ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 464 с.
МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
БЫЗОВ Анатолий Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2011 г.
©Т. А. Мартиросова, А. П. Бызов
УДК 794.09 . МАХОВ
Шуйский государственный педагогический университет
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________
В работе анализируются основные проблемы, связанные с организацией соревнований в адаптивном спорте. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди участников I Параспартакиады Центрального федерального округа из 18 регионов Российской Федерации в октябре 2010 года. Для более качественного и зрелищного проведения соревнований для лиц с инвалидностью разработаны практические рекомендации.
Ключевые слова: адаптивный спорт, проблемы организации соревнований, спортсмены-инвалиды.
Введение. Организация соревнований в любом виде спорта требует тщательной отработки и слаженности действий всех структур, их обеспечивающих. Однако организаторы зачастую либо забывают осуществить, либо умышленно не реализуют некоторые действия, которые в целом приводят к неудовлетворённости спортсменов и тренеров проведённым мероприятием. Несмотря на то, что в общей теории отечественного и зарубежного спортивного менеджмента и маркетинга рассматриваются вопросы, связанные с определением основных проблем в организации физкультурно-спортивных соревнований и путей их решения (И.И. Переверзин [1], О.Н. Степанова [2, 3, 4], А. Регтапср Б. Stotlar [5]. и др.), в адаптивном спорте большинство вопросов данного характера остаются неизученными. Вместе с тем организация и проведение соревнований среди людей с ограниченными возможностями требуют особого подхода, т.к. каждая нозологическая группа, как правило, предъявляет свои требования к подобным мероприятиям. Поэтому проводящей организации, особенно если спортивные состязания проходят сразу по нескольким категориям инвалидности и по разным видам спорта, необходимо предусматривать и уметь просчитывать множество неординарных ситуаций, которые могут возникнуть при их проведении и быстро находить правильное решение.
С целью определения основных проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации, нами было проведено исследование, в число задач которого входило:
— во-первых, выявить перечень основных проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации;
— во-вторых, установить значимость выявленных проблем;
— в-третьих, определить их структуру.
Методика. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования в форме опросов, бесед, интервью и анкетирования.
Для решения первой задачи были проведены опросы в форме бесед, интервью и анкетирования спортсменов и тренеров спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета, а также участников V фестиваля спорта инвалидов Ивановской области, прошедшего на базе названного вуза в апреле 2010 года — всего 147 спортсменов из 8 муниципальных образований Ивановской области: Иванова, Шуи, Ки-нешмы, Кохмы, Савина, Пучежа, Фурманова, Тейкова.
В результате обработки опросов был определён перечень проблем, которые испытывают спортсмены-инвалиды при участии в спортивных состязаниях на местах: 1) неудобный график соревнований; 2) мало волонтёров; 3) некачественный инвентарь; 4) отсутствие пандусов; 5) затруднён доступ инвалидов на спортивные площадки; 6) не оборудованы туалеты; 7) нехватка или отсутствие раздевалок; 8) неправильное расположение зрительских мест либо их отсутствие;
9) некачественное покрытие спортивных площадок;
10) отсутствие мест для разминки; 11) неграмотное размещение судей; 12) отсутствие медицинского обслуживания; 13) неисправности с табло либо его отсутствие; 14) отсутствие музыкального сопровождения; 15) неудобное расположение места проведения соревнований; 16) отсутствие торжественного открытия соревнований; 17) несоответствующая температура помещений.
Полученные данные послужили основой для составления анкеты по оценке основных проблем, воз-
Таблица 1
Факторная структура проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации (по результатам опроса спортсменов-инвалидов, п=224)
№ и название фактора Удельный вес фактора, % Наполнение фактора
1. Организация соревнований 43,387 16. Отсутствие торжественного открытия (0,849). 9. Некачественное покрытие спортивных площадок (0,820). 15. Неудобное расположение места проведения соревнований (0,815). 12. Отсутствие медицинского обслуживания (0,788). 17. Несоответствующая температура помещений (0,781). 11. Неграмотное размещение судей (0,761). 14. Отсутствие музыкального сопровождения (0,719). 1. Неудобный график соревнований (0,686). 7. Нехватка или отсутствие раздевалок (0,673). 3. Некачественный инвентарь (0,669). 10. Отсутствие мест для разминки (0,664). 8. Неправильное расположение зрительных мест либо их отсутствие (0,554).
2. Инфраструктура соревнований 11,720 4. Отсутствие пандусов (0,734). 5. Затруднён доступ инвалидов к спортивным площадкам (0,612). 6. Не оборудованы туалеты (0,609). 2. Мало волонтёров (0,591).
3. Зрелищность соревнований 7,451 8. Неправильное расположение зрительских мест либо их отсутствие (0,654).
4. Инвентарь 5,950 3. Некачественный инвентарь (0,500).
никающих при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации.
Для решения второй и третьей задач нами была разработана анкета и проведён по ней опрос 224 спортсменов из 18 регионов Центрального федерального округа: Курска, Москвы, Липецка, Белгорода, Тамбова, Калуги, Воронежа, Костромы, Тулы, Твери, Ярославля, Смоленска, Орла, Московской, Владимирской, Ивановской, Брянской, Рязанской областей. Исследование проходило в рамках I Параспартакиады Центрального федерального округа в Ивановской области в сентябре-октябре 2010 года. Респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень важности каждой из 17-ти вышеперечисленных проблем.
Результаты оценки проблем спортсменов-инва-лидов к организации и проведению спортивных состязаний были обработаны методами факторного анализа и кластер-анализа, где метрикой послужило евклидово расстояние. Вычисления производились с использованием стандартного программного пакета ЗРЗБ 12.
Для выявления структуры факторов, определяющих проблемы при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации использовался метод главных компонент проблем, характеризующих организацию соревнований в адаптивном спорте.
Результаты и об-суждение. Содержание, удельный вес и наполнение факторов приведены в табл. 1
Рассмотрим наполнение выделенных факторов. Наибольший вес имеет фактор под номером один. Здесь выявлено желание спортсменов-инвалидов участвовать в соревнованиях достойного уровня организации (наличие торжественного открытия, удобное расположение места проведения соревнований, удобный график соревнований, качественный инвентарь).
Второй фактор отражает наличие инфраструктуры соревнований в виде оборудованных пандусов и туалетов, незатруднительного доступа к спортивным площадкам. Отнесение к данной группе волонтёров не случайно, т.к. некачественность инфраструктуры
соревнований (отсутствие пандусов, поручней, стоек и т.д.) компенсируется работой волонтёров.
Третий фактор можно трактовать как зрелищность соревнований, которая является одной из функций спорта. Сюда вошло такое упущение в организации соревнований, как неправильное расположение зрительских мест либо их отсутствие. Наличие зрительских мест в равной степени важно, как для зрителя, пришедшего посмотреть на соревнования, так и для самих спортсменов-инвалидов. Демонстрация спортивных достижений способствует самоутверждению лиц с инвалидностью, воспитанию силы воли и духа, усилению социальной адаптации.
Четвёртый фактор указывает на обязательную необходимость использования качественного инвентаря. Разочарование от горечи поражения на соревнованиях в результате использования некачественного инвентаря способствует формированию отрицательного восприятия организации праздника спорта в целом.
Для верификации результатов, полученных с помощью факторного анализа, мы провели кластер-анализ.
В табл. 2 приведены основные этапы объединения индивидуальных кластеров в составные. Рис. 1 содержит изображение дендрограммы (древовидной схемы) процесса кластеризации.
Как видно из табл. 1 и рис. 1, на 1—6 стадиях кластеризации образуются кластеры (16, 17), (15,16), (7, 9), (1, 15), (3, 10), (11, 12). Это означает, что данные объекты наиболее близки (сходны между собой). На седьмом шаге образуются составные кластеры (16, 17, 15, 1) и (7, 9). На 8-11 стадиях - (3, 8, 10), (4, 6, 5). С 12 по 15 стадии происходит завершение формирования комплексных составных кластеров (16, 15, 17, 1, 7, 9, 11, 12) и (14); (4, 6, 5) и (2). 13 объект остаётся самостоятельным кластером.
Таким образом, видно, что в результате кластерного анализа выделились 4 кластера, образовавшихся на 15-ти стадиях объединения (табл. 3).
Данные кластеры представляют собой четыре группы проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации, а именно:
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Таблица 2
Стадии формирования кластеров, отражающих структуру проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации
№ стадии Объединяемые кластеры Расстояние между кластерами
Кластер 1 Кластер 2
1 16 17 2,2
2 15 16 4,8
3 7 9 5,1
4 1 15 7,4
5 3 10 7,5
6 11 12 7,6
7 1 7 8,1
8 4 6 8,9
9 1 11 9,7
10 3 8 10,3
11 4 5 10,4
12 1 14 11,1
13 1 3 12,3
14 2 4 14,6
15 1 13 19,6
16 1 2 21,5
Примечание: наименования №№ показателей см. в тексте
1 группа — №№ 1, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16 и 17 отражает проблемы, относящиеся к качеству организации и проведения соревнований в адаптивном спорте (отсутствие музыкального сопровождения, неудобное расположение места проведения соревнований, отсутствие торжественного открытия соревнований, несоответствующая температура помещений, неудобный график соревнований, нехватка или отсутствие раздевалок, некачественное покрытие спортивных площадок, неграмотное размещение судей, отсутствие медицинского обслуживания).
2 группа — №№ 3, 8, 10 — проблемы, связанные с обеспечением зрелищности соревнований и с качеством инвентаря: неправильное расположение зрительских мест либо их отсутствие, отсутствие мест для разминки, некачественный инвентарь.
3 группа — №№ 2, 4, 5, 6 — низкое качество инфраструктуры соревнований: отсутствие пандусов, затрудненный доступ инвалидов к спортивным площадкам, отсутствие туалетов, специально оборудованных для инвалидов, мало волонтёров.
4 группа — № 13 — неисправности с табло либо его отсутствие.
Данные, полученные в результате кластерного анализа, подтверждают показатели факторного анализа.
Практические рекомендации.
На основе полученных результатов для более качественного и зрелищного проведения соревнований для лиц с инвалидностью нами были разработаны практические рекомендации по их организации.
1. Начинать соревнования с яркого, зрелищного, запоминающегося торжественного открытия. Положительная эмоциональная составляющая соревнований характеризует их как праздник, нечто отличное от обыденного, как правило, сопровождающееся фотографированием на память, видеосъёмкой, подготовкой радио- и телерепортажей.
2. Создавать все условия для удобного расположения места проведения соревнований, обеспечения спор-
Объекты Расстояние
№№ 0 5 10 15 20 25
п/п I......I.......I.......I.......I.......I
16 17 15 1
7
9
11 12 14
3
10
8
13
4 6
5
2
Рис. 1. Дендрограмма процесса кластеризации показателей, отражающих структуру проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации
Таблица 3
Наполнение кластеров, характеризующих группы проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации
№ кластера Объекты, входящие в состав кластера
1 7 ю" 5, 4, 2, 9, 7,
2 0 8, 3,
3 6 5, 4, 2,
4 13
тивных площадок качественным покрытием и инвентарём.
3. Увеличить количество медицинских бригад, учитывая специфические особенности нозологических групп спортсменов.
4. Сформировать удобный график проведения соревнований с учётом пожеланий каждой нозологической группы для комфортной соревновательной составляющей.
5. Организовать достаточное количество раздевалок, наличие отдельной судейской, мест для разминки спортсменов-инвалидов.
6. Обеспечить соревнования хорошо оснащённой инфраструктурой (доступность спортивных площадок для инвалидов, наличие пандусов, оборудованных туалетов, достаточного количества волонтёров), что будет гарантировать качество их проведения.
7. Организовать удобное расположение зрительских мест важно как для желающих увидеть соревнования, прессы, их освещающей, так и для самих спортсменов.
Библиографический список
1. Переверзин, И. И. Менеджмент спортивной организации : учеб. пособие / И. И. Переверзин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 464 с.
2. Степанова, О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта : монография / О. Н. Степанова. — М. : Советский спорт, 2007. — 256 с.
3. Степанова О. Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности : учеб. пособие / О. Н. Степанова. — М. : Советский спорт, 2008. — 480 с.
4. Степанова, О. Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности клуба подводного плавания / О. Н. Степанова, А. М. Новикова // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей : матер. межвуз. науч.-пр. конф. - М. : ИНЭП, 2010. - С. 88-102.
5. Ferrand A., Stotlar D. New trends in the sphere of sports marketing // International scientific journal Management and marketing of sport. — 2010. — Vol. 7, № 3/4. — Pp. 145-155.
МАХОВ Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2011 г.
©А. С. Махов
УДК 615.825.1 : 616-053.2 Н. НАЛОБИНА
А. Г. ПАТЮКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Омская государственная медицинская академия
ВЛИЯНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ НА ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассмотрены вопросы реабилитации детей первого года жизни средствами лечебной физической культуры. В частности изучено влияние фитбол-гиманстики при коррекции двигательных нарушений на адаптационные возможности детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Научно обоснована технология применения фитбола на занятиях с данной категорией детей.
Ключевые слова: фитбол-гимнастика, вегетативные функции, психомоторное развитие, вариабельность сердечного ритма.
Актуальность. По данным ВОЗ, каждый 20-й ребенок имеет те или иные отклонения в развитии, требующие специальных медицинских и педагогических мероприятий [1]. Социальная значимость проблемы обусловливает необходимость ее решения программноцелевым методом. 21 марта 2007 года утверждена федеральная целевая программа «Здоровое поколение» в рамках всероссийского национального проекта «Дети России», в которой на первый план выдвигается ряд аспектов, касающихся сохранения здоровья ребенка раннего возраста. В структуре детской инвалидности поражения нервной системы составляют около 50 %, при этом заболевания, приводящие к инва-лидизации детей, в 70 — 80 % обусловлены перинатальными причинами [2]. Клинические проявления патологии нервной системы сложны и многообразны [3]. Наиболее важными из этих проявлений являются нарушения психомоторного развития и, как следствие, нарушение процессов адаптации.
Применение медикаментозных средств в лечении детей всегда связано с опасностью возможных побочных воздействий этих препаратов на организм ребенка, развитием аллергических реакций и поли-прагмазией [4]. Исходя из этого особую актуальность на сегодняшний день приобретает абилитация таких детей средствами физической культуры. При раннем комплексном лечении с учетом огромных компенсаторных возможностей мозга наблюдается значительное восстановление нарушенных функций, а иногда и полное выздоровление к 1— 2-му году жизни ребенка [5].
Одним из основных и эффективных средств лечебной физической культуры для детей грудного возраста являются упражнения на фитболах. Фит-болы обладают комплексом полезных воздействий на организм ребенка. Вибрация на мяче позволяет улучшить внугрилёгочное перемещение газов, что способствует снижению отрицательного воздействия
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ