Научная статья на тему 'Механизмы профессиональной социализации личности'

Механизмы профессиональной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2512
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОЖИДАНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / PERSONALITY SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / WAITING / IMITATION / COMMUNICATION / SOCIAL ROLES / BEHAVIORS / THEORIES OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаталова Н. И., Жеманов Я. Н.

В статье рассматриваются теории социализации личности, выявляется взаимосвязь общей интеграции индивида в социальную среду и профессиональной социализации. Также выявлено влияние личностных и социальных ожиданий на данный процесс. Знание сущности и механизмов социализации позволяет выстроить практические шаги профессионального становления и развития личности, ее трудовой, профессиональной и жизненной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization mechanisms of personality

This article considers the theories of personality socialization, reveals the interrelations between general integration of individual in social environment and professional socialization. Also the influence of personal and social expects on this process. The knowledge of essence and mechanisms of socialization allows arranging practical steps of professional formation and personality’s development, its labor, professional and life career.

Текст научной работы на тему «Механизмы профессиональной социализации личности»

Н. И. Шаталова, д-р социол. наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и социологии, Я. Н. Жеманов, соискатель, кафедра иностранных языков и межкультурных коммуникаций, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ

Одним из условий развития современного работника является его профессиональная социализация. Под социализацией мы понимаем непрерывный процесс трансформации биологической и социальной природы человека, в ходе которого на основе критически осмысленных, или безусловно принимаемых социальных ожиданий, формируются основные мировоззренческие принципы и социально значимые качества личности. В основе механизмов социализации лежат принципы подражания и ожидания. Дальнейшие наши рассуждения будут направлены не только на показ механизмов, но и на обоснование данного нами определения социализации.

Функциональность процесса профессиональной социализации обеспечивает специальную подготовку индивида, а также воспитание гражданина как члена общества. Основы профессионального становления молодого специалиста начинают формироваться еще на начальных этапах социализации, когда в ходе приобретения социокультурного опыта происходит развитие качеств личности, одинаково необходимых как для общества, так для производства.

Э. Дюркгейм и П. А. Сорокин рассматривают социализацию как процесс взаимовлияния биологического и общественного.

В частности, Э. Дюркгейм подчеркивает, что социализация представляет собой подчинение биологической природы человека общественному началу, сила которого зависит от степени развитости общественной солидарности. Биологическая природа человека находится в противоречии с его социальностью, которую формирует процесс воспитания. Это, по его мнению, обусловливает постоянный внутренний дискомфорт, состояние напряженности и тревоги личности. Обозначенная напряженность снимается только под влиянием общества, которое контролирует биологическую природу человека, сдерживает его страсти, неудержимые желания и другие импульсы. Именно это противоречие обусловливает активность личности, т. е. лежит в основе механизма социализации.

Тезис об отсутствии «естественных» ограничений желаниям или потребностям личности наиболее полно раскрывается в его работе «Суицид», где Э. Дюркгейм подчеркивает корреляцию между вероятностью самоубийства и уровнем социализован-ности личности. Если общество ослабляет контроль, возникает состояние аномии как недостаток веры в ценности или цели общества, утрата нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную и ин-

Социализация представляет собой подчинение биологической природы человека общественному началу, сила которого зависит

от степени развитости общественной солидарности.

дивидуальную жизнь. Это может привести к индивидуальным действиям, не соответствующим определяемым культурой целям. Поэтому необходимы усвоенные личностью социальные ограниче- =

ния. Сила воздействия социального начала, отмечает Э. Дюркгейм, напрямую зависит от степени развитости в обществе органической солидарности. Индивидуальное начало разобщает, а подавление индивидуальных интересов во имя общественных увеличивает органическую солидарность. Дюркгейм подчеркивал важность роли общества в становлении человека, контроле его биологической природы. Общество признает социализированной личность, наделенную умением подавлять индивидуальные интересы и проявления.

П. А. Сорокин также понимал под социализацией процесс воздействия на индивида социокультурных сил, в результате которого на основе биологического формируется надорганическая (социальная) надстройка, представляющая собой совокупность мировоззренческих принципов, религиозных взглядов, политических убеждений и т. д. Социальная надстройка человека реализует регулирующую функцию применительно к биологической природе. Данное регулирование может проявляться и в профессиональной деятельности. Так, профессиональная этика врача предполагает преодоление индивидом брезгливости, страха перед чужими страданиями, смертью и т. д. В свою очередь, биологическая основа человека также может оказывать влияние на развитие социального начала: хорошая генетическая база, способности являются одним из важнейших условий успешности формирования профессионально значимых свойств лич-ности1.

Ж. Г. Тард впервые :

выдвинул идею социального подражания как поведенческого механизма социализации. Он показывает, что социализация может быть вызвана логическими и нелогически-

Если общество ослабляет контроль, возникает состояние

аномии как недостаток веры в ценности или цели общества, утрата нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную и индивидуальную жизнь.

Общество признает социализированной личность, наделенную умением подавлять индивидуальные интересы и проявления.

ми причинами. Под влиянием логических причин индивид принимает некоторые нововведения, так как находит их более полезными или истинными. В свою очередь, нелогические причины заставляют индивида подражать примерам, в логическом смысле худшим, но имеющим преимущество по своему происхождению или по времени возникновения2. Поэтому нелогичное подражание может являться причиной специфической социализации личности девианта, или определяет пассивную социальную позицию индивида.

Нелогичные причины, осложняющие профессионализацию личности, о которых говорит Г. Тард, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние — это способности личности, особенности воспитания, прошлый социальный опыт и т. д. Внешние причины могут включать социально-экономические отношения, материальное и духовное производство, политическую и бытовую сферу, взаимоотношения с людьми.

Специфика и успешность социализации профессионала (как и человека вообще) определяются социокультурными условиями, а также зависят от выбранного примера для подражания. Не случайно так важно, чтобы молодой специалист после окончания учебного заведения попал в среду трудолюбивых, мотивированных и высококвалифицированных коллег.

В качестве примера социального подражания приведем антагонизм «учитель — ученик». Роль учителя в процессе становления профессионала трудно переоценить: «Практика, постоянные исправления, тонкая настройка и наблюдения требуются для достижения отличных результатов в любой профессии. Наставник поможет выстроить практические задания в четкую последовательность»3. На первых порах освоения профессиональных навыков наставник создает благоприятную среду, дает основанные на личном

примере советы, в результате чего человек быстрее овладевает профессией, достигает мастерства и, в конечном счете, испытывает большее удовольствие от работы. Позитивные эмоции, связанные = с успешным овладением профессией, являются дополнительным мотивирующим фактором. Ученик часто превосходит учителя — именно с этим Г. Тард связывает эволюцию4.

Идея социального подражания как механизма социализации прослеживается и в концепции Дж. Мида. Социализация как процесс формирования общественной природы индивида основывается на реакции «обобщенного другого» — иных индивидов, социальных групп и общественных институтов, с которыми данный человек вступает в контакт5. Характер реакции «обобщенного другого» зависит от того, насколько социальное поведение индивида соответствует господствующему на данный момент общественному ожиданию. Общество стремится не только к самосохранению, но и к самосозиданию, развитию. Не случайно историческая память хранит имена тех, кто в наибольшей степени способствовал экономическому, духовному, технико-технологическому процессу.

Таким образом, одним из важнейших механизмов социализации является подра-

Одним из важнейших механизмов социализации является подражание. Для профессионального

становления личности это означает «делай, как я», «следуй образцу». Человек принимает и воспроизводит особенности поведения профессионала.

жание. Для профессионального становления личности это означает «делай, как я», «следуй образцу». Человек принимает и воспроизводит особенности поведения профессионала.

Подражание можно рассмотреть в трех планах:

— п одр ажани е «значимому другому» (Дж. Мид);

— включение в «правила игры» (Д. Рис-мен) [статус профессио-

= нала впоследствии обязывает человека к определенному типу поведения];

— подражание нормам, выработанным профессиональным сообществом.

Обычно подражание направлено на идентификацию себя со значимыми другими или с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик других людей. В результате данного процесса человек социализуется в профессии — усваивает специальные приемы профессиональной деятельности, инструмент, приспособления, технологии и т. п. Кроме того, он осваивается в социуме профессионалов: усваивает нормы поведения, эталоны и ценности, которые приняты в профессиональном сообществе. Общество ждет, что личность, на которую оно затратило определенные средства и силы, будет социально полезной, а ее труд — общественно значимым.

Ситуация социализации рождает еще одно противоречие. С одной стороны, общество создает сдерживающие социальные «рамки», создает примеры для подражания и подчиняет поведение людей своим требованиям. С другой стороны, обществу необходимо развитие, что требует от творческой личности способности преодолеть социальные стереотипы и сделать «по-своему». Основатель «критической» теории социализации Ю. Хабермас указывает на то, что социализация определяет лишь общественную сущность индивида, другой же его «части» свойственна критичность в восприятии социальных норм и системы отношений. Критичность помогает преодолению противоречий и трудностей. Она также является одной из форм проявления нравственного самосознания личности и саморефлексии общества.

Критичность также является механизмом социализации, так как предполагает свободное выражение своего мнения относительно недостатков, существующих в обществе на различных его уровнях, стимулирует обсуждение проблем и противоречий. Она способствует выявлению ошибок, трезвому, отношению общества к самому себе, к каждому его члену. Более того, проявлением индивидуальности можно считать определенную «дистанцию», которую держит человек по отношению к господствующей системе ценностей.

Критичность в процессе профессиональной социализации (освоение профессии) также может носить противоречивый характер. С одной стороны, критика ошибок обучаемого (приступившего к выполнению своих обязанно- -стей) стимулирует работу по их исправлению. С другой — постоянная или неосторожная критика индивида, еще не освоившего в полной мере необходимые профессиональные навыки, ведет к резкому понижению уровня его мотивации. Народная мудрость давно уже подметила вредное влияние неудачного совета как проявление психологической демобилизации — «не говори под руку»6.

Критичность также является механизмом социализации, так как

предполагает свободное выражение своего мнения относительно недостатков, существующих

в обществе на различных его уровнях, стимулирует обсуждение проблем и противоречий.

Н. Смелзер определяет еще один механизм социализации — механизм взаимодействия людей в процессе исполнения ими своих социальных ролей на основе усвоения норм, в т. ч. и профессиональных. Взаимодействие, как заведенные часы, само по себе способно социализовать личность. В качестве основных условий взаимодействия в процессе социализации Н. Смелзер выделяет такие личностные установки, как стремление к конформизму, желание изменить поведение и ожидание7.

Следование социальным нормам, как правило, именуется конформизмом (нередко с выраженным отрицательным значением как приспособленчество, бездумное следование чужому примеру или мнению). На деле конформизм оказывается способом социальной интеграции и является предпосылкой согласия и устойчивости общества. Важно отметить, что конформизм и строгое соблюдение норм и правил также являются механизмом, посредством которого индивид строит свои отношения с обществом. Не случайно наиболее успешно строят карьеру именно люди, внутренне безоговорочно принявшие «правила игры».

Профессиональная социализация личности во многом подчинена факторам, среди которых одним из важнейших являются социальные ожидания. Социальные ожидания реализуются в том, что общество не только «задает» цели, нормы, но и требует их выполнения. Для этого оно создает специальные учреждения для воспитания необходимого на данный момент типа личности. Как пишет Ю. Хабермас, в случае социального ожидания социализация представляет собой поступательное формирование у индивида определенных типов коммуникативного действия. В зависимости от типа действия, индивид воспроизводит ту или иную структуру поведенческого ожидания8. Т. Пар-сонс также выделяет ожидание в качестве одного из элементов взаимодействия личности с другими: социальное поведение индивида должно соответствовать ожиданию, которое есть в обще-

стве9. В ходе основанной на общественном ожидании социализации индивид усваивает соответствующие его возрасту установки, представляющие собой социальные роли10. Действительно, как показывает практика, люди, имеющие высокую мотивацию к профессии, должности, карьере и т. п. более активно осваивают социальную среду, более эффективно устанавливают социальные связи. Усвоенную социальную роль можно назвать результатом ожидания.

Нормативная система общества не является нейтральной по отношению к личности: ожидания общества основываются на оценках того, насколько подготовленный специалист соответствует потребностям развития производства и общества. Оценка соответствия ожидаемого тому, что получилось в результате социализации, также является одним из механизмов социализации. Оценка (положительная или отрицательная) стимулирует процесс, выявляет слабые и сильные места и противоречия, которые, в свою очередь, могут показать направления дальнейшего развития.

Понимая важность данного механизма, мы можем объяснить своего рода «ролевую инфляцию». Сегодня рынок труда фиксирует рост числа специалистов, не обеспеченный ростом реальных потребностей производства в специалистах некоторых профилей. Данное состояние можно назвать социальной стагнацией. Уровень образования членов общества уже не может рассматриваться в качестве фактора его развития, условия инноваций. Образование не воспринимается в качестве аргумента лицами, принимающими решения, в данном случае таковыми являются работодатели. Неэффективность системы образования современной России объясняется тем, что диплом о высшем образовании, который, как правило, определял успешность работника советского времени, сегодня перестал автоматически быть условием профессиональной карьеры. Современный российский вуз скорее — продолжение школы, где молодежь «дозревает» для взрослой жизни, нежели профессионально социали-

Студент, окончивший вуз на «отлично» и «хорошо», существенно завышает уровень

своей стоимости на рынке труда, неадекватно оценивает свои карьерные перспективы, и таких большинство.

зуется. Не случайно в последние годы студентов (вполне взрослых совершеннолетних людей) называют «детьми», в вузах делается акцент на воспитательной работе, все более необходимым становится институт кураторства (кураторы обязаны решать все проблемы «детей», т. е. студентов).

После окончания вуза молодой человек чаще всего по-новому расставляет приоритеты и ищет настоящую профессию и работу, которая могла бы быть источником его доходов на всю жизнь. Не случайно именно в перестроечный период стало обычным получение второго и третьего высшего образования (чего практически не было в советское время). Сегодня общество «не ожидает» профессионала из вуза. Чаще всего в этом обвиняется система образования, и, по-видимому, небезосновательно. Сегодня считается, что оценка за усвоение материала дисциплины говорит о сложившихся компетенциях. Потому студент, окончивший вуз на «отлично» и «хорошо», существенно завышает уровень своей стоимости на рынке труда, неадекватно оценивает свои карьерные перспективы, и таких большинство.

Работодатели сегодня чаще всего констатируют отсутствие не знаний, а личностных компетенций выпускников. Молодые специалисты не умеют ладить с людьми и строить позитивные отношения, считаться с другими, подчиняться, четко выполнять поставленную задачу и брать на себя ответственность и т. д. Иначе говоря, вуз концентрирует внимание только на прочности знаний и развитии научного потенциала, а работодателю нужен специалист, приспособленный к социальному взаимодействию и рынку.

Исследования показывают, что сегодня кадровых менеджеров в первую очередь интересуют следующие компетенции11:

— мотивированность на достижения (68 % работодателей);

— умение эффективно организовать свою деятельность (68 %);

— ориентация на развитие (68 %);

— коммуникабельность (64 %);

— ориентация на клиента (62 %).

Это те компетенции, которые для большинства компаний в первую очередь характеризуют успешного молодого специалисты. Если человек обладает ими, а также необходимым образованием, то такому специалисты рады всегда.

Таким образом, социальное ожидание можно рассматривать в качестве одного из важнейших механизмов профессиональной социализации. Ожидание обществом, необходимого ему профессионала представляет собой обязательное условие социального взаимодействия, благодаря которому индивиды осуществляют поиск способов идентификации. Ожидание может быть взаимным, что, в свою очередь, предполагает наличие не менее двух субъектов. Применительно к профессиональной социализации мы можем говорить о наличии, как минимум, трех субъектов ожидания:

— социализирующийся индивид (ожидание интересной работы, достойного заработка, здоровых условий труда, дружного коллектива понимающих тебя людей и т. п.);

— общество (ожидание того, что индивид усвоил нормы, систему ценностей, требования определенного типа экономического поведения, политической лояльности и др.);

— профессиональная общность, представленная конкретной организацией (ожидание необходимого уровня профессионализма, соответствия нормам, ценностям, менталь-ности и пр.).

Социализирующийся индивид обязательно выступает и в качестве объекта ожидания: здесь возникает самоотношение как система эмоционально-оценочных установок в адрес собственного «я» представителя определенной профессии. Самооценки позволяют удовлетворить профессиональное самолюбие личности, осознавать роль и значение своей профессиональной группы среди других профессиональных групп. Общество, в свою очередь, имеет свою шкалу оценок и ожидает увидеть в человеке профессионально подготовленную, обладающую необходимыми компетенциями, трудолюбивую, законопослушную, социально активную личность; профессиональная общность — квалифицированного и перспективного работника.

Социальные ожидания молодого специалиста формируются в процессе профессиональной социализации и подкрепляются посредством взаимодействия с другими людьми, социальными группами, общественными институтами и т. д. Постепенно складывается определенная «Я-концепция», в которой индивид наделяет себя определенными качествами, смыслами и т. п.

В определенных случаях ожидания могут иметь противоречивый характер, что в свою очередь существенно осложняет процесс социализации. Упомянутое противоречие, вероятно, возникает, как правило, вследствие необъективного представления об объекте ожидания — заниженного или завышенного.

Завышенные ожидания возникают в случае несоответствия реальных возможностей личности (способности, особенностей первичной социализации и социального окружения и т. п.) тому, что она рассчитывает получить. В свою очередь, заниженные ожидания, наоборот, возникают в случае неверия в собственные силы или возможности среды. В любом случае социальные ожидания отражают реальность бытия личности.

Следует отметить, что ожидания (завышенные и заниженные) выступают как основание для развития социальной реальности и самой личности, потому что они образуют определенную систему сравнения — соотношения того, что есть, с тем, что должно быть. Отсюда следует, что результатом (последствием) завышенного или заниженного ожидания является несовпадение субъективно желаемого с социальным действительным: необъективное представление о действительности выступает в качестве причины частичной или полной нереализованности желания социализируемого индивида. Так, например, по причине заниженной оценки своих интеллектуальных способностей, студент может не получить высшего образования и, как результат, не реализовать свое желание стать инженером. Или, наоборот: в случае завышенной оценки своих интеллектуальных возможностей человек поступил и успешно закончил вуз (помогли списывание, шпаргалки, «выпрашивание» положительных оценок и т. п., что сегодня не является редкостью в наших вузах). Специалистом он не стал, полноценно принять участие в производстве он не способен. Нередко такие «инженеры»

или «менеджеры» согласны выполнять любую работу — работают курьерами, кассирами, устраиваются в клининговые компании и т. п.

Таким образом, если ожидание социализируемого индивида является одним из «двигателей» изменения социальной действительности, то степень совпадения желаемого и действительного позволяет исследователю (на основании соответствующей методологии) понять, насколько существенным было данное изменение, т. е. увидеть, насколько данное ожидание было оправданным.

Основанием социального ожидания является нормативно-ролевая система общества: от каждого человека в обществе ожидается определенный тип поведения, обусловленный его социальной ролью. В этом случае взаимодействие является согласованным. Если поведение личности не соответствует требованиям социальной роли, группа (общество) может выразить, в лучшем случае, недоумение. Чаще всего подобное несоответствие вызывает социальные санкции. Каждый из участников взаимодействия должен планировать свои действия в соответствии с социальными ожиданиями.

Социальные ожидания на уровне общества формируются в нормы, и даже законы. Так, Трудовой кодекс РФ регламентирует рабочее время и время отдыха работников, оплату и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и дисциплину труда, правила профессиональной подготовки и охраны труда и т. п. Все это дает законодательные основания для

того, чтобы показать: что общество ожидает от работника и на что вправе рассчитывать в свою очередь любой работник.

Таким образом, все сказанное выше позволяет увидеть, насколько значимым для социализации является феномен ожидания. В ходе социализации индивид не только усваивает соответствующий опыт, но также и получает возможность сформировать свой личный перечень социальных ожиданий. Данные ожидания существуют в социальном бытии априори: социализируемый индивид не придумывает ожидания, он лишь выбирает из уже имеющихся те, которые являются для него наиболее желаемыми. В этом случае социальное ожидание можно рассматривать как следствие возможностей, порожденных обществом. Механизм социализации усложняется. Например, появление в городе нового предприятия делает возможным, с одной стороны, трудоустройство его жителей, с другой — производит загрязнение окружающей среды. Эти перспективы могут породить соответственно ожидание трудоустройства и ожидание ухудшения экологической ситуации. Индивид может принять сразу все вызванные данным явлением ожидания, однако располагаться они будут в иерархической последовательности — от наиболее актуальных к наименее важным.

Таким образом, формирование ожидания как механизма социализации означает его субъективацию, иными словами, личностное принятие и осмысление. Следствием субъективации социального ожидания могут являться определенные возможности личности — главным образом, речь идет о возможности последующего соотношения желаемого с действительным, а также возможности субъективной рефлексии вероятности реализации данного ожидания (ожидание реализуется на 100 %, 50 % и т. д.).

В свою очередь, общество ожидает, что социализируемые индивиды усвоят «нужную» для него поведенческую модель. Воспроизводство данной модели и следование ей также означает субъективацию данного социального ожидания: человек разделяет с обществом данное ожидание, он считает его верным и, когда приходит время, транслирует его новому поколению социализируемых индивидов.

Важно отметить, что для подготовки молодого специалиста имеет огромное значение правильная и четкая формулировка того, что от него ожидает общество. В определенный момент это также становится механизмом социализации. До периода выбора профессии и ее освоения человек усваивает универсальную социокультурную информацию (первичная социализация). В силу своего возраста ребенок не может формировать какие-либо четкие ожидания относительно действительности, в которую ему предстоит включиться. В отличие от ребенка студент, а впоследствии — молодой специалист, уже обладают достаточным опытом для построения логически и прагматически обусловленных ожиданий.

Знание сущности и механизмов социализации позволяет выстроить практические шаги профессионального становления и развития личности, а также учесть возможные противоречия, которые могут стать источником или препятствием развития личности, ее трудовой, профессиональной и жизненной карьеры. ^

1. Сорокин П. А. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Издательство политической литературы, 1992. С. 162.

2. Тард Ж. Г. Законы подражания. — М.: Академический проект. 2011. С. 122-123.

3. Шаталова Н. И., Бурносов Н. М., Васина Л. И. Основные направления работы с молодежью в условиях структурного реформирования отрасли // Экономика железных дорог. 2004. № 4. С. 69.

4. Тард Ж. Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011. С. 122-123.

5. Mead G. Mind, self, and society. From the standpoint of a social behaviorist. — Chicago and London: The University of Chicago press. P. 154.

6. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. С. 302.

7. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. С. 109.

8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб: Наука, 2006. С. 250.

9. Парсонс Т О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2002. С. 442-443.

10. Там же. С. 452-453.

11. Официальный сайт Центра тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс] URL: http://teletesting.ru/mp.php (дата обращения: 09.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.