Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ КОНЬКОВОГО ХОДА НА ЛЫЖАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ КОНЬКОВОГО ХОДА НА ЛЫЖАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / лыжи / коньковый ход / музыка / функциональная музыка / обучение / younger schoolchildren / skiing / skating / music / functional music / teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Беликова Елена Викторовна, Скачилова Ирина Николаевна

Разработана и апробирована методика обучения детей младшего школьного возраста технике конькового хода на лыжах с применением функциональной музыки и специально подобранного такта произведения, что позволяет освоить определенный ритм движения в ходьбе. Предложены критерии оценки техники конькового хода на лыжах, позволяющие оценить эффективность методики обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Беликова Елена Викторовна, Скачилова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE TECHNIQUE OF SKATING ON SKIS TO YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING FUNCTIONAL MUSIC

A methodology has been developed and tested for teaching children of primary school age the technique of skating on skis using functional music and a specially selected beat of the piece, which allows them to master a certain rhythm of movement in walking. Criteria for evaluating the technique of skating on skis are proposed, which make it possible to judge the effectiveness of the technique.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ КОНЬКОВОГО ХОДА НА ЛЫЖАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796.92 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-10-17

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ КОНЬКОВОГО ХОДА НА ЛЫЖАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Е.В. Беликова, И.Н. Скачилова

Разработана и апробирована методика обучения детей младшего школьного возраста технике конькового хода на лыжах с применением функциональной музыки и специально подобранного такта произведения, что позволяет освоить определенный ритм движения в ходьбе. Предложены критерии оценки техники конькового хода на лыжах, позволяющие оценить эффективность методики обучения.

Ключевые слова: младшие школьники, лыжи, коньковый ход, музыка, функциональная музыка, обучение.

TEACHING THE TECHNIQUE OF SKATING ON SKIS TO YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING FUNCTIONAL MUSIC

Dedlovskaya M.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, bmv300904@ yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University, Belikova E.V., senior lecturer, e.belikowa. 2012@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University, Skachilova I.N., teacher, iskachilova@mail.ru, Russia, Barnaul, Secondary school No. 127

A methodology has been developed and tested for teaching children of primary school age the technique of skating on skis using functional music and a specially selected beat of the piece, which allows them to master a certain rhythm of movement in walking. Criteria for evaluating the technique of skating on skis are proposed, which make it possible to judge the effectiveness of the technique.

Key words: younger schoolchildren, skiing, skating, music, functional music, teaching.

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, zolotuxina1979@rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Беликова Елена Викторовна, старший преподаватель, e.belikowa.2012@yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Скачилова Ирина Николаевна, учитель, iskachilova@mail.ru, Россия, Барнаул, Средняя общеобразовательная школа № 127

Высокие результаты в лыжных гонках требуют значительного повыше -ния уровня технического мастерства. Основные соперники России на лыжне до последнего времени - лыжники северных стран, которые своеобразно решают задачи периода начального обучения. Все школьники с детства ходят на лыжах, имея многочисленные примеры техники лыжников высокой квалифика-

ции [1].

Российские тренеры в лыжных секциях спортивных школ и сборных команд сталкиваются с тем, что юные лыжники часто не имеют начальной школы лыжной техники. Именно поэтому, на наш взгляд, в школьной программе по физической культуре в разделе «Лыжная подго -

товка» наряду с формированием у школьников двигательных навыков и умений, должна обязательно решаться задача их технической подготов-ленности.

Еще одной важной проблемой является возраст учащихся, так как спортивные и медицинские специалисты рекомендуют изучать коньковый стиль в общеобразовательной школе не ранее 14-15 лет, аргументируя слабым физическим развитием детей [2, 3].

Физиолог А.А. Маркосян по этому поводу писал: «Для развития и закрепления каждой функции существует свой оптимальный период. Именно в этот период формируются и прочно закрепляются определенные функции, умения и навыки. Когда же эти сроки упущены, то, если и удается с большим трудом сформировать те или иные умения, они бывают, как правило, непрочными» [4].

Поэтому целесообразно (С.М. Луньков, В.М. Малинин и др.) опробовать все лыжные ходы применительно к детям от 6-7 лет и старше, широко используя для обучения коньковому ходу: коньки, роликовые коньки с палками, а зимой, естественно, лыжи [5].

Применение функциональной музыки в спорте и на занятиях физической культуры исследовали Ю.Г. Коджаспиров, Е.Г. Сайкина. Использование музыки в предстартовой подготовке лыжников-гонщиков отражены в исследованиях Н.И. Семенова и Н.Ю. Тюличевой. Однако проблема обучения техники передвижения на лыжах детей младшего школьного возраста остается неизученной как в теоретическом аспекте, так и в практи -ческом.

Методика обучения детей технике конькового хода с использованием функциональной музыки возникла из практических наблюдений и предлагаемых рекомендаций. Так, в научно-методической разработке М.А. Миленина и В.Ф. Красавина для выработки ритма движений в коньковом ходе рекомендуется применять упражнения под музыку.

Данную рекомендацию хорошо адаптировал и применил на практике С.М Луньков, который разработал метод словесного обучения в стихотворной форме, так как считает ее наиболее доступной к пониманию программных упражнений (согласно структуре изучения способов пере -движения на лыжах).

В ходе практического применения рифмованных строк и полустиший как формы словесного метода обучения был сделан вывод, что, разбивая строки на отдельные слова и проговаривая каждое отдельное слово под шаг, у детей формировался ритм движения. Был установлен также факт повышенного внимания у юных лыжников к запоминанию предлагаемых строк и дальнейшего проговаривания их вслух и про себя на всем периоде начального разучивания элементов и способа передвижения на лыжах коньковыми ходами. Этот метод помог не допускать основных ошибок в технике.

Исходя из вышесказанного, стало понятно, что дети, зная мелодию, могут воспроизвести упражнение без музыкального сопровождения, но с сохранением темпа и ритма [6].

Обучение детей осуществляется на ровной, широкой, хорошо укатанной учебной площадке, на которой заранее искусственно делается пологий спуск длиной 30-40 м. Все упражнения вначале выполняются без палок, так как это позволяет лучше освоить координацию движений. По команде учителя дети включают музыку, записанную в телефонах.

Основной акцент делается на обучение детей способу отталкивания скользящим упором. В отличие от классического хода, именно этот элемент техники применяется в коньковом.

При обучении используются подводящие упражнения, включенные в «школу лыжника». Данные упражнения осваиваются с учащимися перед обучением коньковых ходов в первом классе.

Известно, что при передвижении одновременным двухшажным коньковым ходом нагрузка на опорно-двигательный аппарат распределяется неравномерно, при передвижении под правую руку быстрее утомля -ется левая рука и нога и, наоборот. При работе с детьми обращалось внимание на равноценное координационно-двигательное развитие той и другой половины тела, чтобы во время передвижения одновременным двух-шажным коньковым ходом, толкаясь то под правую, то под левую ногу, ребенок равномерно загружал мышцы.

Первоначально дети осваивают скольжение в низкой стойке с махами и без махов руками (в группировке). Для этого были подобраны упражнения, способствующие формированию согласованности рук и ног:

1) из стойки на согнутой ноге с отведенным носком сделать мах другой ногой вперед - в сторону вместе с выносом рук, оттолкнуться и сделать мах другой ногой. Повторить на ровном участке несколько раз;

2) то же при движении под уклон в 2-3 °;

3) то же выполнить слитно, передвигаясь медленно;

4) то же на равнине, на пологом (2-6 °) подъеме.

Вначале выполнить первое и второе упражнения без палок, обозначая отталкивания ими. Палки ставить на опору согнутыми в локтевых сус -тавах руками неодновременно, раньше ставить на снег палку, одноименную толчковой ноге. Для обучения одновременного двухшажного конькового хода на лыжах используется упражнение, которое состоит в том, что на утрамбованной площадке учащиеся двигаются по контуру многоугольника, стараясь с каждым витком уменьшить число его сторон.

Следует отметить, что особое внимание во время выполнения упражнений при обучении коньковому ходу нужно обращать на сочетание отталкивания (разгибание ноги вперед без разворота стопы и таза в сторону) с маятниковым движением прямых плеч, то есть корпуса в сторону маховой ноги и переходом лыжи в положение скольжения. Наконец, сле-

дить за самым главным элементом техники это инерционным бросковым движением и совершенствовать это движение, добиваясь непринужденности в движении при переносе центра тяжести тела с толчковой ноги на маховую [7].

Ритмичная музыка во время выполнения упражнения на лыжах способствует лучшему освоению техники одновременного двухшажного конькового хода [8].

Цель исследования - проверить, действительно ли обучение детей младшего школьного возраста технике конькового хода на лыжах будет эффективным при использовании функциональной музыки.

Задачи исследования:

- теоретически разработать методику обучения технике конькового хода на лыжах, младших школьников с использованием функциональной музыки;

- экспериментально определить эффективность разработанной методики.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» Родин-ского района Алтайского края.

Авторами были подобраны мелодии, соответствующие двигательному ритму одновременного двухшажного конькового хода: музыка из кинофильмов композитора Андрея Петрова, Эннио Морриконе, мультфильма «Дед Мороз и лето» Евгения Крылатова и др.

При внедрении методики на всех уроках физической культуры включали упражнения на развитие мышц спины и брюшного пресса, так как эти группы мышц образуют так называемый «мышечный корсет» туловища, который играет большую роль в предупреждении травм спины.

Для того чтобы снизить нагрузку на позвоночник и не допускать скручивающих движений в поясничном отделе, все передвижения конько -вым ходом по учебной лыжне дети совершали под уклон, вначале без махов руками, держа палки на плечах за спиной.

Для укрепления голеностопного сустава в детскую обувь под внешнюю сторону стопы рекомендовали родителям сделать подкладку типа супинатора, примерно высотой 1 см. В начале дети занимались 15 мин, используя такую подкладку, постепенно доведя время занятия до 30 мин.

При обучении технике конькового хода на лыжах использовалась функциональная музыка, так как 90 % детей приходят в первый класс после детского сада, где все физкультурные занятия сопровождаются музыкой. Поэтому для них обучение новым движениям под музыку на уроке физической культуры не составило особого труда.

Определили темпо-ритмовую структуру двигательного действия в одновременном двухшажном коньковом ходе, выделили в цикле этого хода фазы (элементы двигательных действий), а затем подобрали музыкальное произведение, соответствующее длительности этих фаз, силовым акцентам, темповой структуре данного хода.

Для обучения технике детей младшего школьного возраста одно -временным двухшажным коньковым ходом подходит функциональная музыка, написанная в размере % (трехдольный метр с темпом 50-70 Ьрш).

Музыкальная активизация деятельности учащихся применялась в основной части урока. Вначале детям был продемонстрирован видеофильм коньковой гонки на лыжах и даны объяснения схемы движений в конько -вых ходах, далее эта схема ещё раз была показана детям, но уже под сопровождение функциональной музыки, где учащимся были акцентированы фазы цикла и объяснена в доступной форме темпо-ритмовая структура хода. Затем эта музыка была записана на их телефоны, при выполнении упражнений по команде учителя дети ее включали, через некоторое время подбиралась другое произведение.

Далее разработали критерии оценки техники конькового хода на лыжах (табл. 1), позволяющие судить об эффективности методики, проверили ее на валидность.

Таблица 1

Критерии оценки техники конькового хода на лыжах

№ п/п Критерии Баллы

1 Использует одновременный двухшажный коньковый ход 0-1

2 Уверенно стоит на скользящей опорной ноге 1-2

3 Движения верны 0-1

4 Движения рук и ног согласованны и уверенны 1-2

5 Может передвигаться на равнине 2

6 Может передвигаться в гору 0-3

В эксперименте приняли участие две группы из числа учеников (20 чел.) второго класса - экспериментальная и контрольная. На площадке с пологим спуском 2-3 ° была подготовлена учебная лыжня, имеющая форму вытянутого четырехугольника со сторонами 70-80 и 10-15 м, а рядом с лыжней, идущей под уклон, утрамбовали снег для выполнения конькового хода.

На уроках по лыжной подготовке (16 часов) с детьми обеих групп одновременно проводилась планомерная целенаправленная работа по освоению техники одновременного двухшажного конькового хода с единственным отличием - при обучении этим ходом в экспериментальной группе использовалась функциональная музыка. Также детям давалось домашнее задание на закрепление полученных навыков.

Занятия по физической культуре (раздел «Лыжи») проводились в зимний период времени, три раза в неделю согласно разрешенному температурному режиму. При неблагоприятных погодных условиях занятия

переносились в зал, целью которых было формирование правильной техники (при помощи имитационных упражнений) и поддержание общей физической подготовленности.

На заключительный урок по лыжной подготовке для проверки состояния технической подготовленности детей пригласили пять экспертов, провели исследование по выявлению степени информативности и согласованности. Согласованность оценивалась по коэффициенту конкорда-ции. Дети на учебной лыжне в спокойном темпе проходили дистанцию, предварительно получив порядковые номера.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно критериям оценок выставлялись баллы детям экспериментальной и контрольной групп.

Установлено, что не все дети из контрольной группы овладели техникой передвижения на лыжах одновременным двухшажным коньковым ходом (это были две девочки), в то время как в экспериментальной группе этот лыжный ход освоили все дети.

Уверенно стояли и скользили на опорной ноге в экспериментальной группе 6 чел., в контрольной - 2 чел.

По критерию «движения верны» в экспериментальной группе положительно оценены все испытуемые, в контрольной - 8 детей. Полная согласованность и уверенность в движениях рук и ног наблюдалась в экспериментальной группе у 8 учащихся, в контрольной только у двух детей. Передвигаться по равнине коньковым одновременным двухшажным ходом научились учащиеся обеих групп, кроме двух девочек из контрольной группы.

Наконец, результаты передвижения в горку коньковым ходом показали, что 6 чел. из экспериментальной группы могут применить эту технику, из контрольной группы выполнить тестовое упражнение смогли только двое детей.

Для оценки результатов педагогического воздействия произвели математический расчет значения Х- критерия Ван дер Вардена (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования в динамике годичного цикла

Хэ Хк i i п + 1 Ч—) ¥ ^конечная

— 0 1 — — —

- 0 2 — — — —

6 — 3 0,143 -1,07 -0,525

6 — 4 0,190 -0,88 -0,525

- 6 5 0,238 -0,71 —

— 6 6 0,286 -0,57 -4,2:8= -0,525 —

— 6 7 0,333 -0,43 —

— 6 8 0,381 -0,30 —

— 6 9 0,429 -0,18 —

— 6 10 0,476 -0,06 —

Окончание табл. 2

Хэ Хк i i п + 1 Ч—) ¥ ^конечная

9 - 11 0,524 0,06 - -

9 - 12 0,571 0,18 - -

11 - 13 0,619 0,30 6,92:8=0,865 0,865

11 - 14 0,667 0,43 0,865

11 - 15 0,714 0,57 0,865

11 - 16 0,761 0,71 0,865

11 - 17 0,810 0,88 0,865

11 - 18 0,857 1,07 0,865

- 11 19 0,905 1,31 -

- 11 20 0,952 1,65 -

I = 4,14

Примечание: Хэ - сумма баллов участника экспериментальной группы, Хк - сумма

баллов участника контрольной группы, i - порядковый номер каждой варианты, n - общее количество вариант в опытных группах, ) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обратная функция нормального распределения, Хфакт=4,14, Хтабл=3,86 (4,14>3,86).

Вычисленное значение Х-критерия Ван дер Вардена превышает табличное при минимально необходимом уровне значимости.

Выводы. Методика, применяемая в экспериментальной группе у детей младшего школьного возраста при обучении технике конькового хода на лыжах с использованием функциональной музыки, эффективна по сравнению с занятиями без музыки.

Анализ результатов исследования показал, что специально подобранная функциональная музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулировала степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или резкость, выполняемых двигательных действий.

Список литературы

1. Мелентьева Н.Н., Принцева Е.В. Овладение техникой одновременного одношажного хода юными лыжниками // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова. Тула: ТППО, 2018. С. 381-385.

2. Белева А.Н., Попова А.И., Ардашев А.Е. Анализ уровня технической подготовленности лыжников-двоеборцев по данным видеонаблюдения // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 2. С. 20-28.

3. Сорокина К.А., Ершова В.С., Маннер А.В. Пути повышения эффективности обучения на начальном этапе в лыжном спорте // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 264-266.

4. Маркосян А.А. Возрастная физиология и вопросы педагогики. М.: Педагогика, 2001. 57 с.

5. Малинин В.М. Обучение катанию на лыжах коньковым ходом // Лыжный спорт. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://www. skisport.ru/articles/read/64702/ (дата обращения: 24.07.2022).

6. Музыка в спорте — гармония звука и движения / О.В. Панина [и др.] // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сб. материалов Всерос. очн. науч.-практ. конф. / под ред. О.М. Поповой. Саратов: Центр соц. агроинноваций СГАУ, 2018. С. 69—72.

7. Апанева И.И., Бойко Н.А. Проблемы начального обучения коньковому ходу на лыжах // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. материалов II Всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф. Волгоград: ВГАФК, 2020. С. 8—15.

8. Функциональная музыка на уроках физической культуры / М.А. Лобова [и др.] // Вестник научных конференций. 2021. № 4—2 (68). С. 76—78.

References

1. Melent'eva N.N., Princeva E.V. Ovladenie tekhnikoj odnovremennogo odno-shazhnogo hoda yunymi lyzhnikami [Mastering the technique of a simultaneous one-step move by young skiers] // Modern technologies in physical education and sports: Sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / ed. A.Yu. Frolova. Tula: TPPO, 2018. P. 381—385.

2. Beleva A.N., Popova A.I., Ardashev A.E. Analiz urovnya tekhnicheskoj podgo-tovlennosti lyzhnikov-dvoeborcev po dannym videonablyudeniya [Analysis of the level of technical readiness of Nordic skiers according to video surveillance data] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2020. V. 5. No. 2. P. 20—28.

3. Sorokina K.A., Ershova V.S., Manner A.V. Puti povysheniya effektivnosti obu-cheniya na nachal'nom etape v lyzhnom sporte [Ways to improve the effectiveness of training at the initial stage in skiing] // Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy]. 2022. No. 1—1. P. 264—266.

4. Markosyan A.A. Vozrastnaya fiziologiya i voprosy pedagogiki [Age physiology and issues of pedagogy]. M.: Pedagogy, 2001. 57 p.

5. Malinin V.M. Obuchenie kataniyu na lyzhah kon'kovym hodom [Teaching skiing with skating] // Lyzhnyj sport [Skiing]. 2012. No. 12 [Electronic resource]. URL: http:// www.skisport.ru/articles/read/64702/ (date of access: 07/24/2022).

6. Muzyka v sporte — garmoniya zvuka i dvizheniya [Music in sports — harmony of sound and movement] / O.V. Panina [et al.] // Actual problems of education in the educational process of the university: sat. materials Vseros. pts. scientific-practical. conf. / ed. O.M. Popova. Saratov: Center for Social. agroinnovations, SSAU, 2018. P. 69—72.

7. Apaneva I.I., Bojko N.A. Problemy nachal'nogo obucheniya kon'kovomu hodu na lyzhah [Problems of initial training in skating on skis] // Topical issues of physical and adaptive physical education in the education system: sat. materials II All-Russia. with international participation of scientific-practical. conf. Volgograd: Publ. House of VGAPC 2020. P. 8—15.

8. Funkcional'naya muzyka na urokah fizicheskoj kul'tury [Functional music in the lessons of physical culture] / M.A. Lobova [et al.] // Vestnik nauchnyh konferencij [Bulletin of scientific conferences]. 2021. No. 4—2 (68). P. 76—78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.