Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 15-ЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ КЫРГЫЗСТАНА И ПУТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 15-ЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ КЫРГЫЗСТАНА И ПУТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / приоритеты интересов / структура интересов / уровень математической / естественнонаучной и читательской грамотности. / functional literacy / priorities of interests / structure of interests / level of mathematical / natural science and reading literacy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагаева Г.С., Мамытов А.М.

В статье речь идет о сущности функциональной грамотности учащихся и о важности научить их извлекать в учебных заданиях нужную информацию и на ее основе конструировать собственную деятельность. Приводятся данные, характеризующие приоритеты интересов и структуру увлечений учащихся основной школы Кыргызстана, а также результаты тестирования математической, естественнонаучной, читательской грамотности отдельных школ г. Бишкек и пути их улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагаева Г.С., Мамытов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY OF 15-YEAR-OLD STUDENTS OF KYRGYZSTAN AND WAYS TO IMPROVE IT

The article deals with the essence of functional literacy of students and the importance of teaching them to extract the necessary information in educational tasks and on its basis to design their own activities. The data describing the priorities of interests and the structure of hobbies of students of the basic school of Kyrgyzstan, as well as the results of testing mathematical, natural science, reading literacy of individual schools in Bishkek and ways to improve them are presented.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 15-ЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ КЫРГЫЗСТАНА И ПУТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 15-ЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ КЫРГЫЗСТАНА И

ПУТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ

Тагаева Г.С.

ORCID 0000-0001-5523-7775,

Кыргызская академия образования, заведующая лабораторией мониторинга и оценки образовательных достижений, кандидат педагогических наук, с.н.с., г. Бишкек, Кыргызская Республика Мамытов А.М.

Доктор педагогических наук, профессор, г.н.с. лаборатории мониторинга и оценки образовательных достижений, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика

FUNCTIONAL LITERACY OF 15-YEAR-OLD STUDENTS OF KYRGYZSTAN AND WAYS TO

IMPROVE IT

Tagaeva G.

ORCID 0000-0001-5523-7775,

Kyrgyz Academy of Education, Head of the Laboratory for Monitoring and Evaluation of Educational

Achievements, Candidate of Pedagogical Sciences, S.N.S.,

Bishkek, Kyrgyz Republic Mamytov A.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, PhD, Laboratory of Monitoring and Evaluation of Educational

Achievements, Kyrgyz Academy of Education, Bishkek, Kyrgyz Republic

Аннотация

В статье речь идет о сущности функциональной грамотности учащихся и о важности научить их извлекать в учебных заданиях нужную информацию и на ее основе конструировать собственную деятельность. Приводятся данные, характеризующие приоритеты интересов и структуру увлечений учащихся основной школы Кыргызстана, а также результаты тестирования математической, естественнонаучной, читательской грамотности отдельных школ г. Бишкек и пути их улучшения.

Abstract

The article deals with the essence of functional literacy of students and the importance of teaching them to extract the necessary information in educational tasks and on its basis to design their own activities. The data describing the priorities of interests and the structure of hobbies of students of the basic school of Kyrgyzstan, as well as the results of testing mathematical, natural science, reading literacy of individual schools in Bishkek and ways to improve them are presented.

Ключевые слова: функциональная грамотность, приоритеты интересов, структура интересов, уровень математической, естественнонаучной и читательской грамотности.

Keywords: functional literacy, priorities of interests, structure of interests, level of mathematical, natural science and reading literacy.

Введение. В последние годы в Кыргызской Республике растёт интерес к проблеме оценки качества образования, так как участие в международных исследованиях, таких как PISA, показало, что наши дети несостоятельны решать логические задачи, связанные с решением жизненно значимых проблем. В этой связи, научное направление по определению функциональной грамотности учащейся молодежи, приобрело особую актуальность. Оно стало важным и в связи реформированием содержания школьного образования, предусматривающего реализацию методологии компетентност-ного подхода, совершенствования методов обучения и формирования новой системы оценивания образовательных достижений учащихся, ориентированных на международные стандарты. После продолжительного перерыва (с 2009 года) принято

политическое решение вернуться к участию в исследовании PISA-25. Соответственно, исследования, связанные с оценкой образовательных достижений учащихся Кыргызстана, стало на порядок больше. Многие из них направлены на исследование математической, естественнонаучной и читательской грамотности выпускников начальной и основной школы, которые выступают предметом ряда международных сравнительных исследований. Другая типичная тенденция связана с тем, что в характеристике итоговых образовательных достижений учащихся все чаще стали оперировать понятием «функциональная грамотность». В этой связи, значительную актуальность приобретают ответы на такие вопросы, как в чем сущность функциональной грамотности, какие подходы доминируют при составлении тестовых заданий, каковы приоритеты

и интересы учащихся основной школы Кыргызстана и каким образом характеризуется уровень их функциональной грамотности?

Исходя из вышеизложенного в настоящей работе мы преследовали цель - изучить сущность понятия «функциональная грамотность» и определить уровень ее проявления у учащихся отдельных школ г. Бишкек. Соответственно, определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие «функциональная грамотность» и особенности ее формирования.

2. Изучить приоритеты и интересы учащихся Кыргызстана в изучении предметов школьного образования.

3. Оценить уровень функциональной грамотности учащихся отдельных школ г. Бишкек и возможные пути ее улучшения.

В работе использованы методы анализа литературных источников, анкетирование и тестирование учащихся основной школы и обобщение результатов исследования. Исследования были проведены в апреле-мае 2021 года, в режиме онлайн опроса и тестирования.

Результаты исследования и их анализ. В стратегических документах по развитию системы образования Кыргызской Республики отмечается, что образование становится одним из важнейших и приоритетных направлений общественного развития в мире. Кыргызская Республика приступила к модернизации национальной системы образования в XXI веке, опираясь на лучшие традиции своего отечественного образования и международный опыт [1]. В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 20182040 годы отмечено: «Каждый гражданин имеет доступ к качественному образованию, ориентированному на воспитание гармоничной личности, раскрывающему потенциал человека, формирующему применимые на практике знания и компетенции, позволяющему ему адаптироваться к изменениям в мире, быть конкурентоспособным и востребованным...» [2, 16].

Во исполнение Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики, постановлением Правительства КР № 403 от 21 июня 2014 г. утвержден Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики, в котором важное место занимает оценивание. В Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года сказано, что «Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность государства в построении системы образования, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества XXI века [3].

Сегодня у Кыргызстана есть запрос на формирование функциональной грамотности учащихся, так как в 2025 году мы планируем принять участие в международном исследовании PISA. Однако механизма системного введения в школу функцио-

нальной грамотности нет, учебники не соответствуют, так как в них нет заданий, формирующих такие компетентности применения знаний, полученных в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен уметь перекладывать полученные в классе знания и умения на собственный опыт. Такой навык необходимо формировать на каждом предмете. Немного остановимся на сущности понятия функциональная грамотность.

Если обратимся к истории, термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году, изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Но по истечении времени значение ее изменяется. В 1978 году ЮНЕСКО дополняет его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [4].

В 2002 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, в декларации Десятилетия грамотности с 2002 по 2012 гг. под эгидой ООН функциональная грамотность еще больше расширяет свои границы: это понятие теперь означает «...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [5]

Особенности или отличительные черты понятия «функциональная грамотность»:

- Направленность на решение бытовых проблем;

- Основа - базовый уровень навыков чтения и письма;

- Цель - возможность решения стандартных стереотипных задач;

- Применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности;

- Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах [6, С. 263-269].

На протяжении последних лет ученые исследуют этот феномен и дают свои определения.

А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [7, 35].

С.А. Крупник, В.В. Мацкевич считают, что «... понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран» [8, 100].

«Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапред-метный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодейство-ватьс природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т. д.» - считает Конасова Н.Ю., описывая ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся [9].

А в связи с тем, что сейчас мир стал визуально -цифровой, это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

И резюмируя содержание и сущность указанного понятия, по нашему мнению, в функциональную грамотность входят все виды грамотности:

- информационная грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- читательская грамотность;

- грамотность письма;

- компьютерная грамотность;

- коммуникативная грамотность;

- финансовая грамотность;

- грамотность овладения языками;

- общественно-политическая грамотность;

- юридическая грамотность;

- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

- грамотность в вопросах здоровья;

- грамотность в вопросах семейной жизни;

- бытовая грамотность и др.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Прочитав текст, учитель спрашивает понимание его содержания по вопросам: Кто главный герой? Что он сделал? Какой он? Безусловно, определяются и причины его поступков, следствия: зачем он так поступил? Почему так случилось? Что последовало за этим? и т.д.

Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в кино или на концерт, в первую очередь мы видим время, когда и по какому адресу будет проходить мероприятие - это явная информация. Извлекая эту информацию, мы должны заранее предугадать, когда нужно выйти из дома, чтобы не опоздать - это уже для читателя неявная информация. Другой пример - объявление или туристическая брошюра, в которых имеется обычный текст, курсив или жирный шрифт, рисунки, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию - например, цену билетов в музей, катания на пароходе или теплоходе по озеру, возможные варианты посещения музеев, исторических достопримечательностей или заповедных мест, исходя из их расположения и так далее.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержательными, с интересными фактами.

Для формирования функциональной грамотности важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

Обратим внимание на то, для чего необходимо учителю развивать функциональную грамотность у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелены системы образования всех стран: среди основных задач на современном этапе - выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах - показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени [11].

Ниже приводим данные анкетного опроса и тестирования учащихся основной школы, проведенные нами.

Как видно из диаграммы 1, из 706 учащиеся среднего звена обучения, участвовавших в анкетировании, считают, что самыми важными учебными предметами в школе являются естественнонаучные предметы - 40,2 %, математика - 28,2 % и языки на третьем месте - 22,8 %.

Диаграмма 1. Ранжирование учебных предметов по значимости.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наши дети понимают значимость тех предметов, по которым в международных исследованиях проверяют сформированность функциональной грамотности (PISA, TIMMS).

Структура увлечений, представленная в диаграмме 2, показывает, что почти половина увлекается спортом и физкультурой (41,9 %); музыка и литература нравится 30,7 % респондентов, и 27,3 %

детей больше всего занимают компьютерные игры и программирование. Какой вывод можно сделать из данной информации. Безусловно, в детском и подростковом возрасте важно движение и навыки, формирующие физическое здоровье, следующим по рангу оказалось духовное развитие детей и, наконец, в век цифровизации компьютерные технологии безусловно тоже занимают умы нашего подрастающего поколения.

Диаграмма 2. Ранжирование увлечений детей

Хотя дети и понимают важность математики, но они часто не могут использовать полученные знания в жизненной ситуации. Это видно на диаграмме 3, где представлены результаты выполнения 15-летними учащимися тестового задания № 2, в котором необходимо было рассчитать размеры монет Кыргызской Республики, которые соответствуют следующим требованиям:

1. Монеты в диаметре должны быть не меньше 15 мм и не больше 45 мм.

2. Каждая следующая монета в системе должна быть на 30 % больше в диаметре, чем предыдущая.

3. Выпускаются только такие монеты, диаметр которых равен целому числу.

50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5 0

00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00%

№ 2

_47,43%

37,39%

15,18%

правильно

не правильно

не ответили

Диаграмма 3. Результаты выполнения тестового задания по математике

Такая же ситуация и по естественнонаучной сколько электроэнергии произведет Токтогульская

грамотности. Результаты детей не достигают и ба- ГЭС за 2021 и 2035 годы, зная объем вырабатывае-

зового уровня. мой электроэнергии за год (всего 25,20 % правиль-

Например, в задании № 21 нужно было по дан- ных ответов). ным мощности за 2001 год сделать расчёты в кВт/ч

№ 21

50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

43,60%

31,20%

25,20%

правильно

не правильно

не ответили

Диаграмма 4. Результаты выполнения тестового задания по физике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается раздела «Чтение и понимание», то здесь тоже показатели, хотя немного выше, в целом тоже не достигают должного уровня. На вопрос: Что из нижеприведённого является основной

причиной полноводности озера Иссык-Куль в течение всего года? На этот вопрос, как видно на диаграмме, учащиеся правильно ответили только на 41,05 %.

50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5, 0,

41,05%

№ 36

00% -

00% -

00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% -

правильно не правильно не ответили

Диаграмма 5. Результаты выполнения тестового задания по чтению и пониманию

Привлекая к тестированию учащихся отдельных школ г. Бишкек, мы исходили из учета того, что в школе с русским языком обучения многие учителя прошли курсы повышения квалификации, посвященные вопросам формирования компетентности учащегося, освоили пути совершенствования

методики преподавания предметов и стали их шире использовать в своей практике работы. Что касается другой школы, где обучение осуществлялось на кыргызском языке, доминировала традиционная методика.

Результаты тестирования математической грамотности по языкам обучения

не правильно

20,40% 17,50%

43 ,20% 21,50% ■

правильно 36,40% 61,00%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% 120,00%

■ кырг ■ русск

Диаграмма 6. Сравнительные показатели по языкам обучения по математической грамотности

В диаграммах 6-8 представлены сравнительные показатели грамотности учащихся в зависимости от языка обучения. Как видно из диаграммы 6 в математической грамотности 61,0% учащихся школы с русским языком обучения (ШГ 29) достигают базового уровня, что касается школ с кыргызским языком обучения (УВК 69), то такие успехи

демонстрируют только 36 % учащихся. В естественнонаучной грамотности (диаграмма 7) установлена несколько иная ситуация: 43,5% учащихся школ с русским языком обучения и 30,5% - с кыргызским языком обучения демонстрируют базовый уровень грамотности. И, наконец, в читательской грамотности (диаграмма 8) такого уровня грамотности достигают 63,13% и 46,2%, соответственно.

Результаты тестирования естественнонаучной грамотности по языкам обучения

не ответили 19,30% 25,80%

не правильно 50,20% 30,70%

правильно ^^^^>30,50% 43,50%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00%

■ кырг ■ русск

Диаграмма 7. Уровень сформированности естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся по

языкам обучения

Результаты тестирования читательской грамотности по языкам обучения

не ответили 18,02% 17,11% не правильно 35,78% 19,77%

правильно 46,20% 63,13%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% 120,00%

■ кырг ■ русск

Диаграмма 8. Уровень сформированности читательской грамотности 15-летних учащихся по языкам

обучения

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В историческом плане сущность понятия «функциональная грамотность» уточнена дважды и, в настоящее время, она больше означает ситуативную характеристику личности полноценно решать жизненно значимые проблемы и в определениях, даваемых учеными, доминирует ее значение как метапредметного образовательного результата. Установлено, что формирование функциональной грамотности во многом зависит от характера учебных заданий, в которых содержатся явная и неявная информация, и от того, на что делают акцент, когда выясняют его понимание. Традиционно, доминирует уяснение причинно-следственной связи, анализируя явную информацию, что касается уровня неявной информации, то нередко она остается вне внимания. Между тем в конструировании собственной деятельности личности важную роль играет именно опора на умение извлекать нужную (неявную) информацию и это обстоятельство играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности.

2. Анкетный опрос учащихся основной школы Кыргызстана показывает, что приоритет их интересов состоит из тех предметов, образовательные результаты которых являются фокусом ряда международных исследований (естественнонаучные предметы - 40,2%, математика - 28,2% и чтение - 22,8%). Что касается структуры их увлечений,

то 41,9% детей увлекаются физкультурой и спортом, 30,7% - музыкой и литературой и 27,3% - компьютерными играми и программированием. Последнее является результатом проникновения компьютерной технологии и требует более целенаправленного формирования в целях цифро-визации общества.

3. Исследованиями также установлено, что наши учащиеся зачастую не могут полученные знания использовать в жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют результаты тестирования, вопросы в которых составлены с учетом требований функциональной грамотности. В естественнонаучной грамотности всего 21,2%, математической -37,38%, и читательской грамотности - 41,05% учащихся с заданиями нового типа справились успешно. Данные, полученные в результате нацеленного обучения функциональной грамотности учащихся в школе с русским языком обучения, свидетельствуют о явном его преимуществе по отношению к традиционной методике, которая продолжала практиковаться в школах с кыргызским языком обучения. Соответствующие результаты учащихся в математической грамотности равны 61,0% против 36,4%, в естественнонаучной грамотности - 43,5% против 30,5% и в читательской грамотности - 63,13% против 46,2%.

Резюмируя вышеизложенное, учителям общеобразовательных школ Кыргызстана предлагаются следующие рекомендации:

• уроки должны быть мотивирующие, интересные, для этого необходимо использовать наряду с традиционными методами обучения активные и интерактивные методы обучения;

• необходимо больше использовать на уроках практические задания, формирующие функциональную грамотность учащихся, т.е. задания больше практикоориентированные;

• учебные задания должны быть связаны с жизнью, иметь творческий и продуктивный характер, направлены на развитие логики и критического мышления.

Список литературы

1. О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике. 2012 года за № 201 (В редакции постановлений Правительства КР от 1 июля 2013 года № 395 от 2 марта 2016 года № 100, 4 июня 2018 года № 270).

2. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 20182040 годы, Б.- 2018, 150 с.

3. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года.

4. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 20.02.2020).

5. United nations Literacy Decade : education for all; International Plan of Action : implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

6. Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность - императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. Т. 12. С. 263-269.

7. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

8. Крупник С.А., Мацкевич В.В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. - Мн.: АПО,2003. 125 с.

9. Конасова Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся: методическоепособие. СПб., 2012. 138 с.

10. Постановление Правительства Кыргызской Республики № 403 от 21 июля 2014 года "Об утверждении Государственного образовательного стандарта общего среднего образования в Кыргызской Республике".

11. https://vogazet a.ru/arti-cles/2020/11/11/vo_school_yandex/15579- (дата обращения: 07.09.21)

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА ДО РОБОТИ З ДИТЯЧИМ ХОРОВИМ КОЛЕКТИВОМ

Чинчева Л.В.

доцент кафедри теорИ та методики oceimu, хорового cniey i диригування НПУ iM. М. Драгоманова

METHODS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC ART TO WORK WITH

CHILDREN'S CHOIR

Chyncheva L.

associate professor of the department of theory and methods of refreshment,

choral singing and conducting NPU im. M. Dragomanov

Анотащя

У статп розглядаеться методика тдготовки майбутнього вчителя музичного мистецтва до роботи з дитячим хоровим колективом. Був зроблений аналiз науково1 лтгератури щодо дослщницько1 теми та вио-кремлеш можливосп покращення методики роботи з дитячим хоровим колективом в сучасних умовах спе-щально оргашзованого навчання.

Abstract

The article considers the method of preparing future music teachers to work with children's choir. An analysis of the scientific literature on the research topic was made and the possibilities of improving the methods of working with children's choir in the modern conditions of specially organized training were identified.

Ключов1 слова: майбутнш учитель, музичне мистецтво, дитячий хоровий колектив, методика, хорове виховання.

Keywords: future teacher, music, children's choir, methods, choral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.