УДК 32
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СРЕДНЕГО КЛАССА НА ФОНЕ КРИЗИСА 1998 ГОДА В РОССИИ
© 2018
Парамохина Анна Сергеевна, аспирант кафедры истории общественных движений
и политических партий Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье проводится анализ эволюции политических ориентаций российского среднего класса в лице представителей малого бизнеса и наемных работников на фоне кризиса 1998 г. Дефолт 1998 г. явился следствием краха макроэкономической политики российских властей, его проявлениями и последствиями стали девальвация рубля, значительное падение производства и уровня жизни населения. Данные обстоятельства оказали существенное воздействие на эволюцию политических ориентаций представителей среднего класса. В качестве источниковой базы автор использовал данные социологических опросов, проводившихся в 1996 и 1998 годах, опубликованные в рамках базы данных «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)». Автор подчеркивает, что российский средний класс в 1990-х годах был весьма неоднороден, группы, которые можно отнести к среднему классу, имели свой интерес в политическом пространстве. Представители малого бизнеса в большей степени были сторонниками либеральных ценностей, выступали против государственного патернализма. Наемные работники, напротив, предпочитали большее равенство, гарантируемое государственной опекой. В результате кризиса 1998 г. отмеченные настроения лишь усилились. В целом большинство малых предпринимателей и наемных работников, относимых к среднему классу, оставалось недовольным итогами либерально-демократических реформ. Несмотря на это, средний класс отвергал идею возврата к плановой экономике, дифференциация касалась путей выхода из кризисной ситуации. Если представители малого бизнеса надеялись на предпринимателей, то наемные работники в наибольшей степени возлагали надежды на будущую власть, которая придет на смену существующей. Такая ситуация объективно благоприятствовала повороту в политике, осуществленному с приходом на пост президента В.В. Путина.
Ключевые слова: политические ориентации, средний класс, малый бизнес, наемные работники, дефолт 1998 г.
THE POLITICAL ORIENTATION OF THE MIDDLE CLASS AGAINST THE BACKGROUND
OF THE 1998 CRISIS IN RUSSIA
© 2018
Paramochina Anna Sergeevna, postgraduate student of the Department of history of social movements and political parties Moscow State University M. V. Lomonosov (119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory, d. 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyzes the evolution of political attitudes of the Russian middle class in the face of small businesses and wage earners during the crisis of 1998 the 1998 Default was a result of the collapse of the macroeconomic policy of the Russian authorities, its manifestations and consequences were the devaluation of the ruble, a significant decline in production and living standards of the population. These circumstances had a significant impact on the evolution of the political orientations of the middle class. The quality of the source base, the author used the data of sociological surveys conducted in 1996 and 1998, published as part of the database "the Russian monitoring of economic situation and population health, HSE (RLMS-HSE)". The author emphasizes that the Russian middle class in the 1990-ies there was a very mixed group, which can be attributed to the middle class, had an interest in the political space. Small business representatives have largely been supporters of liberal values, opposed to state paternalism. Employees, by contrast, preferred greater equality guaranteed in state custody. As a result of the 1998 crisis marked the mood only intensified. In General, most small businesses and employees, attributable to the middle class was dissatisfied with the outcome of the liberal-democratic reforms. Despite this, the middle class rejected the idea of returning to a planned economy, differentiation concerned the ways out of the crisis. If small businesses had hoped for entrepreneurs, wage earners made the greatest hopes for the next government, which will replace the existing one. This situation favored the change in policy, made arrival on a post of President Vladimir Putin.
Keywords: the political orientation of the middle class, small business, employees, default of 1998
В современных демократических обществах средний класс - один из важнейших субъектов политического процесса, формирующий социальную базу демократической формы правления и представляющий собой слой политически и экономически независимых граждан, активно занятых в хозяйственной и общественной жизни. Политические ориентации и электоральное поведение среднего класса в развитых демократических странах имеют принципиально важное значение. Средний класс способствует поддержанию социально-политической стабильности в обществе, поскольку его формируют представители тех социальных групп, которые относятся к числу материально обеспеченных слоев населения, по большей части удовлетворенных существующим порядком вещей и стремящихся его сохранить. Кроме того, представители среднего класса -это, как правило, граждане, обладающие высоким уровнем человеческого капитала, благодаря которому они способны внести существенный вклад в развитие страны.
Отличительной особенностью демократического государства является способность представителей среднего класса к реализации основных социально-политических функций благодаря количественному преоб-
ладанию данной социальной группы среди общей массы населения. Политические ориентации представителей среднего класса относятся к важнейшим атрибутам гражданского общества [1]. Под политическими ориентация-ми мы понимаем систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к социально-политической реальности, так и политические позиции, программы деятельности людей. Политические ориентации, зачастую обусловленные социальной принадлежностью, оказывают непосредственное влияние на политическое поведение, поскольку люди, принадлежащие к различным социально-классовым слоям, способны оценить преимущества и недостатки той или иной модели общественной системы, при этом выражая свои потребности и интересы, а также политические предпочтения со стороны собственных социально-классовых позиций.
Средний класс в демократических государствах не отличается однородностью: в его состав входят представители «нового» среднего класса, который формируют группы высоко оплачиваемых работников наемного труда, а также представители традиционного среднего класса, или, иначе говоря, «старый средний класс» [2,
Парамохина Анна Сергеевна ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ...
с.14], который представлен преимущественно предпринимателями-владельцами малого бизнеса. Однако наличие ряда консенсусных установок, выраженных в схожих политических ориентациях, детерминирующих политическое поведение, дает нам основания говорить о формировании политической идентичности среднего класса.
Российский средний класс в 1990-е годы являлся лишь становящимся феноменом, в ряде черт не соответствовавшим параметрам, характеризующим средние слои в западных странах [3;4;5;6]. Тем не менее в рамках реформ 1990-х годов были осуществлены преобразования архитектоники российской социально-экономической системы, одним из последствий которых стало формирование новых социальных групп, которые можно рассматривать как компоненты среднего класса, принципиально отличные от СССР и характерные для рыночной экономики. К таким группам, прежде всего, относятся малые предприниматели. Малый бизнес в 1990 -х годах - это новое социально-экономическое образование, которое являлось порождением реформ, и с развитием которого во многом связывались надежды на их успех. [5] Какова была специфика политических ориентаций малого бизнеса в 1990-е годы, какое воздействие эти политические ориентации оказывали на его политическое поведение, как они изменялись на фоне острого кризиса 1998 года? Какие выводы можно сделать из сравнительного анализа установок малого бизнеса и относимых к среднему классу наемных работников? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали материалы социологических опросов, опубликованные в рамках базы данных «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. Нас интересовали опросы, проведенные до (1996 год) и непосредственно после кризиса 1998 года. [7]
Кризис 1998 г, ставший следствием краха макроэкономической политики российских властей, осуществлявшейся в 1992—1998 годах, существенным образом повлиял на трансформационные процессы в обществе. В результате данного кризиса российская экономика пережила серьезный удар, последствиями которого стали девальвация рубля, значительное падение производства и уровня жизни населения. Хотя послекризисный социально-экономический спад был довольно краткосрочным и впоследствии сменился экономическим ростом, тем не менее он оказал существенное воздействие на эволюцию политических ориентаций представителей отечественного среднего класса. На наш взгляд, последствия дефолта для средних слоев в наибольшей степени сказались на положении малого бизнеса: кризис сделал нерентабельной целую отрасль отечественного торгово-закупочного предпринимательства, являвшуюся приоритетной для малого бизнеса в 1990-х гг. В результате разорились многие предприниматели, основным видом деятельности которых была торговля товарами, привезенными из других стран в Россию. Резкое удорожание товаров иностранного производства открыло для отечественной промышленности широкие возможности по импортозамещению, однако значительная часть представителей малого бизнеса оказалась не у дел, без возможности продолжать коммерческую деятельность. Несомненно, последствия августовского кризиса существенным образом повлияли на трансформацию политических ориентаций представителей не только малого бизнеса, но и всех социальных групп, формировавших отечественный средний класс [6].
Различные исследования в рамках опроса представителей среднего класса в пореформенной России свидетельствовали о том, что система политических цен-
ностей групп, объединенных понятием «средний класс» в конце 1990-х гг. была, «внутренне противоречивой и эклектичной» [8, с.11] Некоторые авторы указывают на то, что «в представлении о роли и функциях государства в экономике и социальной сфере между отдельными группами среднего класса ценностный раскол наблюдается и по социально-профессиональному, и по демографическому признакам» [1, с.80] На наш взгляд, диф-ференцированность политических ориентаций отечественного среднего класса обусловлена рядом причин, в частности, размытостью его границ по причине того, что за последние несколько десятилетий он претерпел множество существенных изменений, а также его социальной неоднородностью, существованием в рамках этого класса различных социальных групп, у каждой из которых был свой интерес в политическом пространстве [1].
Следует учитывать, что становление демократических институтов в 1990-х годах осуществлялось преимущественно «сверху» коммунистической и посткоммунистической элитами. Представления формировавшегося среднего класса (малых предпринимателей в том числе) о политической реальности складывались под воздействием трансформационных процессов, освоение либеральных ценностей сопровождалось не столько «вытеснением» старых ценностей, сколько сосуществованием старого и нового в рамках менталитета российских граждан. Спецификой политического мировоззрения представителей отечественного среднего класса, по мнению многих авторов, являлся симбиоз патерналистского сознания и неприятия этого самого патернализма, проявившегося преимущественно в 1990-е годы [1, 9]. Подобное противоречивое отношение к государству среди представителей среднего класса было обусловлено в первую очередь неблагоприятным социально-экономическим и политическим климатом в пореформенной России, что вызвало ряд негативных последствий в восприятии гражданами не только осуществлявшихся реформ, но и всей политической системы в целом.
Существенным показателем, характеризующим приятие либо неприятие государственного патернализма, является отношение среднего класса к степени государственного вмешательства в индивидуальную социально-экономическую деятельность граждан. Представляют интерес ответы респондентов, формировавших средний класс, на вопрос о том, должно ли государство вмешиваться в частную жизнь граждан с целью регулирования доходов населения. При анализе ответов на вопрос о том: «Согласны или не согласны Вы с тем, что государство должно ограничить доходы богатых?» абсолютное большинство представителей малого бизнеса (64% в 1996 г и 70% в 1998 г.) ответили, что государство не должно ограничивать доходы богатых, и только 28% в 1996 г и 29% в 1998 г. ответили, что государство обязано контролировать поступления финансовых средств состоятельных людей.[7] На наш взгляд очевидно неприятие государственного патернализма со стороны малых предпринимателей, которое лишь усиливается после дефолта, что вполне объяснимо, поскольку представители малого бизнеса связывали с государством тот факт, что они существенно пострадали в данной кризисной ситуации.
При этом перед нами встает принципиально иная картина при ответах на данный вопрос среди наемных работников, также формировавших отечественный средний класс: 56% в 1996 г и 59% в 1998 г согласились с тем, что государство должно, а, следовательно, и правомочно ограничивать доходы зажиточной части населения (только 34% в 1996 г и 33% в 1998 г. не согласились с данным утверждением) [7]. Примечательно, что количество сторонников ограничения доходов зажиточной части населения среди представителей среднего класса в лице наемных работников после дефолта лишь увеличилось, при этом среди малых предпринимателей мы наблюдаем прямо противоположные результаты.
Если специфика малых предпринимателей заключается в неприятии государственного патернализма, то наемные работники в большей степени ориентируются на государство, как источник всех благ.
При ответе на вопрос: «Согласны или не согласны Вы с тем, что людям, которые управляют страной, все равно, что будет с такими, как Вы?» представители малого бизнеса в 65% случаев в 1996 г. в 84% случаев в конце 1998 г. дали положительный ответ и только 23% предпринимателей в 1996 г. и 13 % в конце 1998 г. не согласились с данным утверждением, посчитав, что представителям государственной власти не безразлично их существование [7].
Очевидно, что подавляющее большинство малых предпринимателей ощущали на себе негативное воздействие со стороны органов власти, выраженное в отсутствии интереса к их судьбе со стороны государства. В этом вопросе наблюдается очевидное сходство с ответами наемных работников, что говорит об общем отчуждении граждан от власти в указанный период: наемные работники в 77% в 1996 г. и 83% после дефолта в 1998 г. согласились с утверждением о том, что «людям, которые управляют страной, все равно, что будет с такими, как они».
На наш взгляд, представители малого бизнеса в большей степени, чем наемные работники, полагаются на собственные силы, не ждут помощи от государства, что наглядно отражено в их отношении к возможности трудоустройства на государственную службу. На вопрос «Согласны или не согласны Вы с тем, что лучше работать на частного хозяина, чем на государство: и порядка больше, и заработки выше?» 75% предпринимателей в 1996 г. и 80% -в 1998 г. (уже после дефолта) ответили положительно на данный вопрос, и лишь 18% в 1996 г. и 13% в 1998 г. не согласились с данным утверждением, посчитав перспективу работы на государство не столь негативной. Что касается наемных работников, то среди них лишь 44% в 1996 г и 40% в 1998 г.согласились с данным утверждением, при этом 43% в 1996 г. и 45% в 1998 г. посчитали трудоустройство на государственную службу не столь плохим вариантом [7]. Очевидно усиление негативного настроя малых предпринимателей к государству после дефолта, притом, что настроения наемных работников демонстрируют противоположную тенденцию.
Влияние дефолта на политические ориентации среднего класса демонстрируют ответы на вопрос «Возможно ли, на Ваш взгляд, взаимопонимание и сотрудничество между «простыми людьми» и теми, у кого много власти?». На этот вопрос представители малого бизнеса в 24% случаев в 1996 г. и в 21% случаев в 1998 г. ответили положительно, а 44% предпринимателей в 1996 г. и 48% предпринимателей после кризиса в 1998 г. дали отрицательный ответ. При ответе на данный вопрос наемные работники в 17% случаев в 1996 г. и в 16% случаев в 1998 г. подтвердили, что сотрудничество «простых людей» с представителями власть имущих возможно, при этом 44% в 1996 г. и 54% в 1998 г. представителей среднего класса в лице наемных работников ответили отрицательно [7].
Таким образом, обе анализируемые группы продемонстрировали усиление негативного настроя к власти после дефолта. Однако, вопреки возможным ожиданиям, среди малых предпринимателей больше тех, кто считал сотрудничество с властью в какой-то степени реализуемым. По мнению автора, это связано с тем, что все-таки предприниматели больше выиграли от проводимых реформ. Кроме того, нужно учитывать специфику предпринимательской деятельности в 1990-х гг., которая заключалась в невозможности самостоятельного ведения дел без помощи и содействия со стороны государственных, силовых или криминальных структур, к которым обращались предприниматели для защиты своих интересов.
При ответах респондентов на вопрос «Как Вы считаете, нам нужно: 1 Вернуть все к тому, как было до Горбачева, к социализму; 2 Оставить нынешний курс; 3 Поправить, скорректировать нынешний курс?» 9% предпринимателей и 18% наемных работников посчитали, что необходимо вернуться к плановой экономике, при этом 76% среди предпринимателей и 72% наемных работников пришли к мнению о том, что к социализму возвращаться смысла нет, нужно «скорректировать нынешний курс» [7]. Таким образом, представителям малого бизнеса в наименьшей степени были близки идеи возврата к плановой экономике, они в больше степени, нежели наемные работники, были сторонниками рыночных реформ, хотя можно говорить и о неприятии возврата к социализму советского образца средним классом в целом.
Сходный результат дает анализ ответов представителей малого бизнеса и наемных работников на вопрос, какие политические силы смогут вывести страну из кризиса, разразившегося после дефолта 1998 г. При ответах респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, смогут ли коммунисты вывести Россию из кризиса?» 8 % представителей малого бизнеса и 20 % наемных работников ответили, что «могут», при этом 89% предпринимателей и 69% наемных работников подтвердили, что в результате возврата к плановой экономике никаких позитивных сдвигов уже быть не может [7].
Так или иначе в среде трудоустроенных по найму было в два раза больше тех, кто поддерживал курс возврата к социалистическому строю, однако в целом абсолютное большинство представителей среднего класса отвергало данный вариант.
Тем не менее при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, смогут ли предприниматели и бизнесмены вывести Россию из кризиса?» 53% представителей малого бизнеса дали положительный ответ, но среди наемных работников только 21% согласились с данным утверждением, что демонстрирует внутреннюю противоречивость установок среднего класса.
При ответах на вопрос: «Как Вы думаете, смогут ли демократы вывести Россию из кризиса?» взгляды представителей малого бизнеса и наемных работников в составе среднего класса оказались схожими, поскольку лишь 14% представителей наемных работников и 17% предпринимателей дали положительный ответ. Абсолютное большинство как предпринимателей (76 %) так и наемных работников (72%) полагали, что демократы не способны вывести страну из кризиса 1998 г. При анализе ответов респондентов на вопрос «Как Вы думаете, сможет ли нынешнее правительство вывести Россию из кризиса?» результаты всех представителей среднего класса также оказались идентичными - абсолютное большинство как предпринимателей (85%), так и наемных работников (78%) были убеждены в том, что правительство не способно дать положительную динамику [7].
Таким образом, при общем неприятии возврата к социалистическому строю средний класс демонстрировал разочарование в правлении демократических сил и недоверие даже к сформированному после дефолта правительству. Свои надежды значительная часть среднего класса связывала с полной сменой власти. Так, отвечая на вопрос «Как Вы думаете, сможет ли новая власть, которая придет после следующих выборов в Гос. Думу и на пост Президента, вывести Россию из кризиса?», практически треть (29%) представителей малого бизнеса подтвердили, что в будущем возможны какие-либо благоприятные изменения, а среди наемных работников таких оказалось 37% [7].
Здесь можно зафиксировать больший скептицизм у малого бизнеса, а также тот факт, что примерно треть представителей обеих категорий вовсе затруднилась ответить на поставленный вопрос.
Можно предположить, что, в отличие от представи-
Парамохина Анна Сергеевна ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ...
телей малого бизнеса, у наемных работников разочарование в результатах демократических перемен не уничтожило возлагавшихся на них ожиданий. На наш взгляд, это является следствием более позитивного отношения к государственному патернализму среди наемных работников, нежели среди предпринимателей. Представители малого бизнеса в большинстве своем надеялись на себя и были убеждены, что лишь такие же предприниматели, как они, смогут вывести страну из кризиса, но не власть и государство.
В целом приведенные данные подтверждают, что в среде отечественного среднего класса в 1990-е годы существовала ценностная, социально-психологическая дифференциация, причинами которой служило множество факторов. Представители среднего класса в лице малого бизнеса в большей степени, нежели наемные работники, поддерживали либеральные ценности, выступали против патернализма и перераспределительной справедливости, тяготели к ценностям индивидуализма, экономической свободы, частной собственности. Наемные же работники предпочитали большее равенство, гарантируемое государственной опекой. После дефолта 1998 г. данные тенденции лишь усиливались. Система политических ценностей представителей среднего класса была весьма противоречивой.
Некоторые авторы указывают на распространенную среди представителей среднего класса в конце 1990-х гг. деполитизацию, причиной которой являлись неудовлетворенности существующим порядком вещей, разочарование в реформах 1990-х гг., а также дезориентация в том, какие политически силы (политики, партии и движения) способны выразить их точку зрения по ключевым вопросам развития страны [1, а87].
Данные об участии в голосовании не вполне подтверждают указанный тезис. Так, в 1996 г. респондентам был задан вопрос: «Вы участвовали во втором туре Президентских выборов 3 июля?», и большинство представителей среднего класса в лице малого бизнеса (68%) и наемных работников (80%) ответили положительно. Все же явное большинство участвовало в выборах, хотя малый бизнес проявил существенно меньшую активность.
При ответе же на вопрос: «За кого Вы проголосовали во втором туре Президентских выборов?» большинство среднего класса отдало голоса за Б.Н.Ельцина (76% среди предпринимателей, 64% наемных работников) При этом за Г.А.Зюганова отдали голоса 17% предпринимателей и 22% наемных работников [7].
Однако кризис 1998 года внес существенные коррективы в ориентации среднего класса. При ответе респондентов на вопрос: «Если бы выборы Президента России состоялись сегодня, за кого бы Вы проголосовали?» уже после дефолта 1998 г. результаты поменялись: наибольшее число респондентов (41% среди предпринимателей и 33% среди наемных работников) ответили, что проголосовали бы «против всех». При этом 9% как предпринимателей, так и наемных работников ответили, что не приняли бы участия в выборах вообще, 16% предпринимателей и 12% наемных работников отказались от ответа [7].
На наш взгляд, данные показатели являются следствием усталости и разочарования представителей среднего класса от жизни в условиях политической нестабильности, налицо недоверие политическим лидерам, деятельность которых представлялась борьбой чуждых интересам и заботам обычных людей элитных групп.
Представляют интерес данные о распределении оставшихся в последнем упомянутом опросе голосов респондентов, свидетельствующие о дифференциации мнений среди предпринимателей и наемных работников. При ответе на вопрос, заданный респондентам в 1998 г. «Если бы выборы Президента России состоялись сегодня, за кого бы Вы проголосовали?» предприниматели в 10% случаев отдали бы свои голоса за Ю.М.Лужкова,
в 5% случаев за А.И.Лебедя и Г.А.Явлинского, в 3% случаев за Г.А.Зюганова и Б.Н.Ельцина, при этом в 1% случаев предприниматели отдали бы свои голоса за Б.А.Березовского, В.С.Черномырдина, Е.М.Примакова и М.М.Задорнова Наемные работники в 11% случаев отдали бы свои голоса за Г.А.Явлинского, в 10% за Ю.М.Лужкова, в 6% за А.И.Лебедя и Г.А.Зюганова, 4% за Е.М.Примакова. Таким образом, среди представителей среднего класса в лице малого бизнеса наибольшей (хотя и небольшой по отношению к 100%) популярностью пользовался «крепкий хозяйственник» Ю.М.Лужков, а среди наемных работников - известный своими леволиберальными взглядами Г.А. Явлинский
[7].
Таким образом, разочарование в результатах демократических перемен не уничтожило полностью возлагавшихся на них ожиданий, эти ожидания и разочарование сосуществовали в сознании среднего класса.
Негативные оценки превалировали, после кризиса 1998 года большинство малых предпринимателей и наемных работников, относимых к среднему классу, оставалось недовольным итогами либерально-демократических реформ, хотя и при более позитивном отношении предпринимателей к свободной рыночной экономике и нежелании среднего класса в целом возвращаться в социалистическое прошлое.
Такая ситуация объективно благоприятствовала повороту в политике, осуществленному с приходом на пост президента В.В. Путина, когда сохранение ряда важных результатов реформ 1990-х годов было соединено с политикой укрепления государственности, экономической и политической стабилизации, улучшения материального положения ряда групп, относимых к среднему классу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алимбеков М. М. Политическая институализация среднего класса в условиях модернизации российского общества: дис ... канд. полит. наук / М.М. Алимбеков. -Уфа, 2006. - 158 с.
2. Мареева, С. В. Средний класс в современном российском обществе: специфика становления: 2003-2009 гг. : дис ... канд. соц. наук / С.В. Мареева. - Москва, 2009. - 191 с
3. Авраамова Е., Овчарова Л. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков// Вопросы экономики. - 2001 г. - №1
4. Беляева Л.А.В поисках среднего класса // Социологические исследования. - 1999.- № 7.- с.72-77.
5. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии // Е.М. Авраамова и др.: под ред. Т. Малевой: Моск. Ценрт Карнеги-М.: Гендальф - 2003 -506 с.
6. Средний класс в современном российском обществе. - М.,1999. - С.176
7. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE: М1р:// www.cpc.unc.edu/projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms)
8. Наумова Т.В. Становление среднего класса в реформируемой России//Соц.-гуманит. знания. 1999.№4.С.11-24
9. Горшков М.К. Средний класс по-российски// Независимая газета: НГ-сценарии. - 1999.-№7
10. Воейков М.И.Возможности статистического изучения среднего класса //Вопросы статистики. - 1999г. - №11
11. Гаицгори Г.Ю. Возможен ли в России средний класс, М.: Эслан,2002
12. Комардина, О. Н. Статистический анализ формирования и развития среднего класса России: дис. ... канд. экон. Наук/ О.Н. Комардина. - М.,2008.-180 с.
13. Малева Т. Средний средний класс. Можно ли число состоятельных семей в России увеличить в три раза? //Российская газета.2005 г.-№3703 от 18.02.2005 г.
14. Средний класс в России. Проблемы и перспективы// Научные труды №9,-М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998-215 с.
Статья поступила в редакцию 21.01.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018