Научная статья на тему 'Концепция управления развитием адаптивного спорта в России'

Концепция управления развитием адаптивного спорта в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1993
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / CONCEPT / DEVELOPMENT MANAGEMENT / ADAPTIVE SPORTS / PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

В работе представлена концепция управления развитием адаптивного спорта в России, в которой описываются состав и основные полномочия субъектов адаптивного спорта, характеризуются его объекты, функции и методы, формулируются цели, задачи и принципы управления развитием спорта инвалидов. На базе проведённого анализа объектов, субъектов, целей, функций и методов управления развитием адаптивного спорта было сформулировано определение понятия «управление адаптивным спортом». Под управлением развитием адаптивного спорта мы понимаем процесс планирования, мотивации, исполнения и контроля, направленный на обеспечение планомерного позитивного развития адаптивного спорта в целях повышения его доступности и массовости, а также улучшения качества жизни, повышения социального благополучия (включая процессы социальной адаптации и интеграции), уровня психофизической кондиции, спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of development management for adaptive sports in Russia

The article presents the concept of management of development of adaptive sports in Russia, which describes the content and main powers of the subjects of the adaptive sports, its objects, functions, and methods are characterized, goals, objectives and principles of management of development of the disabled sports are formulated. Based on the carried-out analysis of objects, subjects, purposes, functions and methods of control over development of adaptive sports the concept definition "management of adaptive sports" has been formulated. We understand process of planning, motivation, execution and control as management of development of adaptive sports, directed at ensuring systematic positive development of adaptive sports for increase of its availability and mass character, and also improvement of quality of life, increase of social wellbeing (including processes of social adaptation and integration), level of psychophysical condition, sports skill and sporting achievements of the disabled.

Текст научной работы на тему «Концепция управления развитием адаптивного спорта в России»

tive physical education, Vol. 49, No. 1, pp. 45-47.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2012.

УДК 796.011. (470)

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОГО СПОРТА В

РОССИИ

Александр Сергеевич Махов, кандидат педагогических наук, доцент,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета (ШФ ИвГУ)

Аннотация

В работе представлена концепция управления развитием адаптивного спорта в России, в которой описываются состав и основные полномочия субъектов адаптивного спорта, характеризуются его объекты, функции и методы, формулируются цели, задачи и принципы управления развитием спорта инвалидов. На базе проведённого анализа объектов, субъектов, целей, функций и методов управления развитием адаптивного спорта было сформулировано определение понятия «управление адаптивным спортом». Под управлением развитием адаптивного спорта мы понимаем процесс планирования, мотивации, исполнения и контроля, направленный на обеспечение планомерного позитивного развития адаптивного спорта в целях повышения его доступности и массовости, а также улучшения качества жизни, повышения социального благополучия (включая процессы социальной адаптации и интеграции), уровня психофизической кондиции, спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с инвалидностью.

Ключевые слова: концепция, управление развитием, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p96-101

CONCEPT OF DEVELOPMENT MANAGEMENT FOR ADAPTIVE SPORTS IN

RUSSIA

Alexandre Sergeevich Makhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University

Annotation

The article presents the concept of management of development of adaptive sports in Russia, which describes the content and main powers of the subjects of the adaptive sports, its objects, functions, and methods are characterized, goals, objectives and principles of management of development of the disabled sports are formulated. Based on the carried-out analysis of objects, subjects, purposes, functions and methods of control over development of adaptive sports the concept definition "management of adaptive sports" has been formulated. We understand process of planning, motivation, execution and control as management of development of adaptive sports, directed at ensuring systematic positive development of adaptive sports for increase of its availability and mass character, and also improvement of quality of life, increase of social wellbeing (including processes of social adaptation and integration), level of psychophysical condition, sports skill and sporting achievements of the disabled.

Keywords: concept, development management, adaptive sports, persons with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка концепции управления развитием адаптивного спорта в России потребовала определения состава и основных полномочий субъектов адаптивного спорта, выявления и характеристики его объектов, функций и методов, формулировки целей и принципов управления развитием спорта инвалидов.

МЕТОДИКА

Для решения указанных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ и обобщение литературных первоисточников;

- контент-анализ нормативных правовых и рекомендательных актов, регулирующих функционирование адаптивного спорта в международном, региональном и национальном масштабах, законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми происходит воздействие на адаптивный спорт в Российской Федерации: Конвенция о правах инвалидов; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; Устав Общероссийской общественной организации «Паралимпийский комитет России»; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ТТТВСМ и УОР).

- педагогические наблюдения за функционированием системы адаптивного спорта и тренировочно-соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов;

- опросы (беседы, интервью) представителей государственной службы, тренерско-преподавательского состава, представителей команд, волонтёров и судей адаптивного спорта;

- контент-анализ информации, содержащейся на досках объявлений и рекламноинформационных стендах организаций адаптивного спорта; консультации юристов, менеджеров;

- собственный опыт работы в системе спорта инвалидов [1, 2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наши исследования показали, что основными субъектами адаптивного спорта в Российской Федерации являются: государство в лице высших органов государственного управления общей и специальной компетенции; общественные организации спорта инвалидов; физкультурно-спортивные организации сферы адаптивного спорта (включая спортивные команды и секции по видам адаптивного спорта и др.); учреждения специального образования для лиц с инвалидностью, осуществляющие в пределах своей компетенции реализацию мероприятий по социальной реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов в части организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; учреждения здравоохранения, осуществляющие в пределах своей компетенции деятельность в области физической реабилитации инвалидов средствами лечебной, оздоровительной и адаптивной физической культуры: учреждения образования и науки, осуществляющие исследования в области адаптивной физической культуры и спорта и подготовку кадров для спорта инвалидов; спортивные судьи, тренеры, тренеры-представители, волонтёры; лица с инвалидностью, занимающиеся физическими упражнениями и видами адаптивного спорта - спортсмены и их коллективы (спортивные команды, группы).

Ведущими объектами управления в адаптивном спорте являются: организационная структура управления спортом инвалидов; деятельность федераций, центров, клубов и иных организаций адаптивного спорта; система нормативно-правового регулирования спорта инвалидов; организация и качество физкультурно-оздоровительной и учебноспортивной работы с инвалидами; ресурсное (кадровое, научное, информационнокоммуникационное, финансовое, материально-техническое и иное) обеспечение системы

адаптивного спорта.

Результаты анализа субъектов спорта инвалидов и их полномочий позволили сформулировать основные цели развития адаптивного спорта: 1) повышение доступности и массовости адаптивного спорта; 2) повышение качества физкультурнооздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; 3) улучшение качества жизни, повышение социального благополучия (включая процессы социальной адаптации и интеграции) лиц с инвалидностью; 4) повышение уровня психофизической кондиции (коррекция двигательных и функциональных нарушений, повышение уровня физического развития, физической подготовленности, улучшение психоэмоционального состояния) занимающихся адаптивным спортом; 5) рост спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с инвалидностью.

Наше исследование показало, что достижение указанных целей потребует решения следующих задач:

1) оптимизации организационной структуры и совершенствования нормативного правового обеспечения адаптивного спорта;

2) оказания (там, где имеется - расширения сферы) государственной и общественной финансово-экономической поддержки организаций и движения спорта инвалидов;

3) укрепления инфраструктуры и материально-технической базы спорта инвалидов, включая создание безбарьерной среды обитания для атлетов с ограниченными возможностями;

4) наращивания кадрового потенциала спорта инвалидов, повышения уровня управленческой компетентности субъектов управления адаптивным спортивным движением;

5) совершенствования научно- и учебно-методического обеспечения как самой системы адаптивного спорта (включая подготовку спортсменов), так и управления ею;

6) расширения сотрудничества и укрепления связей с отечественными и зарубежными спортивными организациями инвалидов;

7) освещения событий спорта инвалидов в средствах массовой информации и коммуникации; активизации пропаганды адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью;

8) расширения календарного плана (региональных, межрегиональных, федеральных и международных) соревнований для лиц с инвалидностью;

9) активизации социологических и маркетинговых исследований, направленных на изучение спортивных интересов и потребностей различных нозологических групп, а также требований, пожеланий и нареканий занимающихся к организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами;

10) разработки и внедрения системы менеджмента качества физкультурнооздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами;

11) медицинского обеспечения спортивных мероприятий для лиц с инвалидностью и врачебного контроля в системе адаптивного спорта;

12) социальной поддержки и социально-бытового обслуживания спортсменов с ограниченными возможностями.

В число конкретных функций управления развитием адаптивного спорта входят такие виды управленческой деятельности, как:

1) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития адаптивного спорта; осуществление в пределах своей компетенции контроля за их исполнением;

2) разработка и реализация целевых государственных программ, долгосрочных международных, федеральных, межрегиональных и региональных планов, программ и проектов развития спорта инвалидов;

3) формирование государственного (федерального, регионального) социального

заказа в сфере адаптивного спорта на основе анализа спортивных интересов и потребностей представителей различных нозологических групп, осуществление мер по его выполнению и контролю;

4) участие в формировании федерального и регионального бюджетов в части расходов на функционирование и развитие адаптивного спорта; распоряжение выделенными бюджетными и внебюджетными средствами и контроль за их использованием;

5) оценка состояния существующей сети физкультурно-спортивных сооружений адаптивного спорта, разработка и реализация программы её развития в соответствии с социальными нормами и с учётом спортивных интересов и потребностей инвалидов различных нозологических групп; эффективное использование физкультурно-спортивных сооружений для лиц с инвалидностью, включая обеспечение безбарьерной среды обитания и безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам;

6) планирование, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с представителями различных нозологических групп;

7) управление качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами: анализ состояния и оценка качества данной работы, выработка и реализация мер по его повышению;

8) установление порядка проведения международных, федеральных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий для лиц с инвалидностью; утверждение и реализация календарных планов спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий; контроль за их исполнением;

9) подготовка спортивного резерва, атлетов высокой квалификации и спортивных (в том числе национальных и региональных сборных) команд по видам адаптивного спорта;

10) оценка кадровой обеспеченности спорта инвалидов; разработка и реализация программ развития кадрового потенциала сферы адаптивного спорта; контроль за её исполнением;

11) участие в определении приоритетных направлений научно-исследовательских работ по проблемам адаптивного спорта, выполнении указанных работ и внедрении их результатов в практику;

12) участие в информационно-коммуникационном обеспечении адаптивного спорта и др.

На базе проведённого анализа объектов, субъектов, целей, функций и методов управления развитием адаптивного спорта было сформулировано определение понятия «управление адаптивным спортом». Под управлением развитием адаптивного спорта мы понимаем процесс планирования, мотивации, исполнения и контроля, направленный на обеспечение планомерного позитивного развития адаптивного спорта в целях повышения его доступности и массовости, а также улучшения качества жизни, повышения социального благополучия (включая процессы социальной адаптации и интеграции), уровня психофизической кондиции, спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с инвалидностью.

Применительно к нуждам управления развитием адаптивного спорта в России раскрыты и конкретизированы общие (универсальные) принципы управления:

1. Принцип системности рассматривает адаптивный спорт как систему - целостную совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях социальной адаптации, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и развития адаптивного спорта в Российской Федерации.

2. Принцип научной обоснованности и адекватности предполагает реализацию управленческих действий (функций) на основе последних достижений науки (прежде всего, в области управления, общей, коррекционной и спортивной педагогики и психоло-

гии) и применения научно обоснованных методов и подходов, принятие адекватных сложившимся ситуациям управленческих решений на базе релевантной, актуальной, достоверной, полной и объективной информации.

3. Принцип оптимальности и эффективности управления развитием адаптивного спорта предусматривает достижение намеченных целей развития в максимально короткий срок при наименьших затратах труда, финансовых, материально-технических, кадровых и иных ресурсов.

4. Принцип регламентации управленческой деятельности. Предполагает осуществление управленческой деятельности в сфере адаптивного спорта (в том числе в целях его развития) в соответствии с действующими регламентами и законодательством (ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», «О защите инвалидов в РФ», Модельным законом «О паралимпийском спорте» и др.).

На основе учёта особенностей сферы адаптивного спорта определено содержание специальных принципов управления его развитием. В их числе:

1. Принцип сочетания общественных и государственных интересов и интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями. Предусматривает учёт, с одной стороны, интересов государства, семьи, общественных организаций и институтов, с другой -естественных и социальных потребностей и спортивных интересов представителей различных нозологических групп, их мнения их при определении целей, задач, способов организации, содержания и технологий физкультурно-массовой и учебно-спортивной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

2. Принцип рациональной централизации в управлении адаптивным спортом - оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений и грамотного сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.

Сущность данного принципа состоит в том, что:

- за высшим уровнем управления спортом инвалидов (Министерство спорта, туризма и молодёжной политики, Паралимпийский комитет России, федерации, союзы и ассоциации адаптивного спорта и др.) закрепляется право решения вопросов глобального (международного, федерального, межрегионального, отраслевого) стратегического характера;

- за низовыми звеньями (организациями, реализующими программы физкультурно-спортивной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья) - вопросов регионального и местного уровней.

Руководитель каждого уровня управления адаптивным спортом имеет право как единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, так и передачи (делегирования) части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим подчинённым (из числа компетентных сотрудников); выработка каждого управленческого решения в сфере адаптивного спорта должна осуществляться коллегиально - то есть коллективно с учётом мнений руководителей различного уровня, специалистов (экспертов), исполнителей (тренерского состава и персонала спортивных организаций, спортивных судей, волонтёров и др.) и, если этого требует ситуация, спортсменов с ограниченными возможностями; ответственность за принятое коллегиально управленческое решение возлагается непосредственно на руководителя, при этом каждое должностное лицо несёт свою ответственность за выполнение запланированных действий и работ.

3. Принцип обратной связи - непрерывного контроля за реакциями объекта управления на все предпринимаемые управленческие воздействия со стороны субъекта управления.

Примерами форм обратной связи в сфере адаптивного спорта могут служить: учёт материально-технической, финансовой, кадровой и иной обеспеченности физкультурноспортивной организации, индекса качества физкультурно-спортивной работы, динамики индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся, объёма и

качества освоенных двигательных действий, количества завоёванных спортивных наград и др.

4. Принцип гуманизации предполагает:

- признание инвалидов как равноправных членов общества;

- выбор целей, форм, способов организации (включая способы взаимодействия с занимающимися), методов и средств спортивной подготовки с учётом ценностных ориентаций, целевых установок, спортивных интересов, потребностей и амбиций, а также нозологии, степени патологии, физической кондиции, двигательного опыта и потенциала, интеллектуальных и личностно-психологических особенностей инвалидов-спортсменов;

- предоставление спортсменам с ограниченными возможностями демократической возможности участия в принятии и реализации управленческих решений в сфере адаптивного спорта.

5. Принцип государственной поддержки развития адаптивного спорта. Согласно данному принципу, государство берёт на себя правовое, экономическое, социальное и иное обеспечение развития адаптивного спорта в нашей стране, поддержку паралимпийского движения. Основными формами государственной поддержки являются:

- правовое регулирование функционирования системы адаптивного спорта и управления ею; правовая защита и финансирование субъектов спорта инвалидов;

- обеспечение благоприятного инвестиционного климата, формирование внебюджетных фондов адаптивного спорта и организа-ционная поддержка их деятельности;

- обеспечение соблюдения требований доступности для инвалидов спортивных объектов и услуг; информационно-коммуникационная поддержка адаптивного спорта;

- ведение научно-исследовательских работ по проблемам спорта инвалидов;

- определение приоритетных направлений подготовки и подготовка (переподготовка, повышение квалификации) кадров для сферы адаптивного спорта и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махов, А.С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России I А.С. Махов, О.Н. Степанова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 12 (58). - С. 67-71.

2. Махов, А. С. Оптимизация управления развитием спортивных клубов для ин-валидов-ампутантов I А.С. Махов II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2011. - № 7 (77). - С. 117-121.

REFERENCES

1. Makhov, A.S. and Stepanova, O.N. (2009), “The problems in managing the adaptive sports development in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.58, No. 12, pp. 67-71.

2. Makhov A.S. (2011), “Optimization of development management for the disabled amputees' sports clubs”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.77, No. 7, pp. 117-121.

Контактная информация: alexm-77@list.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.