Научная статья на тему 'Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России'

Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3835
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ КЛАСС / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО КЛАССА / ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / MIDDLE CLASS / LIFE QUALITY / CHARACTERISTICS OF THE MIDDLE CLASS / CHARACTERISTIC OF SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бокарева Вера Борисовна

Как свидетельствует мировой опыт, в развитии среднего класса малый бизнес выполняет существенные функции. В связи с этим необходимо охарактеризовать состояние малого бизнеса в современной социально-экономической системе России; выявить характеристики представителей малого предпринимательства, идентифицирующие их со средним классом; определить функции малого бизнеса в развитии среднего класса; разработать меры поддержки малого бизнеса. В статье использованы методы содержательного, структурно-функционального и стратификационного анализа, результаты экспертных опросов и социологических исследований, проведённых отечественными учёными и лично автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of small business in the development of the middle class in Russia

As international experience shows, small business performs a significant function in the development of middle class. It is therefore necessary to characterize the state of small business in today's socio-economic system of Russia, to identify the characteristics of small businesses representatives that identify it with the middle class, to determine the function of small businesses in the development of the middle class, to develop measures to support small businesses. The paper uses the methods of content, structural, functional and stratification analysis, presents the results of expert surveys and sociological studies conducted by domestic scientists and also by the author.

Текст научной работы на тему «Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России»

УДК 334.012.64(470) © Бокарева В.Б.

Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России

Как свидетельствует мировой опыт, в развитии среднего класса малый бизнес выполняет существенные функции. В связи с этим необходимо охарактеризовать состояние малого бизнеса в современной социально-экономической системе России; выявить характеристики представителей малого предпринимательства, идентифицирующие их со средним классом; определить функции малого бизнеса в развитии среднего класса; разработать меры поддержки малого бизнеса. В статье использованы методы содержательного, структурнофункционального и стратификационного анализа, результаты экспертных опросов и социологических исследований, проведённых отечественными учёными и лично автором.

Малый бизнес, средний класс, качество жизни, характеристики среднего класса, характеристика малого бизнеса, функции малого бизнеса.

Вера Борисовна БОКАРЕВА

кандидат социологических наук

докторант Современной гуманитарной академии

vera borisovna@list.ru

Многочисленность среднего класса является показателем стабильности общества, эффективности социально-экономической системы, действенности экономических, социальных и политических институтов страны. Как свидетельствует мировой опыт, его формированию способствует развитие малого бизнеса.

Развитие и поддержка малого бизнеса является одной из важнейших задач государства. Именно поэтому в современной России создана правовая база по его регулированию. Например, приняты следующие законы и постановления: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 556 от 22 июля 2008 года «О предель-

ных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», Федеральный закон № 432-Ф3 от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» о понижении ставок страховых взносов для малого бизнеса в 2011 — 2012 годах».

Проблемы малого бизнеса рассматриваются в научной литературе. Так, роль малого бизнеса в стратификационных процессах российского общества анализировалась в работах Н.Д. Аппаковой, Е.А. Арслановой, Н.А. Беззубенковой,

А.В. Быковского, И.В. Долгорукова, Е.А. Исаевой, В.В. Коршунова, Е.В. Михал-киной, А.А. Резванова и других.

Состояние современного малого бизнеса в России, по оценке экспертов1, во многом отражает модификацию системы ценностей и моделей социального и экономического поведения, поскольку его деятельность осуществляется под влиянием фактора не только традиционного предпринимательского риска, но и нестабильности социальной среды.

В условиях современной социальноэкономической системы малое предпринимательство является одним из важнейших источников формирования среднего класса и поэтому требует создания благоприятных условий для его поддержания и развития. В основу поддержки малого бизнеса должны быть заложены меры социального управления.

По мнению В.В. Радаева, предпринимательство конституируют три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; денежный доход как цель и критерий успеха2. С точки зрения классиков экономики, психологический портрет предпринимателя складывается из таких свойств, как: интеллект и нацеленность на новое знание (И. Кир-цнер); воображение и изобретательность (Дж. Шэкль); личная энергия и воля к действию (И. Шумпетер, Ф. Визер); сочетание ума и фантазии (В. Зомбарт)3.

Таким образом, малый бизнес — это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования

1 Экспертный опрос, проведённый автором; время проведения — март 2011 года; №=12; эксперты: руководящие лица федеральных и муниципальных структур, представители информационно-аналитических агентств; цель исследования — определение путей социального управления, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.

2 Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. - М., 1997. - С. 99.

3 Радаев В.В. Там же. - С. 100.

ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределённости. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает в качестве критерия отнесения фирмы к малому предприятию численность штата до 100 человек.

Малый бизнес является объективно необходимым элементом любой развитой социально-экономической системы страны, без которого экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться. Подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма коммерческой активности. Малый бизнес, по результатам стратификационного анализа, во многом генерирует развитие среднего класса в современной России.

По данным Федеральной службы государственной статистики4, в России на 1 апреля 2011 года насчитывается 230,9 тысячи малых предприятий. Малое предпринимательство образует обособленную группу с чётко выраженными качественными признаками.

По оценке БЭА Фонд «Бюро экономического анализа», представители малого бизнеса заметно обходят другие группы по уровню образования, по всем параметрам материального благосостояния, по основным формам социально-экономической активности. Предприниматели в среднем более квалифицированны, лучше обеспечены материально, более мобильны. Не менее чем три четверти малых предпринимателей фактически по всем рассмотренным признакам могут быть отнесены к среднему классу5.

4 http://www.gks.ru/bgd/regl/b 11_01 /IssWWW^exe/Stg/

d05/2-3-2.htm

5 http://www. interned.ru/articles/other/formirovanie_ srednego.htm

Как показывает социальная практика, малый бизнес должен быть управляем. С этой целью, как свидетельствуют эксперты — участники опроса, появилась научная потребность в идентификации показателей малого бизнеса. Основными из них являются качественные характеристики среднего класса. В современной науке существуют две основные тенденции в исследовании среднего класса. В основе первой тенденции — признание некоторой статичности характеристик среднего класса во всех исторических условиях и во всех формах хозяйствования общества. Определяется некая универсальная модель среднего класса, шаблон которого формируется по образцу развитого западного общества.

В трудах М. Вебера, Г. Спенсера, А. Тойнби и других приводится соподчинённый анализ среднего класса в связи с социальной структурой общества. Вторая тенденция базируется на утверждении, что в каждом обществе может существовать свой специфический средний класс в зависимости от типа общества и исторической эпохи. В работах Т.И. Заславской, З.Т. Голенковой, И.Е. Дискина, Е.Д. Игитханян, В.В. Радаева,

Н.М. Римашевской и других российский средний класс выступил непосредственным предметом исследования в рамках социологического анализа.

С позиции нормативистского подхода для определения среднего класса существуют достаточно жёсткие критерии. С позиции релятивистского подхода средний класс рассматривается как порождение конкретных социально-экономических условий. Объективным является заключение Н.А. Мольковой о том, что «средний класс сейчас предстаёт как некая аналитическая категория, которую можно рассматривать и как социальный факт, и как терминологическую условность»6.

6 Молькова Н.А. Высший слой среднего класса: проблема определения // Вестник НУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2007. - № 2(7). - С. 69-73 (С. 69).

Ёмким и адаптированным к российским реалиям является определение Л.А. Беляевой, согласно которому средний класс

— это социальное образование, обладающее признаками, характеризующими его материальные ресурсы, культурный капитал и социальный статус. Эти критерии позволяют выделить социальную группу активного, профессионально подготовленного и относительно материально обеспеченного населения, которая может служить актором социально-экономического развития страны7.

В определении сущности современного среднего класса основой служат выделенные Т.И. Заславской четыре его основных признака:

• совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющих роль посредника между верхами и низами;

• экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

• наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;

• основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои8.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года9, утверждённой распоряжением Правительства страны от 17 ноября 2008 года №1662-р,

7 Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 3-13 (С. 4).

8 Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. — 1998. — № 4. — С. 10-19.

9 http://www.rosnation.m/index.php?D=458

было подчёркнуто: «Только на базе эффективной экономики можно гарантировать достойные доходы и высокое качество жизни наших людей, открыть дорогу для формирования по-настоящему массового и активного среднего класса»10. Многочисленность среднего класса в системе социальной стратификации является одной из составляющих развитого и стабильного общества.

Средний класс как особый социальный субъект служит социальной базой и движущей силой реформ, обеспечивает технологический и технико-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создаёт и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные социальные слои населения многие инновационные практики.

Стратификационный анализ показывает, что российский средний класс представлен всеми стратами общества: госслужащими, руководителями предприятий, владельцами малого и среднего бизнеса, персоналом предприятий, работниками культуры, образования, медицины и другими.

Анализ научной литературы позволяет выделить основные критерии определения среднего класса: образ жизни, духовные ценности, образование, свободу (личную и потребительскую), собственность, уровень дохода, величину и структуру расходов, самоидентификацию. Значительное место в структуре критериев определения среднего класса занимает рыночный подход (обусловлен функционирующей рыночной социально-экономической системой страны), базирующийся на характеристике материального уровня жизни действующих/потенциальных представителей среднего класса.

10 Стенограмма выступления председателя партии «Единая Россия» В. Путина. — 24.11.2008 МСК.

Помимо нормального питания, возможности приобретения товаров длительного пользования, по оценке НОУПК Института проблем предпринимательства, представители современного среднего класса должны иметь квартиру, автомобиль, возможность отдыхать на наших курортах и за рубежом, откладывать деньги (5 — 30% дохода)11. Большинство представителей малого бизнеса соответствуют этим критериям.

Однако не только уровень дохода определяет принадлежность к среднему классу,

— доход служит так называемым «входным билетом» в средний класс. В более обобщающей интерпретации перечисленные критерии представлены следующим образом: доход, образование, идеологические характеристики, самооценка своего положения в обществе12. В связи с этим российский малый бизнес находится на недостаточно высокой ступени развития, но имеет значительный потенциал.

По мнению социологов ИС РАН, применивших собственные комплексные критерии оценки, к среднему классу в России можно отнести 20 — 22% экономически активного городского населения, преимущественно представителей малого бизнеса13. С ними солидарен аналитик Высшей школы экономики, считающий, что «если брать только уровень доходов, не принимая во внимание образование, профессию и стиль жизни, то около 20% населения могут считать себя средним классом»14. По данным исследовательской компании «КОМКОН», в целом по России представители среднего класса составляют 8% (к ним исследователи преимущественно

11 http://www.ippnou.ru/print/000292/

12 Вырастить средний класс // Челябинск. — 2008.

— № 5 (138). — http://www.chelmagazine.ru/viewart. php?id=1010

13 Добрынина Е.П. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса // Российская газета. — 2007. — № 4276.

14 http://www.ippnou.ru/print/000292/

относят руководителей высшего и среднего звена, представителей малого бизнеса, квалифицированных специалистов с высшим образованием). По информации с портала статистических данных «Статистика.^», условно деление по классам в России таково: обеспеченные (богатые) слои общества составляют 8 — 10% россиян; средний класс

— 10 — 12%; остальные — около 80% — это низший класс, т.е. люди бедные и живущие за чертой бедности15.

Итак, судя по оценкам различных исследовательских центров, доля среднего класса в России в настоящее время составляет от 8 до 22%. Все эксперты сходятся в одном мнении: по сравнению с развитыми европейскими странами, где средний класс составляет почти 70% населения, доля среднего класса в структуре населения России ничтожно мала. Однако социальная структура общества — явление динамичное. Его динамика проявляется в том, что наравне с элементами структуры, характеризующими устройство общества в целом, т.е. социальными группами, которые формируются в зависимости от характера производственных отношений, зарождаются новые элементы16.

Одной из таких динамично развивающихся структур современного российского общества является малый бизнес. Предприниматели как представители среднего класса вносят существенный вклад в развитие российского общества, но при наличии большей поддержки со стороны государства и общества, детерминированной сбалансированной системой социального управления, малый бизнес может оказать более существенное положительное влияние на социально-экономические процессы.

15 http://www.statistika.ru/uroven/2007/! 1 /16/ uroven_9307.html

16 Горюнова С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. — 2006. — № 4. — С. 58-67 (С. 58).

Определяя функции малого бизнеса в процессе развития среднего класса, необходимо выявить специфические черты представителей российского малого бизнеса. Вместе с тем максимально объективной характеристики можно добиться, проанализировав законы развития современного общества, выявив общие закономерности. Актуальны обе стратегии, поскольку они являются взаимодополняющими в рамках функционального анализа.

Противоречивость социального положения малого бизнеса состоит в том, что в традиционных обществах, по оценке

В.В. Радаева, предпринимательская деятельность никогда не относилась к числу благородных занятий17. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной лестницы. В современных обществах положение меняется. Но и здесь всё не так уж гладко. Бизнес как сфера занятий, по данным авторского социологического исследования18 и экспертного опроса, часто выбирается в большей степени по иным мотивам, нежели престижность.

Респондентам было предложено выбрать не более двух вариантов ответов на вопрос: «Что, главным образом, побудило Вас организовать собственное предприятие малого бизнеса?» (таблица).

Существенно, что мотив повышения социального статуса у современных представителей российского малого бизнеса в перечне ответов расположился лишь на 4 месте (16% респондентов дали такой ответ).

17 Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. — М., 1997. — С. 123.

18 Авторское социологическое исследование проведено в марте — апреле 2011 года среди малых предпринимателей Нижнего Новгорода и Нижегородской области

(Генеральная совокупность — 564 тыс. чел.; ошибка выборки — 4.34; респонденты — представители малого бизнеса — №=509; цель исследования — определение путей совершенствования социальных технологий управления предприятиями малого бизнеса; группа — «предприниматели».

Мотивация малых предпринимателей

Что, главным образом, побудило Вас организовать собственное предприятие малого бизнеса? (дайте не более 2-х вариантов ответов) Ответ, в %

Получение более высокого уровня доходов 89

Неудовлетворительные условия и перспективы работы по найму 35

Возможность заниматься любимым делом 25

Престиж, повышение социального статуса 16

Другое 7

Если духовные потребности не подкреплены материальной базой, развитие и укрепление среднего класса становится невозможным.

Наряду с этим, предпринимательство обладает практически всеми необходимыми чертами идеологии как системного мировоззрения, поскольку содержит набор рационализирующих схем, относящихся как к индивидуальному действию, так и к общественному развитию.

Зачастую именно идеология раскрепощённого предпринимательского духа, как было отмечено В.В. Радаевым, прокламирует право каждого на хозяйственную инициативу, осуществляемую в целях своего материального благосостояния19. В этом заключена ценностно-идеологическая функция малого бизнеса в развитии среднего класса.

Стратификационный анализ свидетельствует о том, что малый бизнес как социальный субъект оказывает определённое влияние на состояние современной структуры российского общества. Во-первых, субъекты малого бизнеса отражают состояние рыночной культуры общества. Во-вторых, для представителей малого бизнеса характерно стремление закрепиться одновременно и в традиционных, и в новых социальных нишах. В-третьих, сфера малого бизнеса — это механизм восходящей социальной мобильности тех групп населения, которые ранее не были включены в процесс взаимодействия с рынком.

19 Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. — М., 1997. — С. 123.

Негативной стороной современного рыночного состояния российской социально-экономической системы является то, что функционирование многих институтов носит несбалансированный характер.

Результатами являются не только видимые на поверхности феномены коррумпированности управленческого аппарата, монополизации экономики, сращивания бюрократической государственной элиты и олигархии, теневизации бизнеса, но и непомерно скромное влияние малого бизнеса на развитие рыночных процессов и формирование сбалансированной рыночной структуры общества20.

Как показывают результаты онлайн-опроса, проведённого «Гласом Рунета», рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, россияне наиболее высоко оценили шансы бизнесменов, предпринимателей, адвокатов, юристов, судей (49%).

К тому же чаще других респондентов были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владельцем или совладельцем предприятия (64%), индивидуальные предприниматели (54%)21. Как было выяснено ранее, самоидентификация является одним из основных критериев отнесения к среднему классу.

20 Резванов А.А. Экономические стратегии в социальном позиционировании субъектов малого бизнеса: ав-тореф. дис. докт. соц. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — С. 3.

21 http: // www.faraa.ru/publ/srednij_klass/7-1-0-275

Проблема будущего России состоит в сбалансированном развитии рыночной социально-экономической системы, в реализации триединой формулы «государство — общество — рынок»22. С целью разработки рекомендаций для создания таких условий проведен социологический анализ субъектов малого бизнеса в контексте их социальной значимости.

Выявлено, что интегральным критерием, характеризующим принадлежность к среднему классу, выступает качество жизни. Качество жизни — это сложный социально-экономический феномен, который измеряется удовлетворённостью человека своей жизнью или отдельными её аспектами в зависимости от определённого набора объективных социально-экономических причин, социально-психологического климата, личностных характеристик индивида, его установок и ценностных ориентаций. Роль малого бизнеса в развитии среднего класса характеризуется посредством всестороннего изучения качества жизни его субъектов. В последние десятилетия в России в сторону улучшения значительно изменились определённые показатели характеристик представителей малого бизнеса, такие как: качество и уровень жизни; образ жизни; условия жизнедеятельности; потребности и ценности; деятельностная (функциональная) составляющая; здоровье, отдых, досуг; перспективы; возможность и степень накопления.

Так, качество трудовой жизни, в соответствии с определением Н.А. Горелова,

— это трудовая деятельность, которая сама по себе и по своим результатам находится в соответствии с определенными установленными в трудовом законодательстве и других правовых актах нормами, направленными на предоставление работникам возможностей в полной мере развивать свои творческие способности и рациональ-

22 Резванов А.А. Там же. — С. 4.

но их использовать в процессе содержательного труда, участвовать в управлении производством и принятии решений и, кроме того, на создание безопасных для жизни и благоприятных для здоровья условий труда, обеспечения отдыха и свободного времени23. Некоторые исследователи, например В.Н. Бобков, выделяют в структуре качества жизни не просто качество трудовой жизни, но «качество трудовой и предпринимательской жизни», которое во многом характеризуется качеством труда и выражается в уровне квалификации работников и производительности их труда, в размерах доходов от малого бизнеса в сравнении со стоимостью жизни и производительностью труда, а также в создании достойных условий труда24. Таким образом, предпринимательская деятельность с точки зрения её субъекта — это профессионально-трудовая деятельность, но имеющая определённую специфику.

Поскольку проблема качества жизни, и в частности качества трудовой жизни, служит своеобразной детерминантой успешности удовлетворения различных потребностей предпринимателя и развития этих потребностей25, это свидетельствует о социальной и экономической функциях малого бизнеса в развитии среднего класса.

В современных условиях главным фактором развития общества становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности26.

23 Политика доходов и качество жизни населения / под. ред. Н.А. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 104 с.

24 Бобков В.Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизм реализации // Уровень жизни населения регионов России. — 2005. — № 1. — С. 8-11.

25 Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.М. Тат-лыбаевой. — СПб.: Евразия, 2004. — http://psylib.org.ua/ books/masla01/txt03.htm#2

26 Белогруд И.Н. Средний класс как предмет социально-философского анализа: дис. ... докт. филос. наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— М., 2005. — 326 с.

В малом бизнесе сосредоточен определённый потенциал, который позволяет ему приблизиться не только к экономическим показателям среднего класса (прежде всего, уровень дохода), но и к социальнокультурным (уровень образования, интеллектуальное развитие, профессиональная компетентность). Представляется интересной точка зрения исследователей, которые среди функций среднего класса выделяют его функцию выразителя ценностей национальной культуры27. Современный же малый бизнес скорее отражает определённые настроения и ожидания российского общества относительно избрания типа деятельности для получения желаемого уровня дохода. О функции ретрансляции национальной культуры предпринимателями говорить преждевременно, но это должно стать одним из ориентиров развития российской социально-экономической системы.

В изучении роли малого бизнеса в развитии современного среднего класса важны два блока ценностей, связанных с социально-экономической сферой жизни: особенности индивидуального сознания его субъектов и степень толерантности к конкурентной рыночной экономике современного типа. В этом проявляется ресурсная функция малого бизнеса.

Социальная практика свидетельствует о том, что восприятие конкуренции как позитивного явления выступает индикатором готовности субъектов малого бизнеса к принятию новых внешних условий, формированию нового образа жизни. Выбор равенства возможностей вместо равенства доходов подтверждает тенденцию смещения акцентов от общих в сторону индивидуализации и повышения личной ответственности за свою жизнь.

27 Мареева С.В. Средний класс в современном российском обществе: специфика становления 2003 — 2009 гг.: дис. . канд. соц. наук. — М., 2009. — С. 112-113.

Современные представители малого бизнеса больше ориентированы на индивидуальную ответственность и нонконформизм, что свидетельствует об их ценностноидеологической и конкурентообразующей функции. В настоящее время представители среднего класса в большей степени оказывают влияние на экономическое развитие страны, характеризуются большей толерантностью к рыночным условиям. Существенно, что представители среднего класса чаще, чем другие, соглашаются с тем, что выделяться среди других и быть индивидуальностью лучше, чем жить как все28.

Таким образом, субъекты малого бизнеса как представители современного развивающегося среднего класса отличаются более продуктивными в условиях рыночной экономики установками, характеризуются большей толерантностью к существующим социально-экономическим условиям, что является позитивными показателем и выполняет функцию стабилизации среднего класса.

Как было выявлено ранее, ценностными ориентирами современного среднего класса являются: чувство личной ответственности за свою судьбу, решимость обеспечить себе существование собственной трудовой деятельностью и желание самоутверждения в свободном обществе29.

Результаты авторского опроса среди предпринимателей доказывают, что эти качества соответствуют жизненным ориентирам современных субъектов малого бизнеса, одновременно они служат источником распространения новых установок и особенностей сознания.

28 Мареева С.В. Там же. — С. 114.

29 Ляшенко В.И., Светличная ТВ. Средний класс

и место предпринимателя в социально-экономической структуре современного демократического и переходного

общества // Економiчний вюник Донбассу. — 2009. — № 4 (8). — С. 45-53 (С. 45).

Стремление попасть в средний класс, удержаться в нём самому и помочь найти в нём место своим детям является сильным стимулом для настойчивой и высокоэффективной работы. Поэтому малый бизнес выполняет в обществе важнейшую функцию в осуществлении социальной мобильности населения.

В подтверждение отождествления малого предпринимательства с современным средним классом актуальны результаты социологического исследования

С.В. Горюновой.

Представители современного среднего класса российского общества рассчитывают прежде всего на свои силы, а не на господдержку, считая себя способными оказывать влияние на происходящее с ними и их семьями. Среднему классу свойственна и более положительная оценка своей жизни. Это позволяет утверждать, что российский средний класс начал выполнять функцию по поддержанию стабильности в социуме30. Приведённые характеристики во многом соответствуют портрету современного представителя малого бизнеса. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто склонен отождествлять себя со средним классом, доля уверовавших в то, что изменение собственного положения зависит только от личных усилий, составляет 48 — 51%. Напротив, среди тех, кто не отождествляет себя со средним классом, в исключительное влияние личных усилий верят лишь 29 — 31%31.

В развитии современного среднего класса просматривается ряд стратегий: стратегия множественной занятости практически нивелировалась; главным факто-

30 Горюнова С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. — 2006. — № 4. — С. 58-67 (С. 60).

31 http:// www.faraa.ru/publ/srednij_klass/7-1-0-275

ром успешности при устройстве на работу или приобретении деловых контактов являются связи и знакомства; оценка государства в качестве «латиноамериканской модели — где государство всё контролирует, но ни за что не отвечает»32. Множественная занятость актуальна для многих представителей малого бизнеса, поскольку у них зачастую нет ресурсной возможности двигаться в рамках одного стратегически избранного направления.

В жизненных ориентирах, стратегиях экономического поведения, социальном самочувствии среднего класса в сравнении с настроениями других представителей общества Л.А. Беляева выявила определённые контрасты: «Уверенность в будущем, оптимистичные оценки ближайшего года, удовлетворённость жизнью, материальным положением у среднего класса по сравнению со всем массивом опрошенных значительно выше»; «Для большинства среднего класса, особенно для верхнего слоя, рыночная ситуация предпочтительнее, чем нерыночная»33. Оптимистичный взгляд в будущее, в целом положительная оценка существующего материального положения, адаптированность к рыночной среде относятся и к чертам современного малого предпринимательства. Таким образом, малый бизнес выполняет не только экономическую, но и политическую функцию в развитии среднего класса.

Тревожным является тот факт, что с 2008 по 2010 год средний класс в России сократился на 5%. Институт социологии РАН в качестве главной причины этого видит снижение уровня благосостояния значительной части квалифицированных специалистов.

32 Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность. — 2008. — № 1. — С. 28-36 (С. 32-34).

33 Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 3-13 (С. 8, 11).

Люди не заинтересованы в профессиональном росте, потому что состояние социально-экономической системы страны не мотивирует их к этому. Изменить ситуацию, по мнению специалистов, может только быстрое развитие высокотехнологичных отраслей экономики и развитие малого и среднего бизнеса34.

Используя функциональный подход,

В.И. Ляшенко и ТВ. Светличная сделали заключение, что чем активнее субъекты малого бизнеса, тем лучше используются все общественные ресурсы, тем активнее социально-экономическое развитие35. Тем самым малые предприятия способствуют более гармоничному и сбалансированному развитию социально-экономических отношений, благодаря чему растёт и развивается средний класс.

Исследователи в области социального управления отмечают, что малый бизнес является партнёром государства не только в снижении социальной напряжённости, минимизации разрывов между различными слоями и группами населения, но и в расширении выбора различных вариантов социального развития. Социальная среда с развитым средним классом, служащим опорой современной демократической системы, наиболее оптимальна для развития сектора малого бизнеса. Кроме того, субъекты малого предпринимательства в контексте социального позиционирования являются связующим звеном между массивом населения, относящегося к бедным, малообеспеченным слоям, и новыми социально-профессиональными группами, демонстрирующими достиженческие мотивации в деятельности и возможности высокого качества жизни.

34 Вырастить средний класс // Челябинск. — 2008.

— № 5 (138). — http://www.chelmagazine.ru/viewart. php?id=1010

35 Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Информационный бюллетень.

— 1996. — № 1. — С. 16-23.

Основываясь на приведённом анализе, посвящённом определению функций российского малого бизнеса в развитии среднего класса, удалось выявить дополнительные доводы в пользу того, что современный малый бизнес по большинству черт можно идентифицировать со средним классом. Итак, современному российскому малому предпринимательству присущи следующие свойства, которые свидетельствуют о его принадлежности к современному среднему классу и являются функциональными характеристиками малого бизнеса в его развитии: толерантность к рыночным условиям; адаптированность к рыночной среде; личная ответственность за свою жизнь; положительная оценка своей жизни и деятельности; удовлетворённость существующим материальным положением; оптимизм.

Следует констатировать, что существует некоторая противоречивость в оценке субъектами современного малого бизнеса своего социально-экономического положения. С одной стороны, в их взглядах отражена индивидуальная ответственность и нонконформизм, а также независимость, самостоятельность в действиях и суждениях; с другой — они признают, что в успешном ведении коммерческой деятельности большую роль играют личные связи и знакомства. Последнее напрямую связано с выявленным отсутствием позитива в оценке деятельности государства — оно «всё контролирует, но ни за что не отвечает».

Как показывает содержательный анализ, российскому малому бизнесу свойственны положительные качества: оптимизм, творческая ориентация, мобильность и готовность адаптироваться к динамичным рыночным условиям. Но административные барьеры, жёсткий налоговый пресс, отсутствие структурированности и прозрачности в системе законодательства не позволяют ему реализовывать свой потенциал в пол-

ной мере, развиваться и функционировать на благо общества. Малый бизнес может внести более весомый вклад в развитие среднего класса в России только при наличии комплексной и системной поддержки со стороны государства.

Теоретические выводы

К функциям малого бизнеса, оказывающим положительное влияние на развитие среднего класса в современной России, относятся следующие:

1. Социальная. Улучшение социального климата, решение проблемы занятости населения, ограничение безработицы, раскрытие творческого потенциала личности. Сфера малого бизнеса — это механизм восходящей социальной мобильности тех групп населения, которые ранее не были включены в процесс взаимодействия с рынком.

2. Экономическая. Ускорение экономического роста и развитие национальной экономики, придание гибкости рыночной экономике смешанного типа.

3. Политическая. Способствование повышению толерантности общества к конкурентной рыночной экономике современного типа и демократизации рыночных отношений.

4. Стабилизирующая. Способствование гармонизации и сбалансированному развитию социально-экономических отношений, поддержание стабильности в социуме.

5. Ценностно-идеологическая. Субъекты малого предпринимательства выступают «проводниками» новых ценностей, служат источником распространения новых установок и особенностей сознания.

6. Ресурсная. Развитие и максимизация эффективности использования общественных ресурсов.

7. Конкурентообразующая. Формирование и поддержание эффективной конкурентной среды.

Практические рекомендации

С целью развития малого бизнеса, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на рост и укрепление современного российского среднего класса, исследователям в области социального управления, административным и законодательным органам, ассоциациям и общественным организациям следует разрабатывать и реализовывать следующие меры:

1. Концептуализация социологоуправленческого подхода к исследованию социального потенциала малого бизнеса как сложноорганизованной системы, включающая в себя выделение объектно-предметных институциональных комплексов регулирования социального потенциала российского малого бизнеса (административный, экономический и социокультурный), цели, задачи, механизмы и способы управленческого воздействия на его реализацию.

2. Разработка научной проблемы, состоящей в необходимости разрешения противоречия между сложившейся практикой применения отдельных механизмов и способов социального управления малым бизнесом, детерминирующих недостаточное развитие его социального потенциала.

3. Обоснование целесообразности трансформирования социальной основы для реализации потенциала малого бизнеса через социализацию, развитие человеческого и социального капитала, корпоративную культуру, формирование трудовых ценностей и трудовой мотивации.

4. Комплексность в планировании и реализации государственных программ, направленных на социально-экономическое развитие общества.

5. Введение в практику социального управления обязательного мониторинга показателя степени самоидентификации представителей всех социальных страт со средним классом.

6. Систематизация воздействия на малый бизнес с целью развития его социального потенциала, включающая в себя теоретико-методологические основы и социальные механизмы.

7. Управленческое воздействие на реализацию социального потенциала российского малого бизнеса предполагает не только сосредоточение на процессах конструирования инновационных систем управления, но и формирование социальной основы его регулирования посредством трансляции и воспроизводства мировых ценностей социально ответственного предпринимательства через механизмы социализации, внедрение единых социокультурных стандартов и закрепление традиций.

8. Развитие механизмов социального контроля, социального прогнозирования и моделирования.

Таким образом, уровень развития малого бизнеса является одним из важнейших показателей социальной ориентации современного развития страны. Малое предпринимательство в России заняло место в национальной экономике и выполняет ряд значимых функций в российском обществе. Роль российского малого бизнеса в развитии среднего класса, а значит, и в развитии качества и уровня жизни социума довольно высока, но нужны комплексные меры его поддержки и повышения эффективности.

Литература

1. Авраамова, Е.М. Средний класс эпохи Путина / Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность.

— 2008. — № 1. — С. 28-36.

2. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний: курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. — Н. Новгород, 2009.

3. Белогруд, И.Н. Средний класс как предмет социально-философского анализа: дис. ... докт. филос. наук / И.Н. Белогруд. — М., 2005. — 326 с.

4. Беляева, Л.А. И вновь о среднем классе России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 3-13.

5. Бобков, В.Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизм реализации / В.Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. — 2005. — № 1. — С. 8-11.

6. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. — 1994.

— № 5.

7. Вырастить средний класс // Челябинск. — 2008. — № 5 (138). — http://www.chelmagazine.ru/viewart. php?id=1010

8. Голенкова, З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России / З.Т. Голенкова // Социологические исследования. — 1998. — № 10.

9. Горюнова, С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе / С.В. Горюнова // Общественные науки и современность. — 2006. — № 4. — С. 58-67.

10. Дискин, И.Е. Процессы социального расслоения в современном обществе / И.Е. Дискин, Т.И. Заславская, Е.Д. Игитханян. — М., 2003.

11. Добрынина, Е.П. Социологи нарисовали обобщённый и подробный портрет российского среднего класса / Е.П. Добрынина // Российская газета. — 2007. — № 4276.

12. Заславская, Т.И. К вопросу о «среднем классе» российского общества / Т.И. Заславская, Р.Г. Громова // Мир России. — 1998. — № 4. — С. 10-19.

13. Заславская, Т.И. Стратификация современного российского общества / Т.И. Заславская // Информационный бюллетень. — 1996. — № 1. — С. 16-23.

14. Лескина, О.Н. Средний класс как фактор устойчивости социально-экономической системы: дис. ... канд. эк. наук / О.Н. Лескина. — Тамбов, 2005. — 184 с.

15. Ляшенко, В.И. Средний класс и место предпринимателя в социально-экономической структуре современного демократического и переходного общества / В.И. Ляшенко, Т.В. Светличная // Економічний вісник Донбассу. — 2009. — № 4 (8). — С. 45-53.

16. Мареева, С.В. Средний класс в современном российском обществе: специфика становления 2003 - 2009 гг.: дис. ... канд. соц. наук / С.В. Мареева. - М., 2009. - 191 с.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. А.М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 2004. — http://psylib.org.ua/books/masla01/txt03.htm#2

18. Молькова, Н.А. Высший слой среднего класса: проблема определения / Н.А. Молькова // Вестник НУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». — 2007. — № 2(7). — С. 69-73.

19. Общественные науки и современность. — 2008. — № 1. — С. 37-49.

20. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы / Г.И. Осадчая. — М., 2003.

21. Политика доходов и качество жизни населения / под. ред. Н.А. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 104 с.

22. Радаев, В.В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. / В.В. Радаев — М., 1997. — 368 с.

23. Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. — М., 1996.

24. Резванов, А.А. Экономические стратегии в социальном позиционировании субъектов малого бизнеса: автореф. дис. докт. соц. наук / А.А. Резванов. — Ростов-на-Дону, 2009. — 41 с.

25. Римашевская, Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. — 1997. — № 6. — С. 55-65.

26. Симонян, Р.Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? / Р.Х. Симонян // Общественные науки и современность. — 2008. — № 1. — С. 37-49.

27. Смирнов, В.Т. Классификация и виды человеческого капитала / В.Т. Смирнов, И.В. Скоблякова // Журнал креативной экономики. — 2006. — Декабрь. — http://www.creativeconomy.ru/library/prd165.php

28. Спенсер, Г. Основания социологии. Т.1 / Г. Спенсер. — СПб., 1998.

29. Стенограмма выступления председателя партии «Единая Россия» В. Путина. — 24.11.2008 МСК.

30. Тойнби, А. Постижение истории / А.Тойнби. — М., 1991.

31. Цимбалист, А.В. Социальное расслоение общества и его воздействие на становление среднего класса в России: на примере Омской области: дис. ... докт. эк. наук / А.В. Цимбалист. — М., 2009. — 396 с.

32. Galbraith, G. Economics and the Social Purpose / G. Galbraith. — Boston, 1973.

33. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d05/2-3-2.htm

3 4. http: // www.faraa.ru/publ/srednij_kl ass/7-1-0-275

35. http://www.finance.rambler.ru/news/economics/12538916.html

36. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c35fd1e3-6535-4ef2-bf3c-278f1a1c594d

37. http://www.interned.ru/articles/other/formirovanie_srednego.htm

38. http://www.ippnou.ru/print/000292/

39. http://www.trud.ru/article/19-05-2009

4 0. http: //www. statistika.ru/ur oven/2007/11/16/ur oven_9 307. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.