Научная статья на тему 'Функциональное содержание социально-экономической системы региона'

Функциональное содержание социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахполова В.Б., Хашева З.М.

Общественная система располагает различными взаимосвязанными функциями, задающими содержание ее отношений. Именно функциональность и системное качество ставят на элементе своеобразный «знак» принадлежности к системе, в частности, к социально-экономической системе. Происходит как бы расширение зоны его системной ответственности здесь недостаточно обеспечить потребности функционирования хозяйственного процесса на основе одной только минимизации совокупных затрат, поскольку приходится гарантировать еще и взаимное приспособление участников взаимодействия в данном локальном пространстве, а также формирование на основе такого взаимодействия устойчивой региональной общности людей системы интегрального субъекта, обладающей потенциалом самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахполова В.Б., Хашева З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное содержание социально-экономической системы региона»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

РЕГИОНА

В.Б. АХПОЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета

З.М. ХАШЕВА,

кандидат экономических наук, проректор по научной работе Южного института менеджмента

Любая общественная система располагает различными взаимосвязанными функциями, задающими содержание ее отношений. Каждый из элементов системы, во-первых, причастен к какой-то ее функции, а во-вторых, обладает системным качеством, то есть определенным способом его интеграции в систему. Именно функциональность и системное качество ставят на элементе своеобразный «знак» принадлежности к системе.

Однако функциональность в ее узком, специфически экономическом и широком, социально-экономическом измерениях—два различных феномена. Следует согласиться с Р. Фатхутдиновым, который следующим образом раскрывает функциональную принадлежность элемента специфически экономической системе: «После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности — функции — показатели будущего объекта — изменение или формирование структуры системы» [1, с. 351]. Функциональность в ее узком, специфически экономическом измерении сводится к обеспечению различных аспектов взаимосвязей в следующей паре категорий: «потребности системы — затраты на их удовлетворение».

Иначе обстоит дело с функциональной принадлежностью элемента социально-экономической системе. Происходит как бы расширение зоны его системной ответственности — здесь недостаточно обеспечить потребности функционирования хозяйственного процесса на основе одной только минимизации совокупных затрат, поскольку прихо-

дится гарантировать еще и взаимное приспособление участников взаимодействия в данном локальном пространстве, а также формирование на основе такого взаимодействия устойчивой региональной общности людей — системы интегрального субъекта, обладающей потенциалом самоорганизации.

П. Кругман справедливо отмечает, что взаимное приспособление индивидуальных элементов, соединенное с самоорганизующимся поведением системы, рождает поведенческое целое, по уровню своего развития превосходящее поведение любого элемента, слагающего это целое. Характерным примером возникновения такого социально целостного поведения может быть «незримая рука», устанавливающая согласие в пределах какой-то общности участников рынка [2].

Согласие выступает в качестве ключа к пониманию способа социальной самоорганизации. Для того чтобы совокупность участников регионального пространства сформировала устойчивую целостность, сложилась в социально-экономическую систему региона, необходим определенный уровень общественного согласия в рамках указанной совокупности. Таким образом, функциональность в ее социально-экономическом измерении расширяется до обеспечения необходимых аспектов взаимосвязей в триаде категорий: «потребности системы — затраты на их удовлетворение — социальное согласие субъектов системы».

В данном отношении представляется конструктивной научная позиция Дж. Бьюкенена, который считает необходимой социальную коррекцию методологического индивидуализма современного либерального направления экономической науки: «Сама природа экономического процесса обеспе-

чивает человеку максимальную выгоду. Однако проблему максимизации собственного богатства нельзя механически переносить из сферы экономики в область политики, поскольку для последней этот стимул не так характерен» [3, с. 20]. Область политики, поскольку она противопоставляется сфере экономики, представляет собой область регулирования социальных отношений. Конкретизируем данное положение применительно к социально-экономической системе региона.

С одной стороны, социальные отношения, как и обычный рынок, представляют собой систему обмена между отдельными участниками, в которой последние, соединяя свои усилия, то есть коллективно, стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем простого рыночного обмена.

С другой стороны, если в сфере специфически экономических отношений, то есть на обычном рынке, люди просто меняют один товар на другой, то в сфере социальных отношений они вступают в более сложные, опосредствованные общественным согласием отношения — например, соглашаются платить налоги в обмен на получение необходимых всем и каждому, то есть всеобщих в региональном пространстве, благ. Такими всеобщими благами могут быть услуги системы образования, коммунального хозяйства, а также блага общественной безопасности.

И эта добровольно выбранная основа для социального согласия позволяет опровергнуть порожденный прежней эпохой российской истории взгляд на регулирование социальных отношений исключительно как на сферу господства института и инструментов власти. К сожалению, тенденция к укреплению вертикали государственной власти в современной России способствует возрождению концепции социального всемогущества государственной власти. Критически оценивая социальный потенциал российского государства, не следует забывать о том, что реализуемые им национальные проекты всего-навсего возвращают обществу давно просроченные государством социальные долги.

Элементы насилия, характерные для государственной деятельности, переносятся людьми лишь потому, что конечные результаты политически организованного социального «обмена» соответствуют их интересам. И, наоборот, при отсутствии такого соответствия интересам методы государственного насилия вступают в противоречие с ценностями и потребностями, на которых основано современное общество.

Раскроем функциональное содержание социально-экономической системы региона, опираясь на познавательный потенциал приведенной выше триады категорий «потребности системы — затраты на их удовлетворение — социальное согласие субъектов системы». При этом необходимо учитывать, что функции любой общественной системы обусловлены объективно сложившимися детерминантами внутренней и внешней среды ее существования.

Социально-экономическая система региона современной России вовлечена в интеграционное взаимодействие мирового масштаба, в ходе которого последовательно формируется глобальная общественно-хозяйственная система. Абстрагируясь от указанного интеграционного взаимодействия, невозможно раскрыть детерминанты внутренней и внешней среды функционирования и развития интересующей нас системы региона (см. табицу) [4, с. 62].

Уровни организации отношений в глобальной системе

Уровни организации Характеристика отношений и форм пространства

L1 Глобальный мегауровень Мировое хозяйство, глобальное пространство

L2 Мезоуровень 1 Отношения в рамках ТНК, группы стран, пространство глобальной интеграции экономических отношений

L3 Макроуровень Пространство национальной экономики

L4 Мезоуровень 2 Отношения в рамках ФПГ, региональной системы, локальное пространство интеграции

L5 Микроуровень Отношения в масштабах предприятия, пространство собственности

L6 Мезоуровень 3 Создание отдельного продукта или сорта продукта, пространство продукта

L7 Миниуровень Отношения в рамках подразделения предприятия, частичное пространство предприятия

L8 Мезоуровень 4 Создание отдельных свойств продукта, пространство профессиональной группы

L9 Наноуровень Производство на рабочем месте, пространство работника

С учетом места и характера взаимосвязей локального пространства региона, позиционированного на одном из важнейших мезоуровней глобальной общественно-хозяйственной системы, можно следующим образом определить детерминанты функционального содержания региональной социально-экономической системы:

A. Размеры и качественное многообразие национального богатства, имеющегося в пределах регионального пространства. Отметим многосторонний характер воздействия детерминанты регионального богатства, поскольку она обусловливает следующие параметры:

• потенциал развития системы региона;

• вектор данного процесса;

• потребность в том или ином многообразии форм собственности и способов организации хозяйственного процесса.

Б. Масштабы региона, которые задают следующие параметры функционирования и развития региональной социально-экономической системы:

• место и способ локализации региона в социально-экономической системе страны;

• характер соответствующих межрегиональных связей;

• способ управления системой региона.

B. Соотношение между реально достигнутым уровнем и потенциалом дальнейшего развития региона, которое задает траекторию дальнейшей эволюции соответствующей системы:

• вхождение в трансформационный кризис;

• продолжение поступательного развития на основе тех же стратегий и тактических инструментов;

• застой, то есть консервация достигнутого уровня развития и отказ от последовательного решения накопившихся проблем;

• ускорение социально-экономического развития и др.

Г. Способ включения региона в состав национальной экономики, который задает следующие параметры эволюции соответствующей системы:

• институциональные возможности и ограничения развития;

• характер интеграционного взаимодействия с участием региональной системы;

• потенциал региональной социально-экономической политики.

Д. Способ локализации ресурсов, факторов хозяйственного процесса и общественных потребностей в пространстве региона, который определяет основные параметры:

• комплекса отношений собственности;

• воспроизводственного процесса.

Е. Симметрия хозяйственной и социальной составляющих системы региона. Асимметричность строения обрекает региональную систему не только на дополнительные трансакционные издержки, снижающие ее конкурентоспособность,

но и на изменение самого характера ее развития. Несоразмерность хозяйственной и социальной составляющих системы региона лежит в основании феномена устойчивой пространственной поляризации национальной социально-экономической системы России.

В данном отношении характерен пример региональных систем, существующих на севере и северо-востоке России, где взаимодействие хозяйственной и социальной компонент сложилось во многом на основе использования принудительного труда заключенных в советский период, что в дальнейшем обусловило несоразмерность экономических возможностей потребностям развития социальной компоненты, а также общую низкую социально-экономическую эффективность всей системы региона.

Приведенные выше детерминанты задают основные функции социально-экономической системы региона. Определим данные функции применительно к регионам — субъектам современной России.

1. Воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей функционирования и развития данной системы в целом (региона как интегрального субъекта), а также частных субъектов, существующих в пространстве региона: корпораций, домохозяйств, местных сообществ, общественных организаций и др. Данная функция выступает в качестве центральной, то есть основополагающей и системообразующей по отношению к пространству региона, поскольку:

• с одной стороны, воспроизводственный процесс обеспечивает удовлетворение текущих и перспективных потребностей всех субъектов регионального пространства;

• с другой стороны, воспроизводство социально-экономической системы обеспечивает формирование ее как органической целостности, а также раскрывает ее сущность, закономерности и потенциал развития. Воспроизводство дифференцирует отношения

на устойчивые и повторяющиеся, существенные для процесса развития данной системы, а также на единичные и случайные, подлежащие отрицательной селекции. При этом функцией простого воспроизводства является удержание и сохранение качественных и количественных, структурных и функциональных пропорций системы.

Переход от простого воспроизводства к расширенному предполагает не только новые масштабы участников, применяемых ими факторов и

ресурсов, создаваемого валового продукта, но и новое качество осуществляемых социально-экономических процессов:

• модернизацию технологической базы;

• освоение и вовлечение в производство новых прогрессивных ресурсов;

• повышение квалификации и компетентности участников процесса;

• интеграцию ранее обособленных субъектов;

• использование более эффективных схем обмена и распределения факторов и продуктов производства;

• переход на качественно новый уровень общественного согласия участников социально-экономического взаимодействия. Аналогичные качественные изменения в отношениях социально-экономической системы, но в противоположном направлении обусловливает переход от простого типа воспроизводства к суженному. Сужение воспроизводства можно понимать как сжатие социально-экономического пространства системы региона (эффект «шагреневой кожи»), его истощение.

Основой такого сужения выступает, с одной стороны, деградация трансформационных факторов производства, подрывающая материальный базис эволюции системы региона, а с другой стороны, упадок трансакционных факторов, ведущий к редукции социально-силового поля системы, крушению договорных и партнерских отношений, кризису институтов и снижению общественного доверия во взаимоотношениях [5, с. 208].

В результате сужения пространства своего развития социально-экономическая система региона теряет свои верхние, наиболее зрелые и прогрессивные «слои» отношений, сформировавшиеся в современных условиях, открывая разрушительным стихиям преобразований свои нижние слои, которые отличаются архаичностью и отсутствием механизмов адаптации к переменам внешней среды существования системы.

2. Функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая встраивание системы региона в общую социально-экономическую систему страны на основе взаимодействия федерального центра и властей региона. Если ранее рассмотренная функция принадлежит в основном институту собственности, то данная функция относится, прежде всего, к институту власти. В условиях устойчивой институциональной асимметрии социально-экономической системы России функция субординации по отношению к

вертикали государственной власти обрекает регионы на тяжелое бремя социально-экономических последствий непродуманных федеральных реформ. Тяжелее всего последствия таких реформ в финансовой и инвестиционной сферах.

Если федеральный центр перераспределяет в свою пользу налоговые потоки, то тем самым он оставляет без ресурсного обеспечения ряд потребностей региональной системы. Данное обстоятельство обусловливает разрастание пространственной поляризации страны и, соответственно, необходимость формирования инерционного и затратного механизмов финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

Регион, регулярно получающий финансовую помощь, последовательно теряет свою субъектность, приобретая взамен синдром «протянутой руки» и соответствующие пассивные формы социально-экономического поведения: иждивенчество, избыточно затратный характер осуществляемых проектов, коррумпированность органов власти и управления. Именно эти формы поведения типичны для дотационных регионов Северного Кавказа, входящих в состав ЮФО.

3. Социально-коммуникационная функция, которая ориентирована на развитие специфически общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона. Целью такого взаимодействия выступает удовлетворение обобществленных потребностей, динамично развивающихся в пространстве региона.

Обобществленным потребностям соответствуют различные виды общественных благ — образование, обеспечение здоровья, предоставление доступа к новым знаниям, культурным ценностям, свободное общение, услуги досуга и др. Отметим, что бурный рост общественных благ связан с тем, что социальное воздействие многих продуктов хозяйственной деятельности выходит далеко за пределы соответствующих отношений собственности и охватывает широкий круг субъектов регионального пространства (эффект экстерналий). Соответственно, возрастает общественная потребность в регулировании такого социального воздействия, а значит, и потребность в формировании и развитии специализированных некоммерческих организаций.

В современной России реализация социально-коммуникационной функции специфична, поскольку в условиях переходной экономики на месте институциональных разрывов в рыночной структуре возникают особого рода «компенсационные» некоммерческие организации, от оптимального

Интеграционная функция

Социально-коммуникационная функция: обеспечение

Воспроизводственная функция, ориентированная на обеспечение потребностей функционирования и развития субъектов региона

Функция субординации по отношению к вертикали государственной власти

Инновационная функция

Рис. 1. Функциональное содержание социально-экономической системы региона-субъекта на современном этапе развития России

функционирования которых во многом зависит социально-экономическое развитие территорий.

Такие некоммерческие организации компенсируют неэффективные рынки с высокими транс-акционными издержками, переводя ряд частных благ в категорию общественных; соответствующий способ экономической координации следует квалифицировать как неэффективный, поскольку совокупные общественные затраты на обеспечение деятельности «компенсационных» некоммерческих организаций несоразмерны извлекаемому общественному эффекту [6, с. 25].

4. Интеграционная функция, которая обеспечивает достижение следующих результатов:

• во-первых, переплетение и интеграцию различных региональных систем (межрегиональное интеграционное взаимодействие);

• во-вторых, интеграционное взаимодействие участников внутренней среды социально-экономической системы региона;

• в-третьих, интеграционное взаимодействие с другими уровнями глобальной хозяйственной системы.

Выделим аспект межрегионального интеграционного взаимодействия в расширенном пространстве федерального округа, поскольку в процессе такого взаимодействия складывается качественно новый уровень организации социально-экономических отношений — система макрорегиона. О. Иншаков определяет макрорегион как нарождающуюся форму территориальной институции и организации особого социально-экономического пространства, образующегося в процессе взаимного переплетения и взаимного проникновения

факторов, ресурсов и условий воспроизводства объединяемых в единую хозяйственную систему регионов [7, с. 8].

Общественная ценность макрорегиональной интеграции в социально-экономической системе современной России возвышается благодаря следующим обстоятельствам:

• регионы, участвующие в данном процессе, получают возможность консолидировать свои ресурсы на важнейших направлениях развития и реализовать инвестиционные проекты, непосильные для обособленных региональных систем;

• интеграционное взаимодействие комплементарных друг к другу социально-экономических систем порождает эффект позитивной синергии. 5. Инновационная функция, ориентированная

на достижение следующих целей:

• модернизацию социально-экономической системы региона;

• развитие технологической основы системы региона;

• развитие человеческого фактора, функционирующего в пространстве региона (в том числе накопление элементов человеческого капитала). Данная функция относится к числу наиболее

востребованных в большинстве регионов современной России, поскольку в структуре их эволюционного процесса инерция доминирует над инновацией. Это относится ко всем элементам социально-экономической системы: вещественному, финансовому и человеческому капиталу, инфраструктуре, природной и социально-культурной ресурсной базе и др.

Ситуация может быть переломлена лишь на основе смены парадигмы территориальной социально-экономической политики. Господствующая административная парадигма, ставящая во главу угла использование специфически административных ресурсов и эксплуатацию возможностей института государственной власти, демонстрирует свою неэффективность и обусловливает перегрузку вертикали власти. Ей на смену должна прийти качественно новая — интеграционно-воспроизводственная парадигма, опирающаяся на реальные возможности и силы взаимного притяжения региональных систем, а также ориентированная на последовательное преодоление асимметрии организации пространства современной России [8, с. 112].

Взаимодействие выделенных основных функций социально-экономической системы региона отображено на рисунке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные выше основные функции позволяют обеспечивать потребности стратегического планирования развития и оперативного управления социально-экономической системой региона. Их перечень не следует считать завершенным — одни функции появляются и занимают свое место в системе региона, другие функции отмирают, третьи существенно видоизменяются, адаптируясь к меняющейся среде и новым целям развития региональных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.

2. Krugman P. The Self-Organizing Economy. Maiden: Blackwell, 1996.

3. Бьюкенен Дж. М. Сочинения / Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. — М.: Таурус Альфа, 1997.

4. Керашев А. А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.

5. Встреча с простотой / Под ред. О. В. Иншакова. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.

6. Белоусов В. М, Бортник Е. М, Фатеева С. В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. — Ростов-на-Дону: ИнфоСервис, 2003.

7. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003.

8. Ермоленко А. А., Керашев А. А. Интеграционно-воспроизводственная парадигма управления хозяйственным комплексом макрорегиона. — Краснодар: Издательство Южного института менеджмента, 2005.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621 -91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.