Научная статья на тему 'Функции профессиональной социализации'

Функции профессиональной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
848
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ ОЖИДАНИЯ / SOCIAL AND PERSONAL EXPECTATIONS / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / MODEL OF A SPECIALIST / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / АКТУАЛЬНОСТЬ / RELEVANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаталова Н.И., Жеманов Я.Н.

В статье анализируются функции профессиональной социализации — специфика их реализации, взаимозависимость, противоречия. Авторы дают определение профессиональной социализации, впервые рассматривают реализацию личностных и социальных ожиданий в качестве полноценных функций данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization functions

This article analyzes the functions of professional socialization, its realization specificity, interdependency, contradiction. The authors give a term of professional socialization; consider realization of personal and social expectations as full-value functions of the process.

Текст научной работы на тему «Функции профессиональной социализации»

Н. И. Шаталова, доктор социол. наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом и социологии,

Уральский государственный университет путей сообщения,

г. Екатеринбург, Россия,

NShatalova@usurt.ru

Я. Н. Жеманов, аспирант,

кафедра управления персоналом и социология,

Уральский государственный университет путей

сообщения,

г. Екатеринбург, Россия

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Экономическое и социальное благополучие государства во многом зависит от профессионализма каждого индивида, ведущего трудовую деятельность. Именно поэтому особую актуальность для общества и науки приобретает изучение процесса профессиональной социализации. Для российской экономики, находящейся на стадии модернизации, данный вопрос имеет особое значение.

В своих общих чертах профессиональная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом профессионального опыта и его последующей реализации*. В свою очередь, успешность профессиональной социализации во многом зависит от степени реализованности функций данного процесса.

Последовательность реализации функций профессиональной социализации определяется как основными задачами профессионального становления личности, так и алгоритмом подготовки специалиста. Прежде всего, общество и производство формулируют детально проработанный социальный заказ на то, какими именно компетенция-

Общество реализует свои ожидания посредством «взращивания» соответствующего типа личности.

С другой стороны, личность также рассматривает профессиональное развитие в качестве способа самореализации и достижения поставленных им жизненных целей. Таким образом, реализуя функции профессиональной социализации, общество способствует решению общественных и производственных задач, а индивид — личностной самореализации.

Важно отметить, что функции профессиональной социализации будут определяться и рассматриваться авторами в контексте ранее разработанных концепций универсальных функций системы. Данная необходимость продиктована тем, что и социализирующийся индивид, и условия, в которых он получает профессиональный опыт, с одной стороны, являются системами сами по себе, с другой — являются элементами одной большой социальной системы. Таким образом, функции профессиональной социализации, в определенной степени, могут рассматриваться нами как функции системы профессиональной социализации.

Наиболее фундаментальная концепция системных функций была разработана

ми должен обладать специалист, после чего создают условия для его выполнения.

Т. Парсонсом, выделившим следующие функции системы: адаптивная, функция

* Ниже, основываясь на результатах анализа функций профессиональной социализации, мы дадим более глубокое и обстоятельное определение данному процессу.

достижения цели, интегративная и функция поддержания латентной модели. Адаптированный индивид, отмечает Т. Парсонс, способен сохранить и развивать культуру, которая, в свою очередь, является условием для поддержания производства на соответствующем уровне. Интеграция позволяет своевременно скорректировать систему согласно изменениям, которые произошли в среде, где :

она находится. В свою очередь, достижение системой поставленных целей может быть возможным при реализации таких латентных механизмов, как, например, контроль, вознаграждение, ценообразование1. Анализ функций системы, выделенных Т. Парсон-сом, выводит нас к проблеме роли общественного и личностного ожиданий в процессе профессиональной социализации.

Подготовка специалиста представляет собой многоуровневый процесс, который включает

как адаптацию индивида к производственным условиям, так и его последующую интеграцию в производство.

ем, которое позволяет человеку адаптироваться к окружающей его социокультурной среде. Индивид пытается соответствовать ожиданиям общества, которые не являются статичными, и также меняются (с различной скоростью) по мере развития общества и производства. Иными словами, общество реализует свои ожидания посредством «взращивания» соответствующего = типа личности. Профессиональная социализация также предполагает реализацию ожиданий посредством подготовки требуемого типа специалиста. Подготовка специалиста представляет собой многоуровневый процесс, который включает как адаптацию индивида к производственным условиям, так и его последующую интеграцию в производство.

Учитывая тот факт, что профессио-

Так, социальное ожидание является услови- нально развивающийся индивид и обще-

Таблица 1

Функции профессиональной социализации молодого специалиста

Функции Операционные задачи, решение которых способствует реализации функции

Реализация социального ожидания Определить профессиональные компетенции и личностные качества, которые общество ожидает увидеть в специалисте

Создать условия, при которых ожидания общества, его требования к специалисту будут максимально реализованы

Социальное моделирование специалиста Создать условия для успешного формирования у специалиста соответствующих знаний, умений и навыков

Выработать у специалиста определенный стиль профессионального поведения

Приобщить индивида к системе ценностей, существующей в выбранной им профессии

Реализация личностного ожидания Создать условия, при которых ожидания социализируемого индивида будут максимально реализованы в рамках определенной социальной среды

Личностное (профессиональное) самомоделирование Создать условия и проконтролировать, чтобы индивид выбрал правильные (соответствующие способностям и желаниям) ориентиры самореализации

Создать условия для творческой реализации молодого специалиста, систематического повышения его квалификации

Интеграция в профессионально-трудовой социум Устранение возможных (психологических, производственных и др.) интегративных барьеров

При возможности оказывать материальную, психологическую, консультативную поддержку молодому специалисту

Создать необходимые производственные условия для эффективной трудовой деятельности индивида

Обеспечение материальной и социальной безопасности индивида Создать условия, при которых угроза материальным благам индивида будет сведена к нулю. Во многом это предполагает повышение в обществе правовой культуры

Создать условия, при которых индивид будет не только ощущать себя защищенным от криминала, но также и иметь уверенность в завтрашнем дне, верить в стабильность и надежность того общества, где он находится

ство, к которому он принадлежит, имеют свои цели и ожидания, мы можем выделить следующие функции профессиональной социализации:

— функция реали- -зации социальных ожи даний;

— социальное моде лирование специалиста;

— функция реали зации личностных ожи даний;

— личностное про фессионального само моделирование;

— функция интеграции в профессионально-трудовой социум;

— функция обеспечения материальной и социальной безопасности личности.

Реализация обозначенных функций соответствует достижению как общественных целей (утверждение и реализация социального заказа), так и индивидуальных (самореализация, самоутверждение, раскрытие потенциала) и предполагает выполнение обществом ряда задач (см. табл. 1).

Определение социального ожидания, прежде всего, предполагает наличие определенного эталона, посредством которого общество указывает ориентиры профессионализации. В определенной степени, ряд требований к молодому специалисту не меняется с течением времени: общество ожидает от молодого специалиста высокого профессионализма, ответственности, высокой культуры труда и т. д. С другой стороны, по мере социального и технического прогресса, социальные ожидания могут варьировать исходя из требований, которые являются актуальными для данного этапа развития общества, производства, технологий. Важно отметить, что общество создает лишь условия для подготовки высококвалифицированного специалиста. Непосредственно общественное ожидание реализуется лишь самим социализирующимся индивидом: человек сам получает знания и навыки, начинает соответствовать профессиональным компетенциям и, тем самым, свидетельствует о реализации связанного с ним общественного ожидания.

Таким образом, ожидания, которые общество связывает с будущим специалистом,

В определенной степени, ряд требований к молодому специалисту не меняется с течением времени: общество ожидает от молодого специалиста высокого профессионализма, ответственности, высокой культуры труда и т. д.

не должны определяться лишь сегодняшними потребностями производства, в их основу должны быть заложены и те требования, которые наука и общественный прогресс - могут предъявить в будущем.

В этом смысле социальное моделирование выступает в качестве завершающего этапа выполнения функции реализации общественного ожидания — ее естественного продолжения.

Исходя из этого, социальное моделирование понимается нами как процесс актуализации подготовки специалиста, согласно утвержденным компетенциям, соответствующим ожиданиям общества и производства. Формирование качеств специалиста буквально предполагает воплощение определенного образца специалиста — представителя профессии, наделенного соответствующими качествами, принятыми профессиональным сообществом. В качестве примера мы можем привести некоторые профессиональные компетенции, указанные в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Социология»:

— способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

— умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

— способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6)2.

Указанные компетенции являются элементами профессионального уровня модели специалиста (профессиограммы). В целях обеспечения востребованности специалиста все компетенции должны формироваться исходя из потребностей производства как

в самом специалисте, так и в его конкретных профессиональных качествах. Все это делает модель специалиста актуальной.

Следует отметить, что эффективность и успешность реализации функции социального моделирования также предполагают ориентирование социализируемого индивида на конкретный пример — как правило, человека, являющегося либо выдающимся представителем данной профессии, либо символом (нередко надуманным) самоотверженного труда. Подобный эталон призван повысить уровень мотивированности индивида, стать визуальным воплощением высокого профессионализма. В социалистическом мире использование «конкретного примера» приводило как к положительным, так и к отрицательным результатам. К числу последних можно отнести «подвиг» А. Г. Стаханова, ставшего причиной необоснованного повышения производственных норм, и как результат, фальсификации результатов труда (приписок).

В процессе реализации функции социального моделирования индивид также усваивает ценности, «неписанные законы» и ритуалы, которые, относясь к разряду неофициальных и юридически незакрепленных, тем не менее, являются неотъемлемой частью той или иной профессии. Можно отметить, что система понятий и миропонимание, принятые в профессии, выступают в качестве необходимых условий для взаимопонимания и эффективного взаимодействия специалистов одной профессиональной общности3. Подобно специализированным знаниям, данные «законы» и традиции также являются элементами профессионального уровня модели специалиста. Их отсутствие делает модель неполноценной. Изучение профессиональных традиций и ритуалов осложняется тем, что данные явления одновременно могут выступать как в качестве элементов модели профессионала, так и в качестве условий, в которых данная модель развивается.

Для общества модель, которую ожидает получить производство, выглядит однородно — «современный специалист высокого уровня». Общество интерпретирует высокий профессионализм (в основе которого лежит целый ряд разнородных компетенций) как один из составных элементов той модели, которую оно создает в качестве цели социализации. В этом смысле профессионализм является лишь одним из требований к личности. Общество заинтересовано в том, чтобы помимо профессиональных, индивид обладал и широким спектром общечеловеческих качеств. В идеале модель, получаемая в процессе профессиональной социализации, должна соответствовать ожиданиям как общества, так и производства. Однако нередко мы можем констатировать определенные противоречия, которые имеют скорее неофициальный характер: производство может мало интересовать важные для общества нравственные качества индивида. Предприятию, прежде всего, важен практический профессионализм, качества, необходимые производству. В ряде случаев высоконравственные качества специалиста, как, например, неприятие обмана, законопослушность и др. могут идти вразрез с интересами и целями конкретной организации, где работает человек.

Понимание модели специалиста как совокупности профессионально значимых качеств и компетенций определяет два возможных способа совершенствования (развития) молодого специалиста — прямой и опосредованный. В первом случае речь идет о повышении мастерства молодого специалиста, вызванного модернизацией производства (внедрение нового оборудования и т. д.), развитием технологий, изменением конъюнктуры рынка и т. д.

Важно отметить, что социальное моделирование профессионала в процессе социализации предполагает активную позицию самого индивида. Это обусловлено, прежде всего, тем, что полученные знания должны быть крити-

Предприятию, прежде всего, важен практический профессионализм, качества, необходимые производству. В ряде случаев высоконравственные качества специалиста, как, например, неприятие обмана, законопослушность и др. могут идти вразрез с интересами и целями конкретной организации, где работает человек.

чески осмыслены и эффективно использоваться в дальнейшей трудовой деятельности.

Долгосрочный вариант развития модели специалиста предполагает воздействие на систему производственных ценностей — иными словами, изменение образца, а, следовательно, и модели специалиста. Это опосредованный вариант развития. Общество и/или профессиональная общность требуют нового качества и предлагают молодому специалисту соответствовать нововведениям. Так, добавляя в модель специалиста такое качество, как знание ПК, следующим шагом является требование к системе образования. Следует признать, что долгосрочный вариант развития является более трудоемким, чем краткосрочный. Во многом это объясняется тем, что такие качества молодого специалиста, как производственная ответственность, высокая культура труда, следует прививать еще со «школьной скамьи». Указанные качества, на наш взгляд, являются основополагающими, так как именно от них во многом зависит качество продукта деятельности человека.

Реализация функции социального моделирования специалиста — важнейшее условие существования современного общества. Подобное заключение исходит из того, что социальный опыт (и его рефлексия) является средством общественной организации, самосохранения и социокультурного воспроизводства общества4. Посредством социального моделирования реализуется передача профессионального опыта от одного поколения специалистов другому. Эта связь еще раз демонстрирует зависимость благополучия общества от качества образования и уровня производственной культуры. Таким образом, мы видим, что функция реализации общественного ожидания и функция социального моделирования имеют своим предназначением не только подготовку высококвалифицированно-го специалиста, но также и развитие профессио- =

нальной общности, сохранение ее специфики, ментальности, традиций.

Говоря о создании условий для реализации функции личностного ожидания,

Долгосрочный вариант развития модели специалиста предполагает воздействие на систему производственных ценностей -иными словами, изменение образца, а, следовательно, и модели специалиста.

мы, прежде всего, имеем в виду развитие у индивида способности объективно анализировать свои способности, трудовой потенциал, а также возможности и специфику окружающей социальной среды и производственных условий. Имея четкое объективное представление об условиях предстоящей профессиональной социализации (обучение в заведении профессионального образовании), индивид может решить, следует ли ему идти по данному пути или нет.

Личностное ожидание индивида должно дополнять и развиваться в рамках более широкой системы социальных ожиданий: задачи, которые ставит перед собой социализируемый индивид, в конечном счете, должны служить и тем стратегическим целям, к которым стремится профессиональная общность и общество в целом. Всякое взаимодействие, подчеркивает Т. Парсонс, основывается на взаимодополнительности ожиданий5. Можно сказать, что одним из условий успешной реализации профессиональной социализации является ситуация, когда: а) индивид стремится соответствовать ожиданиям профессиональной общности и общества; б) личностные ожидания индивида не противоречат общественным ожиданиям.

Важно отметить, что личностные ожидания социализируемого индивида также могут быть квалифицированы следующим образом:

— ожидания, связанные непосредственно с тем профессиональным опытом, который приобретает человек. Индивид может планировать то, каким образом будут реализовываться полученные им умения и навыки. В качестве объекта могут выступать содержание образовательного курса или производственной практики, актуальность получаемой информации, глубина получаемых знаний и т. д.;

— ожидания, объектом которых являются образовательные или производственные условия, в которых происходит усвоение данного опыта. Если индивид удовлетворен качеством получаемых знаний, то несоответствие ожиданий отно-

сительно окружающей образовательной или производственной среды не окажет какого-либо серьезного деструктивного воздействия на процесс профессиональной социализации: индивид концентрируется лишь на самом процессе обучения, не обращая серьезного внимания, допустим, на устаревшее оборудование, отсутствие ремонта, дефицит учебной литературы и т. д.

Несовершенство условий образовательной среды, безусловно, понижает качество получаемых знаний, однако если в «отсталой» среде сохраняется высокая культура научного и педагогического труда, чтятся традиции и история вуза, то в этом случае система профессионального образования способна не только сохранить имеющееся качество знаний, но и улучшить его. Например, система высшего медицинского образования такого бедного и отсталого государства, как Куба, давно зарекомендовала себя одной из самых эффективных.

В своих общих чертах функция личностного самомоделирования может предполагать самореализацию индивида, достижение поставленной цели, воплощение задуманных проектов, иными словами, стремление стать тем, кого в западном мире называют «self-made man» («человек, сделавший себя сам»). Получает свое дальнейшее развитие индивидуальное начало человека, его врожденные качества и способности проявляются в ходе трудовой деятельности, предавая ей специфическую неповторимость.

Наиболее ярко профессиональная индивидуальность проявляется в творческом труде, где человек способен проявить свою субъективность. Создание условий для творческой реализации личности является ключевым условием в процессе личностного самомоделирования. Именно творческие люди, являясь в количественном отношении абсолютным меньшинством, выступают в качестве двигателя прогресса, как культурного, так и общественного.

Таким образом, если функция социального моделирования реализуется соглас-

но строго заданному образцу (требования к компетенциям, социальный заказ), то личностное самомоделирование, прежде всего, направлено на реализацию субъективных стремлений индивида, раскрытие индивидуальных способностей личности. По большому счету, функции социального и личностного моделирования указывают нам на парадоксальный характер профессиональной социализации. С одной стороны, индивид должен соответствовать общим требованиям — быть профессионалом высокого уровня, как и его коллеги, выполнять работу, соответствующую требованиям производства. С другой стороны, профессиональная социализация позволяет индивиду проявить в работе свою индивидуальность и творческое начало.

В ряде случаев между общественным и личностным ожиданиями могут возникать определенные противоречия, вызванные, например, тем, что вопреки социальным ожиданиям немалый процент востребованных производством специалистов, ожидая получить высокооплачиваемую работу, трудоустраиваются не по специальности. Отчасти индивид оправдывает связанные с ним общественные ожидания. Он успешно поступает в вуз, становится квалифицированным специалистом, однако в дальнейшем предпочитает работать не по специальности. Нередко обозначенные нами противоречия возникают еще на начальных этапах обучения или производственной деятельности: в основном они возникают в результате несоответствия между действительными требованиями (к работнику или студенту) и тем, что ожидал получить индивид, официально принявший статус работника или студента.

Успешность реализации функции интеграции специалиста в профессионально-трудовой социум определяется рядом факторов. Прежде всего, речь идет о возможности государства предоставить индивиду работу, соответствующую полученному им образованию. Немаловажное значение в данном случае имеет та (материальная,

Личностное ожидание индивида должно дополнять и развиваться в рамках более широкой системы социальных ожиданий: задачи, которые ставит перед собой социализируемый индивид, в конечном счете, должны служить и тем стратегическим целям, к которым стремится профессиональная общность и общество в целом.

консультативная, психологическая) помощь, которую государство или конкретные организации оказывают начинающему работнику. Однако нередко успех профессиональной интеграции может зависеть от частных случаев (плохой коллектив, сложный характер, удаленное расположение предприятия и т. д.). В этом смысле мы можем сказать, что интеграция специалиста в равной мере является задачей как для государства и конкретной организации, так и для самого профессионала.

Реализация функции обеспечения материальной и социальной безопасности индивида создает работнику атмосферу психологического комфорта, что, в конечном счете, сказывается как на его мотивации, так и на производительности. Можно отметить, что во многом индивид сам стремится создать условия, в которых он будет чувствовать себя максимально безопасно. Как отмечает А. Маслоу стремление индивида устроиться на работу уже является желанием быть в безопасно-сти6. В более широком смысле это означает, что индивид рассматривает свое профессиональное становление как один из способов защиты: специальность, стабильный доход — все это дает индивиду уверенность в завтрашнем дне.

Обозначенные нами функции профессиональной социализации являются зависимыми друг от друга. Так, взаимозависимость функций социального моделирования и личностного самомоделирования проявляется в том, что реализация одной из них автоматически выступает в качестве условия для реализации второй. С одной стороны, творческая реализация требует получения индивидом соответствующих знаний и навыков (пустая голова думать не умеет), с другой — реализация индивида в профессии означает обогащение профессионального опыта, который, уже в новом качестве, передается следующему поколению специалистов. Моделирование, как общественное, так и личностное, выступает в качестве условия для

Несовершенство условий образовательной среды, безусловно, понижает качество получаемых знаний, однако если в «отсталой» среде сохраняется высокая культура научного и педагогического труда, чтятся традиции и история ВУЗа, то в этом случае, система профессионального образования способна не только сохранить имеющееся качество знаний, но и улучшить его.

реализации ожиданий (общественных и личностных соответственно). В случае с социальным моделированием объект ожидания всегда соответствует образцу, взятому в ка-= честве эталона для подготовки специалиста. В свою очередь, посредством личностного самомоделирования индивид реализует свои ожидания («делает себя сам»).

Итак, мы видим, что функции профессиональной социализации во многом определяются самим алгоритмом данного процесса: индивид и общество связывают — друг с другом определенные ожидания, после чего начинается процесс их реализации, который по всем своим признакам соответствует моделированию.

Все вышесказанное позволяет нам определить профессиональную социализацию как процесс взаимодействия индивида с профессиональной средой, призванный наделить индивида специальным знанием и опытом, и ориентируемый на реализацию общественного и личностного ожиданий, объекты которых, дополняя друг друга, создают условия для успешного развития общества и специалиста. -'jf

1. Парсонс Т О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. C. 606-608.

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки: социология. Новосибирск, 2011. С. 10-11.

3. См.: Шмакова О. В. Профессиональная социализация будущего специалиста//Философия образования, 2009. № 3. C. 124.

4. См.: Флиер А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства общества// Общественные науки и современность. М., 2002. № 1. С. 170.

5. Парсонс Т О социальных системах. М. 2002 С. 29.

6. См.: Маслоу А. Мотивация и личность // www. flogiston.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.