Научная статья на тему 'Особенности планирования профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди школьников с различной успеваемостью'

Особенности планирования профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди школьников с различной успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLBOYS / PROGRESS / A CARDIOVASCULAR PATHOLOGY / RISK FACTORS / PREVENTIVE MAINTENANCE DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеев В. Ф., Васильева Г. В., Фомина М. В., Швецова Н. В.

Определены факторы риска развития изменений со стороны сердечно-сосудистой системы у школьников с различным уровнем успеваемости и приоритеты профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY PLANNING OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF CARDIOVASCULAR DISEASES AMONG SCHOOLBOYS WITH VARIOUS PROGRESS

Features of predisposition to changes of cardiovascular system of schoolboys with various level of progress are investigated. Necessity of the differentiated approach for preventive maintenance is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди школьников с различной успеваемостью»

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Стафеев В. Ф., Васильева Г.В. Фомина М.В.,Швецова Н.В.

Петрозаводский государственный университет, медицинский факультет; Лицей 13 г. Петрозаводск; Роспотребнадзор Республики Карелия

Определены факторы риска развития изменений со стороны сердечно-сосудистой системы у школьников с различным уровнем успеваемости и приоритеты профилактических мероприятий.

Почти каждый пятый подросток имеет ограничения в выборе профессии из-за функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы (А.А.Баранов и соавт.,2006). Обусловленность развития отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы у подростков достаточно разнообразна (О.М.Филькина и соавт.2007). Для школьников в первую очередь это напряженность учебного труда, гиподинамия и отдельные поведенческие факторы. Исследован риск развития этого вида патологической пораженности от интенсивности учебного труда. По уровню успеваемости учащиеся 11-х классов были разделены на две группы в зависимости от успешности обучения. Выделена группа «отличников», у которых в классных журналах были только хорошие и отличные оценки. И вторая, где у учащихся преобладали (до 80%) удовлетворительные оценки. При определении социального статуса оказалось, что у отличников высшее образование родителей было в 1,5 раза чаще, чем у троечников. Судя по некоторым показателям, культура питания троечников находится на более низком уровне, чем у отличников. В частности, отличники чаще, чем троечники употребляют йодсодержащие продукты

(соответственно, 43,0 и 32%). Отличники лучше владеют техникой личной работы. Так, при организации внешкольной самостоятельной работы они, как правило, мотивируют себя на использование выученного материала не только на очередном занятии, но и на предстоящей контрольной работе, и самое главное - на экзамене (соответственно, 65,0 и 41,0%). Это является важным «системостимулирующим» фактором (Величковский Б.Т.,2005). Правильно организовать свое рабочее место стараются 50% отличников и только 22% троечников. В рейтинге мероприятий досуга на первом месте у отличников - чтение книг, а троечники отдают предпочтение спорту. Меньше отличники привержены вредным привычкам (курение, употребление алкоголя): 27% отличников и 50% троечников. В целом, по показателям здоровья отличники значительно уступают троечникам. Первая группа здоровья у отличников зарегистрирована в 3 раза реже, чем среди троечников (соответственно, 60% и 20%). Гармоничное морфофункциональное состояние у троечников отмечается значительно чаще (соответственно, 50 и 23%). Более низкими оказались у отличников результаты функциональных проб. Особенно это характерно для проб, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы. Показатель «двойное произведение» на хорошем уровне у троечников был в 54%, а у отличников только в 19% случаев. Хороший результат при проведении нагрузочных проб троечники показали в 57% ,а отличники в 19% случаев. В лицей, как правило, стремятся дети, которые чаще планируют поступать в высшие учебные заведения и, соответственно, мотивированы на получение в его стенах более глубоких знаний. В этих условиях можно ожидать и больший уровень их нервно-психического напряжения. Для его выявления использованы те же подходы, что и при оценке психоэмоционального выгорания. Подобное состояние многими авторами трактуется как дисфункциональное состояние, возникающее у лиц под влиянием длительного психоэмоционального стресса. Начальная стадия психоэмоционального напряжения, выявлена в разной степени выраженности во всех группах учащихся, но наибольшая отмечалась среди отличников. В этой группе таких учащихся оказалось примерно в 2 раза больше, чем в группе троечников. Еще больше было в этой группе лиц с предрасположенностью к развитию психоэмоционального выгорания. Это согласуется и с оценкой степени утомления. Отличники чаще отмечали высокую или среднюю степени утомленности в учебе (до 75%). Напротив, у троечников этот процент был значительно ниже - 40% обследованных. Два этих фактора также являются серьезными причинами способствующими возможной дисфункции сердечно-сосудистой системы и заслуживают разработки эффективных мер профилактики. Полученный материал использован для корректировки школьной комплексной программы «Образование и здоровье».

ЛИТЕРАТУРА

1. 1.Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2006,-С.21.

2. Величковский Б.Т.Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2005.-32 с.

3. З.Филькина О.М., Шанина Т.Г. Воробьева Е.А. и др. Система прогнозирования нарушений здоровья у подростков 15-17 лет//Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения.2007.-№6.-С.14-19.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13. №1.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001

ESPECIALLY PLANNING OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF CARDIOVASCULAR DISEASES AMONG SCHOOLBOYS WITH VARIOUS PROGRESS

Stafeev V.F.,Vasileva G.V.,Fomina M. V.Shvezova N.V.

Petrozavodsk university,medical faculty; lyceum 13; Petrozavodsk, Sanitary inspection Republic of Karelia. Petrozavodsk.185014,Lososinskoe highway,23.

Features of predisposition to changes of cardiovascular system of schoolboys with various level of progress are investigated. Necessity of the differentiated approach for preventive maintenance is shown.

Keyword Schoolboys, progress, a cardiovascular pathology, risk factors, preventive maintenance directions

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.