ББК 65.263 (5Каз)-21-01
А. Б. Джетписова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий управления инвестициями и концепций функционирования инвестиционного рынка. Усложнение теорий происходило по мере развития различных школ и направлений, начиная с античных (Платон и Аристотель) и заканчивая современным синтезом теоретических выводов и инвестиционной практики (Нобелевские лауреаты П. Самуэльсон, Г. Марковиц, М. Миллер, Ф. Модильяни, У. Шарп, Д. Тобин, Р. Солоу и др.).
Особую значимость в условиях глобализации мировой экономики, увеличения числа рыночных субъектов приобретает институциональная методология анализа инвестиционных процессов, которая выходит за рамки чисто экономических проблем и методов и базируется на использовании подходов различных научных дисциплин: политических, социальных, экономических, технологических, правовых и др.
Экономическое направление институционализма - новая институциональная экономика -основывается на неоклассических принципах исследования: методологический индивидуализм, максимизация полезности, ограниченная рациональность экономических агентов, их оппортунистическое поведение. При этом изменяются и объекты анализа: анализ товара сменяется анализом совокупности отношений собственности; прибыли - прав на остаточный доход; способа производства как взаимодействия производительных сил и производственных отношений -анализом института; противоречия - конфликтом.
Новая институциональная экономика возникла в США в 1960-е гг. как направление, в рамках которого осуществлялась критика кейсианского регулирования экономики, базирующегося на достаточности установления рыночных правил игры и закреплении их в законодательных актах для эффективного хозяйствования. Методологической основой развития новой институциональной экономики послужили: теория прав собственности (Р. Коуз, Р. Познер, С. Пейович), теория трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон), оптимального контракта (Дж. Стиглиц, Й. Макнил), государства, ответственного за установление и эффективную защиту прав собственности, теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), конституционной экономики (В. Ванберг). Дальнейшее развитие новая институциональная экономика получила в работах Д. Норта (теория возникновения и изменения институтов), Г. Саймона (теория ограниченной рациональности), Л. Тевено (экономика соглашений), О. Фавро (теория конвенций), Р. Буайе (теория регуляции) и др.
Уникальность состояния институциональной теории в современной России определяется тем, что ее отдельные течения не развивались эволюционно в процессе гносеологической (идейной) конкуренции, а были имплантированы фактически в готовом виде в связи с открытием границ отечественного информационного пространства в начале 1990-х гг. [1]. Результаты наиболее значимых фундаментальных исследований по институциональной экономике отражены в работах ее ведущих российских представителей - А. Аузана, В. Гребенникова, Б. Ерзнкяна, В. Зотова,
О. Иншакова, Р. Капелюшникова, С. Кирдиной, Г. Клейнера, Я. Кузьминова, Д. Львова, В. Маевского, В. Макарова, А. Московского, А. Некипелова, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Преснякова, В. Полтеровича, Е. Попова, О. Сухарева, В. Тамбовцева, А. Шаститко, Д. Фролова и др., к основным достижениям которых следует отнести [2, с. 55-56]:
— углубление общей теории институтов и эволюционной концепции институтогенеза;
— эндогенизацию институционального фактора производства в обобщенной модели производственной функции, разграничение понятий институции и института;
— осуществление институционального анализа процесса социально-рыночной трансформации с формированием основ теории институциональных реформ;
— развитие институциональной теории предприятия и межфирменной интеграции;
— диверсификацию исследований негативных институциональных явлений, в том числе теневой экономики, дисфункций и «ловушек»;
— внедрение институционализма в парадигму государственного регулирования.
Основными элементами в институциональной теории выступают понятия института и институций, сущностные характеристики которых являются предметом многочисленных дискуссий, так же как и их субординация (см. работы В. Л. Тамбовцева, О. В. Иншакова, Н. Н. Лебедевой, Р. И. Капелюшникова, О. С. Сухарева, А. Е. Шаститко, Д. П. Фролова, К. Бесси, О. Фавро и др.). Мы будем руководствоваться точкой зрения профессоров О. Иншакова и Д. Фролова, которым институт видится «типовой организационной формой комплекса однородных институций, обеспечивающей их воспроизводство и гомеостазис как целостной системы социально признанной и необходимой деятельности» [1, с. 41], а институции - как «обособленные виды деятельности, социально закрепляемые в качестве статусных функций агентов хозяйства в ходе общественного разделения труда» [2, с. 80], проявляющиеся в форме норм и правил, рутин и процедур, ценностей и санкций, конвенций и контрактов, моделей поведения и стереотипов мышления, органов и институтов.
Следовательно, институции являются функциональным содержанием хозяйственной деятельности, а организации выступают ее структурными формами или социальной формой структуры субъектов и объектов экономических отношений. При этом если организации - это системы коллективного действия, то соответствующие им институты - особые формы сверхколлек-тивной субъектности [2, с. 83].
Таким образом, институты создаются для разрешения конкретных проблем хозяйственной деятельности посредством генерирования необходимых правил. Нормы и правила воплощают в себе результаты и факторы воспроизводства институтов, инструменты механизма их функционирования.
В соответствии с Законом Республики Казахстан (РК) от 8 января 2003 г. № 373 «Об инвестициях» (в редакции от 13.02.2009 г.) инвестиционная деятельность определяется как деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником). Не подвергая подробному критическому анализу приведенную трактовку, отметим некоторую односторонность формулировки, выражающуюся в ограничении законодательным актом инвестиционной деятельности сферой предпринимательства, чем игнорируется возможность осуществления инвестиционной деятельности в социальной сфере. Кроме того, вместо общего и широкого понятия объектов предпринимательской деятельности, ранее использовавшегося в действовавших законодательных актах, вводятся только два вида объектов: уставный капитал и фиксированные активы, что должно реально стимулировать развитие производственной сферы и оживить внутренний рынок Казахстана.
Таким образом, данный закон является правовой нормой, устанавливающей пределы общественных отношений между субъектами инвестиционной деятельности в РК, действий физических и юридических лиц в статусе инвесторов, т. е. границами отношений между субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Законом в РК выступают коммерческая и предпринимательская деятельность.
Инвесторы - это физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в РК. Под инвестициями понимаются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником).
Вложение инвестиций предполагает обмен прав владения, распоряжения и пользования инвестируемым имуществом, как отношений собственности, на определенную выгоду для инвестора. Передача указанных прав (полностью или частично) - трансакция - осуществляется на основе контрактов (договоров), которые фиксируют, какие правомочия и на каких условиях подлежат передаче, т. е. в основе инвестиционной деятельности лежат нормы и правила, регулирующие действия субъектов инвестиционной деятельности.
В соответствии с методологией новой институциональной экономики возникновение нормы, правила является результатом воспроизводства института, т. к. они вводятся в результате многократного повторения и типизации регламентируемых ими действий, что позволяет нам выделить особую значимость места и роли институтов в процессе инвестиционной деятельности.
Субъекты инвестиционной деятельности, формирующие инвестиционный спрос и реализующие предложение, вступают во взаимодействие друг с другом на инвестиционном рынке, механизм функционирования которого характеризуется определенным соотношением спроса и предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации. Посредством инвестиционного рынка осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционного спроса) во вложения, обеспечивающие прирост капитала. При этом функционирование инвестиционного рынка происходит по определенным правилам, устанавливаемым рыночными институтами, среди которых выделяют законодательно закрепленные организационные структуры - инвестиционные институты - юридические лица любой организационноправовой формы, осуществляющие посредническую или консультационную деятельность исключительно с ценными бумагами. Инвестиционный институт может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве: посредника (финансового брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании; инвестиционного фонда; фондовой биржи. В настоящее время инвестиционные институты представляют собой наиболее исследованные в экономической науке типовые организационные формы комплекса институций (дилерство, брокерство, маклерство, инвесторство и т. д.). Однако взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности не ограничивается деятельностью указанных инвестиционных институтов, т. к. предполагает формирование системы устойчивых отношений по поводу упорядочения инвестиционной деятельности не только на рынке ценных бумаг, но и реального инвестирования.
В этой связи инвестиционная деятельность предстает потоком действий, направленных на создание, функционирование и развитие инвестиционного рынка путем установления правил, организации и информационного обеспечения преобразования инвестиционных ресурсов во вложения, обеспечивающие прирост капитала. Правила определяют как общепризнанные и защищенные предписания, которые разрешают или запрещают определенные виды действий одного индивида или их группы при их взаимодействии с другими людьми или группами [3, с. 106]. С точки зрения уровня реализации правил выделяют: глобальные - конституционные (политические) и экономические - формируют институциональную среду; локальные - контракты, обеспечивающие функционирование индивидов. Используем данный подход для выделения институциональных структур, реализующих на инвестиционном рынке указанные правила.
Конституционные правила предназначены для определения порядка принятия государственных решений в сфере управления инвестиционной деятельностью, осуществления контроля за формированием и размещением инвестиций, т. е. создают условия принятия решений на уровне федеральных, региональных субъектов, а также фирм, предприятий, учреждений. Следовательно, для генерирования конституционных (политических) правил необходима система институтов публичной власти и управления, созданных сверху, обеспечивающая прямое и косвенное воздействие государства на процессы, протекающие в экономической сфере, и в частности - инвестиционной. Формирование, функционирование и развитие системы институтов публичной власти и управления обусловлены влиянием объективных и универсальных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную жизнь общества, таких как: различия в стартовых условиях развития стран и регионов; существующая политическая система; отрицательные проявления человеческой природы и т. д.
Представление о месте и роли институтов в управлении экономикой углублялось по мере значительного расширения их совокупности и усиления влияния на экономические процессы и отношения. Из общей категории «институты», в основном трактуемой как «совокупность относительно общих и устойчивых, законодательно закрепленных или неформальных, исторически сложившихся норм, правил, формирующих общественные, экономические отношения и взаимодействия между людьми, организациями и странами» [4, с. 126], выделилось понятие «экономические институты», воспроизводящее формальные и неформальные правила экономического поведения субъектов хозяйствования, к которым относят (согласно мнению представителей волгоградской экономической школы) институты банка, биржи, фирмы, страховой компании, инвестиционные институты - институт венчурного фонда и т. д. Необходимость управ-
ления инвестиционной деятельностью связана с тем, что обмен прав собственности, организуемый при помощи контрактов того или иного типа, существенно различен. В связи с этим минимизация трансакционных издержек требует подбора для каждой трансакции наиболее подходящей для нее структуры управления, которая может идентифицироваться с тем или иным типом контракта, способом управления или компромиссного выбора между рынком и иерархией. В результате создаются институты управления как совокупность организационных форм управления экономическими объектами, процессами, отношениями, а также сложившихся обычаев делового поведения, основывающихся на нормах общественной этики и морали. При этом выделяют институты государственного управления, представленные, с одной стороны, в виде типовых органов государственного управления, а с другой - в виде законодательнонормативной, социально-культурной и морально-этической базы.
Высшей социальной формой закрепления всеобщих функций членов общества является Конституция. Принятые во многих современных государствах конституции непосредственно закрепляют право собственности, а также статус глав государства, правительства, палат парламента, ряда правительственных ведомств, судов общей и специальной юрисдикции в экономической сфере, т. е. нормы конституционного права регламентируют экономическую и политическую деятельность государства на основе системы институтов публичной власти: президентской власти и парламента и институтов управления - правительства и его органов.
В соответствии с Конституцией РК регулирование институтом президентской власти экономической сферы проявляется в определении внутренней и внешней политики государства; структуры Правительства; назначении Президента Национального банка; утверждении законов и государственных программ.
Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов, вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, принимает конституционные законы и законы, в том числе:
— утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;
— устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
— устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана;
— решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи.
Особый статус в управлении экономическими процессами принадлежит Национальному банку РК, который имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком РК и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный банк возлагаются следующие задачи: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; обеспечение функционирования платежных систем; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Не менее значимая роль в управлении экономическими процессами принадлежит Правительству РК, которое имеет в этой сфере существенные полномочия: разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства посредством формирования республиканского бюджета и обеспечения его исполнения; внесения в Мажилис проектов законов; организации управления государственной собственностью; разработки мер по проведению внешней политики республики; руководства деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов.
Таким образом, каждый из перечисленных институтов «располагает своим, характерным для него составом институций... обусловливающих возможность организации человеческой -экономической, инвестиционной - (вставка автора) деятельности» [5, с. 40] в определенных условиях среды.
Возникновение вышеуказанных институтов явилось следствием необходимости достичь оптимального сочетания экономической целесообразности деятельности предприятий и организаций как целевых групп агентов взаимосвязанных институций с достигнутым уровнем конституционного развития.
Для реализации вышеперечисленных функций Правительством РК Президент РК определяет его структуру, т. е. систему экономических институтов на основе организованных институций в процессе общественного разделения и кооперация труда. К ним следует отнести созданные в РК: Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ), Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), Министерство финансов (Минфин). Кроме того, в качестве институтов инвестиционного рынка в РК определены Национальный банк (НБ), формирующий и реализующий кредитно-денежную политику, Министерство иностранных дел (МИД) и отраслевые министерства.
Так, например, МИНТ - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере индустрии и индустриально-инновационного, научно-технического развития страны, и в частности - государственной поддержки инвестиций, создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон; экспортного контроля и т. д. Для обособления функций управления инвестиционной деятельностью в рамках данного министерства создан такой орган, как Комитет по инвестициям МИНТ РК, являющийся ведомством, осуществляющим в пределах компетенции МИНТ, в соответствии с законодательством, специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в сфере государственной поддержки инвестиций в Республике Казахстан.
Основными функциями Комитета по инвестициям выступают: содействие привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан; разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата в стране, создание правовых и иных условий, способствующих привлечению инвестиций; координация деятельности государственных органов по работе с инвесторами; обеспечение деятельности Совета иностранных инвесторов при Президенте РК; содействие привлечению финансовых ресурсов для реализации государственных программ, приоритетных проектов, в том числе за счет займов и грантов, предоставляемых международными экономическими и финансовыми организациями и странами-донорами; создание эффективной системы взаимодействия с инвесторами, содействие в обеспечении соблюдения гарантий, установленных законодательством РК, а также в защите законных прав и интересов инвесторов и т. д.
Министерство экономического развития и торговли - центральный исполнительный орган, осуществляющий межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики и выполняющий, в частности, следующие функции: стратегического планирования и формирования основных приоритетов социально-экономического развития РК и регионального развития; международных экономических и финансовых отношений, в том числе регулирования международной экономической интеграции; регулирования и развития внешнеторговой деятельности и внутренней торговли; развития и поддержки частного предпринимательства; инвестиций и государственночастного партнерства; управления государственными активами в секторах экономики; развития системы государственного управления и т. д.
Основными функциями Министерства финансов РК в области инвестиционной деятельности выступают: формирование и реализация государственной бюджетной и налоговой политики; государственное регулирование в сфере таможенного дела; управление государственной собственностью, бюджетным кредитованием; управление системой государственных закупок; выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства РК; определение порядка передачи во владение и пользование концессионеру объектов концессии, находящихся в государственной собственности; определение условий, формы и вида приватизации; формирование системы банковских учреждений второго уровня и т. д.
На международном уровне организация инвестиционной деятельности осуществляется Комитетом международного экономического сотрудничества МИД РК, наиболее значимыми задачами которого являются: содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий в РК; разработка предложений в области международного сотрудничества, совершенствование механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями; поиск партнёров и налаживание долгосрочных деловых контактов, обеспечение подготовки и заключения международных договоров по вопросам инвестиционной и экономической деятельности; участие в привлечении финансовых ресурсов, в том числе за счет займов и грантов, предоставляемых международными экономическими и финансовыми организациями; организация
мероприятий с потенциальными иностранными инвесторами в зарубежных странах по вопросам привлечения инвестиций и инвестиционной привлекательности РК; анализ международного экономического сотрудничества с целью привлечения инновационных технологий, потенциальных инвесторов, а также рынков сбыта товаров, произведенных в РК; сотрудничество с международными экономическими организациями и финансовыми институтами; содействие межправительственным комиссиям по торгово-экономическому сотрудничеству РК.
Указанные министерства и Правительство в качестве институтов генерируют экономические правила, т. е. создают условия для возникновения, осуществления и изменения прав собственности, являясь при этом организациями или структурными формами экономической и инвестиционной деятельности. Реализуемые данными организациями институции, в свою очередь, структурируются, что ведет к формированию органов как институционально специализированных подразделений организаций, т. е. относительно обособленных в их рамках внутренних структур, осуществляющих отдельные системные функции [2, с. 82], например, Комитета по инвестициям в составе МИНТ, Комитета международного экономического сотрудничества при МИД и др.
К государственным институтам управления инвестиционной деятельностью в РК следует отнести и институты развития, представленные в виде специализированных государственных организаций, созданных со 100-м % участием государства для эффективного управления инвестиционными ресурсами через системы развития и поддержки бизнеса. Управление такими структурами осуществляется акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», единственным акционером которого выступает государство.
Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития (АО «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», АО «Kazyna Capital Management», «Национальный инновационный фонд», АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» и др.), национальных компаний (АО «Казмунайгаз», ТОО «Объединенная химическая компания», АО «Самрук-Энерго», Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» и т. д.) и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
Создание институтов развития в РК направлено на устранение или смягчение «провалов рынка» - ситуаций, при которых рыночные механизмы не способны обеспечить наиболее эффективное решение экономических и инвестиционных проблем.
На основании вышеизложенного систематизируем место и роль институтов публичной власти и управления в регулировании процессов инвестиционной деятельности.
В рамках института президентской власти и института парламента формируется законодательно-нормативная база регулирования инвестиционной деятельности, определяются приоритеты и основные направления инвестиционной политики на внутреннем и внешнем рынках посредством утверждения государственных программ (например, Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг.), стратегии развития (Стратегия развития Казахстана до 2030 г.); создаются базовые структуры управления, т. е. формируется институциональная среда рынка инвестиций.
Государственные институты управления, представленные в виде типовых, устойчивых организаций (органов), дифференцируют функции и структуры инвестиционной деятельности, являющиеся интегрированными системами, используя специфические инструменты и методы управления инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов. Основными функциями государственных институтов управления выступают:
— информационная - обеспечивает субъектов инвестиционного рынка необходимой информацией (правилами), повышая их компетентность и создавая условия для более рационального поведения;
— соглашения - в рамках которой происходит координация интересов субъектов инвестиционного рынка на основе согласования действий в соответствии со стереотипами хозяйственного поведения, принятого в рамках конкретного института;
— субординации - обусловленность развития одних государственных институтов управления от других: изменение состава функций одного института приводит к их передаче другому. Так, например, управление торговлей входило в состав функций Министерства индустрии и торговли. В результате корректировки стратегических целей развития Казахстана - форсирования индустриально-инновационного развития - данному министерству был передан комплекс управленческих воздействий по регулированию деятельности в сфере индустриальноинновационного и научно-технического развития страны и отдельных сфер экономики. Управление торговлей как обособленным видом деятельности стало функцией Министерства экономического развития;
— развития - государственные институты управления генерируют экономические правила (законы, нормы, требования), которым должны следовать субъекты «легального» инвестиционного рынка. Если же заключение инвестиционных сделок при условии выполнения установленных правил сопряжено с высокими трансакционными издержками, то субъекты инвестиционного рынка заключают иные соглашения, предусматривающие другие модели поведения, которые, в свою очередь, приводят к появлению новых институтов.
Изучение задач и функций государственных институтов управления инвестиционными процессами в РК позволяет сделать следующие выводы:
— внешнее управление инвестиционными процессами, в которое входит и государственное регулирование на основе законодательных и правовых норм, представляет собой институциональное регулирование инвестиционного рынка, тем самым институты формируют условия протекания инвестиционных процессов в виде взаимодействия субъектов инвестиционного рынка между собой и с внешней средой;
— институты предопределяют место и роль субъектов инвестиционной деятельности как субъектов права, собственности, договорных отношений, как участников рынка, производителей и потребителей инвестиционных товаров, обладателей инвестиционных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иншаков О., Фролов Д. Место институционализма в экономической науке // Экономист. - 2005. -№ 10. - С. 39-44.
2. Фролов Д. П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России: моногр. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 462 с.
3. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 384 с.
4. Лебедева Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 326 с.
5. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. - 591 с.
Статья поступила в редакцию 14.12.2010
THE GOVERNMENT INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN:
THE INSTITUTIONAL APPROACH
A. B. Dzhetpisova
Speeding up of industrial innovative development of the Republic of Kazakhstan causes activization of investment activity of managing subjects. Thereupon formation of the institutional environment of the investment market is an objective condition of achievement of strategic targets. The state management of the investment processes is carried out on the basis of the institutes of the public power and the management functioning of which creates conditions for interaction of subjects of investment activity among themselves and the environment.
Key words: institutional economy; institutes of the public power and management; the state institutes of management; development institutes.