DOI: 10.23683/2070-1403-2019-73-2-2-9
ФИЛОСОФИЯ
(шифр научной специальности: 09.00.11)
УДК 101 И.В. Астэр
Российский государственный
педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия
iaster@inbox.ru
ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
[Irina V. Aster Functions of the Orthodox-oriented institution volunteerism]
Social activity, which affects voluntary activity, is an indicator of the level of culture and citi-zen-ship of the individual. Social activity can indicate the processes taking place in society and the problems of its development. Therefore, it is quite a lot said and written about volunteering as a so-cial life. But there is no Church approach to this topic. Secular volunteerism has been actively stud-ied and the idea of it has been formulated. Church social volunteerism, in view of its complete ab-sence in the Soviet period of Russia, is a fairly new phenomenon, there is no clear concept about it. Special attention is paid to the changes in the approach to Church volunteerism and to supplement the humanistic component of secular volunteer activity with the meanings of Christian ministry and the experience of Church and public life. It is considered the disclosure of the functions of Ortho-dox-oriented volunteering. At the heart of Church volunteerism, aimed at helping people, improving their quality of life, are the spiritual values of service and the fulfillment of Christian command-ments, which are taught while in the bosom of the Church.
Key words: volunteering, Church volunteering, functions of Orthodox volunteering, Russian Orthodox Church, diakonism.
Добровольческое движение все больше распространяется в обществе среди людей разного возраста и социального статуса, в нем все активнее участвует молодежь и даже дети. В настоящее время в России православные христиане, которые могли бы встать в ряды церковного социального служения и добровольчества, не заняли в них должного места. Для реальной церковной помощи обществу нужен отряд православных добровольцев, который еще предстоит воспитать и подготовить. Прихожане либо пассивны, либо не востребованы в приходской общине. Они изредка участвуют в разовых акциях и праздничных мероприятиях, спонтанно проявляют частную инициативу и
благотворительность, примыкают к светским волонтерским группами и НКО. Таким образом, православные христиане не позиционируют себя с церковным служением, не осознают, как Церковь и общество нуждается в них.
Церковное социальное служение основывается на религиозном понимании роли и места христианина в обществе. Само словосочетание «церковное социальное служение» указывает на особую сферу деятельности - распространение своих воззрений и действий от лица религиозной организации. И если государственные организации занимаются социальным обслуживанием и социальной защитой населения, то религиозные организации призваны оказывать отличную от государственной помощь человеку и обществу. В государстве всегда существует «своеобразный вакуум» в сфере социальных услуг, который можно заполнить только усилиями гражданского общества. Отчасти это объясняется несовершенством, формализмом и бюрократизацией государственных структур, отчасти, отсутствием достаточного веса общественных организаций, которые могли бы восполнять и решать насущные социальные проблемы.
Церковное добровольчество - это наиболее доступный способ воплощения идеалов служения ближним, и к такому служению призван каждый член Церкви. В документе «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» говорится: «Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие» [2]. Данным документом Церковь определяет свое место и особую миссию в жизни гражданского общества.
Рассмотрим основные функции православно-ориентированного добровольчества. Социальные функции важны для роста и совершенствования
личности, качества и стабильности церковного добровольчества. Социальное служение имеет организационное и объединяющее начало, основанное не только на личной инициативе, а прежде всего, на соборном единстве Церкви. Функции церковного социального добровольчества обеспечивают совместное достижение целей на основе социальных ценностей, норм и образцов поведения. Попытаемся обобщить разнообразные функции, реализуемые институтом православно-ориентированного добровольчества:
1. Мировоззренческая или духовно-нравственная функция отражает центральную духовно-нравственную суть, из которой произрастают ценности, мотивы, значение, смысл жизни христианина и задачи церковного социального служения. Так, доброволец по мере осуществления общественно полезной работы ощущает смысл собственного существования, необходимость добровольческой деятельности, осознает возможность переустройства настоящей реальности и свою значимость и роль в этом процессе. Как результат добровольческой деятельности, формируется набор ценностей, соответствующих требованиям современного мира. Такие качества как взаимопонимание, терпимость, солидарность, гибкость и другие, появляются в ответ на следующие современные процессы: глобализация, миграция, интеграция, поликультурное взаимодействие.
2. Экологическая функция. Соборность церковной общины соответствует идее малого космоса. Члены общины взаимодействуют с материальным миром на основании принципа нестяжательства и преобразовывают его посредством труда - физического и духовного, поскольку в Писании сказано: дело человека - «владычествовать... над всею землею» (Быт. 1,26), но владычествовать - возделывая и храня ее (Быт. 2,15). Любовь к ближнему, природе и всему живому, братство - основополагающие ценности церковного социального служения.
3. Интегративная функция. Предоставляет возможность добровольцу осознать себя внутри единой церковной общности и формирует основания коллективного существования и общей деятельности всего человечества, стимулируя групповую консолидированность. С одной стороны, длительный период времени религия оказывалась единственным интегрирующим началом, позволяющим увидеть отличия одного народа от другого, с другой, цель православно-ориентированных доброволь-
цев - спасение не только самих себя, но служение всему миру. Не случайно в одном из современных документов РПЦ рекомендуется «привлекать к церковному социальному служению... людей нецерковных, но искренне желающих помочь» [1]. «Православный христианин может участвовать в общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместно с людьми других убеждений, сообразуясь со своей христианской совестью» [3].
Именно посредством добровольческой деятельности наиболее результативно в социум включаются подростки и молодые люди, которые проходят школу жизни посредством этой деятельности, сталкиваясь с различными социальными проблемами, перенимая социальные образцы поведения старших коллег и т.д. Интегративная функция приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколений с помощью единых разделяемых воззрений.
4. Коммуникативная функция. Развертывается в трех планах: в плане общения добровольцев с Богом, в плане их общения друг с другом и с разными людьми. Богообщение - высший вид общения. Именно через ближнего доброволец приближается к диалогу с Богом. Добровольческая работа связана с потребностью общения с руководителями волонтерской или другой социальной организации, другими волонтерами, целевой группой, работниками муниципальных органов, в которых осуществляются волонтерские проекты. Коммуникация «учитель-ученик» указывает на ведущую роль духовного наставника, его знания и пример, через который происходит процесс созидания человека на пути служения. Учитель добровольца в процессе длительного контакта собственным примером, но не учением, передает знания и, безусловно, данные знания более успешно воспринимаются учеником, чем знания из книг или проповедей.
5. Функция социального патронажа сложилась в тяжелые исторические периоды войн, эпидемий и социальных потрясений. Это уход за больными, опека детей-сирот, помощь немощным старикам, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями. Социальный патронаж заключался не только в заботе о нуждающихся, но и строительстве социальных объектов - больниц, богаделен, амбулаторий, приютов, в
создании условий для оказания помощи нуждающимся, непосредственном участии в жизни человека. Добровольная деятельность направлена на выявление и решение различных проблем социальной жизни.
6. Компенсаторная (психотерапевтическая) функция - эмоционально приспосабливает к социальным и природным катаклизмам, помогает преодолеть психологические кризисы, облегчает состояние человека, связанное с различными разочарованиями, жизненными травмами и смертью. Христианство позволяет человеку удовлетворить потребность в самореализации посредством активной деятельности в миру.
7. Воспитательно-образовательная функция. Участие в добровольческих проектах требует от человека проявления таких качеств как доброта, честность, благородство, самоотверженность и другие. Церковное добровольчество направлено на реализацию духовных потребностей, а не на получение материального поощрения. Однако вознаграждение добровольца заключается в том опыте служения, который он приобретает. В зависимости от социальных проектов, он получает различную и многогранную практику, включая навыки и умения, необходимые для выполнения той или иной работы. Взаимодействие с людьми формирует для волонтера дополнительный социальный капитал.
8. Функция повышения гражданской активности и социальной ответственности. Активная гражданственность предполагает: 1) идентичность с ценностным миром человека; 2) участие, через которое человек испытывает чувства причастности, переживания, сопринадлежности и влияния; 3) общение с другими людьми; 4) проявление заботы и внимания в неразрывной связи с эмпатией, гуманностью и социальной ответственностью. Активный гражданин, как личность, участвует и действует, общается с другими людьми и проявляет внимание к другим людям и общим делам [5, с. 202].
Участие в добровольческой деятельности осознается как проявление активной гражданской позиции. Добровольцы небезразличны к проблемам других, они понимают свою способность к изменению существующего грешного мира к лучшему посредством собственной деятельности с Божией помощью. Благотворительная деятельность способствует как преодолению бюрократизма структур социального обеспечения, с каждым днем становящихся все бо-
лее обезличенным, так и децентрализации крупных корпораций и политических объединений, использующих все более совершенные технологии, сводящих роль личности к наблюдению, но не деятельному творческому участию.
Социальная ответственность должна стать ключевой категорией современного церковного мировоззрения. «Настоящее гражданское общество не может существовать без стремления самих людей сделать жизнь вокруг себя лучше, внести личный вклад в улучшение окружающей социальной обстановки», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл [4]. Ответственность служащего христианина перед Богом - не уронить доверие Церкви и не обесценить дар свободы, данной во Христе Иисусе, Который преобразил личность и вселил в нее нравственный закон. Нравственный закон запечатлен Богом в совести человека. Отношение к долгу и обязанностям определяются состоянием совести и волевым качеством требовательности к себе. Если понятие обязанность, как эквивалента добра, связано с этической стороной жизни, то долг - с понятиями достоинства и блага. Состояние нравственного самосознания будет руководить намерениями к исполнению долга и обязанностей, а совесть давать им нравственную оценку.
Если понимать добровольчество всего лишь как выбор между «хочу»/«не хочу», «буду»/«не буду», то понятия долга и обязательств может сводиться к нулю. Ведь я, по большому счету, никому ничего не должен и не обязан. Как тут разобраться? Здесь вступает в свои права совесть, которая имеет возможность слышать оценку, которую Бог дает мыслям, чувствам и поступкам. Совесть можно научиться обманывать, но нельзя не слышать. Нравственный закон, данный Богом, личностен и совесть его знает. Самопринуждение - это подчинение своего Я нравственному закону. Нужда, как образ действия, указывает на какую-то важную цель и эта нужда заложена в природе человека. Почему мы говорим о добре с таким желанием, ожидаем его по отношению к себе? Потому что нуждаемся в этом добре. Добро без действия не может себя выразить, оно побуждает к размышлению о нем, ищет способы, как себя проявить. А это и есть рождение реальных дел, обязывающее начать работу.
Добровольческая деятельность - это не теория, а живая практическая жизнь. Долг и обязанность христианина в подражании Творцу. Всякое доброе дело - ни что иное, как акт любви и благодарности Богу. Такое понимание откликнется через совесть и рождает чувство ответственности - не как тяжелое бремя, а как великий дар Божиего доверия.
Церковное добровольчество предоставляет большую степень свободы и выражает доверие Церкви. Но это не идеализация внешней свободы, оправдывающей любые действия человека. Личностная свобода в православном добровольчестве проистекает из соборности - соборности как многоединства, божественной характеристики Церкви. Соборность создает творческую среду, где каждая личность выражает себя и создает, предлагая себя самого как дар.
В данной христианам свободе религиозное сознание возлагает на них ответственность: перед Богом, за сохранение достоинства личности; перед человеком за уважение к его личности; перед совестью за исполнение долга и взятых обязательств; ответственность за свой выбор; ответственность за свидетельство миру; ответственность за репутацию Церкви как организации, которую представляет доброволец.
Реализация перечисленных функций церковного социального добровольчества - показатель уровня культуры общества, гражданской позиции его населения. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность.
Таким образом, основной ценностью функций добровольчества, выполняемых в жизни общества на основе религиозного подхода, является регулирование поведения людей в обществе с помощью примера соблюдения христианских норм и правил, объединения нравственного опыта поколений, воспитания человека и ответа на сущностные вопросы бытия (цель и смысл жизни, тайна страданий и смерти).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. О перспективах развития церковного социального служения. Итоговый документ I съезда глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1558281.html (дата обращения 10.02.2019).
2. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения 10.02.2019).
3. Общественная деятельность православных христиан. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 февраля 2011 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400931.html (дата обращения 10.02.2019).
4. Патриарх Кирилл призывает народ быть активнее в отстаивании своих прав и улучшении условий жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39626 (дата обращения 10.02.2019).
5. Социальная работа и гражданское общество / Под ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. СПб.: Скифия-принт, 2006.
R E F E R E N C E S
1. On the prospects for the development of church social service. The final document of the 1 st congress of heads of diocesan departments for social service of the Russian Orthodox Church [Electronic resource]. Access mode: http://www.patriarchia.ru/db/text/1558281.html (access date 10.02.2019).
2. About the principles of the organization of social work in the Russian Orthodox Church. The document was adopted on February 4, 2011 by the Bishops' Council of the Russian Orthodox Church [Electronic resource]. Access mode: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (access date 10.02.2019).
3. Social activities of Orthodox Christians. Definition of the Sanctified Arch-priest of the Russian Orthodox Church of February 2, 2011 [Electronic resource]. Access mode: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400931.html (access date 10.02.2019).
4. Patriarch Kirill urges people to be more active in defending their rights and improving their living conditions [Electronic resource]. Access mode: http://www. blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39626 (access date 10.02.2019).
5. Social work and civil society / Ed. I.A. Grigorieva, A.A. Kozlova, V.A. Samoilova. SPb.: Scythia-print, 2006.
_15 февраля 2019 г.