION COST / AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимов М. М., Савушкина Е. В., Полянская Н. В.

Изучение особенностей психофизиологической реактивности подростков при осуществлении интеллектуальной деятельности в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что в период от 11-12 до 13-14 лет происходит повышение скорости и продуктивности выполнения тестовых заданий на фоне некоторого нарастания напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования на начальных этапах пубертатного периода. Общая направленность возрастных изменений исследуемых показателей функционального состояния у девочек оказалась такой же, как и у мальчиков. Существенные различия заключаются в том, что у девочек на протяжении всего рассматриваемого возрастного периода наблюдаются более высокие показатели скорости и качества выполнения напряженной интеллектуальной деятельности, а также и более высокие рабочие уровни артериального давления крови. При этом у девочек выраженное нарастание напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования наблюдается в 12-13 лет, тогда как у мальчиков в 13-14 лет, что связывается нами с различиями в темпах развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимов М. М., Савушкина Е. В., Полянская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of psychophysiological reactivity of teenagers performing intellectual activity at optimal and maximum pace has shown that during the period from 11-12 to 13-14 years there is an increase in speed and efficiency of the test tasks performance. It happens together with the growing tension of cortical stem and limbic and reticular mechanisms of regulation of active wakefulness during the initial stages of puberty. The age-related changes of the functional state in girls were generally the same as those of boys. Significant differences are that the girls during the studied age period demonstrate higher levels of speed and efficiency of intense intellectual activity, as well as higher levels of blood pressure. At the same time the girls express the growth of tension of cortical-stem and limbic-reticular wakefulness regulation mechanisms at the age of 12-13 years old, whereas boys at the age of 13-14 years old, which can be explained by the different pace of development.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности функционального состояния подростков при напряженной интеллектуальной деятельности»

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.А. Криволапчук1 *, М.Б. Чернова*, М.М. Герасимов*,

Е.В. Савушкина**, Н.В. Полянская*

*ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Россия, Москва ** Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика

Беларусь, Гродно

Изучение особенностей психофизиологической реактивности подростков при осуществлении интеллектуальной деятельности в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что в период от 11-12 до 13-14 лет происходит повышение скорости и продуктивности выполнения тестовых заданий на фоне некоторого нарастания напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования на начальных этапах пубертатного периода.

Общая направленность возрастных изменений исследуемых показателей функционального состояния у девочек оказалась такой же, как и у мальчиков. Существенные различия заключаются в том, что у девочек на протяжении всего рассматриваемого возрастного периода наблюдаются более высокие показатели скорости и качества выполнения напряженной интеллектуальной деятельности, а также и более высокие рабочие уровни артериального давления крови. При этом у девочек выраженное нарастание напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования наблюдается в 12-13 лет, тогда как у мальчиков в 13-14 лет, что связывается нами с различиями в темпах развития.

Ключевые слова: психофизиологическая реактивность, цена деятельности, возрастные особенности

Age characteristics of the functional state of adolescents performing intense intellectual activity. The study of psychophysiological reactivity of teenagers performing intellectual activity at optimal and maximum pace has shown that during the period from 11-12 to 13-14 years there is an increase in speed and efficiency of the test tasks performance. It happens together with the growing tension of cortical stem and limbic and reticular mechanisms of regulation of active wakefulness during the initial stages of puberty. The age-related changes of the functional state in girls were generally the same as those of boys. Significant differences are that the girls during the studied age period demonstrate higher levels of speed and efficiency of intense intellectual activity, as well as higher levels of blood pressure. At the same time the girls express the growth of tension of cortical-stem and limbic-reticular wakefulness regulation mechanisms at

Контакты: 'Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected]>

the age of 12-13 years old, whereas boys - at the age of 13-14 years old, which can be explained by the different pace of development.

Keywords: psychophysiological reactivity, operation cost, age features

Изучение возрастных особенностей регуляции функционального состояния (ФС) является необходимым условием укрепления здоровья, обеспечения нормального физического и психического развития подростков [3, 13, 16, 18]. В настоящее время, очевидно, что для понимания общих закономерностей адаптации подростков к процессу обучения важное значение имеет исследование ФС в условиях напряженной интеллектуальной деятельности. Известно, что одинаково хорошие результаты интеллектуальной деятельности в школе могут быть достигнуты при весьма разных энергетических затратах организма за счет неодинаковой психофизиологической цены адаптации к обучению [6]. Даже соответствующие возможностям школьников обычные учебные нагрузки оказывают существенное воздействие на их психофизиологические функции, вызывая значительную мобилизацию ресурсов организма [1, 3, 7]. При использовании неадекватных нагрузок на фоне нерациональной организации учебного процесса формируется состояние психической напряженности, которое может привести к ухудшению ФС, снижению работоспособности, истощению резервов организма, развитию скрытой, а затем и явной патологии [4, 11, 13, 23]. В этой связи важно подчеркнуть, что вопрос об изменениях психофизиологических показателей ФС подростков при напряженной интеллектуальной деятельности в возрастном аспекте недостаточно изучен.

Целью исследования явилось изучение возрастных особенностей функционального состояния подростков 11-14 лет в условиях напряженной интеллектуальной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 11-12 (n=98), 12-13 (n=85) и 13-14 (n=81) лет. Родители дали письменное согласие на основе полной информации на участие их детей в обследовании. Протокол работы одобрен ФБГНУ «ИВФ РАО».

Измерение омега-потенциала (ОП) - интегрального показателя, характеризующего ФС ЦНС, осуществлялось с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных физиологических процессов головного мозга [9]. В состоянии покоя регистрировали величину ОП после выхода на плато. Этот показатель отражает уровень ФС в условиях оперативного покоя и неспецифическую резистентность организма к стрессорным воздействиям. Определяли типы спонтанной динамики ОП при переходе от состояния активного бодрствования к состоянию оперативного покоя [9].

Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [19]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Клейкие электроды фиксировались на левой стороне груди в отведении по Небу. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду

моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) подсчиты-валась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови измеряли с применением манжеты должных размеров в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и Society for Psychophysical Research [25]. Рассчитывали двойное произведение (ДП).

Индекс тревожности (ИТ) определяли посредством использования варианта 8-цветового теста Люшера в модификации Собчик [15].

В качестве модели напряженной интеллектуальной деятельности использовали работу с буквенными таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания» [12]. По результатам выполнения заданий рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q). Для воспроизведения состояния напряжения в качестве «наказания» использовались порицающие замечания и сильный звук.

Статистическую обработку проводили с помощью пакета прикладных программ Microsoft Excel и Statistica. Определялись основные статистические характеристики ряда измерений, проводилась проверка статистических гипотез.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выявления возрастно-половых особенностей ФС подростков 11-12, 12-13 и 13-14 лет была проведена серия экспериментов. В лабораторных условиях испытуемые выполняли интеллектуальную деятельность различной степени сложности. Тестовое задание включало работу с оптимальной и максимальной скоростью. Физиологические показатели регистрировали в состоянии спокойного бодрствования, при выполнении тестовых нагрузок и в период восстановления.

По нашим наблюдениям средние значения омега-потенциала в состоянии спокойного бодрствования во всех рассматриваемых возрастных группах подростков находились в диапазоне от 20 до 40 мВ, что соответствует «нормальному» уровню относительно стабильного функционирования мозга и свидетельствует об оптимальной активации ЦНС. Однако дифференциальный анализ полученных данных с учетом устойчивости исходных величин омега-потенциала, выявил различное соотношение испытуемых с низким (от 0 до 19 мВ), средним (от 20 до 39 мВ) и высоким (от 40 до 60 мВ) уровнем бодрствования: в 11-12 лет фоновые его значения в 55,8 % случаев соответствовали среднему, в 28,1 % - низкому и в 16,1 % - высокому уровню бодрствования; в 12-13 лет - 54,5 %, 22,6 %, 22,9% случаев; 13-14 лет - 51,7 %, 18,4 %, 29,9 % случаев соответственно. Это указывает на то, что у большинства обследуемых детей механизмы регуляции церебрального гомеостаза характеризуются значительной устойчивостью.

Необходимо отметить, что в 12-13 лет у девочек наблюдались тенденция более высоких средних значений омега-потенциала в состоянии покоя, чем в 11 -12 и 13-14 лет, а у мальчиков, наоборот, наиболее высокие значения омега-потенциала были зарегистрированы в 13-14 лет. Возрастание омега-потенциала у мальчиков и девочек сопровождалось уменьшением вариативности его значений. Наблюдалось

некоторое снижение встречаемости типов спонтанной динамики ОП, характерных для здоровых школьников (I, II типы), за счет увеличения встречаемости неблагоприятных типов омегаграммы (IV, VI, VII). Все это указывает на повышение напряжения механизмов нейрорефлекторной регуляции состояния бодрствования.

Изучаемые вегетативные параметры ФС в условиях покоя с возрастом изменялись разнонаправлено и волнообразно: RRNN, Мо, MxDMn, СД, ДД, ДП, увеличивались, а ЧСС, АМо, SI уменьшались. Изменения этих показателей ФС отражают тенденцию сдвига вегетативного баланса в сторону повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) у школьников в процессе развития. Материалы, полученные нами при изучении психофизиологической реактивности подростков в условиях информационной нагрузки (рис. 1 -3), свидетельствуют о том, что испытуемые всех рассматриваемых возрастных групп реагировали на предъявляемую умственную работу увеличением (p<0,05-0,001) значений ОП, ЧСС, АМо, SI, СД, ДД, ДП и снижением (p<0,05-0,001) RRNN, Мо, SDNN, MxDMn, по сравнению с фоновыми величинами этих показателей. Важно подчеркнуть, что психофизиологическая цена работы в комфортном режиме ниже, чем при нагрузке в максимальном темпе. Падение эффективности работы в ходе реализации второго задания, по-видимому, обусловлено более выраженным повышением активности модулирующей системы мозга за счёт нарастания вклада подсистемы эмоциональной активации, связанной с оборонительным поведением, по сравнению с активностью подсистемы неэмоциональной активации, обеспечивающей энергетическую составляющую деятельности [6].

Это, в частности, подтверждается тенденцией увеличения уровня ситуативной тревожности по мере перехода от покоя к работе в максимальном темпе.

Анализ возрастных изменений омега-потенциала при реализации тестовой нагрузки (см. рис. 1) показал, что в период от 11-12 до 13-14 лет средние его значения при работе в максимальном темпе у мальчиков увеличиваются на 6,5 мВ, а у девочек - на 2,5 мВ. При работе с комфортной скоростью увеличение данного показателя соответственно составляло 3,9 и 4,7 мВ. Наиболее высокие показатели ОП при тестовых нагрузках у мальчиков наблюдались в 13 -14 лет, а у девочек в 12-13 лет. Наряду с этим в 13-14 лет у мальчиков и в 12-13 лет у девочек происходит повышение показателя ситуативной тревожности. Наблюдаемая тенденция увеличения рабочих значений омега-потенциала и уровня тревожности, по-видимому, отражает нарастание напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования на начальных этапах пубертатного периода.

В ходе исследования выявлено существенное (p<0,05) увеличение с возрастом количественных и качественных параметров умственной работоспособности (см. рис. 1). Количественный показатель работоспособности при реализации нагрузки в режиме автотемпа в рамках изучаемого возрастного периода увеличился у мальчиков на 43,9 знака, а у девочек - на 54,0 знака. Коэффициент продуктивности возрастал на 2,4 отн.ед. и 4,5 отн.ед. соответственно. При реализации тестового задания с максимальной скоростью количество просмотренных знаков возрастало, а продуктивность работы в этих условиях, наоборот, в большинстве случаев снижалась. Количественный показатель за рассматриваемый период онтогенеза повышался у мальчиков на 27,8 знака, а у девочек - на 37,2 знака. Коэффициент Q

за рассматриваемый период у мальчиков увеличивался на 1,0 отн.ед, а у девочек -на 4,0 отн.ед. Наблюдаемые нами возрастные различия в продуктивности напряженной интеллектуальной деятельности, по-видимому, определяются спецификой ФС ЦНС и особенностями ВНД на различных этапах онтогенеза.

ОП, мВ

11-12 (М)

250 225 200 175 150 125 100 75 50

I

11-12 (Д)

12-13(М)

12-13(Д)

13-14(М)

□ Автотемп □ Максимальный темп

Скорость работы, знаки

13-14(Д)

11-12 (М)

11-12 (Д)

12-13(М)

12-13(Д)

13-14(М)

□ Автотемп □ Максимальный темп

13-14(Д)

Продуктивность работы, отн.ед.

11-12 (М)

11-12 (Д)

12-13(М)

12-13(Д)

13-14(М)

13-14(Д)

□ Автотемп □ Максимальный темп

45

40

35

30

25

20

Рис. 1. Возрастные изменения ФС подростков при напряженной деятельности Примечание. М- мальчики; Д - девочки.

60-- 50-- 40-- 30-- 20-- 10-- ■ ■- — 1 ■- -1 АМо, % — ■ ■ — | ■

11-12 (М) 11-12 (Д) 12-13(М) 12-13(Д) 13-14(М) 13-14(Д) | □ Автотемп □ Максимальный темп |

800 - -700 - -600 - -500 - -400 - -300 - -200 - -100 - - - - N RRNN, мс - 1 1 N I

11-1 2(М) 11-12(Д) 12-13(М) 12-1 3(Д) 13-14(М) 13-14(Д) | О Автотемп □ Максимальный темп |

250 -.200 -150 -100 -50 -- - _— м 1 xDMn, мс - —, - —1 1

11-12 (М) 11-12 (Д) 12-13(М) 12-13(Д) 13-14(М) 13-14(Д) | □ Автотемп □ Максимальный темп |

400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 -- 11-12 (1 1 М) 11-12 (Д) [■ 12-13( Автотем :>|, отн.ед. М) /1 п □ Максим 12-1 3( 1альный Д) темп 1 3-14(Г )1 3-14(Д)

Рис. 2. Возрастные изменения параметров сердечного ритма у подростков при напряженной деятельности Примечание. М- мальчики; Д - девочки.

130 -|- 125-- 120-- 115-- 110-- 105-- СД, мм.рт.ст.

11-12 (М) 11-12 (Д) 12-13(М) 12-| п Автотемп п Максимальн 3(Д) 13-14(М) 13-14(Д) ый темп |

76 -|- 74-- 72-- 70--" 68-- 66 -1-- ДД, мм.рт.ст. шт 11-12 (М) 11-12 (Д) 12-13(М) 12-1 |п Автотемп □ Максимальны Ш 3(Д) 13-14(М) 13-14(Д) |й темп |

Рис. 3. Возрастные изменения артериального давления крови у подростков при

напряженной деятельности Примечание. М - мальчики; Д - девочки.

В процессе исследований установлено, что при работе в оптимальном темпе девочки в 11-12, 12-13 и 13-14 лет превосходили мальчиков по количеству просмотренных знаков и по продуктивности умственной деятельности. При работе с максимальной скоростью девочки также характеризовались более высокими количественными показателями работоспособности и значительно превосходили мальчиков в отношении коэффициента продуктивности деятельности в 12-13 и 13-14 лет. Это связано с тем, что характерные для начальных стадий полового созревания, регрессивные сдвиги функциональной организации мозга, приводящие к временному затруднению реализации познавательных процессов [17, 14] и, как следствие, к снижению умственной работоспособности, у девочек наблюдаются примерно на год раньше, чем у мальчиков. Считается также, что более высокие уровни работоспособности у девочек по сравнению с их одногодками мальчиками связаны и с психологическими особенностями. Девочки более уравновешены, послушны и прилежны, на всем протяжении школьного периода лучше учатся, имеют более высокий средний балл успеваемости [2]. Сведения о том, что в отдельные возрастные периоды работоспособность у девочек выше, чем у мальчиков, содержатся в специальной литературе [1, 2, 5]. Возможно, что это обусловлено более совершенным функционированием у девочек регуляторных механиз-

мов, обеспечивающих избирательную функциональную организацию мозговых структур, участвующих в реализации напряженной интеллектуальной деятельности. Последнее связано с тем, что девочки-подростки по темпам развития опережают мальчиков в среднем на 1 -2 года. Поскольку девочки вступают в пубертатный период раньше, чем мальчики, у них раньше улучшается деятельность различных звеньев регуляторной системы мозга и, соответственно, повышается работоспособность.

Для оценки ФС подростков при напряженной интеллектуальной деятельности немаловажное значение имеют сведения о возрастно-половых особенностях регуляции сердечного ритма. Полученные данные показали (см. рис. 2), что средняя продолжительность RR-интервала (ЯДМЫ) при работе в максимальном темпе с возрастом увеличивались у мальчиков на 48 мс, а у девочек - на 65 мс. При работе с комфортной скоростью это увеличение соответственно составило 60 и 90 мс.

Показатель разброса RR-интервалов (MxDMn), характеризующий амплитуду регуляторных влияний, в условиях тестовых нагрузок с возрастом постепенно увеличивался (см. рис. 2). При выполнении нагрузки с максимальной скоростью это увеличение в период от 11-12 до 13-14 лет у мальчиков составило 18 мс, а у девочек - 36 мс. При работе в режиме автотемпа МхЭМп возрастал у мальчиков на 16 мс, а у девочек - на 51 мс. Наиболее высокие значения МхЭМп по сравнению с возрастом 11 -12 лет при тестовых нагрузках у мальчиков наблюдались в 12-13 лет (60 мс), а у девочек в 13 -14 лет.

Стресс-индекс ^Г), отражающий степень преобладания активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма над автономными при тестовых нагрузках с возрастом существенно уменьшался (см. рис. 2.). В период от 1112 до 13-14 лет величина SI при работе в максимальном темпе у мальчиков снижалась на 59 отн. ед., а у девочек - на 96 отн. ед. При работе в режиме автотемпа это уменьшение соответственно составило 70 и 107 отн. ед. Наиболее высокие значения SI при тестовых нагрузках у мальчиков наблюдались в 11-12 лет, а у девочек в 12-13 лет. В последнем случае 81 возрастал при работе с максимальной и комфортной скоростью на 19 и 8 отн.ед., соответственно, по сравнению с возрастом 11 -12 лет.

Амплитуда моды (АМо) как показатель активности симпатического отдела ВНС, изменялась волнообразно (см. рис. 2): при работе в максимальном темпе у мальчиков он увеличивался на 4,4 %, а у девочек - на 5,2 %; при работе в режиме автотемпа это повышение составило 1,6 и 2,9 %. Наиболее высокие показатели АМо при тестовых нагрузках у мальчиков наблюдались в 13 -14 лет, а у девочек в 12-13 лет (7,6 % и 6,8 % при работе с максимальной и комфортной скоростью соответственно).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) при тестовых нагрузках с возрастом также незначительно снижалась (см. рис. 2). В период от 11-12 до 13-14 лет пиковая величина ЧСС при работе в максимальном темпе у мальчиков уменьшается на 3,1 уд/мин, а у девочек - на 4,3 уд/мин. При работе в режиме автотемпа это уменьшение соответственно составило 2,0 и 5,1 уд/мин.

На начальном этапе пубертатного периода наблюдаются наиболее существенное напряжение регуляторных механизмов, низкий уровень функционирования парасимпатического отдела ВНС при высоком напряжении симпатического

отдела и центрального контура регуляции сердечного ритма. Вместе с тем в период от 11-12 до 13-14 лет за счет перестройки взаимодействия между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС постепенно снижается участие центрального контура управления сердечным ритмом и совершенствуется функционирование автономного контура в условиях напряженной деятельности. Анализ изменений показателей сердечного ритма подтверждает тенденцию повышения тонуса центров парасимпатической регуляции с увеличением возраста испытуемых [19, 18].

Большой интерес представляет анализ возрастной динамики артериального давления (АД) крови у подростков в условиях когнитивных нагрузок различной степени сложности. Полученные нами данные (см. рис. 3) указывают на то, что в период от 11 -12 до 13 -14 лет пиковое систолическое давление (СД) крови при работе в максимальном темпе у мальчиков в среднем увеличивается на 8,4 мм. рт. ст., а у девочек - на 12,3 мм. рт. ст. При работе с комфортной скоростью это увеличение соответственно составило в среднем 9,5 и 11,0 мм. рт. ст.

Диастолическое давление (ДД) крови, зарегистрированное в рассматриваемых экспериментальных ситуациях, с возрастом изменялось незначительно (см. рис. 3). От 11-12 до 13-14 лет у мальчиков и девочек наблюдалась лишь тенденция его увеличения. При работе с комфортной скоростью этот показатель увеличивался на 2,3 и 2,6 мм. рт. ст., а при нагрузке с максимальной скоростью на 2,1 и 2,9 мм. рт. ст., соответственно.

Полученные данные показывают, что выявленные у подростков 11-14 лет в условиях напряженной интеллектуальной деятельности величины артериального давления крови отражают в целом возрастные закономерности его изменений, описанные в других работах [10, 20, 8, 13]. Наблюдаемое многими авторами существенное возрастание систолического и среднего АД у подростков во многом связано с тем, что объем сердца в это время увеличивается быстрее, чем объем сосудистого русла. Данное обстоятельство создает предпосылки для повышения сосудистого тонуса и роста артериального давления [17, 13]. Вместе с тем значительное повышение АД у школьников 11-14 лет определяется не только структурными особенностями организма, но и эндокринной перестройкой, обусловленной процессом полового созревания. Увеличение АД обусловлено связью этой гемодинамической переменной с темпами полового созревания и уровнем физического развития [10, 17, 3, 21]. В литературе имеются данные, свидетельствующие о тесной положительной корреляции уровня АД с ростом детей, причем эта взаимосвязь является более сильной, чем связь с паспортным возрастом [17, 20, 4, 21, 22].

В целом проведенное исследование показало, что у детей 11-12, 12-13 и 13-14 лет величины изученных параметров омегаметрии, центральной гемодинамики и сердечного ритма, полученные в состоянии покоя и при тестовых нагрузках, находились в соответствии с возрастной нормой и были близки к данным, имеющимся в литературе, для школьников этого возраста [23, 24, 13, 19, 9, 18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение особенностей психофизиологической реактивности подростков 1112, 12-13, 13-14 лет при осуществлении интеллектуальной деятельности в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что умственные нагрузки вызывают у них повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем. Важно отметить, что у подростков всех рассматриваемых возрастных групп смена режима реализации нагрузки сопровождается повышением активности симпатического отдела ВНС и увеличением психофизиологических «затрат» на переработку значимой информации, что указывает на более высокую цену адаптации к работе в максимальном темпе по сравнению с работой с комфортной скоростью.

В период от 11-12 до 13-14 лет при работе с комфортной и максимальной скоростью, как у мальчиков, так и у девочек, происходит повышение скорости и продуктивности выполнения тестовых заданий на фоне менее значительного усиления активности симпатического отдела ВНС и более высоких уровней артериального давления крови. Одновременно наблюдается тенденция увеличения рабочих значений омега-потенциала и ситуативной тревожности. Последнее, по-видимому, свидетельствует о некотором нарастании напряженности корково -стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования на начальных этапах пубертатного периода.

Общая направленность возрастных изменений исследуемых показателей функционального состояния у девочек оказалась такой же, как и у мальчиков. Существенные различия заключаются в том, что у девочек на протяжении всего рассматриваемого возрастного периода наблюдаются более высокие показатели скорости и качества выполнения напряженной интеллектуальной деятельности, а также и более высокие рабочие уровни артериального давления крови. Наряду с этим у девочек выраженное нарастание напряженности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции активного бодрствования наблюдается в 12-13 лет, тогда как у мальчиков в 13-14 лет, что связывается нами с различиями в темпах развития. Полученные данные указывают на необходимость четкого нормирования напряженной интеллектуальной деятельности у школьников-подростков для предотвращения умственных и эмоциональных перегрузок, профилактики неблагоприятных изменений функционального состояния и укрепления здоровья. Исследование поддержано РГНФ (грант № 16-06-00285а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д.В. Колесова. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

2. Антропова М.В. Возрастно-половые особенности умственной работоспособности учащихся 14-17 лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. - № 1.- С. 111-116.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И.Л. Алимова [и др.]; под ред. Л.В. Козловой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 96 с.

5. Гринене Э.Ю. Умственная работоспособность подростков // Новые исследования. - 2004. - № 1-2. - C. 137-141.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 324 с.

7. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология развития: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2000. -144 с.

8. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. - СПб.: МФИН, 1997. - 517 с.

9. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. - СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. -368 с.

10. Калюжная Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.

11. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.

12. Криволапчук И.А. Функциональное состояние подростков с высокой и низкой стрессовой реактивностью при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности. - 2014. - том 64, № 3. - С. 279-291.

13. Подростковая медицина / под ред. Л. И. Левиной, А. М. Куликова. -СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

14. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.

15. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.

16. Фарбер Д.А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

17. Физиология подростка / под ред. Д.А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. -208 с.

18. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. -259 с.

20. Bourquia A., Refass A., Tahiri S., Ouazzani M., Ksyer M., Chihab Eddine L. Arterial blood pressure in Moroccan children and adolescents // Ann Pediatr (Paris). -1991. - Vol. 38, № 8. - Р. 576-583.

21. Jackson L.V., Thalange N.K., Cole T.J. Blood pressure centiles for Great Britain // Arch Dis Child. 2007. 92(4). - р. 298-303.

22. Martino F. Puddu P.E., Pannarale G., Colantoni C., Zanoni C., Martino E., Ba-rillá F. Arterial blood pressure and serum lipids in a population of children and adolescents from Southern Italy: the Calabrian Sierras Community Study (CSCS) // Int J Car-diol. 2013. 168(2). P. 1108-1114.

23. Musante L., Raunikar R.A., Treiber F., Davis H., Dysart J., Levy M., Strong W.B. Consistency of children's hemodynamic responses to laboratory stressors. Int J Psychophysiol. - 1994. - 17(1): 65-71.

24. Salomon K., Matthews K.A., Allen M.T. Patterns of sympathetic and parasympathetic reactivity in a sample of children and adolescents // Psychophysiology. - 2000. - 37(6). - P. 842-849.

25. Shapiro D., Jamner L.D., Lane J.D., Light K.C., Myrtek M., Sawada Y., Step-toe A. Blood pressure publication guidelines // Society for Psychophysical Research Psychophysiology. - 1996. - V. 33(1). - P. 1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.