ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
УДК 796.011(470)
А. С. МАХОВ
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ
В работе представлены общие и конкретные (специфические) функции управления развитием адаптивного спорта в России.
Ключевые слова: функции, управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.
Введение. В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу состава основных функций управления.
А. Файоль, являясь первоначальным разработчиком концепции управленческого процесса, выделяет пять основных функций: «управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1].
По мнению И. И. Переверзина, функции спортивного менеджмента представляют собой «обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект» [2].
Методика. Для определения общих и конкретных (специфических) функций управления развитием адаптивного спорта нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных первоисточников; контент-анализ нормативных правовых и рекомендательных актов, регулирующих функционирование адаптивного спорта в международном, региональном и национальном масштабах, законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми происходит воздействие на адаптивный спорт в Российской Федерации; педагогические наблюдения за функционированием системы адаптивного спорта и тренировочно-соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов; опросы (беседы, интервью) представителей государственной службы, тренерско-преподавательского состава, представителей команд, волонтёров и судей адаптивного спорта; контент-анализ информации, содержащейся на досках объявлений и рекламно-информационных стендах организаций адаптивного спорта; консультации юристов, менеджеров; собственный опыт работы в системе спорта инвалидов.
Результаты и обсуждение. На основе анализа научных взглядов специалистов на состав управленческого цикла [2—12] нами были определены общие функции управления развитием адаптивного спорта. К их числу мы относим: целеполагание, планирование/проектирование, организовывание (организация), мотивацию, контроль и учёт, коррекцию.
Целеполагание — формулировка целей управления различными звеньями системы адаптивного спорта с учётом имеющихся ресурсов.
В качестве примеров указанных целей приведём:
— цели развития адаптивного спорта, обозначенные в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года [10]: разработ-
ка мер по привлечению к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоёв общества; обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоёв общества; разработка современных научно обоснованных методик, программ и технологий физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов; разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах; организация научно-исследовательского института физической культуры, научно-практического центра по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта; создание федерального государственного учреждения «Центр подготовки спортивных сборных команд России по паралимпийским видам спорта»; создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов; разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— цели государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы [13]: формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов с целью их интеграции с обществом;
— цели спортивно-оздоровительного клуба инвалидов [14]: развитие адаптивного спорта; пропаганда адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью; привлечение к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с инвалидностью; социальная адаптация инвалидов и интеграция их в общество; укрепление здоровья и повышение уровня психофизической кондиции спортсменов с ограниченными возможностями; совершенствование спортивного мастерства лиц с инвалидностью; выявление сильнейших спортсменов для формирования национальных и региональных сборных команд по видам адаптивного спорта; подготовка спортивных арбитров и волонтёров из числа студентов и аспирантов; создание условий для реализации научного потенциала молодых учёных
вуза и проведения исследований в области адаптивной физической культуры и спорта.
Планирование / проектирование — разработка перспективных, стратегических, прогнозных и текущих (тактических) планов и/или программ, оперативных планов-графиков, бизнес-планов, пилотных и долгосрочных проектов в сфере адаптивного спорта. Их примерами могут служить: Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года и Концепция подготовки сборной команды России к XI Паралимпийским зимним играм в Сочи как долгосрочные федеральные проекты стратегического характера; пилотные проекты регионального уровня: организации и проведения медико-социальной экспертизы в Республике Хакасия в рамках программы «Доступная среда»; развития дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Москва); формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Саратовской области; программа развития адаптивного спорта «От массовости к мастерству» (г. Красноярск); план мероприятий («Дорожная карта») участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы (Московская область).
Организовывание (организация) — деятельность по упорядочению и регулированию действий групп людей, совместно реализующих определённую программу (план, проект, принятое решение, цель) и/ или выполняющих запланированные работы.
В сфере адаптивного спорта организовыванию обычно подлежат: работа с персоналом в спортивных организациях для лиц с инвалидностью; деятельность детско-юношеских спортивных адаптивных школ, физкультурно-спортивных (спортивных, спортивно-оздоровительных) клубов и секций для лиц с инвалидностью; учебно-тренировочный процесс с инвалидами; спортивные соревнования и мероприятия; работа со спонсорами и меценатами и др.
Мотивация — стимулирование субъекта (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений (планов, программ, проектов) и запланированных работ.
Примерами стимулирования в адаптивном спорте являются: присвоение (повышение) спортивных разрядов, званий и титулов, назначение (повышение) спортивных стипендий, выплата призовых за успешное выступление в крупных соревнованиях, награждение медалями, дипломами, вымпелами, призами и другими наградами за спортивные достижения и рекорды.
Контроль и учёт. — наблюдение за ходом реализации программы (плана, проекта) в целях обнаружения и регистрации возникающих проблем (отклонений от выбранной программы, плана или проекта) и определения путей их разрешения (устранения).
Видами контроля и учёта являются: предварительный (проводится до начала работ), текущий (осуществляется в ходе проведения работ), заключительный (проводится после завершения работ) [2, 15].
Согласно форме 3-АФК, основными объектами контроля в адаптивном спорте являются: численность и квалификация тренерско-преподавательского состава, проводящего физкультурно-оздоровительную и спортивную работу среди инвалидов; количество тренеров, которым в отчётном году было присвоено звание «Заслуженный тренер Рос-
сии» или которые были награждены иными государственными почётными званиями и наградами; численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в каждой нозологической группе, занимающихся общей физической подготовкой или избранным видом спорта; численность занимающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДЮСАШ, СДЮСАШ, отделениях при ДЮСШ и СДЮШОР; численность занимающихся каждом этапе подготовки (спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства); количество подготовленных спортсменов-инвалидов массовых и высших разрядов; объём средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, расходуемых на проведение спортивных мероприятий среди инвалидов в каждой нозологической группе и приобретение спортивного оборудования и инвентаря; объём средств, выделяемых в течение отчётного года из бюджетов всех уровней на проведение капитального ремонта, реконструкцию и строительство спортивных сооружений; объём средств, полученных из внебюджетных источников (меценатов, спонсоров, инвесторов и т.д.) в течение отчётного года на развитие адаптивной физической культуры и спорта и др.
Коррекция — деятельность по устранению обнаруженных несоответствий (недостатков в работе, нежелательных отклонений от выбранной программы, плана или проекта), разрешению возникающих проблем.
Например, в ходе соревнований на первенство Ивановской области по бочча (категория спортсме-нов-инвалидов с тяжёлыми поражениями опорнодвигательного аппарата) были выявлены ошибки в части организации судейства, общей организации соревнований, доступа спортсменов-инвалидов к спортивным объектам и бытовым помещениям (туалеты, раздевалки, медицинский пункт и т.п.). С целью коррекции данных недочётов, в период до следующих соревнований по данному виду адаптивного спорта, были проведены обучающие семинары судейской бригады с приглашением квалифицированных специалистов. В процесс планирования следующих соревнований были внесены коррективы по общей организации соревнований и обеспечения безбарьерной среды спортивных объектов (помещения Дворца спорта были оборудованы пандусами и поручнями).
Таким образом, управлять развитием адаптивного спорта в России означает сформулировать цель, планировать/проектировать, организовывать, мотивировать, контролировать, корректировать [16].
К конкретным, (специфическим.) функциям, управления развитием спорта инвалидов относятся:
— разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития адаптивного спорта; осуществление в пределах своей компетенции контроля за реализацией федерального и регионального законодательства в области адаптивного спорта;
— разработка и реализация целевых государственных программ, долгосрочных международных, федеральных, межрегиональных и региональных планов, программ и проектов развития спорта инвалидов;
— формирование государственного (федерального, регионального) социального заказа в сфере адаптивного спорта на основе анализа спортивных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
интересов и потребностей представителей различных нозологических групп, осуществление мер по его выполнению и контролю;
— участие в пределах своей компетенции в формировании (федерального, регионального) бюджета в части расходов на функционирование и развитие адаптивного спорта; распоряжение выделенными бюджетными и внебюджетными средствами и контроль за их использованием;
— оценка состояния существующей сети физкультурно-спортивных сооружений адаптивного спорта; разработка и реализация программы развития (строительства, реконструкции, перепрофилирования, модернизации, ремонта, оснащения спортивным оборудованием и инвентарём) сети указанных сооружений в соответствии с социальными нормами и с учётом спортивных интересов и потребностей инвалидов различных нозологических групп; эффективное использование физкультурноспортивных сооружений для лиц с инвалидностью, включая обеспечение безбарьерной среды обитания и безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам;
— участие в пределах своей компетенции в создании, развитии сети, лицензировании, аттестации, аккредитации и реорганизации организаций и учреждений, реализующих программы физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; осуществление контроля за их деятельностью;
— планирование, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с представителями различных нозологических групп;
— управление качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами: анализ состояния и оценка качества данной работы, выработка и реализация мер по его повышению;
— установление порядка проведения международных, федеральных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий для лиц с инвалидностью; утверждение и реализация календарных планов спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий; контроль за их исполнением;
— подготовка спортивного резерва, атлетов высокой квалификации и спортивных (в том числе национальных и региональных сборных) команд по видам адаптивного спорта;
— присвоение спортивных разрядов и званий, квалификационных категорий тренеров-преподава-телей, инструкторов-методистов, спортивных судей и др., награждение медалями, дипломами, призами и другими наградами за достижения и заслуги в области адаптивного спорта;
— оценка кадровой обеспеченности спорта инвалидов; разработка и реализация программ развития (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) кадрового потенциала сферы адаптивного спорта (тренеров-преподавателей, тренеров-пред-ставителей, инструкторов-методистов, спортивных судей, волонтёров, менеджеров); контроль за её исполнением;
— участие в пределах своей компетенции в определении приоритетных направлений научно-исследовательских работ по проблемам адаптивного спорта, осуществлении указанных работ и внедрении их результатов в практику;
— участие в пределах своей компетенции в информационно-коммуникационном обеспечении
адаптивного спорта: взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации по вопросам адаптивного спорта; освещение в СМИ событий спорта инвалидов и достижений спортсменов с ограниченными возможностями; пропаганда адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью; установление контактов и поддержание связей с отечественными и зарубежными организациями инвалидов; поиск меценатов, спонсоров и организация работы с ними; рекламирование спортивных организаций для лиц с инвалидностью, реализуемых ими программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, анонсирование проводимых ими спортивных мероприятий и событий в местных СМИ и др.;
— участие в пределах своей компетенции в разработке, реализации и оценке эффективности целевых программ и мероприятий по социальной поддержке и социально-бытовому обслуживанию спортсменов с ограниченными возможностями (в первую очередь, в условиях спортивных сборов и соревнований).
Выводы. В результате проведённых теоретических и практических исследований констатируем, что в число функций управления развитием адаптивного спорта входят такие виды управленческой деятельности, как: 1) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития адаптивного спорта; осуществление в пределах своей компетенции контроля за их исполнением; 2) разработка и реализация целевых государственных программ, долгосрочных международных, федеральных, межрегиональных и региональных планов, программ и проектов развития спорта инвалидов; 3) формирование государственного (федерального, регионального) социального заказа в сфере адаптивного спорта на основе анализа спортивных интересов и потребностей представителей различных нозологических групп, осуществление мер по его выполнению и контролю; 4) участие в формировании федерального и регионального бюджетов в части расходов на функционирование и развитие адаптивного спорта; распоряжение выделенными бюджетными и внебюджетными средствами и контроль за их использованием; 5) оценка состояния существующей сети физкультурно-спортивных сооружений адаптивного спорта, разработка и реализация программы её развития в соответствии с социальными нормами и с учётом спортивных интересов и потребностей инвалидов различных нозологических групп; эффективное использование физкультурно-спортивных сооружений для лиц с инвалидностью, включая обеспечение безбарьерной среды обитания и безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам; 6) планирование, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с представителями различных нозологических групп; 7) управление качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами: анализ состояния и оценка качества данной работы, выработка и реализация мер по его повышению; 8) установление порядка проведения международных, федеральных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий для лиц с инвалидностью; утверждение и реализация календарных планов спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий; контроль за их исполнением; 9) подготовка спортивного резерва, атлетов высокой квалификации и спортивных (в
том числе национальных и региональных сборных) команд по видам адаптивного спорта; 10) оценка кадровой обеспеченности спорта инвалидов; разработка и реализация программ развития кадрового потенциала сферы адаптивного спорта; контроль за её исполнением; 11) участие в определении приоритетных направлений научно-исследовательских работ по проблемам адаптивного спорта, выполнении указанных работ и внедрении их результатов в практику; 12) участие в информационно-коммуникационном обеспечении адаптивного спорта и др.
Библиографический список
1. Файоль, А. Общее промышленное управление / А. Фай-оль. — М. : Книга, 1929. — 74 с.
2. Переверзин, И. И. Искусство спортивного менеджмента / И. И. Переверзин. — М. : Советский спорт, 2004. — 416 с.
3. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1981. — 432 с.
4. Какузин, В. А. Основы менеджмента спортивной организации : учеб. пособие / В. А. Какузин. — Малаховка, 1998. - 141 с.
5. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление: Методические рекомендации для руководителей / Ю. А. Конаржевский. - М. : Педпоиск, 1999. - 224 с.
6. Менеджмент в управлении школой : учеб. пособие для слушателей системы ППК организаторов образования / Под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Ж Магистр, 1992. — 226 с.
7. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие / М. И. Золотов [и др.]. — М. : Академия, 2004. — 432 с.
8. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. учреждений / В. А. Сластёнин [и др.]. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
9. Починкин, А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / А. В. Починкин. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Советский спорт, 2010. — 264 с
10, Степанова, О, Н, Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности : учеб, пособие I О, Н, Степанова, — М, : Советский спорт, 2008, — 480 с,
11, Третьяков, П, И, Оперативное управление качеством образования в школе, Теория и практика, Новые технологии I П, И, Третьяков, — М, : Изд-во Скрипторий 2003, 2004, — 568 с,
12, Фишман, Л, И, Теоретические основы управления образовательными системами : учеб, пособие I Л, И, Фишман, — ^зань : ПО РАО ; Самара : СамГПУ — СИП^РО, 1997, — 197 с,
13, Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы [Электронный ресурс], — Режим доступа: http:IIneza,ru (дата обращения: 17,01,2012),
14, Махов, А, С, Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» I А, С, Махов, О, Н, Степанова II Высшее образование в России, — 2012, — № 10, — С, 99— 105,
15, ^л^ура организации, Физическая культура [Электронный ресурс], — Режим доступа: http: II moy-bereg,ru (дата обращения: 11,02,2012),
16, Махов, А, С, ^нцепция управления развитием адаптивного спорта в России I А, С, Махов II Учёные записки университета им, П, Ф, Лесгафта, — 2013, — № 2 (96), — С, 96—101,
17, Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, [Электронный ресурс], — Режим доступа: http:IIinfosport,ru (дата обращения: 13,11,2011),
МАХОВ Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2013 г.
© А. С. Махов
Книжная полка
Малов, В. И. 100 великих спортивных достижений / В. И. Малов. - М. : Вече, 2007. - 432 с. - ISBN 978-59533-2346-8.
Есть на планете Земля великое действо, происходящее раз в четыре года и приковывающее к себе внимание почти всех ее обитателей. В одной из стран мира проходят очередные Олимпийские игры, собирающие лучших легкоатлетов, боксеров, пловцов, гимнастов, спортсменов многих иных «специальностей». И миллионы людей живут напряженным ожиданием: какие прежние рекорды падут и какие будут установлены, какие новые феноменальные спортивные достижения поразят мир? Раз в четыре года, но с другим «циклом», проходят чемпионаты мира по футболу. Не забудем и мировые первенства по хоккею, баскетболу, ручному мячу, волейболу, по легкой атлетике, плаванию, боксу, борьбе. Огромный интерес вызывают многие национальные соревнования, таковы, например: розыгрыш Кубка Стэнли хоккеистами НХЛ и футбольные чемпионаты Англии, Италии или Испании. Автор книги о ста великих спортивных достижениях всех времен и народов — В.И. Малов, специалист по истории спорта, писатель и журналист.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ