Научная статья на тему 'Функциональное состояние гомеостаза организма школьников в течение учебного процесса в школьной образовательной среде'

Функциональное состояние гомеостаза организма школьников в течение учебного процесса в школьной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМЕОСТАЗ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаптева Е. А., Любовцев В. Б.

Данная статья рассматривает специфику изменения гомеостаза организма школьника в условиях образовательного учреждения. Актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений, поскольку подростковая смертность в России значительно превышает смертность школьников и подростков в Европе. Особую озабоченность вызывает неуклонный рост заболеваемости у детей по всем видам болезней. Исследование функциональных возможностей организма школьников является необходимым условием для выработки стратегии по укреплению индивидуального здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лаптева Е. А., Любовцев В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние гомеостаза организма школьников в течение учебного процесса в школьной образовательной среде»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОМЕОСТАЗА ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Лаптева Е.А., Любовцев В.Б.

Московский педагогический государственный университет, кафедра анатомии и физиологии человека и животных, г. Москва

Данная статья рассматривает специфику изменения гомеостаза организма школьника в условиях образовательного учреждения. Актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений, поскольку подростковая смертность в России значительно превышает смертность школьников и подростков в Европе. Особую озабоченность вызывает неуклонный рост заболеваемости у детей по всем видам болезней. Исследование функциональных возможностей организма школьников является необходимым условием для выработки стратегии по укреплению индивидуального здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: гомеостаз, здоровье школьников, здоровьесберагающие технологии.

Современное общество живёт в ускоренном ритме, а потому, человек сегодня, стремясь соответствовать требованиям реальности, практически постоянно находится в зоне стресса. Стремительно глобализующаяся действительность неизбежно вовлекает в орбиту зачастую непосильных нагрузок и школьников. Следствием чего расхожей аксиомой стало утверждение о том, что здоровье школьников оставляет желать лучшего. По данным Г осударственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации, каждый учащийся общеобразовательной школы имеет ослабленное здоровье, а к концу обучения доля здоровых детей не превышает 10-15%. Вследствие этого всё более широкий общественный резонанс получает необходимость самого серьёзного подхода к проблеме сохранения здоровья школьников, причём, по вполне обоснованному мнению исследователей, решение этой проблемы не должно зависеть от общественно-политических коллизий и стать важнейшим приоритетом современного общества. Сегодня ситуация вокруг заболеваемости школьников выглядит угрожающе: по данным В.Р. Кучмы и соавт. (2009) в последние годы состояние здоровья подростков России характеризуется устойчивыми тенденциями к росту заболеваемости, инвалидности, высокими показателями смертности. Вчерашний школьник, вследствие ослабленного здоровья оказывается неспособен к полноценному обучению в ВУЗе. Всё это не только препятствует реализации интеллектуального и трудового потенциала будущих молодых специалистов, но и подрывает национальную безопасность государства, т.к. выпускники настолько больны, что не могут служить в армии. Основная задача современного здравоохранения - в разработке здоровьесберегающих технологий в образовательной среде. Целью этих технологий должно стать сохранение и приумножение здоровья школьников в процессе их обучения. Данная проблема нуждается в фундаментальном исследование, направленном на оценку динамики состояния гомеостаза и механизма его обеспечивающее в процессе активной занятости учащихся учебным процессом и подготовкой к этому процессу после школы, оценкой восстановительных процессов в течение ночного периода. В доступной нам отечественной и зарубежной литературе нами не было обнаружено серьёзных исследований по данной крайне актуальной и востребованной обществом проблематике. Ввиду своей общественной научнопрактической значимости дальнейшее исследование заявленной проблематики представляется нам не просто актуальным, но необходимым. В качестве одного из основных методологических подходов нами был избран метод оценки гомеостаза аппаратно-программным комплексом «ОМЕГО-М». Кроме того, в исследовании применялись общеизвестные методы исследований, включая гигиенические, клинико-статические. Динамическое наблюдение реализовалось за учащимися 6, 8, 10 класса.

В исследуемую группу в каждом классе было отобрано по 10 человек. Каждому измерению предшествовал опрос детей, направленный на изучение соблюдения исследуемыми основных элементов режима дня, такими как: длительность пребывания на улице, за компьютером, количество времени, затраченное на подготовку домашнего задания и время отхода ко сну. Физиологические исследования проводились дважды в день, утром и вечером, в течение месяца. Для исследования отбирались только здоровые дети. Измерения проводились как до серьёзных физических и умственных нагрузок, так и после них. В результате исследования было установлено, что в течение суток идет снижение уровня гомеостаза, приближая его к патологическому по физической и умственной деятельности. Так же нами установлены закономерности динамики гомеостаза с различными типами нервной системы (меланхолики, холерики, сангвиники, флегматики).

Литература

1. Спирин В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников: автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.04 / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - Москва, 2002. - 499 с.

2. Зурабов М.Ю., Покровский В.И. и др. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году. - М., ГЭОТАР-Медия, 2004.

3. Кучма В.Р. ,Сухарева Л.М.,и др. Школы здоровья в России. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. - 128 с.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

4. Сборник научных тезисов и

5. Сборник научных тезисов и

6. Сборник научных тезисов и

7. Сборник научных тезисов и

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

12. Сборник научных тезисов и

13. Сборник научных тезисов и

14. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.