Научная статья на тему 'Функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь'

Функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2553
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ECONOMIC INSTITUTION / FUNCTIONS OF INSTITUTIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головчанская Елена Эдуардовна, Шаховская Лариса Семеновна

В статье исследуются и определяются функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь. Выделяются функции ограничения, координации, распределения, стимулирования, информационную, образовательную, интеграционную, системообразующую. Определяется взаимосвязь институциональной среды и институциональной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF INSTITUTIONS WITHIN THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article examines and identifies the functions of institutions in the institutional environment of innovative economy of the Republic of Belarus. From this point of view the following functions can be identified: limiting function, functions of coordination, distribution, promotion, information, education, integration, systematization. The relationship between institutional environment and institutional infrastructure is also determined.

Текст научной работы на тему «Функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS

УДК: 338.2

Статья подготовлена в рамках гранта «БРФФИ - РГНФ-2015г. № Г15Р-004 от 04.05.15

Головчанская Елена Эдуардовна

Кандидат экономических наук, доцент Белорусский Государственный университет, г. Минск

Шаховская Лариса Семеновна

Доктор экономических наук, профессор Волгоградский Государственный технический университет

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье исследуются и определяются функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь. Выделяются функции ограничения, координации, распределения, стимулирования, информационную, образовательную, интеграционную, системообразующую. Определяется взаимосвязь институциональной среды и институциональной инфраструктуры.

Ключевые слова: институциональная среда, экономический институт, функции институтов, инновационное развитие. Jel classification codes: O 170, O 330

Для цитирования: Головчанская Е. А., Шаховская Л. С. Функции институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь // Крымский научный вестник. — 2016. — №6 (12). — С. 5-13.

Elena Golovchanskaya

PhD (economics), Associate Professor Belarusian State University, Minsk (Belarus)

Larisa Shakhovskaya

Doctor of science (economics), Professor Volgograd State Technical University

FUNCTIONS OF INSTITUTIONS WITHIN THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REPUBLIC

OF BELARUS

The article examines and identifies the functions of institutions in the institutional environment of innovative economy of the Republic of Belarus. From this point of view the following functions can be identified: limiting function, functions of coordination, distribution, promotion, information, education, integration, systematization. The relationship between institutional environment and institutional infrastructure is also determined.

Key words: institutional environment, economic institution, the functions of institutions, innovative development.

Jel classification codes: O 170, O 330

В условиях инновационного развития экономики Беларуси институционализм является тем современным подходом, который способен определить противоречия, возникающие в результате различий темпов социально-экономических изменений: быстро меняющаяся рыночная среда и медленные изменения в структуре общества. Главная идея институционализма — это рассмотрение экономических процессов с учетом культурных, социальных, психологических, правовых, этических и других аспектов, взаимообуславливающих поведение человека. С позиций институциональной экономики субъекты инновационного рыночного пространства — это те институты, которые выполняя определенные функции, вводят рамки поведения экономических агентов в систему экономических отношений и, следовательно, определяют уровень и направление социально-экономического развития общества. Как отмечают многие исследователи «инновационное развитие является продуктами взаимодействия разнородных субъектов хозяйственной системы, действующих в рамках конкретных институтов, что обуславливает наличие тесной взаимосвязи между качеством институциональных условий и темпом инновационного развития современных экономических систем» [9].

А. Е. Шаститко определяет институт как «ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил» [7].

По мнению некоторых ученых, «институты не только направляют усилия людей, устанавливая на формальном и неформальном уровнях систему норм и ограничений, но в том числе формируют их интересы, определяют параметры отношений и взаимодействий внутри фирм, между фирмами и организациями, между субъектами хозяйствования и государством» [5], с чем трудно не согласиться.

Институты являются составной частью институциональной среды и определяют ее инфраструктуру (внутреннюю структуру), которая определяется нами как упорядоченная совокупность институтов, определяющая алгоритмы, инструменты и механизмы человеческого поведения. Институциональная среда рассматривается нами как совокупность основополагающих (политических, идеологических, экономических, культурных) правил и системы контрактации, создающих условия для человеческого поведения. Институциональная среда подвергается постоянной трансформации, что связано с институциональными изменениями, обусловленными несоответствием между имеющимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой.

Институциональная среда и ее инфраструктура — это взаимосвязанные и взаимозависимые конструкции. Институциональная среда определяет направление и быстроту институциональных изменений, создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов, формирующих институциональную инфраструктуру. И, в то же время, функционирование институтов в общей системе институциональной инфраструктуры в условиях необходимости динамичного развития рынка инноваций, последовательного смещения направлений и приоритетов национального развития Республики Беларусь, в том числе, и в международном пространстве, требует изменения норм и правил взаимодействия экономических агентов, что оказывает влияние на

институциональную среду, а значит и на условия формирования и функционирования институтов.

Так, закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [4], заложил правовые и организационные основы для создания благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Другими словами, этот закон послужил фундаментом формирования институтов инновационной деятельности, что повлияло на институциональную среду, поскольку стали формироваться условия для развития национальной инновационной системы и ее составляющих.

Институты в экономическом укладе общества выполняют определенные функции. Так, Аузан А., Дорошенко М., Иванов В., Елисеев А., Калягин Г. и другие исследователи четко обозначили их ограничительную функцию, как препятствие к ресурсам и альтернативам их использования, а, следовательно, и к ограничению в принятии управленческих решений [1]. Однако, при ограничении поведения экономических агентов, снижается неопределенность среды их деятельности и увеличивается их предсказуемость.

Также, важнейшей функцией институтов является их функция координации, которая через установление соответствующих норм, обеспечение информированности и снижение неопределенности среды, определяет поведение экономических агентов. Действия по ограничению и координации влияют на распределение экономических ресурсов.

Другими словами, мы имеем дело с еще одной функцией, выполняемой институтами, — функцией распределения. Ученые утверждают, что распределение обуславливается не только правилами, непосредственно относящимися к акту обмена благами между экономическими агентами, но и правилами, косвенного и общего характера. По мнению Аузана А. А., «Масштабы распределительных последствий действия института могут

варьировать в очень широких пределах, причем связь этих масштабов с содержанием нормы, с ее «близостью» к процессам функционирования экономики, далеко не прямая» [2].

Действия по координации, ограничению, распределению оказывают стимулирующее воздействие на экономических агентов. Правила и ограничения, являясь основой института, через поощрение и наказание стимулируют рыночное поведение, то есть, осуществление эффективных сделок, снижение транзакционных издержек и увеличение выгод (прибыли) приводит к стимулированию активного поведения субъектов экономики. Таким образом, можно выделить еще одну функцию институтов — стимулирующую.

Мы согласны с исследователями, выделяющими информационную функцию экономических институтов, которая заключается в обеспечении информацией субъектов экономики [3]. Максимальная информированность экономических агентов о состоянии экономики и рыночной среды способствует их эффективному поведению и повышению успешных сделок. Коуз, в работе «Природа фирмы», в состав издержек по использованию ценового механизма (транзакционные издержки), наряду с издержками поиска партнеров, издержками ведения переговоров, издержками пересмотра контрактов, включил издержки поиска информации о цене [6]. Накопление, генерация и распространение новейшей информации и новейших знаний является обязательным условием эффективной координации действий экономических агентов и, в конечном итоге, общественного воспроизводства.

Мы считаем, что в условиях инновационной экономики, целесообразно выделить еще одну функцию институтов — образовательную (познавательную, знаниевую, развития), то есть, функцию экономических институтов, которая осуществляется как в образовательных учреждениях Беларуси, так и в процессе инновационной производственно-экономической деятельности субъектов экономики. В процессе сбора, анализа и генерации информации экономическими агентами, осуществляется образовательный процесс и развитие индивида, трансформирующий информацию в новейшие знания. Через осознание

экономических явлений, происходящих в жизни общества, формируется система взглядов на хозяйственный уклад страны в целом.

На современном этапе развития инновационной экономики Беларуси потребность в новейших знаниях существенно возрастает, что обуславливает высокую степень важности двух взаимосвязанных функций: информационной и образовательной. В настоящее время Беларусь является активным участником внешних и внутренних интеграционных процессов. Различные формы интеграции образования, государства, бизнеса (кластеры, предпринимательские университеты, технологические платформы и т.д.), а также межстрановые объединения на постсоветском пространстве (Союзное государство, ТС, ЕврАзЭС и т.д.), подчеркивают активное участие экономических институтов в рамках интеграционной функции институтов [8].

Деятельность субъекта экономики в рамках объединения обеспечивает снижение неопределенности, снижение рисков и издержек. В этой связи, нельзя не отметить системный характер деятельности институтов. Правила и нормы, ограничивающие и стимулирующие поведение экономических агентов, способствуют повышению организованности и упорядоченности экономических процессов. С точки зрения системообразующей функции институтам, как и другим экономическим системам, присущи определенные свойства: статические — целостность, открытость, структурированность, неоднородность; динамические — функциональность, стимулируемость, изменчивость, сохраняемость; синергетические, — объединяющие и усиливающие уже имеющиеся свойства, такие как эмерджентность (возникновение новых свойств системы), неразделимость на части, целесообразность, ингерентность (приспособляемость).

Подведем общий итог. Эффективное функционирование институтов в институциональной среде инновационной экономики Республики Беларусь создают благоприятные социально-экономические, организационные и правовые условия для ее дальнейшего развития, усиливая ее конкурентные преимущества за счет функционального взаимодействия институтов в рамках

имеющейся институциональной среды, которая самоорганизуется и трансформируется под воздействием потребностей общества в инновационном развитии.

Институты инновационной экономики Республики Беларусь выполняют следующие функции: ограничения, координации, распределения, стимулирования, информационную, образовательную, интеграционную, системообразующую. Все они взаимосвязаны друг с другом и только в рамках этого взаимодействия могут представлять из себя мощный фактор инновационного развития национальной экономики.

Таким образом, институциональная среда и институциональная структура — это взаимосвязанные и взаимозависимые конструкции. Институциональная среда определяет направление и скорость институциональных изменений, создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры. И, в то же время, функционирование институтов в системе национальной институциональной инфраструктуры в условиях необходимости динамичного развития рынка инноваций требует изменения норм и правил взаимодействия экономических агентов, что и оказывает влияние на формирование институциональной среды, меняя под инновационные потребности общества.

Литература

1. Аузан А., Дорошенко М., Иванов В., Елисеев А., Калягин Г. и др., «Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория», учебник, М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Аузан А. А. Институциональная экономика. Институты и их функции в экономике. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //bookitut.ru/Instituczionalj naya-ekonomika- 1.3.html#a3. 1 -2-Instituty-i-ikh-funkczii-v-ekonomike — Дата доступа: 16.10.2016.

3. Деревянко В. М. Функции институтов в современной экономике // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. Воронеж. — 2010. № 2 С.5-8.

4. Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z114.htm — Дата доступа: 22.11.2016.

5. Лемещенко П. С. Институциональная экономика — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. — 490 с. С12

6. Теория фирмы Роналда Коуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mir.zavantag.com/ekonomika/1002990/index.html — Дата доступа: 14.11.2016.

7. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория./монография —3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. — 591 с. С.554

8. Шаховская Л. С., Головчанская Е. Э. Интеграционные процессы как необходимое условие развития интеллектуальных ресурсов в системе университетов предпринимательского типа // Белорусский экономический журнал. 2016. № 2 (75). С. 31-44.

9. Шаховская Л. С., Попкова Е. Г., Позднякова У. А., Поликарпова Т. И., Литвинова Т. Н. Структура интеллектуальных ресурсов и институциональные условия инновационного развития современной экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. №2 9-2 (131). С. 172179.

References

1. Auzan A., Doroshenko M., Ivanov V., Eliseev A., Kaljagin G. i dr., «Institucional'naja jekonomika: Novaja institucional'naja jekonomicheskaja teorija», uchebnik, M.: INFRA-M, 2011. (in Russian)

2. Auzan A. A. Institucional'naja jekonomika. Instituty i ih funkcii v jekonomike. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://bookitut.ru/Instituczionaljnaya-ekonomika-1.3.html#a3.1-2-Instituty-i-ikh-funkczii-v-ekonomike (in Russian)

3. Derevjanko V. M. Funkcii institutov v sovremennoj jekonomike // Vestnik VGU. Serija: Jekonomika i upravlenie. Voronezh -2010. № 2 p. 5-8. (in

Russian)

4. Zakon Respubliki Belarus' «O gosudarstvennoj innovacionnoj politike i innovacionnoj dejatel'nosti v Respublike Belarus'» [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z114.htm (in Russian)

5. Lemeshhenko P. S. Institucional'naja jekonomika — Mn.: OOO «FUAinform», 2003. — 490 p. S12 (in Russian)

6. Teorija firmy Ronalda Kouza [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://mir.zavantag.com/ekonomika/1002990/index.html (in Russian)

7. Shastitko A. E. Novaja institucional'naja jekonomicheskaja teorija./monografija —3-e izd., pererab. i dop. — M.: Jekonomicheskij fakul'tet MGU, TEIS, 2002. p. 554 (in Russian)

8. Shahovskaja L. S., Golovchanskaja E. Je. Integracionnye processy kak neobhodimoe uslovie razvitija intellektual'nyh resursov v sisteme universitetov predprinimatel'skogo tipa // Belorusskij jekonomicheskij zhurnal. 2016. № 2 (75). p. 31-44. (in Russian)

9. Shahovskaja L. S., Popkova E. G., Pozdnjakova U. A., Polikarpova T. I., Litvinova T.N. Struktura intellektual'nyh resursov i institucional'nye uslovija innovacionnogo razvitija sovremennoj jekonomiki // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 9-2 (131). p. 172-179. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.