Научная статья на тему 'Функциональная предназначенность инновационного менеджмента'

Функциональная предназначенность инновационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная предназначенность инновационного менеджмента»

М. А. САМОЙЛОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Функциональная предназначенность инновационного менеджмента, выраженная в своевременном отслеживании организационных изменений и ориентации новшества на повышение результативности, формируется под влиянием появления совершенно новых форм организации бизнес-процессов как внутри хозяйствующего субъекта, так и во взаимодействии между ними. При этом стираются границы между разными функциональными подразделениями внутри предприятия, между самим предприятием и поставщиками, потребителями и конкурентами. Примером таких инновационных оргструктур может служить формирование вне-иерархических, междисциплинарных групп, складывание стратегических альянсов, появление информационных организационных средств управления.

Способность предприятий адаптироваться к стремительным изменениям внешней среды, мобильность организационной структуры, гибкость аппарата управления, предприимчивость руководства индивидуального или корпоративного хозяйствующего субъекта - определяющие качества, формирование которых составляет основу функциональной предназначенности инновационного менеджмента на предприятии в современных экономических условиях.

Функциональная предназначенность формирования методов инновационного менеджмента на предприятиях обусловлена фактом превышения финансовой результативности инвестиций в такие инновационные технологии, как телекоммуникации, информационные технологии над вложениями в отрасли машиностроения, производства, добычу полезных ископаемых. Впервые этот факт был зафиксирован в 1991 г., по мнению автора, можно считать эту дату концом «индустриальной эры» (также четвертой волны согласно теории циклов Кондратьева) и началом «эры инноваций».

В современных экономических условиях формирования предпосылок становления новой экономической науки возникла ситуация, когда старые экономические методы и теории уже не работают, а новые эффективные способы управления еще не сформированы. В связи с этим задача формирования внутренней инновационной инфраструктуры предприятия, позволяющей эффективно разрабатывать и применять новые методы управления в целях создания на предприятии инновационной среды, восприимчивой к изменениям и нововведениям, а также поиска возможных способов задействования потенциальных ресурсов повышения экономической результативности, становится еще более актуальной.

Согласно утверждению сторонников новой организационной парадигмы информационной эры в современных экономических условиях менеджеры и руководители высшего звена тратят 90% своих усилий на работу с 10% активов своих предприятий, а именно на финансовый капитал, не уделяя внимания инновационной инфраструктуре и интеллектуальному капиталу - основному источнику своей будущей конкурентоспособности. Интеллектуальный капитал представляет собой источник повышения стоимости компании и развития ее уникальных преимуществ в стратегической перспективе.

Таким образом, можно представить стоимость хозяйствующего субъекта в виде совокупности из таких компонент, как: человеческий капитал: знания, умения, ценности и новаторский потенциал людей, работающих в организации; капитал заинтересованных лиц (стэйкхолдеров), так называемых групп влияния, которые имеют отношение к деятельности компании и могут воздействовать на ее

поведение в долго- и краткосрочной перспективе; включает хозяйственные связи, каналы реализации, используемые компанией, связи с партнерами по стратегическим альянсам, а также лояльность потребителей и их способность к генерации идей; структурный капитал - тип интеллектуального капитала, который является центральным предметом анализа, поскольку составляет ядро инновационной инфраструктуры фирмы и рассматривается как средство, приводящее во взаимодействие два других компонента, что отражается на повышении доходности и финансовой результативности.

Структурный капитал включает инновационную политику организации, обучение персонала и создание организационной культуры с присущими корпоративными ценностями, стратегическую направленность компании, информационные системы, а также множество других нематериальных активов, которые являются настоящими источниками повышения результативности, прибыльности компании, превосходства над конкурентами. Структурный капитал представляет собой основу формирования интеллектуального капитала хозяйственного общества, товарищества. От того, насколько правильно он сформирован и эффективно используется, зависит возможность трансформации интеллектуального капитала в финансовый.

Способность субъекта хозяйствования приносить реальный устойчивый доход полностью зависит от эффективного взаимодействия трех составляющих интеллектуального капитала. Причем структурный капитал может быть либо добавлен к интеллектуальному капиталу компании, либо исключен из него.

В связи с этим одним из стратегических направлений развития хозяйствующих субъектов в ХХ! в. должно стать формирование и укрепление структурного капитала, а также создание мощной и устойчивой инновационной инфраструктуры за счет использования механизма активизации новаторского потенциала предприятий.

Процесс создания, накопления, приумножения, трансформации интеллектуального капитала хозяйствующего субъекта - длительный и сложный, требующий системного подхода. С целью аккумуляции интеллектуального капитала хозяйствующего субъекта и трансформации его в финансовый капитал в процессе управления инновационной деятельностью необходимо сформулировать и найти решения следующих задач: формирование и осуществление единой инновационной политики, включающей формирование системы организационных ценностей; вовлечение коллектива в процесс создания инноваций; создание инновационной инфраструктуры, активизация новаторского потенциала организации; разработка проектов и программ инновационной деятельности; подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов; контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению; финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности; подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Постановка и номенклатура задач, требующих решения в процессе управления инновациями, может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическим нововведениям. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами являются: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведе-

ний; анализ затрат, цен с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке новшеств; оценка идей по созданию новшеств, управление персоналом, занятым в разработке и производстве новшества, обеспечение благоприятного климата и корпоративной культуры.

Такое состояние инновационной системы, при котором обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, можно назвать гармонией. Поэтому функциональная предназначенность управления инновационным процессом заключается в достижении гармонии в развитии инновационного предприятия.

Различают две группы функций процесса управления инновационной деятельностью. Это основные и обеспечивающие функции. Основные функции - это стратегическое планирование, организация, мотивация и контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий осуществления инновационных проектов, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью. К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические, технологические, процессуальные. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе.

Следует различать такие разновидности функции менеджмента, как делегирование и мотивацию. К функции делегирования относится комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.

Функция мотивации направлена на создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т.е. на создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей - главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологические функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента, его функциональную предназначенность. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, в том числе маркетинговые исследования в отношении освоения новых рынков и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и

финансированию инновационного проекта, а также разработка, внедрение новых прогрессивных методов управления с использованием новейших информационных технологий.

Объект инновационной деятельности представляет собой процесс разработки новых продуктов, техники, технологии, создание новой отрасли, придание новых свойств товару, нахождение новых сегментов потребителей предприятиями, находящимися на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности. Субъектами инновационной деятельности выступают юридические лица независимо от форм собственности, физические лица, иностранные хозяйствующие субъекты и граждане, а также лица без гражданства, вовлеченные в процесс создания инноваций.

Инновационная деятельность должна базироваться на следующих принципах: достижение высокой экономической результативности инновационного производства за счет превосходства новых методов производства над традиционными по количественным и качественным показателям; гибкость производства, возможность преобразования производства создания самостоятельной инновационной структуры в соответствии с потребностями, возникающими в процессе реализации новой идеи; комплексный характер инновационного процесса за счет появления целой совокупности сопутствующих основной инновации более мелких научных, технологических и организационно-управленческих новшеств.

В целях создания системы управления инновационной деятельностью, формирования целевой функции управления, постановки задач, прогнозирования экономических результатов, формирования организационных и производственных структур, на наш взгляд, необходимо освоение особого вида профессиональной деятельности - инновационный менеджмент.

В общеэкономической трактовке инновационный менеджмент выступает как совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения, производства и продвижения на рынок с целью максимизации прибыли. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики. Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач.

Фундаментальным критерием экономического развития на современном этапе становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-технического развития и трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка.

Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов классического менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. Концептуальные положения и принципы традиционного классического менеджмента уступают место новым моделям инновационного управления.

Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие авторы в экономической литературе характеризуют его как самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение дос-

тижения организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [2].

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» П.Н. Завлин рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах: «как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями» [1]. Такое широкое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента противоречит узким рамкам функциональной концепции.

Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в национальном богатстве. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место.

С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как система является набором взаимодействующих формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В концепции формирования постиндустриального общества инновационный менеджмент представляет собой экономическую систему.

В инновационном менеджменте, как нам представляется, следует выделять два уровня. Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для разработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, продуктовые и финансовые потоки.

Отличительной чертой института инновационного менеджмента является относительно большая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и личной ответственности [3]. Становление инновационного менеджмента тесно связано с «раскрепощением» личности и повышением уровня межличностных коммуникаций, переходом от деперсонализированного подхода к управлению персоналом к индивидуализированному. При этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора индивида.

Функциональная предназначенность инновационного менеджмента состоит в эффективном управлении процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационною менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.

Литература

1. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. Учеб. пособие. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.

2. Нагиев А.Г. Стратегия инновационного развития и инвестирования воспроизводства основных фондов. Монография. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

3. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во «Интел-Синтез», 1998.

САМОЙЛОВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1981 г. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.