Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
337
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛЕТЧИКОВ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ / МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОТОВНОСТИ ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ / СИСТЕМА РАЦИОНАЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА / COMBAT TRAINING OF HIGHLY MANOEUVRABLE MILITARY AIRCRAFT PILOTS / FUNCTIONAL READINESS OF PILOTS / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL AND PHYSICAL TRAINING OF PILOTS / MEDICAL CONTROL OF FLYING PERSONNEL READINESS FOR FLIGHTS / SYSTEM OF RATIONAL FUNCTIONAL TRAINING OF FLYING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маряшин Юрий Евгеньевич, Малащук Людмила Сергеевна

Рассматриваются вопросы функциональной готовности летчиков высокоманевренных самолетов военной авиации к действиям в условиях стресс-факторов боевого маневрирования, дается анализ особенностей их влияния на организм человека. Предложены методы обеспечения функциональной готовности летчиков, применяемые в авиационных частях, порядок организации и проведения медицинского контроля состояния их готовности к полетам, дается анализ недостатков и слабых мест существующего подхода. Представлены концептуально-методологические основы оригинальной системы рациональной функциональной подготовки летчиков истребительной и штурмовой авиации к преодолению стресс-факторов высокоманевренного полета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маряшин Юрий Евгеньевич, Малащук Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TRAINING OF HIGHLY MANOEUVRABLE AIRCRAFT PILOTS AS INTEGRAL PART OF THEIR COMBAT TRAINING

The questions of functional readiness of highly manoeuvrable military aircraft pilots to act in conditions of stress factors of combat manoeuvring are analysed, and the features influencing the human body are analysed. Methods for ensuring operational readiness of pilots, procedures for medical monitoring their readiness for flights, shortcomings and weaknesses of the existing approach are given. The conceptual and methodological foundations of rational functional training of pilots of fighter and attack aircraft for overcoming the highly manoeuvrable flight stress factors are presented.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ»

Функциональная подготовка летчиков высокоманевренных самолетов как неотъемлемая часть их боевой подготовки

Ю.Е. МАРЯШИН,

кандидат биологических наук

Л.С. МАЛАЩУК, доктор медицинских наук

Полковник медицинской службы А.А. ПИСАРЕВ, кандидат медицинских наук

Майор медицинской службы запаса И.В. ЗАПЕЧНИКОВА, кандидат педагогических наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы функциональной готовности летчиков высокоманевренных самолетов военной авиации к действиям в условиях стресс-факторов боевого маневрирования, дается анализ особенностей их влияния на организм человека. Предложены методы обеспечения функциональной готовности летчиков, применяемые в авиационных частях, порядок организации и проведения медицинского контроля состояния их готовности к полетам, дается анализ недостатков и слабых мест существующего подхода. Представлены концептуально-методологические основы оригинальной системы рациональной функциональной подготовки летчиков истребительной и штурмовой авиации к преодолению стресс-факторов высокоманевренного полета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: боевая подготовка летчиков высокоманевренных самолетов; функциональная готовность летчиков; функциональная, психофизиологическая и физическая подготовка летчиков; медицинский контроль готовности летного состава к полетам, система рациональной функциональной подготовки летного состава.

SUMMARY. The questions of functional readiness of highly manoeuvrable military aircraft pilots to act in conditions of stress factors of combat manoeuvring are analysed, and the features influencing the human body are analysed. Methods for ensuring operational readiness of pilots, procedures for medical monitoring their readiness for flights, shortcomings and weaknesses of the existing approach are given. The conceptual and methodological foundations of rational functional training of pilots of fighter and attack aircraft for overcoming the highly manoeuvrable flight stress factors are presented.

KEYWORDS: combat training of highly manoeuvrable military aircraft pilots; functional readiness of pilots; functional, psycho-physiological and physical training of pilots; medical control of flying personnel readiness for flights, system of rational functional training of flying personnel.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА как целенаправленный и организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава включает целый ряд направлений, совокупной целью которых является достижение и поддержание боевой выучки личного состава, его физической готовности и слаженности в выполнении боевых задач. Очевидно, что выполнение любой боевой задачи во многом зависит от личностных характеристик каждого конкретного военнослужащего, среди которых немаловажной является способность результативно действовать в экстремальных ситуациях, особенно в условиях угрозы здоровью и даже жизни. Такие ситуации характерны для профессии военного лет-

чика, который во время боевого маневрирования может испытывать пилотажные перегрузки, иллюзии пространственного положения и движения, гипоксию, что является естественными факторами высокоманевренного авиационного полета. Такие факторы принято называть стресс-факторами, поскольку их экстремальное воздействие приводит к тому, что физиологические системы организма начинают работать с перенапряжением вплоть до стрессового состояния, при котором в организме начинают развиваться негативные процессы вплоть до потери работоспособности. И в этом случае, помимо боевой выучки, физического развития, морально-волевых качеств, летчику для гарантированного выполнения боевой задачи необходимо обладать высоким уровнем функциональной готовности организма к противодействию этим факторам.

Суть понятия «функциональная готовность» в контексте боевой подготовки летчиков высокоманевренных самолетов. Для летчиков высокоманевренных самолетов (истребителей, штурмовиков) наиболее агрессивными стресс-факторами являются пилотажные перегрузки, когда центробежные силы действуют в направлении «голова—таз», и иллюзии пространственного положения и движения. Сверхсильное действие этих факторов на организм летчика с низким уровнем функциональной готовности, как правило, приводят к катастрофическим последствиям. В результате действия пилотажных перегрузок происходит отток крови от головы и ее скопление в сосудах брюшной полости и нижних конечностей. Если летчик вовремя не предотвратит действие такой пилотажной перегрузки, это приведет к падению кровяного давления на уровне головы и нарушению нормального кровоснабжения головного мозга, в результате чего летчик может потерять сознание и управление самолетом.

Иллюзии пространственного положения и движения самолета возникают в результате выполнения летчиком различных маневров и пилотажных фигур, при которых на летчика начинают действовать угловые ускорения и так называемые ускорения Кориолиса (равные удвоенному векторному произведению вектора угловой скорости вращения системы координат на вектор скорости движения материальной точки относительно вращающейся системы координат)1. Угловые ускорения возникают при выполнении фигур, при которых происходит изменение угловой скорости вращения относительно одной оси вращения. Иллюзии в данном случае проявляются после окончания вращения самолета в виде ощущений вращения тела и видимого вращения пространства кабины в противоположном направлении относительно истинного вращения. Такие иллюзии могут некоторое время сохраняться, мешая управлению самолетом. Ускорения Кориолиса возникают при движении самолета по криволинейной траектории в одной плоскости и прямолинейном движении летчика в другой плоскости, например, прямолинейном движении головой в сторону приборной панели, а также в результате одновременного действия двух угловых ускорений, действующих в разных плоскостях, например, вращении самолета и одновременном вращении головы летчика. В обоих случаях ускорения Кори-олиса вызывают силы, которые действуют на тело летчика в третьей плоскости, провоцируя при этом иллюзии несуществующих движений самолета, что мешает управлению им. Если действие этих ускорений превышает пороги чувствительности зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов, то иллюзии будут оказывать сверхсильное

1 Тарг С.М. Кориолиса ускорение // Физическая энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1990. Т. 2. С. 461—704.

воздействие на организм, нарушая пространственную ориентировку и вызывая вегетативные расстройства — головокружение, тошноту и др., вплоть до потери контроля собственного состояния.

В перечисленных пилотажных ситуациях от летчика требуется мгновенная, адекватная реакция на действие стресс-факторов, психофизиологические особенности которой обусловлены экстремальностью конкретной ситуации. Первый ответ на воздействие стресс-фактора представляет собой автоматические, приспособительные действия. В основном это рефлекторные движения и их вегетативные составляющие, которые должны предупредить развитие неуправляемых негативных процессов в организме. Последующие действия должны обеспечить контроль и управление собственным состоянием. Этот уровень реагирования представляет собой процесс реализации умений и навыков, которые включаются в приспособительное действие в результате умственных преобразований, на основе которых психика и формирует решение проблемных ситуаций2. Такая психофизиологическая особенность реагирования на экстремальное воздействие означает, что при благоприятном развитии событий первая, рефлекторная, реакция и вторая, осознанная, становятся взаимосвязанными частями целостного поведения. Если постуральная составляющая реакций первого уровня ошибочна, а вегетативная чрезмерно усилена, то она не будет способствовать активизации реакций второго уровня, в результате чего начинается процесс дезорганизации поведения вплоть до полной потери работоспособности. Это связано с тем, что в случае неадекватного рефлекторного реагирования летчика на экстремальное воздействие на психическом уровне происходит торможение психических процессов сличения ситуационных параметров и параметров существующей у него модели профессионального поведения. В результате этого психика летчика не может сформировать модель целостного поведения, а следовательно, и обеспечить на физическом уровне его рациональные для конкретной ситуации действия.

Воспитание способности адекватного реагирования на стресс-факторы высокоманевренного полета требует специального, целенаправленного тренировочного воздействия на организм летчика. К примеру, с целью предотвращения потери сознания при больших перегрузках летчик использует противоперегрузочные приемы (ППП), которые представляют собой совокупность особых способов дыхания и статических мышечных напряжений, которые никогда не используются человеком в земных условиях. Поэтому для их эффективного применения в условиях боевого маневрирования требуется особый подход к тренировке сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем, а также к формированию навыков правильного восприятия пилотажных перегрузок в зависимости от их характеристик.

С целью предотвращения развития пространственной дезориентации и критических вегетативных расстройств, вызванных угловыми ускорениями и ускорениями Кориолиса, необходимо обеспечить правильное функциональное взаимодействие физиологических процессов в системе зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов, которые при ведущей роли центральной нервной системы работают интегрировано. Данные анализаторы можно представить как триаду систем организма, обеспечивающих обработку зрительных сигналов, сигналов от вестибулярного аппарата об угловых и линейных ускорениях и положении головы относительно вектора притяжения, а также

2 Пономаренко В.А. Методологическое пособие по подготовке человека летающего. М.: Когито-Центр, 2016. С. 163—165.

сигналов о положении и движении тела и его частей. Для эффективного функционирования этих систем в условиях боевого маневрирования требуются специальные тренировки, направленные на их совершенствование, физиологическую адаптацию к работе в особых условиях и адекватное реагирование на иллюзии движения и положения, закономерно возникающие в результате воздействия экстремальных раздражителей статического и динамического свойства.

Таким образом, для того чтобы летчик мог полноценно и эффективно использовать все возможности современной высокоманевренной авиационной техники в боевых условиях, он должен обладать высоким уровнем функциональной готовности организма, которая обусловлена наличием физиологических, физических и психофизиологических особенностей, соответствующих специфике профессии, а именно способностью: сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем эффективно функционировать и взаимодействовать при выполнении ППП в условиях экстремального воздействия пилотажных перегрузок; зрительной системы, вестибулярного и опорно-двигательного аппарата эффективно функционировать и взаимодействовать в условиях экстремального воздействия угловых ускорений и ускорений Кориолиса; к мгновенному, адекватному реагированию на угрозу экстремального воздействия с целью предотвращения развития негативных процессов в организме и потери работоспособности.

Существующие подходы к подготовке летчиков оперативно-тактической (особенно истребительной и штурмовой) авиации не учитывают всех особенностей данных видов летной специализации и особенностей реагирования организма на действие стресс-факторов высокоманевренного полета. Кроме того, в нормативных документах, регламентирующих эту деятельность, и в соответствующих пособиях по технике пилотирования отсутствуют такие понятия, как «функциональная готовность» и «функциональная подготовка».

Недостатки существующего подхода к обеспечению функциональной готовности летчиков высокоманевренных самолетов к преодолению стресс-факторов полетов. В авиации готовность организма летчиков к летной деятельности обеспечивается мерами медицинского контроля, реабилитации и восстановления, а также средствами физической и психофизиологической подготовки согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2009 года № 265 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации».

В этом смысле задача медицины заключается в том, чтобы обеспечить нормативный уровень здоровья, необходимый для летной деятельности. Физическая подготовка формирует общие для всех физические качества — быстроту, силу, выносливость, ловкость. Психофизиологическая подготовка обеспечивает нормальное функционирование психомоторных и сенсомоторных механизмов, способствующих эффективному выполнению профессиональных действий в штатных ситуациях полета. Проблема в том, что перечисленные направления концептуально, методологически и методически разделены между собой. Получается так, что разные специалисты решают свои задачи без учета особенностей поведения летчика и функционального взаимодействия систем его организма в условиях экстремального высокоманевренного полета: один восстанавливает его состояние до «нормы здоровья», другой формирует стереотип реагирования на штатные ситуации полета, третий воспитывает физкультурно-спортивные навыки и качества. Более того, в большинстве авиационных частей ре-

шение этого вопроса сводится в основном к медицинскому контролю и физической подготовке. Психофизиологическая подготовка как постоянный тренировочный процесс там отсутствует. Связано это с тем, что для этих целей применяются различные аппаратные комплексы, компьютеризированные стенды, специальные тренажеры, которыми преимущественно оснащены учебные центры и вузы, где ведется подготовка и переподготовка летного состава.

Но наиболее слабым звеном в сложившейся системе обеспечения функциональной готовности летчиков является физическая подготовка, которая осуществляется на основании требований Наставления по физической подготовке (НФП) в Вооруженных Силах Российской Федерации. Упражнения для формирования физических качеств, составляющие суть содержательной части подготовки летчиков, подобраны вопреки профессиональной целесообразности, и особенно это касается летчиков истребительной и штурмовой авиации. Проблема в том, что существующий подход к физической подготовке данной категории летчиков не в полной мере соответствует биомеханическим, функционально-анатомическим и функционально-физиологическим особенностям тех действий, которые летчик выполняет во время высокоманевренного авиационного полета, и тем реакциям организма, которые возникают под действием профессиональных стресс-факторов. К примеру, в НФП3 и специальном пособии для летного состава4 представлены силовые упражнения (уголок на брусьях, подтягивание, подъем переворотом, упражнения с гирями, штангой, упражнения на силовых тренажерах и др.), которые формируют навыки и качества, необходимые в определенных спортивных дисциплинах. Но эти качества эффективно работают только в конкретных биомеханических конструкциях и не переносятся на действия, которые летчик выполняет в ППП. Более того, развитие навыков и качеств с помощью указанных упражнений тормозит рост навыков и качеств, необходимых для эффективного выполнения этих приемов. Происходит все это в силу психофизиологических закономерностей, которые влияют на формирование и реализацию любого двигательного акта. Кроме того, формирование и поддержание навыков выполнения этих упражнений требует большого расхода функциональных резервов, что может привести к психомоторному утомлению и физическому перенапряжению. То же происходит и с вестибулярными упражнениями (прыжки на батуте, круговые движения на перекладине и колесе, другие гимнастические и акробатические упражнения), которые, ко всему прочему, травмоопасны, малодоступны для массового применения и требуют много времени и сил для их освоения. Важно и то, что при таком подходе к физической подготовке летчиков этих родов авиации функциональные резервы их организма расходуются на формирование физических качеств и двигательных навыков, которые не нужны им в профессии, а контрольные нормативы по этим дисциплинам не отражают уровня готовности к противодействию стресс-факторам высокоманевренного полета.

Здесь важно отметить, что в повседневной деятельности летчиков высокоманевренных родов авиации вообще не предусмотрен контроль уровня функциональной готовности к преодолению стресс-факторов высокоманевренного полета, а врачебно-летная экспертиза, где

3 Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Минобороны РФ, 2009. С. 20—32.

4 Специальная психофизиологическая и физическая подготовка с целью повышения устойчивости летного состава к пилотажным перегрузкам и гипоксии. Пособие для летного состава / под ред. И.Б. Ушакова, С.И. Ромасюка, А.Д. Зубкова, М.Н. Хоменко. М.: Минобороны РФ, 2006. С. 59—70.

оценка осуществляется с помощью моделирования профессиональных стресс-факторов на аппаратных комплексах (центрифугах, вращающихся креслах, в барокамерах и др.), для большинства летчиков проводится один раз в три года. Это серьезный недостаток, поскольку тот уровень функционального состояния организма (ФС) и профессионально важных качеств (ПВК), который обеспечивает устойчивость организма к экстремальным воздействиям, не является постоянным и может меняться даже в течение одного дня под действием многих причин и обстоятельств, что оказывает влияние на состояние летчика во время выполнения полетного задания.

Сегодня решение о допуске летчиков военной авиации к выполнению полетов принимается на основе результатов предполетного медицинского осмотра согласно установленным правилам5 и с учетом сдачи контрольных нормативов по физической подготовке6, которые, как уже отмечалось выше, не в полной мере соответствуют специфике летной профессии летчиков высокоманевренных самолетов. Предполетный осмотр включает опрос о самочувствии, внешний осмотр, также по внешнему виду и поведению определяются отклонения в эмоциональном состоянии, измеряется температура тела, артериальное давление (систолическое и диастолическое) и исследуется характер пульса (частота, ритм, наполненность). Наиболее объективными и информативными показателями предполетного осмотра являются частота пульса (ЧП) и значения артериального давления систолического (АДс) и диастолического (АДд). Вместе с тем относительно частоты пульса в нормативных документах и специальных пособиях7 нет указаний на конкретные диапазоны значений, при которых летчик не допускается к полету, речь идет лишь о признаках тахикардии, брадикардии и аритмии. В практической медицине существует разнообразие мнений относительно диапазонов значений ЧП в состоянии покоя у здоровых людей, в то время как в специальном руководстве для военнослужащих8 установлена норма 60—80 уд/мин. Превышение указанных значений уже является признаком тахикардии и может свидетельствовать о наличии негативных сдвигов в текущем ФС летчика. В спортивной практике, например у бегунов на короткие дистанции (вид деятельности, где процесс энергообеспечения работы схож с процессом энергообеспечения статических мышечных напряжений при выполнении летчиками ППП), оптимум ЧП в состоянии покоя в среднем приблизительно равен 70 уд/мин9. Отмечается, что если значение этого показателя увеличиваются на определенном этапе подготовки, то это является признаком детренированности.

По мнению практикующих спортивных специалистов, длительное сохранение ЧП в состоянии покоя более 80 уд/мин свидетельствует о хроническом напряжении в работе сердца.

В отношении оценки артериального давления (АД) принято за основу брать индивидуальную «норму», установленную врачебно-летной

5 Приказ Министра обороны Российской Федерации № 265 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации». М.: Минобороны РФ, 2009. С. 58—63.

6 Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Минобороны РФ, 2009. С. 114—129.

7 Медицинский контроль летного состава в период подготовки и проведения полетов: методическое пособие для авиационных врачей / под ред. Н.М. Рудного. М.: Воениздат, 1987. С. 26—27. Авиационная медицина: руководство / под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. М.: Медицина, 1986. С. 384.

8 Методы исследования в физиологии военного труда: руководство / под ред. В.С. Новикова. М.: Военное издательство, 1993. С. 84.

9 Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А. Спортивная медицина. М.: Медицина, 1984. С. 77.

комиссией (ВЛК)10, которая по разным причинам может колебаться в довольно широком диапазоне значений. Нормальными предельными значениями по данным литературы11 принято считать: верхнюю границу АДс равную 140 мм рт. ст., а нижнюю — 100; верхнюю границу АДд равную 90 мм рт. ст., а нижнюю — 60. Однако указанные значения артериального давления могут считаться нормальными только для среднестатистического человека, чья работа не связана с преодолением сверхсильных физических и эмоциональных нагрузок. Для летчиков высокоманевренных самолетов АДс 140/90 и АДд 90/60 мм рт. ст не может считаться нормой и служить показателем функциональной готовности к сложному полету. Дело в том, что АДс 140/90 в состоянии покоя означает, что в данный момент времени физиологические системы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, уже работают с некоторым напряжением, как при выполнении работы умеренной и повышенной интенсивности. А это означает, что возможности организма при переходе на более напряженные режимы работы весьма ограничены и высокий уровень физической нагрузки может вызвать состояние перенапряжения организма или даже стресса. Если подобное случается во время выполнения ППП, когда летчик противодействует максимальным пилотажным перегрузкам статическими мышечными напряжениями, то происходит разрушение механизмов адаптации к физической нагрузке и летчик невольно перестает удерживать мышечное напряжение, что приводит к быстрому оттоку крови от головы и потере сознания. АДд 90/60 мм рт. ст. указывает на пониженную активность в работе физиологических систем, что может свидетельствовать о признаках утомления. В таком состоянии адаптационные возможности организма снижены и в момент пиковых пилотажных перегрузок летчик практически не сможет произвести такое мышечное напряжение, которое необходимо для эффективного противодействия, а волевая попытка усилить мышечное напряжение может привести к резкому истощению функциональных резервов. На практике, хотя это не указано в правилах предполетного медицинского осмотра, нижними предельными значениями для допуска к полетам принято считать артериальное давление 100/70 мм рт. ст. Однако АДс равное 100 мм рт. ст. указывает на недостаточную мощность струи крови в артериальном русле, на пониженный уровень ударного объема крови, что может являться признаком недостаточности в работе сердечно-сосудистой системы по доставке кислорода к тканям. При экстремальных пилотажных перегрузках это может повлиять на качество выполнения ППП.

Правила предполетного осмотра также не предусматривают оценку целого ряда очень важных показателей уровня функциональной готовности к экстремальному воздействию факторов полета, а за основу берутся результаты ВЛК либо проведенного ранее углубленного медицинского осмотра. К таким показателям относятся: резервные возможности аппарата внешнего дыхания в обеспечении дыхательных действий при выполнении ППП, которые характеризуются значениями показателей аэробной и анаэробной производительности, объема форсированного выдоха, силы дыхательной мускулатуры; состояние комплекса зрительно-вестибулярно-двигательного анализатора, уровень функционирования которого обусловливает устойчивость к действию

10 Приказ Министра обороны Российской Федерации № 265 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации». М.: Минобороны РФ, 2009. С. 60.

11 Медицинский контроль за летным составом в период подготовки и проведения полетов: Методическое пособие для авиационных врачей / под ред. Н.М. Рудного. М.: Воениздат, 1987. С. 31.

угловых ускорений и ускорений Кориолиса. Кроме этого, вообще не учитывается уровень статической мышечной выносливости, необходимой для эффективного выполнения ППП, который характеризуется значениями показателей статической выносливости определенных мышечных групп, а также значениями максимального усилия этих мышц, поскольку оценка этих показателей не предусмотрена в программе физической подготовки. Следует отметить, что существуют простые, но информативные методы оценки указанных показателей, которые не занимают много времени и вполне могли бы применяться во время предполетного медицинского осмотра с целью оценки функциональной готовности организма летчика противодействовать стресс-факторам высокоманевренного полета.

Из вышесказанного следует, что очевидными недостатками существующего подхода к подготовке летчиков высокоманевренных самолетов являются:

отсутствие в системе боевой подготовки единой методологической и методической основы в вопросе обеспечения функциональной готовности, которая объединила бы медицинский, психофизиологический и физический аспекты подготовки в единый постоянно действующий тренинговый процесс, где целью является не достижение нормативных показателей здоровья и общих для всех физических качеств, а воспитание способности организма эффективно функционировать в экстремальных условиях полета;

несоответствие упражнений программы физической подготовки функциональным особенностям тех действий, которые летчик выполняет во время высокоманевренного авиационного полета, и тем реакциям организма, которые возникают под действием профессиональных стресс-факторов;

применяемые сегодня в авиационных частях методы медицинского контроля, оценки физических и психофизиологических качеств летчиков не отражают уровня его готовности эффективно противодействовать сверхсильному воздействию стресс-факторов высокоманевренного полета.

Концептуально-методологические основы системы рациональной функциональной подготовки летчиков высокоманевренных самолетов. Разработанная в Научно-исследовательском испытательном центре (авиационно-космической медицины и военной эргономики) ЦНИИ ВВС МО РФ система рациональной функциональной подготовки (РФП) летчиков представляет собой концептуально новый интегративный подход к вопросу функциональной подготовки летного состава высокоманевренной оперативно-тактической авиации.

Практика работы с летным составом и результаты научных исследований показывают12, что интегративный подход к обеспечению функциональной готовности устраняет указанные недостатки и дает более высокий результат, чем проведение разделенных между собой мероприятий медицинского, физического и психофизиологического толка. Это объясняется тем, что интегративный подход — это не просто механическое соединение средств и методов оздоровительно-восстановительной, психофизиологической и физической направленности; интеграция происходит на более глубоком уровне, где необходимые морфо-функ-циональные компоненты организма в результате целенаправленного управляющего воздействия консолидируются для достижения нужного результата — выполнения той функции, которая обеспечивает устой-

12 Разработка системы развития профессионально важных физических качеств летного состава маневренной и высокоманевренной авиации / Отчет НИР / И.М. Ждань-ко, В.Н. Филатов, Л.С. Малащук / НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС МО РФ. М., 2017. С. 52—54.

чивость организма к стресс-факторам высокоманевренного полета. Кроме того, интегративный подход позволяет рационализировать процессы, связанные с выполнением физических упражнений, вовремя выявлять состояния перенапряжения и утомления организма, снижение профессионально важных психофизиологических и физических качеств, а также вовремя проводить корригирующие и профилактические мероприятия. Это замечание чрезвычайно важное, поскольку при существующих принципах медицинского контроля, психофизиологической и физической подготовки летчиков в авиационных частях своевременное выявление негативных сдвигов в структуре ФС и ПВК, как и их своевременное устранение, не представляется возможным.

Для понимания сути РФП необходимо определить ее место, роль и значение в системе профессионального обучения и боевой подготовки летчиков высокоманевренных самолетов. В процессе профессиональной подготовки специалисты всегда сталкиваются с двумя проблемами — проблемой формирования профессиональных навыков (движения, действия, приемы, в общем, все то, что можно назвать инструментарием) и проблемой формирования специфических свойств организма, необходимых для практической реализации этих навыков в условиях авиационного полета. Система РФП учитывает, что первая проблема решается с помощью специальной профессионально-технической подготовки, а вторая — с помощью средств и методов рациональной функциональной подготовки, которые методологически и методически связаны с особенностями профессии и способствуют ее освоению и совершенствованию. Только высокий уровень развития профессиональных навыков в сочетании с функциональной готовностью организма актуализировать их в сложных условиях высокоманевренного полета может обеспечить высокую степень надежности летчика. В данном случае специфика летной деятельности обусловливает содержание не только профессионально-технической подготовки, но и функциональной, т. е. выбор средств и методов (упражнений и способов их применения), с помощью которых достигается высокий уровень профессиональной работоспособности, должен быть подчинен специфическим особенностям тех функций, которые летчик выполняет в авиационном полете. Важно понимать, что эффективность РФП в обеспечении функциональной надежности будет зависеть от того, насколько она интегрирована в систему профессионального обучения и боевой подготовки летчиков. Важным является не столько сам факт наличия какого-то тренировочного процесса, а функциональное соответствие тренировочных действий специфике действий профессиональных. Отсюда вытекает и смысловое содержание термина «функциональная подготовка», как единого воспитательного процесса, направленного на формирование функциональной надежности организма летчика при выполнении конкретной профессиональной функции. Поэтому под названием «рациональная функциональная подготовка» мы понимаем континуальный (непрерывно действующий на протяжении профессиональной деятельности), профессионально ориентированный тренинговый процесс, особенность которого заключается в синергизме воздействия на организм оригинальных комплексов упражнений различной функциональной направленности, ориентированных на обеспечение надежности организма в выполнении конкретной специфической функции. А «рационализм» заключается в том, что управляющее воздействие упражнениями вовлекает в работу только нужные для выполнения конкретной профессиональной функции компоненты организма и с необходимой степенью активности. Именно такое понимание сути РФП способствует формированию специфических свойств организма летчиков высокоманевренных самолетов.

На рисунке показана принципиальная схема, концептуально отражающая идею организации РФП, где основными принципами являются: точное определение цели подготовки; определение ее направленности в зависимости от специфики деятельности (профессиональная ориентация); точное представление результата подготовки; четкая параметризация результата подготовки.

- Направленность процесса

г

Общая архитектура системы 1

Цель -► -► Результат

к к

Оценка параметров результата

Рис. Принципиальная схема организации РФП

Целью РФП для летчиков высокоманевренных самолетов является обеспечение функциональной готовности организма к действию в экстремальных условиях высокоманевренного полета. Тренировочный процесс направлен на повышение возможностей организма противодействовать стресс-факторам высокоманевренного полета, среди которых наиболее агрессивными являются: пилотажные перегрузки (необходимо совершенствовать эффективность выполнения ППП, которая зависит от качества выполнения специфических мышечно-дыхательных действий); угловые ускорения и ускорения Кориолиса (необходимо повышать пороги чувствительности зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов к действию этих ускорений).

Результатом тренировок является достижение соответствующих уровней ПВК (физических и психофизиологических), а также такого уровня ФС, который позволил бы актуализировать эти качества в условиях высокоманевренного полета. Диапазоны значений параметров ПВК и ФС должны определять уровень функциональной готовности.

В общей архитектуре системы РФП ее компоненты и их элементы не являются чем-то самостоятельным или независимым — они взаимосвязаны и взаимодействуют на основе влияния цели и результата на всю систему. Это означает, что структуру РФП составляют комплексы упражнений, каждый из которых решает свою задачу по обеспечению функционального соответствия тренировочного действия и реального, а также по регуляции ФС организма летчика и его ПВК (психофизиологических и физических).

Психофизиологические качества включают всю совокупность сен-сомоторных и психомоторных возможностей организма, в обеспечении устойчивости к стресс-факторам высокоманевренного полета, а физические качества — возможности опорно-двигательной системы. Упражнения, направленные на совершенствование сенсомоторных и психомоторных возможностей организма, группируются в комплекс психофизиологической подготовки, а упражнения, направленные на повышение физической устойчивости и работоспособности, — в комплекс для специальной физической подготовки. Исходя из того что

эффективная реализация профессиональных навыков и высокая работоспособность определяются совокупностью характеристик текущего функционального состояния физиологических систем организма, в архитектуру системы РФП включены упражнения для оптимизации ФС, которые сгруппированы в комплекс упражнений функциональной гимнастики.

Наполнение указанных комплексов различной функциональной направленности практическим содержанием во многом зависит от точности определения цели, профессиональной направленности и конечного результата. Каждое упражнение в системе РФП разработано на этой основе и в совокупности с другими упражнениями, подчинено достижению одного заданного результата. Если же заимствовать упражнения для тренировки летчиков высокоманевренных самолетов из видов спорта или каких-то других систем (как это принято сегодня), то они не смогут целенаправленно консолидироваться для достижения нужного результата на психическом и физиологическом уровнях. Другими словами, такие упражнения невозможно положительно интегрировать в специфическую систему подготовки, поскольку характер их выполнения содержит специфику другого вида деятельности, что однозначно приведет к снижению эффективности тренировочного воздействия. Практически это означает, что для формирования каждого ПВК в РФП разработаны упражнения с учетом специфических особенностей проявления этого качества в реакциях организма на действия стресс-факторов высокоманевренного полета.

В свою очередь, все ПВК и ФС организма в системе РФП характеризуются рядом показателей, по каждому из которых можно судить о степени функциональной готовности соответствующих систем организма к экстремальному воздействию. Диапазоны значений этих показателей указывают на уровень функциональной надежности систем организма и его готовность сохранять работоспособность в пределах тех параметров, которые обусловливают эффективную деятельность на всех этапах высокоманевренного авиационного полета.

Таким образом, успешное выполнение боевой задачи летчиками высокоманевренных самолетов во многом зависит от уровня функциональной готовности их организма к боевым действиям с большими перегрузками при применении фигур сложного и высшего пилотажа. В этом случае функциональная готовность должна быть обусловлена наличием таких физиологических, физических и психофизиологических особенностей организма, которые обеспечивают его устойчивость к воздействию указанных факторов полета.

Рациональная функциональная подготовка, в отличие от существующей практики, характеризуется системным интегративным подходом, учитывающим все особенности влияния стресс-факторов высокоманевренного полета на организм летчика и особенности его реагирования на них. Научные исследования, которые проводились НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС МО РФ на базе филиала №1 (7 ЦВКАГ) ФГКУ «ГВКГ им. Н.Н. Бурденко» МО РФ, показали высокую эффективность РФП в сравнении с другими методиками, которые сегодня применяются в авиационных частях и в центре реабилитации ЦВКАГ. Интегрирование РФП в систему боевой подготовки позволит повысить уровень боеготовности летчиков истребительной и штурмовой авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.