Научная статья на тему 'Функциональная асимметрия мозга и адаптация студентов к учебному процессу'

Функциональная асимметрия мозга и адаптация студентов к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ТРУДНОСТИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ / DIFFICULTIES OF THE FIRST YEAR OF STUDY / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE BRAIN / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меерзон Татьяна Ивановна, Лутовина Екатерина Емельяновна

В статье рассматриваются психолого-педагогические и физиологические особенности адаптационного процесса студентов первых лет обучения в вузе с разными типами функциональной асимметрии мозга. Обозначены перспективы использования индивидуального профиля межполушарной асимметрии в процессе обучения для повышения эффективности адаптационных возможностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional asymmetry of the brain and adaptation of students to the educational process

The article deals with psychological, pedagogical and physiological features of the adaptation process of students of the first years of study in high school with different types of functional asymmetry of the brain. The prospects of using the individual profile of interhemispheric asymmetry in the learning process to improve the efficiency of adaptive capacity of students are outlined.

Текст научной работы на тему «Функциональная асимметрия мозга и адаптация студентов к учебному процессу»

Педагогика

УДК: 37.04

кандидат биологических наук, доцент Меерзон Татьяна Ивановна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ

ПРОЦЕССУ

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические и физиологические особенности адаптационного процесса студентов первых лет обучения в вузе с разными типами функциональной асимметрии мозга. Обозначены перспективы использования индивидуального профиля межполушарной асимметрии в процессе обучения для повышения эффективности адаптационных возможностей студентов.

Ключевые слова: адаптация, трудности первого года обучения, функциональная асимметрия мозга, индивидуализация обучения.

Annotation. The article deals with psychological, pedagogical and physiological features of the adaptation process of students of the first years of study in high school with different types of functional asymmetry of the brain. The prospects of using the individual profile of interhemispheric asymmetry in the learning process to improve the efficiency of adaptive capacity of students are outlined.

Keywords: adaptation, difficulties of the first year of study, functional asymmetry of the brain, individualization of training.

Введение. На современном этапе развития высшего образования актуализировалась проблема адаптации студента к условиям обучения. Поступление в вуз, новая социальная и бытовая среда, отличные от школьных отношения со сверстниками, специфическая система обучения, возросшая самостоятельность и ответственность, обуславливают те трудности, с которыми сталкиваются первокурсники. Происходит конфронтация выработанного годами школьного стереотипа и новыми условиями существования и обучения, в результате чего может появиться более низкая успеваемость, чем в школе, трудности в общении и поиске друзей, принятии взглядов и убеждений новой группы.

Установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую вузовскую среду. Начало занятий, установление взаимодействия с преподавателями и студентами, устройство быта включает студента в сложную систему адаптации.

В последнее время пристальное внимание педагогов и психологов привлекают нейропсихологические исследования по латеральной специализации полушарий с целью оптимизировать обучение для людей с различными психологическими особенностями личности. Новая концепция педагогики заключается в том, что нет людей, неспособных к обучению, есть метод преподавания, который им не подходит. Учитывая огромный объем данных современных научных исследований медицины, психологии, биологии, физиологии и других наук об особенностях личности человека, ставит на первый план задачи и выбор тех критериев, которые будут оказывать наибольшее влияние на процесс обучения и адаптации.

Формулировка цели статьи. Изменение окружающей среды формирует адаптационную доминанту, которая стимулирует организм к поиску в новых условиях биологически целесообразных реакций. Ее формирование изменяет такие фундаментальные свойства мозга, как когнитивные способности личности, память, эмоции, и способности к адаптации в социуме и функциональную асимметрию мозга.

В исследованиях доказано, что состояние межполушарной асимметрии мозга вносит существенный вклад в формирование адаптации в процессе обучения. Успешное прохождение адаптационного периода студентом влияет на систему социальных взаимоотношений и взаимодействий студента на 1-2 курсах, формируя положительное эмоциональное состояние, его стрессоустойчивость и успешность обучения [3].

В нашей работе мы поставили цель выявить особенности адаптации и функциональной асимметрии мозга студенток 1-2 курсов направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование.

Изложение основного материала статьи. Одна из важнейших задач вуза - проводить работу со студентами первых курсов, направленную на своевременную и успешную их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли - студента. Для описания феномена адаптации существует множество определений.

Адаптация предполагает содружество психологических и физиологических реакций организма человека в его приспособлении к окружающим условиям среды, и способствующих сохранению постоянства внутренней среды, динамического равновесия личности, социальной группы и социальной среды.

Адаптация может быть рассмотрена и как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, результатом которого является выбор стратегии и модели поведения, соответственно условиям и меняющимися в этой среде. Модель адаптационного процесса личности содержит следующие стадии:

• Уравновешивание обуславливает установление равновесия между индивидом и средой, формирование взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.

• Псевдоадаптация включает в себя с одной стороны внешнюю приспособленность к обстановке, с другой - отрицание ее требований и норм.

• Приноравливание это принятие и признание основных ценностей новой среды.

• При уподоблении происходит психическая переориентация личности, преобразование ее прежних установок, ориентации и взглядов.

• Условность такая модели предполагает, что ее стадии могут выступать одновременно либо взаимозаменяться [4].

Взаимоотношения студента первого курса, его учебной группы в процессе адаптации проходят несколько стадий. На начальной стадии индивид, получая информацию о правилах и нормах поведения в новой социальной среде, не готов принять и признать новую систему ценностей и поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей. На стадии терпимости формируется взаимная терпимость между индивидом, группой к образцам поведения и системе ценностей новой среды. Стадия аккомодации характеризуется принятием и признанием индивидуумом системы ценностей новой среды и одновременным

признанием группой ценностей индивида. Стадия ассимиляции - окончательная стадия успешной адаптации индивида, когда происходит совпадение системы ценностей индивида и новой среды среды [3].

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность - определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Адаптация может быть рассмотрена и как процесс гармонизации взаимоотношений субъекта и среды, как уровень успешности освоения индивидуумом среды и той или иной социальной роли. Различают три формы адаптации:

• Формальная, отражающая приспособление студента к структуре высшей школы, содержанию обучения, правам и обязанностям, окружению.

• Общественная, процесс объединения студентов в группе.

• Дидактическая, освоение студентом новых форм и методов обучения в вузе.

В процессе адаптации обучения в вузе происходит осознание и уравновешивание собственных возможностей и возникающих трудностей, формирование новой модели и стратегии поведения, которая соответствует новым условиям среды. Большое значение в успешности адаптации играет роль психологическая готовность студента включиться в учебный процесс (освоение лекционной методики, самостоятельной работы), выстроить систему социальных взаимодействий с положительным эмоциональным состоянием формированием стрессоустойчивости [4].

Идея об использования различных стратегий переработки и запоминания информации людьми с различными доминирующими полушариями, не нова. Преподаватели всех уровней обучения понимают, что учет личностного профиля функциональной асимметрии мозга в процессе обучения способно значительно улучшить ситуацию для обучающихся, которые не способны найти себя в рамках традиционного обучения. Результаты исследования межполушарного взаимодействия в переработке информации у человека показали реальность и целесообразность использовать особенности межполушарного взаимодействия для оптимизации обучения. Однако они не имеют четких рекомендаций относительно того, как именно использовать данные функциональной асимметрии мозга.

Индивидуальный профиль межполушарной асимметрии представляет собой комплексный продукт действия биологических, социальных механизмов и отражает реакцию адаптации организма человека на изменяющиеся условия среды [2].

Существует много классификаций индивидуальных проявлений функциональной асимметрии. Н.Брагина, Т.Доброхотова, выделяют моторный тип асимметрии, опираясь на различия мыслительной деятельности, который отражает различия функций парных органов в формировании общего двигательного поведения. Выделяемый сенсорный тип отражает неравенство чувствительности органов зрения и слуха и психической деятельности. Определяя у индивида ведущую руку, ногу, глаз, ухо, функций слухового анализатора с последующим сопоставлением результатов по зрительному анализатору, можно выявить доминирование полушарий в моторной и сенсорной сферах, что позволяет определить ИПЛ (индивидуальный профиль латерализации). Согласно классификации по Е. Д. Хомской выделяют 5 основных типов ИПЛ. Чистые правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и чистые левши. Чистыми типами считаются личности, у которых ведущими являются все левые или правые анализаторные системы. По классификации предложенной Еремеевой праворуких с ведущими правым глазом и ухом условно можно считать левополушарниками, а с ведущими левым глазом и ухом - это скорее правополушарники. Праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом - это смешанный тип. Левшей и абидекстров обычно относят к группе ярких правополушарников с особым характером функциональной асимметрии [1].

Разные стили мышления обучающихся с разными профилями функциональной асимметрии мозга требуют адаптированных для них стратегий обучения. На успешность обучения в вузе влияют как мотивы к обучению, так и функциональна асимметрия мозга и стиль мышления, поэтому современные образовательные технологии должны строиться с обязательным учетом индивидуальных профилей латерализации мозга, а так же различных когнитивных стратегиях правого и левого полушарий. Доказано, что функциональные различия между полушариями связаны как со специализацией в отношении речевых и неречевых функций, принципиальными различиями переработки информации: левое полушарие осуществляет переработку информации последовательно, по аналитическому принципу, правое же полушарие - параллельно, целостно, синтетически [2].

Дифференциальное обучение с учетом вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) проводится в несколько этапов: мотивационный, операционный и результативный. На первом этапе для формирования мотивации к обучению для правополушарных обучающихся следует делать упор на социальную и практическую значимость того или иного вида деятельности. Левополушарных обучающихся привлекает сам процесс усвоения знаний, поэтому для них в первую очередь актуальнее познавательные мотивы. Главной задачей операционного этапа для левополушарных становится перенесение теоретических знаний в практическое использование. Для правополушарных обучающихся - развитие и контроль речи. На последнем этапе важно подобрать адекватный способ проверки знаний студента.

На основе анализа научной литературы по данной проблеме и поставленной цели работы нами было организовано экспериментальное исследование. Исследования проводились с участием 40 студенток 1-2 курса института психологии и педагогики ОГПУ по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, в возрасте от 17 до 19 лет, средний возраст испытуемых составлял 17,88 ± 0.2 лет.

Был проведен опрос студенток самоопределения уровня адаптации который выявил, что при оценке процесса обучения 12 респондентов отметили, что справляются с объемом и уровнем преподаваемого учебного материала, 24 - что скорее справляются и плохо справляются 4, 24 респондентам хватает времени на подготовку домашнего задания, 12 - скорее хватает, 4 респондента затруднились ответить. 27 респондентов отметили, что их устраивает стиль преподавания, 6 отметили, что скорее устраивает, 7 респондентов отметили, что не устраивает.

20 респондентов оценили взаимоотношения в группе как хорошие, 17 как скорее хорошие и 3 как скорее плохие. Но при этом все нашли друзей среди сокурсников.

Эмоциональное состояние респонденты оценивают как радостное и спокойное 28 респондентов, но 12 респондентов ощущают тревогу за будущее.

22 человека из 40 отметили, что в процессе обучения у них ухудшилось состояние здоровья. 2 человека затруднились ответить, а 16 человек чувствуют себя здоровыми. 23 респондента отмечают полную адаптацию к процессу обучения, 17 частичную адаптацию.

Точное определение индивидуальных особенностей леворуких людей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека, в связи, с чем употребляются термины «индивидуальный профиль латерализации» (ИПЛ) и «индивидуальный профиль латеральности организации функций» (ИПЛО), которые обозначают определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.

Для изучения особенности функциональной асимметрии испытуемых - определения ИПЛ нами выбраны методики, направленные на оценку «парциального левшевства» и асимметрии анализаторных систем. Исследование проводилось по стандартной процедуре с использованием предложенной Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой готовой схемы определения индивидуальный профиль латерализации [1].

С помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда была исследована адаптивная способность испытуемых.

На момент проведения исследования был собран анамнез - все испытуемые не имели черепно-мозговых травм, неврологических и психиатрических заболеваний. Исследование проводилось по стандартной процедуре, у всех испытуемых определялся индивидуальный профиль латерализации ИПЛ, включающий результаты исследования психомоторных (руки и ноги) и сенсорных (глаза и уши) асимметрий.

Анализ исследования на мануальную асимметрию выявил, что большая часть тестов составляют различные варианты «правшества» - 15 человек (37%), 14 человек (35%) - амбидекстры, а 11 человек (28%) проявляют «левшество». У 15 человек с мануальным «правшеством» отмечалась ведущая правая нога, у 12 человек из 14 амбидекстров также ведущей была правая нога, и у 2 человек с мануальным «левшеством» ведущей была левая нога.

В ходе анализа результатов тестов для выявления сенсорной асимметрии нами было выявлено, что у основной массы студенток 75 % (п=40) ведущим глазом является правый глаз, а левый - только у 25 % студенток, в 82% случаев ведущим ухом являлось правое.

По соотношению всех трех видов асимметрий нами были выделены среди исследуемых (п=40) следующие варианты профилей:

1. Чистые правши, имеющие правостороннее доминирование по всем тестам 6 студенток (15%).

2. Праворукие, имеющие правостороннее доминирование руки в сочетании с различными вариантами доминирования уха и глаза 9 студенток (22%).

3. Амбидекстры, у которых симметрия рук сочеталась с различными вариантами доминирования уха и глаза 14 студенток (35%).

4. Леворукие, имеющие левостороннее доминирование руки в сочетании с различными вариантами доминирования уха и глаза 8 студенток (20%).

5. Чистые левши, у которых наблюдалось левостороннее доминирование по всем тестам 3 студентки (8%).

Далее нами были рассмотрены различия между испытуемыми различных групп. У испытуемых 3 группы был выявлен наиболее высокий уровень эмоционального состояния и принятия других. В норме при воспроизведении словесной информации лучшее припоминание любой информации происходит через правое ухо и левое полушарие. В ранние сроки процесса адаптации наблюдается изменение этого эффекта. На ранних сроках адаптивного процесса лучше припоминаются эмоциональные стимулы, поданные в правое полушарие. Таким образом, в процессе приспособления к новым условиям или стрессе активизируется правое полушарие, что позволяет целостно пересматривать информацию и на этой основе создается новая последовательность реагирования и возрастает эффективность запоминания эмоциогенных стимулов, выделения из окружающей среды значимых сигналов.

В 4 и 5 группах наивысшие результаты были по данным субтестов «кубики Коса» и «арифметический». Сниженный уровень эмоционального состояния в этих группах может быть связан с повышенной тревожностью у людей с ведущим левым глазом. У них наблюдается несколько сниженный уровень положительных эмоций, что сопровождается ожиданием негативного отношения окружающих к ним и соответственно формирует сниженный уровень принятия других людей.

Социальное поведение человека и умение строить умозаключение на основе жизненного опыта и здравого смысла отражает взаимодействие интеллектуальной и эмоциональных сфер. Учитывая, что с эмоциональной сферой связано правое полушария, испытуемые с высоким уровнем левостороннего доминирования показали более низкие результаты субтеста «понятливость». Леворукие и левши с доминантным правым полушарием охватывают картину мира целостно, в отличие от людей с доминантным левым полушарием, которые воспринимают мир детализировано показывают более высокие результаты изучения произвольного внимания и выявления аналитико-синтетических способностей [1].

Индивидуумы с право-латеральной специализацией при столкновении со стрессовой ситуацией стремятся к уходу от проблемы физически или психически. Правое полушарие принимает участие в регулировании вегетативной нервной системы и работе иммунной системы, то есть обеспечивает биологическую адаптацию.

Испытуемые 1 и 2 групп превосходят испытуемых 4 и 5 групп в уровне адаптированности, самоприятия и по уровню эмоционального комфорта. Значимых различий с испытуемыми 3 группы нами не выявлено.

Доминирование левого полушария обуславливает высокий уровень тревоги и напряженность адаптационных механизмов, большую предрасположенность к развитию психосоматических заболеваний. Так как левое полушарие отвечает за социальную адаптацию у людей с доминированием левого полушария низкая склонность к депрессии.

Доминирование левого полушария в стрессовых условиях стимулирует принятие решения позитивного принятия ситуации и способствует мобилизации ресурсов его выполнения. Поэтому современные стратегии обучения приводят к лучшим результатам у правшей, чем у левшей. Наибольшее число ошибок совершают амбидекстры. Леволатеральный и симметричный типы сопряжены с высоким уровнем интроверсии, тревожности, ипохондрическими жалобами, боязливостью, низким самоконтролем.

Выводы. Результаты исследования состояния адаптации в исследуемой группе соответствует распределению латерализации полушарной асимметрии мозга. Мониторинг функциональной асимметрии мозга в процессе обучения позволяет прогнозировать развитие адаптации и успешности обучения студентов.

Литература:

1. Брагина, Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 237 с. URL: http://www.braintools.ru/rubric/information/from-books/functional-asymmetry-of-human (дата обращения: 20.02.2018).

2. Меерзон Т.И., Насибуллина А.Д. Дифференцированный подход в обучении студентов с учетом функциональной асимметрии мозга // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 3. - С. 129-136.

3. Полещук Т.С Влияние сенсорной асимметрии на адаптацию к обучению // Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины: Тез. докл. XII Тихоокеан. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных с междунар. участием. 14-15 апреля 2011 г., Владивосток. Владивосток: Медицина ДВ, 2011. С. 31 - 32.

4. Шолохова Г.И., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. // Вестник ОГУ, №3 (164), 2014. С. 103-107.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор описывает методику обучения решению задач на движение по четырем этапам и рассматривает методические приемы, присущие каждому этапу. В данной статье представлены различные виды задач (на встречное движение, движение в одном направлении). Автор предлагает для проверки решения задачи использовать обратные задачи.

Ключевые слова: начальная школа, решение задач, задачи на движение, обратные задачи. Annotation. In the article the author describes the method of teaching how to solve the problems on movement in four stages and considers the methodical techniques inherent in each stage. In this article, various types of tasks are presented (on the oncoming traffic, movement in one direction). The author proposes to use inverse problems to verify the solution of the problem.

Keywords: elementary school, problem solving, motion problems, inverse problems.

Введение. В современной методике преподавания и обучения математики существуют методические приемы, которые используются при обучении решению задач арифметическим способом.

Целью статьи является рассмотрение методических приемов при обучении решению задач на движение в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Анализ методов решения арифметических задач целесообразно начать с общего подхода. Такой подход включает в себя четыре этапа.

1 этап. «Анализ задачи»

• Понимание ситуации в целом (умение читать)

• Выделение условия и требования, называние известных и искомых объектов (умение определять структуру задачи)

• Выделение отношения (зависимости) между объектами (больше на (в)..., меньше на (в)..., разностное (кратное)сравнение)

При анализе задачи методисты рекомендуют использовать следующие приёмы:

• Развивать способность составлять специальные вопросы (уметь вести диалог)

• Умение перефразировать текст задачи, не потеряв его структурные элементы.

• Умение работать с построением таблиц и использовать их при решении задач.

• Умение работать с построением схем и использовать их при решении задач.

2 этап. «Поиск и составление плана решения задачи»

Цель этого этапа - установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий.

Для этого этапа так же, как и для предыдущего разработаны приёмы. Приёмы поиска и составления плана решения.

• Разбор задачи по тексту или по её вспомогательной модели

3 этап «Осуществление плана решения задачи»

Цель - найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом Приёмы осуществления плана

• Умение записывать решение по действиям (с пояснениями, без пояснений, с вопросами)

• Умение записывать решение в виде выражения

4 этап «Проверка решения задачи»

Цель - установить правильность или ошибочность выполненного решения. Приёмы проверки решения задачи

• Нахождение соответствий между результатом и условием задачи

• Умение решать задачу несколькими способами [3].

Распространённым видом арифметических задач являются задачи на движение. Им следует уделить особое внимание, это прежде всего связано со сложностью восприятия детьми таких задач. Разберём этапы обучения младших школьников решению задач на движение [2]. 1. Простейшие задачи на движение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.