УДК 37.032 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-146-151
Науч. спец. 5.8.1
Евгений Юрьевич Виданов
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и предвузовской подготовки, Омск, Россия
e-mail: vidanovv@yandex.ru
Елена Анатольевна Глотова
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета, Омск, Россия e-mail: elena_glotova_62@mail.ru
Ольга Юрьевна Николенко
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и лингводидактики, Омск, Россия e-mail: nikolenkoolga@mail.ru
Наталья Дмитриевна Федяева
Омский государственный педагогический университет, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и лингводидактики, Омск, Россия e-mail: ndfed@yandex.ru
Функциональная грамотность vs. региональный компонент: от концепции к проектированию и разработке заданий*
Аннотация. Статья посвящена вопросам функциональной грамотности как компетенции личности, которая проявляет себя в ситуациях повседневного существования и социального взаимодействия. Авторы рассматривают регион как ресурсную среду для развития учителя, способного формировать функциональную грамотность обучающегося, а также пространство формирования глобальных компетенций, креативного мышления и читательской грамотности обучающихся.
В процессе исследования применялись основные методические принципы, позволяющие совершить переход от идеи значимости регионального пространства для формирования функциональной грамотности через проектирование заданий на омском лингвокультурном пространстве к формированию прототипов универсальных заданий, демонстрирующие последовательную смену процедур дедукции и индукции.
Современная школа активно включает региональный компонент в образовательный процесс, опираясь в основном на краеведческий аспект. Авторы статьи обосновывают тесную связь регионального компонента содержания образования с задачами по формированию функциональной грамотности, опираясь на тексты с региональным содержанием, показывая, что задания на основе регионального языкового материала могут быть эффективно использованы для развития функциональной грамотности в целом и ее отдельных компонентов: глобальных компетенций, креативного мышления, читательской грамотности.
Авторы предлагают методические разработки (методические модули) на омском материале, в основе которых лежит инвариант, допускающий варьирование с учетом региона обучения. В статье описан и прокомментирован опыт проведения мероприятий филологической направленности (олимпиады по русскому языку «Филологическое путешествие по Омску и Омской области», фестиваля языков и культур «Под небом Прииртышья»), обсуждаются перспективы воспитательных мероприятий региональной направленности, делается вывод о перспективности подобных мероприятий для развития функциональной грамотности обучающихся.
Ключевые слова: воспитательная работа, лингвокультура региона, образовательное мероприятие, региональный компонент в образовании, формы образовательной деятельности, функциональная грамотность.
Благодарности. Статья подготовлена в рамках реализации госзадания на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2022-035/2).
* Продолжение. Начало опубликовано в: Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (38).
© Виданов Е. Ю., Глотова Е. А., Николенко О. Ю., Федяева Н. Д., 2023
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 146-151. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 146-151.
Evgenii Yu. Vidanov
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian as a Foreign Language and Pre-university Training, Omsk, Russia
e-mail: vidanovv@yandex.ru
Elena A. Glotova
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Dean of the School of Philology, Omsk, Russia e-mail: elena_glotova_62@mail.ru
Olga Yu. Nikolenko
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian Language and Linguodidactics, Omsk, Russia
e-mail: nikolenkoolga@mail.ru
Natalia D. Fedyaeva
Omsk State Pedagogical University, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language and Linguodidactics, Omsk, Russia e-mail: ndfed@yandex.ru
Functional Literacy vs Regional Component: From Concept to Design and Development of Tasks*
Abstract. The article is devoted to the issues of functional literacy as a competence of the individual, which reveals itself in situations of everyday existence and social interaction. The authors consider the region as a resource environment for the development of a teacher who is able to form the functional literacy of a student, as well as a space for the formation of global competencies, creative thinking and reading literacy of students.
In the course of the study, the main methodological principles were applied, allowing to make the transition from the idea of the significance of the regional space for the formation of functional literacy through the design of tasks in the Omsk linguocul-tural space to the formation of prototypes of universal tasks, demonstrate a consistent change in the procedures of deduction and induction.
The modern school actively includes a regional component in the educational process, relying mainly on the local history aspect. The authors of the article substantiate the close relationship between the regional component of the content of education and the tasks of developing functional literacy. Based on texts with regional content, they prove that assignments based on regional language material can be effectively used to develop functional literacy in general and its individual components: global competencies, creative thinking, reading literacy. At the same time, the authors also note the shortcomings of regional material — the lack of universality, binding to the territory, outside of which it loses its relevance and influencing potential.
The authors offer methodological developments (methodological modules) based on the Omsk material, which are based on an invariant that allows variation depending on the region of study. The article describes and comments on the experience of holding philological events (the Russian language Olympiad "Philological Journey through Omsk and the Omsk Region", the festival of languages and cultures "Under the Sky of the Irtysh Region"), discusses the prospects for educational events of a regional orientation, concludes that such events are promising for development of functional literacy of students.
Keywords: educational work, linguistic culture of the region, educational event, regional component in education, forms of educational activity, functional literacy.
Acknowledgements. The article was prepared in the framework the State order for the implementation of fundamental research on the topic "Methodological and Linguodidactic Foundations for the Formation of Functional Literacy of Schoolchildren As a Condition for Improving the Quality of General Education" (Supplementary Agreement of the Ministry of Education of Russia and the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education OSPU No. 073-03-2022-035/2).
I. Опыт олимпиады по русскому языку для школьников «Филологическое путешествие по Омску и Омской области», проведенной кафедрой русского языка и лин-гводидактики Омского государственного педагогического университета в 2022 г., позволяет сформулировать
перспективы использования регионального лингвокуль-турного материала с целью формирования и развития функциональной грамотности. Для заданий на местном материале даже «слабо маркированных» регионов можно использовать:
* Continuation of the article published: Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research. 2023. No. 1 (38).
1) диалектный материал, особенно если есть словарь, изданный специалистами, или научно обработанные материалы; работа со словарной статьей показывает и сформи-рованность лексикографических навыков, и умение читать специфический текст;
2) материал языкового взаимодействия на территориях смешанного населения, где языки и культуры активно взаимодействуют, обогащая друг друга, например, это задания на сопоставление пословиц, определение заимствований, лингвокультурную характеристику, задания с элементами этимологического сопоставительного анализа;
3) материал народно-разговорной речи, представленной новым «региональным» языком — смесью территориально окрашенного городского просторечия, общеизвестных диалектизмов, жаргонизмов; в силу специфики материала задания следует предлагать старшеклассникам, например, задания на выявление словообразовательной мотивации регионального слова, социокультурную маркированность;
4) материал ономастики/топонимики/эргонимики региона; отметим, что традиционное историко-культурное изучение не должно подменять лингвистическое, хотя мотиваци-онный лингвистический анализ исконных и заимствованных названий требует межпредметного подхода, знания истории, географии, этнографии и пр.; на этом же материале удобно проверять владение нормами культуры речи и видами структурного лингвистического анализа;
5) фольклор региона, сборники сказок, песен, малых фольклорных жанров, не только обработанные и изданные, но и известные в регионе как бытующие в современной устно-поэтической форме;
6) произведения местных писателей, содержащие диалектные языковые особенности или «местные» в описании действительности, в которых через лингвостилистический анализ лексических средств можно описать своеобразие природы, климата, основного хода жизни края, т. е. воссоздать окружающую реальность;
7) документальные, исторические и краеведческие тексты, содержащие информацию об истории края, о важнейших деятелях и вехах развития, о географических особенностях и экологии, экономическом потенциале, о культурном и политическом фоне региона, в том числе тексты современных средств массовой информации, современного новостного интернет-пространства, представляющие широкие возможности для создания на их основе заданий разного типа;
8) сведения о знаменитых людях региона, о научных школах, культурных достижениях, известных в России и мире, которые часто представлены в виде текстов нового информационного формата (мультимедийных, полико-дированных и т. д.), что дает возможность для построения заданий, проверяющих сформированность информационно-поисковой компетенции в предметной сфере.
Задания олимпиады «Филологическое путешествие по Омской области» представляют собой одну из возможных реализаций модели лингвистической олимпиады комплексного характера (лингвистические + метапредметные компетенции + функциональная грамотность). Построение модели олимпиады было определено следующими требованиями к заданиям:
- необходимо представить задания для лингвистического анализа разных языковых уровней, демонстрирующих знания и умения предметной сферы «Филология» в разных разделах (фонетика, лексика, грамматика, культура речи, письменные нормы, стилистика и т. д.);
- необходимо показать работу с текстами разного типа, что позволит увидеть сформированность читательского компонента функциональной грамотности;
- необходимо ввести в задания региональный материал для убедительной демонстрации оригинальности работы (уникальность материала — залог самостоятельности выполнения) и для «погружения в жизнь»;
- задания должны проверять сформированность метапредметных компетенций и целостного взгляда на мир, в том числе с учетом межпредметных связей.
Приведем несколько примеров заданий.
1. В лекции М. Матющенко «Как данные Яндекса помогают исследовать русский язык», прочитанной в рамках онлайн-марафона «Тотального диктанта», среди прочей интересной информации говорилось о самых популярных в России названиях населенных пунктов.
A. Укажите термин, который обозначает собственное название любого населенного пункта.
Б. Предположите, какое название, по данным Яндекса, является самым популярным в России.
B. Назовите самое популярное название населенного пункта в Омской области (автор задания — канд. филол. наук, доц. Ю. Ю. Литвиненко). Задание проверяет сформированность читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Оно построено на использовании текстов разного типа, проверке умения пользоваться сетевыми поисковыми системами, находить специфическую информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, делать самостоятельные выводы.
2. Русский язык для этого лингвиста не был родным: с отцом он говорил по-немецки, с матерью и братом — по-польски. Всего он знал около 12 языков. Однако делом всей его жизни можно назвать именно русский язык, точнее — практическую стилистику. Удивительно, но факт: в Омской области есть две деревни, названия которых совпадают с фамилией этого ученого. Назовите фамилию лингвиста, о котором идет речь, и, соответственно, название двух деревень Омской области, объясните этимологию этой фамилии и топонима, перечислите три наиболее известные книги, написанные этим ученым (автор задания — канд. филол. наук, доц. Е. Ю. Виданов). Задание проверяет сформированность информационной компетентности и умения рассматривать факты с разных сторон, применять к ним знания из разных областей. Особое внимание было обращено на этимологию (с привлечением сведений из иностранного языка) фамилии и мотивацию топонимов.
3. Языковеды Древней Греции были склонны видеть в названии города Афины логико-грамматическую аномалию.
А. Укажите, в чём заключается аномалия и с какой морфологической категорией имени существительного она связана. (Прим.: у древнегреческого и современного
русского слова Афины эта характеристика совпадала.) Какой термин латинского происхождения используют для обозначения таких существительных, как Афины?
Б. Найдите на карте Омской области три названия населенных пунктов, которые могут быть охарактеризованы так же, как и Афины.
В. Представьте, что на территории одного из населенных пунктов есть турбаза. Придумайте для нее два названия, каждое из которых образовано от топонима и отражает какую-то черту местности (природные объекты, достопримечательности и др.), поясните свои действия (автор задания — д-р. филол. наук, доц. Н. Д. Фе-дяева). Задание сформулировано по принципу «текст + карта», а также предполагает проявление креативного компонента и привлечение межпредметных знаний.
Обобщим наблюдения, связанные с возможностью использовать предметные олимпиады по русскому языку и подготовку к ним для формирования и контроля сформи-рованности компонентов функциональной грамотности:
1. Формирование функциональной грамотности у обучающего в школе является задачей государственной системы образования и отдельно указывается в национальном стандарте образования Российской Федерации.
2. Формирование функциональной грамотности — задача учителя-предметника, при этом учитель русского языка должен формировать читательскую грамотность не только как компонент предметного содержания, но и как интегра-тивно-базовый компонент функциональной грамотности в целом.
3. Формирование функциональной грамотности во многом относится к внеурочной работе, носит индивидуальный характер связи с разными образовательными потребностями обучающихся.
4. Олимпиады по предметам и подготовка к ним — удобный инструмент формирования функциональной грамотности у обучающихся, заинтересованных в углубленном изучении предмета и ранней профессионализации.
5. Задания по проверке функциональной грамотности и олимпиадные задания имеют общее — выход из стандартной ситуации учебного задания, что связано в первую очередь с особыми текстами, предлагаемыми для заданий.
6. В предметных олимпиадах по русскому языку можно и нужно использовать задания, проверяющие метапредмет-ные образовательные результаты и функциональную грамотность как необходимые компоненты готовности личности к освоению содержания профессиональной сферы.
7. Предлагаемая модель олимпиады по русскому языку имеет комплексный характер, а также учитывает необходимость измерения информационной грамотности.
8. Региональный материал отражает «лингвистическую повседневность», а работа с ним демонстрирует самостоятельность обучающего и сформированность функциональной грамотности как способности действовать в реальных обстоятельствах. Концепция модели может быть применена для других регионов с измененным или адаптированным к местной лингвокультуре материалом.
II. Традиционный для филологического факультета Омского государственного педагогического университета
фестиваль языков и культур «Под небом Прииртышья» был осмыслен как формат воспитательной работы в школе.
Как известно, новый Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве ключевого момента единство учебной и воспитательной деятельности, при этом делается большой акцент на граждан-ско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, поэтому крайне важно предусмотреть в плане воспитательной работы образовательной организации во внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса, работу по формированию глобальных компетенций, в частности на понимание необходимости межкультурного диалога. В такой работе будут преобладать следующие виды деятельности: учебно-познавательная деятельность, деятельность ученических сообществ и организация воспитательных мероприятий. Задачи таких мероприятий можно определить следующим образом:
- помочь обучающимся изучить местные особенности и проблемы, связать их с глобальными;
- понять межкультурное своеобразие региона проживания, своей страны, мира в целом, что должно привести к уважительному отношению при взаимодействии с другими членами общества и социализации в современном постоянно меняющемся мире.
Фестиваль языков и культур (в каждой образовательной организации можно название соотнести со своими региональными особенностями) является такой платформой развития глобальных компетенций.
Фестиваль может проходить ежегодно, каждый раз выходя на новый уровень, так как постоянно обрастает дополнительной информацией, ведет к получению новых знаний о регионе, кроме того, происходит смена обучающихся, а ценностные ориентиры остаются неизменными: направить на понимание ценности другого человека, независимо от его языка, цвета кожи, религии и культуры, а также осознание своей собственной культурной идентичности и понимание ценности культурного многообразия.
Цели и задачи фестиваля связаны с вовлечением максимального количества обучающихся образовательной организации в праздничное (и в то же время обучающее) мероприятие и предполагают:
- развитие творческих способностей и созидательной активности школьников;
- активизацию духовно-нравственного и творческого потенциала молодежи;
- пропаганду активной общественной и творческой деятельности;
- пропаганду патриотизма через обращение к национальному лингвистическому и культурному материалу;
- развитие терпимости в отношении культурных особенностей других этносов;
- формирование толерантного сознания через познание культурных и семейных традиций;
- поддержку лучших культурных традиций в творчестве обучающихся;
- обмен опытом между творческими коллективами и исполнителями, создание среды творческого общения юных талантов.
Для подготовки итогового мероприятия, собственно фестиваля, потребуется большая предварительная работа, и это работа не одного месяца. Создается команда из учеников разных классов образовательной организации и учителей-словесников, учителей географии, истории и обще-ствознания и всех неравнодушных. Работа может вестись при участии советника директора по воспитательной работе. Этапы подготовки можно в виде заметок или очерков размещать на сайте школы.
На подготовительном этапе под руководством педагогов ребята составляют аналитические справки о национальном составе региона, изучают национальный состав своих классов и в целом школы. Итогом могут быть диаграммы, таблицы, оформленные в виде презентации, или заметки на сайт / в школьную газету под девизом «Мы разные, но всё-таки мы вместе» / «Вместе МЫ — сила» / «У нас общий дом» / «Я, ты, он, она — вместе целая страна» и т. п.
Следующий этап можно посвятить языкам региона, представители из числа обучающихся готовят информацию о своих родных языках. Это может быть презентация или рассказ, которые размещаются на сайте / в школьной газете. Затем можно предложить провести сравнение представлений о доме, дружбе, семье и т. п. в русском и родном языке, еще шире в нескольких языках. В качестве варианта — сравнительный анализ пословиц и поговорок на эти же темы, а затем предложить попытаться ответить на вопрос: «Так ли мы отличаемся друг от друга?» (Это может быть заседание дискуссионного клуба или открытая дискуссионная площадка.) Продолжением может стать вопрос о том, что произойдет, если на Земле останется только один язык, плюсы и минусы, за и против.
Завершает подготовительный этап изучение культурного разнообразия региона. Здесь же можно активно привлечь и родителей (особенно старшее поколение), которые владеют народными ремеслами, умеют готовить национальные блюда. Можно организовать с их помощью мастер-классы, кружки по интересам, а результаты полученных умений уже представить на самом фестивале.
Знакомство с национальным костюмом и лексикой, связанной с ним, можно представить в виде презентаций на сайте / в школьной газете. Это может быть и изданный настенный календарь с фотографиями обучающихся в национальных костюмах и рассказами о них, а также небольшие карманные календари, посвященные отдельному костюму (спонсорами могут выступить родители или шефы школы).
Старшеклассники могут поучаствовать в конкурсе эссе-визуализаций «Моя школа — моя страна», задачей участников будет лаконично и образно представить с помощью инфографики многонациональный состав образовательной организации как отражение российского общества. В качестве критериев оценки должны быть не только грамотность, оригинальность и качество исполнения, но и лаконичность донесения основной мысли, продуманное расположение материала, а также достоверность и логика, подкрепленные ссылками на источник информации.
Внутри фестиваля могут быть представлены разные концертные площадки: с декламацией стихов на родном
языке (тематически их можно приурочить к какому-либо юбилею или знаменательному событию); с песнями и танцами народов России; с лингвопрезентациями языков и алфавитов народов России; с театральными постановками сказок народов России для младших школьников и т. п.
В рекреационных зонах можно устроить станции с демонстрацией национальных костюмов, в том числе сшитых руками обучающихся на мастер-классах, национальных инструментов с обучением игры на них и т. п.
Необходимо там же разместить эссе в виде инфографики, подвести итоги конкурса и наградить победителей. Кроме компетентного жюри, все участники фестиваля могут помочь в оценке работ и присудить приз зрительских симпатий.
После проведения фестиваля на классных часах предлагается выполнить рефлексирующие задания (это могут быть просто ответы на вопросы и эссе) на осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:
- С какой целью проводился фестиваль языков и культур?
- Что нового я узнал во время подготовки и проведения фестиваля?
- Помогают ли такие мероприятия детям разных национальностей лучше узнать и понять друг друга? Приведите факты, которые подтверждают ваше мнение.
- Как вам кажется, необходимы ли человеку XXI в. народные обычаи и традиции? Приведите примеры из жизни или придумайте сами ситуации, когда такие знания могут помочь понять человека другой национальности или правильно себя вести в другой этнокультурной среде.
- Приведите примеры ценностей, которые объединят всех людей, несмотря на то, что они говорят на разных языках, имеют отличные обычаи и традиции. Докажите это на примере фразеологизмов, пословиц и поговорок о семье, о дружбе, о доме и т. п. Подкрепите эти рассуждения своими примерами.
Лучшие ответы и/или эссе необходимо опубликовать на сайте образовательной организации, чтобы повысить интерес к многообразию языков и культур в нашей стране и объединить молодое поколение в желании понять друг друга.
Таким образом, развитие глобальной компетентности во внеурочной деятельности помогает через осознание языкового, культурного и расового многообразия наладить межкультурное взаимодействие, учит школьников эффективно действовать в различных ситуациях с другими людьми с учетом ценностей устойчивого развития и уважения к человеческому достоинству.
III. Функциональная грамотность, будучи базовым принципом развития гармоничной личности, провозглашает ряд универсальных задач, стоящих перед образовательной системой и реализующих ее воспитательный потенциал:
- обучать школьника адекватно воспринимать окружающий мир, осознавая свою роль и свое место в нём;
- комплексно подходить к решению проблем существования человека в социальной среде во всём ее многообразии;
- прививать навыки работы в коллективе, выступающие прообразом корпоративной деятельности;
- вырабатывать у школьника собственные модели деятельности, ориентированные на творческое использование приемов прогнозирования, проектирования и конструирования событий и процессов, происходящих в локальном и глобальном пространствах.
Подобный подход к выстраиванию образовательной и воспитательной траектории школьника, безусловно, соотносится с глобальными вызовами, с которыми сталкивается современная школа, и трендами, определяющими концептуальную модель развития личности ее выпускника — гражданина своей страны, способного критически мыслить, налаживать эффективную коммуникацию с окружающими по широкому кругу вопросов, адаптированного к быстро меняющимся условиям жизни.
Развитие гармоничной личности сопряжено также с процессами, ориентированными на формирование ценностного отношения обучающихся к пространству, в рамках которого осуществляется любая деятельность, направленная на постижение основ гражданственности, патриотизма, межкультурного диалога, на восприятие символов духовного и культурного наследия народов, населяющих Россию, на поддержку и защиту объектов, представляющих национальное достояние. Многообразие объектов, формирующих социокультурное пространство, окружающее школьника, представлено широким набором практик, связанных с творческим осмыслением этих объектов: от простейшей познавательной и коммуникативной деятельности к реализации миромоделирующих потенций, воплощаемых в коллективном и персональном дискурсе.
В качестве регионального материала целесообразно использовать, например, результаты индивидуальной речевой практики представителей уходящей эпохи — участников Великой Отечественной войны: письма с фронта, мемуары и дневниковые записи, песенное наследие, отражающее индивидуальное и коллективное восприятие событий тех лет. В качестве положительного можно привести опыт реализации в 2020 г. интегративной воспитательной практики — проекта «"Пылающий адрес войны": устно-поэтическое и эпистолярное наследие Великой Отечественной войны как культурно-аксиологический феномен поликультурного региона (фольклорно-этнографическая экспедиция по Омской области)», организованного филологами Омского государственного педагогического университета при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (конкурс на предоставление грантов на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации).
В рамках названного проекта был реализован комплекс разнообразных социокультурных практик памяти, ориентированных на:
- укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечение преемственности поколе-
ний, воспитание молодежи с независимым мышлением, демонстрирующей высокую культуру межпоколенческого и межнационального общения;
- вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению исторического наследия народов страны, активизация интереса к изучению истории России;
- развитие гуманитарной науки, популяризация филологического знания, внедрение регионального словесного наследия в образовательный и воспитательный процессы в школах и вузах;
- совершенствование soft skills (гибких навыков) участников: умение организовывать командную работу, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям, работать с информацией и т. д.
Полагаем, что реализация иных локальных проектов, связанных с изучением предметов нематериального культурного наследия какого-либо региона, на основе междисциплинарного подхода и интегративных возможностей речевых форм позволит обеспечить эффективную инкуль-турацию юного гражданина в многомерное пространство своей родины.
Формы бытия текстов культуры зависят от уровня развития этой культуры, отсюда широкие возможности для использования лингвокультурологического, лингвоэстети-ческого, интертекстуального анализа такого рода текстов. Аксиологические доминанты прослеживаются и в создании самими школьниками принципиально новых типов текстов — текстов нелинейной природы, отражающих динамику восприятия и переработки вербальной и невербальной информации современными подростками. Именно поэтому актуальность приобретают такие формы авторской рефлексии, как создание инфографики, визуальной заметки, буктрейлера, виртуальной экскурсии и т. д. Всё это, в свою очередь, способствует реализации школьником своего творческого потенциала.
Заключение (Conclusion)
Итак, функциональная грамотность, выступая организующей идеей современного образовательного и воспитательного процесса, призвана обеспечить формирование полноценной личности школьника на основе синергети-ческого эффекта от овладения им предметных, метапред-метных и универсальных способов деятельности. Следовательно, задача современного педагога — организовать взаимодействие с обучающимися на основе интеграции учебного и воспитательного процесса, в основу которого положен аксиологический подход, представленный индивидуальностью и целостностью личности, духовностью и гуманизмом как ключевыми понятиями концепции развития «культурного и образованного человека». Эта задача может быть эффективно решена с использованием регионального материала.