Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / STATE / POLITICAL SYSTEM / FUNCTIONS / POLITICAL NORMS / POLITICAL LEADERSHIP / POLITICS / POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колсариева Назира Шаршенбековна

Данная статья посвящена функциям современной политической системы. Она содержит материалы из различных источников, а также результаты исследований автора. В статье дается подробный анализ некоторых функций современной политической системы. Автор не ограничивается лишь одной классификацией функций, а использует несколько классификаций, что дает возможность сравнить их. Подобный подход позволил намного глубже изучить функции современной политической системы и проанализировать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF MODERN POLITICAL SYSTEM

This article is devoted to the functions of the modern political system. It contains materials from various sources, as well as the results of the author's research. The article gives a detailed analysis of some functions of the modern political system. The author does not limit to only the classification of functions, but used several categorizations, which provided an opportunity to compare them. Such approach to the study of the functions of the modern political system allowed to research and analyze them much more deeply.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Политика и экономика Евраз ии

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 154. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):154.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 342

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_154

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

КОЛСАРИЕВА Назира Шаршенбековна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Ошского государственного университета

723500, г. Ош, ул. Ленина, д. 331, Кыргызская Республика

Аннотация: Данная статья посвящена функциям современной политической системы. Она содержит материалы из различных источников, а также результаты исследований автора. В статье дается подробный анализ некоторых функций современной политической системы. Автор не ограничивается лишь одной классификацией функций, а использует несколько классификаций, что дает возможность сравнить их. Подобный подход позволил намного глубже изучить функции современной политической системы и проанализировать их.

Ключевые слова: государство, политическая система, функции, политические нормы, политическое руководство, политика, политическая стабильность

Для цитирования: Колсариева Н.Ш. Функции современной политической системы // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С.154. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_154

Policy and Economy of Еurasia

Original article

FUNCTIONS OF MODERN POLITICAL SYSTEM KOLSARIEVA Nazira Sharshenbekovna

Candidate of Law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law of Law Faculty of Osh State University 723500, Osh, Lenina st., 331, Kyrgyz Republic

Abstract: This article is devoted to the functions of the modern political system. It contains materials from various sources, as well as the results of the author's research. The article gives a detailed analysis of some functions of the modern political system. The author does not limit to only the classification of functions, but used several categorizations, which provided an opportunity to compare them. Such approach to the study of the functions of the modern political system allowed to research and analyze them much more deeply.

Keywords: state, political system, functions, political norms, political leadership, politics, political stability For citation: Kolsarieva N.Sh. Functions of Modern Political System = Eurasian advocacy. 2024;4(69):154. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_154

Для детального изучения политической системы необходимо разобраться с понятием «политика», которое составляет основу термина «политическая система». Объектом данного исследования является сама политическая система, изучаемая с учетом постоянного развития и изменения. Предмет исследования составили выполняемые ею функции.

При проведении исследования функций политической системы нами использованы такие методы познания, как сравнительный, логический и исторический. Актуальность исследуемой темы обусловлена спецификой существования

и функционирования политических систем современных государств, что дает возможность, во-первых, изучить функции современных политических систем различных государств, во-вторых, их сравнить. Ибо не во всех источниках их рассматривают в таком ракурсе.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что авторы не ограничились изучением одной классификации функций политической системы.

Общеизвестно, что «политика» - греческое слово, означающее в буквальном смысле «грязное дело». Участники не брезгуют пользоваться раз-

© Колсариева Н.Ш., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

личными, порой грязными, методами; этим объясняется пренебрежительное отношение к ней. Но, несмотря на такой смысл, политика играет огромную роль в жизни каждого гражданина. Официальное ее определение следующее: «Политика - деятельность государственной власти, партии или общественных групп в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы» [1]. Политика функционирует совместно с экономикой, культурой, правом и другими сферами. Невозможно ее одиночное и отдельное существование и функционирование. Для полного понимания функционирования политической системы проследим и выявим принципы ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни. Например, Д. Истон определил два вида связи - вход и выход. Такое взаимодействие политической системы выполняет еще и дополнительные функции в соответствии со своим назначением. Функции эти имеют форму, реагирующую на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды. Политическая система выполняет определенные функции для выявления и разрешения противоречий, как внутренних, так и внешних. Посредством этого она решает такие задачи:

1) властно-политические, коррелирующие общественные интересы;

2) выражение и определение интересов как индивидов, так и общества;

3) социально-приобретенные, направленные на включение людей в целенаправленную деятельность.

В соответствии с этими задачами политическая система выполняет следующие функции:

1) определение целей и задач общества;

2) привлечение общественных ресурсов для достижения целей;

3) объединение элементов общества вокруг социальных и политических целей;

4) руководство политическими процессами;

5) распределение общественных ценностей;

6) контроль исполнения законов и превенция нарушений политических норм.

Следовательно, политическая система — это сложная система открытого типа, обладающая некоторыми особенностями, такими как регулирующая, реализующая и другие [2].

Кроме указанных выше функций политическая система современного государства выполняет и другие, такие как:

1) определение интересов всех слоев населения, а также социальных групп;

2) конкретизация целей развития общества;

3) объединение различных социальных групп и их активизация;

4) разработка и предложение политических идей, формирование политической идеологии и общественного мнения;

5) борьба за власть и участие в ее осуществлении;

6) участие в разработке нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;

7) контроль за исполнением законов не только со стороны населения, но и государства.

Полагаясь на указанные функции, можно прийти к выводу, что политическая система функционирует, охватывая все сферы общественной жизни. Об этом можно говорить, изучив структуру политической системы.

Вообще сама политическая система формируется либо создается именно для выполнения соответствующих функций в целях контроля и регулирования политической жизни общества. Кроме этого, цель ее формирования или создания заключается в определении целей, задач и направлений общественного развития не только в политической сфере, но и во всех сферах общественной жизни. Ну, а основной задачей и, соответственно, функцией является контроль за решением этих задач, а также за их соблюдением и исполнением. В зависимости от целей и задач, поставленных перед политической системой общества, формируются выполняемые им функции. К ним часто относят следующие:

1) равномерное и справедливое распределение материальных и духовных ценностей;

2) контроль за недопущением противоречий интересов государства и населения, а также социальных групп;

3) формирование и развитие политического сознания населения;

4) контроль за стабильностью политического и государственного строя;

5) контроль за исполнением правовых и политических норм;

6) разработка концепций и программ общественного и политического развития;

7) поиск средств для решения поставленных задач и достижения целей;

8) объединение всех элементов политической системы для интеграции политических ценностей и политической культуры.

Следовательно, политическая система общества представляет собой целостную систему, отличающуюся от других систем самоорганизованностью и саморегуляцией, что придает ей официальный характер политической организа-

ции или же организации политической власти. В силу этих специфических черт политическая система обладает некими возможностями, такими как экстракционная, регулирующая, дистрибутивная, реагирующая и т. д. [3]. Для полного раскрытия этих возможностей рассмотрим каждую из них по отдельности. Что касается первой, то она направлена на извлечение из общества ресурсов, как человеческих, так и материальных. Это означает привлечение людей в политику в различных качествах, начиная от избирателя до политических деятелей, ибо политическая система существует именно за счет ресурсов, предоставляемых обществом. А вот следующая возможность, так называемая регулирующая, обеспечивает управление и регулирование поведения и деятельности как индивидов, так и социальных слоев, политических группировок, а также политических институтов.

Кроме этого, она обеспечивает возможность влияния на гражданское общество, основной элемент политической системы. И все это обеспечивается посредством традиций, мнения общественности и других социокультурных ценностей. Не исключена и возможность применения принудительных мер обеспечения. Что касается дистрибутивной возможности, то она способна переопределять произведенный продукт, предоставляя тем самым возможность населению получать определенные социальные блага от государства, и не только получать, но и планировать их. А вот посредством реагирующей возможности политическая система реагирует на воздействия извне, под которыми подразумеваются требования населения и индивидов [4].

Таким образом, вышерассмотренные возможности политической системы формируют основу успешного ее функционирования. Именно они создают те условия, посредством которых политическая система формирует и решает задачи, поставленные перед ней. А решение задач - это и есть выполнение соответствующих функций. Следовательно, и задачи, и возможности политической системы играют важную роль в ее функционировании и выполнении определенных функций. В силу этого мы считаем, что целесообразно рассмотреть указанные ранее нами функции, выполняемые политической системой. Следует отметить, что, несмотря на то, что в различных государствах основные функции почти одинаковые, мы указали несколько категорий функций политической системы с учётом специфики этих государств. Но для полного понимания мы рассмотрим лишь наиболее общие из них.

К примеру, начнем с равномерного и справедливого распределения материальных и духовных ценностей. Что касается данной функции, то она выполняется политической системой во всех государствах, ибо в любом государстве блага должны распределяться равномерно и по справедливости. Следовательно, данная функция выполняется для установления баланса при распределении общественных ценностей. А вот следующая функция -контроль за недопущением конфликтов интересов государства и населения - является наиболее сложной, ибо установить и сохранить баланс интересов государства и населения - задача трудно-решаемая, так как любое государство считает себя гегемоном в расстановке приоритетов и не всегда отдает приоритет интересам населения. Поэтому не допустить конфликта интересов очень сложно. Если рассуждать по справедливости, то эта функция почти не выполняемая, и очень редко встречаются политические системы, способные ее выполнить. В силу этого во многих государствах часто прослеживаются конфликты между государственной властью и населением. Насколько выполнима данная функция, зависит от руководителя государства и его политической дальновидности.

Функция формирования и развития политического сознания населения не уступает по своей значимости предыдущей, так как формировать и поднять уровень политического сознания населения - одна из сложных и требующих времени задач. И в любом случае мы уверены, что она реализуется не до конца в силу того, что невозможно физически и практически поднять уровень политического сознания всего населения. Если в некоторых государствах уровень политического сознания высок или относительно высок, это не говорит о том, что все население данного государства политически сознательно и грамотно. Уровень политического сознания оценивается относительно всего населения, то есть такая оценка дается уровню политического сознания большинства. Соответственно, выполнение данной функции зависит от того, насколько будет высок уровень сознания населения в количественном или же в процентном соотношении. Еще одна функция, относящаяся к так называемым сложным, - это функция контроля за стабильностью политического и государственного строя. Сложность ее выполнения подтверждает само название. Самая сложная задача - это обеспечение в стране стабильности, как политической, так и государственной. В принципе, эту функцию можно отнести не только к функциям политической системы, но и к функци-

ям государства. Ибо без помощи государства политическая система не в силах ее выполнять. Для обеспечения стабильности необходимы не только человеческие, духовные, материальные ресурсы, порой приходится прибегать и к силовым ресурсам. В связи с этим данная функция представляет сложность не только по своей природе, но и по выполнению. Но какой бы сложной она ни была, ее следует выполнять.

Следующая функция - контроль за исполнением правовых и политических норм - означает надзор за исполнением общепринятых политических норм. Конечно, на первый взгляд, задача не из сложных: осуществить контроль, но на деле ее усугубляют последствия контроля или надзора. Иначе говоря, данная функция должна выполняться в два этапа. Первый - осуществление контроля, а второй - принятие мер относительно нарушителей политических норм. Сложность данной функции в том, что не всегда удается принять справедливое решение по отношению к нарушителю политических норм, особенно если им оказывается само государство.

Наиболее выполнимой считается функция разработки концепций и программ общественного и политического развития. Она по своей природе относится к теоретическим и идеологическим, так как здесь речь идет о теоретической части функциональных обязанностей политической системы. Ее особенность заключается в том, что очень важно правильно и грамотно разработать концепцию и программу стратегического развития. От правильно выбранной стратегии зависит эффективность функционирования политической системы. Поэтому данная функция в теоретическом плане по своей значимости не уступает рассмотренным ранее.

Следующая функция касается поиска средств для решения поставленных задач и достижения целей. Здесь речь о материальной стороне функционирования политической системы. На сегодняшний день многие государства располагают достаточными ресурсами, необходимыми для финансирования деятельности политической системы. В связи с этим данная функция во многих государствах выполняется немного легче, чем другие функции политической системы. Руководством современных государств на первый план выдвигается стабильность в стране, что облегчает выполнение рассматриваемой нами функции. Насколько ценна и важна для руководителя политическая стабильность в государстве, настолько она и будет оценена в материальном или в денежном отношении. Конечно, в данной ситуации нельзя прини-

жать роль человеческих ресурсов. Именно они решают, настолько правильно и финансово грамотно будут использованы материальные ресурсы.

Одной из наиболее важных также является функция объединения всех элементов политической системы для интеграции политических ценностей и политической культуры. Самым сложным в деятельности и функционировании политической системы, на наш взгляд, является интегрирование всех ее элементов. Задача объединения чего-либо или кого-либо всегда представляла собой большую проблему, ибо у объединяемых разный статус, положение, ценность и так далее. Объединение и приведение в единую систему различных элементов - задача не из простых, но решаемых. В данном случае большую роль играют политическая культура и политические ценности. Они являются решающими факторами при выполнении данной функции. Особую роль играет политическая культура, которая способствует решению проблемы в рамках компромисса.

Кроме изученных выше функций политической системы можно отметить и функцию адаптации, подразумевающую процесс отбора и подготовки политического персонала для выполнения соответствующих политических ролей, а также политическую социализацию, то есть адаптацию индивидов к политической среде [5].

Резюмируя проведенное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Современная политическая наука проводит исследование функций политической системы посредством моделирования, которое позволяет разделить их на обеспечивающие ее жизнедеятельность (в науке их еще называют функциями входа) и способствующие адаптации индивидов к политической среде (иначе называются функциями выхода).

2. Функции политической системы формируются из задач, стоящих перед ней, позволяющих определить ее цели.

3. Решение поставленных задач осуществляется политическими лидерами и руководством, политическая система обязана решать не только задачи, поставленные перед обществом, но выражающие интересы населения.

4. Политическая система интегрирует политические, культурные и другие ценности, создавая посредством политической культуры и деятельности политических институтов новые более благоприятные условия для дальнейшего функционирования политической системы общества.

5. Любая политическая система функционирует за счет информации как внутреннего, так и

внешнего характера, что позволяет ей своевременно реагировать на политические процессы, происходящие в стране.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что нами, во-первых, предприняты некоторые попытки определения спектра задач, подлежащих решению политической системой; во-вторых, конкретизированы функции, то есть направления деятельности политической системы, вытекающие из соответствующих задач. Результаты можно применять в ходе исследований как сравнительного, так и познавательного плана.

Таким образом, политическая система, обладающая специфическими свойствами и признаками, отличающаяся от других систем, имеет широкий спектр задач и функций и отвечает за политическую стабильность в обществе.

Изучив мнения и предложения ученых-политологов, правоведов и лиц, сведущих в политике, мы пришли к выводу, что определенных, однозначных и окончательных функций политической системы нет. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что, во-первых, каждое государство располагает собственной политической системой в зависимости от своей специфики; во-вторых, каждое государство имеет свои специфические особенности, в связи с чем формируются и функционируют политические системы; в-третьих, функции политической системы напрямую зависимы от задач, выполняемых ею; в-четвертых, и государство, и политическая система - постоянно развивающиеся, динамичные явления.

Список источников

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд., испр. и доп. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1960. С. 544.

2. Истон Д. Новая революция в политической науке / перев. с англ. Т. Землякова // Judgment Journal. 2015. Vol. I. № 1. C. 1-11.

3. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie.

4. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. С. 132.

5. Зосименко И.А. Функции политической системы: субъектно-деятельностный аспект [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide.

References

1. Ozhegov S.I. Slovar" russkogo yazy"ka. 4-e izd., ispr. i dop. M.: Gosudarstvennoe izdatel"stvo inostranny"x i nadonal"ny"x slovarej. 1960. S. 544.

2. Iston D. Novaya revolyuciya v politicheskoj nauke / perev. s angl. T. Zemlyakova // Judgment Journal. 2015. Vol. I. № 1. C. 1-11.

3. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie.

4. Kamenskaya G.V., Rodionov A.N. Politicheskie sistemy" sovremennosti. M., 1994. S. 132.

5. Zosimenko I.A. Funkcii politicheskoj sistemy": sub""ektno-deyatel"nostny"j aspekt [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article.

Статья поступила в редакцию 02.08.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 08.08.2024.

The article was submitted 02.08.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 08.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.