Научная статья на тему 'Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации'

Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35925
2297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / STATE THE SYMPTOMS OF THE STATE / STATE FUNCTIONS / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

В данной статье представлены понятие, классификация и признаки функций государства, определена их роль в разные периоды в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article introduces the concept, classification and characteristics functions of the state and defines their role in different periods in our country.

Текст научной работы на тему «Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации»

законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности Материалы Межведомственного круглого стола. Под редакцией Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. 2016. С. 83-89.

Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, РОЛЬ И ХАРАКТЕР В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: государство, признаки государства, функции государства, политика государства.

Аннотация: В данной статье представлены понятие, классификация и признаки функций государства, определена их роль в разные периоды в нашей стране.

Keywords: state the symptoms of the state, state functions, state policy.

Abstract: This article introduces the concept, classification and characteristics functions of the state and defines their role in different periods in our country.

Государство в нашей жизни имеет огромное значение, потому что оно оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества. С первого дня образования государства появились и его функции.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами [1-2].

Функции взаимосвязаны с сутью и социальным назначением государства. При изучении функций можно подлинно установить сущность общества. Тесную связь функции государства имеет с её целями и задачами. Но их следует различать. Цель государства - это итог, к которому оно стремиться, задачи же государства - это способы её достижения, а, соответственно, функции - это действия государства. Таким образом, цели и задачи являются определяющими для функций государства.

Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует

нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы.

Для более полного исследования понятия «функции государства» следует сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства- с определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти. Таким образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса, так и всего государства.

Осуществление государством своих функций происходит с помощью специальных методов. Эти методы делятся на правовые и неправовые (организационные). К правовым относятся следующие:

-правотворчество-деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, без которых осуществление функций государства невозможно;

-право исполнение - применение нормативно-правовых актов на практике. Оно реализуется исполнительной властью государства. Суть право исполнения заключается в решении повседневных вопросов государства путём управления;

-правоохранительная деятельность-это непосредственно реализация мер по осуществлению охраны прав и свобод гражданина, применение мер по пресечению правонарушений;

К неправовым формам осуществления функций государства относятся: изучение различной информации, принятие жалоб от граждан, рассмотрение предложений от различных комиссий и комитетов и другое.

Определенная функция представляет собой общность методов реализации государственной власти, которые связаны с направлением деятельности государства.

Для более полного рассмотрения функций государства необходимо использовать метод классификации. С помощью этого метода можно нормализировать множество государственно-правовых явлений. У каждого типа государств функции были различны, поэтому проблема классификации становится более сложной. Но у них все же есть одинаковые признаки.

Функции государства имеют следующую классификацию: - постоянные и временные.

Такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, изменяются.

Постоянные функции реализуются на протяжении всех ступеней развития государства. Примером таких функций является экономическая, социальная, функция обороны.

Временные функции имеют непродолжительный характер, поскольку они возникают с необходимостью решения определённых задач, которые появляются в результате временных обстоятельств (стихийные бедствия, эпидемии);

- внутренние и внешние [3].

Внутренние функции сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач. Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции.

Внешние функции реализуются за границей данного государства, где оно является субъектом международных отношений. Каждое государство вступает в отношения с другими странами для того, чтобы более результативно решить и внутренние задачи. Примером внешних функций является защита границ государства, дипломатическая функция, внешнеэкономическая и другие;

- основные и неосновные.

Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены.

Основные функции - это те функции, которые считаются приоритетными для данного государства и которые включают сходные направления его деятельности. В основных функциях показывается социальное назначение государства и проявляется его деятельность в целом.

Неосновные функции - это образованные из частей основных функций узкие направления работы государства;

-регулятивные и охранительные;

Регулятивные функции нацелены на экономику страны, на создание условий для качественного развития личности и общества в целом. Примером регулятивных функций: экономическая, финансовая, социальная.

Охранительная функция охватывает защиту свобод и прав граждан, охрану окружающей среды. Примерами охранительной функции служат экологическая функция, правоохранительная и другие;

В последнее время совершаются попытки классификации функций государства, в основе которых лежит принцип разделение властей.

Согласно этому критерию, функции разграничиваются на законодательную, управленческую и судебную.

Для того чтобы в полной мере раскрыть сущность государственных функций необходимо выделить следующие признаки:

- государственные функции никогда не отождествляются с работой всего государства или её индивидуальными сторонами. Сущность каждой функции суммируется из разнообразия однородных сторон работы государства;

- основные черты функций государства определяются не только характером государства, но и спецификой стоящих перед ним задач и целей. Функции как способы достижения поставленных перед государством задач во многом зависят от типа данных задач. Например, при сильном загрязнении воздуха, на главное место становится экологическая функция;

- по своей сущности функции государства всегда проявляют суть самого государства. В них всегда проявляется та истинная роль, которую реализовывает государство для решения своих задач;

- государственные функции не стоит сравнивать с функциями его индивидуальных органов, потому что органы располагают более специализированным характером и распределяется на отдельные части деятельности государства [4-5].

Например, в Российской Федерации появляются проблемы децентрализации функций. Следует разделить сферы деятельности полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти на местах [6].

Реализация государственных функций осуществляется в узкой связи со свойствами аппарата государства.

Список литературы

1. Егорова Е.Н. Обеспечение прав работников при банкротстве предприятия в Европейском Союзе: позитивный опыт для России // Современное право. 2006. № 5. С. 70-73.

2. Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Государственный контроль в сфере частного права: теоретический анализ // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 7-9.

3. Кондрашечкин Р.В. К вопросу совершенствования законодательства в области оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени

В.Я. Кикотя научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 5962.

4. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). - Москва, 2010. - 320 с.

5. Маремкулов А.Н. Юридические формы политики российского государства на северном кавказе в XVIII-XIX вв.: историко-правовой аспект // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2005.

6. Окриашвили Т.Г. Методологические и доктриальиые аспекты теории частных правоотношений в России // В сборнике: Современные тенденции в эволюции методологии правовых исследований Материалы III всероссийского Круглого стола по общетеоретическим проблемам права. 2015. С. 92-109.

Дерюшева О.И.

МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: семья, медиация, семейные споры, конфликты, дети.

Аннотация: Процедура медиации является новой для современного российского законодательства. В статье прописано значение медиативных процедур в деле разрешения конфликтов, снижения нагрузки судей, а также сглаживания конкретных жизненных ситуаций.

Key words: Family, mediation, family disputes, conflicts, children.

Abstract: The mediation procedure is relatively new for modern Russian legislation. The article describes the importance of mediative procedures in resolving conflicts, reducing the burden of judges, and also smoothing specific life situations.

Концепция совершенствования семейного законодательства указывает на необходимость совершенствование правовых механизмов, позволяющих предупредить распад семьи, возникновение семейно-правовых конфликтов [1-2]. Установленный Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации) механизм посредничества не учитывает особенности семейно-правовых споров, в частности неспособность супругов (родителей) выбрать посредника (медиатора) для разрешения их спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.