Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова А.А., Квятковская И.Ю.

В статье рассматривается вопрос разработки функциональной модели системы формирования цен на образовательные услуги на примере высшего учебного заведения. Рассмотрен бизнес-процесс ценообразования в вузе и разработана диаграмма вариантов использования для описания функционального назначения системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ»

УДК 004.9

А.А. Обухова, И.Ю. Квятковская

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

В статье рассматривается вопрос разработки функциональной модели системы формирования цен на образовательные услуги на примере высшего учебного заведения. Рассмотрен бизнес-процесс ценообразования в вузе и разработана диаграмма вариантов использования для описания функционального назначения системы.

Ключевые слова: моделирование, ценообразование на образовательные услуги, бизнес-процесс, информационная система.

Ежегодно, в период работы приемной кампании, образовательные учреждения, оказывающие образовательные услуги на коммерческой основе сталкиваются с задачей ценообразования на образовательные услуги (ОУ). В сложившихся условиях возникла острая необходимость в применении специального инструментария для анализа рынка образовательных услуг, планирования и прогнозирования ценообразования образовательных услуг [1]. Проблема заключается не только во внедрении, распространении и широком использовании маркетинга в сфере ценообразования, но и в технологии его применения. Вся информационная база, используемая при планировании ценообразования, собирается сотрудниками самостоятельно, посредством личных либо телефонных контактов. Однако в условиях стремительных темпов развития и неполноты исходной информации использование комплексного маркетинга ценообразования должно базироваться на специальных средствах, не требующих значительных временных ресурсов для сбора и обработки информации.

Весьма актуальными являются модели, позволяющие проводить комплексный анализ ценообразования на образовательные услуги и накапливать полученный материал для многократного его использования в будущем. В рамках данной работы построена модель формирования цен на образовательные услуги на примере высшего учебного заведения.

Для моделирования информационной системы сервисного обслуживания использовалось средство визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем компании Rational Software Corp. Rational Rose - CASE-средство для проектирования программных систем. Одним из достоинств этого программного продукта является возможность использования диаграмм на языке UML (Unified Modeling Language) [3]. Для описания бизнес-процессов оптимально использовать графическую нотацию IDEF0 такого инструмента моделирования, как AllFusion Process Modeler 7. Отличительной чертой нотации является акцент на соподчинённость объектов. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0) [2].

В рамках работы были описаны модель бизнес-процессов и потоков ценообразования в вузе, представленные на диаграммах IDEF0 и IDEF3, а также описана функциональная модель системы, представленная на диаграмме USE CASE.

Контекстная диаграмма процесса формирования цен в вузе (рис. 1) представлена блоком «Ценообразование в ВУЗе», который на при декомпозиции детализируется следующими дочерними блоками: «Расчет нормативов затрат вуза на единицу гос.услуги», «Согласование нормативов с Мин. образования (ФАР)», «Подготовка проекта цен на ОУ в вузе», «Утверждение цен на ОУ на предстоящий учебный год».

На втором уровне декомпозиции интерфейсные дуги имеют более конкретный вид. Таким образом, можно более подробно рассмотреть механизмы, входные ресурсы и элементы управления, увидеть общую структуру функционирования процесса (рис. 2).

© Обухова А.А., Квятковская И.Ю., 2016.

Рис. 1. Контекстная диаграмма процесса формирования цен на образовательные услуги

Рис. 2. Фрагмент второго уровня декомпозиции процесса

Функциональные блоки второго уровня далее также детализируются через декомпозицию. На рис. 3 представлена декомпозиция блока «Подготовка проекта цен на ОУ в вузе».

Рис. 3. Диаграмма декомпозиции блока «Подготовка проекта цен на ОУ в вузе»

В результате технико-экономического анализа была разработана диаграмма USE CASE. На диаграмме USE CASE (рис. 4) были выделены варианты использования, которые соответствуют основным функциям, поддерживаемым информационной системой для отдела маркетинга.

Диаграмма вариантов использования описывает функциональное назначение системы. Она показывает функциональное поведение системы. USE CASE используется для разработки концептуальной модели системы для последующей ее детализации.

Войти е систему

Рис. 4. Диаграмма вариантов использования

Проведенное исследование показало, что внедрение системы формирования цен на образовательные услуги позволит решить следующие задачи:

•сократить объем и время труда сотрудников при расчетах затрат и формировании проектов цен; •существенно упростить процедуру сбора, систематизации и анализа информации; •упростить процедуру разработки ценовой политики будущего учебного года, за счет хранимой информации в системе;

•получать качественные отчеты по затратам и ценам.

Библиографический список

1.Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 3.

2.Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя // ДМК Пресс, 2007 г.

3.Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite // Москва, ДИАЛОГ-МИФИ. -2003. - 432 с.

ОБУХОВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант направления «Прикладная информатика», Астраханский государственный технический университет, Россия.

КВЯТКОВСКАЯ ИРИНА ЮРЬЕВНА - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Информационные технологии», директор института информационных технологий и коммуникаций, Астраханский государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.