Научная статья на тему 'Функциональное проявление эмоций в процессе общения'

Функциональное проявление эмоций в процессе общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
741
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное проявление эмоций в процессе общения»

Секция инженерной психологии и безопасности жизнедеятельности

В работе выявлены основные особенности методического обеспечения на различных уровнях и этапах сопровождения оператора.

Предложенная структура методического обеспечения позволяет реализовать следующие основные направления работ с сопровождаемым контингентом:

1. Восстановление и тренировка навыка включения в деятельность, т. е. отработка технологии управления состоянием, максимально приближающим его параметры к характеристикам стратегии деятельности! и межличностных отношений.

2. Восстановление и тренировка навыка выхода из деятельности, т. е. отработка технологии управления состоянием, максимально приближающим его параметры к характеристикам морфофенотипа.

3. Комплексное восстановление и тренировка навыка входа и выхода из деятельности.

4. Контроль, ранняя диагностика и коррекция нарушений в состоянии здоровья операторов.

УДК 381.544

Т. А. Эксакусто

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Эмоции, являясь одной из базисных функций психики человека, влияют на процессы восприятия, мышления, сознания, соматические и многие другие функции, окрашивают переживания действительности, отношение к окружающему миру и к самому себе и в значительной мере определяют Поведение человека. Будучи специфической реакцией организма на изменения во внутренней .и внешней среде эмоции представляют собой сложный процесс, включающий в себя ряд компонентов и выполняющий ряд важных функций. В настоящее время принято считать, что эмоции активно участвуют в формировании адаптивной деятельности организма путем включения в реализацию 3-х основных функций: оценочной, усилителя деятельности, средства коммуникации.

Остановимся на последней из этих функций и рассмотрим «функциональные» эмоции, т. е. эмоции сопровождающие процесс общения. Данный процесс представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В этом процессе могут возникать различные абсолютные или относительные препятствия, которые могут субъективно переживаться и (или) реально присутствовать в ситуации общения. Назовем их «барьером» общения.

Причины возникновения «барьера» могут быть самыми разными и заключаться: в специфике мотивов общения и в характеристиках деятельностного контекста общения; в недостатках операциональных возможностей общения; в индивидуально-психологических и психофизиологических характеристиках партнеров по общению; в социально-психологических характеристиках ситуации общения.

«Барьер» общения может иметь следующий механизм возникновения. Психические процессы и внутренние психические состояния человека кор-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

релируют с конкретными нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками организма, вследствие чего происходит их динамическое отражение во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков. По этим признакам другой человек получает информацию о психических процессах и состоянии его партнера по деятельности. В процессе общения психофизиологические показатели партнеров по коммуникации подстраиваются друг под друга, что находит свое выражение в их конкретном поведении. В случае возникновения любой из причин, детерминирующей появление «барьера», данные показатели организма резко изменяются, вызывая определенные эмоциональные состояния и эмоции.

Эти эмоции становятся сигналом появления «барьера» общения. По ним распознается наличие препятствия для дальнейшего благоприятного протекания процесса коммуникации (поэтому мы называем их «функциональными», т. е. выполняющими определенную функцию распознавания «барьера»).

Как правило, функциональные эмоции регистрируются в сознании. Но это происходит далеко не всегда. Бывает и так, что о существовании эмоции можно узнать лишь по определенным особенностям поведения. Однако, пока не произойдет формирование сознательной репрезентации эмоций «барьер» будет оставаться и тем самым препятствовать дальнейшему протеканию общения. Соответственно, чем быстрее происходит регистрация функциональ-' ных эмоций в сознании, тем быстрее и эффективней происходит адаптация живого организма к ситуации.

Способность осознания эмоций не дана человеку изначально. Она приходит вместе с практическим опытом общения, а также развивается в процессе научения.

Особенно необходима данная способность тем, кто работает в сферах, связанных с частЫми межличностными взаимодействиями. В качестве примера можно привести сферу образования либо коммерческую сферу. От владения способностью осознания эмоций и распознания «барьера» зависит успешность деловых контактов. Чем более она развита, тем выше процент успеха.

Развитие данной способности можно осуществлять в процессе образования будущих специалистов в рамках курса «социальная психология» либо на спецкурсе по психологии делового общения.

УДК 616.072.06 . ... . ■'

В. А. Непомнящий

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ИМИТАЦИИ ОПЕРАТОРСКИХ ЗАДАЧ

Программной частью одной из лабораторных работ по курсу «Инженерная психология» является имитатор операторских задач. В ходе этой работы студент должен ознакомиться с методами планирования и проведения лабораторного эксперимента по исследованию операторской деятельности.

Имитация осуществляется путем предъявления пользователю ряда матриц, в которых по случайному закону исчезает один из элементов, координаты которого необходимо ввести в компьютер. По завершению эксперимента пользователю выдается ряд результатов (среднее время ответа, оценка эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.