Научная статья на тему 'Функции управления развитием адаптивного спорта в России'

Функции управления развитием адаптивного спорта в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
750
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / FUNCTIONS / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / ADAPTIVE SPORTS / PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

В работе представлены общие и конкретные (специфические) функции управления развитием адаптивного спорта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of management of development of adaptive sports in Russia

The paper presents the General and specific functions control the development of adaptive sports in Russia.

Текст научной работы на тему «Функции управления развитием адаптивного спорта в России»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 796.011(470)

А. С. МАХОВ

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ

В работе представлены общие и конкретные (специфические) функции управления развитием адаптивного спорта в России.

Ключевые слова: функции, управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.

Введение. В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу состава основных функций управления.

А. Файоль, являясь первоначальным разработчиком концепции управленческого процесса, выделяет пять основных функций: «управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1].

По мнению И. И. Переверзина, функции спортивного менеджмента представляют собой «обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект» [2].

Методика. Для определения общих и конкретных (специфических) функций управления развитием адаптивного спорта нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных первоисточников; контент-анализ нормативных правовых и рекомендательных актов, регулирующих функционирование адаптивного спорта в международном, региональном и национальном масштабах, законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми происходит воздействие на адаптивный спорт в Российской Федерации; педагогические наблюдения за функционированием системы адаптивного спорта и тренировочно-соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов; опросы (беседы, интервью) представителей государственной службы, тренерско-преподавательского состава, представителей команд, волонтёров и судей адаптивного спорта; контент-анализ информации, содержащейся на досках объявлений и рекламно-информационных стендах организаций адаптивного спорта; консультации юристов, менеджеров; собственный опыт работы в системе спорта инвалидов.

Результаты и обсуждение. На основе анализа научных взглядов специалистов на состав управленческого цикла [2—12] нами были определены общие функции управления развитием адаптивного спорта. К их числу мы относим: целеполагание, планирование/проектирование, организовывание (организация), мотивацию, контроль и учёт, коррекцию.

Целеполагание — формулировка целей управления различными звеньями системы адаптивного спорта с учётом имеющихся ресурсов.

В качестве примеров указанных целей приведём:

— цели развития адаптивного спорта, обозначенные в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года [10]: разработ-

ка мер по привлечению к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоёв общества; обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоёв общества; разработка современных научно обоснованных методик, программ и технологий физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов; разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах; организация научно-исследовательского института физической культуры, научно-практического центра по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта; создание федерального государственного учреждения «Центр подготовки спортивных сборных команд России по паралимпийским видам спорта»; создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов; разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— цели государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы [13]: формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов с целью их интеграции с обществом;

— цели спортивно-оздоровительного клуба инвалидов [14]: развитие адаптивного спорта; пропаганда адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью; привлечение к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с инвалидностью; социальная адаптация инвалидов и интеграция их в общество; укрепление здоровья и повышение уровня психофизической кондиции спортсменов с ограниченными возможностями; совершенствование спортивного мастерства лиц с инвалидностью; выявление сильнейших спортсменов для формирования национальных и региональных сборных команд по видам адаптивного спорта; подготовка спортивных арбитров и волонтёров из числа студентов и аспирантов; создание условий для реализации научного потенциала молодых учёных

вуза и проведения исследований в области адаптивной физической культуры и спорта.

Планирование / проектирование — разработка перспективных, стратегических, прогнозных и текущих (тактических) планов и/или программ, оперативных планов-графиков, бизнес-планов, пилотных и долгосрочных проектов в сфере адаптивного спорта. Их примерами могут служить: Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года и Концепция подготовки сборной команды России к XI Паралимпийским зимним играм в Сочи как долгосрочные федеральные проекты стратегического характера; пилотные проекты регионального уровня: организации и проведения медико-социальной экспертизы в Республике Хакасия в рамках программы «Доступная среда»; развития дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Москва); формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Саратовской области; программа развития адаптивного спорта «От массовости к мастерству» (г. Красноярск); план мероприятий («Дорожная карта») участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы (Московская область).

Организовывание (организация) — деятельность по упорядочению и регулированию действий групп людей, совместно реализующих определённую программу (план, проект, принятое решение, цель) и/ или выполняющих запланированные работы.

В сфере адаптивного спорта организовыванию обычно подлежат: работа с персоналом в спортивных организациях для лиц с инвалидностью; деятельность детско-юношеских спортивных адаптивных школ, физкультурно-спортивных (спортивных, спортивно-оздоровительных) клубов и секций для лиц с инвалидностью; учебно-тренировочный процесс с инвалидами; спортивные соревнования и мероприятия; работа со спонсорами и меценатами и др.

Мотивация — стимулирование субъекта (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений (планов, программ, проектов) и запланированных работ.

Примерами стимулирования в адаптивном спорте являются: присвоение (повышение) спортивных разрядов, званий и титулов, назначение (повышение) спортивных стипендий, выплата призовых за успешное выступление в крупных соревнованиях, награждение медалями, дипломами, вымпелами, призами и другими наградами за спортивные достижения и рекорды.

Контроль и учёт. — наблюдение за ходом реализации программы (плана, проекта) в целях обнаружения и регистрации возникающих проблем (отклонений от выбранной программы, плана или проекта) и определения путей их разрешения (устранения).

Видами контроля и учёта являются: предварительный (проводится до начала работ), текущий (осуществляется в ходе проведения работ), заключительный (проводится после завершения работ) [2, 15].

Согласно форме 3-АФК, основными объектами контроля в адаптивном спорте являются: численность и квалификация тренерско-преподавательского состава, проводящего физкультурно-оздоровительную и спортивную работу среди инвалидов; количество тренеров, которым в отчётном году было присвоено звание «Заслуженный тренер Рос-

сии» или которые были награждены иными государственными почётными званиями и наградами; численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в каждой нозологической группе, занимающихся общей физической подготовкой или избранным видом спорта; численность занимающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДЮСАШ, СДЮСАШ, отделениях при ДЮСШ и СДЮШОР; численность занимающихся каждом этапе подготовки (спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства); количество подготовленных спортсменов-инвалидов массовых и высших разрядов; объём средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, расходуемых на проведение спортивных мероприятий среди инвалидов в каждой нозологической группе и приобретение спортивного оборудования и инвентаря; объём средств, выделяемых в течение отчётного года из бюджетов всех уровней на проведение капитального ремонта, реконструкцию и строительство спортивных сооружений; объём средств, полученных из внебюджетных источников (меценатов, спонсоров, инвесторов и т.д.) в течение отчётного года на развитие адаптивной физической культуры и спорта и др.

Коррекция — деятельность по устранению обнаруженных несоответствий (недостатков в работе, нежелательных отклонений от выбранной программы, плана или проекта), разрешению возникающих проблем.

Например, в ходе соревнований на первенство Ивановской области по бочча (категория спортсме-нов-инвалидов с тяжёлыми поражениями опорнодвигательного аппарата) были выявлены ошибки в части организации судейства, общей организации соревнований, доступа спортсменов-инвалидов к спортивным объектам и бытовым помещениям (туалеты, раздевалки, медицинский пункт и т.п.). С целью коррекции данных недочётов, в период до следующих соревнований по данному виду адаптивного спорта, были проведены обучающие семинары судейской бригады с приглашением квалифицированных специалистов. В процесс планирования следующих соревнований были внесены коррективы по общей организации соревнований и обеспечения безбарьерной среды спортивных объектов (помещения Дворца спорта были оборудованы пандусами и поручнями).

Таким образом, управлять развитием адаптивного спорта в России означает сформулировать цель, планировать/проектировать, организовывать, мотивировать, контролировать, корректировать [16].

К конкретным, (специфическим.) функциям, управления развитием спорта инвалидов относятся:

— разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития адаптивного спорта; осуществление в пределах своей компетенции контроля за реализацией федерального и регионального законодательства в области адаптивного спорта;

— разработка и реализация целевых государственных программ, долгосрочных международных, федеральных, межрегиональных и региональных планов, программ и проектов развития спорта инвалидов;

— формирование государственного (федерального, регионального) социального заказа в сфере адаптивного спорта на основе анализа спортивных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

интересов и потребностей представителей различных нозологических групп, осуществление мер по его выполнению и контролю;

— участие в пределах своей компетенции в формировании (федерального, регионального) бюджета в части расходов на функционирование и развитие адаптивного спорта; распоряжение выделенными бюджетными и внебюджетными средствами и контроль за их использованием;

— оценка состояния существующей сети физкультурно-спортивных сооружений адаптивного спорта; разработка и реализация программы развития (строительства, реконструкции, перепрофилирования, модернизации, ремонта, оснащения спортивным оборудованием и инвентарём) сети указанных сооружений в соответствии с социальными нормами и с учётом спортивных интересов и потребностей инвалидов различных нозологических групп; эффективное использование физкультурноспортивных сооружений для лиц с инвалидностью, включая обеспечение безбарьерной среды обитания и безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам;

— участие в пределах своей компетенции в создании, развитии сети, лицензировании, аттестации, аккредитации и реорганизации организаций и учреждений, реализующих программы физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; осуществление контроля за их деятельностью;

— планирование, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с представителями различных нозологических групп;

— управление качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами: анализ состояния и оценка качества данной работы, выработка и реализация мер по его повышению;

— установление порядка проведения международных, федеральных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий для лиц с инвалидностью; утверждение и реализация календарных планов спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий; контроль за их исполнением;

— подготовка спортивного резерва, атлетов высокой квалификации и спортивных (в том числе национальных и региональных сборных) команд по видам адаптивного спорта;

— присвоение спортивных разрядов и званий, квалификационных категорий тренеров-преподава-телей, инструкторов-методистов, спортивных судей и др., награждение медалями, дипломами, призами и другими наградами за достижения и заслуги в области адаптивного спорта;

— оценка кадровой обеспеченности спорта инвалидов; разработка и реализация программ развития (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) кадрового потенциала сферы адаптивного спорта (тренеров-преподавателей, тренеров-пред-ставителей, инструкторов-методистов, спортивных судей, волонтёров, менеджеров); контроль за её исполнением;

— участие в пределах своей компетенции в определении приоритетных направлений научно-исследовательских работ по проблемам адаптивного спорта, осуществлении указанных работ и внедрении их результатов в практику;

— участие в пределах своей компетенции в информационно-коммуникационном обеспечении

адаптивного спорта: взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации по вопросам адаптивного спорта; освещение в СМИ событий спорта инвалидов и достижений спортсменов с ограниченными возможностями; пропаганда адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью; установление контактов и поддержание связей с отечественными и зарубежными организациями инвалидов; поиск меценатов, спонсоров и организация работы с ними; рекламирование спортивных организаций для лиц с инвалидностью, реализуемых ими программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, анонсирование проводимых ими спортивных мероприятий и событий в местных СМИ и др.;

— участие в пределах своей компетенции в разработке, реализации и оценке эффективности целевых программ и мероприятий по социальной поддержке и социально-бытовому обслуживанию спортсменов с ограниченными возможностями (в первую очередь, в условиях спортивных сборов и соревнований).

Выводы. В результате проведённых теоретических и практических исследований констатируем, что в число функций управления развитием адаптивного спорта входят такие виды управленческой деятельности, как: 1) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития адаптивного спорта; осуществление в пределах своей компетенции контроля за их исполнением; 2) разработка и реализация целевых государственных программ, долгосрочных международных, федеральных, межрегиональных и региональных планов, программ и проектов развития спорта инвалидов; 3) формирование государственного (федерального, регионального) социального заказа в сфере адаптивного спорта на основе анализа спортивных интересов и потребностей представителей различных нозологических групп, осуществление мер по его выполнению и контролю; 4) участие в формировании федерального и регионального бюджетов в части расходов на функционирование и развитие адаптивного спорта; распоряжение выделенными бюджетными и внебюджетными средствами и контроль за их использованием; 5) оценка состояния существующей сети физкультурно-спортивных сооружений адаптивного спорта, разработка и реализация программы её развития в соответствии с социальными нормами и с учётом спортивных интересов и потребностей инвалидов различных нозологических групп; эффективное использование физкультурно-спортивных сооружений для лиц с инвалидностью, включая обеспечение безбарьерной среды обитания и безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам; 6) планирование, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с представителями различных нозологических групп; 7) управление качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами: анализ состояния и оценка качества данной работы, выработка и реализация мер по его повышению; 8) установление порядка проведения международных, федеральных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий для лиц с инвалидностью; утверждение и реализация календарных планов спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий; контроль за их исполнением; 9) подготовка спортивного резерва, атлетов высокой квалификации и спортивных (в

том числе национальных и региональных сборных) команд по видам адаптивного спорта; 10) оценка кадровой обеспеченности спорта инвалидов; разработка и реализация программ развития кадрового потенциала сферы адаптивного спорта; контроль за её исполнением; 11) участие в определении приоритетных направлений научно-исследовательских работ по проблемам адаптивного спорта, выполнении указанных работ и внедрении их результатов в практику; 12) участие в информационно-коммуникационном обеспечении адаптивного спорта и др.

Библиографический список

1. Файоль, А. Общее промышленное управление / А. Фай-оль. — М. : Книга, 1929. — 74 с.

2. Переверзин, И. И. Искусство спортивного менеджмента / И. И. Переверзин. — М. : Советский спорт, 2004. — 416 с.

3. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1981. — 432 с.

4. Какузин, В. А. Основы менеджмента спортивной организации : учеб. пособие / В. А. Какузин. — Малаховка, 1998. - 141 с.

5. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление: Методические рекомендации для руководителей / Ю. А. Конаржевский. - М. : Педпоиск, 1999. - 224 с.

6. Менеджмент в управлении школой : учеб. пособие для слушателей системы ППК организаторов образования / Под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Ж Магистр, 1992. — 226 с.

7. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие / М. И. Золотов [и др.]. — М. : Академия, 2004. — 432 с.

8. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. учреждений / В. А. Сластёнин [и др.]. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

9. Починкин, А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / А. В. Починкин. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Советский спорт, 2010. — 264 с

10, Степанова, О, Н, Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности : учеб, пособие I О, Н, Степанова, — М, : Советский спорт, 2008, — 480 с,

11, Третьяков, П, И, Оперативное управление качеством образования в школе, Теория и практика, Новые технологии I П, И, Третьяков, — М, : Изд-во Скрипторий 2003, 2004, — 568 с,

12, Фишман, Л, И, Теоретические основы управления образовательными системами : учеб, пособие I Л, И, Фишман, — ^зань : ПО РАО ; Самара : СамГПУ — СИП^РО, 1997, — 197 с,

13, Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы [Электронный ресурс], — Режим доступа: http:IIneza,ru (дата обращения: 17,01,2012),

14, Махов, А, С, Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» I А, С, Махов, О, Н, Степанова II Высшее образование в России, — 2012, — № 10, — С, 99— 105,

15, ^л^ура организации, Физическая культура [Электронный ресурс], — Режим доступа: http: II moy-bereg,ru (дата обращения: 11,02,2012),

16, Махов, А, С, ^нцепция управления развитием адаптивного спорта в России I А, С, Махов II Учёные записки университета им, П, Ф, Лесгафта, — 2013, — № 2 (96), — С, 96—101,

17, Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, [Электронный ресурс], — Режим доступа: http:IIinfosport,ru (дата обращения: 13,11,2011),

МАХОВ Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры. Адрес для переписки: alexm-77@list.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2013 г.

© А. С. Махов

Книжная полка

Малов, В. И. 100 великих спортивных достижений / В. И. Малов. - М. : Вече, 2007. - 432 с. - ISBN 978-59533-2346-8.

Есть на планете Земля великое действо, происходящее раз в четыре года и приковывающее к себе внимание почти всех ее обитателей. В одной из стран мира проходят очередные Олимпийские игры, собирающие лучших легкоатлетов, боксеров, пловцов, гимнастов, спортсменов многих иных «специальностей». И миллионы людей живут напряженным ожиданием: какие прежние рекорды падут и какие будут установлены, какие новые феноменальные спортивные достижения поразят мир? Раз в четыре года, но с другим «циклом», проходят чемпионаты мира по футболу. Не забудем и мировые первенства по хоккею, баскетболу, ручному мячу, волейболу, по легкой атлетике, плаванию, боксу, борьбе. Огромный интерес вызывают многие национальные соревнования, таковы, например: розыгрыш Кубка Стэнли хоккеистами НХЛ и футбольные чемпионаты Англии, Италии или Испании. Автор книги о ста великих спортивных достижениях всех времен и народов — В.И. Малов, специалист по истории спорта, писатель и журналист.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.