Научная статья на тему 'Моделирование экономической информационной системы учета услуг'

Моделирование экономической информационной системы учета услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1479
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / АТЕЛЬЕ / АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / MODEL OF INFORMATION SYSTEMS / AUTOMATION OF SERVICES SECTOR / STUDIO / BUSINESS-PROCESS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенникова Е. Г., Савельева Н. Г., Жилина Е. В.

В статье рассматриваются общие принципы моделирования экономических систем, приводится модель информационной системы учета услуг ателье.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article we consider the general principles of modeling of economic systems and present a model information system for company of studio services.

Текст научной работы на тему «Моделирование экономической информационной системы учета услуг»

РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Е. Г. Веретенникова, Н. Г. Савельева, Е. В. Жилина

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

УЧЕТА УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматриваются общие принципы моделирования экономических систем, приводится модель информационной системы учета услуг ателье.

Ключевые слова

Модель информационной системы, автоматизация сферы услуг, ателье, анализ бизнес-процессов.

E. G. Veretennikova, N. G. Savelieva, E. V. Zhilina

SIMULATION OF ECONOMIC INFORMATION SYSTEM ACCOUNTING SERVICES

Annotation

In the article we consider the general principles of modeling of economic systems and present a model information system for company of studio services.

Keywords

Model of information systems, automation of services sector, studio, business-process analysis.

Отказ от устоявшихся и введение новых традиций выводит проблему качества обеспечения услуг современными предприятиями в ряд приоритетных общественных проблем российской экономики. Сегодня большинство стран Европы выработали основы политики контроля и оценки торговой деятельности предприятий в рамках глобального продвижения сферы услуг. Эти страны, в том числе и Россия, приступили к определению норм (стандартов) при разработке правил торговли.

В настоящее время автоматизация предприятий сферы услуг рассматривается в качестве механизма обеспечения конкурентоспособности российской экономики, направлена на разработку программного обеспечения, функцио-

нирующего либо как desktop-приложение, либо как web-приложение.

В теории и практике моделирования экономических информационных систем (ЭИС) идут активные разработки новых моделей. Изучение вопроса показало, что специальные теоретические работы, посвященные проблеме автоматизации ателье, сводятся лишь к определению текущего состояния предприятия. Кроме того, отчетность существующих систем автоматизации предприятий практически дублирует его основные количественные экономические показатели.

Развитие идеи, направленной на автоматизацию сферы услуг, идет, главным образом, через процесс освоения инновационной практики анализа бизнес-процессов предприятий.

Требуется разработка и моделирование ЭИС, используемой предприятиями сферы услуг (на примере ателье). Инструментарный аппарат составляет программное обеспечение специального назначения: BPwin (AllFusion Process Modeler) и ERwin (AllFusion Erwin Data Modeler).

Проведем анализ бизнес-процессов предприятий, предоставляющих услуги по изготовлению и ремонту

швейных изделий, — ателье. Основными услугами, предоставляемыми ателье, являются: выполнение индивидуальных заказов на пошив одежды; выполнение заказов по заключенным договорам с юридическими лицами; мелкий ремонт одежды. При моделировании ЭИС необходимо рассмотреть бизнес-процессы основных должностных лиц предприятия (табл. 1).

Таблица 1 — Бизнес-процессы отделов предприятия

Должность / отдел Бизнес-процессы

Директор / управление Производственное планирование и оперативное управление швейного производства, разработка производственных программ и календарных графиков выпуска продукции

Зав. производством / цех Цикл производства; закупка оборудования, закупка материалов, контроль качества работы и обучение персонала

Бухгалтер / бухгалтерия Организация бухгалтерского и оперативного учета предприятия

Приемщик / менеджмент Организация взаимодействия с клиентом

Используя инструментарное

СЛБЕ-средство моделирования бизнес-процессов BPwin, выполнен структурно-функциональный анализ бизнес-процессов обеспечения услуг ателье. Методика IDEF рассматривает бизнес-процесс как набор функций, преобразующий поступающий поток информации. Первым шагом построения модели ЭИС является описание бизнес-процесса «Учет услуг ателье» в виде контекстной диаграммы ГОEF 0 (рис. 1).

«Входом» для рассматриваемого бизнес-процесса являются сырье, поступившее от заказчика, и сопроводительные документы, заказы клиентов на ремонт изделия, а также договор на заключение услуг. Управление осуществляется на основе устава предприятия и нормативной документации. В качестве механизмов рассматриваются приемщик, цех, бухгалтер и 1С:Предприятие как программно-инструментарный комплекс. Результатом деятельности ателье

являются квитанции, гарантийный талон, счет, товарная накладная, счет-фактура, акт, готовое изделие и акт возврата.

Вторым шагом моделирования ЭИС является декомпозиция контекстной диаграммы в нотации IDEF 0. Каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме и включает три бизнес-процесса: «Прием заказа», «Изготовление продукции», а также «Выдача готового изделия».

Для приема заказа «входом» является заказ и договор, который подписывает ателье с заказчиком. Предоставляемые услуги могут быть как на пошив изделия, так и на ремонт. Готовое изделие выдается заказчику. При получении изделия заказчиком проверяется качественное выполнение работы. При выявлении брака осуществляется возврат товара поставщику.

Рисунок 1 — Диаграмма IDEF0 «Учет услуг ателье»

Декомпозиция бизнес-процесса «Прием заказа» включает следующие работы: «Прием заказа от физического лица», «Прием заказа от юридического лица». Декомпозицию подсистемы «Прием заказа от физического лица» (нотация DFD) можно описать следующим образом (рис. 2): офис-менеджер заполняет

квитанцию и документ «Наряд-заказ». После оплаты заказа физическим лицом «Паспорт заказа» прикрепляется к изделию и передается в пошивочный цех. Потом вносятся соответствующие изменения в БД 1С, по квитанции заказчик забирает изделие вместе с гарантийным талоном и квитанцией.

Рисунок 2 — Диаграмма декомпозиции «Прием заказа от физического лица»

Процесс заполнения квитанции и документа «Наряд-заказ» описан на диаграмме декомпозиции «Заполнение

квитанции и «Наряд-заказ»» (нотация IDEF3, рис. 3).

Рисунок 3 — Диаграмма декомпозиции «Заполнение квитанции и наряд-заказ»

Декомпозиция бизнес-процесса «Прием заказа от юридического лица» (нотация DFD) состоит из следующих работ (рис. 4): офис-менеджер составляет калькуляцию стоимости заказа, и за-

казчику выдается счет на оплату. Затем вносятся соответствующие изменения в БД 1С, и после поступления денег на расчетный счет исполнитель выполняет заказ.

Рисунок 4 — Диаграмма декомпозиции «Прием заказа от юридического лица»

Далее опишем декомпозицию «Выдача готового изделия»: «Проверка изделия на брак», «Формирование документов» и «Выдача готовой продукции». При появлении претензий к готовому изделию исполнитель и заказчик (юридическое лицо) составляют «Акт возврата», который передается на рас-

смотрение комиссии. В случае положительного решения комиссии изделие возвращается на исправление брака. Затем возвращается к заказчику вместе с документами. Этот процесс описан на диаграмме декомпозиции «Проверка изделия на брак» (нотация ГОEF3, рис. 5).

Рисунок 5 — Диаграмма декомпозиции «Проверка изделия на брак»

Декомпозицию бизнес-процесса «Формирование документов» (нотация DFD) можно описать следующим образом (рис. 6): при выполнении заказа выписывается товарная накладная, счет-фактура в двух экземплярах, первый эк-

земпляр остается у заказчика, второй передается в бухгалтерию, составляется акт выполнения работ в двух экземплярах. Один экземпляр отдается заказчику, другой остается в ателье. Соответствующие изменения вносятся в БД 1С.

Рисунок 6 — Декомпозиция подсистемы «Формирование документов»

Диаграмма дерева узлов (рис. 7), показывает иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель це-

ликом. Эта диаграмма имеет вид традиционного иерархического дерева.

о заполнение квитанции и

заказа-нар яда о Формирование паспорта заказа

о Составление калькул яции стоимости о Формирование счета

Составление акта возврата Рассмотрение изделия комиссией Передача изделия на доработку Воз в рат иг дели я заказчику Формиро в ание акта выявления брака

о Выписка товарной

наладной о Выписка

счета-фактуры о Составление акта выполненных работ

Рисунок 7 — Диаграмма дерева узлов ЭИС «Учет услуг в ателье»

Совместное использование ERwin и BPwin позволяет связывать элементы схемы базы данных (таблица и ее атрибуты) с элементами диаграмм IDEF0, IDEF3 и DFD (Arrow-поток входных/выходных данных).

С помощью ERwin была создана логико-физическая модель базы данных

ЭИС «Учет услуг в ателье». Логический уровень описывает абстрактный вид предполагаемых данных и показывает их так, как их представляют разработчики (рис. 8). На физическом уровне данные описываются аналогично реальной базе данных, в виде сущностей, атрибутов и связей между ними.

Заказчики

Договор

Ателье

Рисунок 8 — ЕЯ-диаграмма (логический тип модели) ЭИС учета услуг

Таким образом, элементами новизны исследования является разработка методических и практических аспектов моделирования ЭИС, используемой предприятиями сферы услуг (на примере ателье). Разработанная модель ЭИС ателье позволяет определить и структурировать основные цели автоматизации услуг предприятия. Модель ЭИС представлена в нотации BPWin в виде диаграмм IDEF0, DFD, IDEF3, описывающих основные цели системы, и в нотации Erwin в виде модели данных. Созданная модель позволит существенно снизить затраты на разработку, модификацию, модернизацию и настройку программной системы.

Библиографический список

1. Барановская Т. П., Лойко В. И., Семенов М. И. Информационные системы и технологии в экономике. — М. : Финансы и статистика, 2005.

2. Жилина Е. В. Модели, методы и инструментальные средства оценки потребительского качества тестовых систем в образовании: дисс. на соиск. уч. степ. канд. наук. — Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2012.

3. Маклаков С. В. Bpwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. — М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 1999.

4. Хубаев Г. Н.,. Широбокова С. М., Е.В. Титаренко, Ю.В. Ткаченко Конвертирование моделей IDEF0 в диаграммы языка UML: концепция, математическое описание, программная реализация: мо-ногр. — Ростов н/Д, 2011. — Ч. 1.

5. Шполянская И. Ю. Анализ и моделирование информационных систем для малого бизнеса : моногр. / РГЭУ «РИНХ». — Ростов н/Д, 2005.

Bibliographic list

1. Baranovskaja T. P., Semenov M. I. Information systems and technology in the economy. — M. : Finance and Statistics, 2005.

2. Zilina E. V. Models, methods and assessment tools of consumer quality test systems in education : diss. for the degree of candidate of sciences. — Rostov-on-Don, 2012.

3. Maklakov S. V. Bpwin and Erwin. CASE-tools for information systems. — M. : DIALOG-MiFi, 1999.

4. Khubaev G. N., Shirobokova S. M., Titarenko E. V., Tkachenko Y. V. Converting models in IDEF0 diagrams language UML: concept, mathematical description, the software implementation: monograph / Rostov State University of Economics (RINH).— Rostov-on-Don, 2011. — P. 1.

5. Shpolyanskaya I. Y. Analysis and modeling of information systems for small businesses : monograph / RSUE (RINH). — Rostov-on-Don, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.