Научная статья на тему 'Фундаментальные проблемы теории культуры в трудах А. И. Арнольдова'

Фундаментальные проблемы теории культуры в трудах А. И. Арнольдова Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
599
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЗАКОНЫ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ / FUNCTION OF CULTURE / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ / ГЕНЕРАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕЙ / CULTURE / CULTURAL SCIENCE / THEORY OF CULTURE / LAWS OF CULTURE / ORGANIZATION OF SCIENCE / GENERATION OF SCIENTIFIC IDEAS / INTERPRETATION CULTUROLOGICAL IDEAS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Садовская Валентина Степановна, Ремизов Вячеслав Александрович

Анализируется деятельность видного отечественного культуролога, основателя первой в стране кафедры теории культуры в стенах МГИКа, доктора философских наук, профессора А.И. Арнольдова, автора более 200 работ. Особое внимание обращено на презентацию научных идей выдающегося культуролога: обоснование и разработка закона приоритетности культуры в общественном развитии; введение в научный оборот и рассмотрение таких функций культуры, как экономико-ресурсная, духовно-созидающая, синергетийно-гармонизирующая, конвергирующая, информационная, гуманистическая. Рассмотрена также роль А.И. Арнольдова как организатора науки, оригинального интерпретатора культурологического знания, яркого оратора и публициста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article devoted to the analysis of activity of the large domestic culturologist, founder of the country's first Theories of Culture chair in MSUC the Doctor of Philosophy, professor A.I. Arnoldov. In article the main scientific works of the scientist are characterized. Special attention is paid on presentation of scientific ideas of the outstanding culturologist: justification and development of the law of priority of culture in social development; introduction to a scientific turn and consideration of such functions of culture, as economic resource, spiritually creating, sinergetiyno harmonizing, converging, information, humanistic. Also the role of professor A.I. Arnoldov as organizer of science, original interpreter of culturological knowledge, bright speaker and publicist is considered.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные проблемы теории культуры в трудах А. И. Арнольдова»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ А.И. АРНОЛЬДОВА

Валентина Степановна САДОВСКАя,

доктор педагогических наук,

профессор, декан факультета дополнительного образования Московского государственного института культуры, e-mail: idpo@mail.ru

Вячеслав Александрович РЕМИЗОВ,

доктор культурологии, заслуженный работник высшей школы РФ e-mail: idpo@mail.ru

Анализируется деятельность видного отечественного культуролога, основателя первой в стране кафедры теории культуры в стенах МГИКа, доктора философских наук, профессора А.И. Арнольдова, автора более 200 работ. Особое внимание обращено на презентацию научных идей выдающегося культуролога: обоснование и разработка закона приоритетности культуры в общественном развитии; введение в научный оборот и рассмотрение таких функций культуры, как экономико-ресурсная, духовно-созидающая, синергетийно-гармо-низирующая, конвергирующая, информационная, гуманистическая. Рассмотрена также роль А.И. Арнольдова как организатора науки, оригинального интерпретатора культурологического знания, яркого оратора и публициста.

Ключевые слова: культура, культурология, теория культуры, законы культуры, функции культуры, организация науки, генерация научных идей, интерпретация культурологический идей.

Article devoted to the analysis of activity of the large domestic culturologist, founder of the country's first Theories of Culture chair in MSUC - the Doctor of Philosophy, professor A.I. Arnoldov. In article the main scientific works of the scientist are characterized. Special attention is paid on presentation of scientific ideas of the outstanding culturologist: justification and development of the law of priority of culture in social development; introduction to a scientific turn and consideration of such functions of culture, as economic - resource, spiritually - creating, sinergetiyno - harmonizing, converging, information, humanistic. Also the role of professor A.I. Arnoldov as organizer of science, original interpreter of culturological knowledge, bright speaker and publicist is considered.

Key words: culture, cultural science, theory of culture, laws of culture, function of culture, organization of science, generation of scientific ideas, interpretation culturological ideas.

Чрезвычайно ответственно и сложно писать о человеке, который на протяжении более полувека ассоциировался с расцветом отечественной культурологии. Доказательство: послужной список Арнольда Исаевича: Институт философии АН СССР - заведующий сектором философских проблем культуры, главный научный сотрудник Института философии РАН; заведующий кафедрой теории и истории культуры, которую он создал в стенах Московского государственного института культуры ещё в середине 60-х годов минувшего века, - первую такую кафедру в нашей стране; руководитель научно-исследовательского центра МГУКИ; член исполкома Европей-

ского общества культуры; ректор Европейского университета социальных и гуманитарных знаний; вице-президент международной академии информатизации, имеющей генеральный консультативный статус в экономическом и социальном совете оон. Этот список не просто впечатляет. он демонстрирует магистральное направление деятельности учёного, а также свидетельствует о том, что Арнольдов все время находился на передовых позициях общественной культурологической мысли и был включён в общеевропейский теоретико-культурологический процесс как активный и авторитетный участник.

Важно знать не только спектр его исследовательских интересов, но и особого рода «поисковый темперамент» его научных трудов, которых более 300. однако и это не главное. Главное, что А.и. Арнольдов - автор 12 монографий. Каждая монография - это фундаментальная разработка конкретной научной проблемы. основные из них, изданные, к слову сказать, в 22 странах мира: «Культура и современность: диалектика процесса культурной консолидации социалистических стран» (м.: мысль, 1973. - 159 с.); «Социалистический образ жизни и культура» (м. 1976., -156 с.); «человек и мир культуры: Введение в культурологию» (м.: мГИК, 1992. - 237 с.); «Введение в культурологию: учеб. пособие» (м., 1993. - 350 с.); «цивилизация грядущего столетия: Культурологические размышления» (м.: ГрААЛЬ, 1997. - 326 с.); «Путь к храму культуры: образование как социокультурный феномен / мгуКИ; Ин-т педагогики соц. работы рао» ( м.: ГрААЛЬ, 2000. - 107 с.); «миссия интеллигенции: драма и надежды / мгуКИ; Ин-т педагогики социальной работы рао» (м.:

грааль, 2001. - 84 с.).

нельзя не отметить и ещё одну деталь его портрета как учёного. он является признанным, пользующимся огромным уважением организатором науки в области культурологической проблематики. Имя А.И. Арнольдова как руководителя авторского коллектива связано с одной из первых фундаментальных отечественных работ по теории культуры, изданной Политиздатом, - «основы марксистско-ленинской теории культуры»(1976), объединившей таких видных исследователей, как С.н. Ар-тановский, В.Г. Афанасьев, Ю.В. Бромлей, Л.н. Коган, Ю.А. Лукин, В.м. межуев и другие. Кроме отмеченной работы, широкую известность получили коллективные труды: «Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур: Сб. статей» (1980); «Культурный прогресс: философские проблемы» (1984 ); «Культура, человек и картина мира» (1987).

Под редакцией А.И. Арнольдова с 1995 года длительное время выходил подлинно «пионерский» альманах - ежегодник «Культурология: новые подходы», давший жизнь многим инновационным идеям в области теории культуры, ее динамики и функций в социуме.

В его создании принимали участие многие ведущие теоретики современной культурологической мысли. Среди них - П.В. Гуревич, В.И. Пелипенко, А.Я. флиер, Э.А. орлова, м.м. Шибаева.

осмысливая целостную картину его научных трудов в содержательном плане, следует отметить, что основные идеи исследований А.И. Арнольдова связаны с разработкой теории культуры и культурологии как специальной науки; с конституированием системы её понятий и категорий; с обоснованием и раскрытием динамики проявления закономерностей культурного процесса и духовного производства; с разработкой научных принципов международного культурного сотрудничества и общечеловеческих ценностей в мировом сообществе; проблематикой культурной глобалистики.

В трудах ученого особое место занимают обоснование и разработка закона приоритетности культуры в общественном развитии; теоретическое рассмотрение таких функций культуры как: экономико-ресурсная; духовно-созидающая; синерге-тийно-гармонизирующая; конвергирующая и др.

В последних своих работах А.И. Арнольдов новаторски вводит в социокультурное исследовательское поле проблематику информационных процессов - от их сущностных проявлений в сфере культуры до неоднозначных общественных тенденций. Им выдвинут принципиально новый взгляд на информацию как глобальную общечеловеческую культурную ценность и заложены основы исследования гуманистических аспектов информационной цивилизации XXI века.

Достойны высокого признания и нравственно-психологические усилия в сочетании с научным вкладом А.И. Арнольдова по органичному соотнесению сферы социальной педагогики и культурологии. Тут обнаруживаются огромные перспективы и для нашей страны, и для «общеевропейского дома». Так, только сегодня ЮНЕСКО в полную меру поднимает вопрос об истощении природных ресурсов планеты и об определяющей роли в развитии человечества ресурса человека, его культуры, а Арнольдов этой проблеме посвятил, начиная с 90-х годов, ряд монографий: «Человек и мир культуры» (М., 1992); «Цивилизация грядущего столетия» (М., 1997); «Открытие мира культуры» (М., 2003).

Портрет ученого будет неполным, если не сказать ещё о двух его особенностях как автора. Во-первых, о языке и стилистике научного изложения. Арнольд Исаевич мыслит и пишет о культурных процессах чрезвычайно образным, метафоричным и в то же время предельно ясным языком. Он в лучшем смысле слова - популяризатор культурологического знания. Именно с этим связано и второе его качество - постоянная нацеленность на читателя, соучастника его мыслительного процесса. Подчас удивляешься магии его образного изложения сложных теоретических проблем.

Не скроем, что некоторые лица склонны пенять на эту «простоту» изложения. Однако вспомним, что существует изречение: «Знать - это уметь объяснить ребенку». Читатель А.И. Арнольдова, конечно, не ребенок, но ему предлагаются ясные понятия и четкие умозаключения.

Завершающая в вышеуказанном перечне книга ученого «Открытие мира культуры» стала как бы и его завещанием, Она написана необыкновенно проникновенно, на какой-то волне душевного одухотворения и уважения к читателю. Сами главы и разделы обозначают парадигмы обращенности, итог мироизучения и постижения смыслов культуры автором: «Творец духовных ценностей» (Чудодейственная тайна культуры. Человек - высшая ценность бытия. Новый реальный гуманизм - требование времени. На пути к личностной культуре), «Социальное и духовно-нравственное здоровье человека: мечта и реальность» (Приоритет личности - важнейший закон культуры. Культура и свобода - побратимы. Секреты социального здоровья человека. В труде - величие человека. Нравственная культура: современное видение. Культура жизнедеятельности - энергия нового века), «Тернистый путь открытия и постижения культуры» (Потребность в культуре - живой человеческий императив. Дар восприятия культуры. Коллизии в системе распространения духовных ценностей). В книге профессора А.И. Арнольдова в яркой и увлекательной форме дано научное понятие культуры, её зримый образ, её роль в жизни человека и общества, её место в новой цивилизации. На основе анализа социокультурной ситуации освещена роль гуманистического мировоззрения и культурного наследия - фундамен-

тальных общечеловеческих ценностей; раскрываются противоречия и коллизии, происходящие в культурном движении, его утраты, поиски, обретения, пути преодоления негативных явлений. Выдвинут принципиально новый взгляд на развитие национальных культур в условиях глобализации, дан научный портрет важнейшего феномена современности - культуры человеческого общения, диалога культур в мировом сообществе.

Данная работа явилась для авторов статьи одним из мотивов написания монографии «Культура научного творчества» (м.: Наука, 2012). Узнав об этом, Арнольд Исаевич очень обрадовался тому, что он выступает генератором новых научных работ. Здесь нельзя не сказать об Арнольдове как о человеке. Характерными его чертами были искренность, доброжелательность, отсутствие кичливости (ровность общения и приветливость), совершенное отсутствие даже намека на свое возвеличивание, работоспособность, желание поддерживать других.

Характерным его высказыванием о себе было: «Живу как на сковородке», но говорил он это весело, шутя, явно демонстрируя удовольствие от такой жизни. он обладал талантом внушать уверенность своим ученикам в собственных силах и способностях. Как правило, его комментарии при аннотации научных рукописей аспирантов и соискателей, были: «Вы молодец. отлично. Еще чуть-чуть и вы напишете прекрасную работу».

он был примером аккуратности и вдумчивости в научной деятельности и в жизни. В сложные моменты всегда спокойно говорил: «Надо подумать...». Думал и принимал, как правило, мудрое, верное решение. Арнольд Исаевич, как человек науки, обладал подлинным литературным даром и журналистским «чутьём».

Последнее среди дарований Арнольда Исаевича давало ему возможность быть ещё и талантливым популяризатором науки. Поражаешься его эрудиции: тексты его статей насыщены высказываниями «великих», картинками из истории науки. Его стиль письма заражает неистовым исканием истины. Ему свойственно «подавать» даже известное как открытие, в новых оттенках. Далеко не каждый способен на подобное «письмо», на такое чувство, на такой стиль изложения научного знания.

он своим умом мог охватить задуманную работу в целом как произведение, имеющее и содержание, и форму, и завязку, и кульминацию, и развязку. Вспоминается, что один из видных ученых своего времени В.А. разумный говорил, что статьями Арнольдова в годы Великой отечественной войны в «Литературной газете» все зачитывались. Такие они были яркие, актуальные, аналитические. В данной связи заметим: не все знают, что Арнольд Исаевич был представителем советской прессы на Нюрнбергском процессе. он имел в числе государственных наград и боевые награды. Уже на закате своих лет ему вручили и орден «За заслуги перед отечеством». он и был сыном своего отечества, отдавшим ему все силы, талант, все лучшие устремления. он прокладывал и проложил в россии дорогу культурологии, «втянул» на культурологическую стезю многих известных ныне людей. Им была создана школа научных исследований, включающая сотни учеников. он показывал пример разработки культурологических проблем, был подлинным организатором культурологической науки. Наконец, он был и остается личностью, которая навечно вписана в память нашего отечества и продолжает активно «работать» на поле культурологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.