УДК 796.42; 796.012
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 12-14 ЛЕТ: ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ю.Л. Веневцева, Д.Е. Елисеев, А.Х. Мельников, М.М. Юдаев
Рассмотрены вопросы спортивной специализации в подростковом возрасте и пубертатном периодах. Приведены результаты анализа функциональных и психологических характеристик юных легкоатлетов, в зависимости от их биологического возраста.
Ключевые слова: функциональное состояние, психологический статус, биологический возраст, половое созревание, юные легкоатлеты.
Подготовка спортивного резерва является актуальной задачей детского и юношеского спорта. Особенную значимость приобретает ее решение в связи с проведением Юношеских Олимпийских игр и Зимней Олимпиады 2014 в г. Сочи.
Наблюдающийся в настоящее время вековой тренд, характеризующийся более значительным увеличением роста в подростковом возрасте и более ранним началом пубертатного периода [1], является нежелательным для некоторых видов спорта, например, гимнастики. Вопросы биологического возраста юных спортсменов интенсивно разрабатывались в 70-80-х годах прошлого века в московской (Мотылянская Р.Е., Хрущев С.В.), петербургской (Смирнов К.М., Тихвинский С.Б.) и смоленской (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н.) [2] научных школах.
В последнее время существенный вклад в разработку данной проблемы внес П.К. Прусов [3], который, изучив физические возможности спортсменов в зависимости от темпов созревания, пришел к выводу, что в видах спорта, тренирующих выносливость, спортивный успех в большей мере сопутствует подросткам с темпами созревания ниже среднего и средними, а в скоростно-силовых видах предпочтительны ускоренные темпы биологического созревания [4]. Однако неадекватно большие нагрузки могут отрицательно влиять как на темпы роста, так и на темпы полового созревания, особенно в видах спорта с ограничением пищевого рациона (гимнастика, борьба) [5].
Кроме того, в зарубежной литературе активно обсуждаются механизмы повышенной стресс-реактивности в подростковом возрасте [6], при этом психоэмоциональная неустойчивость может существенно снижать эффективность тренировочного процесса.
С целью изучения особенностей функционального состояния и психологического статуса и их зависимости от степени полового созревания мы обследовали 20 детей 12-14 лет, в том числе 13 мальчиков и 7 девочек, занимающихся легкой атлетикой в течение полутора лет.
У всех детей измеряли рост и вес, на основании которых рассчитывали индекс массы тела, а также систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД). Вегетативный тонус и реактивность изучали по данным математического анализа ритма сердца (МАРС, Нейрософт, Иваново) в области временного и спектрального анализа, электропроводность биологически активных зон кожи - на диагностической системе «АМСАТ» (Амсат-Коверт, Москва), длительность индивидуальной минуты (ИМ) - по Н.И. Моисеевой (1986).
Для оценки психологического статуса использовали цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ) с оценкой позиций цветов по А.Х. Мельникову (1997), а также психогеометрический тест (С. Деллингер, 1989). Кроме того, оценивали темпы прироста спортивных результатов за последний год и уровень развития основных двигательных качеств (скорости, выносливости, силы).
Степень полового созревания определяли по Таннеру [7], оценивая выраженность оволосения в подмышечных впадинах (Ax) у подростков обоего пола, развития молочных желез (Ma) у девушек и изменения голоса у мальчиков (цифры 0, 1 и 2 после приведенных сокращений обозначают степени полового созревания).
Статистическая обработка проведена с использованием пакета анализа Excel 7.0 и расчетом достоверности различий по методу Стьюдента и коэффициентов корреляции по Пирсону. Данные представлены как M±m.
Следует отметить, что 55,5 % обследованных детей ранее занимались другими видами спорта. Так, две из семи девочек (28,6 %) посещали секцию спортивной гимнастики, три мальчика ранее занимались футболом, три - разными видами борьбы, три - другими видами спорта (всего - 69,2 %). Следует отметить, что двое детей сочетали занятия легкой атлетикой с учебой в музыкальной школе, а два мальчика одновременно посещали две секции, тренируясь шесть-семь раз в неделю.
У девочек была достоверно выше частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое (средняя длительность интервала - 750,0±38,8 мс), чем у мальчиков (879,8±44,5 мс), были ниже параметры вариабельности (SDNN, RMSSD) и общая мощность спектра за счет достоверно более низкой мощности вазомоторных и дыхательных волн. Вместе с тем процентное распределение относительной мощности волн всех трех диапазонов не имело гендерных различий (таблица).
Процентное распределение мощности волн разных диапазонов в спектре ритма сердца у детей разного пола в покое и ортостазе,
М±т
Группа/показатели VLF, % LF, % HF, %
Девочки, лежа 26,1±9,9 31,1±5,0 42,8±6,1
Девочки,стоя 35,5±10,1 51,2±10,4 13,3±2,5
Мальчики, лежа 17,1±2,6 28,5±3,6 54,4±4,8
Мальчики, стоя 47,8±4,7 33,8±4,6 18,4±3,0
Обозначения: LF - мощность медленных волн 1-го порядка;
VLF - мощность медленных волн 2-го порядка; ОТ - мощность дыхательных волн
Анализ показал, что девочки без признаков полового созревания (Ax0, Ma0, п=4) были моложе (12,3±0,5 года и 13,0±0 лет), имели меньшие показатели роста и веса (151,2±2,3 см и 36,0±1,9 кг, ИМТ=15,7±0,6), чем девочки с (160,3±2,6 см, р=0,02; 46,0±0,6 кг, р=0,004; ИМТ=17,9±0,9, ^0,04).
Несколько неожиданным оказалось более высокое САД у девочек этой подгруппы, измеренное перед началом тренировки (125,2±1,2 и 113,3±3,3 мм рт. ст., р=0,05), при отсутствии различий в ДАД (78,7±1,2 и 76,6±1,3 мм рт. ст.), что может отражать их повышенную реактивность. Длительность ИМ и прирост спортивных результатов были одинаковыми. Вместе с тем уровень психоэмоциональной напряженности у девочек первой подгруппы оказался достоверно выше, чем второй (индекс ЦТЛ 3,5±0,9 и 0±0, р=0,02) за счет передвижения зеленого и желтого цвета к концу ряда (р=0,05). Это может символизировать сложности в реализации потребности в признании, а также неисполнение желаний. В то же время черный цвет располагался достоверно ближе к началу ряда, занимая 3,2±0,7 позицию по сравнению с 6,3±0,3 позицией во второй группе (р=0,01), что может указывать на склонность к протестным реакциям с повышением агрессивности. В то же время шесть из семи девочек (85,7 %) из предложенных геометрических фигур предпочли круг (стремление к гармонии) и только одна - прямоугольник.
Мальчики были разделены на 3 подгруппы по степени полового созревания (Ах0, п=5; Ах1, п=5 и Ах2, п=3). В отличие от девочек мы не нашли достоверных различий по возрасту (12,6, 12,8 и 13,3 года) и весу (42,0±2,0, 45,4±1,8 и 55,5±6,7 кг); однако у мальчиков, как и у девочек, выраженность признаков полового созревания зависела от роста (151,6±4,8, 160,4±4,5 и 169,0±3,3 см, р=0,01). В отличие от девочек не было обнаружено различий в САД, ДАД и длительности ИМ. Величины
прироста спортивных результатов, составившие 17,0, 15,0 и 25,0 %, также не достигли критерия достоверности.
Вместе с тем, как и у девочек, были выявлены особенности психологического статуса. Несмотря на то, что индекс ЦТЛ не различался, у мальчиков, не вступивших в период полового созревания, как и у девочек, желтый цвет располагался достоверно дальше от начала ряда, занимая 4,0±0,9 позицию по сравнению с мальчиками подгруппы Ах2 (1,7±0,3 позиция). В то же время коричневый цвет, символизирующий тревожность, мальчикам этой подгруппы нравился больше и располагался ближе, на 6,3±0,3 позиции по сравнению с первой подгруппой (7,6±0,2 позиция). Выбор психогеометрических фигур, тесно коррелирующих с другими показателями психофизиологической адаптации, не различался. В целом по группе мальчики наиболее часто, в 30,8 %, выбирали зигзаг (единственная незамкнутая фигура, символизирующая креативность мышления), по сравнению с кругом (23,1 %, конгруэнтность отношений), квадратом (исполнительность, 15,4 %), треугольником (15,4 %, лидерство) и прямоугольником (15,4 %, неустойчивость состояния).
По данным МАРС мы не нашли достоверных различий в показателях вариабельности ритма сердца у девочек как в покое, так и ортостазе, что может быть связано с малочисленностью подгрупп; все же следует отметить тенденцию к повышению симпатического тонуса и реактивности на ортостаз у девочек с признаками пубертата. У мальчиков эти различия были достоверными: относительная мощность вазомоторных волн в положении лежа у мальчиков с признаками пубертата была выше (33,7±5,4 %), чем в подгруппе без его проявлений (20,3±3,2 %, P=0,03), при этом характер реактивности на ортостаз (за счет возрастания мощности волн VLF - активности гуморального канала регуляции) был сходен с полученной в группе девочек, не имеющих признаков полового созревания.
Сходство этих подгрупп наблюдалось и при анализе результатов обследования на диагностической системе «АМСАТ» (рис). Можно видеть, что кривые, косвенно отражающие функционирование органов и систем, во всех группах идут параллельно, однако у детей обоего пола без признаков пубертата они располагаются ниже, при этом данные девочек без признаков полового созревания и мальчиков с Ах1 практически совпадают.
Корреляционный анализ показал высокодостоверные взаимосвязи степени оволосения подмышечных впадин у девочек с ростом, весом, возрастом, позицией черного цвета (снижением агрессивности) и отрицательные - с индексом ЦТЛ и уровнем САД. Степень развития молочных желез обнаружила достоверную положительную корреляцию с
позицией фиолетового цвета (снижение мечтательности и ирреальности притязаний) и отрицательную - с позицией зеленого цвета (необходимость точности, аккуратности, исполнительности, значимости потребности в признании и уважении). Кроме того, чем выше рост, тем ниже прирост спортивных результатов и уровень САД, однако более значимым становится самоуважение (зеленый) на фоне увеличения тревожности (коричневый цвет). Величина САД была связана с особенностями личности, символизируемыми положением зеленого и серого (пассивный протест, неучастие) цветов.
Данные обследования девочек и мальчиков с разной степенью полового созревания на диагностической системе «АМСАТ»
Примечание. К-т риска - коэффициент риска отклонений органов и систем;
ССС - сердечно-сосудистая система; НСП - нейро-сосудистые пучки; БЛС - бронхо-легочная система; ЖКТ - желудочно-кишечный тракт; МПС - мочеполовая система; ЛОР - ЛОР-органы; ОЗ - орган зрения; ЭС - эндокринная система, ОК -органы кроветворения; КСК - крупные суставы конечностей; П - позвоночник. Д -девочки; М - мальчики.
У мальчиков выраженность развития волос в подмышечных впадинах положительно коррелировала с ростом и весом (но не с возрастом!), свидетельствуя об индивидуальных сроках начала полового созревания. Мутация голоса была связана с ростом, весом и календарным возрастом подростка. Чем больше вес, тем ближе к началу ряда располагается желтый цвет (надежды на будущее). Величина САД была отрицательно связана с уровнем психоэмоциональной напряженности. Представляется весьма важным факт выявленной зависимости ДАД и длительности ИМ: с увеличением ДАД длительность ИМ укорачивается,
указывая на повышение психоэмоциональной напряженности. Эта методика может являться экспрессной в оценке функционального состояния юных легкоатлетов.
При разделении спортсменов по преобладающим двигательным качествам оказалось, что наибольший прирост спортивных результатов как у девочек, так и у мальчиков, наблюдался в группе «скорости», составив 23,7±3,6 % у девочек и 27,0±3,4 % у мальчиков, чем «выносливости» (соответственно 11,7±1,7 % и 14,0±1,9 %). Наименьший прирост отмечен в группе мальчиков с амбивалентным развитием обоих качеств (10,0±0 %). Полученные данные подтверждают существующие представления о возрастной периодизации и наличии сензитивных периодов развития скорости и выносливости.
Выводы.
1. У девочек препубертатного возраста уровень случайного систолического АД выше, чем у их сверстниц с признаками полового созревания. В пубертатном периоде у мальчиков-легкоатлетов наблюдается повышение относительной мощности волн диапазона LF (вазомоторных) в спектре ритма сердца, что указывает на риск синдрома вегетативной дисфункции.
2. Определение длительности индивидуальной минуты, коррелирующей с уровнем диастолического АД у мальчиков, целесообразно использовать в качестве экспресс-методики оценки функционального состояния.
3. Наблюдаемая у девочек без признаков полового созревания напряженность психологической потребности в признании и одобрении должна быть компенсирована большим вниманием тренера-преподавателя, при этом протестные реакции и агрессивность также могут быть обусловлены этой причиной.
4. Основными проблемами психологического статуса у мальчиков препубертатного возраста являются разочарованность и тревожность, которые должны быть оптимизированы.
Ограничением данной работы является малочисленность выборки, которая в дальнейшем будет расширена.
Список литературы
1. Karlberg J. Secular trends in pubertal development // Horm Res. 2002; 57 Suppl 2:19-301.
2. Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Проблема биологического возраста подростков в спортивной медицине // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2010. № 1 (32), С. 26-28.
3. Прусов П.К., Иусов И.Г. Оценка темпов биологического созревания подростков // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2010. № 1 (32). С. 29-34.
4. Прусов П.К. Врачебно-спортивная оценка темпов биологического созревания мальчиков-подростков // Вестник спортивной медицины России. 1994. № 1-2. С. 28-33.
5. Growth, pubertal development, skeletal maturation and bone mass acquisition in athletes / N.A. Georgopoulos [etc] // Hormones (Athens). 2004 Oct-Dec; 3(4): 233-43.
6. Romeo RD. Adolescence: a central event in shaping stress reactivity // Dev Psychobiol. 2010. Apr; 52(3) Р. 244-53.
7. Marshall WA, Tanner JM. Growth and physiological development during adolescence // Annu Rev Med. 1968; 19. Р. 283-300.
Веневцева Юлия Львовна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет,
Елисеев Дмитрий Евгеньевич, соискатель, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет,
Мельников Александр Христофорович, д-р мед. наук, проф., зав. отделом, Meln12@rambler. ru, Россия, г. Тула, Клинико-диагностический центр Тульской областной больницы,
Юдаев Михаил Михайлович, соискатель, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет
FUNCTIONAL STATUS AND THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF THE YOUNG ATHLETES 12-14 YEARS: IMPACT OF THE BIOLOGICAL AGE
Y.L. Venevtseva, D.E. Eliseev, A.K. Melnikov, M.M. Yudaev
Considered the issues of sports specialization in adolescence and pubertal period. Presents the results of analysis of functional and psychological characteristics of the young athletes, depending on their biological age.
Key word: functional state, the psychological status, biological age, puberty, young
athletes.
Venevtseva Yulia Lvovna, doctor of medical sciences, professor, head of the department, Russia. Tula, Tula state University,
Eliseev Dmitry Evgenievich, applicant, Russia, Tula, Tula state University,
Melnikov Alexander Hristoforovich, doctor of medical sciences, professor, head of the department, Russia. Tula, Clinical-diagnostic center of the Tula regional hospital,
Yudaev Mikhail Mikhailovich, the applicant, Russia, Tula, Tula state University
Получено 14.02.2013 г.