Научная статья на тему 'Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков'

Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н В. Гуслякова

Статья посвящена рассмотрению функций заголовочных комплексов как маркеров концептуально значимых понятий в прессе переходного периода Германии, завершившегося объединением страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL SPECIFIC OF POLYSTRUCTURAL NEWSPAPER HEADING

The article investigates functions of headlines as markers of conceptually significant concepts in press of a transition period of Germany ended by country association.

Текст научной работы на тему «Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков»

Гуслякова Н.В.

«Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков»_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНУК И

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛИСТРУКТУРНЫХ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ

Н.В. Гуслякова

FUNCTIONAL SPECIFIC OF POLYSTRUCTURAL NEWSPAPER HEADING

Guslyakova N.V.

The article investigates functions of headlines as markers of conceptually significant concepts in press of a transition period of Germany ended by country association.

Статья посвящена рассмотрению функций заголовочных комплексов как маркеров концептуально значимых понятий в прессе переходного периода Германии, завершившегося объединением страныi.

Заголовок как концептуально значимый компонент газетного текста характеризуется прагматически обусловленной полифункциональностью: основная его задача заключается в том, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать и даже поразить его, и лишь во вторую очередь заголовку поручается информационно-разъяснительная функция - сообщение читателю краткого содержания данной статьи. Вследствие такой целенаправленности в прессе сложился особый стиль газетного заголовка, характерной чертой которого является чрезвычайная экспрессивность лексических и синтаксических средств. Заголовки, как правило, написаны «телеграфным языком», то есть с помощью максимально сжатых, предельно лаконичных фраз, в которых опущены все семантически второстепенные элементы. Вместе с тем с целью обеспечения максимальной доходчивости, заголовки строятся на базе общеупотребительной лексики и простейших грамматических средств.

Данная статья посвящена рассмотрению функций, выполняемых газетными заголовками в немецкоязычной прессе переходного периода, охватывающего 90-е годы ХХ века и ознаменовавшегося объединением Германии. Эмпирическим материалом исследования послужили 1763 заголовка, извлеченные из газет «Frankfurter Allgemeine», «Süddeutsche Zeitung», «Neues Deutschland».

Специфика функционирования газетных заголовков неоднократно становилась

УДК 82.035:803.0

48/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

предметом различных исследований. Ввиду динамического характера и яркой прагматической маркированности их стилевой и стилистической организации проблематика остается актуальным исследовательским направлением, в границах которого регулярно проводятся исследования языка отдельных видов массовой коммуникации (см. работы Г.Я. Солганик (1), Е.В. Покровской (2), В.Д. Мансуровой (3) и др.). Л.В. Терентьева называет заголовок особым лингвистическим феноменом, который существенно отличается от других элементов системы указателей. По мнению автора, заголовок любого произведения всегда тесно связан с его содержанием, отражает идейно-тематическую направленность озаглавливаемого текста и отличается полифункциональностью. «С одной стороны, заголовок - своеобразное «имя текста», единица номинативная; с другой стороны - единица коммуникации, выражающая самостоятельное законченное суждение (функции номинации и предикации в заголовке совмещены)» (4, с. 63). Учитывая мнения авторитетных исследователей и опираясь на собственные наблюдения, многообразие функций газетного заголовка можно обобщить, выделив в их составе три основных: номинативную, прагматическую и информативную. Обратимся подробнее к каждой из них.

Номинативная функция газетного заголовка состоит в том, что он называет текст, выступает в качестве его имени и особого знака. А. С. Попов считает, что номинативная функция сближает заглавия с именами собственными, для которых характерна «гипертрофированная номинативность» (5, с. 96). По нашему мнению, заглавия отличаются от имен собственных тем, что они так или иначе связаны с содержанием озаглавливаемого, обозначают предмет/явление в связи с его релевантными признаками. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он, независимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию, заключающуюся в том, чтобы дать возможность читателю идентифицировать текст, разделить газетный номер на составляющие его публикации. Для совре-

меннои прессы характерна полиструктурная организация заголовка, которая дает нам право говорить в таких случаях о заголовочных комплексах, структуру которых можно представить в обобщенном виде следующим образом: Н (надзаголовок) - З (заголовок) -П (подзаголовок). Именно в таком заголовочном комплексе с наибольшей отчетливостью реализуется информативная функция, как это наблюдается, например, в следующем случае:

Н: Nach den Gesprächen mit dem sowjetischen Präsidenten

З: "Kohl: der Weg zur deutschen Einheit ist frei. Moskau gibt Einverständnis ohne Bedingungen"

П: "Der Kanzler spricht von einem historischen Ereignis / Gorbatschow betont Selbstbestimmungsrecht der Deutschen Bonn und Ostberlin entscheiden nach DDR-Wahl über Modalitäten der Vereinigung (Süddeutsche Zeitung 12/02/90).

Таким образом, информативная функция газетного заголовка проявляется в том, что он в сжатой форме выражает основное содержание озаглавливаемого материала. Эту функцию иногда называют коммуникативной, поскольку она связана с сообщением о содержании текста. Заглавие, несомненно, активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса (интеллектуальной эмоции) (6, с. 70). Выполняя информативную функцию, названия публикаций привлекают читателя к тексту, если они содержат необходимые интересные для него сведения, при этом иногда сразу отпадает потребность читать весь текст. С другой стороны, заметка о новой компьютерной программе будет прочитана человеком, интересующимся компьютерными технологиями, независимо от того, имеет она экспрессивный или нейтральный заголовок.

Специфика информативной функции газетного заголовка заключается в том, что заголовок сам по себе прежде всего является оперативным референтом, что обеспечивается его максимальной краткостью. Максимальная информативность при этом оценивается не только с количественной (передать как можно больше содержания), но и с каче-

ы

ШГуслякова Н.В.

«Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков»

ственной стороны (участвовать в интерпретации концептуально-тематической линии текста, что особенно актуально для публикаций в переломные моменты общественно-политической жизни). Следующие примеры немецких газетных заголовков иллюстрируют информативную функцию, акцентируя читательское внимание на ключевых проблемах сложного периода объединения:

З: "Die Opposition ruft zum Widerstand gegen die Restaurationspolitik der SED auf' (Frankfurter Allgemeine 08/01/90);

З: "Bush zu Kohl: Ohne Vorbehalt hinter dem Wunsch der Deutschen nach Einheit" (Frankfurter Allgemeine 26/02/90);

З: "Die Teilung Europas gehört bald der Vergangenheit an" (Frankfurter Allgemeine 02/01/90);

Первостепенную роль в прессе переломных эпох призвана играть прагматическая составляющая газетных заголовков, направляющая читательское внимание в задаваемом данным изданием направлении. Выполняя прагматическую функцию, заголовок своей внешней и внутренней формой привлекает читателя к тексту, формируя его восприятие и вызывая целую гамму эмоций - не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление (заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов), возмущение, смятение, разочарование. При этом возможно возникновение различных стилистических эффектов (эффектов обманутого и усиленного ожидания) (6, с. 71). Выбор выразительных средств, их организация откровенно отражают авторское «я» и «служат желанию во что бы то ни стало завоевать читателя на свою сторону» (7, с. 121). Правильность позиции при этом отстаивается скорее риторическим внушением, нежели обращением к разуму или к душе:

H: "250000 Berliner demonstrierten Treptower Ehrenmal"

З: " Unser Land braucht jetzt eine breite Einheitsfront gegen rechts "

П: "Gysi: Wir lassen uns Chance für einen demokratischen Sozialismus nicht zerstören "(Neues Deutschland 04/01/90).

Таким образом, заголовок на газетной полосе выполняет три основных функции: номинативную, информативную и прагматическую, при этом последняя приобретает особую значимость в периоды политических, экономических и социальных потрясений, каковыми были для России - перестройка, для Германии - воссоединение. Это является свидетельством того, что указанные функции различаются по степени актуальности в зависимости от жанровой принадлежности и важности для данного социума поднимаемых в них проблем. Результаты учета функциональной специфики в обследованных текстах можно обобщить, снабдив количественными данными: номинативная функция была выявлена нами в 780 публикациях, что составляет 44%; прагматическая функция - в 526 публикациях, что составляет 30%; информативная функция - в 457 публикациях, что составляет 26%. Подчеркнем, что данное подразделение является условным, так как в большом числе публикаций наблюдается совмещение функций.

Проведенный нами количественный анализ показал, что доминирующими функциями немецкого газетного заголовка в рассматриваемый период являются номинативная и прагматическая функции. В соответствии с этим возможно разделить все газетные заглавия статей немецкой общенациональной прессы на три функциональных типа: номинативный, прагматический и информативный. Концепция чередования стандарта и экспрессии в пользу последней наблюдаемая в газетном текстовом пространстве, приобретая гораздо большую значимость в переломные периоды социально-экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солганик Г.Я. Системный анализ газетной лексики и источники ее формирования: Дисс. ... д-ра филол. наук. -М., 1976.

2. Покровская Е.В. Понимание современного газетного текста (прагматический аспект). - М, 2003.

3. Мансурова В.Д. Массовая коммуникация как синергетический процесс: Тезисы конферен-

48/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

ции «Проблемы массовой коммуникации». -СПб., 1999.

4. Терентьева Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Дисс. ... канд. филол. наук. - Куйбышев, 1990. - 205 с.

5. Попов А.С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие / А.С. Попов // Развитие синтаксиса современного русского языка. - М., 1966. - С. 95126.

6. Лазарева Э.А. Заголовок в газете / ЭА. Лазарева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 96 с.

7. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. -М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

Об авторе

Гуслякова Наталья Викторовна, ассистент кафедры иностранных языков естественнонаучных и экономических специальностей СГУ. Сфера научных интересов - прагмалингвистика, функциональная стилистика, дискурсивный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.