Научная статья на тему 'Функционально-деятельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений'

Функционально-деятельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / SENIOR PUPILS' RELIGIOUS IDEAS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSON'S PHYSICAL CULTURE / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / FUNCTIONAL ACTIVE MODEL / ГУМАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтых С.А.

В статье рассматриваются возможности учета религиозных представлений как системообразующего фактора в обеспечении процесса гуманизации обучения и воспитания, формирования личностной физической культуры старшеклассников. Представлена функционально-деятельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников, позволяющая адаптировать процесс физического воспитания к потребностям и интересам учащихся с определенной степенью религиозной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтых С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODEL OF THE ACTIVITY AT FORMING A PERSON'S PHYSICAL EDUCATION IN SENIOR FORMS PUPILS TAKING INTO ACCOUNT THEIR RELIGIOUS IDEAS

There are some possibilities to take into consideration religious ideas as a system building factor to provide the process of humanitarian education and upbringing, and while creating of senior pupils' personal physical culture. All this is considered in the paper. The paper also presents a functional active model of forming senior pupils' person physical culture which allows to adapt the process of physical upbringing to pupils' needs and interests. It is being done with a certain degree of pupils' religious orientation, then theoretical conditions of its eff ective realization are being proved.

Текст научной работы на тему «Функционально-деятельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений»

METHODS OF SELECTION OF YOUNG ATHLETES FOR MINIFOOTBALL SPECIALIZATION AT STAGES OF LASTING MANY YEARS TRAINING

M. A. Zaul Rami.

Contact information for correspondence: Palestine, Ramalla, tel. +7-988-243-26-66.

The data revealing innovative methods of the selection of young athletes for the mini-football specialization are shown in the paper. These data include informative criteria and technologies of their application at stages of lasting many years training.

Key words: mini-football, young athletes, competitive activity, technical and physical preparedness, morphological indices, sporting selection, methods, criteria

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аспирантка С. А. Евтых,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье рассматриваются возможности учета религиозных представлений как системообразующего фактора в обеспечении процесса гуманизации обучения и воспитания, формирования личностной физической культуры старшеклассников. Представлена функционально-дея-тельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников, позволяющая адаптировать процесс физического воспитания к потребностям и интересам учащихся с определенной степенью религиозной ориентации.

Ключевые слова: религиозные представления старшеклассников, физическая культу-

ра личности, функционально-деятель-ностная модель, гуманизация, культура, компоненты.

Проблема развития физической культуры как социального феномена неразрывно связана с формированием физической культуры личности, сущность которой видится в единстве физического, психического, нравственного здоровья, интеграции знаний, в умении организовывать занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия [4]. Наряду с ними важнейшими компонентами формирования и развития физической культуры в персонифицированной форме становятся мировоззрение, потребностно-мотивационная сфера личности, а также применение

деятельностного аспекта в реализации ценностей физической культуры [1, 3].

Позиционируя физическую культуру в контексте «культуры» (Л. П. Матвеев, 2004; Н. Н. Визитей, 2008; М. Я. Виленский, 2010 и др. ), создаются предпосылки рассмотрения этого феномена с точки зрения культурологического подхода, который дает основание к пониманию физической культуры как важнейшей части человеческой культуры, деятельности, направленной на обеспечение освоения людьми данных им от природы возможностей физического совершенствования и укрепления здоровья с использованием накопленных и приумноженных знаний, средств и методов, способствующих гармоничному развитию телесных, духовных, нравственных и интеллектуальных качеств личности [5].

Применение культурологической модели в формировании физической культуры личности заключается в воспроизводстве культуры в человеке, выступающей целью, результатом и главным критерием качества гуманистического, личностно-ориентированного образования [2]. Являясь главными ориентирами в воспитании, эти компоненты участвуют в реализации важной ее задачи - формировании индивидуальности, интегрирующей социально значимые качества личности, придающие ей целостность. Вместе с тем утверждение гуманистического предназначения образования, его первостепенной значимости в культурном, экономическом, социальном, политическом, духовном (религиозном) и физическом обновлении общества актуализирует усиление роли физической культуры, формирование и становление физической культуры личности. Применение гуманистической модели культуросообразного типа позволяет строить образовательный процесс на основе единого ценностного начала, создавая условия для познания целостного образа культуры и человека как ее субъекта, и воспитывать, соответственно, целостную гармоничную личность.

Учет религиозных представлений в образовательном процессе является одним из системообразующих факторов в обеспечении культурной сущности старшеклассников, гуманизации обучения и воспитания, позволяющих преобразовывать педагогические задачи в личностный смысл деятельности учащихся. Особенность состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения старшеклассника, в зависимости от степени его религиозности (их наличие или отсутствие), чтобы в полной мере уяснить влияние религиозных представлений на становление субъектности личности. Это обусловлено тем, что религиозные представления влияют на индивидуальный стиль мышления личности, формируют ее мировоззрение, которое создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, где установлены определенные нормы, регулируются отношения в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний [6]. Поэтому, чтобы физическая активность приобретала значимость для личности с опре-

деленной степенью религиозной ориентации и эффективнее происходило овладение физической культурой в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, необходима реализация деятельностного подхода, учитывающего его жизненные планы, ценностные ориентации и другие параметры субъективного мира, что по своей сути является личностно-деятельностным подходом. Личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Теоретическое осмысление проблемы исследования выявило, что при конструировании модели формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений, главной задачей является единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов с применением разнообразных методов, обеспечивающих гибкость системы. Структурные составляющие предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования физической культуры личности старшеклассников - цель, задачи, принципы, условия, содержащие основные идеи и отвечающие за взаимодействие элементов данного процесса между собой (рис. ).

Разработанная модель рассматривается с позиций культурологического, гуманистического, аксиологического, системного, индивидуального, дифференцированного и личностно-деятельностного подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему.

Целью образовательного процесса в данной модели является реализация следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных задач: 1) развитие когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов личностной физической культуры; 2) формирование позитивного отношения к физической культуре как к основному средству формирования, сохранения и укрепления здоровья, и как следствие, приобщения к ее ценностям; 3) создание условий для саморазвития, физического самовоспитания и осознания личностной ответственности за свое здоровье, раскрытие духовных потенций личности; 4) обеспечение собственной двигательной активности в соответствии с направленностью личности (ее убеждения, мировоззрение); 5) учет религиозных представлений и подбор соответствующих средств физического воспитания учителем в процессе педагогической деятельности.

В соответствии с определенной целью и выделенными задачами формирование физической культуры личности старшеклассников с определенной степенью религиозных воззрений реализуется при соблюдении следующих, взаимодействующих друг с другом принципов, позволяющих функционировать образовательному процессу как единому целому: 1) принцип гуманизации, направленность учебно-воспитательного про-

Система формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений

Создание педагогических условий, способствующих формированию физической культуры личности учащихся старших классов, имеющих определенную степень религиозных представлений (их наличие или отсутствие)

Создать условия для развития когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов физической культуры личности

ч

Сформировать позитивное отношение к физической культуре как к основному средству формирования, сохранения и укрепления здоровья и как следствие, приобщение к ее ценностям

Создание условий для саморазвития, физического самовоспитания и осознания личностной ответственности за свое здоровье, раскрытие духовных потенций личности

Обеспечение собственной двигательной активности в соответствии с направленностью личности (ее убеждения, мировоззрение)

Учет религиозных представлений (их наличие или отсутствие) и подбор соответствующих средств физического воспитания учителем в процессе педагогической деятельности

Принцип гуманизации (человек -личность) Принцип демократизации Принцип дифференциации

Принцип гармонизации всей системы ценностей Принцип индивидуализации Принцип интеграции

Единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов

Формирование компетентности старшеклассников в сфере физической культуры как составляющей общей культуры

Направленное формирование компонентов физической культуры личности (когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного)

Гуманизация педагогической системы физического воспитания через создание атмосферы доверия, содружества, свободы выбора

Личностное позиционирование в области физической культуры

Сформированный уровень компонентов физической культуры личности

II

Когнитивный

Мотивационно-ценностный

Деятельностный

Рис. Модель формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета их религиозных представлений

цесса на личность, ее гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества; 2) принцип индивидуализации, учет различий в интеллектуальной, эмоциональной, духовной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-познавательной и трудовой деятельности, в систему межличностных отношений, создающей возможности разрабатывать собственное индивидуализированное содержание форм занятий с функционально различной направленностью; 3) принцип дифференциации, направленный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося, обеспечение возможностью свободы выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом ее интересов, мотивов, ценностных установок; 4) принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы и творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием; 5) принцип гармонизации всей системы ценностей, предполагающий гармоничное сочетание всех систем ценностей (личностных, религиозных, ценностей физической культуры и др. ); 6) принцип интеграции, способствующий объединению всех воспитательных сил общества, взаимодействие школы, семьи, общественных и религиозных организаций в обеспечении слаженного создания представлений молодежи о здоровом образе жизни, о значимости физического воспитания и самовоспитания.

Эффективное функционирование разработанной модели возможно лишь при реализации ряда педагогических условий, способствующих развитию личности в соответствии с особенностями ее субъективного мира, главными из которых являются: 1) единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов; 2) формирование компетентности старшеклассников в сфере физической культуры как составляющей общей культуры; 3) направленное формирование компонентов физической культуры личности (когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельност-ного); 4) гуманизации педагогической системы физического воспитания через создание атмосферы доверия, содружества, свободы выбора; 5) личностное позиционирование в области физической культуры.

Системным эффектом реализации модели является формирование физической культуры личности старшеклассников, заключающееся в : 1) освоении широкого спектра культурных знаний, входящих в интеллектуальный потенциал физической культуры, определяющий когнитивный компонент физической культуры личности; 2) активном и сознательном отношении к физкультурно-спортивной деятельности, определяющий мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности; 3) осознании ценностей деятельности, проявляющемся в способности воспроизводить и использовать полученные знания, умения и навыки, активность личности по отношению к своему здоровью, определяющие деятельностный компонент физической культуры личности.

Таким образом, предлагается построение процесса формирования физической культуры личности старшеклассников с определенной степенью религиозных представлений на основе функционально-деятельностной модели, состоящей из взаимосвязанных структурных компонентов, позволяющих на наш взгляд адаптировать процесс физического воспитания к потребностям и интересам учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

2. Виленский, М. Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 4-8.

3. Визитей, Н. Н. Образ жизни. Спорт. Личность / Н. Н. Визи-тей. - Кишинев: Штиинца, 1980. - 112 с.

4. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 248 с.

5. Петьков, В. А. Формирование физической культуры личности в системе непрерывного образования: состояние, проблемы и перспективы / В. А. Петьков. - М. : МПГУ, 1999. - 272 с.

6. Олпорт, Г. В. Становление: основные положения психологии личности / Г. В. Олпорт. - М. : Смысл, 2002. - 216 с.

FUNCTIONAL MODEL OF THE ACTIVITY AT FORMING A PERSON'S PHYSICAL EDUCATION IN SENIOR FORMS PUPILS TAKING INTO ACCOUNT THEIR RELIGIOUS IDEAS

S. Evtikh, Post-Graduate Student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact Information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

There are some possibilities to take into consideration religious ideas as a system building factor to provide the process of humanitarian education and upbringing, and while creating of senior pupils' personal physical culture. All this is considered in the paper. The paper also presents a functional - active model of forming senior pupils' person physical culture which allows to adapt the process

of physical upbringing to pupils' needs and interests. It is being done with a certain degree of pupils' religious orientation, then theoretical conditions of its effective realization are being proved.

Key words: senior pupils' religious ideas, person's physical culture, functional - active model, humanitarization, components.

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОКРУГА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЗМОМ

Кандидат педагогических наук, профессор О. Ю. Давыдов,

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург.

Тренер-преподаватель ДЮСШ «Виктория» В. В. Зарко, г. Тарко-Сале.

Кандидат педагогических наук О. И. Дюшко, директор ДЮСШ «Виктория», г. Тарко-Сале.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Приведены результаты исследования состояния телосложения детей и подростков 10-16 лет коренных малочисленных народов Севера на основе статистического анализа показателей тотальных и парциальных размеров тела (плечо, талия, бедро и голень), что представляет не только научный, но и прикладной интерес.

Ключевые слова: тотальные, парциальные размеры тела, индексы гармоничности, школьники малых народов Севера.

Актуальность.

Извест-

но, что занятия атлетизмом не

только эффективно влияют на совершенствование мускулатуры человека, делая ее рельефной и красивой, но позволяют улучшить антропометрические показатели и процесс гармоничного развития телосложения (рельеф мышц, осанку, пластику движений и т. д.) (Д. Вейдер, 1992; А. А. Барабанов, 2001; Л. Остапенко, 2001; Л. С. Дворкин, 1997, 2006; В. Протасен-ко, 2002 и др.). Использование всего многообразия атлетических упражнений позволяет достичь физического совершенства (С. В. Новаковский, 2002; Б. Стар, 2002; А. Доннели, Д. Хар-рис, 2002 и др. ). В то же время, несмотря на свою популярность, занятия атлетизмом еще не получил своего широкого признания в системе физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.